А – Апокалипсис ( Откр. 1:11 ) В – книга жизни ( Откр. 3:5 ) С – запечатанная книга ( Откр. 5:1– 5, 7– 9 ) С» – книжка ( Откр. 10:2, 8, 9,10 ) В» – книга жизни ( Откр. 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27 ) + книга людских деяний (20:12) А» – Апокалипсис ( Откр. 22:7, 9,10,18–19 ) Представляется, что выявленная хиастическая структура не является случайностью, но отражает намерения автора и глубокую продуманность всего его труда. Данная структура позволяет помочь выстроить связи и раскрыть отношения между всеми упоминаемыми небесными книгами и самим Апокалипсисом. Немаловажно, что сам Апокалипсис, как книга, также оказывается включенным в выявленную нами структурную схему. Упоминания Апокалипсиса, как книги Апокалипсис, как книга, появляется в первой ( Откр. 1:11 ) и последней ( Откр. 22:19 ) главах Откровения Иоанна Богослова. Можно утверждать, что это не случайно – эти стихи знаменуют собой начало повествования и его конец. Немаловажно также, что еще прежде начала всех видений, Тайнозритель получает повеление прославленного Христа: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии» ( Откр. 1:11 ). Также, к обозначению всего Апокалипсиса, как книги примыкает именование текста Апокалипсиса «пророчеством», ярко звучащее также в начале и в конце произведения: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем...» ( Откр. 1:3 ), «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» ( Откр. 22:7 ), и «Не запечатывай слова пророчества книги сей, ибо время близко» ( Откр. 22:10 ). Данные указания на Апокалипсис, как книгу (вместе с изречением Откр. 1:3 ), служат композиционным обрамлением всего произведения, своего рода, обозначением его границ. Второе указание на Апокалипсис, как книгу, появляется в последней, 22-й главе. После завершающего видения Небесного Иерусалима вновь, как и в начале произведения, звучат обращения к предполагаемым читателям и заключительные пожелания благодати. Апокалипсис снова именуется книгой, причем, речь идет уже о полностью законченном произведении: «...и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в древе жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр. 22:18–19 ). Можно сказать, что с помощью этой формулы, призванной оградить написанный текст от всяческих искажений, автор маркирует завершение повествования и ставит последнюю точку в своей книге. Вывод: взаимное отношение образов книг Апокалипсиса

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

20:1-6, в частности, о связанности сатаны и продолжительности царства. Прп. Ефрем Сирин с силой доказывает невозможность буквального понимания отрывка о тысячелетнем царстве: «Но требуешь у меня объяснения тысячи лет. И я потребую у тебя объяснить светильник (Откр. 2:1): камень бел(Откр. 2:17), теплое питие и изблевание (Откр. 3:16), все, что Иоанн гадательно представил, пиша к седми Церквам. Если требуешь у меня тысячелетнего первого воскре­сения; то и я потребую у тебя коня (Откр. 6:8), и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, называемого апсиноос (Откр. 8:11), горь­кого по свойству, подобно полыни. Дай мне седмь фиал(Откр. 16:1) и возьми у меня тысячу лет. Докажи, что жена означает город (Откр. 21:9-10), и представлю тебе доказательство о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою возносящаяся (Откр. 12:14), сделается Иерусалимом и, собственно, есть не жена, и дам тебе объяснение на тысячу лет. Уже­ли город рождает? (Откр. 12:2). Ужели родившая делается Иерусали­мом? Ужели человек беззакония(2 Фес. 2:3) есть зверь? (Откр. 13:1). Ужели десять глав соединены у зверя, чтобы им царствовать? (Откр. 13:1). Ужели от седми есть осмыи, который однако ж не осмыи по числу, по­тому что глав седмь, но три главы уничтожились? (Откр. 17:11). Ужели имя зверя неизъяснимо и так же неименуемо, как имя Божие? Да не будет сего! Ужели имени зверя не знал тот, кто сказал числоимени? (Откр. 13:18). Сперва известны ему стали слоги, а потом уже разложил имя на буквы; сперва сам в себе произнес имя, а потом, сложив буквы, сказал число, то есть, что из букв составляется шестьсот шестьдесят шесть. Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни. Ибо если един день пред Господем яко тысяща лет(2 Пет. 3:8), кто в состоянии вычислить, сколько дней в тысяче лет и определить тысячи тысяч и тьмы тем такого числа дней? Итак, по бесконечному числу лет в сих днях и дней в тысячах сих лет упокоение святых по воскресении определил тысячею лет». Блж. Иероним: «Кто сохранил желанную чистоту девства, кто верно исполнил заповеди декалога и умертвил в сердце своем нечистые нравы и помыслы, чтобы они им не обладали, тот поистине есть священник Христов, и, как мы полагаем, полностью завершив тысячу лет, он царствует со Христом, и поистине у него диавол связан» ; Свт.

