8). Также упоминается (но без указания причин и обстоятельств) о немоте З. (гл. 10). В конце апокрифа описана сцена убийства З. за нежелание выдать местонахождение своего сына. По приказу царя Ирода он «был убит… перед храмом» (гл. 23). Заканчивается рассказ загадочными словами о том, что священники, войдя в храм, «тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень» (гл. 24). Последняя деталь из жизнеописания З., по всей видимости, является результатом отождествления его с др. Захарией, «убитым между жертвенником и храмом», о к-ром Иисус Христос упоминает в Лк 11. 51 (ср.: Мф 23. 35). Блж. Феофилакт приводит толкование, имевшее широкое распространение в его время, к-рое также сохраняет это предание. Он говорит, что З. «не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя» ( Theoph. Bulg. In Luc. 11//PG. 123. Col. 872). О том, что З. был первосвященником, также упоминал (возможно, под влиянием «Протоевангелия Иакова») и свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. De incompreh. 2//PG. 48. Col. 710-711). Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) По мнению большинства совр. библеистов (см., напр.: Peels. S. 594), в Лк 11. 51 содержится ссылка на 2 Пар 24. 20-22, где рассказывается о сыне свящ. Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2 Пар 24. 21). Согласно Мф 23. 35, Господь говорит о Захарии, сыне Варахии, отождествляя этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1.

http://pravenc.ru/text/182665.html

1774 The Festal Letters of Athanasius, discovered in an ancient syriac version and edited by William Gureton, Chaplain in ordinary to the Queen. Assistant keeper of manuscripts in the Britisch Museum. London, 1848. 1778 Митрополит Филарет не оставался безучастным также и к переводу творений св. Афанасия. По поводу их он сделал раз такое замечание: „в переводе Афанасия нахожу недоразумения. Вот, напр., маленькое: стадо комаров. До сих пор мы видали рой комаров, беспастырный, а теперь является стадо, которое требует и пастыря. Кто же пастырь? Не отец-ли протоиерей Пётр (Делицын)?“ Но точность и здесь была на стороне Делицына; у св. отца поставлено γλη – стадо, а не σμς или τ σμνος, что означало, бы рой. См. Корсунского, там же стр. 43. 1779 Древнейшая форма этой монограммы представляет из себя такое сочетание букв I и X, которое сильно напоминает собой букву Ж; другая же, позднейшая форма имеет лишь то отличие, что в ней средняя вертикальная черта заменяется буквой Р. 1782 Торжественная встреча в г. Витебске принесённой из Киево-Печерской лавры части святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. Витебск. 1870. 1803 Разумеется Преосв. Леонид, еп. Дмитровский, живший в Саввинском подворье на Тверской улице. О его отношениях к проекту Братства ср. выше, стр. 407. 1805 Имеется в виду книга Хавского „Месяцесловы, календари и святцы русские” см. кн. I этого сочинения стр. 5 и др. по 2-му изданию, Москва. 1856. 1808 Правила об обязанностях учащихся в Московской Духовной Академии и о взысканиях за нарушение оных. Москва. 1871. 1819 Преосв. Савва, получив частицу св. Мощей для Полоцкого Спасо-Евфросиииевского монастыря, просил об уделении частицы св. Мощей для г. Витебска. 1820 Прекратившись изданием в 1866 году академический журнал – Творения святых отцов церкви в русском переводе с прибавлениями возродился в 1871 году. 1822 Ивана Зах. Крылова, Достопамятные могилы в Московском Высоко-Петровском монастыре. Москва. 1841. 1823 Архим. Григорием в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских за 1874 г. кн. 1-й напечатана была статья: „Надгробные памятники в Московском Высокопетровском монастыре“ (есть и отдельное издание Москва, 1874): а в 1873 г. он же в Моск. Епарх. Ведомостях 5, 15 и 25) напечатал статью: „Высокопетровский монастырь“ (есть и отдельное издание Москва, 1874).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко Іилю сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко Іилю: . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение И. П. было в «пустыне Иудейской» (Мф 3. 1) и возле Иордана (Мф 3. 5-6; Мк 1. 5). Эти обстоятельства напоминают прор. Илию, к-рый жил как возле Иордана (3 Цар 17. 3-5), так и в пустыне (3 Цар 19. 4). В ВЗ выражение «пустыня Иудина» (см., напр.: Суд 1. 16; ср.: Пс 62. 1) относится к территории возле Мёртвого м. (та местность, где во времена И. П. располагалось в т. ч. и поселение кумранитов). Однако присутствие мытарей (в данном случае, возможно, сборщиков таможенных пошлин, а не податей) и солдат (Лк 3. 