Глава 2. Дискуссии о богослужебном языке в конце XIX-haчaлe XX в. Аще зыки человческими глаголю и аггльскими, любв же не имамъ, быхъ к мдь звенщи, ил кмвалъ звцай. ( 1Кор.13:1 ) Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!...» Волсви?... Значит, мудрецы, волхвы. А маленький я думал – волки. (...) Звезда ведет их, а они идут, притихли. (...) Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. И.С. Шмелев. «Лето Господне» (Шмелев 1989, с. 371) История языка включает в себя историю дискуссий об этом языке. Прежде чем говорить о дискуссиях, ведущихся вокруг языка богослужения, необходимо остановиться на вопросе о том, насколько широким был круг участников этих дискуссий. Здесь возможно выделить две ситуации. В одном случае в дискуссии участвуют лица, непосредственно связанные с подготовкой богослужебных книг или текстов. В этом случае формой ведения дискуссий оказываются письма, докладные записки и т.д. Материалы таких дискуссий изначально не предназначаются для публикации и если и публикуются, то как исторический документ. Другой тип дискуссии – журнальная или газетная полемика. В этом случае круг участников споров оказывается относительно широким, однако научный уровень неизмеримо более низким. Созданные в рамках этих дискуссий тексты представляют интерес, с одной стороны, как материал для характеристики массового языкового сознания, а с другой – как средство, влияющее на формирование общественного мнения. В центре дискуссий конца XIX-haчaлa XX в. стоял вопрос понятности церковнославянских текстов для прихожан православных храмов. В ходе полемики высказывались мнения, что эти тексты непонятны без комментариев или толкований, что богослужебные книги никоновской редакции далеко не совершенны и содержат большое количество неточностей и неверных переводов. Предлагались различные варианты выхода из сложившейся ситуации: новое исправление богослужебных книг, новый перевод с греческого языка на славянский, издание текстов с комментариями, параллельным русским или греческим текстом. Для того, чтобы сделать богослужебный текст более понятным, предлагалось или упростить его, то есть в отношении языка приблизить к современному русскому литературному языку, или вернуться к более древнему (кирилло-мефодиевскому, дониконовскому и т.д.) облику богослужебных книг. 2.1. Позиция архаизаторов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Рубрики " РУССКИЙ ВЗГЛЯД " – РАСПУТИН 32 мин., 01.01.2008 Поделиться Предлагаем вашему вниманию текст программы " Русский взгляд " , посвященной Распутину. " РУССКИЙ ВЗГЛЯД " – РАСПУТИН В программе принимали участие: Александр Боханов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН Владимир Лавров, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института Российской истории РАН, руководитель центра истории религий РАН Станислав Либин, режиссер Алексей Варламов, писатель священник Георгий Ореханов Над программой работали: Ведущая – Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссер-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Анастасия Семенихина и Ксения Лученко ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: «Русский взгляд на миф и правду о Григории Распутине» - тема нашей программы. Друг царской семьи, проклятие царской семьи, хлыст, лжепророк, развратник… Мы слышали о нем слишком много, чтобы понимать, кто же он на самом деле. Вы смотрите " Русский взгляд " , я - Лена Писарева. Здравствуйте! В студии программы " Русский взгляд " - доктор исторических наук, профессор Владимир Лавров. Здравствуйте, Владимир Михайлович! ВЛАДИМИР ЛАВРОВ: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вы думаете, если бы 103 года назад за чашкой чая император Николай II не познакомился с Григорием Распутиным, могла бы наша история сложиться по-другому? ВЛАДИМИР ЛАВРОВ: Есть мнение, что если бы не Распутин, то не было бы революции. Такую точку зрения высказывают сейчас, и насколько я помню, давным-давно ее высказывал Керенский. На самом деле, у революции гораздо более глубокие причины. Другое дело, что скажем, безнаказанное убийство Распутина показало стране, людям, что можно убить царского друга - и ничего не будет. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Об убийстве Григория Распутина мы еще поговорим. А сейчас в студии нашей программы следующий гость - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории Российской Академии Наук Александр Боханов. Александр Николаевич, ваше мнение: могла ли наша история сложиться по-другому?

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-rasputin....