http://bogoslov.ru/article/3411129

Надмеваясь сатанинской гордостью и силой, антихрист по Божиему позволению и попущению захватит власть над многими народами, и поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца ( Откр.13:8 ; ср. 2Фес.2:10 ). Против христиан же антихрист воздвигнет неслыханные гонения, и будет воевать со святыми, и победит их, и сделает, чтобы был убиваем каждый, кто не будет ему поклоняться ( Откр.13:7, 15 ). Однако христиане будут бороться с антихристом верой и терпением ( Откр.13:10 ), ибо это станет, как и всегда было, их оружием, их всеоружием Божиим ( Еф.6:11–18 ). Наконец, антихрист убьет двух великих свидетелей Христовой истины, двух святых пророков: предтечу Второго Христова Пришествия, пророка Илию, и Еноха ( Откр.11:7 ; Мал.4:5–6 ). Облеченные во вретище, эти два свидетеля среди всех мучений и ужасов будут свидетельствовать об истине Христовой и пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней; из их уст будет выходить огонь; они будут иметь власть затворять небо и поражать землю всякой язвой; когда же окончат они свое пророчество, антихрист победит их и убьет ( Откр.11:3, 5–7 ). Но после трех с половиной дней Бог оживит их и возьмет на небо ( Откр.11:11–12 ). В те дни преследование христиан будет таким, что никто, открыто не признающий антихриста и не носящий его знака на себе, не сможет ничего ни купить, ни продать и не будет пользоваться никакими правами ( Откр.13:16–17 ). Те, которые не поклонятся антихристу и не примут его печати на чело свое и на руку свою, будут убиты ( Откр.20:4 ). А Христова Церковь , гонимая и терзаемая, будет скрываться в пустыне, рождая в муках верных Божиих чад ( Откр.12:1, 2, 6 ). В то время человечество погрузится в таинственные бездны зла; все виды греха и порока будут пресмыкаться по земле, опустошая человеческие души, и зло утвердится, как во время перед потопом. Дерзко будет царствовать антихрист. Но, по Божию Промыслу, его царство будет кратковременным. Благодатные тайновидцы Ветхого и Нового Завета свидетельствуют, что оно продлится три с половиной года ( Дан.7:25, 12:7 ; Откр.12:14 ), или сорок два месяца ( Откр.11:2, 13:5 ), или тысячу двести шестьдесят дней ( Откр.11:3, 12:6 ), или – малое время ( Откр.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Великая блудница (Вавилон) изображается в виде жены, сидящей на звере-сатане, имеющем 7 голов и 10 рогов ( Откр.17:7 ). 7 голов суть 7 холмов языческого Рима, а также 7 царств ( Откр.17:3–10 ) которые, согласно пророчеству Даниила, означают Египетское, Ассирийское, Халдейское, Персидское, Греческое, Римское и, наконец, царство антихриста. 10 рогов блудницы также означают 10 царств, образовавшихся после падения Римского Царства, которые и подготовят временное торжество антихриста. Но Агнец победит его, и те, которые с Агнцем -званные и избранные верные – будут царствовать с Ним ( Откр.17:14 ). Гл. 18. Ангел возвещает о наступлении последнего часа для Вавилона. Многочисленные купцы, торговавшие с ним, сетуют о гибели такого богатства. В поэтическом повествовании об этом чувствуются отголоски обличений пророка Иеремии, Исаии, Иезекииля, обращенных к историческому Вавилону. Иной голос повелевает народу Божьему выйти из города разврата вместе с ним ( Откр.18:4 ). III. Наступление Царства Христова (19–22 гл.) 1. Победа Агнца над антихристом и его лжепророком (19 гл.) Тайновидец увидел торжество Агнца-Христа и Его Церкви. Многочисленный народ и 24 старца воспевали хвалу воцарившемуся Богу Вседержителю ( Откр.19:1–6 ). Изображается торжество в виде брака Агнца с Его жено-Церковью, и все святые приглашаются на этот брак ( Откр.19:7–9 ). В светлых, ликующих красках изображается шествие Христа для совершения суда ( Откр.19:11–16 ). Наступает последняя охватка двух зверей – антихриста и его лжепророка со Христом и Его Церковью, окончившаяся полным поражением всех сил зла в «городе погубления» Армагеддоне ( Откр.19:19–21 ; см. 16, 16). 