Но стихи ( Откр.1:4–6 ) не оставляют сомнения в том, что эта книга – «послание» (эпистола). «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» ( Откр.1:4 –5а). Здесь мы видим точное следование формуляру посланий Апостола Павла: автор – адресат – приветствие. И заканчивается книга тоже как послание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» ( Откр.22:21 ). Итак, Откровение – апокалиптическое пророчество в форме окружного послания семи церквам в семи городах римской провинции Асия. Это видно из ( Откр.1:11 ). То, что открыто Иоанну («чтò видишь»), он должен записать и послать семи перечисляемым церквам. Этот приказ относится ко всем видениям и откровениям книги. Обычно о главах ( Откр.2–3 ) говорят как о семи «посланиях» церквам. Но это ошибка. В этих главах не послания, но так называемые «оракулы», то есть пророческие сообщения от имени Иисуса Христа. Послание же – вся книга целиком. Пророческие вести глав ( Откр.2–3 ) адресованы индивидуально, отдельным церквам. Они – как бы семь введений ко всей книге, введения к общему окружному посланию. Поэтому, читая и исследуя Книгу Откровения, мы должны считаться с тремя литературными жанрами: пророческим, апокалиптическим и эпистолярным. Еще несколько слов следует сказать о структуре и содержании книги. Структура книги определена уже упоминавшейся цепочкой откровения: Бог → Иисус Христос → Ангел → Иоанн → рабы Божии, т.е. читатели этой книги. В ( Откр. 5 ) Бог вручает некую книгу, запечатанную семью печатями, Агнцу-Иисусу Христу, Тот снимает все печати и передаёт уже открытую книгу Ангелу, который в ( Откр.10 ) передаёт его Иоанну, который, в свою очередь, начинает в ( Откр.11 ) излагать для нас содержание открытой книги Божественных тайн. Собственно Откровение для нас начинается только в ( Откр.11 )! Это необычно и, как правило, на это не обращают внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Находясь при Домициане в 90-е годы в условиях гонений, св. Иоанн пишет как будто о гонениях при Нероне (именно его имеет в виду число 666 — см. ниже). Местом написания Откр. св. Иоанн называет Патмос (Откр. 1, 9) — маленький остров, один из многих в Эгейском море, примерно в 100-110 км на юго-запад от Ефеса. Судя по всему, Иоанн находился там в ссылке или даже в заключении, что вполне отвечает обстановке преследований. Вместе с другими подобными мелкими островами Патмос действительно использовался римскими местными властями как место изгнания . В тексте Откр. пять раз упоминается имя Иоанна как автора книги — в третьем или в первом лице. Церковное Предание издревле отождествляет автора Откр. со святым апостолом Иоанном Богословом, написавшим Четвертое каноническое Евангелие и три Соборных послания . В самом начале автор говорит о себе в третьем лице («рабу Своему Иоанну»), а также об Ангеле (1, 1), через которого Бог удостаивает его быть зрителем открывающихся тайн. В Откр. все время подчеркивается момент зрения этих тайн: глагол «видеть» («я (у)видел» и т. п.) встречается более пятидесяти раз . За это св. Иоанн получил прозвище «Тайнозритель». В стихире, посвященной св. Иоанну Богослову, он именуется как «зритель неизреченных откровений». С другой стороны, еще в III веке Дионисий Александрийский усомнился в тождестве ап. Иоанна, написавшего Евангелие и три послания, и «старца Иоанна», как его назвал Папий Иерапольский (около 125-го года), написавшего Откр. Сомнения основаны на разнице лексикона и стиля Ин. и посланий, с одной стороны, и Откр., с другой. Слишком резким диссонансом звучит язык Откр. — наиболее неправильный и семитизированный из всех книг Нового Завета. Однако разница стиля и лексикона, определяемая жанром писания, совсем не обязательно означает, что трудились разные авторы . Наконец, последние исследования и открытия в области структуры Откр. и других Иоанновых писаний говорят в пользу единства их авторства . (Вместе с лексиконом, стилем и другими литературными особенностями структура произведения является одной из важнейших, хотя часто и игнорируемой его характеристикой). Но главное, что несмотря на разницу жанра, которая обязывает писателя соблюдать соответствующий стиль и использовать соответствующий словарь (а апокалиптика, как мы видели, выработала целый арсенал подобных средств), между Откр. и другими Иоанновыми писания имеются существенные (и вербальные, и концептуальные) сходства. Несколько ярких примеров:

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Но к этому нужно добавить, что Откр. может быть определено и как послание, о чем свидетельствуют благословения и приветствия опять-таки в начале и в конце, вполне, например, в духе Павловых посланий, хотя при этом явно чувствуется и «апокалиптический» отпечаток: 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных (Откр. 1, 4-5). Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (Откр. 22, 21). Итак, «Откр.– апокалиптическое пророчество в форме окружного послания семи церквам в Асии» . Сейчас уже не вызывает сомнения, что Откр. свойственна тщательно продуманная, «просчитанная» структура : повествования сгруппированы в определенные ряды (например, седмиричные) и находятся в сложной взаимосвязи. Однако парадокс заключается в том, что анализ литературной структуры Откр. приводит разных исследователей к самым разным выводам. По замечанию одного толкователя, сколько существует комментаторов Откр, столько же существует и версий структуры Откр. Например, книгу можно разбить на три неравные части: 1) Главы 1–3. В форме обращений (с натяжкой можно сказать посланий, как это делают многие, хотя нужно учитывать, что вся книга Откр. является посланием — см. выше) к семи Асийским церквам говорится о реальной ситуации в конкретных тогдашних христианских общинах (церквах). За историческими подробностями, характерными именно для той эпохи и, возможно, не всегда понятными нам сейчас, можно увидеть и непреходящие проблемы, существующие до сего дня. Эти главы — самые «не-апокалиптические», а, скорее, пророчески-увещательные. С точки зрения экзегезы они не самые трудные в Откр. 2) Главы 4–20. Это самая значительная по объему часть. Здесь и находится собственно апокалипсис, а вместе с этим начинаются и сложности! Это главы, полные крови, страха, борьбы. Кто ведет эту борьбу, с кем и за что?..

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

В обоснование выделения класса «помазанников» свидетели Иеговы приводят два места из книги Откровения, где говорится о 144 тысячах запечатленных: из двенадцати колен Израилевых ( Откр. 7 ) и искупленных от земли девственников ( Откр. 14:1–5 ). Однако в Откр. 7:4  о девственности запечатленных не сказано, но обозначено их происхождение из всех колен сынов Израилевых, и далее (ст. 5–8) поименно указываются двенадцать колен в «неправильном» порядке: исключено колено Даново, вместо него почему-то названо колено Левиино, вместо Ефремова колена обозначено несуществующее Иосифово. Все это доказывает символичность самого числа, показывающего в себе полноту запечатленных в Церкви – Новом Израиле. Поэтому православные толкователи различают эти две группы по 144 тысячи 568 . Если же «свидетели» принимают буквально число, то логика текста должна вынудить их принять буквально и национальную принадлежность запечатленных, как это делают диспенсационалисты. Точно так же во втором фрагменте о 144 000 ( Откр. 14:1–5 ) сказано о девственности запечатленных и что они мужчины, которые не осквернились с женами. Вопреки тексту и логике «свидетели» включают в число «помазанников» и семейных, и женщин. Ничто в книге Откровения не показывает принципиального различия 144 000 и «великого множества». Например, 144 000 находятся перед престолом Божиим ( Откр. 14:3 ), но перед тем же престолом предстоит и «великое множество» ( Откр. 7:9 ). Великое множество пребывают в храме Бога (7:15), а сам храм находится на небесах (11:19, 14:17) 569 . В Откр. 7:9  не говорится, что «великое множество» лишено небесной надежды и предназначено к жизни вне нового Иерусалима. Напротив, Откр. 19:1  прямо помещает их на небеса. В свою очередь, и второе важнейшее место о якобы двух классах спасаемых – притча о других овцах, которые не сего двора, – также заканчивается обетованием их единства и равенства в Церкви: и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10:16 ). Нелепо и деление рая на два «отделения» – земное и небесное. Ап. Иоанн