- Да ведь это я уж знаю, мама! Ты столько раз мне рассказывала! — с видимым разочарованием проговорил Гого. - Правда, я тебе часто об этом рассказывала. Но посуди сам, если бы не было тогда этого Иисуса и если бы Он не умилосердился над нами, у меня теперь не было бы моего сыночка. Ну а что бы я без тебя делала? — и мать нежно прижала к себе своего мальчика. - Мама, мама, смотри-ка: птичка… да какая хорошенькая! - Оставь ты сейчас свою птичку и слушай, что тебе мать говорит! — с напускной строгостью остановила мать Гого. — Слушай, деточка, этот Иисус — великий Царь, Мессия. И ты подумай только: сегодня Он будет в Иерусалиме. Как же нам не подождать Его! - Мама, ты говоришь: Он — Царь, а есть у Него корона? - Не знаю, деточка. Может быть, и есть. Сейчас мы с тобой увидим Его. Смотри, сколько народу… тысячи целые! Стой смирненько, Гого. С нашего места все видно. А может быть, Он совсем близко от нас пойдет. Тсс… идет! Слышишь, народ кричит: «Осанна, осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Благословенный день сегодня. Смотри, народ сюда движется… срывают пальмовые ветви с деревьев. - А зачем это они ветви рвут? — окончательно заинтересованный, спросил Гого. - Ты сам можешь увидеть. Давай я посажу тебя к себе на плечи. Вот какой ты большой стал! Теперь тебе больше даже видно, чем мне. - Ай, сколько народу! — закричал мальчик, усевшись у матери на плечах. — Смотри, мама, кто-то на осле едет в самой середине! На дорогу перед Ним бросают пальмовые ветви. Смотри, даже одежду кладут на дорогу, чтобы Он проехал по ней! Между тем, торжественное шествие приближалось уже к тому месту, где стояли Гого с матерью. Проходившие толпы народа радостно славили Бога и громко восклицали: «Подай, Иегова, победу Сыну Давидову! Благословен восставляющий во имя Иеговы царство отца нашего, Давида! Благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев!» - Слышишь, Гого, Его называют Царем-Мессией! Громко кричи и ты: «Осанна Царю! Осанна Сыну Давидову!» - Молчи, глупая женщина! — раздался вдруг голос сзади. — В уме ли ты, что заставляешь богохульствовать невинного младенца?

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

На стиховне стихиры праздника, глас 2. Подобен: Доме евфрафов: с преждеписанными припевы. Слава, глас 6: Днесь вселенная: И ныне, глас тойже: Днесь сад: По трисвятом, тропарь святаго. Слава, и ныне, праздника. ектении, и час 1–й. На часех глаголем тропарь праздника. Слава, святаго, По Отче наш, кондак праздника, на всех часех глаголем. И отпуст. На Литургии , блаженна праздника, песнь 1, на 4: и святаго песнь 6, на 4. По входе, спаси ны сыне Божий, плотию распныйся, поющия ти: аллилуиа. [Сице поем и до отдания.] Тропарь праздника. Таже храма Богородицы, или святаго или святыя. Таже кондак праздника, и храма. Слава, кондак святаго: И ныне, Богородицы храма. А идеже несть храма Богородицы, И ныне, праздника. [Смотри] Во храме же христове, в попразднствах владычних праздников, и до отдания, тропарь и кондак храма, не глаголется. Аще ли несть святому кондака: Слава, храма святаго, И ныне, праздника. [Смотри] [По сему же указу глаголем тропари и кондаки, во вся дни в попразднствах и до отдания.] Прокимен праздника: И святаго, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Стих: услыши, Боже, глас мой: Апостол к тимофею, зачало 292: Чадо тимофее, возмогай о благодати: Аллилуиа, глас 4: праведник яко финикс процветет: евангелие от матфеа, зачало 36: Се аз посылаю вас: Причастен праздника и до отдания. И святаго, В память вечную: Сице поем во вся владычни попразднства.   [Смотри] Суббота по воздвижении: Апостол к коринфяном, зачало 125 от полу: Видите звание ваше: евангелие от Иоанна, зачало 30: аз иду, и взыщете мене: [Смотри] Неделя по воздвижении: Прокимен праздника. Апостол к галатом, зачало 203: уведевше, яко не оправдится человек: евангелие от марка, зачало 36: Иже хощет по мне ити, да отвержется себе: Причастен дне, и праздника.   [Смотри] Подобает ведати, аще случится воздвижение честнаго креста в субботу: Неделя по воздвижении, чтется апостол, и евангелие, на утрии праздника в неделю. В приидущую же субботу, во отдании праздника: На Литургии , Прокимен, Аллилуиа, и причастен праздника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