2. Тысячелетнее Царство Христово (Откр.20:1–8) В ином видении изображается последняя участь самого виновника всякого зла и греха – диавола. Сшедший с неба Ангел сковал его на 1000 лет, низверг его в бездну, дабы он не прельщал больше народы, доколе не окончится 1000 лет ( Откр.20:3 ). Замученные же за имя Христово воскресли и царствовали со Христом тысячу лет. «Это первое воскресение» ( Откр.20:5 ). Неправильно толкуя это место, хилиасты основывают свое учение о реальном воскресении одних только праведников о пришествием Христа на землю и соцарствии с Ним 1000 лет. Но «воскресение первое» надо понимать в духовном смысле, – оно происходит в крещении, в духовном рождении, почему и сказано: «над ними смерть вторая не имеет власти» ( Откр.20:6 ). Срок в 1000 лет надо понимать как долгое, длительное, неопределенное время, время между 1-м и 2-м пришествием Христа. Это время действия благодати Божией в мире, помогающей побеждать диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Из многочисленных цитат и ссылок автора послания на Апокалипсис по всей ясности и определённости особенного внимания заслуживают следующие. В начале послания «рабы Христовы» говорят о «великом гневе язычников на святых» (ср. Откр.11:18 ) 54 . О Веттии Епагете здесь говорится: «он был истинным учеником Христа и следовал за Агнцем, куда бы он не пошёл» (ср. Откр.14:4 ). О язычниках автор послания выражается, что они «озверились» 55 . Сатана выставляется здесь главным виновником гонений на христиан (ср. Откр.2:10 ) и подстрекателем к богохулению (ср. Откр.13:5–6 ). Мученик Санкт, по выражению автора послания, был «укреплён из небесного источника воды жизни, который исходит от Христа (ср. Откр.7:17, 21:6, 22:1, 17 . ср. Ин.7:38 ). Далее говорится о «венце бессмертия», как награде за подвиг мученичества, с явным намёком на Откр.2:10 (στφανος τς ζως). Свв. мученики, пострадавшие в это гонение (Матур, Санкт, Александр, Аттал и Бландина), называются в послании «принесёнными в жертву» (ср. Откр.6:9 ), облечёнными в «одежду невесты» (ср. Откр.19:7–8 ) 56 . В частности о Бландине говорится, что она радовалась своей кончине, как будто бы была приглашена на брачный пир ( Откр.3:20 ; ср. Откр.19:7, 19:9 ). «Легат и народ, – говорит автор послания, – обнаружили по отношению к нам подобно зверю (ср. Откр.13 :1д.), одинаковую ненависть, да исполнится писание» – и дальше ссылка на Откр.22:11 . Формула «да исполнится писание» (να γραφ πληροϑ) показывает, что признание полного канонического достоинства Апокалипсиса было общим в церквах Галльских и Асийских. Все вышеприведённые ссылки и указания на Апокалипсис имеют для нас тем большее значение, что позволяют заглянуть во внутреннее святилище церковной жизни и убедиться в том высоком авторитете, каким пользовался тогда Апокалипсис, как пророческая и утешительная книга κατ’ ξοχν. 2 Προλγει (разумеется Бог) γρ μν: δο Kριος, κα μισϑς ατο πρ προσπυ ατο, ποδοναι κστ κατ τ ργον ατο. 6 Bousset, Offenb. Joh. 1896. S. 13 – признаёт эсхатологическую часть «пастыря» совершенно независимой от Апокалипсиса и отсюда делает поспешным вывод, что вообще наша книга во времена автора «Пастыря» ещё была неизвестна в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kanoni...

