απερυβη τα σημεια. 92 «Сын Божий Христос по воле Отца родился от Девы из рода Авраамова, от племени Иуды и Давида». 94 Епифан. Прот. ерес. 30 гл. 14: «ибо Керинф и Карпократ родословием в начале Евангелия от Матфея хотят доказать, что Христос от семени Иосифова и Мариина». 1863 г. часть 1-я, стр. 236–237. Русск. перев. Москва. 96 Celsus (Orig. 2, 32): φησιν... απηνϑαδησϑαι τους γενεολογησαντας απο του πρωτου φυντος αι των εν Ιουδαιοις βυσιλεων τον Ιησουν. 99 Как в Евангелии Луки Баур по примеру Маркиона опустил две первые главы, так и в Евангелии Матфея он опускает по примеру евионеев не одно родословие, а целые две главы (см. Епифан. 30. 14). Опровержение возражений Баура против подлинности первых двух глав в Евангелии Матфея можно читать в Прав. Обозрен. 1873 г. втор. полуг., стр. 27–40. 101 Пособия для толкования родословий: Jansenius, Comment. in s. Evangelia. T. prin. 1825 г. Curs. compl. sacrae scripturae. Olshausen. Bibl Com. ment. erst. Band. 1830. Glöckller Die Evangel d. Matth., Mark. et Lukas Frankf. 1834. Mauduit, L " Evangile analyse selon l " ordre historique... T. 1 Paris. 1843. Rigler. Das Leben Jesus Christus in Harmonie d. vier Evangel. Erst. В. Bamberg. 1843. Ebrard, Wissenschaft. Kritik. § 43. Die Geneologien. J. Maldonatus, Comment. in quatuor Evangel. T. 1. 1853. Heinr. Fwald, Die Bücher d. N. Test. Erst. Th. Die drei erst. Evang. u. die Apostelgesch. Erst Hälfte. Gottingen. 1871. Godet Comment z. d. Evang. d. Lukas. 1872. Hofmann, Die heil. Schrift neuen Test. Acht. Th. Erst. Abth. Das Evang. d. Lukas. Nordlingen. 1878. и мн. др. На русском языке: Толков. Евангел. архим. Михаила от Матфея и Луки. Учебное руководство к чтению евангелий Д. Боголепова . Христ. Чтение 1864 г. часть третья: Родословие Господа. Прав. Собеседн. 1865 часть вторая: Опыт объяснения на св. Еванг. от Матфея, гл. 1 ст. 1–17. Евсевия Самарск. Беседы на воскр. и праздничн. Евангелия, часть 2-я. Москва 1855 г. Игнатий архиеп. Донск. и Новочеркасск. Рождество Господа И. Хр. Беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Борьба И. с имп. Фридрихом II и его сыновьями велась в ущерб остальным направлениям папской политики. Европ. правители не поддержали новый крестовый поход в Св. землю, к которому И. призвал буллой «Terra Sancta» от 6 февр. 1245 г. ( Delorme. 1913) и к-рый был провозглашен I Лионским Собором. Средства, собранные с католич. духовенства, тратились на борьбу с герм. императором. В окт. 1247 г. И. приказал прекратить в Германии проповедь крестового похода в Св. землю и вести там антиимп. пропаганду (Les Registres d " Innocent IV. N 3384). В апр. 1245 г. папа позволил Афонсу (впосл. кор. Португалии Афонсу III) использовать армию, собранную им в Юж. Франции для крестового похода, против его брата кор. Португалии Саншу II, отлученного от Церкви в 1238 г. (буллой «Grandi non immerito» от 24 июля 1245 И. передал Афонсу управление королевством - Potthast. RPR, N 11751). Крестовый поход в Св. землю не был поддержан и в Англии. Единственным европ. правителем, отправившимся в 7-й крестовый поход (1248-1254), стал франц. кор. Людовик IX Святой. Помощь папы гос-вам Латинской Романии, существование к-рых находилось под угрозой в связи с усилением Никейской империи, имела ограниченный характер. И. отправил неск. посланий главам лат. княжеств, призвав оказать поддержку лат. императору в К-поле ( Potthast. RPR, N 11388). Папа не оставлял попыток заключить унию с правосл. К-польским патриархом, находившимся в Никее. Весной 1249 г. к никейскому имп. Иоанну III Дуке Ватацу была направлена миссия во главе с генералом францисканского ордена Иоанном Пармским . Миссия добилась определенного успеха: хотя К-польский патриарх Мануил II , похвалив папу за стремление закончить схизму, указал на нерешенные догматические противоречия, препятствовавшие заключению унии ( Hofmann. 