Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. 162. Л. 8 б.) Существует еще один вариант определения хронологических рамок жизни И. Л. В 600 г. свт. Григорий I Великий направил послание некоему «Иоанну, игумену Синайскому». Обычно считается, что адресатом послания был И. Л. (см., в частности: Hofmann G. Sinai und Rom//OrChr. 1927. Vol. 9. N 3. P. 223; Idem. Lettere Pontificie edite et inedite intorno ai monasteri del Monte Sinai//OCP. 1951. Vol. 17. P. 284). Однако П. Мараваль полагал, что И. Л. стал игуменом Синайского мон-ря не ранее 639 г. и, т. о., не мог быть получателем послания свт. Григория ( Maraval P. Grégoire et les Lieux Saints//Gregorio Magno e il suo tempo. R., 1991. Vol. 2. P. 67). Сочинения 1. «Лествица Божественного восхождения» (Κλμαξ θεας νδου), написана по просьбе прп. Иоанна Раифского , игум. Раифского мон-ря, располагавшегося в 30 км от Синая на берегу Суэцкого зал., адресована братии. Сочинение известно также под названием «Лествица рая» (Scala Paradisi). Название «Лествица» изъясняет планы И. Л. относительно структуры сочинения и приводится им в эпилоге, где восхождение по «умопостигаемой лествице» понимается как возрастание «в меру возраста исполнения Христова» (Scala//PG. 88. Col. 1161A; ср.: Еф 4. 13). Возможно, что сам Синаит озаглавил сочинение как «Подвижническое слово» (Λϒος σκητικς) (Scala//PG. 88. Col. 632A). Некоторые совр. патрологи полагают, что в древности произведение носило наименование «Духовные скрижали» (πλκες πνευματικα), основываясь отчасти на рукописной традиции и на соответствующих выражениях из послания Иоанна Раифского, который, согласно Житию И. Л., «убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами, для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали (θεοϒρφους πλκας)» (Vita Ioannis//PG. 88. Col. 605B).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Литература . Feuerlin. De religione Ruthenorum hodierna, 1745. Hofmann, Historia catechismi Russorum, 1751. J. E. Kimmel, Libri symbolici ecclesiae orientalis, 1843 (Prolegomena). J. E. Mesoloras в Συμβολικ τς ορθοδξου ανατολικς εκκλησας [t. I Athen. 1893; t. II, 1. 2 ibid. 1901. 1904]. A= νδροτσος, Δοκμιον συμβολικς, ν A= θναις 1903. J. Michalcescu, Θησαυρς της ορθοδοξας. Die Bekenntnisse und die wichtigsten Glaubenszeugnissé der griechisch-orientalischen Kirche... Lpzg 1904. [С католической точки зрения см. y Gustave Morel, La „Confession Orthodoxe“: un original manuscrit grec et latin в „Revue catholique des églises“ II, 3 (Mars 1905, Paris), p. 144– 161, P. Aurelio Palmieri O. S. A., Dositeo patriarca greco di Gerusalemme (1641–1707), Firenze 1909, глава 5, a о первоначальном языке ср. и Dr. Friedrich Loofs, Die Ursprache der Confessio orthodoxa в „Studien und Kritiken“ 1898, I, S. 165–171]. „Христ. Чт.“ 1844 г., II, стр. 223–267; 1843 г., IV ч., стр. 376–388 (предисловие патр. Адриана к «Правосл. Исповеданию». [Е. Червяковский, Римский катехизис и православное исповедание Петра Могилы , Варшава 1889.] Издания: первое греческое (и латинское) – Панагиотовское 1662 года, в Амстердаме; первое славянское, в переводе с издания Панагиотовского, правленого Лихудами, с предисловием патр. Адриана, 1696 года, и первое русское, в переводе Спб. Духовной Академии с Гофмановскаго греко-латино-немецкого издания, 1830 г. [а из позднейших см., напр., книжку: «Православное Исповедание кафолической и апостольской церкви восточной» Москва 1900]. О других изданиях см. «Христ. Чт. 1844 г., II, y Гофмана, Киммеля, Михальческу (Michalcescu), где также приведены самые тексты «Правосл. Исповедания»: у Гофмана – греческий, латинский и немецкий, y Киммеля – греческий и латинский, у Михальческу – греческий. II) Автором книги, известной впоследствии под именем: „Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере“, по общепринятому мнению ученых, считается иерусалимский патриарх Досифей. Отсюда в актах иерусалимского собора 1672 г., бывшего под председательством этого патриарха, оно, по справедливости, называется „Исповеданием Досифея“: " Ομολογα Δοσιθου или Σντομος ομολογας... J. Michalcescu, Θησαυρς της ορθοδοξας... S. 123–125. 160 [а с католической стороны см. о сем P. A. Ρlmieri, Dositeo patriarca greco di Gerusalemme, Firenze 1909, глава 2·, и в Slavorum litterae theclogicae VI (1910), 1, p. 44 sqq. 99].