6:8), и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, называемого апсиноос (Откр. 8:11), горького по свойству, подобно полыни. Дай мне седмь фиал (Откр. 16:1) и возьми у меня тысячу лет. Докажи, что жена означает город (Откр. 21:9–10), и представлю тебе доказательство о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою возносящаяся (Откр. 12:14), сделается Иерусалимом и, собственно, есть не жена, и дам тебе объяснение на тысячу лет. Ужели город рождает? (Откр. 12:2). Ужели родившая делается Иерусалимом? Ужели человек беззакония (2 Фес. 2:3) есть зверь? (Откр. 13:1). Ужели десять глав соединены у зверя, чтобы им царствовать? (Откр. 13:1). Ужели от седми есть осмыи, который однако ж не осмыи по числу, потому что глав седмь, но три главы уничтожились? (Откр. 17:11). Ужели имя зверя неизъяснимо и так же неименуемо, как имя Божие? Да не будет сего! Ужели имени зверя не знал тот, кто сказал число имени? (Откр. 13:18). Сперва известны ему стали слоги, а потом уже разложил имя на буквы; сперва сам в себе произнес имя, а потом, сложив буквы, сказал число, то есть, что из букв составляется шестьсот шестьдесят шесть. Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни. Ибо если един день пред Господем яко тысяща лет (2 Пет. 3:8), кто в состоянии вычислить, сколько дней в тысяче лет и определить тысячи тысяч и тьмы тем такого числа дней? Итак, по бесконечному числу лет в сих днях и дней в тысячах сих лет упокоение святых по воскресении определил тысячею лет. Знаю, что Иоанн сказал о новом разрешении змия от уз (Откр. 20:2–3), но сказал сие гадательно. Жена (Откр. 21:10, 18) будет златым городом и стену будет иметь из драгоценных камней. Но разумеем так, что жена есть Церковь; а также и о Церкви опять разумеем, что она златая, по причине прославления, и из драгоценных камней, по причине нетления. Таким же образом доказано, что змий есть диавол (Откр. 20:2), что заключение его в узы есть наказание, наложенное Богом, а самые узы — не иметь власти над человечеством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мариам, сестра Моисея, на семь дней поражена была проказой за ропот (см.: Числ.12 ). Стены Иерихона пали после седмикратного обхождения их семью священниками Бога Израилева, седмикратно вострубившими напоследок в семь труб (см.: Нав.6 ). В течение семи дней совершилось освящение Аарона и сыновей его (см.: Лев.8:33–35 ). Седмикратно на дню прославлял Бога царь и пророк Давид (см.: Пс.118:164 ). После седмикратного омовения в Иордане очистился от проказы военачальник сирийцев Нееман (см.: 4Цар.5:14 ). Писание говорит о семи дарах Духа Святого, каковы: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх (см.: Ис.11:2–3 ). На семи столпах создала себе дом, то есть Церковь , Премудрость Божия ( Притч.9:1 ). И в Новом Завете Спаситель заповедует нам прощать до семижды семидесяти раз (см.: Мф.18:22 ; Лк.17:3–4 ). В основании Церкви Христовой также усматриваем число семь, ибо в ней различаются: 1) апостолы, 2) пророки, 3) учители, 4) чудотворцы, 5) имеющие дар исцелений, 6) имеющие дар языков, 7) имеющие дар толкования Священных Писаний (см.: 1Кор.12:28–30 ). Семь духов предстоят Богу и престолу Его (см.: Откр.1:4 ). Семь золотых светильников стоят пред Спасителем, и семь звезд в деснице Его (см.: Откр.2:1 ). Семи Церквам пишет, по Божию повелению, св.Иоанн Богосдов (см.: Откр.1:11 ). Семь язв наносится миру в последние времена (см.: Откр.15:6–8; 16:1–21 ). Семь печатей имеет на себе книга, которую видел св.