1953), послы, прибывшие позднее от никейского императора, были готовы пойти на признание Римского престола верховным арбитром в христ. мире (без клятвы верности) в обмен на упразднение Латинской империи и лат. иерархии в греч. землях. Доктринальные вопросы, в т. ч. вопрос о Filioque , деликатно обходились. Правосл. Церковь отвергла унию. Т. о., усилия никейской дипломатии достичь соглашения с Римом оказались напрасны.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Важнейшим полемическим трактатом является «Изложение против невежественно говорящих и беззаконно учащих, что мы, подлинные и православные чада Восточной Церкви, являемся схизматиками в отношении святой и кафолической Церкви» (ρδβλθυοτεΕκθεσις κατ τν μαθς λεγντων κα παρανμως διδασκντων...), где обстоятельно опровергаются обвинения в «заблуждениях», предъявленные православным в сочинениях иезуитов Р. Беллармина и А. Поссевино . Из 3 частей трактата, написанного ок. 1591 г., лишь 1-я была опубликована в К-поле (1624?) вместе с трудами Мелетия Пигаса и Георгия Коресиоса. Полный текст имеется в неск. афонских рукописях XVII-XVIII вв. (Ath. 1616 (Karakal. 103), Ath. 2137 (Esph. 124), Ath. 2791 (Doch. 117)). «Слово на возвращение мощей св. Иоанна Златоуста» издано М. Гедеоном в ж. «Μεσαιωνικ Γρμματα» (Т. 2. Σ. 222-226). Письма Г. С. опубликованы в книгах: Lami G. Deliciae eruditorum. Florentia, 1744. T. 15. P. 1-131; Crusius M. Turcograecia. Basileae, 1584. Modena, 1972r. P. 522-633. Среди ученых трудов Г. С.- участие в подготовке 8-томного собрания творений св. Иоанна Златоуста, изданного Г. Савиллом (Eaton, 1612). Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe s. 1885. T. 2. P. 142-151; Jugie M. Un théologien grec du XVIe s. Gabriel Sévère et les divergences entre les deux Églises//EO. 1913. T. 16. P. 97-108; idem. Gabriel Sévère//DTC. T. 6. Col. 977-984; Σιδερδης Ξ. Γαβριλ Σεβρου στορικ πιστολ. Αλεξνδρεια, 1913; Αριστρχης, μητρ. Διοκαισαρεας. Γαβριλ Σεβρος, μητροπολτης Θιλαδελφας//Να Σιν. 1926-1927. T. 21-22; Hofmann G . Briefwechsel zwischen Gabriel Severos und Anton Possevino//OCP. 1949. T. 15. P. 416-434; Πατρινλης Χ. Γ. Γαβριλ Σεβρος //ΘΗΕ. Τ. . Σ. 113-115; Καλογρου Ι. Η γκαθδρυσις λδβλθυοτεΕλληνος ρχιεπισκπου ες Βενεταν κατ τ τλη το ΙΣΤ´ ανος//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI s.: Atti d. Conv. Bari, 1969. Padova, 1972. P. 89-131; Manussacas M. I. La communità greca di Venezia e gli arcivescovi di Filadelfia//Ibid. P. 69-87; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 118-124 [Библиогр.]; Ясиновский А. «Синтагматион» Гавриила Севера: греч. оригинал и укр. пер.//Славяне и их соседи. 1996. Вып. 6. С. 163-168; он же. Про beheцiahcьko-ocmpoзьki kyльmyphi контакти: «Cuhmarмamioh» Гавриïла Севера//Украïна XVII ст. мiж Заходном та Сходом К.; Beheцiя, 1996. С. 556-567; он же. Зi спостережень над укр. перекладом «Cuhmarмamioha про ciм св. тайн» Гавриïла Севера//Християнство й укр. мова. Льbib, 2000. С. 131-136.

