Арх. Гавриил объясняет видение прор. Даниилу. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г. Арх. Гавриил объясняет видение прор. Даниилу. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г. В Книге пророка Даниила есть особые черты, выделяющие ее среди др. произведений апокалиптического жанра. Так, значительную часть книги занимает раздел, посвященный «биографии» главного действующего лица и рассказывающий о жизни Д. при дворе вавилонских и персид. правителей (главы 2, 4-6). Исследователи отмечают, что в этих историях немало общего с произведениями, принадлежащими к жанру т. н. придворного рассказа ( Смагина. 2004. С. 4). К этому жанру относятся нек-рые книги как ВЗ (Книга Есфири, история Иосифа из кн. Бытие, Книга Товита), так и внебиблейской лит-ры ближневосточного региона (напр., Повесть об Ахикаре). Для подобных рассказов характерно следующее: действие происходит при царском дворе, главный герой добивается особого расположения царя, одерживая верх над врагами (Есфирь, Д.) или над др. предсказателями - толкователями снов (Иосиф, Д.). Важной чертой иудейских придворных историй является скрытое или явное руководство Бога, Который помогает праведным и благочестивым героям избежать смерти и добиться успеха. Апокалиптические видения глав 7-12 в Книге пророка Даниила также подразделяют на 2 части, отличные по жанру. 1-ю ч. составляют «аллегорические видения» глав 7 и 8, 2-ю - «ангельские повествования» глав 9 и 10-12. Видения глав 7 и 8 имеют черты сходства с др. апокалиптическими произведениями «исторического» плана (т. е. содержащими пророчества о ходе мировой истории), напр. с 1 Енох 1, 36 и 2 Енох. Характерная черта видений глав 7 и 8 заключается в том, что Д. получает объяснение каждого видения от божественного толкователя (Дан 7. 16 - «один из предстоящих», 8. 16 - арх. Гавриил); эта черта присутствует уже в книге пророка Захарии, в главах 1-6 (см., напр.: Зах 1. 14). Однако видения Д. более таинственны в сравнении с теми, что у прор. Захарии ( Collins. 1993. P. 55). Нередко отмечают сходство между изображением «небольшого рога» из Дан 8, к-рый «вознесся до воинства небесного» и «на Вождя воинства сего» (Дан 8. 9-11), и упреками прор. Исаии «деннице, сыну зари», к-рый считал, что он будет «подобен Всевышнему» (Ис 14. 12-14) (Ibid. P. 332).

http://pravenc.ru/text/171183.html

В. ГЕте (перевод Б. Пастернака). Поэтому противник С. на его уровне бытия — не Бог, а Архангел Михаил, предводитель добрых Ангелов и заступник верующих в священной войне с С. В Ветхом Завете слово «С.» — еще имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе II в. до н. э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. таШта, «вражда»); срв. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. πονηρς, напр. Мф. 6:13; 12:19 и 38), «Враг» и т. п. По своей природе С. подобен Ангелам («сынам Элохима»), в кругу которых предстает пред Лицом Господа (Иов 1:6). Его отношения с Господом поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Господа и боится Его запретов (Иов 1:12; 2:6; Зах. 3:2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Господом (Иов 1:9–10), что дает ему роль не то прокурора на суде Господа, не то интригана и наушника при Его дворе. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в «избранном народе», будь то царь Давид (1 Пар. 21:4) или первосвященник Иегошуа (Зах. 1:2), искушая их и вводя в грех, ставя на их пути препятствия и оковы. Позднеиудейская литература развивает и систематизирует эти черты. Поведение С. как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории «грехопадения» Адама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (Прем. 2:23–24 и др.). Здесь С. выступает уже не только как клеветник на человека перед Господом, но и как клеветник на Господа перед человеком, «приносящий ябеду на творца своего» («Таргум Псевдо–Ионафана» к Быт. 3:4). Ряд легенд приписывает С., именуемому также Самаэль, плотскую связь с Евой и зачатие Каина («Пирке рабби Елиэзер», 21, срв. библейский рассказ о греховном зачатии рода исполинов от соитий «дочерей человеческих» с «сынами Элохима» — смысловую инверсию языческих мифов о рождении полубога от связи смертной с богом; взгляд на Еву как на пособницу и подругу С. подчеркнут в легенде «Ялкут Берешит», 1, 23, согласно которой они были сотворены одновременно, что отразилось на возможной этимологии ее имени). Внушениям С. приписываются все черные дела из истории «избранного народа», например поклонение израильтян золотому тельцу (специальная месть С. за получение ими закона Господня на Синае, см. ст. «Моисей»; «Шаббат», 89а и др.), прелюбодеяние Давида с Вирсавией («Санхедрин», 96а), указ Амана об уничтожении иудеев, даже написанный на пергаменте из рук С. («Эстер рабба», 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

181 Правда, таких подробностей нет в тексте Библии, но ведь мы излагаем не текст, а его объяснение. В видах наилучшего объяснения и св. отцы, напр. св. Иоанн Златоуст , вводили такие подробности в свое толкование, каких тоже нета в Библии. Так, напр., в толковании на Быт.19:8 св. Иоанн Златоуст упоминает о блистательной красоте дочерей Лота, между тем этого указания нет в Библии (см. Твор. св. Иоанна Златоуста IV, кн. 2, стр. 481, изд. Спб. Дух. Акад. 1898). Точно также в Библии не сказано, что до грехопадения прародители вследствие общения с Богом-Светом испускали из Себя сияние, которое служило им и одеянием и вместе украшением и которого они лишились по грехопадении. Твор. Иоанна Злат. IV, кн. 1. Бес. XVIII, стр. 156. Между тем указание на это «славное и блестящее одеяние» совершенно объясняет, почему прародители по грехопадению вдруг ощутили ноготу и стыд ( Быт.3:7:10 ). 183 Моавитяне жили недалеко от Египта и несомненно стояли под его культурным влиянием. А по верованию Египтян благодетельный маг не только мог для владычества над духами обращаться с прошением и молитвой к Божеству, но даже более – повелевать самим богам. Из обычного там предположения, будто удотребление известных магических формул возводит человека до богов и может слить его с каждым из них, естественным образом возникла вера, что эти формулы или изречения заключают в себе силу, которая может повелевать даже самым могущественным богом; поэтому и александрийские писатели сообщают, что Египтяне думали посредством своих заклинаний и магических формул принуждать богов исполнять свои желания и открываться им: ибо названный своим настоящим именем никакой бог не был в силах сопротивляться силе заклинания (Lenormant, Magie. S. 101:102). 185 Когда Валаам называет Иегову своим Богом, этим он обозначает себя чтителем Иеговы, ср. Ос. 2:25; 8:2; 9:8 ; Зах. 13:9 ; Пс.3:2,4; 18:7–29 . Текст упомянутых ( Чис.22:8–18 ) стихов не представляет затруднений в понимании и в обоих переводах одинаков по мысли; что же касается некоторых слов и выражений русского перевода, поставленных в скобки, то эта черта и в прописанных стихах и в прочих многих местах этого перевода произошла с одной стороны вследствие отсутствия заскобленных слов и выражений в общепринятом еврейском тексте (так называемом масоретском), с другой желанием передать на русский язык еврейский текст насколько возможно ближе к авторизованному церковно-славянскому переводу св. писаний. Различие между славянским и русским переводами в ст. 18–м в выражениях: «возвратитеся к господину своему» и «пойдите в землю вашу» не имеет существенного значешя в деле понимания и посему пояснение представляется излишним. Выражение ν τ διανο μου «в разуме моем» (ст. 18) по нашему соображению должно рассматривать, как объясняющее дополнение, ибо в дошедшем до нас евр. тексте соответствующего выражения нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