Иоанн в руке Божией (см.: Откр.5:1–4 ). Семь духов Божиих посылает Бог во всю землю (см.: Откр.5:6 ) и Церквам (см.: Откр.1:4 ). Смертных грехов также семь: 1) гордость, 2) сребролюбие, 3) блуд, 4) зависть, 5) алчность, 6) гнев, 7) леность (нерадение о душе). Но и Агнец закланный достоин принять: 1) силу, 2) богатство, 3) премудрость, 4) крепость, 5) честь, 6) славу, 7) благословение (см.: Откр.5:12 ). Перечислив лишь некоторые из множества свидетельств об особом значении числа семь в Священном Писании, обратимся к семи таинствам Церкви Христовой. Само слово «таинство» подразумевает научение сокровенному, о чем не подобает знать внешним, по заповеди Спасителя: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Таинства, понимаемые в этом смысле, нередко именуются в Писании Нового Завета тайнами. Так, на вопрос учеников, почему Он говорит в притчах, Господь отвечает: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф.13:11 ; ср.: Лк.8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Наприм., в таком случае прибавляется: «воскресый из мертвых..., иже в вертепе родивыйся».... Великие же отпуски бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, наприм., во вторник: «честнаго, славнаго пророка и Предтечи»... потом – святые храма 3 , а затем – святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, наприм., святой «дня» будет выше чином святого «храмового». Следует поминать святых на отпусках в таком именно порядке, как числит и прославляет их православная Церковь , а не безразлично или как бы ни случилось. Наприм., неправильно будет поминать «ангелов после пророков, пророков после апостолов, апостолов и равноапостольных после святителей, святителей после мучеников», а этих «после и преподобных». Притом если подряд случится поминать нескольких святых одного чина, то следует однажды только произнеси, небесный чин их («иже во святых отец наших» или: «святых мучеников»), и к этому уже слову прибавлять имена их, а не повторять снова пред каждым из них чин или звание, напр. так бы: «иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского». На этот раз некоторое изменение может быть только в следующих случаях: 1) если дневним святым будет один из евангелистов или из 12 апостолов, тогда в отпуске поминается прежде сей апостол, а потом призываются прочие, наприм., так: «святаго апостола и евангелиста Матфея и прочих святых славных и всехвальных апостол»; а буде случится дневная память такого апостола, который принадлежит к 70 апостолам, в таком случае поминаются прежде «всехвальные», и потом уже прибавляется из числа 70, наприм., так: «святых и всехвальных апостол, и святаго апостола Архиппа»...; 2) если после трех вселенских святителей нужно помянуть других святых архиерейского сана, то для отличия первых нужно снова повторить: «и иже во снятых отец наших»..., и 3) если после одного святителя или двух следует на отпуске «преподобный», то, сказав: «иже во святых отец наших...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Перед концом мира, когда, по ап. Павлу, «будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), диавол будет отпущен на свободу, т. е. получит власть вновь безнаказанно возмущать против Бога народы земли ( Откр.20:7–8 ). Он выведет на брань со святыми антихриста и его лжепророка, а также целые полчища своих пособников, «Гога и Магога», как зовет их Апостол, заимствуя это название у прор. Иезекииля (39 гл.); под ними подразумевались враждебные иудеям народы. 3. Воскресение мертвых и всеобщий суд (Откр.20:9–15) Бог окончательно и навсегда поражает диавола и его лжепророка-антихриста: сшедший от Бога огонь вверг их навеки в озеро огненное, где будут они мучиться «во веки веков» ( Откр.20:9–10 ). Затем последовало всеобщее (второе) воскресение на суд ( Откр.20:12–13 ). Раскрытая книга, по которой производится суд, есть книга жизни, т. е. ведение Божие жизни каждого человека. Каждый судим по делам своим ( Откр.20:13 ). Сама же смерть и ад низвержены в озеро огненное – в мире воцаряется вечное царство Христово ( Откр.14:20 ). 