Иоанн использует древние мифологические образы и представления, чтобы проследить глубинное измерение земной истории. За властью Рима стоит Дракон, сатана. Империя – только некая земная представительница диавола. Оба зверя, стоящие на службе сатаны, со своей стороны суть изначальные древние силы хаоса – Левиафан и Бегемот, которых Бог покорил в начале творения, но которые вновь появляются в конце времен как символы погибели. Левиафан обитает в бездне моря, а Бегемот на суше: «Бегемоту Ты дал одну часть из Земли, осушенной в третий день, да обитает в ней… Левиафану дал седьмую часть водяную» ( 3Езд.6:49–52 ; ср. Ис.27:1 ; Иов.40:10 ). На таком древнем библейском фоне война, которую ведет со святыми зверь из моря ( Откр.13:7 ; ср. Откр.12:17 ), приобретает эсхатологический, возвышающийся над земной историей характер, ибо в этой борьбе речь идет о разрешении спора между Богом и сатаной, между спасением и гибелью. Эта битва – восстание тех, некогда покоренных при творении сил, которые благодаря сатане получают последний, хотя и тщетный, шанс. Чтобы достичь максимального изобразительного эффекта, Иоанн использует не только черты из видения четырех зверей Книги пророка Даниила, но и всячески подчеркивает, что зверь из моря – антихрист, то есть пародия на Христа. Интронизация зверя (возведение его на престол) обнаруживает много параллелей к интронизации Агнца в Откр.5 . Агнец получает свою власть от Бога ( Откр.5:7,12 ), а зверю из моря дает свою силу и великую власть дракон ( Откр.13:2 ). Агнец ( Откр.5:9 ) искупил своею кровью людей «из всякого колена и языка, и народа и племени», даровав им тем самым спасение. Вот и о звере из моря говорится, что он получил «власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ). Но власть эту он использует на погибель людям. Как всякое создание на небе и на земле поклоняется Агнцу ( Откр.5:13 ), так люди поклоняются и зверю ( Откр.13:4 ). Агнец называется «как бы закланным» ( Откр.5:6 ). И одна из голов зверя «была как бы смертельно ранена», но рана эта исцелела ( Откр.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Царствование антихриста будет всемирным: ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный, все истребляющий завоеватель (см.: Дан.7:8, 11 ). Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:16–17 ). Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12 ). Однако врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:10 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25 ), продолжительность царствования антихриста – три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней (см.: Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример – повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16 ). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. – О. Д.) вести войну со святыми и победить их... ( Откр.13:7 ). Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою ( Откр.19:20–21 ). 2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

По весьма авторитетному свидетельству Иринея, откровение „было видено недавно, почти в наш век, в конце царствования Домицианова“ 427 . С этим внешним свидетельством вполне согласуются внутренние признаки Апокалипсиса. Весьма ясные указания на систематические и тяжелые преследования христиан ( Откр.3:10 ; Откр.7:14 ; Откр.12:17–13, 17 ; Откр.14:9–13 ; Откр.20:4 и др.), упоминание о мучениках прошлого и наступающего времени за исповедание веры ( Откр.6:9–11 ; Откр.20 ; Откр.4 ; Откр.18:24 ; Откр.2:13 ), ссылка самого Иоанна на остров Патмос за свидетельство об Иисусе Христе ( Откр.1:9 ) 428 , все это лучше всего может быть отнесено к последним годам Домициана 429 . Но не так легко определить время происхождения третьего послания Иоанна 430 . Оно не дает никаких положительных указаний в этом отношении. Можно лишь приблизительно указать вероятные границы для его происхождения. Все три послания Иоанна (обращенные к тем же отчасти общинам, к каким адресовано Откровение) не заключают