Домашнее хозяйство . Под семьей понимаются «дом» и «домочадцы» ( Мф.8:6; 10:25 ; Лк.10:5; 15:8 ; Деян.16:31–34 ; 1Кор.11:34; 14:35 ). В 1Тим.3:2 предписывается проявление гостеприимства а хороший пример его показан в Деян.16:15 . Тело . Человеческое тело – наш дом. Это служит темой притчи о нечистом духе ( Мф.12:44 ; Лк.11:24–25 ). Павел развивает эту метафору во 2Кор.5:1–10 . Тело – наша «земная хижина», но, «водворяясь в теле» ( 2Кор.5:6 ), мы устраняемся от Господа. Когда наше внимание поглощено своекорыстными заботами, мы не оставляем места для Бога в своей жизни. Эту картину Павел дополняет образом духовного строителя в 1Кор.3:10–15 . Христианское тело – дом, в котором живет Бог ( Ин.14:23 ; 1Кор.3:16–17; 6:19–20 ; Еф.3:17 ). Таким образом, христиане в совокупности образуют Божий дом или Божью семью на земле. Церковь , семья Бога . Церковь представляет собой одновременно Божий дом на земле ( Мк.13:34–35 ) и наш дом как членов Его семьи ( Еф.2:19 ; 1Тим.3:15 ; 2Тим.2:20–21 ; Евр.3:6, 10–12 ). Мы составляем духовный дом, построенный из живых камней ( 1Пет.2:5 ). В ранней церкви Божьим домом мог быть и личный дом человека как место поклонения (см. Деян.2:46 ). Мир . Под понятием «устройство дома» подразумевается домостроительство и мироустроение (икономия, от греческого слова oikos, «дом»), затем, в более широком смысле, «мироустройство» и, наконец, сам «мир» или «вселенная». В таком смысле это слово употребляется, например, в Мф.24:14 (а также в Лк.2:1; 4:5 ; Деян.17:6 ; Рим.10:18 ; Евр.1:6 ; Откр.16:14 ). Небо . Иисус в общих чертах показал согревающую сердце картину будущей жизни в Божьем доме ( Ин.14:1–4 ). Дом Бога полон приготовленных для нас обителей. Этот положительный образ жизни после смерти полностью затмевает «вечный дом» в Ек.12:5 . В доме Отца воплощаются все мечты людей о безопасном и обустроенном будущем. «Надежды и страхи всех лет» завершаются в конечном идеальном доме – этот образ находит выражение в нарисованной Дж. Толкиеном картине Ривенделла в книге «Властелин колец».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

5. Ведь как научает [апостол] Павел, видимое временно, будь то жертвы или приношения, а невидимое вечно (2 Кор 4:18); это же невидимое есть то, что в сердце происходит в духе и истине, что не видел глаз, что не слышало [ухо] и что не приходило на сердце человеку до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (см. 1 Кор 2:9) нам через Духа Своего, обитающего в нас 18 . Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обожжённый вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога (см. Откр 21:3) и предоставляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нём] полноту Троицы. 6. Вот ты услышал о тайнах, дарованных нам Христом через Его Пришествие к нам 19 . Вопрос 7 Вопрос . Если кто-нибудь неверующий [во Христа, например], иудей или самаритянин, творит много благих [дел], то войдёт ли он в Царство Небесное? Ответ . Поскольку Господь говорит Никодиму: Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное (Ин 3:5) 20 , то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдёт в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает своё благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний 21 . Вопрос 8 Вопрос . В каком смысле говорится, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (см. Деян 10:35)? Ответ . 1. Когда слова эти были сказаны святым Апостолом, то почти весь мир являлся неверующим, а все народы были беззаконными. Поэтому в то время боящийся Господа и поступающий по правде, как, например, сотник Корнилий, был приятен Богу, являлся ли он иудеем, или эллином; [таковыми] были жители Ниневии (Иона 3:10) и друзья Иова 22 .