[Смотри] А идеже несть храма Богородицы, глаголем кондак дне: пророче Божий и Предтече: и храма святаго: таже, святаго рядоваго: и другаго святаго, аще есть. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Христова: А идеже несть храма Христова, и Богородицы, глаголем: И ныне, Предстательство христиан: Во храме же Предтечеве: Кондак храма его во вторник на литургии, по входе, или на часех, по ослаби, остави, не глаголем: занеже глаголется кондак дне Предтечи же. Во вторник вечера. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом, глаголем тропарь святаго: Слава, и ныне, Крестобогородичен по гласу. [Смотри] Аще ли случатся два святых, имуще тропари: И глаголем прежде тропарь, перваго святаго: Слава, другаго, И ныне, Крестобогородичен. На повечерии, по Достойно и по трисвятом, глаголем тропарь дне: Спаси Господи люди Твоя: и храма Богородицы, и храма святаго. Таже, Боже отец наших: и Иже во всем мире: Слава, Со святыми упокой: И ныне, молитвами Господи: Внимай: Христова бо храма, во вторник на повечерии, такожде и в четверток на повечерии, тропаря и кондака во весь год не глаголем, занеже глаголется тропарь дне: Спаси Господи люди Твоя: и кондак: Вознесыйся на крест: На утрени в среду, На Бог Господь, тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Крестобогородичен, по гласу тропаря святаго. [Смотри] Аще ли случатся два святых, имуще оба тропари: И глаголем тропарь перваго святаго, дважды: Слава, другаго святаго: И ныне, Крестобогородичен, по гласу последняго тропаря святаго. По благо есть: тропарь глаголем якоже и во вторник, на вечерни. На 1-м часе, тропарь святаго: И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго. [Смотри] Аще ли случится другий святый имеяй тропарь и кондак: И глаголем тропарь перваго святаго. Слава, другаго святаго: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак 1-го святаго. На 3-м часе, тропарь 1-го святаго. Слава, другаго. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак другаго святаго. Такожде и на прочих часех глаголем тропари: кондаки же глаголем пременяюще. [Смотри] Аще ли другий святый не имать кондака, И глаголем кондак по Отче наш: единаго святаго на всех часех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

21 Смотри у М. Недонселя «Просопон и личность у древних классиков» в «Образовании религиозных наук», 22, 1948, стр.277–299: «Происхождение термина «персона (лицо, личность),» вероятно, идет от этрусского «phersu», который соединял его с ритуальной или театральной маской (срав. греческое proswpe‹on) и, возможно; с греческой мифологической фигурой «Персефон». Срав. там же, стр.284 и далее. 22 Нюанс, оттенок конкретной индивидуальности впервые мы находим у Цицерона («О дружбе» I, 4; «Ад. Аст. VIII,12: «Об ор.» П., 145 и т. д.). Этот автор, однако употребляет «персона» только в смысле «роль» (театральной, социальной и т. д.). 23 Или скорее после II-ro столетия нашей эры. Смотри С. Шлоссманн, цит. соч., стр.119 и далее. О собирательном смысле термина «персона» смотри у Цицерона Off. I, 124). 24 Афанасий в «Послании епископам Египта и Ливии» ясно отождествляет их: «Ипостась есть усия и не имеет никакого другого значения кроме самого бытия (тХ Фп)... Ибо ипостась и усия есть существование (Ыparxijj): оно есть и оно существует ka€ " На основании этого отождествления в 362 году Соборное послание Александрии говорит, что Никейский Собор анафематствовал тех, кто исповедует, что Сын «из другой ипостаси или усии», позволяя, однако употребление выражения «три ипостаси» при условии, что этим не будет подразумеваться разделение между этими ипостасями. Заслугой каппадокийских отцов являлось то, что они показали, как это можно было разработать философским путем. Сравни ниже. 26 Смотри, например, у Василия Великого в «Посл.» 236, в: «те, кто говорят, что усия и ипостась – одно и то же (отметьте радикальный уход от терминологии св. Афанасия и его времени – примеч. 2 выше) вынуждены исповедовать только разные просопа (лица), а избегая употребления слов »триос ипостасис«, не могут избежать савеллианского зла». Мы явно против изменения в терминологии, продиктованным интересом, вызванным савеллианством, чтобы дать «просопон» полное онтологическое содержание. 28 Плотин (Энн V.I) определяет «первичную ипостась» как высшее благо разум и мировую душу. Все же это другой случай онтологического монизма (см. выше), связывая Бога с миром в единое единство, которое угрожает библейскому пониманию отношений между Богом и миром. О вкладе Плотина в философское употребление термина «ипостась» смотри у в «Античная философия и византийское средневековье», 1969, стр.23 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