в себе никаких следов неспокойного состояния в церкви, никаких признаков обостренных отношений к государству и язычеству, никаких указаний на николаитов. Отсюда можно заключать, что они появились до 93 года. С другой стороны все три послания показывают, что Иоанн уже довольно долгое время жил в Малой Азии. Он смотрит на верующих малоазийских как на своих детей и говорит им авторитетным тоном учителя и отца. Так как Иоанн мог быть в Малой Азии уже после 65 года, то его послания едва ли появились ранее 80 года 431 . Таким образом как третье послание Иоанна, так и Апокалипсис явились позднее пастырских посланий и, как увидим, констатируют дальнейшее развитие церковной организации. Третье послание Иоанна, несмотря на свой крайне незначительный объем, представляет собою весьма ценный документ для истории церковной организации последней четверти I века. Оно очень живо рисует картину переходного времени между апостольским и послеапостольским. Оно вскрывает перед нами в высшей степени важный процесс обособления и самоутверждения общин под властью монархического епископата в конце апостольского времени, когда влияние апостолата оканчивалось и начиналась самостоятельная жизнь общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

VIII. Конец Откровением, чрез Христа бывшим, воюющей Церкви открыть, какие ожидают ее перемены, даже до пришествия Господня, к какое до сего Его пришествия состояние и жребий быть должен, и чего в нем надеяться можно; верных, в имеющих на них быть бедствиях, подкрепить, и в спасительном окончании гонений надежными сделать, и царство антихристово живо описать и показать как его, так и всех Церкви врагов погибель, Церкви же торжество. IX. Особенности 1) Сия книга есть Нового Завета пророческая, и печать оного, как пророчество Малахиино Ветхого Завета. – 2) Содержит то, что Христос Иоанну чрез видение открыл и есть ключ книг пророческих. – 3) По причине содержимых пророчеств, которые по большей части прежде исполнения несколько суть темны, к выразумлению трудны: однако суть многие речения, по всей книг разлиянные, весьма ясны. – 4) Многую пользу и утешение подает во всех бранях против сатаны, мира и греха; и потому сию книгу с прилежанием должно читать и изъяснять. Снеси Откр.1:3; 13:9,18; 22:7 . X. Разделение По вступлении ( Откр.1:1–9 ) описываются 7 видений: (1. О седми посланиях. С 10 до гл. 4. (от Откр.1:10 до Откр.3 ). 2. О седми печатях. Откр.4–8:1 . 3. О седми Ангелах и седми трубах. Откр.8–11 . 4. О драконе, жене, чудесных животных, о трех Ангелах, и о последнем свете конце. Откр.12–14 . 5. О седми странах, и суде Вавилонской блудницы. Откр.15–19 . 6. О драконе великом, Гоге и Магоге, и о Страшном Суде. Откр.20 . 7. О Небесном Иерусалиме. Откр.21; 22 . XI. Места особливого примечания достойные ; 12:7–11; 14:1,3–5,10,11,13; 16:15; 19:7,10; 20:11–15; 21:1–8,37; 22:12,15,17,20) 2 . 1 Текст в данной редакции отсутствует. Приведенный текст взят из издания, напечатанного в Московской типографии 1779 года: месяца июля, потом в Киево-Печерской Лавре 1781 года: месяца марта. – прим. электронного редактора. 2 Текст в данной редакции отсутствует. Приведенный текст взят из издания, напечатанного в Московской типографии 1779 года: месяца июля, потом в Киево-Печерской Лавре 1781 года: месяца марта. – прим. электронного редактора.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

По снятии Агнцем поочередно первых четырех печатей, Тайнозритель видел, как исходили из земли один за другим четыре всадника на конях: белом, рыжем, вороном и бледном, означающие четыре народные бедствия: войну, междоусобие, голод и смерть ( Откр.6:1–3 ). По снятии пятой печати Иоанн увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие, вопиющих к Богу о суде над гонителями Церкви. Но они были успокоены тем, что этот суд произойдет через малое время, когда наполнится число святых ( Откр.6:9–11 ) (отсюда практика престолов-гробниц, мощей в престолах, антиминсов с частицами мощей). По