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Политическое руководство . Наиболее заметные руководители в обществе – политические главы государств, носящие такие титулы, как князь, царь, судья, император, фараон, правитель или кесарь. Положение таких лидеров никогда не бывает надежным, и библейские рассказы изобилуют примерами политических интриг, когда недовольные члены семьи, царедворцы, этнические группы, религиозные фанатики и политические противники пытались свергнуть правителя (и нередко добивались успеха). Царь служил символом силы и власти. Вместе с тем библейские авторы показывают, насколько на самом деле мимолетны власть царя и его жизнь: царя может поразить выпущенная наугад стрела ( 2Пар.18:33 ), царь может быть убит заговорщиком ( 3Цар.16:16 ), царя может поразить умственное расстройство ( Дан.4:30 ), царь может быть низложен иноземными завоевателями ( 4Цар.25:7 ). Мысль об абсолютной власти царя и в то же время о ее преходящем характере выражена в притче: «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» ( Притч.21:1 ). Видное место в Библии занимает образ Бога как Царя (см. ЦАРСКИЙ ДВОР ): например, «Господи сил, Царь мой и Бог мой» в Пс.83:4 и «Царь вечный» в Иер.10:10 (ср. Пс.47:2 ; Дан.4:34 ; 1Тим.6:15 ; Откр.15:3 ). Применительно к Богу часто используются образы атрибутов царской власти и дворца. В качестве примеров можно отметить упоминания о царских дворах Бога ( Пс.99:4 ), Его престоле ( Пс.46:9 ) и Его скипетре ( Пс.44:7 В пустыне Моисея утомляло рассмотрение всех судебных дел, которые ему представляли ( Пс.18:13–27 ). По совету Иофора он ввел систему заместителей, занимавшихся рассмотрением простых дел, а более сложные передававших ему самому. Эта система судей получила правовой статус во Второзаконии, где предписывалось: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» ( Втор.16:18 ). Во времена монархии судьи исполняли одновременно юридические и административные функции. При Давиде «Хенания и сыновья его определены [были] на внешнее служение у Израильтян, писцами и судьями» ( 1Пар.26:29 ). Судьи играли важную роль в попытке Иосафата ввести в стране управление, основывавшееся на законе. С этой целью «приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля – к суду Господню и к тяжбам» ( 2Пар.19:8 ) и дал им повеление «действовать в страхе Господнем, с верностию и с чистым сердцем» ( 2Пар.19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер.30:2 ; см. 36:2:28). В книге пророка Исаии есть история о том, как Бог поручил пророку передать Исаии конкретное послание: «И было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» ( Ис.38:4–6 ). Когда апостолу Иоанну на острове Патмос было видение воскресшего Господа, Христос велел: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» ( Откр.2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви напиши...» ( Откр.2:8 ); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» ( Откр.2:12 ). Все это примеры непосредственной диктовки. Господь говорит, что нужно записать, а автор точно записывает услышанное 9 . На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия . У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так – они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним. Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй – поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным 10 . Труд авторов иногда требовал от них исследований ( Лк.1:1–3; 1 –4Цар.; 1–2Пар.). Они описывали собственные переживания – например, Моисей просил послать кого-нибудь другого ( Исх.4:13 ), Иеремия жаловался на свою молодость ( Иер.1:6 ), авторы псалмов плакали и радовались; подчас одна и та же истина или история излагается с различных точек зрения (как в случае с четырьмя Евангелиями) 11 . Все сказанное свидетельствует о том, что библейские авторы действительно писали свои книги, и эти тексты по праву носят их имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Кровь как показатель нечистоты . Когда кровь находится внутри тела, о ней можно не думать, но когда она выступает наружу, не замечать ее нельзя. Вытекающая из пораненного тела кровь символизирует разрушение структуры жизни. Кровь, пролившаяся в результате насилия или несчастного случая, нарушает чистоту творения. С кровью животных обращались в соответствии со строгим ритуалом. Ее нельзя было оставлять, не прикрыв землей ( Лев.17:13 ). Человеческая кровь обладала еще большей силой осквернения ( Пс.105:38 ; Ис.59:3 ; Плч.4:14 ). Даже к естественным кровотечениям женщин следовало относиться в соответствии со строгими законами чистоты ( Лев.12 ). В хронических случаях больные фактически подвергались остракизму ( Лк.8:43 ). Противопоставляя Божью праведность человеческим попыткам достигнуть чистоты, Исаия не нашел более отталкивающего образа, чем сравнение всех наших праведных дел с запачканной кровью