Рубрики Насколько достоверен Новый Завет 6 мин., 20.06.2017 Поделиться Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” . Смотрите очередной прямой эфир на (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)  по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы. (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) Слово «переписывать» может иметь два разных значения. Первое — снимать копии. Например, те из нас, кто застал пленочные магнитофоны, помнят, как люди «переписывали» друг у друга музыкальные записи. Второе значение слова - менять. Например, автор научной работы может переписать ее после того, как появились новые данные. Переписывали ли Библию в первом смысле, «копирования»? Конечно. До появления книгопечатания любые книги именно переписывали вручную. Это требовало огромных вложений квалифицированного труда. Обычно этим занимались монахи. «Власть имущие», желая проявить благочестие, нередко спонсировали такую работу. Переписывали ли Библию в смысле «меняли»? Это довольно популярная легенда, она существует в разных видах — например, мне доводилось читать, что «из Библии удалили все упоминания о реинкарнации». Но на самом деле переписать Библию в этом смысле было невозможно чисто технически. Библия с самого начала в истории Церкви (а до этого, если говорить о Ветхом Завете, и в истории Израиля) много раз копировалась, ее списки находились во многих общинах и у частных лиц. Ее торжественно читали во время богослужений, цитировали в проповедях и других текстах, многие из которых до нас дошли. Чтобы изменить текст Библии, было бы необходимо внести изменения не только во все копии самого Писания, во все тексты, где соответствующие библейские фрагменты как-то цитировались, более того, как-то изгладить эти фрагменты из памяти людей.

http://foma.ru/naskolko-dostoveren-novyi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковь и армия. Телепрограмма «Православная энциклопедия», прямой эфир на канале ТВЦ 25.02.08, текст передачи Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня день памяти святителя Алексия, Митрополита Московского, всея России чудотворца, - небесного покровителя нашего Патриарха, день его тезоименитства. Мы поздравляем Патриарха Алексия с Днем Ангела. Надеюсь, что все наши зрители присоединятся к этим словам. Ваше Святейшество, мы желаем Вам доброго духовного и физического здравия, и многая и благая лета!   23 февраля мы отметили день защитника Отечества. Два месяца осталось до традиционного весеннего призыва в армию. Время волнений – и для родителей, и для призывников. Многие задолго до этого момента начали продумывать пути, как бы уклониться от исполнения этой почетной обязанности. Что ждет сегодня тех, кто придет на призывные пункты? Насколько реальны те опасности, о которых мы читаем в газетах и смотрим по телевизору? А если реальны, тогда как их избежать? Наш гость - заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами игумен Савва (Молчанов). Звоните, задавайте вопросы. Телефон прямого эфира на Ваших экранах. А также участвуйте в интерактивном опросе. «Надо ли бояться службы в армии?» Если Ваш ответ «да», то звоните по телефону 995-81-11, если «нет», наберите номер 995-81-12. Важным событием прошлой недели было открытие Всемирного народного собора. Сюжет: Открытие Всемирного народного собора 20 февраля в Государственном Кремлевском дворце начал работу XII Всемирный русский народный собор, тема которого: «Будущие поколения — национальное достояние России». Приветствие Собору прислал Президент России Владимир Путин. В зале собрались видные деятели государства, науки и культуры, священнослужители и, конечно, молодежь.

