– Отец Иеремия, скажите, какая будет завтра погода? – Ваше Святейшество, молимся, будем молиться, чтобы Господь дал хорошую погоду. Это как некий ритуал. Думаю, эконом действительно всю ночь молился. Он, может быть, по жизни немного чудной человек, но молитвенник настоящий. Святейший переживал в первую очередь за людей. А если это осенний праздник, может быть и дождь, и холод – люди мерзнут. В Лавре Святейший сразу шел к мощам преподобного, потом поднимался на крыльцо, поворачивался к народу и кланялся. И только после этого заходил в собор. Как-то раз я краем уха услышал разговор двух дам. «Ой, смотри, смотри, идет Патриарх! Смотри, какой важный!» А вторая говорит: «Смотри: важный, а нам поклонился». Затем Святейший всегда обращался к присутствующим – владыке-наместнику или к отцу-наместнику, к братии, ко всем, находящимся в храме: благодарил Господа за то, что он смог приехать; благодарил всех за то, что собрались вместе; благодарил хор за то, что он сегодня будет петь праздничную службу. Всегда всех благодарил. Пусть он говорил недолго, но всегда это были слова благодарности. Всегда всех благодарил, пусть он говорил недолго, но всегда это были слова благодарности Однажды Патриарх Алексий приехал, зашел в собор, а там нет ни братии, ни хора. Патриарх приложился к раке преподобного, повернулся – перед ним стоит «толпа» из трех-четырех человек: наместник Лавры, благочинный и несколько прихожан. Святейший очень мудро и спокойно посмотрел и говорит: «Я сегодня приветствую отца-наместника, ректора, отца-благочинного, ну и в его лице всю братию». Вот так – с любовью. Благодарный ко всем Однажды на Пасху в Елоховском соборе Святейший поздравлял викариев и духовенство, всем дарил подарки. А я стеснялся под благословение подойти, потому что архиереев много, а Патриарх уставал, конечно. Но в этот раз я всё же решился подойти. Он отклонился в сторону своего старшего иподиакона, что-то спросил и, когда я подошел, сказал мне: «Олег, что-то ты стареешь». Мне было так неловко – по имени обратился! И подарил фарфоровое пасхальное яйцо. Такого же размера, как архиереям.

http://pravoslavie.ru/143268.html

Смотри также Апост. 73. 416 Ведь венцы – принадлежность победителей, а не побежденных плотским сладострастием, вступающие же во второй брак считаются побежденными. Смотри Неокесар. 7. 417 То же говорит и свт. Афанасий Великий в 90-м ответе Антиоху: если человек был милостивым при жизни, то тем более – после смерти, так что милостыня, подаваемая за него, непременно угодна. Однако если кто-либо при жизни был немилосердным и умер без исповеди, милостыня, подаваемая родственниками за него, – жертва мертвых, как называет ее свт. Афанасий Великий в том же ответе (Athanas. Alex. Ad Antioch. 91//PG 28, 653B.). 418 К настоящему правилу первоначально прп. Никодимом было сделано примечание, текст которого в настоящем издании: т.1. с. 22–23 (с. n). Согласно Типикону в этом случае в Великий четверг допускается разрешение только на вино и елей, а в Великую пятницу – на одно вино (см.: Типикон, снесть Устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002. С.587:590). 419 Вероятно, под распутством здесь подразумевается впадение не в плотские грехи и подчревное сладострастие, а в роскошь, кутежи и так называемые чувственные наслаждения. Ведь если говорить о плотских грехах, то не 20 лет, а одного лишь дня и часа достаточно, чтобы человеку стать недостойным священства, если он совершит хотя бы один плотской грех, например блуд, прелюбодеяние или мужеложство. Слова правила «священное – неоскверненно» обозначают, что намеревающиеся принять священство должны быть не только безупречными, но и непорочными, т. е. свободными и от легких, нетяжких согрешений, к которым в частности относятся роскошь и чувственные наслаждения. Смотри также I Всел. 19 с примечаниями к нему. 421 Обычные коленопреклонения – это те, которые совершаются в Церкви во время Четыредесятницы и которые запрещено совершать в воскресенье (а также в субботу, согласно церковному Уставу), как мы знаем, и во все великопостные субботы. Смотри еще примеч. к 16-му правилу Постника, которое также запрещает в субботу и воскресенье земные поклоны, поскольку