Смотри 14 ноября. В житии святого Дионисия Ареопагита написано следующее. Когда святой Апостол Павел выходил из города Афинского, некий слепец, которого знали все, незрячий с рождения, молил Апостола, чтобы тот дал ему прозрение. Он же, сотворив Крестное знамение на его глазах, сказал: «Господь мой и Учитель Иисус Христос, Который сделал брение, помазал им глаза слепорожденному и дал ему прозреть, да просветит и тебя силою Своею». И тотчас слепорожденный прозрел. Смотри 3 октября. Святая первомученица Фекла, когда было собрано много дров и хвороста для ее сожжения, взошла на все это, сотворив знамение Креста, и стала наверху, огонь же к ней не прикоснулся. Смотри 24 сентября. Святая мученица Василисса Никомидийская, знаменовав себя Крестным знамением, вошла посреди пламени в раскаленную печь и, стоя много часов в горящем огне, не получила никакого вреда. Смотри 3 сентября. Когда святые мученики Авдон и Сеннис, персидские князья, Декием, царем Римским, были приведены в Рим и за Христа отданы зверям в пищу, они оградили себя Крестным знамением, и звери к ним не прикоснулись. Смотри 30 июля. Святые мученики Зинон Александр и Феодор с прочими, которые упоминаются в страдании святого мученика Терентия, принявшие мучения от игемона Фортунатиана, близ идольского храма, сотворили на своих челах Христово Крестное знамение и дунули против капища, и тотчас с большим грохотом в нем упали идолы и рассыпались в прах. Смотри 10 апреля. В житии святых мучеников Киприана и Иустины написано следующее. Один из бесовских князей был послан волхвом Киприаном к девице Иустине. Он преобразился в женский образ, пришел к ней и прельщал многими речами к браку с нечестивым и блудолюбивым юношей Аглаидом, приводя из Божественного Писания Апостольские слова: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр. 13, 4 ). Услышав такие слова, Иустина узнала хитрейшего прелестника диавола и одержала над ним победу более успешно, чем Ева , не входя с ним в большие разговоры, поскорее обратилась ко пристанищу Креста Христова и положила знамение честное на челе своем, и сердце свое воздвигла к Богу, Жениху своему, и тотчас исчез диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Смотри прим. 23. 21 Смотри у М. Недонселя " Просопон и личность у древних классиков " в " Образовании религиозных наук " , 22, 1948, стр.277–299: " Происхождение термина " персона (лицо, личность), " вероятно, идет от этрусского " phersu " , который соединял его с ритуальной или театральной маской (срав. греческое proswpe‹on) и, возможно; с греческой мифологической фигурой " Персефон " . Срав. там же, стр.284 и далее. 22 Нюанс, оттенок конкретной индивидуальности впервые мы находим у Цицерона ( " О дружбе " I, 4; " Ад. Аст. VIII,12: " Об ор. " П., 145 и т. д.). Этот автор, однако употребляет " персона " только в смысле " роль " (театральной, социальной и т. д.). 23 Или скорее после II–ro столетия нашей эры. Смотри С. Шлоссманн, цит. соч., стр.119 и далее. О собирательном смысле термина " персона " смотри у Цицерона Off. I, 124). 24 Афанасий в " Послании епископам Египта и Ливии " ясно отождествляет их: " Ипостась есть усия и не имеет никакого другого значения кроме самого бытия (тХ Фп)… Ибо ипостась и усия есть существование (Ыparxijj): оно есть и оно существует ka€ " На основании этого отождествления в 362 году Соборное послание Александрии говорит, что Никейский Собор анафематствовал тех, кто исповедует, что Сын " из другой ипостаси или усии " , позволяя, однако употребление выражения " три ипостаси " при условии, что этим не будет подразумеваться разделение между этими ипостасями. Заслугой каппадокийских отцов являлось то, что они показали, как это можно было разработать философским путем. Сравни ниже. 25 Смотри у Тертуллиана в " Против Праксея " . 26 Смотри, например, у Василия Великого в " Посл. " 236, в: " те, кто говорят, что усия и ипостась — одно и то же (отметьте радикальный уход от терминологии св. Афанасия и его времени — примеч. 2 выше) вынуждены исповедовать только разные просопа (лица), а избегая употребления слов " триос ипостасис " , не могут избежать савеллианского зла " . Мы явно против изменения в терминологии, продиктованным интересом, вызванным савеллианством, чтобы дать " просопон " полное онтологическое содержание. 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