http://pravenc.ru/text/161375.html

Любезны читателю! в сей книге дивные нам дела божия показаны. Сего ради подобает нам писания прочитати со вниманием, прося всемогущаго Бога о помощи, да нам по своей благости дарствует не токмо читати, но и разумевати глаголемая». За этим предисловием следует оглавление той и другой части. В первой части указано 67 глав, во второй 40 глав (впрочем две главы 29 и 30 в рукописи пропущены). Во второй части помещены те вопросы, которые в латинском подлиннике составляют содержание третьей книги. По этому списку мы ниже печатаем весь Луцидариус вполне. 1 Сборник Отделения Русского языка и словесности Императ. Академии Наук, том XVII, 1-й. 2 В индексах упомянуты апокрифические евангелия Иакова, Варнавы, Фомы, Матфея, евангелие детства (Детства Христова), евангелие Никодима или Акты Пилата. 3 Впрочем евангелие Фомы известно только в сербской редакции, в русской же редакции оно не встречается в славянских рукописях. 6 Смотр. Обзор хронографов русской редакции А. Попова . Вып. 1, стр. 127–128; 129–132; 134–138. Вып. 2, стр. 78–79; 80–82; 126–127; 259. – Все указанные статьи напечатаны ниже по хронографу XVI в. Солов. библиотеки, 51. 7 Leben Jesu nach den Apocryphen von Rud. Hofmann. Leipzig 1851 г.; Etudes sur les Evangiles apocryphes par Mich. Nicolas. Paris 1866 г.; Жизнь Иисуса Христа по Евангелиям и народным преданиям К. Скворцова . Киев 1876; Об апокрифических Евангелиях статья из Фреппеля. Труды Киев. Акад. 1861 г., декабрь; Об апокрифических Евангелиях свящ. Альбова. Христ. Чтен. 1871–72 гг.; Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях св. апостолов свящ. И. Смирнова. Правосл. Обозр. 1873 г., апрель. – Шульца: Die Legenden vom Leben der Jungfrau Maria und ihre Darstellungen in der bildenden Kunst des Mittelalters. Leipzig. 1881. Ленера: Die Marienverehrung in den ersten Jahrhunderten. Stuttgart 1881. Содержание обоих сочинений подробно изложено в статье: Сказания о житии пресв. Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве. А. Кирпичникова. Журн. М. Н. Пр. 1883 г., ч. 298. 8 Не все из перечисленных далее сочинений можно назвать чисто апокрифическими сочинениями; в некоторых из них есть истинные предания, принятые в церковном учении; но, в то же время, вместе с истинными преданиями в них находится много и разных апокрифических и легендарных подробностей. 9 Напечатано: у Фабриция, tom. II, 66–126; у Тило, 1, 159–273; у Тишендорфа: Evangelia apocrypha, 1–49. 11 Сказание Афродитиана в русской редакции по списку XIII в. напечатано г. Тихонравовым в Пам. отречен., литер. 11, 1–4, потом Стояном Новаковичем в Starine, кн. X, стр. 74–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

400 См. вообще это Μαρτριον в Acta Petri, Acta Pauli etc. ed. R. A. Lipsius. I, p. 107–117, особенно 110, 4–6: Нерон «издал такой эдикт, чтобы все находимые ( ερισχομνους) христиане и войны Христовы были убиваемы. И среди многих пиводился и Павел связанный " … Начался допрос, а затем 112, 1–3: «выслушав это, кесарь приказал всех связанных сжечь, а Павла обезглавить по Римскому закону» и далее см. особ. гл. V и VI. 401 См. у Harnack’a. Analecta zur ältesten Geschichte des Christentums in Rom в Tex. u. Unters., t. 28, H. 2, S. 7. Мы не будем анализировать свидетельств церковного предания, касающихся мученической смерти Апостолов. Справедливо, что они пострадали не