Смотри также Апост. 42. Правило 25 О том, что служители не должны давать Хлеб и благословлять чашу. Толкование Согласно этому правилу, служителям Церкви, будь то иподиаконы или низшие клирики, не подобает причащать кого-либо Тела Господня или благословлять чашу с Кровью Господней, потому что такое благословение принадлежит только иерею и архиерею. Преподавать же Божественный Хлеб есть дело преимущественно иерея, и прислуживать ему при этом может только диакон, как мы сказали в примеч. к VI Всел. 23, но не кто-то из низших клириков. Смотри также примеч. к VI Всел. 15. Правило 26 О том, что те, которые не были произведены епископами, не должны заклинать ни в церквах, ни в домах. Толкование Настоящее правило определяет, что не подобает оглашать ни в церквах, ни в домах тем, которые не произведены в этот чин через хиротесию архиерея или хорепископа, иными словами, епископа, окормляющего селение, по Антиох. 10. Прочти это правило и примеч. к нему. Правило 27 Священнослужители, клирики или миряне, когда их зовут на агапу, не должны ничего уносить с собой, потому что тем самым наносится оскорбление (τν βριν) [ 170 ] церковному чину. Толкование Когда устраивались агапы, т. е. трапезы, на них приглашали бедняков, но приглашали также священнослужителей и клириков. Поэтому настоящее правило постановляет, чтобы и миряне, а тем более священнослужители и клирики не брали кушанья с таких трапез и не уносили их домой, потому что это наносит оскорбление церковному чину и бесчестит его. Ведь поступающие так показывают, что они прожорливы и ненасытны. Смотри также VI Всел. 74. Правило 28 О том, что не должно в домах Господних, или в церквах, устраивать так называемые агапы: есть в доме Божием и устраивать застольные ложа. Толкование Настоящее правило дословно совпадает с VI Всел. 74, поскольку приводится там. Смотри его толкование в своем месте. Правило 29 О том, что христиане не должны иудействовать и в субботу оставлять дела. Но пусть работают в этот день, а в воскресенье, отдавая, как христиане, предпочтение этому дню, оставляют все дела, если только могут. Если же найдутся иудействующие, да будут анафема от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Следовательно, термин " апостол " применяется к группе, больше чем Двенадцать. Апостольство Павла составляет часть этой проблемы. Об этих и других, относящихся к этому вопросу, смотри у Р. Шнакенбурга, цит. соч., стр.246 и далее. 528 Неясно, например, соотносится ли апостолат с " историческим Христом " (Деян.1,22) или только с " воскресшим Христом " (Гал.1,1; " Кор.10–13 и т. д.) или даже и не с тем и не с другим (Рим.16,7; Деян.14,14 и т. д.). Библиография по этим проблемам огромна. Смотри у Р. Шнакенбурга, цит. соч.. 529 Эта схема предлагается в основном в Новом Завете: Ин.20,21; Лк.10,16 и т. д.. Сам Христос является “апостолом” (Евр.3,1). Смотри также Ин.17,7 и далее; Мф.28,18–20; Рим.10,13–17; 1Ин.1,1–13; 2Тим.2,2; Тит.1,5 и т. д. Именно на основе этой “исторической или “миссионерской” схемы уже в Новом Завете упоминается передача апостольской власти другим лицам для продолжения этой миссии (Деян.20,17–35; 1Тим.5,22; 4,4; 2Тим.2,2; Тит.1,4; 2,1–15 и далее). Сравни Ф. Мено “Церковь и служение…”, 1949; Ж. Кольсон “Апостольское преемство…”, “Verbum caro”, 1961, стр.138–172. 530 Важность эсхатологии для понимания первоначальной концепции апостольства стала очевидной в связи с раскрытием эсхатологического характера учения Христа благодаря трудам Дж. Вайса и А. Швейцера. Сравни Э. М. Кредель, “Понимание апостолов в новом экзегезисе”, “Журнал католического богословия” 78, 1956, 169–93 и 257–305. А также И. Рольф “Апостолат”, 1965, стр. 23–27. Следствия эсхатологии для преемства Церкви с апостолами недавно были подчеркнуты В. Панненбергом “Значение эсхатологии для понимания апостольства и кафоличности Церкви”, “Истина”, 14, 1969, 154–170; Англ. перевод в “Один во Христе”, 6, 1970, 410–429; Смотри также Л. Сервэ “Апостольская миссия…” 1964, стр.43–66, и Ив. Конгар в “Экуменика” 1966, стр.61–88, особ., стр.75–76. 531 " Дидахи " 9.4,10.5. Сравни Мф.25,32; Ин.11,52 и далее. Подчеркивая различие между " миссионерским " и " эсхатологическим " образами апостольства, я не хочу отрицать эсхатологический характер апостольской лексики, как он проявляется особенно у ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

