Насколько непрочной являлась подобная связь, видно, между прочим, из чина, изложенного в Типографском Стихираре 148/306, XII–XIII в., и в Софийском 85, XIII в. Читается он так: «Служ(ба) двоюнадесяте трепарю, поющихся в великыи пят(ок), – на часех поют. Третий час по единомоу псалмоу, бес пения псалтырьнаго, с прокименмь: Господи, Иже еси Пресвяты Дух Твои, и прочая. А Господи помилоуи 30. Посем поеться 12 треп. святых страстни и по-пятишьды: треп. глас 8, Дньсь церковная завеса». Приводятся тропари, прокимны и чтения в обычном порядке и составе. Некоторые незначительные, впрочем, и часто встречающиеся отступления допущены в выборе прокимнов и в размерах чтений. Припевов к тропарям нет. Тропари разделяются на «антифоны», по три в каждом: «есть же первыи антифон тропарем сице» – первые три тропаря и первый отдел чтений; второй антифон – следующие три тропаря с чтениями, и т. д. Каждый тропарь поется «по пятишьды». Первый раз поет его правая сторона, – левая повторяет. Затем правая сторона поет тропарь третий раз, на «Слава»; в свою очередь левая сторона поет его еще раз, на «И ныне». Последний, пятый раз, тропарь поют обе стороны вместе, «сьшедшися на сред(ине)». «Тем же образом и прочии троп(ари) поются». Псалмов при этом рукописи не указывают. После евангелия 4-го антифона «бывает ектения и отпущение. Поетжеся и 6-й час купно по единому псалму, и прок.: Иже в 6-й час; потом паремия 6-го часа: посем Святый Боже, и отпущение. Посем мало побывши особь братия, абие клеплеть, и поется 9-й час по единому псалму, якоже и прочии, и блаженна; таже вечерня» 362 . Итак здесь «служба 12-ти тропарей» совершенно внешним образом связывается с часами; она не сливается с ними, а выступаетъ за их пределы, помещаясь в промежутке между часами 3-м и 6-м. 12. Часы великого вторника Но славянские рукописи представляют еще более наглядное доказательство независимости рассматриваемой службы от часов. Как оказывается, наша древнеславянская практика довольно широко применяла перемещение «службы 12-ти тропарей святых страстей» с пятницы на великий вторник, совершенно отрывая ее, таким образом, от естественной почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Письмо 65 Лл. 16–17 об. 16 апреля 1921 г. Дорогой и сердечночтимый Владыко! Сейчас получил я через инженера Соловьёва Ваше письмо 3 от 4 апреля. Благодарю Вас за него. Это сняло большую тяжесть с моей души. Из нескольких слов, присланных мне Евг[енией] Вас[ильевной] Симон, видавшейся с Вами, вероятно, во Вторник Великий, 13-го апреля, я мог уловить, что Вы прямо расстроены неприездом о. Иакова, и даже сердитесь на меня. Теперь мне легче, услыхав из Ваших собственных уст слово. Конечно, я бы и раньше не посмотрел на те трудности, которые лично на меня обрушатся с отъездом о. Иакова, и прислал бы его, если была [бы] возможность его «посадить». А то ведь мало пользы было бы, если бы он здесь сел без билета, как только и мне сесть, и вместо Новгорода очутился бы на рельсах, высаженный где-нибудь в Любани или на другой станции. То, что Вы отмечаете, что письмо моё 5, посланное через Данилу, получено Вами лишь 15-го числа, меня обеспокоивает относительно последнего, который тоже как-то нелегально выехал отсюда в понедельник, рассчитывая на какую-то протекцию со стороны боевого генерала, имеющего обязанностью принимать «снимаемых» с поездов. В течение Светлой недели, как только что можно будет получить билет, о. Иаков двинется отсюда. Эти дни я служил всё в Казанском соборе. Служба здесь – я не сказал бы торжественнее наших новгородских, она обстановочная, но эта обстановочность сама по себе не даёт настроения, какое даёт согласованность действий, благоговейная торжественность и уставность. Здесь что хорошо, это – протодиакон со стороны художественности