утренняя звезда. Вероятно, аллюзия на Чис. 24,17 место, которое считается мессианским пророчеством (см. также Откр. 2,28; 22,16 ). Если это так, то символ относится ко Христу и Его Второму пришествию. взойдет... в сердцах ваших. Поскольку выражения «начнет рассветать день» и «утренняя звезда» относятся ко Второму пришествию Христа, Петр, вероятно, говорит о чувствованиях верующих при полноте откровения, которая явится с возвращением Христа. Читатели послания должны внимать верному «пророческому слову» до дня, когда это слово будет заменено грядущим полным откровением ( 1Кор. 13,8–12 ). 1 никакого пророчества... нельзя разрешить самому собою. Греч. слово «эпилисис» «развязывание», «разрешение», «объяснение» иногда употребляется, чтобы обозначить богоданное истолкование пророческого видения, но им никогда не называют библейские толкования. Хотя Петр опровергает ложность толкования своих противников (3,16), в данном контексте ему важнее всего подчеркнуть достоверность и богоданный характер апостольских и пророческих свидетельств (ст. 16–19,21). Ветхозаветные пророчества часто являлись ниспосланными свыше снами или видениями и богоданным их истолкованием (напр., Дан. 8,1–12.15–26 ; Зах. 1,7–21 ). Глумясь над ветхозаветными пророчествами относительно Второго пришествия (ст. 16), противники Петра, возможно, утверждали, будто ветхозаветные пророческие истолкования не были богодухновенными. 1 будучи движимы Духом Святым. Источник пророчеств Дух Святой, дарующий пророкам способность говорить (и писать) от имени Божиего ( 1Пет. 1,10–12 ; 2Тим. 3,16 ). Глава 2 2 ереси. Это греческое слово первоначально имело нейтральное значение «группы», но затем стало означать именно учение групп, отступивших от истины Евангелия. Здесь, вероятно, имеется в виду проповедь христианам такого поведения, какое послужило бы к осуждению проповедников в Судный день (ст. 3; 3,7). отвергаясь искупившего их Господа. Петр не говорит, что христиане могут действительно лишиться спасения ( Ин. 10,28.29 ; Рим. 8,28–39 ); он описывает лжеучителей в выражениях, свойственных их учению (2,20.21). Проповедуя распутство и живя соответственно (ст. 2, 10,13–15,18,19), они выказывают пренебрежение к Господу Христу и тем изобличают свое неверие ( 1Ин. 2,3–6,19 ). См. статью «Предопределенное искупление».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26 ты сказал. Иисус отвечает уклончиво, возможно потому, что первосвященник понимал роль Мессии совсем не так, как Иисус действительно ее исполнил. Таким же образом ответил Он на подобный вопрос Пилата (27,11). отныне узрите. См. Дан. 7,13.14 и Пс. 109,1 . Вероятно, Иисус говорит о том, как Он вознесется и сядет одесную Отца, что и начинается сейчас – с Его унижения и смерти. Иудейские вожди ничего не «узрели». Когда римские солдаты рассказали им о воскресении (28,11–15), а Стефан свидетельствовал, как очевидец, прославление Христа ( Деян. 7,56 ), они так и не поняли, что Тот, Кого они убили, сказал о Себе правду. 26:69–75 О троекратном отречении Петра пишут все четыре евангелиста ( Мк. 14,66–72 ; Лк. 22,54–62 ; Ин. 18,15–18.25–27 ), разнятся только детали. Однако расхождения эти не так уж велики и примирить их можно (напр., Иоанн мог поменять местами второй и третий ответы Петра). Нет необходимости пытаться согласовать рассказы таким образом, чтобы в результате получилось три отречения, чего Иисус не предсказывал. Глава 27 27 раскаявшись. Иуда раскаялся, но не отвергся греха (см. ком. к 3,2). 