они – знак впадения в грех и смерть. А поклоны ради приветствия, которые делают чтецы перед клиросом или иереи перед игуменом и архиереем, лобызая их руки, совершаются и в воскресенье, и во дни Пятидесятницы, поскольку они не служат таинственным выражением того, о чем мы сказали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Смотри и другие похвалы Евангелию на с. 739 «Двенадцатикнижия» приснопамятного Досифея. А повелено монахам читать Новый Завет, поскольку некоторые повредились от чтения Ветхого, особенно пророков. Не потому, что Ветхий Завет плох (да не будет!), но по немощи читающих, как пишет Василий Великий своему ученику Хилону (Basil. Magn. Ep. 42. 3//PG 32, 353A.). 163 И Иустин в 1-й апологии говорит, что в его время происходило то же самое (Just. Martyr. Apol. l. 67//PG 6, 429BC.). Смотри также примеч. к VI Всел. 19. 164 Обычай целования на литургии – древнейший. Так, в гл. 57 кн. 2 «Апостольских постановлений» говорится: «Стоящий возле архиерея диакон пусть возглашает: „Да никто на кого, да никто в лицемерии«». И снова: „Пусть целуют друг друга, мужи мужей, а жены жен лобзанием о Господе, и те, кто в клире, пусть целуют епископа, но никто да не целует лицемерно, как Иуда, предавший Господа лобзанием»» (PG 1, 736A-737A.). То же самое говорит и Иустин в 1-й апологии (Just. Martyr. Apol. 1. 65//PG 6, 428A.), и Климент Александрийский в кн. 3 «Педагога» (Clem. Alex. Paed. III, 11//PG 8, 660B.). А Кирилл Иерусалимский в 5-м огласительном поучении говорит, что лобзание есть знак того, что души лобзающих соединены друг с другом и что они отогнали от себя всякую злопамятность. «Лобзание есть знамение слияния душ и отгнания всякого памятозлобия» (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 3//PG 33, 1112A.). Смотри сочинение Евстратия (с. 275). 165 Поскольку же речь зашла о литургии, отметим здесь пять вещей, которые подобает знать христианам, а особенно иереям. 1. Когда иерей начинает читать входные молитвы перед литургией, христиане не должны сидеть вне церкви и пустословить, но нужно войти в церковь ; и пусть читаются часы, пока иерей совершает проскомидию. 2. После того как иерей совершит проскомидию и помянет всех своих близких, он должен позвонить в алтаре, чтобы христиане в храме, услышав звон, вышли из стасидий, и каждый, стоя с непокрытой головой, начал тайно перечислять имена своих родителей и других родственников. А иерей в алтаре пусть не произносит ничего другого, кроме «помяни, Господи... помяни, Господи», до тех пор пока все не закончат называть имена и не встанут в свои стасидии. 3. Иереям не подобает благословлять рукой ни предложения во время молитвы предложения, ни горнего престола, но только креститься на них, как это показывает и 12-е правило св. Никифора, которое смотри далее в примеч. к Лаодик. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

— Смиряться надо  перед человеком. Христос перед каждым из нас смиряется. Мы в такой грязи греховной  к Нему приходим, а Он каждого из нас слушает. Мы хотим, чтобы Он нас любил, чтобы Он не видел наши грехи. Мы говорим: сюда смотри, туда не смотри. Мы говорим: «Не отвержи мене от лица Твоего», и рядом: «Отврати лице Твое от грех моих».  Как ребенок маленький: «Сюда смотри, туда не смотри». Мы просим, чтобы Он разтождествил нас с нашими грехами. Точно также надо относиться  к прихожанам. И вообще помнить о том, что человек — это великая святыня, самая главная икона Бога, сокровище, это целая вселенная. И вдруг этот человек, эта ценность Божия, подходит к тебе и с доверием у тебя что-то спрашивает. И ты не должен быть для него источником слез, скорби, беды. И даже тогда, когда ты вынужден беседовать о чем-то жестком для человека, что так нельзя, что вот это невозможно, все равно это надо делать не с грубой, попечительской интонацией. Это нужно делать с любовью и смирением. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 сентября, 2023 7 мая, 2023 11 июня, 2017 5 апреля, 2017 8 июня, 2017 29 марта, 2024 18 марта, 2024 2 февраля, 2024 17 октября, 2023 25 сентября, 2023 7 мая, 2023 11 июня, 2017 5 апреля, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/protoierey-fedor-borod...