[Смотри] Аще ли святаго случится, емуже полиелей, глаголем прежде кондак святаго, таже, Слава, и ныне, кондак праздника. На Утрени , в субботу, на Бог Господь: тропарь воскресн, дважды. Слава, святаго: И ныне, Богородичен 1-й по гласу тропаря святаго. Настоящаго же гласа Богородичен 1 глаголется по первой кафисме, по седальне, Слава, и ныне: Аще ли несть тропаря святому, Слава, и ныне, Богородичен 1-й настоящаго гласа. Аще ли в попразднстве преполовения 50-цы, на Бог Господь, тропарь праздника, дважды. Слава, святаго: И ныне, праздника: [Смотри] Аще ли великий святый имать полиелей, кроме попразднства преполовения 50-цы, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды. Слава, святаго. И ныне, Богородичен 1-й, в тойже глас. По 1-й кафисме седален воскресн, дважды. Слава, и ныне, Богородичен 1-й гласа. По 2-й кафисме седален праздника: Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седальны святаго вси по единожды. Слава, по полиелеи седален святаго: И ныне, праздника. Воскресение Христово: Канон триоди праздника, со ирмосом на 6: ирмосы по дважды, тропари на 4. Аще зри есть храм святаго, или святыя: и храма святаго на 4: и минеи святаго на 4. [Смотри] Аще есть храм Христов, или Богородицы, и поем настоящий канон триоди праздника, со ирмосом на 8, ирмос по дважды, тропари на 6: и минеи святаго на 4: Храма же Христова, и Богородицы, во всей 50-це в субботах канон не поется, кроме субботы пентикостныя о усопших. [Смотри] Аще ли святый поется на 6, и поем канон настоящий праздника со ирмосом на 6, тропари на 4: [Храма же святаго канон оставляется, и святаго на 6.] [Смотри] Аще ли суть два святых, канон триоди праздника со ирмосом на 6: и святых оба канона на 8. По 3-й песни, кондак святаго, и седален его. Слава, и ныне, триоди. По 6-й песни, кондак и икос праздника. [Смотри] Аще ли великий святый имать полиелей: канон праздника со ирмосом на 6, и святаго на 8. По 3-й песни, кондак и икос праздника: и седален святаго дважды. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос святаго. Светилен святаго дважды. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны глас 3: и минеи святаго 3: Слава, святаго: И ныне, праздника. Аще полиелей, славословие великое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  МРК Подобает ведати, аще случится праздник сретения господня в неделю мытаря и фарисеа, или блуднаго, или мясопустную, или сыропустную.   На Велицей Вечерни , поем, блажен муж, кафисму всю. На Господи воззвах, стихиры воскресны гласа, 3: и триоди 3: и праздника 4. [Аще ли неделя мясопустная: воскресны 3: и триоди 4: и праздника 3.] Слава, триоди. И ныне, праздника. Вход, чтения праздника 3. На литии стихиры праздника, глас 1: Ветхий деньми: и прочих две. Таже в триоди хвалитных два стиха.   [Смотри] Аще неделя фарисеева, 1–й стих, глас 3: Фарисеа велехвальный: 2–й, глас 8: от дел похваленьми: [Смотри] Аще есть неделя блуднаго: По стихирах праздника поем в литии, триоди 3 стиха хвалитных: 1–й стих, глас 2: Блуднаго глас: 2–й, глас 8: Иждих блудно: 3–й, глас 6: отче благий:   [Смотри] Аще ли неделя мясопустная: И по стихирах праздника поем 2 стиха хвалитных: 1–й, глас 6: Помышляю день он: 2–й, о каковый час тогда: [Смотри] Аще ли неделя сыропустная: И поем в литии триоди хвалитных, два же стиха, 1–й стих, глас 5: увы мне: 2–й, Поприще добродетелей: Славу же поем во все те недели, фарисееву, и блуднаго, и мясопустную, и сыропустную, в триоди, яже писана на литии. И ныне, праздника. [Смотри] [Того ради вчинися петися триоди хвалитным стихам в литию