одеждой ( Ис.64:6 ). Кровь как предзнаменование . Вид яркого красного цвета свежей крови до сих пор поражает с почти противоестественной силой. Считалось, что в кровь превращаются и другие элементы, необычным образом меняющие свой цвет на красный. Как человеческая кровь свидетельствовала о ранении тела, так и кровь в мироздании указывала на кровотечение во вселенной и вызывала большой страх. Как знамение для Египта, воды Нила превратилась в кровь ( Исх.4:9; 7:17 ). В предзнаменование для моавитян с восходом солнца вода стала красной, как кровь ( 4Цар.3:22 ). В Откровении тоже используется образ воды, превращающейся в кровь ( Откр.8:8; 16:4 ). Иоиль предупреждает о знамениях – кровь на небе и луна, превратившаяся в кровь ( Иоил.2:30–31 ). Об этих знамениях дня Господнего говорит Петр ( Деян.2:19 ), и они вновь появляются в видении Иоанна ( Откр.6:12 ). Кровь как жертва и умилостивление . В Ветхом Завете пролитие человеческой крови рассматривалось как смертный грех: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» ( Быт.9:6 ). Кровь животных, по ветхозаветному закону, проливать разрешалось, но только при соблюдении ритуальных правил. К этой крови следовало относиться с большим уважением. Ее нельзя было употреблять в пищу ( Лев.17:10 ), и она играла важнейшую роль в обряде жертвоприношения. Кровь животного не только проливалась, она приносилась на святое место, символизировавшееся, например, жертвенником или крышкой ковчега завета во Святом-святых (см. ХРАМ ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии(Лк 1. 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение. Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт 30. 1; Исх 23. 26; 2 Цар 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт 25. 21), Анны (1 Цар 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля. Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

http://pravoslavie.ru/35999.html

священник Александр Кандарицкий Отдел первый. Предварительные понятия Краткий очерк из истории христианской церкви 1. Ереси и секты в первые века с, лежитъ сей на и на мнгимъ во и въ преркаемо ( Лк.2:34 ). Господь наш Иисус Христос , во время земной своей жизни, в продолжение последних трёх с половиной лет, проповедывал своё Божественное учение устно. И многие из апостолов, после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы, до конца дней своих проповедывали веру во Христа Спасителя устно же, а только некоторые из них передали жизнь, чудеса и учение Христовы письменно; всё это написанное составляет Новый Завет и называется Священным Писанием. А то, что не записано проповеданного Христом и апостолами, например: относительно порядка христианского богослужения, таинств и прочего, а записано современниками апостолов, или мужами апостольскими, и другими древними отцами и учителями церкви, называется Священным Преданием. Христианское вероучение, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, должно быть принимаемо и усвояемо каждым верующим без изменения. Изменение или искажение правильного вероучения называется ересью. Но ещё при жизни апостолов и затем в последующие времена появлялись лжеучители, которые, «отвергаясь искупившего их Господа» ( 2Пет.2:1 ), «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим.1:6–7 ) (см. указания на них: 1Ин.2:19 . Откр.2:14–15 . 1Тим.6:20–21 . Гал.2:4 . Тит.3:10 . Деян.8:9–10 ). С одной стороны, являлись еретики иудействующие, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с предпочтением последнему, а с другой – язычествующие, желающие помирить христианство с языческим религиозным мировоззрением. Впоследствии возникали ереси, возросшие собственно на христианской почве. Предметом последних служит главный догмат христианства о троичности лиц Божества. I).Epemuku иудействующие, иначе называемые евиониты (от еврейского слова евион, что значит бедный, называвшиеся так или от бедности их общества, или от бедности умственной, духовной), и по крещении признавали решительно необходимым соблюдение Моисеева обрядового закона, считая поэтому апостола Павла, восставшего против сего, отступником от веры ( Деян.21:21 ). Они отвергали Божественное достоинство Иисуса Христа и считали Его простым человеком, получившим Божественную силу при крещении, и видели в нём великого пророка подобно Моисею, пришедшего основать новое иудейское царство. Таким образом, главного догмата христианства об искуплении человечества Господом Иисусом Христом от греха, проклятия и смерти у евионитов не было. Все ереси евионитского или иудейского направления имеют ту общую черту, что, не отвергая совершенно божественного высшего начала во Христе, понимали это божественное особенно: божественность в лице Иисуса Христа у них является чем-то внешним, случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Чаша (Cup) Для библейских авторов значение имел не внешний вид чаши, а