о любви, о науке, науке – побеждать грех . Священник соединился в нём с ритором, философ с простым смертным. Каждое слово дышит верою и любовью к Богу, искренним желанием помочь ближнему и увлечь ближнего своею верою. «Люби без размышления;– любовь проста»- говорил он в одном месте, – «не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело–одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается, не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живёт в нём и каков–иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке , обесчестишь Царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей, ему подобающей чести»... «Учившаяся и недоучившаяся молодёжь»,–пишет далее о. Иоанн – «редко ходит в церковь , вообще не ведёт дела воспитания своего духовного, считая его как бы ненужным и отдаваясь житейской суете . На это надо обратить внимание. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма и богослужения общественного делом простого народа, да женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеком ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство». Таков общий характер мыслей о. Иоанна. Он берёт самые злободневные, обыденные явления, общие вопросы и рассматривает их с глубоким знанием сердца человеческого и искренним желанием научить и наставить. Мысли его проникнуты такою верою и любовью, что способны увлечь человека. Книга рекомендована главным управлением военно-учебных заведений для все х классов кадетских корпусов. Есть возраст–13–16 лет, когда молодой мозг мучится сомнением, когда, с одной стороны, бесхитростные рассказы батюшки о сотворении мира и о Иисусе Навине , сказавшем: «Стой солнце и недвижима будь луна»–с другой– теория Дарвина и сведения по космографии никак не желают согласоваться... Когда, с одной стороны, жизнь сквозь щель приотворенных дверей манит соблазном греха, с другой– церковь еще не даёт душевного блаженства, еще не понята. В эти минуты мысли о. Иоанна, простые и глубокие, повествование о сердечном отношении к нему Царя-Миротворца, могут заставить юношу призадуматься и приостановиться у приотворённых дверей мирского соблазна и, приостановившись, прислушаться к далёкому церковному напеву, который зовёт и просит... и, кто знает, может быть молодая душа и спасётся, а кто спасёт «единаго от малых сих»... Во всяком случае эти «мысли», в трудную минуту жизни, с успехом могут стать против безотрадной, мрачной философии Артура Шопенгауэра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Более важно решение вопроса о том, что говорит этот голос. В русском и славянском переводах, в Вульгате и у Андрее кесар., сообразно с многочисленными рукописями, конец 1 ст. читается: иди и смотри (ρχου κα βλπε). Но почти все новейшие толкователи и исследователи (кроме Эвальда), имея в виду свидетельство лучших списков, считают более правильным чтение без прибавки «смотри» (βλπε), ибо, как догадывается Эбрард, она сделана после и, по всей вероятности, по аналогии с Иоанн 1:47. Здесь обращение не к Иоанну, которому, как думает Эвальд, будто повелевается переменить свою точку зрения или же, по мнению Эбрарда, подойти ближе к книге: бывший в духе и созерцавший в духе же, Иоанн вовсе не нуждался в каком-либо перемещении; да этого не требовала и сама книга, содержание которой было выражено не буквами, но видениями. Одни 347 полагают, что лицо, к которому обращен этот призыв, было то самое, которое выступает после него, т.