на вечерни, за еже не оставити триоднаго стиха ни единаго, еже ему не петися.] На стиховне, стихиры воскресны. Слава, триоди: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды: и чтение в посланиих апостольских. И идеже не будет бдения, по Ныне отпущаеши, тропарь воскресн. Слава, и ныне, праздника. На повечерии, по трисвятом, кондак триоди. Слава, и ныне, праздника. Полунощницу же поем по обычаю, с каноном троичным. На Утрени , на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их: и чтение во евангелии толковом: и полиелей праздника. и тропари, Ангельский собор: [Смотри] Аще ли неделя блуднаго, или мясопустная, или сыропустная: Припеваем и 3–й псалом: На реках вавилонских: таже величание праздника, и седален праздника, по единожды: и чтение праздника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Заложенные Царем Иоанном Васильевичем Грозным основы казачьей службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий, являются примером и для нас ныне живущих потомков. Василий Вадимович Бойко-Великий, Президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Павел Геннадьевич Петин, кандидат исторических наук Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. - М.: Университетская типография, 1846. - С. 4. Ригельман А.И. История или повествование о Донских казаках. - М.: Университетская типография, 1846. - С. 5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т. 6. - М.: «Мысль», 1989. - С. 453. Савельев Е.П. Древняя история казачества. - Ч. II. - Новочеркасск, 1915. - С. 238-239. Савельев Е.П. Древняя история казачества. - Ч. II. - Новочеркасск, 1915. - С. 224. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 109. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 110. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 111. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 116. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 121. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 121. Хронология Эпохи Царствования Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича. Научный православный взгляд на Русскую и мировую историю. - М.: Русский Издательский центр, 2017. - С. 126.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/06/...

5. Грюмберг Пантелеимон Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ПСТГУ и Гайда Федор Александрович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры Русской истории ПСТГУ «Некоторые современные представления о состоянии Русской Православной Церкви в 1917 г. перед открытием Поместного Собора». 6. Диакон Владимир Василик, преподаватель СПДАиС «Генезис института Патриаршества во Вселенской Церкви» 7. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий 8. Епископ Бориспольский Антоний, ректор КДАиС   II Секция «Патриаршество в истории России» Председатель — архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Сопредседатель — Назаренко Александр Васильевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории. Доклады: 1. Лисовой Николай Николаевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН «Патриарх в Царстве и Церкви» 2. Белякова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН «Тема учреждения Патриаршества в русских Кормчих» 3. Синицына Нина Васильевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН «Симфония Священства и Царства в период учреждения Патриаршества и идея Третьего Рима» 4. Богданов Андрей Петрович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН «Патриаршество в России XVII века: аспекты изучения» 5. Седов Павел Владимирович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Санкт-Петербург) «Реформа церковной иерархии при царе Феодоре Алексеевиче» 6. Петрушко Владислав Игоревич, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» «О попытке создания униатского патриархата в Речи Посполитой и ее возможном влиянии на учреждение Патриаршества в Москве»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205743...