27:4 Иудеи не могут выказать равнодушия – они ведь заплатили за «кровь невинную». Их попытка снять себя ответственность так же тщетна, как и Пилата (ст. 24). 27 реченное через... Иеремию. Почти дословно процитирован Зах. 11,12.13 , но содержание также тесно связано и с Иер. 19,1–3 , где предвещается, что будет пролита невинная кровь ( Иер. 19,4 ), и описывается Тофет – место погребения невинно убиенных (19,11). В действиях Иуды и первосвященников Матфей видит исполнение судных пророчеств Захарии и Иеремии. 27:14 Молчание Иисуса исполняет пророчество Исаии (53,7). 27 смотрите вы. Означает «виноваты вы» (см. ст. 4: «смотри сам» – «виноват сам»), 27 кровь Его на нас. Пилат явно не желал выполнить то, на чем настаивала толпа. Но люди не побоялись заявить, что принимают на себя ответственность. Виновны иудеи, виновен Пилат, но решали не они – все было предопределено Богом ( Деян. 4,28 ). Согласно Иезекиилю (18,20; ср. Деян. 2,23.39 ), дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И если во время страшных перипетий суда над Христом пред трибуналом Пилатовой претории главными действующими лицами и главными обвинителями выступали саддукеи в лице первосвященников и старейшин, то можно быть уверенным, что в исступленных криках “распни. распни Его“ принимали горячее участие и фарисеи, и те и другие одинаково навлекли на себя вечное проклятие, когда неистово закричали: “кровь Его на нас и на детях наших!“ 1 См. Cunn. Geikie, Life and Words of Christ I-II Vol.; New. York 1886; Edersheim The Life and Times of Jesus the Messiah, I-II vol, 2 ed. London, 1884; Fairbairn, Studies on the Life of Christ, 6 ed. London 1891 и др. Cp. «Христ.Чт.», bыn.V, ст. Н.Н.Глубоковского. 3 Они именно злорадно кричали: «Разрушайте, разрушайте до основания его» (Иерусалим) – в самый критический момент истории Иудейского народа. 6 Так по одному воззрению; по другому их название происходит от прилагательного цадик – праведный. Вопрос еще не решенный. 7 Gfrörer, Jahrhundert, d. Heils I, 155. См. также Geikie, Life and Words of Christ, L, ch. V и VI. 10 См. Eisemimenger, Judenthum entdecktes, Königsb. 1711, vol. I. 337; Geikie, Life, I, p.74 и сл. 16 Такое представление выводилось из Ис. 2:2 , где говорится, что «в последние дни гора дома Господня”будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами и потянут к ней все народы». Воввышнно-духовно пророчство Исаии очвидно подврглось самому чудовищному кривотолку от лжемудрствующего разума книжников. 17 Раввинское в этом отношении очевидно было далеко смелее воображения современных нам Эйфелей, едва осмелившихся подняться со своими башнями на высоту 1 / 4 версты. Но замечательно собственно не это, a το, что раввины при этом приводили в подтверждение своих вымыслов места из пророков, как напр., Зах. 14:10, 9:1 и др. 19 Виссон – самая любимая в древности материя, из тончайшего белого полотна. Богачи платили за эту материю огромные деньги. 36 Иродианами назывались все приверженцы Иродова дома, каковых немало было среди иудеев в то смутно время, и св. Матфей прямо отождествляет с ними и саддукеев, разумеется, в отношении политичских взглядов. 37 Joma 358. Подобные материи приготовлялись из виссона, тончайшего полотна, и были любимыми в высшем аристократическом римском обществе, где за них платились огромные деньги. Известно, что из такой материи у Нерона была парадная скатерть, за которую заплачена была огромная сумма денег (4 млн. сестерций – 200,000 руб.). Читать далее Источник: Лопухин А.П. [А. Митякин пс.] Христос и современное Ему общество//Христианское чтение. 1893. 9-10. С. 353-384. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristo...