Богослов в видении видел не два рая, а один святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба ( Откр. 21:2 ). В этом городе соединяются новое небо и новая земля, в нем место особого пребывания Бога с прославленными людьми 570 . Вне этого города не «великое множество», но всякий любящий и делающий неправду ( Откр. 22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Такое впечатление, что Иоанн именно во время получасовой тишины в небе видит семь ангелов с трубами. Далее эти ангелы начинают трубить ( Откр.8:7–11:19 ). Звуки труб, как и снятия печатей, вызывают те или иные катастрофические события. Теперь обнаруживается, как важны для автора были предшествующие сцены с запечатлением спасенного народа Божьего и с изображением его блаженного состояния ( Откр.7:1–19 ). Звуки труб вызывают катастрофы, которые касаются только тех, кто не имеет печати Бога ( Откр.9:4 ). «Все святые», то есть христиане, возносят свои молитвы к Богу ( Откр.8:3–5 ). Ангелы трубят, и эти трубные звуки вызывают новые «казни», которые могут быть поняты как исполнение молитв христиан. Эти молитвы, таким образом, несут на себе такую же функцию в отношении последующих событий, как и жалоба мучеников перед престолом Божьим при снятии пятой печати ( Откр.6:10 ). Царство Божье должно проявлять себя все больше и больше. Заметно усиление катастрофических следствий от звуков труб по сравнению с тем, что происходило при снятии печатей. Первые четыре печати и, соответственно, первые четыре всадника вызывают гибель четвертой части земли ( Откр.6:8 ). Первые четыре трубы вызывают гибель уже третьей части земли, моря и звезд ( Откр.8:7–12 ). Последние три трубы вызывают три последних «горя». Так комбинируются два символических числовых ряда: семь и три. Вопреки всякой видимости торжества зла, Бог являет свою правду на земле уже сейчас. И потому в конце звучит гимн благодарения Богу ( Откр.11:17–18 ). Такова линейная картина повествования. Однако, как мы увидим далее, литературная композиция книги не совсем согласуется с нашим привычным «линейным» прочтением. Но об этом речь впереди. а) Тишина в небе и молитвы святых ( Откр.8:1–6 ) 1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. 2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. 3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

С другой стороны, не только для христианской Церкви нужно было принятие из иудейской и языческой среды тех или иных элементов духовной культуры. Для самого мира, в окружении которого живет и которому служит Церковь , нужно, чтобы все лучшее в нем приобщалось церковной жизни, было бы воцерковлено. Первое изъяснение сокровенного смысла форм христианского богослужения и его символики дано апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Святой тайнозритель увидел в открывшейся ему области небесного «дверь, отверстую на небе» ( Откр. 4, 1 ), войдя в которую, он узрел Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах; пред престолом Господа – горящие семь светильников; посреди и вокруг престола – четырех животных с лицами льва, тельца, человека и орла летящего. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают ниц пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество Ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6–13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ). Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник ( Откр. 8, 3 ), под жертвенником – души убиенных за слово Божие ( Откр. 6, 9 ), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3, 4 ). Все это происходит в храме Божием ( Откр. 11, 1 ), который находится и отверзается на небе ( Откр. 11, 19; 14, 17; 15, 5 ). Апостолу Иоанну Богослову видится другой Ангел с «вечным Евангелием», слышатся возгласы «аминь», «аллилуиа» ( Откр. 19, 3, 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если просмотреть духовную литературу, соответствующую Пергамскому периоду Церкви, то мы найдем у многочисленных писателей (начиная с Антония и Макария Великих , Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Варсонофия Великого и других) описание основ духовной жизни христианина в Боге. Это жизнь, глубоко сокровенная в сердце, которое