в один день. По Harnack " y, Chronologie, I, 709, Глубоковскому, Хронология… Т. К. Д. А. 1911. Т. II. Стр. 233, срв. Болотов. Лекции… II, 55 мнени об одновременной кончине Петра и Павлалишь вывод из общего в их честь праздника 29 июня, каковой день в действительности является днём перенесения останков их в безопасное хранилище в катакомбах в гонение Валериана, Tusco et Basso consulibus (в 258 г. по Р. Х.). Против Богдашевского. Послание к Ефесянам, прим. 1 на стр 252–256; Reithmeyr’a, Einleitung, S. 720; Aberle, Einleitung, S. 260. Смерть ап. Петра именно в 64 году подтверждается между прочим вероятной и приблизительной хронологией римских пап. Список первых римских епископов, сохранившийся, может быть, от времени Коммода (180–192) говорит, что папы, начиная с Лина (преемника Петра) и кончая Еливферием, восседали на престоле римских первосвященников в общей сложности 125 лет. Елевферий †189 г. 189–125­64 (Дюшен, История… I, 157–158, срв. этот список у Harnack’a, Die Chronologie… I, 133. 158). Против Фаррара, который мученичество Петра полагает «около времени кончины его великого собрата Павла, но в 67–68 г. (Первые дни христианства, I, 163); Schott’a, Isagoge, p. 397 – 67–68 гг.; Laungen’a, Grundriss… S. 41 – Пётр †67 г.; Huther’a, op. cit. Пётр умер после Павла. S. 8. 25. 406 Такой датировки, поскольку нам известно, никто не проводил в учёном мире. К ней приближаются Hofmann, который относит появление нашего послания ко времени между первыми и вторыми узами Апостола. Die heilige Schriften. VII, 1, S. 215 и Keil, который замечает, что оно написано незадолго до окончания или скоро после окончания первых уз Павла. Commentar, S. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

Лит.: Rosenblat Á . La población indígena y el mestizaje en América. B. Aires, 1954. Vol. 1; Ayón T. Historia de Nicaragua desde los tiempos más remotos hasta el año de 1852. Madrid, 1956. T. 1; Лещинер Р. Е. Никарагуа. М., 1965; Леонов Н. С. Очерки новой и новейшей истории стран Центр. Америки. М., 1975; Sinclair J. H. Protestantism in Latin America: A Bibliographical Guide. Pasadena (Calif.), 19762; Fe cristiano y revolución sandinista en Nicaragua. Managua, 1979; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке (1810-1959). М., 1981; Dussel E. D. A History of the Church in Latin America: Colonialism to Liberation. Grand Rapids (Mich.), 1981; World Christianity. Monrovia (Calif.), 1981. Vol. 4: Central America and the Caribbean/Ed. C. L. Holland; Nelson W. M. El Protestantismo en Centro América. Miami, 1982; Stoll D. Fishers of Men or Founders of Empire?: The Wycliffe Bible Translators in Latin America. [L.], 1982; idem. Is Latin America turning Protestant?: The Politics of Evangelical Growth. Berkeley; Los Ang., 1990; Belli H. Breaking Faith: The Sandinista Revolution and Its Impact on Freedom and Christian Faith in Nicaragua. Westchester (Ill.), 1985; Historia General de la Iglesia en América Latina/Ed. E. Dussel. Salamanca, 1985. T. 6: América Central; Perez Brignoli H. Breve historia de Centroamérica. Madrid, 1985; Prien H.-J. Historia del Cristianismo en América Latina. Salamanca, 1985; Arellano J. E. Breve historia de la Iglesia en Nicaragua, 1523-1979. Managua, 19864; Gary O. G. Iglesia Católica y revolución en Nicaragua. México, 1986. Vol. 1: De la conquista a la liberación, 1503-1979; Bradstock A. Saints and Sandinistas: The Catholic Church in Nicaragua and Its Response to the Revolution. L., 1987; Hofmann M. Bolivien und Nigaragua: Modelle einer Kirche im Aufbruch. Münster, 1987; Lancaster R. N. Thanks to God and the Revolution: Popular Religion and Class Consciousness in the New Nicaragua. N. Y., 1988; Renouf R. Anglicismo en Nicaragua 1745-1985//Anglican and Episcopal History.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