вскрытии шестой печати произошли страшные космические катаклизмы на земле, солнце, луне и звездах ( Откр.6:12–14 ), наведшие ужас на всех живущих на земле. Наступление более страшных казней было оставлено до времени таинственным Ангелом, явившимся с Востока с печатью Бога живого, пока Он не запечатлит 144 тыс. рабов Божиих, по 12 тыс. от каждого колена ( Откр.7:1–8 ). Кроме этих запечатленных печатью Божией, необозримое множество святых из всех племен и народов славословили перед престолом Божиим. Так изображена небесная, торжествующая Церковь святых, состоящая из иудеев и язычников, которые устояли в испытаниях и убелили ризы свои кровью Агнца, с Которым соединились отныне и навеки ( Откр.7:9–17 ). Снятие седьмой печати сопровождается безмолвием на небе и появлением семи ангелов, готовящихся трубить перед наступлением великих событий ( Откр.8:1–2 ). 3. Семь труб ангельских (Откр.8:2–11, 19) (вторая седмерица видений) Св. Иоанн увидел, как поочередно, по гласу труб первых четырех ангелов, подпадали истреблению третья часть деревьев, моря с кораблями и обитателями вод и светил небесных ( Откр.8:7–13 ). После звука пятой трубы некий дух, упавший звездою на землю, вновь вышел из кладезя бездны, возводя оттуда тучи саранчи для пятимесячного мучения людей, не имеющих на челе печати Божией ( Откр.9:1–12 ). По мысли А. Иванова , саранча – это вооруженное до зубов войско, несущее губительство всему человечеству ( А. Иванов , цит. соч., стр. 528). По Барсову, саранча – это человеческие страсти, овладевающие людьми в последнее время. Звук трубы шестого ангела освободил 4-х ангелов-демонов, посланных умертвить третью часть людей, что они и исполнили ( Откр.9:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Таинственный ход церковной истории раскрывается Тайнозрителем в седмеричной последовательности: 1 . снятия семи печатей ( Откр.6:1 , –:8, 1); 2 . семь трубящих ангелов ( Откр.8:2–11, 19 ); 3 . семь знамений (12–15 гл.); 4 . семь чаш гнева (16 гл.). Эти четыре седмерицы видений можно понимать как четыре этапа эсхатологического свершения. Но, возможно, для лучшего уяснения, Апостол четырекратно возвращается к одним и тем же событиям, возвещая будущее в различных образах. Следует иметь также в виду, что в Откровении различные периоды времени – настоящее, прошедшее и будущее – даны в едином моменте созерцания. Будущее рассматривается как уже свершившееся в спасительном подвиге Христа ( Откр.16:17 ), но оно постепенно реализуется в истории. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТКРОВЕНИЯ II. Изображение грядущих бедствий мира (гл. 4–18) 1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (гл. 4–5) После написания посланий семи Церквам, т. е. всей вселенской Церкви, Иоанн восхищается к видению Церкви Небесной, торжествующей, с тем, чтобы лицезреть неизменность судеб Божиих и конечного торжества Его правды. Иоанн увидел престол Божий и сидящего на нем Бога Вседержителя во славе ( Откр.4:2 ). 24 старца, сидящие вокруг престола ( Откр.4:4 ), суть избранные из всех племен и народов представители народа Божия, представленные по числу колен Израилевых и свв. Апостолов. Окрест престола славословили четыре животных, виденные еще Иезекиилем ( Откр.1:15–18 ) – духовные прообразы твари, славословящей Бога (иногда они толкуются как 4 херувима, символизирующие 4-х евангелистов (у М. Барсова ). В деснице Всевышнего была книга, запечатанная семью печатями, с начертанными в ней сокровенными судьбами мира и Церкви ( Откр.5:1–4 ). Снять печати и раскрыть тайны книги мог только Агнец Божий, т. е. Сын Божий, закланный от сложения мира ( Откр.5:5 ; Ис.53:7 ). Семь рогов Агнца есть знамение силы Его, а семь очей суть семь даров Св. Духа ( Откр.5:6 ). 2. Вскрытие Агнцем семи печатей (Откр.6:1–8, 1) (Первая седмерица видений)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