под влиянием благодати очищается. Христианин из ветхого и душевного человека преображается в нового – духовного, по терминологии апостола Павла. По преображении души в христианине живет уже не прежний человек, но в нем начинает жить Христос (см. Гал.2:20 ). Эта внутренняя таинственная духовная жизнь питается благодатью – теми таинственными духовными радостями, которые дают силу подвижнику во Христе бороться со всеми искушениями плоти, мира и диавола. Это и есть «сокровенная манна» ( Откр.2:17 ). Господь Сам называл Себя в Евангелии «камнем» ( Мф.16:18 ). Символ же «белый» в Откровении также постоянно сопутствует Самому Иисусу Христу (см. Откр.1:14 , Откр.3:4–5 , Откр.3:18 , Откр.4:4 , Откр.7:13–15 , Откр.9:11–14 и Откр.20:11 ). Белый – «как свет... как снег, как на земле белильщик не может выбелить» – это цвет чуда Преображения Господня, цвет незримого Фаворского света ( Мф.17:2 ; Мк.9:3 ). Белый – это цвет одежд ангела, возвестившего женам-мироносицам о Воскресении Христовом (см. Мф.28:3–6 ). Поэтому дар побеждающему белого камня ( Откр.2:17 ) – это, можно думать, вселение в очищенную душу христианина Самого Христа. Имя – это сущность чего-либо, а «новое имя» «побеждающего» христианина – это то преображение его души, которое незаметно для мира: про это преображение его души знают лишь Бог да душа христианина, в котором начинает ощутимо для него жить Христос (см. Гал.2:20 ). Да и в практике Церкви принято всякому постриженному в монахи давать новое имя. Как мы видели, первая – Ефесская (Иерусалимская) – церковь была богата вначале первой любовью ко Христу, Который еще только что ушел с земли и Которого видели еще многие из ее членов. Вторая – Смирнская – спасалась подвигами мученичества и исповедничества Христа. А для третьей – Пергамской – характерны развитие в христианине внутренней, сокровенной жизни со Христом, внутреннего подвига, приобщение к тайной жизни во Христе («доколе не изобразится в вас Христос», – пишет апостол Павел – Гал.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Однако Бейтс проигнорировал свидетельство, данное в Новом Завете, показывающее, что знамение или печать Нового Завета – кровь Иисуса Христа очищающая грешника и Дух Святой, научающий правде (см. Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ; Евр.8:8 ). Цель печати – предотвращение изменения содержимого в опечатываемом объекте . Закон, скрепленный царским перстнем, никогда не мог быть изменён. Обратите внимание, печать – это не сам закон, а то, что препятствует изменению закона. Когда Даниил был брошен в Львиный ров, вход был «запечатан», что указывало на то, что царский указ не мог быть отменен. Аналогичным образом, гробница Христа была «запечатана» Пилатом, чтобы никто не мог украсть тело и заявить, что Христос жив, тем самым сорвав смертный приговор Пилата (см. Есфирь 8:8; Даниил 6:17; Матфей 27:66). В книге Откровение не расписывает подробно, что есть Божья печать, не говорит много о тех, кто запечатлён. Но в Откровении есть несколько важных деталей: Запечатлённые – «слуги Бога нашего» ( Откр. 7:3 ). Их насчитывается 144 000 ( Откр. 7:4 ). Они из двенадцати колен Израилевых ( Откр. 7:4 ). У них «имя Отца написано на челе». ( Откр. 7:3 ) В древности печать обычно содержала имя правителя. Они «были искуплены от земли» ( Откр. 14:3 ) Они «девственники» ( Откр. 14:4 ) Они «следуют за Агнцем» ( Откр. 14:4 ) Их речь чиста ( Откр. 14:5 ). Они «без вины» ( Откр. 14:5 ). Вот и всё. Текст книги абсолютно ничего не говорит о 144 000 соблюдающих субботу. Если соблюдение субботы действительно самый важный и заметный признак, отделяющий истинных христиан от ложных, если это действительно «печать Божья», то почему Иоанн, по крайней мере, не упомянул об этом в книге? Хотя Откровение не описывает в точных деталях, что такое печать или как она применяется, всё же можно предположить, что эта концепция была хорошо известна в ранней Церкви. На самом деле слово «печать» встречается в Новом Завете много раз. Анализируя эти тексты, можно прийти к твердому пониманию того, как Церковь времён апостола Иоанна понимала значение и назначение «печати».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/natsiona...