5. Новый Иерусалим и блаженство праведников (Откр.21:9–22, 21) Один из ангелов вознес Иоанна на великую и высокую гору и показал ему великий город, святой Иерусалим, сходящий с неба, от Бога. Это Церковь Божия, вступившая в новое состояние по обновлении неба и земли. Теперь это – единая, торжествующая Церковь первенцев, соборное единство праведников с Богом, живая скиния Бога с Его народом ( Откр.21:3 ), украшенная, как невеста, невинностью, правдой и добрыми делами святых. Иерусалим земной был только слабым прообразом Иерусалима небесного. В этом святом граде уже не будет особого храма ( Откр.21:22 ), так как вся вселенная станет единым храмом, а жизнь вечная будет непрестанным богослужением. Религия будущей земли будет вполне духовна и безобрядна. Наше служение есть сень и прообраз, – тогда же все явится совершенным и узрим Бога «лицем к лицу». Ему, живому Богу, в личности Сына Его Христа будет воздаваться поклонение ( Откр.21:24 ). В горнем Иерусалиме не будет никакого светила для освещения, ибо свет славы Сына Божия будет освещать все ( Откр.21:23; 22, 5 ). Все будут объяты этим невечерним, нетварным благодатным светом. В этом граде все спасенные от всех народов будут блаженствовать в ненарушаемом мире и славе ( Откр.21:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Находясь при Домициане в 90-е годы в условиях гонений, св. Иоанн пишет как будто о гонениях при Нероне (именно его имеет в виду число 666 – см. ниже). Местом написания Откр. св. Иоанн называет Патмос ( Откр. 1:9 ) – маленький остров, один из многих в Эгейском море, примерно в 100–110 км на юго-запад от Ефеса. Судя по всему, Иоанн находился там в ссылке или даже в заключении, что вполне отвечает обстановке преследований. Вместе с другими подобными мелкими островами Патмос действительно использовался римскими местными властями как место изгнания 1077 . Авторство Откр. В тексте Откр. пять раз упоминается имя Иоанна как автора книги – в третьем или в первом лице. Церковное Предание издревле отождествляет автора Откр. со святым апостолом Иоанном Богословом, написавшим Четвертое каноническое Евангелие и три Соборных послания 1078 . В самом начале автор говорит о себе в третьем лице («рабу Своему Иоанну»), а также об Ангеле (1, 1), через которого Бог удостаивает его быть зрителем открывающихся тайн. В Откр. все время подчеркивается момент зрения этих тайн: глагол «видеть» («я (у)видел» и т.п.) встречается более пятидесяти раз 1079 . За это св. Иоанн получил прозвище «Тайнозритель». В стихире, посвященной св. Иоанну Богослову, он именуется как «зритель неизреченных откровений». С другой стороны, еще в III веке Дионисий Александрийский усомнился в тождестве ап. Иоанна, написавшего Евангелие и три послания, и «старца Иоанна», как его назвал Папий Иерапольский (около 125-го года), написавшего Откр. Сомнения основаны на разнице лексикона и стиля Ин. и посланий, с одной стороны, и Откр., с другой. 1080 Слишком резким диссонансом звучит язык Откр. – наиболее неправильный и семитизированный из всех книг Нового Завета. Однако разница стиля и лексикона, определяемая жанром писания, совсем не обязательно означает, что трудились разные авторы 1081 . Наконец, последние исследования и открытия в области структуры Откр. и других Иоанновых писаний говорят в пользу единства их авторства 1082 . (Вместе с лексиконом, стилем и другими литературными особенностями структура произведения является одной из важнейших, хотя часто и игнорируемой его характеристикой). Но главное, что несмотря на разницу жанра, которая обязывает писателя соблюдать соответствующий стиль и использовать соответствующий словарь (а апокалиптика, как мы видели, выработала целый арсенал подобных средств), между Откр. и другими Иоанновыми писания имеются существенные (и вербальные, и концептуальные) сходства. Несколько ярких примеров:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010