432 Ведь если 4-е правило Тимофея позволяет крестить умалишенных, тем более можно крестить здравых умом, хотя и страдающих какой-то болезнью. Смотри в «Евергетине» на с. 184 о том, как один великий прозорливый старец во время монашеского пострига видел ту же благодать Духа, какую видел и во время крещения. 433 Как принято в святых афонских монастырях и соборных храмах скитов, иеромонахи вечерню, утреню и прочие священнодействия, для которых не нужна фелонь, совершают в мантиях. Ведь службой (λειτουργα), согласно правилу Антиох. 3, называется всякое священнодействие. 434 Это правило приводится и в Типиконе в разделе Триоди, гл. 27. Если мы хотим придерживаться акривии и не будем угождать чреву, по словам Иоанна Китрского, то это правило нужно понимать так, как понимают разрешение поста во время Арцивурия, т. е. соблюдать его следует там, где находятся яковиты – армяне и тетрадиты, – а не там, где их нет. Поэтому соборное постановление о различных вопросах, которое сохранилось в рукописях, указывает следующее: «Монахи в Сырную седмицу должны поститься в среду и пятницу, если они находятся в монастыре. Если же они отправились куда-то в другое место и за столом предложат сыр, пусть едят его». Думаю, это проясняет слова правила «куда бы они ни поехали», т. е. где бы они ни оказались – вне стен монастыря, а не в обители. Смотри также Апост. 69. А о том, отчего они называются яковитами, – смотри в предисловии к IV Всел. А тетрадитами, по словам Властаря, были те, которые не разрешали поста, когда праздновали Пасху, но продолжали поститься, как мы постимся по средам. Возможно, они подражали иудеям, которые на Пасху ели опресноки с горькими травами. Смотри также примеч. к II Всел. 7. 436 Это правило, как я сказал выше, в одних рукописях содержится, а в других нет. Если у роженицы есть возможность, то она должна соблюсти это постановление; если же нет, то и ей самой разрешается кормить младенца, хотя она и нечиста, как говорит Петр Хартофилакс в 21-м ответе (Деяния. Т. 2. С. 1003).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

85) «6 мая 7176 (1668) г. умер раб Божий князь Иоанн Васильевич Долгоруков; именины его 24 июня»; 86) «18 июня 179 (1671) г. умерла раба Божия стольника князя Василия Федоровича Долгорукова, жена его княгиня Дарья Павловна». 87) «16 мая 1765 г. умерла раба Божия лейб-гвардии капитана князя Николая Сергеевича Голицына, дочь его девица княжна Екатерина Николаевна; прожив 16 лет; погребена под этим камнем». 88) «12 февраля 1723 г. умерла раба Божия жена князя Петра Алексеевича Коркодинова княгиня Евдокия Васильевна; прожив 45 лет; а именины ее – 1 марта». 89) «21 апреля 1761 г. умела Б.П.В. Смотри здесь, смерти каждый, смотри, вот жребий твой, смотри теперь в другом, увидишь это с тобой, смотри всякий общий путь, и сердцем умилися, от сердца воздохни, об усопшей помолись Б. П. В. 90) «О бренный человек! Вот предлежит общая всем необходимая и скороминувшая жизнь, настоящая тень, известная корысть смерти; погребена здесь девица княжна Екатерина Алексеевна, дочь князя Алексея Борисовича Голицына; день рождения ее 24 января; именины в день Святой Великомученицы Екатерины, память которой совершается 24 ноября; прожив 63 года». 91) «9 декабря 7174 (1666) г. на зачатие Святой Анны, когда была зачата Пресвятая Богородица, умер раб Божий стольник князь Алексей Иванович Буйносов-Ростовский». 92) «28 октября 726 г. в день памяти Святой Великомученицы Праскевии, умерла раба Божия Анна Ивановна, жена Думного Дьяка Прокофья Богдановича Возницына; прожив 41 год». В Казанской церкви у алтаря на стене 93) «22 февраля 176 (1668) г. умер раб Божий этой Святой обители Архимандрит Евфимий, здесь и тело его положено, да всякий Христолюбец, мимо этого гроба идущий, Богу Отцу о нем помолится, да сподобит его быть наследником вечной небесной радости, как уготована любящим Его, да и ты надежен будешь и сам той радости восприяти за любовь». 94) «Напротив этого места погребены почившие дому Святейшего Правительствующего Синода Казначей Иеромонах Филагрий, ризничий Иеромонах Феодор. Казначей 10 августа, ризничий 10 октября 1703 г. здесь тела их положены, и всякий Христолюбец, мимо гробов этих проходящий, Богу Отцу о них помолится, да сподобит нас быть наследниками вечной небесной радости, которая уготована Богом любящим Его, да и вы надежны будете и сами той радости восприяти вечныя в небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

" Назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род " (ст. 27, 28). Это сказал поэт Арат. Смотри, как он заимствует доказательства и из того, что ими са­мими сделано и сказано. " Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого " (ст. 29). Но поэтому-то, скажут, и должны? Отнюдь нет; ни мы, ни наши души не (со­вершенно) подобны (Богу). Почему же он не стал прямо нау­чать любомудрию и не сказал: Бог безтелесен по существу, невидим, неизобразим? Потому, что излишне было бы гово­рить это людям, которые еще не знали, что Бог один. По­тому, не говоря об этом, он останавливается на боле близком предмете и говорит: " итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых " (ст. 30, 31). Смотри: тронув их душу словами: " назначил день " , и устрашив, он потом благовременно присовокупляет: " воскресив Его из мертвых " . Но обратимся к вышесказанному. " В ожидании их в Афинах Павел возмутился " , говорит (писатель), " духом " . Не гнев или негодование означает здесь раздражение, но горячность души и ревность, как и в другом месте, где говорится: " произошло огорчение " между ними (Деян.15:39). 2. Смотри, как это устрояется, тогда как он невольно остался здесь, ожидая своих спутников. Что значит: " возмутился " ? Иначе сказать: возревновал; этот дар далек от гнева и негодования. Он не мог снести и скорбел духом. " Итак он рассуждал " , говорит (писатель), " в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога " . Смотри: он опять беседует с иудеями. " Чтущими Бога " , же называются здесь прозелиты, иудеи со времени пришествия Христова рассеялись повсюду, как потому, что с того времени закон потерял силу, так и для того, чтобы научать людей благочестию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1693...

Это слово «свершилось!»- во всех воззваниях, во всех газетах, им наполнен воздух,- громоподобное слово, – а каким другим и можно выразить?! Революция – победила!!! Поймите, братья, – победила! Развалилась казарма сословий! Кто только не угнетал личность! – племя, клан, каста, сословие, церковь, семья, государство, национальность, – всё теперь сброшено! И личность встаёт из этого хлама, из этих цепей! На Невском, на солнышке, у стены дома, расстелив по утоптанному снегу брезентик, какой-то дядька разложил стопочками, продаёт – запрещённые книги. Покрикивает, предлагает. Смотри, Даля, смотри! – Кропоткин «Речи бунтовщика»! Лавров! Карабчевский – «Дело Сазонова»! Толстой против церкви! Ницше – «Антихристианин»!… Сестры – к нему, наклонились, перебирают дрожащими руками, счастливыми пальцами. Смотри же! смотри! Если б нам сказали десять лет назад – что вот так, на Невском, на брезентике, открыто будут продаваться?… – и не налетает городовой? А публика неблагодарная – тоже не налетает, уже всем хочется новей… Да ведь в этом книжном лотке сфокусирована эпоха! Пошли счастливые дальше. А все эти разбитые, замазанные гербы?! Или: Мариинский театр хочет установить автономию от государства! Разве не символ? Чего боялись многие наши? Не дожить до революции, или что она своей кровавостью не оправдает надежд. И вот – всё не так!! По Садовой – и пошли на Михайловскую площадь, где тоже большой разъезд трамваев. И там встретились, остановились на солнышке (всё-таки морозец забирает) со знакомыми Адалии – интеллигентная брачная пара, хотя просто либералы, пингвин и гагара, но лично вполне честные. (Адалия знавала таких, у Агнессы таких не бывало.) Они: кого же мы боялись? Кто это так цепко держал нас когтями двуглавого орла? Как легко нам досталась невероятная победа! Агнесса отбрила им: нет! Совсем не так легко, свободу принесли нам те, кто пали в тёмные годы. Высокая цена. Муж-пингвин застыдился: да, мы неблагодарно упускаем… Но где же было набраться обывателю политической практики? Ведь до сих пор политикой можно было заниматься только героям. А вот – народ пошевельнул плечами, и…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Смотри также Неокесар. 