1976. Vol. 30. P. 1-33; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XII siècle. R., 1977. P. 141, 153, 205, 314; Jacobsen P. Ch. Flodoard von Reims: Sein Leben und seine Dichtung «De triumphis Christi». Leiden; Köln, 1978; Feller L. La fondation de San Clemente a Casauria et sa représentation iconographique//Mélanges de l " École française de Rome: Moyen âge, temps modernes. R., 1982. T. 94. P. 711-728; Castro Sánchez J. Himno mozárabe en honor de S. Clemente//Habis: Arqueología, filología clásica. Sevilla, 1985. Vol. 16. P. 187-199; idem. Himnos de la antigua liturgia hispánica//Sacris Erudiri. Tutnhout, 2003. Vol. 42. P. 123-280; Barclay Lloyd J. E. The Building History of the Medieval Church of S. Clemente in Rome//J. of the Society of Architectural Historians. Chicago, 1986. Vol. 45. P. 197-223; Zielinski H. Zu den Gründungsurkunden Kaiser Ludwigs II. für das Kloster Casauria//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Tl. 4: Diplomatische Falschungen. S. 67-96; Lapidge M. The Saintly Life in Anglo-Saxon England//The Cambridge Companion to Old English Literature/Ed. M. Godden, M. Lapidge. Camb., 1991. P. 243-263; Guidobaldi F. San Clemente. R., 1992. Vol. 1: Gli edifici romani, la basilica paleocristiana e le fasi altomedievali; idem. Gli scavi del 1993-95 nella basilica di S. Clemente a Roma e la scoperta del battistero paleocristiano//RACr. 1997. Vol. 73. P. 459-491; Salamito J.-M. Clément Ier//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 360-362; Bjø rn H., Gotfredsen L. Århus domkirke: Skt. Clemens. Århus, 1996; Hofmann D. Die Legende von St. Clemens in den skandinavischen Ländern im Mittelalter. Fr./M., 1997; White L. M. The Social Origins of Christian Architecture. Valley Forge (Penn.), 1997. Vol. 2. P. 219-228, 398-404; Battista S. Interpretations of the Roman Pantheon in the Old Norse Hagiographic Sagas//Old Norse Myths, Literature and Society/Ed. G. Barnes, M. C. Ross. Sydney, 2000. P. 24-34; Beaujard B.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

В. Welte, Nachmosaisches im Pentateuch 1841 s. 85, ff. 136 Несправедливо, впрочем, Гофман, Рим (Alttest. Theol. s. 162) и другие утверждают, что вообще после времен Моисея и особенно у пророков Ангел Иеговы есть простое представление, относящееся к временам давнопрошедшим. Если Он не является внешним образом, то выступает в пророческих видениях. Это изменение внешней, исторической деятельности в визионерную, конечно, не говорит еще против реальности деятельности Ангела Иеговы и существования представления о Нем. 138 Томирис и Псаменит отвечают послам Кира, как бы были сами цари (Herod 1, 212; 3, 14). Кир обращается к послам Киаксара, как бы имел пред собою последнего (Delitzsch. Genes. 253). 