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

θνα, κδσεις «Δμος», 1987. Рус. пер.: Избранное: Личность и эрос. Москва, РОССПЭН, 2005. С. 59. Что это совершенно не верно, см., например: Фома Аквинский, De potentia q 9, a 1: quomodo se habeat persona ad essentiam, subsistentiam et hypostasim («в каком отношении находится понятие лицо к понятиям сущности, субсистенции и ипостаси»). С. 79. Более подробно свой взгляд на греческую философию и, в частности, на «греческий характер» философии Аристотеля, Яннарас развивает в книге Σχεδασμα εσ αγωγς στ φιλοσοφα. θνα, κδσεις «Δμος», 1980. Информацию об этом Яннарас почерпнул из двух работ: G. Podskalsky, Griechische Theologiein der Zeit der Türkenherrschaft (1453-1821). Die Orthodoxie im Spannungsfield der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. München, 1988 (см. с. 250) и T. Ware, Eustratios Argenti: A Study of the Greek Church under the Turkish Rule. Clarendon Press, Oxford 1964, p. 16-30. См. также: G. Hofmann, Byzantinische Bischofe und Rom //Orientalia Christiana Periodica, t. 23, 70 (1931), p. 19-20. Выражение принадлежит диакону Майклу Ломаксу, которому я благодарен за обсуждение связанного с этим явлением круга проблем. Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de Saint Grégoire de Nysse. Paris, Aubier, 1944. Об этом см. предисловие Клаудио Морескини к итальянскому изданию книги Вальтера Фёлькера: Claudio Moreschini, Presentazione/Walther Völker, Gregorio di Nissa: filosofo e mistico. Vita e Pensiero, 1993, p. 9-14. Существует целый пласт литературы, посвящённой исследованию исторического взаимодействия греческого Востока и латинского Запада. Укажу здесь лишь на работы американского историка (греческого происхождения) Дено Геанакоплоса, который посвятил свою жизнь изучению этой темы: Deno John Geanacoplos, ByzantiumandtheRenaissance: Greek Scholarsin Venice: Studiesin the Dissemination of Greek Learning from Byzantium to Western Europe. Archon Books, 1973; Byzantine East and Latin West: Two Worlds of Christendom in the Middle Ages and Renaissance: Studies in Ecclesiastical and Cultural History.

http://bogoslov.ru/article/2593536

(Как несостоятельны возражения де Ветте в частностях, раскрыто подробно в моих Beiträgen S. III ff, равно как у Harless в Комментарии, у Lünemann а. а О и др.). 910 Сам де Ветте во 2-м издании своего Einleitung S. 270 замечает (имея в виду мои Beiträge): «впрочем эти основания недостаточны для того, чтобы отвергнуть подлинность послания, которое содержит столь много такого, что приличествует апостолу и чего едва ли можно ожидать того, кто вздумал бы подражать ему, и которое всею древностью признано подлинным». (Впрочем, вопреки сему, в своем кратком изъяснении посланий к Колоссянам, Филимону, Ефесеям и Филиппийцам Lpz. 1843, усилив прежнюю аргументацию, он опять отвергает подлинность этого послания). Креднер признает подлинность этого послания. 914 Экзегетические сочинения о нем: G. С. Storr Diss, in ср. Paul, ad Col. Tüb. 1780. 87. 4, в его Opusc. Acad. 11, 120 sqq. – F. Junker Hislorisch kritischer und philologischer Commentar über den Brief P. an die Coloser. Mannh. 1828. – C. C. W. F. Вäнг Commentar über den Brief P. an die Col. Basel 1833. – W. Böhmer Theologische Auslegung des Paulin. Sendschreibens an die Colosser. – W. Steiger Der Brief P. an die Colosser: Uebersetzung, Erklärung, einleitendeund epikritische Abhandlungen. Erl. 1835. – Olshausen Biblischer Commentar (Gal., Eph., Phil, Col., Thess.). 