[Смотри] Аще ли случится другий святый, имеяй тропарь и кондак: И глаголи 50-м тропари и кондаки, якоже предписася во вторник, на часех. По входе на литургии, Тропарь храма Христова и Богородицы, и дне: Апостоли святии: и Николая. Посем тропарь храма святаго, кроме апостольскаго, потом святаго рядоваго. Аще есть другий святый, имеяй тропарь, глаголи его. Посем кондак храма Христова, и дне, и храма святаго рядоваго, и другаго святаго, аще есть. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] Аще храм Христов, И ныне: кондак храма Христова. А после тропарей в начале кондаки дне, и храма, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова, и Богородицы, глаголем по входе тропари, прежде тропарь дне, и тропарь храма святаго, кроме апостолов: посем тропарь святаго рядоваго, и другаго святаго, аще есть. Посем кондак дне, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, Предстательство христиан: А идеже несть литургии. На часех, по ослаби, остави: и по Отче наш: кондаки, яко предписася во вторник на часех, во всем подобне, тамо Предтечи, зде же апостолов и Николая. В четверток же. Вечер и утро, и на литургии, тропари глаголем, якоже предызъявися во вторник к среде, вечер, и утро. В пяток вечера к субботе. По Ныне отпущаеши: и по трисвятом, тропари глаголем сице: Тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен воскресный, настоящаго гласа. Аще же тропарь другаго святаго, глаголи прежде тропарь перваго святаго: Слава, другаго святаго: И ныне, Богородичен первый настоящаго гласа. На повечерии, по Достойно, и по трисвятом тропарь храма Христова, и Богородицы: таже дне: Апостоли, мученицы и пророцы: Слава, Со святыми упокой: И ныне, яко начатки: [Смотри] Аще ли и во Христове храме, и Богородицы, сим кондаком покрывай: Храма же святаго тропарь не глаголется во весь год, зане в дневном тропаре вси святии именовани суть. [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, и глаголем тропари в пяток на повечерии сице: прежде тропарь дне: Апостоли, мученицы: таже, Помяни Господи, яко благ: Слава, Со святыми упокой: И ныне, яко начатки:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смотри Кормчую книгу, лист 57. Глава 4. Претыкания о пост Святой Четыредесятницы Претыкание первое Пост Четыредесятницы берет начало от папы Римского Телесфора, который пер­вым установил Четыредесятницу. Каким образом постановление одного человека может обязывать совесть верующих, всей Соборной Церкви? Исправление претыкающимся Вы, противники, далеко ушли от истины, говоря так, ибо святая Четыредесятница берет начало не от папы Римского Телесфора, а от Самого Законодателя ХРИСТА, постившегося сорок дней и ночей. В Ветхом Завете так поступали Моисей и Илия, а за Христом последовали Апостолы, установившие об это правило 69, как сказано в первой части этого Догмата. Святой Игнатий Богоносец , почти современник Апостолов, уве­щевает соблюдать пост святой Четыредесятницы ы своем послании к Филиппийцам. На последующих Святых Соборах, Вселенских и Поместных, святые Отцы только вспо­минают о святой Четыредесятнице, но не устанавливают ее, так как она уже была рань­ше установлена святыми Апостолами. Смотри правило 5 Никейского Первого Святого Вселенского Собора. Смотри правило 29 Шестого Вселенского Собора. И снова, прави­ло 52. И снова, правило 56. Смотри правило 18 Гангрского Поместного Собора. Смотри правило 44 Лаодикийского Поместного Собора. И снова, правило 48. И снова, правило 49. И снова, правило 51. Правилам Вселенских и Поместных Соборов следуют святые Отцы, просиявшие учением о сорокадневном посте и своим собственным пощением, и сами постившиеся, и учившие этому. Об этом писалось в первой части этого Догмата, в первом разделе, в главах 1, 2 и 3. Претыкание второе Сорокадневный пост Христа не может быть примером и началом нашей Четыре­десятницы, потому что Христос постился не для того, чтобы дать нам пример пощения. Если бы Он хотел, чтобы мы следовали за ним в постах, он бы постился каждый год по сорок дней, как постимся сейчас мы. Исправление претыкающимся Христос был искушаем диаволом и только поэтому постился сорок дней, подавая нам пример, как вооружаться постом против искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Шестой Вселенский Святой Собор в правиле 