На Велицей Вечерни , стихиры воскресны 3, и анатолиев 1, и триоди 3, и предпразднства, 3. Аще ли неделя мясопустная: и поем стихиры воскресны 3, и триоди 4, и предпразднства 3. Слава, триоди: И ныне, богородичен 1–й гласа. На литии стихира храма, и предпразднства стиховны вечерния. Слава, триоди: И ныне, предпразднства, стиховны утренния. На стиховне стихиры воскресны. Слава, триоди. И ныне, предпразднства. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и предпразднства, единожды: и Буди имя господне: трижды. и чтение. [Смотри] [А идеже несть бдения, по Ныне отпущаеши: тропарь воскресн, Слава, и ныне, предпразднства. На повечерии, по Отче наш: кондак предпразднства. Слава, и ныне, триоди.] На Утрени , на Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, и ныне, предпразднства: и прочая и до канона воскресно. Канон воскресн, со ирмосом на 4: и Богородицы на 2: и предпразднства на 4: и триоди на 4. Катавасиа праздника. [Смотри] [Аще ли неделя мясопустная. Канон воскресн, на 4: и предпразднства, на 4: и триоди, на 6. Катавасиа триоди.] По 3–й песни кондак и икос предпразднства: и седален триоди, дважды. Слава, и ныне, предпразднства. По 6–й песни кондак и икос триоди. На 9–й песни поем честнейшую: Светилен воскресн: Слава, триоди: И ныне, предпразднства. На хвалитех стихиры воскресны 4, и анатолиев 1, и триоди три, с припевы их. [Смотри] [Аще ли неделя мясопустная. Поем стихиры воскресны 4: и триоди с припевы их 4.] Слава, триоди. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн. ектении, и отпуст. Таже, Слава, и ныне, стихира евангельская: и час 1–й в притворе. На часех, тропарь воскресн. Слава, предпразднства, И ныне, богородичен часов. По трисвятом кондак предпразднства, и триоди, пременяюще глаголем. На Литургии , блаженна гласа, на 4: и триоди песнь 3, на 4: и предпразднства 6, на 4. По входе тропарь воскресн, и предпразднства. Слава, кондак триоди. И ныне, предпразднства. Прокимен гласа. Апостол, евангелие, и причастен дне. [Смотри] [Аще ли неделя мясопустная. Прокимен триоди. Причастен дне, и триоди.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский 1. Смотри, как закон потерял силу; смотри, как они сте­снялись совестью. Острижение головы по обету было иудейским обычаем; следовало при этом принести и жертву, которая не была (принесена) после того, как били Сосфена. (Павлу) надлежало удалиться, потому он и поспешает. Не смотря на просьбу " побыть у них " в Ефесе, не соглашается (ст. 20). Для чего же он опять идет в Антиохию? " Побывав в Кесарии " , говорит (писатель), " он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию " (ст. 22). Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство, потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения (об обрезании). Сам отправился в Сирию, а спутников своих оставил в Ефесе, вероятно, для того, чтобы они здесь учили, так как, находясь при нем столько времени, они многому научились, – только от иудейского обы­чая он еще не отклонил их. Итак, вот и жена действует и учит подобно мужам. Идти в Азию он затруднялся, ду­маю, по каким-нибудь настоятельным нуждам. Смотри, как он, не смотря на просьбу – остаться здесь, не согласился, по­тому что спешил отправиться (в Иерусалим). Впрочем оста­вил их не просто, но с обещанием, а как именно, послу­шай. " Достигнув " , говорит (писатель), " Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников " (ст. 19-23). Смотри, опять идет в те места, по которым проходил преж­де. " Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1695...