ж) притча о двух свидетелях ( Откр.11:3–14 ) 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. 4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. 5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. 11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. 14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Содержание свитка сначала открывается в самых общих чертах в Откр.11:3–13 , как бы в форме символического конспективного изложения. Следовательно, этот отрывок – центр вести всего пророчества Иоанна. Он расположен здесь, чтобы указать, как перед конечным судом (то есть перед звуком седьмой трубы: ведь времени больше не осталось!) вторгается свидетельство Церкви народам. Ибо с седьмой трубой окончательно придет Царство Божье ( Откр.11:15–19 ). Затем, в главах 12–15, более подробно будет представлен конфликт Церкви с силами зла. А затем все это интегрируется в подробном рассказе о конечном суде и его результатах ( Откр.16–22 ). Отношение между Откр.11:3–13 и главами 12–15 видно из ряда новых образов, которые в Откр.11:3–13 вводятся с загадочной краткостью, но более полно раскрываются в следующих главах: великий город ( Откр.11:8 ), зверь и его война против святых ( Откр.11:7 ), символический срок ( Откр.11:2–3 ) – время борьбы Церкви и зверя. Все эти образы развиты в главах 12–15. Но отрывок Откр.11:3–13 сам по себе дает понимание того, как свидетельство Церкви будет содействовать покаянию и вере всех народов. Поэтому на этом отрывке следует остановиться особенно и внимательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Затем Иоанну возвещается о будущем явлении двух великих свидетелей Божиих, которые будут пророчествовать 1260 дней, т. е. 42 месяца ( Откр.11:3 ). По мысли Отцов Церкви, это Енох и Илия, которые явятся перед кончиной мира для проповеди покаяния и противодействия антихристу (св. Ипполит, св. Андрей Кесарийский ). Пророк Малахия прямо указывает на Илию как на предтечу второго пришествия Господня ( Мал.4:5 ); и Господь подтвердил это пророчество: «Илия придет и устроит все» ( Мф.17:10–13 ). Под вторым свидетелем все согласно подразумевают Еноха, как не вкусившего еще смерти. Эти два свидетеля будут действовать в духе великих пророков, но зверь (антихрист) сразится с ними и убьет их. Трупы их будут лежать на улицах города, «где и Господь наш распят» ( Откр.11:8 ), т. е. Иерусалима. Через три дня Господь воскресит их и возьмет к Себе. Звук седьмой трубы возвещает начало на земле вечного царства Христова и последнего, отчаянного наступления сил зла на Церковь Божию ( Откр.11:15–13 ). 4. Семь знамений (Откр.12:1– 15, 4) (Третья седмерица видений) а) Первое знамение: жена, облечённая в солнце, и дракон (12 гл.) В образе жены является сама Церковь , облеченная в солнце, т. е. в Христа. Луна под ногами ее означает земную, преходящую славу Ветхого Завета, а 12 звезд на главе ее означают 12 апостолов, т. е. соборное единство Церкви ( Откр.12:1 ). Жена – это также и Богородица, как Мать Христа, ближайшее Тело Его, поэтому Она и есть в собственном смысле Церковь ( Откр.12:2 ). Церковь всегда духовно рождает чад своих и в них рождает через таинства Христа ( Откр.12:3 ). Против жены (Церкви) выступил дракон (диавол) с семью головами и десятью рогами с намерением поглотить имеющее родиться дитя. Но оно было восхищено к Богу, а жена бежала в пустыню, где оставалась три с половиной года ( Откр.12:3–6 ) (подобно Израилю, Церковь подвергается испытанию в пустыне, где верующие питаются сокровенной пищей – манной небесной, доступной только вере. Пустыня – это область бесстрастия, т. е. победы над грехом. В эту область Церковь ведет всех для обладания истиной). Затем Иоанну открыта была извечная борьба между падшими духами и светлыми ангелами в образе борьбы Архангела Михаила, покровителя народа Божия, с диаволом. С победой Христа над силами зла диавол был низвержен с неба на землю, и в его власти остались лишь те, которые добровольно поработили ему свою волю ( Откр.12:7–12 ). б) Второе знамение: образ зверя, выходящего из моря (Откр.13:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010