IV. Конец Онисима, раба убегшего и уже чрез веру во Христа избавившегося от всего преступления, не только в прежнюю Филимонову любовь привести, но еще якоже брата возлюбленного одобрить ( Флм.10,12,16 ); а чтоб Филимон не по принуждению то сделал, что по законам христианской веры как Павлу, так и Онисиму сделать он долженствовал ( Флм.14 ), Павел, не упоминая апостольского достоинства ( Флм.1 ) по тогдашнему состоянию ( Флм.1,9 ), просит только о приятии Онисима. V. Разделение Состоит из 25 стихов: 1) Приступ. Флм.I-9 . 2) Предложение. Флм.10–12 . 3) Рассуждение. Флм.12–21 . 4) Заключение. Флм.22–25 . VI. Места особливого примечания достойные Флм.6,10–12,14,16 . § 32. О книге пророческой, или об Апокалипсисе (откровении) Иоанновом I. Положение Последнее занимает место, и справедливо: ибо после прочих книг Нового Завета оно написано; ни до Евангелия, ниже до посланий апостольских может отнесено быть, и будущие и пред самым последним днем предыдущие Церкви перемены описывает. II. Писатель Писано Откровение Иоанном ( Откр.1:1,4,9; 22:8 ), и притом евангелистом и апостолом: ибо 1) сочинитель прежде написания Откровения, историю о Иисусе Христе издал ( Откр.1:2 ; снеси Ин.21:24 ). – 2) Писал о Иисусе Христе то, что сам видел и слышал. Мест. упом. снес. 1Ин.1:1–3 .– 3) В острове Патмосе был за свидетельство Иисус Христово ( Откр.1:9 ). Древние же разумеют не иного Иоанна, в Патмос сосланного, как евангелиста. – 4) Слог прочим Иоанновым писаниям весьма подобен. См. Откр.19:3 снеси Евангелие Ин.1:14 ; 1Ин.1:1 ; Откр.5:12; 7:17 снеси Евангелие Ин.1:29,36 ; Откр.1:2,9 снеси Евангелие Ин.1:24 ; Откр.1:3 снеси Евангелие Ин.14:21 ; 1Ин.2:4 ; Откр.1:5 снеси 1Ин.1:7 ; Откр.2:17 снеси Евангелие Ин.6:49 и проч. – И ежели есть какая разность, то потому, что пророческий род писания различествует от исторического, и что Иоанн лучше те слова, которые в видении слышал, написал, нежели сказанные ему своим родом речи написать восхотел. Сюда принадлежит 5) свидетельство первенствующей Церкви: ибо приписывают Апокалипсис Иоанну 2-го века Папий, Иустин, Милитон, Ириней и Климент Александрийский ; 3-го века Тертуллиан , Ориген и Викторин; 4-го века Евсевий, Иларий, Прудентий, Епифаний, Василий Великий , Григорий Назианзин , Макарий, Амвросий, Филастрий; 5-го века Златоуст, Руфин, отцы Собора Карфагенского 3-го и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Самое сильное выражение, аналогичное нашему «навсегда», – это eis tous aionan ton aionon, «в эоны эонов», множество эонов, каждый из которых огромен, взятое много раз, и мы переводим это выражение словами «во веки веков». Для описания того, что находится за пределами времени, человеческий язык может использовать лишь временные понятия. Из греческого языка выбирается слово, обозначающее самый огромный отрезок времени, эон, умножается во много раз, а затем еще раз умножается, и при этом используются определенные артикли, то есть совершенно понятно, о каких эонах идет речь 764 . Та же усилительная конструкция использована для описания бесконечного поклонения Богу в Откр.1:6; 4:9; 5:3 . Использована она и для описания вечности Бога в Откр.4:10 и Откр.10:6 . Несомненно, это выражение указывает на вечность физических мучений грешников. Спросите: Поскольку одно и то же греческое выражение, переведенное как «во веки веков», используется для описания вечности Бога в Откр.4:10 и вечности мучений грешников в Откр.14:11 , не следует ли из этого, что муки неправедных столь же вечны, как и Сам Бог? Выражение «не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» также очень ярко. Алан Гомес поясняет его так: «Выражение „день и ночь» указывает на непрерывность действия. Оно же употребляется в Откр.4:8 и Откр.7:15 применительно к нескончаемому прославлению Бога. Рассматривая словосочетания „день и ночь» и „вовеки и веки» из Откр.20:10 в совокупности, мы получаем ярчайшее выражение бесконечного и непрекращающегося действия, какое только есть в греческом языке» 765 . Обратите внимание и еще на одно обстоятельство: если бы неправедных ждало полное уничтожение, они, можно сказать, обрели бы «покой». Но в Откр.14:11 четко сказано, что неправедные никогда не будут иметь покоя. Таким образом, язык 14-й главы Откровения отчетливо указывает на вечные, сознательные мучения нераскаявшихся грешников. Спросите: Как может полностью уничтоженный человек никогда не иметь «покоя»? Заканчивая этот разговор, очень важно отметить, что многие наиболее яркие описания вечной погибели, ожидающей грешников, исходят из уст Самого Иисуса 766 . Он очень ясно высказал Свою мысль по поводу вечных мучений неправедных. Поэтому необходимо задать вопрос: «Если Христос хотел внушить Своим последователям мысль о полном уничтожении неправедных, зачем бы Он стал пользоваться словами и выражениями, которые неминуемо ввели бы Церковь в заблуждение?» 767 Очень важно, чтобы Свидетель Иеговы понял смысл этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010