Петру относительно его особой задачи в Церкви, находятся в Евангелии от Луки — и, возможно, в остальных Евангелиях — в контексте Тайной Вечери. Этот пункт имеет много важных следствий для помещения петровых задач в перспективе, подобной одной из данного исследования и, возможно, делая их в конечном итоге приемлемой для тех, кто придерживается евхаристического, как и исторического подхода к преемственности Церкви. Но это требует дополнительного исследования. 635 Принцип сущностного равенства всех епископов — и поместных Церквей — проистекает именно из эсхатологического образа апостольской коллегии как неделимого целого, которое реализуется и выражается в своей цельности через каждого епископа в каждой Церкви. Отсюда важность этого принципа в древней Церкви (например, Киприан: прим.6 выше) и в православном каноническом праве. Это не следует запутывать какими-то историческими случаями, указывающими на противоположное. Об этом принципе в контексте Ватикана II смотри у Х. — М. Леграна, цит. соч., стр.122. 636 Изучение этих особенностей смотри у И. Конгара " Церковь св. Августина и современная эпоха " ( " История догмата " III/3, 1970), особенно стр.173 и далее. 637 В Новом Завете вряд ли существует какой-то священнослуженческий титул, который не приписывался бы личности Христа в первоначальной Церкви. Таким образом, Христос есть " апостол " (Евр.3,1.), " пророк " (Мф.23,8; Ин.13,13), " священник " (Евр.5,6,8.4,10.21,2.17), " епископ " (1Петр2.25.5.4; Евр.13.13), " диакон " (Рим.15.8; Лук.22.27 сравн. Фил.2,7) и т. д.. 638 Таким образом, в литургии св. Иоанна Златоуста молитва перед Великим Входом: " Ты бо еси приносяй и приносимый, и " приемляй, и разделяемый, Христе Боже наш " . Многочисленны ссылки на сочинения Златоуста по этому вопросу. Смотри, например, " Гомил. на Евр, " 12–14, ПГ 63.95–116; " Гом. на 1Кор.8,1, ПГ. 61.69; " Гом. на Иоан. " , 86.4, ПГ 59.472. О других Отцах смотри, например, Григорий Наз. " О крещении " 40,26, ПГ. 36,396; и Псевдо–Дионисий Ареоп. " Церк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Должно знать, что клятва на святом Евангелии относится к Самому Богу, Который присутствует в Евангелии и говорит через него. Добавлю и слова Афанасия Великого о третьей заповеди Десятословия: «Если кто достоин вообще именовать Бога, то он, конечно, заслуживает доверия и без клятвы: способный к большему гораздо более способен к меньшему. Но если он не заслуживает доверия без клятвы, следовательно, он недостоин и назвать имя Божие» (Athanas. Alex. De pass. et cruc. 4//PG 28, 189C). Смотри, как этот великий отец двумя фразами доказывает, что давать клятву вообще излишне, почему и сами гражданские законы не требуют, чтобы достойные доверия свидетели клялись. VII Собор также говорит в 6-м деянии: «Да не приучим уста к клятве, но да услышим глас Господень, говорящий: А Я говорю вам: не клянись вовсе ( Мф. 5:34 )». Смотри и примеч. 1 к Апост. 75. К сказанному добавим и такое краткое, но достойное упоминания замечание Златоуста: «Если ты веришь, что человек искренен, не убеждай его в необходимости клятвы, а если знаешь, что он лжет, то не принуждай к клятвопреступлению» (Слово 15 о статуях. Т. 6. С. 566) (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 15. 5//PG 49, 161). Смотри и в 14-м слове о статуях, как строго он запрещает клятвы (Ibid. 14//PG 49, 143–152). Смотри также новеллу Василия Македонянина, Льва и Константина (Греко-римское право. Кн. 2. С. 135), в которой они ясно запрещают клясться и говорят, что клятва запрещена Божественным Евангелием и Писаниями и что поскольку изменения и начинания этого мира – суета, по Соломону (см. Еккл. 1:2–9 ), то, когда кто-то клянется ради них именем Божиим, он клянется им всуе, о чем мы уже сказали. 358 В других источниках: κα ρχμεναι (тогда это слово согласуется со словом «ереси», и перевод будет таким: «поскольку здесь их много, особенно происходящих из Галатийской страны»). 359 Манес Перс, будучи долгое время рабом, был прозван Скификом, по словам Феодорита (Еретические басни. Кн. 1, гл. 26) (Theod. Cyr. Наег. fab. I, 26//PG 83, 377А). Его также называли Кубриком, по словам Епифания (гл. о ереси 66) (Epiph. Adv. haer. 66. 1//PG 42, 29B). В Манихея же его переименовали его приверженцы позднее. Он распространял зловерие Василида и Маркиона в III в., по Августину (О ересях. Гл. 46). Кроме всего прочего, согласно Феодориту (там же), он говорил, что души после смерти входят в птиц, животных и пресмыкающихся (Theod. Cyr. Haer. fab. I, 26//PG 83, 380C).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