12. Правило 48 О том, что просвещаемые должны быть помазаны после крещения небесным помазанием и стать причастниками Царства Христова. Толкование Это правило постановляет, что тех, которые крестились, подобает после крещения помазывать святым миром. Правило называет его небесным помазанием, потому что миро, с одной стороны, освящается через молитвы и призывание Святого Духа, а с другой – освящает помазуемых, делая их причастниками и наследниками Небесного Царства Христова [ 181 ] . Смотри также примеч. к правилу св. Киприана. Правило 49 О том, что не должно в Четыредесятницу приносить Хлеб, за исключением субботы и воскресенья. Толкование Не подобает, говорит настоящее правило, в седмичные дни Великой Четыредесятницы совершать полную литургию – следует совершать литургию Преждеосвященных Даров [ 182 ] , исключая субботы и воскресенья. Смотри также Апост. 69, VI Всел. 52. Правило 50 О том, что не должно в Четыредесятницу, в четверг последней недели, разрешать пост и тем бесчестить всю Четыредесятницу, но должно поститься всю Четыредесятницу с сухоядением. Толкование Это правило дословно цитируется в правиле VI Всел. 29, там и смотри его толкование. Но настоящее правило сверх того добавляет, что всю Четыредесятницу, т. е. и Великий четверг, христианам нужно поститься с сухоядением. Правило 51 О том, что не должно в Четыредесятницу праздновать дни рождения (γενθλια) мучеников, но нужно совершать память святых мучеников по субботам и воскресеньям. Толкование Настоящее правило следует из приведенного выше 49-го правила, поскольку говорит, что в седмичные дни Четыредесятницы не подобает отмечать дни рождения мучеников [ 183 ] и праздники их памяти служением полной литургии. Таким служением их следует отмечать, если они выпадают на субботы или воскресенья Четыредесятницы. Ведь поскольку дни рождения и праздники мучеников приносят радость и позволяют разрешать пост, то прилично праздновать их не в скорбные дни Четыредесятницы, но в те ее дни, которые доставляют отдохновение и радость, а это суббота и воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Смотри книгу «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 5. Святой Василий в Послании к Епископу Амвросию о Святом Духе и о неписанных обычаях Святой Церкви, глава 27, правило 90, пишет: «Очень и очень многое имеет Церковь от устного Предания, и прежде всего Православный обычай наносить крестное знамение на лицо, а также в обращаться молитве на Восток, произносить слова призывания при появлении Хлеба Благодарения и Чаши Благословения, освящать воду, помазывать елеем крещаемого и многое другое, это Таинства, переданные не через Писание, и не должно опровергать их, ссылаясь на Писание по своему невежеству. Одно дело повеление, другое проповедь. Первое чтится молчанием, второе проповедуется. Мы молимся, обратясь к востоку, как бы к утраченному отечеству, к райскому Едему. Мы совершаем молитвы, стоя прямо, как совоскресшие со Христом и устремленные к Небу, видя в нем образ ожидаемого нами века. Вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Первый ее день, семикратно умноженный на число семь, совершает семь седмиц священной Пятидесятницы. Коленопреклонением и припаданием к земле мы показываем, что через грех мы пали и надеемся восстать». Смотри Кормчую книгу, лист 249. В этом же Послании Василий Великий в главе 29, в правиле 91, говорит: «Многие тайны известны нам помимо Писания благодаря Апостольскому Преданию, которого и придерживайтесь». И снова: «Придерживайтесь Преданий, которые вы получили: в них вы найдете все во славу Святого Духа». Смотри Кормчую книгу, там же. Святой Златоуст, вселенский учитель, в толковании на слова Павла: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11, 2 ), говорит: «Было передано многое через написанное, но многое и другим способом». Смотри Беседу 26 на Первое Послание к Коринфянам. Также Златоуст о словах Павла: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2, 15 ), говорит златым своим языком: «Из этого ясно, что не все передается посланием, но многое и не будучи написанным, и то, и другое в равной мере истинны, так что Церковное Предание мы считаем истинным, и не ищите ничего более».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