1840. – I.E. Huther Commentar über den Brief P. an die Colour. Damb. 1841. – H. A. W. Meyer krit. exeget. Handbuch(Philip., Col., und Philem.). Gött. 2. A. 1859. – Die Commentare von de Wette, Baumgarten – Crusius, F. Bleeks (см. о послан. к Ефес.) и др. Для исогогики: С. G. Hofmann Jntroductio in lectionem ep. Paul. ad Col. Lips. 1749; I. F. Flatt Obss. ad ep. ad Col. pert, opp. p. 489 sqq. Neander Einige Worte zur Einletung in den Brief des Apostefs Paulus an die Colosser. 1824 (в его Kleinen Gelegenheitsschriften); W. Böhmer Jsagoge in ep. a Paulo ap. ad. Col. datam theologica, histor. crit. Berol. 1829; I. Wiggers Das Verhältniss des Apostels Paulus zur Gemeinde von Colossä. в Theologischen Studien XI, 1; Mayerhoff см ниже. L. Montet Introd. in ep. ad Col. Mont. 1841 и др. (О колосских лжеучителях сочинения см. выше). 916

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1452 ντλυτρον отличается от простого λτρον тем, что в нем заключается понятие выкупа, который приносится за выкупаемого другим лицом. 1455 О – соединительная частица, связывающая два предложения. Benseler. Griech.–deumsch. Worterbuch, Leipzig, 1882, sub voce ο. 1458 Cujus rei, т. e. destructionis mortis, testimonium tempore, quo resurrexit, ostendit; destructio enim mortis resurrectio mortuorum est. (Comment. in Ep. ad Tim. 1. cit. op., col. 293). 1462 Это объяснение легко совместить с первым. Свидетельство, которое дал Христос в подтверждение того, что Он пришел искупить все человечество – это Его жизнь, учение и страдание. А жизнь, учение и страдание Христа составляют главный предмет апостольской проповеди. И учение Апостолов есть всемирное свидетельство о жизни и смерти Христа. 1469 Звание κρυξ, вообще, и, в частности, у греков пользовалось особым почтением и было почетным. Lex. Schlensner’a, sub voce κρυξ. 1470 Св. Златоуст, Бесед. на 1Тим., стр. 102, Феофилакт. Comment. in 1 Ер. ad Tim., cit. op., p. 758 и Икумений, cit. op., p. 220. 1471 Hanp. Bengelii. Gnomon Novi Testamenti, secundum editionem tertiam, Berolini, 1860, in Epist. 1 ad Tim., p. 534, col. 2. 1474 Феодорит. Толк. на 1Тим. стр. 682; Анзельм у а» Lapide, cit. op., p. 712, col. 1; Wiesinger. Erclar. die 1 Br. an Tim., S. 422. 1475 Св. Златоуст. Бесед. на 1Тим., стр. 109; Flatt. Vorles, ub. d. beid. Вг. P. an d. T., S. 57; Rosenmuller. Scholia in Ер. 1 ad Tim., p. 25; Hofmann. Die heil. Schrift. n. T., Th. 6, c. o., S. 77–78 и др. 1484 Corpus scriptor, ecclesiastic, lat., t. II, C. Halm., Vindobonae, 1867, cap. 32, p. 45 et cap. 10, p. 14; также, Ориген . Opera, t. III, C. Delarue, Paris. 1740, series comment. in Matth., tract. XXVIII, p. 857, col. 2–C; ejusdem opera, t. II, Delarue, 1733, hom. X in libr. J. Nave. p. 423, col. 2-E–F. Более подробно см. Origen. Opera, t. I, Delarue, 1723, contra Celsum, lib. VШ, p. 754 – 755, nota. 1501 Что касается формы σους вместо σιας, то, грамматически, она вполне объяснима, поскольку σος имеет два окончания. Lex. Benseler’a, sub voce σιος

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1971. P. 568-570). В апр. 1443 г. в Иерусалиме состоялся антиуниат. Собор, в котором приняли участие 3 вост. патриарха - Филофей Александрийский, Иоаким Иерусалимский и Дорофей I Антиохийский. Аутентичность ороса этого Собора ставилась учеными под сомнение ( Gill. 1959. P. 354). Из него следует, что М. обвиняли в «разбойничьем» захвате К-польской кафедры и во вмешательстве в юрисдикцию восточных патриархов (Orientalium documenta minora. 