32 ублажает, воздает хвалу и ут­верждает Литургии святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти, святого Васи­лия Великого, святого Иоанна Златоуста . И в этом же правиле Святой Собор отвергает ересь армян, приносящих в жертву одно только вино без добавления воды: «Приносят только вино», не зная, что и сам Златоуст и Василий, и Иаков приносили вино, смешан­ное с водой, и Бескровную Жертву, и передали нам, чтобы мы тоже так поступали. Смотри Кормчую книгу, лист 186. Этот же Шестой Вселенский Святой Собор в правиле 31 гласит: «Определяем, чтобы священнослужители в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению Епископа». Смотри Кормчую книгу, лист тот же. Этот же Святой Собор в правиле 28 гласит: «Некоторые соединяют приносящийся виноград с Бескровной Жертвой: повеле­ваем не делать этого». Толкование: Правило разрешает приносить виноград к алтарю для благословения священни­ком и раздачи народу. Но соединять его с Бескровной Жертвой, после чего раздавать народу, это правило запрещает и повелевает не делать этого никому из священнослужи­телей. Если же кто поступит вопреки правилу, да будет извержен из своего чина. Смотри Кормчую книгу, лист 186. Поместный Карфагенский Собор в правиле 37 гласит: «Да будет приноситься только хлеб и вино, смешанное с водой». Толкование: На жертвенник во время святой службы не должно приноситься ничего, кроме Пречистого Тела и Пречистой Крови Господа нашего. Но это должны быть только хлеб и вино, соединенное с водой, как и было передано нам Самим Господом. Смотри Кормчую книгу, лист 133. Глава 7. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов, церковных светил Святой Тимофей, Архиепископ Александрийский, один из 150 святых Отцов, собравшихся в Константинополе для опровержения Македония, в правиле 14 говорит следующее: «Если кто сам себя убьет, заколет или удавит, приношение (то есть Бескров­ная Жертва) да не приносится за него, разве если только он действительно не утратил ум. Священнику следует внимательно следить за этим». Смотри Кормчую книгу, лист 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

д.) есть нарушение основных церковных принципов под влиянием неправильного понятия о сакраментализме как передачи епископства от одного лица к другому. Сравни проблему " епископи вагантэ " . Смотри И. Конгар " Единая Церковь… " , стр.205 и далее и сильные, но оправданные замечания С. Фогеля, " Отчужденная литургия " " Консилиум " 28 (февр. 1972), 11–25, особ. стр.18 и далее. 615 Смотри ниже в пункте 110. 616 Сравни замечательный труд В. Фунса " Чины посвящения со времени их возникновения до Иннокентия III " , 1930, особ. стр.61 и далее. 617 Свидетельства изобильны, хотя обычно не замечаются историками. Например, " Пастырь Ермы " , 3.4; Тертуллиан " О Предп. " , 2; Ориген, " Иезек. " 2.2, и Ипполит " Апост Пред. " ,8 (реконстр. Г. Диксом в " Трактат об " Апостольском Предании св. Ипполита Римского " , 1937, стр.13). Далее это поддерживается существованием знаменитых пресвитеров, известных как учителя (Климент Александрийский, Ориген и т. д.). О дополнительных свидетельствах и подробное рассмотрение сравни в моей книге " Единство… " стр.160 и далее. Все это показывает, что Церковь первых веков понимала апостольское преемство не как преемство учения. Она фактически отвергла идею, что Церковь можно было рассматривать как " школу " . Смотри у Ипполита, " Филос. " , 9.12.21. 618 Почему бы, например, не признать преемство харизматических даров и т. д.? Этот вопрос ставится особенно сегодня. 619 Смотри у Ипполита (прим. 90 выше). Даже после того как епископ потерял свое исключительное право совершать евхаристию (об этом праве смотри у Ипполита в " Апост. Пред. " , 3, сравн. 8), его исключительное право посвящать в сан не подвергалось сомнению. Например, Иероним " Посл. " , 146 (ПЛ. 20.1194) и Иоанн Златоуст " В I Тим. " 11 (ПГ 62: 553). 620 Например, Тертуллиан " О Прен. " , 20.4–7,9; 32; 36.1; " Скорп. " ,9; Ириней, " Против ересей " 1,10; 1–2 и т. д. 621 Например, Августин, " Посл. " , 252.3 (ПЛ., 33; 1028) и т. д. Сравн. Ф. Дворник, цит. соч.. 622 Таким образом, Тертуллиан постоянно мыслит с точки зрения миссионерства — исторического подхода: " О Предп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010