ее содержимое. В чаше может быть благословение (жидкость, поддерживающая жизнь, утоляющая жажду, побуждающая к общению) или проклятие (жидкость, вызывающая опьянение или даже смерть). Образ чаши в прямом смысле часто вызывает положительные эмоции. В притче Нафана ( 2Цар.12:1–4 ) бедный любил свою овечку так сильно, что поил ее из своей чаши. Иисус похвалил доброту тех, кто дает Его ученикам чашу с холодной водой ( Мф.10:42 ). Поскольку образ чаши может служить выражением любви, утешения, силы и общения, библейские авторы иногда пользуются им как символом всех благ, даруемых Богом, как, например, в Пс.22 , где псалмопевец заявляет: «Чаша моя преисполнена» ( Пс.22:5 ; см. также Пс.15:5 ; Пс.115:4 ; 1Кор.10:16 ). Но чаще в Ветхом Завете чаша символизирует Божий суд над грехом. Нечестивых и непокорных людей Бог наказывает, заставляя их испить из чаши ( Ис.51:17, 22 ; Иер.25:15–16 ; Иез.23:31–34 ; Мк.14:36 ). Опьянение может показаться слабым образом Божьего гнева в сравнении с ужасами войны, природными катастрофами и болезнями, которое Бог посылает на грешников. Однако в чаше гнева находит выражение особенно страшный символ суда. В нем разрушаются надежды на встречу с радушным хозяином, предлагающим развлечения и дружеское общение. Бог лично отправляет грешников на погибель, принуждая их испить чашу. В Иер.25:27 Бог говорит народам: «Пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте». Образ чаши гнева особенно неприятен тем, что пьет человек сам (в отличие от того, что происходит на поле битвы, при землетрясениях или других бедствиях). Опьянение представляет собой унизительный процесс: сначала человек думает, что может справиться с вином, но в итоге опьянение овладевает им. В нескольких местах, где речь идет о чаше Божьего гнева, грешники поначалу ведут себя самонадеянно (см. Пс.74:5–6 ; Иер.49:12–16 ; Откр.18:6–8 ), но затем теряют всякие следы человеческого достоинства, когда пьют протянутую им Богом чашу, выжимая из нее «даже дрожжи» ( Пс.74:9 ). Они шатаются и лежат без сознания на улицах ( Ис.51:17–20 ), показывают свою срамоту ( Авв.2:16 ), безумствуют ( Иер.51:7 ), над ними издеваются и по ним ходят их враги ( Ис.51:23 ). Но совершенно очевидно, что погибают они по собственному выбору, а не по Божьей прихоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Семь (Seven) Среди чисел с символическим значением самое важное место в Библии занимает число «семь». Оно используется как символ завершенности или полноты. В основе такого понимания числа «семь» лежит семидневная неделя, в которой, согласно Быт.1:1–2:3 и Исх.20:11 , выражается богоданная структура творения. Бог совершил Свою работу по сотворению мира к седьмому дню ( Быт.2:2 ), и семь дней образуют завершенный цикл времени. Символика полноты выражается в самых разных случаях употребления числа «семь». Например, семикратное окропление кровью во время жертвоприношения ( Лев.16:14, 19 ) означает полное очищение. Семь «очей Господа, которые объемлют взором всю землю» ( Зах.4:10 ), означают полноту охвата Богом всего в Своем творении. В увиденном пророком Иоанном образе Христа как Агнца, «имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Откр.5:6 ; ср. Откр.1:4; 3:1; 4:5 ), семь духов обозначают полноту Духа Божьего (см. СВЯТОЙ ДУХ ), идущего в мир как Дух Христа с полнотой власти («семь рогов») и полнотой знания и понимания («семь очей»). Семь голов дракона ( Откр.12:3 ) и зверя ( Откр.13:1; 17:3, 9–11 ) символизируют полноту сатанинского противоборства Богу и полный состав правителей, сопротивляющихся Божьей власти. В Евр.1:5–14 ряд из семи ветхозаветных цитат дает полное представление о рассматриваемом вопросе. «Семь» – число полноты, поэтому в конкретных семи проявлениях чего-то может выражаться целое. Семь «чудес» в Евангелии от Иоанна, первые два из которых исчислены ( Ин.2:11; 4:54 ), чтобы побудить читателя самому сосчитать остальные (пять остальных тоже названы «чудесами» или «знамениями»: Ин.6:2; 6:14, 26; 9:16; 12:18; 2:18–19 ), служат примерами «многих других чудес», которые сотворил Иисус ( Ин.20:30 ). Образцами целого служат семь притчей в Мф.13 , семь церквей в Откр.2–3 , семь характеристик мудрости в Иак.3:17 и семь учеников в Ин.21:2 . Модель из шести дней плюс суббота показывает, что в ряду из семи звеньев седьмой элемент иногда отличается от шести остальных и играет особо важную роль. Седьмым знамением в Евангелии от Иоанна стали смерть и воскресение Иисуса ( Ин.2:18–19 ; ср. Ин.20:30 ) – кульминационный пункт, к которому вели остальные шесть знамений или чудес Иисуса. В сериях из семи снятий печати ( Откр.6:1–8:1 ) и семи звуков труб последний образ в каждом случае служит кульминацией, отделенной от предшествующих шести. На особое значение Еноха указывает его седьмое по счету место в родословии от Адама ( Иуд.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010