1953. P. 68-72). В 1443 г. М. вновь потребовал от императора более решительного проведения в жизнь униат. политики, и Иоанн VIII был вынужден объявить о созыве поместного Собора, который должен был окончательно утвердить унию. Было отведено 15 дней на подготовку к Собору, но еще до завершения срока, 1 авг. 1443 г., М. внезапно скончался, и Собор так и не состоялся. Сиропул увидел в этом совпадении действие Божественного провидения, не попустившего окончательного утверждения Флорентийской унии ( Laurent. 1971. P. 570-574). Несмотря на униатскую позицию М., патриарх Геннадий II Схоларий признавал его последним законным патриархом, занимавшим престол до падения К-поля от рук османов (1453). Сменивший М. униат Григорий III Мамма законным патриархом не считался, поскольку бежал в Рим ( Georges (Gennadios) Scholarios. 1935. P. 510). По словам Схолария, М. раскаялся перед смертью, но, будучи окружен латинянами, не смог принести покаяние открыто (Ibid. 1930. P. 194). Ист.: Georges (Gennadios) Scholarios. Œuvres complétes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1930. Vol. 3. P. 194; 1935. Vol. 4. P. 510; Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte//OrChr. 1933. Vol. 32. N 89. P. 5-39; Epistolae pontificiae ad concilium Florentinum spectantes/Ed. G. Hofmann. R., 1946. Vol. 3: Epistolae pontificiae de ultimis actis concilii Florentini annis 1440-1445 et de rebus post concilium gestis annis 1446-1453; Orientalium documenta minora/Ed. G. Hofmann. R., 1953; Quae supersunt Actorum graecorum Concilii Florentini/Ed. J. Gill. R., 1953; Laurent V. Les «Mémoires» du grand ecclésiarque de l " Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439). P., 1971; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 632; 1977. Bd. 2. S. 458; Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439): В 12 ч./Пер. с греч.: диак. А. Занемонец. СПб., 2010. Лит.: PLP, N 18069; Λμπρος Σ. Μιχαλ Καλοφρενς κα Μητροφνης Β//ΝΕ. 1904. Τ. 1. Σ. 43-56; Τωμαδκης Ν. Μιχαλ Καλοφρενς Κρς, Μητροφνης Β κα πρς τν νωσιν τς Θλωρεντας ντθεσις τν Κρητν//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 110-144; Hunger H. Zwei byzantinische Urkunden der Späten Palaiologenzeit aus der Österreichischen Nationalbibliothek (Suppl. gr. 143 und 144)//BZ. 1955. Bd. 48. N 2. S. 297-308; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 1134; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 9. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563450.html

Fedalto G. Ancora su Massimo Margounios//Bolletino dell Istituto di Storia Veneziano. VVI. Venice, 1964. Florovski A. Le Conflit des deux traditions. Prague, 1937. Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. Oxford, 1966. Geanakoplos D. J. Greek Scholars in Venice//Studies in the Dissemination of Greek Learning from Byzantium to Western Europe. Cambridge (Mass.), 1962. Gelzer Η. Der Patriarchat von Achrida. Leipzig, 1902. Golubinski Ε. E. History of the Russian Church (in Russian; 2-nd edition). 4 vols. in 2. Moscow, 1901–1911. Hadjiantoniou G. A. Protestant Patriarch. Richmond (Va.), 1961. Hadjimichali A. Aspects de l organisation economique des Grecs dans l Empire Ottoman//Le Cinqcentieme anniversaire de la prise de Constantinople/L Hellenisme contemporain (fascicule hors serie). Athens, 1953. Hadrovics L. Le Peuple serbe et son eglise sur la domination turque. Paris, 1947. Hammond P. The Waters of Marah. London, 1956. Hart W. H. Gleanings from the Records of the Treasury. VI//Notes and Queries (2 nd  series). IX. London, 1860. Hasluck F. W. Athos and its Monasteries. London, 1924. Hasluck F. W. Christianity and Islam under the Sultans. 