е. здесь разумеется (как 3:5, 7 ст.) всадник на белом коне. Но неудобство такого толкования заключается в том, что на всадников четырех печатей нельзя смотреть (особенно на трех последних) как на личности, действующие сознательно и самостоятельно. На первом плане здесь не всадники, а кони; кони же, несомненно, суть символы и олицетворения. Поэтому лучше в выражении «иди» (ρχου) видеть безличное обращение и переводить его: пусть идет, пусть совершается, да будет то, чему надлежит быть 348 . Таким образом, здесь при указании на промыслительное Божественное действие слышится от престола Божия то же самое, что слышалось и при творении мира ( Быт. 1:3–6 ). Так что если и нужно допустить (как в наших русском и славянском переводах) добавление «и смотри», то все выражение нужно будет понимать следующим образом: по снятии первой печати, когда Иоанн напряг все свое внимание, послышался голос животного: пусть совершается то, чему надлежит быть по Божественному предопределению, ты же, Иоанн, смотри и запечатлей в своем уме. И подобно тому, как при творении мира после слов Господа: да будет свет, – свет появился, так точно и теперь после слов «иди и смотри» Иоанн видит выступающим белого коня и на нем всадника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Молитва мытаря (Смотри главу 41) Боже, милостив буди мне грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Смотри главу 4). Молитва Святому Духу (Смотри главу 53) Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от веяния скверны и спаси, Блаже, души наша. Аминь. Царь небесный, Утешитель, Дух правды, Который всюду находится и все наполняет, Сокровище всего доброго, Дающий жизнь, приди и поселись в нас и очисти нас от всего плохого и спаси, Благой, души наши. Аминь. Молитвы Пресвятой Троице (Смотри главу 8) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, избавь нас от грехов; Владыка, прости беззакония наши; Святый, приди к нам и исцели наши душевные болезни, ради Твоего имени. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы Божией Матери (Смотри главу 27) Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Богородица Дева, радуйся, получившая великую милость, Господь с Тобою, Ты прославлена среди женщин и благословен Сын Твой, потому что Ты родила Спасителя душ наших. Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Поистине следует прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и без малейшего порока и Матерь Бога нашего. Достойнейшую почитания более херувимов и славнейшую серафимов, родившую безболезненно Сына Божия, истинную Богородицу Тебя величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смотри «Историю» Никифора, книгу 15, главу 26, Метафраста, 2 июля, и 31 августа. В своем Лимонарии святейший Патриарх Иерусалимский Софроний пишет о некоем купце, который, отправляясь в дальние страны, отдал своих жену, детей и свой дом под защиту Пречистой Девы Богоматери. Как от убийственного нападения спаслась его жена, смотри в Лимонарии и в Прологе, 25 мая. Всем известна повесть о святом Дамаскине, которому отрубили руку, получившему исцеление после молитвы и призывания Пречистой Богоматери, о чем написано в житии святого Дамаскина. Смотри Пролог 4 декабря. Кто может подробно пересказать прочие бесконечные чудеса, происходившие и происходящие ныне от призывания Богородицы и по Ее молитвам, кроме одного Христа Бога нашего, исчисляющего множество звезд, возвеличившего Свою Пречистую Матерь. Вспомню и о Предтече Спаса Иоанне, среди многих чудес, с ним связанных, упомяну о малом. Из города Севастийского, где было погребено тело Иоанна Предтечи, Евангелист Лука принес руку Иоанна Предтечи в свой город Антиохию. Какие чудеса произошли от этой чудотворной руки и как ее малая частица, попавшая в пасть огромного и страшного змея, пожирающего людей, умертвила его призыванием величайшего из Пророков Иоанна Крестителя, смотри в Прологе, 7 января. В Лимонарии святейшего Софрония, Патриарха Иерусалимского, пишется о некоем пресвитере монахе Иоанне, который, страдая от болезни, которая его жгла изнутри огнем, исцелился в пещере Иоанна Крестителя. Смотри в Прологе, 24 февраля. В том же Лимонарии есть повесть о некоем священнике Кононе, крестившем язычников, переходящих в Православную веру. Когда он крестил женщин, он испытывал соблазн, движимый плотский похотью. Он молился святому Иоанну Предтече, чтобы тот облегчил ему это бесчинствующее движение похоти, что и произошло. Ему воочию явился Иоанн Предтеча, осенил крестным знамением лоно священника Конона, и с тех пор в его теле прекратилась буря страстей. Иоанн же сказал ему: «Хотел я, чтобы ты получил награду за свой подвиг борения со своей плотью, но поскольку ты побеспокоил меня, моля об облегчении твоей страсти, отныне будешь пребывать в покое, но не получишь уготованного тебе венца за подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В 1788 году учреждена Епархия ОРЛОВСКАЯ самоместной, вместо Викарной Севской (смотри выше). В 