219 В котором изданы от неизвестного издателя с сочинениями других авторов в вышеупомянутой книге, называемой Филокалия (Добротолюбие). 225 «Аще кто всякое предание церковное или писанное или неписанное недействительным творит, анафема». Смотри собрание соборов, том 15, стр. 801. 226 «Не обличённого о грехе общения лишив, епископ лишён и сам такожде общения к другим». Собора Карфагенского правило 134. Кормчая, лист 170. «Вязание нерассудное никоей силы не имеет, и от епископа разрешается». Правило 9 Николая Патриарха, в Греческом часослове находящееся. 236 Смотри толкование того же 29 правила шестого собора. Ибо в Кормчей текста правила 42 (или 44) нет, а есть только Аристеново сокращение, вместо текста, правила, где не находятся сии из текста слова «разве единого дня в лете, в онь же Господская вечеря сотворяется». 252 Так толкуют сие слово блаженные: Иероним в псалме 146 и Августин в псалме 148. Смотри книгу о служении и чиноположениях Греко-российской церкви, сочин. Гавриилом, Митрополитом Новгородским, лист 87. Москва. 1795. Смотри лексиконы иностранные: и в церковном словаре Московского Архангельского собора протоиереем Петром Алексеевым. Москва. 1683 год, стр. 7, в слове Аллилуйя. 266 Заметить должно, чтоˆ1) текст «аще ясте или пиете...» и проч не есть святого Иоанна Златоустог о. Ибо ни в Российской книге, ни в подлинной Греческой не сыскано. Взят же оный из книги, называемой Евангелие учительное, лист 197. 2) В беседе 8 святого Златоуста на Апостольские послания следующее на листе 101 находится: «суть же нам суть припевания духовная имя Господа нашего Иисуса Христа, и Креста сила» и сие из Греческого от слова до слова переведено; на поле же помянутого 101 листа Российской книги и сие читается: «имя Иисусово и сила Креста; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». 3) Не в многосложном послании, но в слове Германа, Патриарха Константинопольского, о Кресте, о святых иконах, и на еретики в 1 неделю святого великого поста сие мы обрели: «Аще убо Господня икона есть, глаголем: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помози и спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Шестой Вселенский Святой Собор также лишь упоминает о святом Великом пос­те и в правиле 29 гласит следующее: «Некоторые Отцы приносили Бескровную Жертву в день Божественной Вечери, после Вечери. Собор постановляет не делать этого и не разрешать приносить Бескровную Жертву в последнюю неделю Четыредесятницы и бес­честить весь пост». Смотри Кормчую книгу, лист 186. И снова этот же Шестой Вселенский Собор в правиле 52 гласит: «В течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья и дня святого Благовещения, да совершает­ся служба Преждеосвященных Даров». Смотри Кормчую книгу, лист 194, на обороте. И снова этот же Собор в правиле 26 гласит: «Армяне в святой Великий пост едят по субботам сыр и яйца. Собор повелевает не делать этого. Если же кто не послушает этого, да будет отлучен. Если это сделает церковнослужитель, да будет извержен». Смот­ри Кормчую книгу, лист 195, на обороте. Поместный Собор, состоявшийся в Гангре, в правиле 18 гласит: «Если кто из воз­держивающихся, за исключением телесной необходимости, возгордится и нарушит ус­тановленные и соблюдаемые Церковью общие для всех посты по собственному усмотре­нию, да будет проклят». Смотри Кормчую книгу, лист 59. Этот Святой Собор после Первого Никейского был первым. Поместный Лаодикийский Собор в правиле 44 гласит: «Не должно в первую неделю Великого поста при­нимать на крещение. Разумно сделают те, кто станут поститься самого начала поста». Кормчая книга, лист 81. И снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 48 гласит: «В течение сорока дней Великого поста не совершать проскомидию, кроме субботы и воскресенья». Кормчая книга, лист 82. Снова тот же Собор в правиле 49 гласит: «Не должно нарушать пост в четверг последней седмицы четыредесятницы последние дни и тем самым бесчестить весь пост, но должно поститься весь Великий пост с сухоядением». Кормчая книга, лист 83, на обороте. Снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 51 гласит: «Не должно в Великий пост совершать ни брака, ни поминовения (то есть обедов) по мертвым, ни иного какого пира устраивать». Смотри Кормчую книгу, лист 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010