2 vols. Oxford, 1929. Hauteriue, Compte de. Journal inedit de voyage en Moldavie//Roumanian Academy. Bucarest, 1902. HofmannG. Athos e Roma//Orientalia Christiana. V, 19. Rome, 1925. Hof mann G. Griechische Patriarchen und Rцmische Pдpste//Orientalia Christiana. XIII, 47; XV, 52; XIX, 63; XX, 64; XXV, 76; XXX, 84; XXXVI, 97. Rome, 1928–1934. Hofmann G. II Vicariato Apostolico di Constantinopoli, 1453–1830//Orientalia Christiana Analecta. CHI. Rome, 1935. Hofmann G. Patmos und Rom//Orientalia Christiana. XI, 41. Rome, 1928. Hof mann G. Patriarchen von Konstantinopel//Orientalia Christiana. XXXII, 89. Rome, 1933. Hofmann G. Rom und der Athos//Orientalia Christiana Analecta. Rome, 1954. Hof mann G. Rom und der Athosklцster//Orientalia Christiana. VIII, 28. Rome, 1926. Inatcik H. Mehmed the Conqueror (1453–1481) and his time//Speculum. XXXV. Cambridge (Mass.), 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Darrouzes 1981 – Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae/Texte crit., introd. et notes par J. Darrouzés. Paris, 1981 (Geographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin. T. 1). Dvornik 1928 – Dvornik F. Manuel I. Komnenos a Vladislav II., král eský//Z djin Východni Evropy a Slovanstva. Sbornik vnovaný J. Bidlovi к šedesátým narozeninám. Praha, 1928. Ekk. – Ekkehardi Chronicon universale/Ed. G Waitz//MGH SS. T. 6, 1844. Esser 1964 – Esser A. Wo fand der hi. Konstantin – Kyrill die Gebeine des hl. Clemens von Rom?//Cyrillo – Methodiana. Zur Frühgeschichte des Christentums bei den Slaven, 863–1963/Im Auftrage der Görres–Gesellschaft hg. von M. Hellmann, R. Olesch, B. Stasiewski, F. Zagiba. Köln; Graz, 1964 (Slavi- stische Forschungen. Bd. 6). Franklin 1999 – Franklin S. Annotationes Byzantino – Rissicae//ГENNAДIOC: К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина. М., 1999. Friedrich 1892 – Friedrich J. Ein Brief des Anastasius Bibliothecarius an den Bischof Gaudericus von Velletri über die Abfassung der Vita cum translatione S. Clementis Papae//Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. München, 1892. Heft 3. de Gaiffier 1974 – de Gaiffier B. Odalric de Reims, ses manuscrits et les reliques de saint Clément á Cherson//tudes de civilisation médiéa1e (IX e -XII e siécles). Mélanges offerts à E.-R. Labande. Poitiers, 1974. Gerh. Comm. 1855 – Ven. Gerhochi praepositi Reicherspergensis Commentarius aureus in psalmos//PL. T. 194. 1855. Gerh. Comm. 1897 – Gerhohi Reichersbergensis Ex commentario in psalmos/Ed. E. Sackur//MGH. Libelli de lite imperatorum et pontificum saeculis XI et XII conscripti. T. 3. Hannover, 1897. Gerh. ep. – Gerhochi praepositi Reicherspergensis Epistolae//PL. T. 193, 1854. Greg. Tur. glor. mart. – Gregorii episcopi Turonensis In gloria martyrum//Gregorii Turonensis Opera. T. 2: Miracula et opera minora/Ed. B. Kusch. Hannover, 1885 (MGH. Scriptores rerum Merovingicarum. T. 1/2). Hofmann 1992 – Hofmann J. Unser heiliger Vater Klemens: Ein römischer Bischof im Kalender der griechischen Kirche. Trier, 1992 (Trierer Theologische Studien. Bd. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Schwartz. Tl. I–III Berlin, de Gruy- ter, 1927–1940. Tl. I. Concilium Universale Ephesenum. Vol. I, p. 1, 3, 4, 6, 7, 8; vol. Ill, p. 1. 1927–1930. Tl. II. Concilium universale Chalcedonense. Voi. I, p. 1, 2, 3; vol. II, p. 1; vol. Ill, p. 1, 2, 3; vol. IV; vol. V; vol. VI. 1932–1938. Tl. III. Collectio sabbaitica contra Acephalos et Origeniastas destinata. 