В феврале месяце В. Князь велел «поимать» некоторых из знатных новгородцев. 7-го отвезли в Москву Марка Панфильева, старосту Купецкого Ив. Кузм. Савелкова и Марфу Исакову с внуком Вас. Фед. Исаковым (пойманы Марк – 1, Марфа 2-го), Онкифа с сыном Романом, Юрья Репехова, Григ. Кипр. Арзубьева (поиман 6-го). «А животы их всех велел на себя отписати» (ibid. 220). Усмирен был Новгород. Но не сразу осторожный Иоанн III прибрал в свою казну его земли. Лишь поводы, действительные пли придуманные, давали ему каждый раз основание для такого шага. А поводы эти могли быть часто. Зимой 1484 года, по подозрению в сношениях с Литвой, Новгород навлек на себя немилость В. Князя. «Князь велики посла и поима их всех больших и житьих людей, человек с тридцать, и домы их повеле разграбити»; теперь же «и Настасью славную богатую поимав разграби, и Ивана Кузмина поима» (ibid. 236). Земли поиманных, конечно, перешли к В. Князю. Наконец, зимой 1489 года «Новгородцев Князь велики повеле вывести из Новагорода житьих людей, а вести в Новгород Нижний», – кажется по обговору, что они сопротивляются наместникам и волостелям (ibid. 238). Если считать несомненным, что земли и житьих перешли к В. Князю, если прибавить еще земли монастырей, дополнительно взятые на В. Князя (см. ч. III, гл. 4-я) тогда нам ясным теперь станет все: и то, а) кому прежде принадлежали новгородские земли до падения Новгорода, и то, б) когда они были взяты на В. Князя. Писцовая же Книга дополнит наши сведения и данными о том, в) сколько земли еще не принадлежало в В. Новгороде, в Водской пятине, В. Князю. а) Писцовая Книга, описывая земли, непременно отмечает и прежних владельцев земель. Их очень много, но среди них встречаются имена именно тех посадников, бояр, тысяцких и житьих новгородских, которых мы узнали во время прихода В. Князя в Новгород в 1476 и в 1478 годах. Как бывшие собственники земель, в Писцовой Книге упоминаются напр. Ив. Зах. Овинов, Александр Самсонов, Василий Онаньин, Богдан Есипов, Марк Панфильев, Ив. Вас. Микифоров, Ив. Куз. Савелков, Яков Губин Селезнев, Настасья жена Ив. Григорьева, Казимир, Федора, жена Глазоемцева, Гагины, Оф. Горошкова, Оксинья жена Никиты Есипова, Телятевы, Вас. Балакшин, Мих. Берденев, Як. Коробов, Куз. Фефилатов, Конст. Богд. Бабкин, Андр. Плюснин, Грузовы, Фед. Иевль, Вас. Есипов, Род. Норовов, Григ. Тучин, Ал. Скакухин, Клементьевы, Есип Максимов, Подвойской Назар, Божины, Деревяшкина, Олф. Ив. Офонасов. М. Конст. Доможиров, Медведнев, Репехов и др. мн. Со всеми перечисленными фамилиями у нас связывается известное историческое представление, на основании тех данных, какие мы нашли в Летописях и выше привели. Все поименованные сейчас, большей частью упомянуты и в Летописи. Но иногда – там дети и братья землевладельцев Писц. Книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

братръ, небеськъ) и даже явились в некоторых списках такие слова, ко­торые свойственны, можно сказать, только четьему пере­воду кн. Бытия, напр.: годно (вм. год) Л. 3:6, пото или то (вм. въск) Перф. 4:6, данїе (вм. пщени) Оф. Перф. 4:13, въти (вм. прити) Зах. 27:3, 35 , плем (вм. см) Стеф. 46:6, дежа (вм. одни) Л. 49:11 и др. (см. выше). Это совпадение паримейного перевода с четьим – явление естественное и вполне понятное: паримейник в дошедших до нас списках XII–XV вв. переписывался ведь в той диалектической среде, где явились, надо пола­гать, четий перевод кн. Бытия, толковые пророчества Исайи и вообще те ц.-слав, памятники, во главе которых, по словоупотреблению и формам, можно поставить Остромирово евангелие. С другой стороны, на перевод паремейника мог влиять четий перевод кн. Бытия и непосредственно, что, напр., особенно заметно в Ляпуновском паримейнике 1511 г. (Рум. Муз. 1439). Поэтому нас более должно удивлять не то, что в кирилловском паримейнике встречается отражение четьего перевода кн. Бытия, а то, что отражение это ещё слишком слабо, что кирилло-мефодиевская традиция в нём ещё очень сильна, так как в некоторых резких проявлениях сохранились даже в русских списках XIV в. 130 . Иное дело паримейная часть кн. Бытия хорватских часословов. По соображениям