http://sedmitza.ru/text/413552.html

На основе материалов кандидатской работы протоиерея Ростислава Лозинского « М. Н. Скабалланович и его литургические труды». Московская духовная академия, 1961. (Машинопись). Доктор церковной истории профессор Киевской духовной академии Михаил Николаевич Скабалланович († 1931) был выдающимся публицистом богословом, организатором и редактором нескольких журналов, издателем, педагогом; а его труды по библейской истории, экзегетике, догматике, нравственному богословию, литургике, философии сохранили научно-познавательную ценность до сих пор. Михаил Николаевич Скабалланович родился в 1871 году в селе Суббота Гродненской губернии, где его отец окормлял приход, в котором пастыри Скабаллановичи служили с XVII века. Михаил весьма прилежно учился в Гродненском духовном училище, с отличием закончил (Виленскую духовную семинарию, а в 1896 году в числе первых окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля». В 1898–1907 годах, будучи помощником инспектора Каменец-Подольской духовной семинарии, помощником смотрителя Мариупольского духовного училища, М. Н. Скабалланович опубликовал значительное количество статей в «Подольских епархиальных ведомостях», журналах «Вера и разум», «Русский паломник», «Сельский пастырь», в «Трудах Киевской духовной академии». В 1904 году в Мариуполе вышла в свет его монография «Первая глава книги пророка Иезекииля». 28 стихов этой главы, текст которой Михаил Николаевич дает на еврейском, греческом и церковнославянском языках, прокомментирован им на 317 страницах со ссылками на публикации на латинском, немецком, английском, французском и русском языках. В 1905 году за этот труд Совет Киевской духовной академии присудил М. Н. Скабаллановичу ученую степень магистра богословия. С 1906 по 1918 год М. Н. Скабалланович в Киевской духовной академии – сначала как преподаватель кафедры Ветхого Завета, затем профессор кафедры догматического богословия и латинского языка. По свидетельству его коллег и воспитанников, Михаил Николаевич учил талантливо, свежо, оригинально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Рубрики «РУССКИЙ ВЗГЛЯД» – СТАРООБРЯДЦЫ 21 мин., 01.01.2008 Поделиться Предлагаем вашему вниманию текст программы «Русский взгляд», посвященной старообрядцам. Над программой работали: Ведущая – Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссер-постановщик – Александр Замыслов Редактор – Анна Куклина В программе принимали участие: Михаил Тюренков, журналист, главный редактор портала «Фонд имени Питирима Сорокина» Александр Дугин, политолог, доктор политических наук Елена Агеева, научный сотрудник исторического музея МГУ Александр Антонов, главный редактор старообрядческого журнала «Церковь» Иоанн Миролюбов, священник ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Они пережили жестокие гонения, преследования и раскол. Их больше двух миллионов человек. Они православные, но другие – старообрядцы. Кто они? Чем отличается их быт, культура, иконопись? Кто и почему становится старообрядцем в XXI веке? Вы смотрите «Русский взгляд на старообрядцев», я – Лена Писарева. Здравствуйте! В студии программы «Русский взгляд» – главный герой программы, журналист, главный редактор портала «Фонд имени Питирима Сорокина» Михаил Тюренков. Михаил, добрый день! МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ: Добрый день! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вам кажется, кто и почему сегодня становится старообрядцем? МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ: Я бы поставил вопрос немножко по-другому. Среди старообрядцев достаточно большое количество людей не являются неофитами, это коренные старообрядцы. Хотя, начиная с 90-х годов, в церковь – как в новообрядческую, так и в старообрядческую – приходило много людей из нецерковных семей. Они приходили к Богу, искали Бога в том или ином обряде, в том или ином богослужебном чине. И, конечно же, как люди русские, приходили к Православию. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. А сейчас – другие гости нашей программы. В студии «Русского взгляда» – политолог, доктор политических наук Александр Дугин. Александр Гельевич, добрый день! АЛЕКСАНДР ДУГИН: Добрый день! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вам кажется, кто и почему сегодня становится старообрядцем? АЛЕКСАНДР ДУГИН: Я думаю, что сейчас как раз очень большой приток в старообрядчество идет не из потомственных староверов. Это, в основном, молодые люди, которые ищут глубины традиции. Они хотят вернуться к корням. Столько было испытаний, столько было изменений идентичности в русском народе, что хочется дойти до самых глубин. Мало того, что старообрядчество – предельное обращение к древним корням нашей веры и нашей Церкви, нашего Православия, это еще и колоссальная индивидуальная свобода. Русский человек мог сказать «нет» государству, большинству и сохранить своё достоинство. Это типичная русская черта, которая когда-то в древности отличала наш народ. Я думаю, что люди идут в старообрядчество в значительной степени, ища своей русской глубинной идентичности.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-staroobry...

Сортировать по Исключить новости Что на самом деле говорила Ольга Васильева о Сталине и репрессиях О том, как СМИ не умеют работать с первоисточниками 22 августа, 2016 О том, как СМИ не умеют работать с первоисточниками С первых минут назначения Ольги Васильевой на должность министра образования СМИ переполнились возмущением – что за мракобесные темы научных работ (история Церкви), и смотрите, она восхищается Сталиным. Зная Васильеву как ответственного историка высокого класса, а также как прекрасного историка Церкви XX века, в том числе и гонений на Церковь в советское время, мы перепроверили слова Васильевой и выяснили, что ни одна из громких приписываемых ей цитат про Сталина не верна. Особая благодарность — Сталину Что опубликовано в СМИ «Особая благодарность — Сталину». Эта цитата приписывается Васильевой и упоминается в нескольких подборках ее цитат. Что сказала Васильева: «Особая благодарность — Сталину» — это слова журналиста «Новой газеты» Ивана Жилина, а не Ольги Васильевой, а именно — подзаголовок репортажа. Журналист «Новой газеты» приводит цитату из Васильевой, но совершенно вырывает ее из контекста и не приводит пояснения.  Опубликовано: «Далее она перешла к рассмотрению патриотизма в контексте истории. Сегодняшнее понимание российского патриотизма, по словам Васильевой, сформировалось в XVIII веке. «Идеалом политического деятеля становится прежде всего царь, который заботится о благе отечества». Особая благодарность — Сталину. — 4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость». В таком отрезанном от контекста виде выходит, что Васильева похвалила царя и Сталина за патриотизм.  А теперь давайте смотреть на полный текст (поразительно, что за три дня никто еще не расшифровал эту лекцию целиком). Васильева рассказывает о понятии «патриотизм» в России, первом его появлении, о том, что пик пришелся на 19 век. И дальше она говорит о том, что и понятие патриотизма, и сама русская история были вычеркнуты из жизни страны с 1917 по 1934 год:

http://pravmir.ru/chto-na-samom-dele-gov...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Ильинский скит, Русский Афон, документальный фильм Ильинский скит, Русский Афон, документальный фильм   Этот фильм показывает скит пророка Илии на Святой Горе Афон. Несмотря на то, что текст греческий, все понятно. Фильм очень хорош и содержателен. Мы не стали переводить, потому что в блжайшее время начинаем публиковать научное исследование по истории скита, более подробное и точное.   Прежде всего, лента интересна тем, что показывает остатки сокровищ скита. Прошло уже почти 20 лет, мноное изменилось, и теперь увидеть эти сокровища невозможно.   Конечно, посмотрев этот фильм, еще раз поражаешься равнодушию русских к их соотечественникам и историческому достоянию России. А ведь через пару лет будет праздноваться 1000-летие русского монашества на Афоне. Комментарии Всего комментариев: 5 2013/03/12, 14:55:19 В декабре 2012 были на Святой Горе и посетили Ильинский скит. Когда монах дал мне огромный ключ в руки, я растерялся. А он показывает - открывай Храм. Среди нас были три священника. Один из них попробовал повести Литургию. Мы были шокированы аккустикой. Храни вас Господь, братия. Вернувшись домой, мы почуствовали, как не хватает вас. Ангела вам Хранителя.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=47&iid=1...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Полиграфический шедевр XXI века: Старец Тихон-2 Полиграфический шедевр XXI века: Старец Тихон-2     Сборник материалов, большинство из которых переведены с греческого языка, посвящен самому известному русскому старцу на Афоне - иером. Тихону (Голенкову). Это плод многолетней работы монахов Русского на Афоне монастыря вмч. Пантелеимона. В сборнике представлены все агиографические тексты, связанные с жизнью старца, его личные письма, архивные фотографии и документы, необходимые для канонизации. А так же кратко представлена первая богословская научная работа по агиографии старца Тихона, защищенная в 2019 году. Эта книга - необычное издание, в котором каждая страница выполнена как художественная картина: блоки полей, текста, сносок и рисунков в определенной технологии сконструированы по математическим законам в пропорциях Фибоначчи. Авторские шрифты напоминают шедевры афонской каллиграфии.  Уникальная бумага, которая производится только в Италии, копирует древние папирусы. Графические рисунки  сделаны в стиле оформления английских сказок XIX века. Текст, воспоминание митр. Николая Халкидского, - лучший образчик византийского стиля в наше время. Вы увидите своими глазами многие документы, которых никто никогда не видел, например, Омолигион прп. Паисия Святогрца.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=3...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Монастыри, келии и каливы Святой Горы Афон 11.04.2013 Келья «Георгия Фанеромено» или явления святого Георгия находится недалеко от Кареи, если идти в сторону Ватопеда по тропе. Интересна келья тем, что в ней подвизался известный афонский старец Хаджи-Георгий вместе со своим братством. 30.03.2013 В 1893-м году была закончена колокольня в Русском на Афоне монастыре вмч. Пантелеимона. Вскоре был доставлен из Одессы Большой Колокол. 21.03.2013 " Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы " 13.03.2013 Для славянских паломников есть много мест, где тебя встретят тепло, всегда будут рады и накормят по-русски, одно из таких - скит Продром. 06.03.2013 Проходит все больше времени и уже ученики Старца Паисия Святогорца отходят ко Господу. И вот, мы узнаем о нем многое, чего не было написано в книгах, по понятным причинам. На фотографиях показана обстановка келье Честного Креста 24.02.2013 Этот фильм показывает скит пророка Илии. Несмотря на то, что текст греческий, все понятно. Мы не стали переводить, потому что в блжайшее время начинаем публиковать научное исследование по истории скита, более подробное и точное.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=47&pid=6

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010