140 1) «Важно в сказаниях об ангелах не то, – справедливо говорит преосвящ. Хрисанф (Религии древ. мира т. III, 126), – что явился ангел, а то, что Он – вестник Божий. Посланный имеет значение только ради пославшего и говорить в Его имя. Вот почему о словах и действиях ангелов говорится, как о словах и действиях Самого Бога; посланный иногда отождествляется с Пославшим». 143 Сандер замечает (Sander .Commentar zu den Briefen Iohannis, 1851 § 41): не должны ли ангелы, если они суть низшие существа, столь же смиренно, как в Апокалипсисе ( Откр. 19:10; 22:8 ), отклонять от себя неподобающее им богопочтение, которое принадлежит одному только Богу? Что за путаница была бы в слове Божием, если бы тварь говорила во имя Творца и таким образом себя отожествляла бы с Ним, не объявив наперед: это говорит Господь, пославший меня. 150 Многовековая экзегетическая традиция христианской церкви может указать слишком немного представителей того взгляда, что Божество явилось Аврааму только представительно – в тварных ангелах. По свидетельству Абене Ездры и Тостата, некоторые иудейские экзегеты видели в трех мужах – пророков, но взгляд этот едва ли заслуживает опровержения, в виду Быт. 18:1; 19:1–13 . Из отцов и учителей церкви Афанасий Великий  и Амвросий усматривали в образе трех странников явление 3 лиц Пресвятой Троицы; бл. Августин – явление трех ангелов, которые символически изображали Троицу, в которых познан быль Бог, как в пророках; мнение это, еще прежде Августина высказанное Кириллом Александр. и  Григорием Нисским , повторяют: Лира. Тостат, Cornelius a Lapide, Clericus, Grotius; из новых Hofmann, Rohling, Trip., Kurtz. Большинство отцов и учителей церкви в трех странниках усматривали двух ангелов и одного Господа. Так – Тертуллиан , Ириней Л., Евсевий, Иларий, Златоуст. В новое время божественную личность одного из трех явившихся Аврааму ангелов признают все, выше названные, представители понимания Ангела Иеговы в смысле Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Соч.: Бодянский О. М. О поисках моих в Познанской Публичной библиотеке//ЧОИДР. 1846. Год. 1. Кн. 1. Отд. 1. С. 12-16 [послание правителям г. Холм, 1440 г.]; Ad universos Christi fideles de expugnatione Consmanminopolis//PG. 159. Col. 953-956 [письмо всем верным во Христе о падении К-поля]; Epistolae//Analecta Byzantino-Russica/Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71 [письма 1-6]; Λμπρος Σ. Παλαιλγεια κα Πελοποννησιακ. Αφναι, 1913. Τ. 1. Σ. 3-14, 324-335 [речь на Базельском Соборе]; Αφναι, 1926. Τ. 3. Σ. 132-199, 200-221, 292-308 [панегирики в честь Мануила II и Иоанна VIII Палеологов]; Δο ναφορα μητροπολτου Μονεμβασας πρς τν πατριρχην//Νος Ελληνομνμων. (1915). Τ. 12. Σ. 272-318 [два прошения митр. Монемвасийского к патриарху]; Ibid. 1921. Τ. 15. Σ. 113-126 [похвальная речь имп. Сигизмунду Люксембургскому] (то же: Hunger H., Vurm H. Isidoros von Kiev, Begrüßungsansprache an Kaiser Sigismund (Ulm, 24. Juni 1434)//RHM. 1996. Bd. 38. S. 143-180); Mercati G. Scritti d " Isidoro il cardinale Ruteno. R., 1926. P. 151-152. (ST; 46) [описание путешествия из К-поля в Сиракузы]; idem. Opere minori. Vat., 1937. P. 188-192. (ST; 79) [«Монодия на пожар во Влахернской церкви»]; Hofmann G. Ein Brief des Kardinals Isidor von Kiew an Kardinal Bessarion//OCP. 1948. Vol. 14. P. 407-414 [письмо кард. Виссариону о падении К-поля]; idem. Quellen zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch//OCP. 1952. Vol. 18. P. 146-148, 149-150 [письма властям Флоренции о падении К-поля]; Ziegler A. W. Vier bisher nicht veröffentlichte Briefe Isidors von Kijev//BZ. 1951. Bd. 44. S. 574-577 [письма 7-10]; idem. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev//OCP. 1952. Vol. 18. S. 139-142 [письма 11-14]; Pertusi A. La caduta di Constantinopoli I: La testimonianze dei contemporanei. Verona, 1976. P. 58-111 писем о падении К-поля]; Litterae (da Candia, luglio 1453)// Pertusi A. Testi inediti e poco noti sulla caduta di Constantinopoli. Bologna, 1983. P. 11-21 письма о падении К-поля]; Wawryk P. M. Quaedam nova de provisione metropoliae Kioviensis et Moscoviensis ann. 1458-1459//Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463-1963). R., 1963. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 4(10)). P. 20-21 [письмо польск. кор. Казимиру]; On Peace and Love/Ed. J. Gill//OCP. 1967. Vol. 33. P. 370-379 [речь «О мире и любви»]; Sermones inter concilium Florentinum conscripti. R., 1971. P. 1-94 [речи на Ферраро-Флорентийском Соборе]; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 453-454 [окружное послание]; Polemis I. D. Two Praises of the Emperor Manuel II Palaiologos: Problems of Autorship//BZ. 2010. Bd. 103. S. 699-714.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Текст окружного письма Кирилла V см. там же: coll. 605-610: Cyrilli patriarche decretum quo Latinorum mysteria exploditur 1755, mense ianuario. У Mansi: coll. 609-618: Decretum synodale quo damnatur libellus a Christophoro adversus Latinorum baptismum. Под ним подписались следующие иерархи: 1. Парфений Кесарийский 2. Нафанаил Эфесский 3. Герасим Ираклийский 4. Анания Кизикский 5. Гавриил Никомидийский 6. Иоанникий Халкидонский 7. Самуил Деркийский 8. Иоанникий Серрский 9. Мелетий Прусский 10. Дионисий Адрианупольский 11. Герасим Критский 12. Серафим Филиппопольский 13. Неофит Навплийский 14. Анфим Митилинский 15. Авксентий Дидимотихийский 16. Даниил Христианопольский 17. Никифор Приконийский 18. Варфоломей Дристрийский Вероятно, они имели ввиду Randismou Stiliteusis, хотя на самом деле ее настоящую принадлежность определить трудно. В любом случае эта книга сыграла важную роль в полемике. Ее первое издание было осуществлено в Константинополе под названием: Biblion kaloumenon Randismou Stiliteusis (Книга, называемая Пригвождение окропления к позорному столбу). Во второй раз она была издана в Лейпциге в 1758 г., но уже на трех языках: греческом, латинском и итальянском. Mansi, v. 38, col. 602. Mansi, v. 38, coll. 617-621. Op. cit., p. 618. Еп. Каллист (Ware) пишет, что Антиохийский патриарх не подписал Орос " не потому, что не был согласен с определением как таковым, но потому, что Кирилл утратил поддержку своих митрополитов " (ор. cit., 76). См.: Skouvaras, Stileutika keimena tou XVIII aionos (Kata anabaptiston) в: Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher, v. 20 (1970), 50-227. См.: Metallinou, G., Omologo en baptisma.., Athina, 1996, 103 и далее. Op. cit., p. 80. Op. cit., p. 614. Op. cit., p. 79. Взято у еп. Каллиста (Ware), chapter II: Life and Travels, pp. 43-64. См.: Hofmann, Griechische Patriarchen und Romische Papste, Orientalia Christiana, vol. XXXVI, pp. 41-60. (Каллист (Ware), p. 51). Rabbath, A., Documents inedits pour servir а du Christianisme en orient, Paris et Beirut, 1905-1921, p. 302 (Цит. по: Каллист (Ware), p. 51).

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010