исторического характера, в ней, в этой части, мы не должны бы, кажется, ожидать словоупотребления, свойственного четьему переводу кн. Бытия. Между тем сходство в словоупотреблении с текстами не-паннонского происхождения у глаголического Бытия замечается, – правда, очень слабое, но всё же есть. Это сходство, мне кажется, можно видеть в следующих словах глаголического перевода: наплънити вм. исплънити (πληρον) 1:22, 28; 2:21; 6:11, 13; 8:17; 9:1, 7 (ср. 28:15; 29: 14, 21, 27; 50:26. где gl. т. читает однако исплънити), крашени вм. лпота ( κσμος) 2:1, въвати са вм. нарещи с (καλεσθαι) 2:23, събрати вм. прити (λαμβνειν) 6:21, испстити (пстити) (ποστλλεν) вм. посълати 8:6, 8, 10, 12, илсти вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

К постановлениям и законам, о которых. говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 296 25); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7:29, 36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:20–22. 24–28. Неем. 10:34 . Зах. 8:19 . 1Мак. 4:59 см. Ин. 10:22 и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе. б) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библии, или книги Св. Писания»«первая книга Моисеева»«вторая книга Моисеева» и т. д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении», что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн. Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии , но имеют еще и свои ими выдуманные «псалмы», например «Гусли» имеют «катихизисы», в которых изложены правила их веры и проч. 8) Сектант: Никакого предания не нужно достаточно для веры и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «Ты из детства знаешь священныя писания, которыя могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» ( 2Тимоф. 3:15–16 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заменить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что он признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания», учит он ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

законоучители. Т.е. люди, досконально знавшие закон и наставлявшие в нем народ. Многие из законоучителей были фарисеями. 5 влезли на верх дома. Дома в Палестине обычно строились с плоской кровлей, на которую вела наружная лестница. 5 видя веру их. Эти слова относятся как к самому больному, так и к людям, принесшим его к Иисусу. прощаются тебе грехи твои. Иисус уже не только исцеляет, но и властью Своей прощает грехи. 5 кто это, который богохульствует? Т.е. делает Себя равным Богу. Сын Человеческий. Букв.: «Сын человека». Называя Себя так, Иисус подчеркивает земной аспект Своего служения. В Четвероевангелии этот титул встречается более восьмидесяти раз и, за редким исключением, звучит из Его собственных уст. Данный титул также связывает воплощение Иисуса с ветхозаветными пророчествами о Нем как о Мессии ( Дан. 7,13.14 ). 5 мытаря. См. ком. к 3,12. 5 оставив все... последовал за Ним. Ср. 5,11; 18,28–30. 5 Книжники же и фарисеи роптали. Дословный перевод: «роптали фарисеи и книжники их». Под местоимением «их» подразумеваются люди, стоявшие в оппозиции к приблизившемуся Царству Божию, в число которых входили и роптавшие книжники и фарисеи. 5 Я пришел призвать... грешников к покаянию. Грешники все, ибо «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3,23 ). Однако фарисеи, оправдывавшие себя делами закона (см. Рим. 3,20 ), не откликнулись на призыв Христа, так как грешными себя не считали. 5 Почему ученики Иоанновы постятся... а Твои едят и пьют. Закон Моисеев предписывал пост только в день Искупления, однако благочестивые люди постились и в другие дни (см., напр., Зах. 7,3.5 ). Иисус, не устанавливая новых постов, Сам постился (4,2) и позволял поститься Своим последователям ( Мф. 6,16–18 ). 5:36–39 Притча имеет прямое отношение к упрекам фарисеев и является продолжением ответа Иисуса, изложенного в ст. 31–35. 5 никто не приставляет заплаты. В свете ком. к 5,36–39, эти слова, очевидно, означают, что нельзя прилагать отдельные моменты проповеди Христа о благодати к старому мировоззрению, т.е. оправданию законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010