12-14) более естественно в пограничной зоне. В таком случае И. П. мог проповедовать на границе между Иудеей (к-рой в то время управлял рим. префект) и Переей (принадлежавшей тетрарху Ироду Антипе). На Перею как на место служения И. П., видимо, указывает и Иосиф Флавий (опираясь на его данные, можно также предположить, что И. П. проповедовал на границе с Набатейским царством). Нек-рые ученые полагают, что И. П. находился в Перее на вост. берегу Иордана в том самом месте, где евреи во главе с Иисусом Навином вошли в землю обетованную ( Stegemann. 1999). Евангелист Иоанн указывает в качестве места проповеди И. П. Вифавару (Ин 1. 28) (в ранних рукописях указывается Вифания ), а позже сообщает, что он крестил в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин 3. 23). Последний мог располагаться как в Самарии, так и в Десятиградии. Евангелисты Матфей и Марк особое внимание уделяют одежде и образу жизни И. П. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом (см.: Мф 3. 4; Мк 1. 6). Это описание скорее всего указывает на его пророческое служение или отсылает к образу прор. Илии, о к-ром в 4 Цар 1. 8 говорится, что он был «весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим». Однако слова     в евр. оригинале текста могут пониматься двояко: у Илии были длинные волосы, или он носил власяницу (ср.: Зах 13. 4). Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. 30-е гг. XVI в. (НГОМЗ)

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Владычество, господство Владычество, господство: 1) слово «владычество» употребляется в ВЗ, очевидно, в том же смысле, что и ⇒ царство . Напр., в Пс. 144 слова «царство» [евр. малхут; соответствует греч. басилейа, «царская власть» ] и «владычество» [евр. мемшала] выступают как синонимы. В мессианском пророчестве Ис. 9 говорится о «владычестве [евр. мисра] на раменах Его» (Князя мира). Здесь подразумевается ⇒ Царство Божие , которое в конце времен Христос вернет в руки Отца ( 1Кор. 15:24 ; см. Пс. 102:22 ; Дан. 6:26 ; Зах. 9:10 ); 2) в НЗ слово «господство» [греч. кюриотес], строго отделенное от понятия «царство» [греч. басилейа], употребляется почти исключит. для обозначения ангельских сил. Когда ап. Павел говорит о всем Божьем творении, созданном при посредстве Христа, о видимом и невидимом, он подразумевает и небесные силы, которые составляют часть этой картины сотвор. мироздания. «Престолы, господства, начальства, власти» ( Кол. 1:16 ) – вот перечень ангельских сил. Через Свое воскресение и вознесение на небеса Христос возвысился над всяким господством ( Еф. 1:21 ). В конце нынешней эпохи Он передаст Свое царство (владычество) в руки Отца и тем самым упразднит всякое господство ( 1Кор. 15:24 ). Слово кюриотес дважды употреблено в НЗ и в другом значении. Дерзкие люди «не страшатся злословить высших», т.е. небесные силы, и отвергают кюриотес – (небесные) начальства ( 2Петр. 2:10 ; Иуд. 1:8 ), поскольку они презирают Бога и Господа Иисуса Христа. Их, как и всякие силы тьмы, постигнет Божья кара. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Зах.3:3 .  Иисус же одет был в запятнан­ные одежды и стоял перед­ Ангелом, Зах.3:4 .  который отвечал и сказал стояв­шим перед­ ним так: снимите с него запятнан­ные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торже­с­т­вен­ные. Правосудие Божие удовлетворено; теперь настало время милости и прощения, в знак чего, по повелению Ангелом Иеговы, подчиненные ему Ангелы снимают с первосвященника запятнанные одежды, в которых он стоял пред Ангелом Иеговы, своим судьей; а ему самому объясняется, что это снятие обозначает прощение греха. Вслед за тем, по повелению Ангела Господня, первосвященник облечен в одежды торжественные (Венск.: чистые). Так как первосвященник, в данном случае, является в качестве представителя всего народа, то и оправдание его служит символом оправдания всего народа. Зах.3:5 .  И сказал: воз­ложите на голову его чистый кидар. И воз­ложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Го­с­по­день стоял. Относительно возложения, в частности, чистого кидара на голову первосвященника св. Ефрем делает следующее замечание: «священнику, служившему пред наступлением плена, сказано было: сниму с тебя украшение и кидар ( Иез.21:26 ), который на главе твоей; теперь же Ангел повелевает, говоря: на главу возвращающегося из плена священника возложить кидар чист» (с. 229). Зах.3:8 .  Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед­ тобою, мужи знаменатель­ные: вот, Я при­вожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Зах.3:9 .  Ибо вот тот камень, который Я по­лагаю перед­ Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В заключение дается обетование, относящееся к предмету чаяний всего Израиля. Иисусу и его собратьям священникам предрекается о явлении раба Божия, имя которому Отрасль. Этим именем обозначается, конечно, Мессия. Но исследователи отрицательного направления пытаются доказать, что в Зах.3:8 назван Отраслью Зоровавель (и только он); Зеллин, напр., рассуждает: по Зах.4:9 основателем и строителем храма представляется Зоровавель, а по Зах.6:13 – Отрасль: отсюда тождество Зоровавеля и Отрасли не может подлежать сомнению (And.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зах.5:9 .  И поднял я глаза мои и увидел: вот, по­явились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и по­несли ее между землею и небом. Затем появились две крылатые женщины, которых крылья способны были к быстрому передвижению на далекие пространства. Выражение: ветер был в крыльях непонятно само по себе; а сравнение с крыльями аиста указывает, по мнению толкователей, на то, что женщинам предстоит далекий путь, для которого необходимы крылья аиста, совершающего без утомления свои перелеты на значительные расстояния (Marti 417). Сосуд поднят был женщинами, и они понесли его между землею и небом, т. е. по воздуху (у евреев нет слова соответствующего «воздух»). Зах.5:10 .  И сказал я Ангелу, говорив­шему со мною: куда несут они эту ефу? Зах.5:11 .  Тогда сказал он мне: чтобы устро­ить для нее дом в земле Сен­наар, и когда будет все при­готовлено, то она по­ставит­ся там на своей основе. На вопрос пророка о цели символического путешествия, Ангел ответил, что для сосуда с заключенным в нем олицетворением нечестия будет приготовлен дом в земле Сеннаар, и он будет поставлен там навсегда. Под Сеннааром ближе всего разуметь Вавилон, а смысл всего видения таков: нечестие от иудеев удаляется к их врагам в Вавилон, где и будет постоянное местопребывание нечестия, для которого не должно быть места в св. земле. Примечание. Некоторые комментаторы (Кейль, Клифот, Орелли, Ружемонт) главу V трактуют как одно видение (шестое), не находя достаточных оснований к разделению ее на две части, описывающих, два самостоятельных видения (шестое и седьмое), как делает большинство толкователей (Карпцов, Келер, Кюнен, Драйвер, Браденкамч, Новак, Смит, Марти, Штретер, еп. Палладий и др.). Мнение большинства следует признать более основательным, так как держащиеся противоположного взгляда не вполне последовательно доказывают свою мысль о неразрывной связи первой половины гл. V со второю. Так, напр., Кейль, рассуждая о двух картинах (Bilder), составляющих одно видение (Geseilt), и называя видение пятой главы Doppelvision, двойным видением (Ss. 560 и 565), очевидно, делает некоторую уступку опровергаемому им мнению. Ружемонт во втором откровении пророку Захарии насчитывает семь видений и символическое действие (с. 176), но говорит и о восьми видениях (с. 210), впадая в противоречие с самим собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото, Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его». Затем Зах.3:9 : «Ибо вот, тот камень, который я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день». Зах.4:7 : «Кто ты, великая гора перед Зоровавелем? ты равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем». Точно также сравни Пс.117:22 : «Камень, который отвергли строители, соделался Главою угла». 165 Это выражение может означать не то, что следует прибавить именно «год» к настоящему году, и потом наступит бедствие, но ту общую мысль, что срок бедствия еще не настал, что пока еще несколько годов пройдет обычным своим порядком: «прилагайте год к году». Смысл притчи в конце 28-й главы: Господь наблюдает времена, определенные сроки наказания – требует скорее последнего понимания. На 1-ое понимание, по-видимому, наводит выражение 32:10: которое передано в русском синод. переводе так: «еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь» Но если такой перевод правилен, то нужно было бы, по-видимому, ожидать при слове (здесь и в 29:1) члена или мест.   – «к этому году» (а после слова союза «и», как напр. в 16:14; 21:16 и 29:1–2). Слово скорее употреблено в неопределенном значении «некоторые дни» (ср. 34:8: «ибо настал день мщения у Господа, год возмездия за Сион») и означает то же, что в 29:1: «приложить год к году» т. е.: еще через несколько лет: или: «в некоторые дни (приложенные) к году» («придет время, когда»...). 166 Следует заметить, что как в 28:16 под камнем Сиона разумеется не только царство Сиона, но и Мессия, так и в Арииле «льве Божием», «герое Божием», по-видимому, прикровенно точно также указывается на Мессию: по свойственному пророку способу представления. Мессия как бы разделяет судьбы народа и нередко носит даже общее с народом имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Сектант 6) «Кто учит, говорит ап. Павел, иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим. 6:3–4 ). Объяснения православного 6) Во времена св. Апостолов учили иному и не следовали здравым словам Господа нашего Иисуса Христа еретики, особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие всякие словопрения ( Деян. 17:21 ); а в наше время им подражают сектанты, ибо слово Божие ясно велит нам сохранять св. Предание: «стойте и держите Предания» ( 2Фес. 2:15 ), – «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания» ( 1Кор. 11:1–2 ), «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3:6 ), – так учит св. апостол о св. Предании, а сектанты учат, что св. Предания не нужно, следовательно, именно они учат иному и не следуют здравым словам св. Писания, которое и будет судить их в день оный. Сектант 7) Господь запрещает прибавлять к св. Писанию какое бы то ни было учение, следовательно, и всякие предания: а) «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедую» ( Втор. 4:2 ) Объяснения православного 7) а) Приводимое сектантами место из 22–й главы Второзакония запрещает не св. Предание, а языческое учение и в частности – поклонение Ваал–Фегору, что видно из пояснений следующего, 3–го, и дальнейших стихов этой же главы: «глаза ваши видели, что сделал Господь Бог наш с Ваал–Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал–Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя, а вы, прилепившиеся к Господу Богу вашему, живы все доныне» (ст. 3–4). К постановлениям и законам, о которых говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 29:25 ); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7:29,36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:22,24–28; Неем. 10:34 ; Зах. 8:19 ; 1Мак. 4:59  см. Ин. 10:22  и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6) Где в св. Писании указывается на определенное время для постов? 6) В книге Левит читаем: «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмый месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши» (16 гл. 29 ст.). «Пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством, только любите истину и мир» ( Зах. 8:19 ). О пророках и учителях Антиохийской Церкви читаем, что «когда они пребывали в служении Господу и посте, то Дух Святой сказал им: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Слова: «пребывали в служении и и посте» показывают, что пророки и учители постились и молились некоторое более или менее продолжительное время. В книге Деяний, в описании путешествия ап. Павла в Италию, говорится о том, что плавание зимой для Апостола и его спутников «было уже опасно, потому что и пост уже прошел» ( Деян. 27:8–9 ), чем ясно указывается на зимний пост, соответствующий нашему Рождественскому. Таким образом, как у Евреев, так и у христиан были посты не только однодневные, но и продолжавшиеся определенное продолжительное время. 7) Потому, что Бог не есть Бог неустройства, но мира, т. е. порядка: от того и в Церкви Христовой «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:33,40 ). Каков был бы среди верующих порядок, если бы каждый по своему желанию и прихоти устанавливал отдельные посты, праздники, церковные торжества: если бы напр., один постился на Рождество, а другой праздновал Пасху среди Великого поста и т. п.? Если каждый член благоустроенного общества обязан подчиняться установленному в нем порядку жизни, а при нежелании подчиняться ему исключается из общества, то тем более каждый член Церкви должен повиноваться всем ее определениям, иначе, по справедливости, должен быть отлучен от нее, что Церковь и делает, когда, снисходительно разрешая нарушение постов для больных, или в исключительных обстоятельствах, напр., во время военных действий, повальных болезней, голода и т. п., анафематствует, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010