1940. Schroeder, H. J. Disciplinary decrees of the General Councils text. Transl. and comment. St. Louis, Herder, 1937. VIII, 669 p. Schwartz, E. Der Prozess des Eutyches. Klage gegen den Archimandriten und Presbyter Eutyches wegen Irrlehre]. München, Bayer. Akad. d. Wiss. 1929. 93 S. Corpus notitiarum episcopatuum Ecclesiae Orientalis Graecae. Ed. E. Gerland. Bd. I. Die Genesis de Notitia Episcopatuum. Hrsg. von E. Gerland. H. I. Bad Hormburg v. d. Höhe, 1931. XII, 48 S. Corpus notitiarum episcopatuum Ecclesiae Orientalis Graecae. Ed. E. Gerland. T. J. Fasc. 2: Les listes conciliaires, rev. et compl. par V. Laurent. I: Synode deGabadius (394), et II: Concile dEphèse (431). Kadi-Koi, Assomptionistes, 1936. XVI, 122 p. (Le patriarcat byzantin. Série II). Photius et Ecclesia Roman a. I. Primus patriarchatus Pho- tii: 858–867. Documenta collegit et notis illustravit G. Hofmann. Roma, Pontificia Universita Greg-oriana, 1932. 65 p. (Textus et documenta; series theolog-ica, 6). Hofmann, G. ed. Epistolae pontificiae ad Concilium Florentinum spectantes. Pars I. Epistolae pontificiae de rebus ante Concilium Florentinum g-estis (1418–1438). Roma, Pontif. 1st. di Stud. Orient. 1940. XVII, 118 p. (Concilium Florentinum Documenta et scriptores. Ser. A, pars I). Actes de Lavra. Edition diplomatique et critique par G. Rouillard et P. Colomb d’apres les descriptions, photographies et copies de G.Millet et Spyridon de Lavra. T. I (897–1178). Paris, Lethielleux, 1937. XXXIII, 249 p., 30 pi. (Arch, de l’Athos, I). Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, ed. U. Grumel. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. 2: Les regestes de 715 à 1043.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Православной Церкви общепринято оканчивать богословский труд цитатой из святых отцов. В этом случае уместно будет процитировать диакона, преподобного Ефрема Сирина († 373), которому, как считает православная традиция, принадлежат слова следующей молитвы Великого Поста: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего; Яко благословен еси во веки веков. Аминь. перевод с англ. архидиакон Стефан (Пучков) Примечания: 1 В русском языке, в отличие от греческого, институт (т.е. элемент экклесиологической структуры) диаконов обозначается уже другим словом – «диаконство» или перешедшим из западных языков термином «диаконат» ( Прим. пер .). 2 J.B. Hofmann, Etymologisches Worterbuch des Griiechischen (Munchen, 1950; Athens, 1974), 66; W.F. Arndt and F.W. Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literat ure (Chicago and Cambridge, 1952), 183; G.W.H. Lampe, A Patristic Greek Lexicon (Oxford: Clarendon Press, 1991), 352f. 3 Ioan. Stramatakos, Lexicon of the Ancient Greek Language (Athens, 1972), 261. 4 Hofmann, Etymologisches , 77. См. также S.M. Jackson, ed., “Deacon” в The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge , vol. 3 (New York: Funk and Wagnalls Company, 1909), 369f. 5 Stramatakos, Lexicon , 261. Современные греческие богословы полагают, что это действительно может означать участие такого «диаконоса» в чистке столов, как это и было косвенно указано в Новом Завете ( Деян. 6:2 ), или, в позднейшее время, даже в чистке престола (алтаря). Возникший в более поздней традиции «диаконник» (δικονικον) подтверждает мысль о прямом диаконском участии в наведении чистоты в алтаре и приготовлении его к службе. 6 См. стр. 11 в An Orthodox Approach to Diakonia , from the Consultation on Church and Service, Orthodox Academy of Crete, November 20–25, 1978. Публикация Всемирного Совета Церквей, 1980.

http://azbyka.ru/diakonat-vostochnoj-pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010