1 . В Хамамацу. Кубота был там три раза и проповедывал семь вечеров. Звали родные Матфея Уцино, старика из Мори. Слушателей было человек 30. К сожалению, у Кубота не было времени продолжить проповедь. О. Павел Таде также проповедывал там один вечер. Проповедник должен быть помещен в Хамамацу, и оттуда заведывать Церковью в Фукурои, – так согласны и фукуройские христиане. Мори должно быть отделено от Фукурои, – эти две Церкви должны сделаться самостоятельными, но зато увеличиться насчет окрестностей. (Смотри о Хамамацу больше страницу 239.) Группа – Хамамацу и Фукурои должна обнимать следующие места: 2 . Мицке-эки. Здесь еще при Андрее Такахаси постоянно просили проповедника. (Смотри страницу 239). 3 . Фукуден, 2 1/2 ри от Фукурои, на берегу моря, с рейдом для небольших пароходов – 500 домов. Кубота был там два раза; три человека есть уже хорошо понимающих учение. В месяц там достаточно быть раза три. 4 . Какенгава (смотри страницу 240), – 2000 домов, бывшая дзеока князя Оота Бицциуно-ками, с 3 ман коку. 5 . Екосука, бывшая дзеока, с 800 домов, – князь получал 3 1/2 ман коку, 3 ри от Фукурои и 4 ри от Икесинден. Желающие слушать имеется в виду. 6 . Не нужно также забывать Кунимотомура, 200 домов (смотри страницу 240). Адаци, видимо, расположен к христианству, хотя еще не хочет открыть для него вполне сердце. Он родственник умершего в его же доме катехизаторского помощника Петра Фудзита, родственник также Судзуки Рикуци из Какенгава; вследствие сего считает себя несколько связанным со мной, почему целые сутки ждал в Фукурои моего приезда, чтобы повидаться; приготовил даже в подарок трость, которая ни к чему мне не годна в пути, кроме как мешать, и которую тем не менее я должен был взять. Чтобы послушать катехизацию, притащил с собой из Кунимото целую компанию своих друзей, но как будто это только и следовало ему сделать: усадивши слушать своих друзей, сам с самого начала катехизации стал дремать, что и продолжал делать все время, пока нужно было раскланяться. Если он сделается христианином, за ним последует селение, так как он уважаемый старшина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Смотри также «Синтагматион» Хрисанфа на с. 84 и примеч. к III Всел. 8. Феофилакт же в толковании на книгу прор. Ионы говорит, что Кархидон у евреев назывался Фарсисом (Theoph. Bulg. In Ionam l, 3//PG 126, 920B.). 221 Обрати внимание, что в собственном смысле собором называется совокупность многих собраний. А деяния настоящего Собора и каждого в отдельности из десяти бывших на нем собраний называют соборами в несобственном смысле, в деяниях же Вселенских соборов они именуются деяниями. 222 Первый Собор против Пелагия был собран в Иерусалиме патриархом Иоанном, согласно монаху Орозию, второй Собор, в Лидде (которая называется также Диосполем), составили 14 епископов в 415 г., в присутствии патриарха Иерусалимского Иоанна. На нем Пелагия обвиняли два епископа из Галлии – Непор и Лазарь. Чем же закончился этот Собор? Об этом рассказывает божественный Августин. Пелагий притворно анафематствовал 12 своих еретических глав и, поскольку он как будто покаялся, был прощен. Но ересиарх все же остался ересиархом. Поэтому когда спустя немногое время его ересь стала явной и начала распространяться в Африке, то настоящий Собор, собравшись по этому поводу в Карфагене, анафематствовал его еретические взгляды в восьми правилах: со 120-го по 127-е, – смотри их в своем месте. Вместе с Пелагием он анафематствовал и Целестия, его ученика, мудрствовавшего подобно ему. Потому, согласно Фотию, последователи этой ереси иногда называются целестианами, а иногда пелагианами. А мыслили они, если сказать кратко, так: свободная воля предшествует благодати, и для исполнения божественных заповедей достаточно человеческой воли. Смотри также примеч. к III Всел. 1. После настоящего Собора в Константинополе собрался другой Собор против Пелагия. A III Вселенский собор, собравшийся после настоящего, осудил Целестия. 223 Донат и его последователи донатисты упоминаются в следующих правилах настоящего Собора: 55, 66, 75–78, 99–103, 110, 128–129. Смотри их в своем месте. 225 Осведомляем любителей учености и читателей этих правил: помимо того, что разнятся их количество и нумерация (у толкователей насчитывается 137 правил, у Досифея – 138, у некоторых из латинян – 148, а у других – иное количество), разные по теме правила бывают соединены, а касающиеся одного вопроса – разъединены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010