1793 году учреждена МОЗДОКСКАЯ Епархия, Викарная Астраханская, но в 1799 упразднена. Епископ оной именовался Моздокским и Можарским. В 1795 году учреждена Епархия ПОДОЛЬСКАЯ. Архиереи оной сначала именовались Брацлавскими и Подольскими, а с 1799, – Подольскими и Брацлавскими (смотри выше). В 1796 году учреждена ЖИТОМИРСКАЯ Епархия, Викарная Минская, но в 1799 году упразднена. Архиерей оной именовался Житомирским. В 1793 году учреждена Епархия в новооткрытых Голиковым и Компанией островах на Восточном море в Северной Америке. Епархия сих почиталась Викарной Иркутской, и Епископ именовался КАДЬЯКСКИМ и прочих прилежащих к тому в Америке островов. В том же 1796 году учреждена Епархия МИНСКАЯ. Архиереи оной прежде именовались Минскими и Волынскими, Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря, а ныне, с 1799 года, Минскими и Литовскими, и также Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря. В 1799 году учреждена ВОЛЫНСКАЯ Епархия вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Епископы оной прежде именовались Житомирскими, а с 1799 года Волынскими Житомирскими (смотри выше). В 1799 году учреждена КАЛУЖСКАЯ Епархия вновь и поставлена первой в третьем классе Архиереям оной положено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри выше). В 1799 году учреждена Епархия ПЕРМСКАЯ. Епископы именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри выше). В том же 1799 году учреждена Епархия САРАТОВСКАЯ. Архиереи сперва именовались Саратовскими и Пензенскими, а с 1803 года – Пензенскими и Саратовскими. В том же 1799 году учреждена Епархия СЛОБОДСКАЯ УКРАИНСКАЯ. Архиереи оной именуются Слободскими Украинскими и Харьковскими. В том же 1799 году учреждена Епархия ОРЕНБУРГСКАЯ. Архиереи именуются Епископами Оренбургскими и Уфимскими. В том же 1799 году дан Казанскому Архиепископу Викарий, которому велено было именоваться Свияжским, но в 1802 году с переведением последнего Викария в Пермскую Епархию, Викарии Казанские отменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  [Смотри] Подобает ведати: Аще случится попразднство крещения Христова в неделю, ищи всего последования, вечер, и утро, септемвриа по 14 числе.   [Смотри] Суббота по просвещении: Прокимен, Аллилуиа, и причастен праздника: Апостол ко ефесеем, зачало 233: Возмогайте о господе: евангелие матфеа, зачало 6: Возведен бысть Иисус: [Смотри] Подобает ведати: Аще случится собор предтечи в субботу: Прокимен праздника, и предтечи. Апостол и евангелие чтется прежде субботе по просвещении, потом предтечи. Причастен: явися благодать божия: Другий: В память вечную: Сице поем На Литургии в субботу, и святым имущим службу На Литургии .   [Смотри] Неделя по просвещении: На Литургии , прокимен, глас 1: Буди Господи, милость твоя на нас, якоже уповахом на тя. Стих: Радуйтеся праведнии о господе: и праздника. Аще же случится святый имеяй На Литургии прокимен, апостол, и евангелие: тогда праздника прокимен и причастен оставляется. Апостол ко ефесеем, зачало 224 от полу: Братие, единому комуждо нас: Аллилуиа, глас 5: милости твоя Господи во век: евангелие матфеа, зачало 8: Слышав Иисус, яко иоанн предан бысть: Причастен: явися благодать божия: Другий: Хвалите Господа: [Смотри] Подобает ведати: яко евангелиа и апостолы от недели мясопустныя, вспять исчитая, до недели приидущия, яже есть первая по просвещения недели. уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною неделею будет неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия недели возвратився, начни ряд досязающь недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи.   8. преподобнаго отца нашего георгиа хозевита: И преподобныя матере нашея домники: И емилиана исповедника.   На Господи воззвах, стихиры преподобнаго 3, глас 4. Подобен: яко добля: и преподобныя 3, глас тойже. Подобен: Дал еси знамение: Слава: и ныне, праздника, глас 1: облагаяй небо облаки: На стиховне стихиры, праздника, глас 6. Подобен: Ангельския: с припевы их. Слава, и ныне, праздника, глас 2: На иорданстей реце: Тропарь праздника, и отпуст. На Утрени , на Бог господь, тропарь праздника трижды, и обычныя кафисмы. По кафисмах седальны праздника. Канон праздника: 1–й со ирмосом на 6: ирмос по дважды. преподобнаго на 4, глас 4: и преподобныя на 4, глас 2. По 3–й песни,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010