исполнения, а также хор. Вчерашняя служба 12-ти Евангелий прошла очень хорошо, без пропусков, с прекрасным, можно сказать исключительным по выполнению, чтением и пением антифонов. «Разбойника» тоже пели изумительно; три раза разными напевами, причём не было театральности, Вам бы понравилось. Я всё измеряю именно этим мерилом: понравилось ли бы или нет то и другое Вам – крестному судии всему церковно-художественному. Я всю Страстную знаю лишь храм и келлию, в среду приглашал к себе случайного духовника, ближайшего иеромонаха Вениамина из часовни Спасителя, что на Невском, против Михайловской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основой царских часов, или – вернее – царскими часами в собственном смысле является «служба 12-ти тропарей». 12 тропарей с чтениями, как свидетельствуют древние памятники, составляли вполне самостоятельную службу царских часов, со временем чисто внешним образом соединившуюся в одно последование с обычными часами. Общая схема царских часов такова. В начале читается, в качестве предначинательного псалма, один из обычных часовых псалмов (5 или 100, 50, 90 и 85). За ним следует великая ектения, после которой исполняется антифон из трех тропарей, со стихами избранных псалмов, подобных нынешним избранным псалмам «по полиелеи». Стихов бывало от двух до шести; но могло быть и больше: указываются даже целые псалмы. После тропарей произносится малая ектения и поются седальны с богородичнами, а далее – прокимен и чтения. Вслед за чтением евангелия поется тропарь часа («отпустительный») со стихами и – богородичен. В заключение произносится просительная ектения, – и бывает отпуст. – Эта схема почти целиком заимствована из Триодей Орбельской и Хлудовской, где излагается одно из самых полных и законченных последований часов в. пятницы. Замечание о предначинательном псалме основывается на свидетельствах памятников о пении «по единому псалму» в начале часов. Затем, в Святогробском Типиконе особые антифонные псалмы, указываемые в Орб., Хлуд. и Ватикан. 771) Триодях, заменяются избранными стихами, числом до шести. Далее, Орб. и Хлуд. Триоди помещают «отпустительный» тропарь не в начале (как обычно), а в конце службы часа, что вполне соответствует и самому названию тропаря. Наконец, во многих памятниках на царских часах указываются ектении: великая, малая и просительная. Несколько странным представляется отсутствие молитв в службе царских часов, вообще, и в. пятницы, в частности, засвидетельствованное многими документами. Некоторые памятники прямо заявляют: «ведомо-ж буди, яко часове сего дне (т. е. великой пятницы) молитвы не имут» (см., напр., Киево-Соф. 97/17, л. 297). Между тем паломница IV века вполне определенно утверждает обратное. Очевидно, здесь произошло какое-то недоразумение...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Второе чтение о взятии Христа под стражу и о суде у Каиафы. Четвёртое чтение — это суд у Пилата. и так далее. Все эти события потихонечку, постепенно проходят, и, наконец, ключевое шестое чтение [Евангелия] от Марка о распятии, когда Господа уже пригвоздили ко кресту. Дальше очень интересно восьмое чтение [Евангелия] от Луки (кстати единственное чтение [Евангелия] от Луки в этом ряду). О чём пишет Евангелист Лука, чего нет ни у одного другого Евангелиста? О разбойниках, распятых одесную и ошуюю Христа. Один разбойник был благоразумный, другой неблагоразумный. Об этом пишет только Евангелист Лука — это восьмое чтение. После этого чтения исполняется канон Космы Маюмского, а после канона очень важное песнопение: ексапостиларий “Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи”. Он очень выразительный, как раз про разбойника, и этот ексапостиларий не случайно здесь оказывается, потому что только что читали Евангелие о разбойниках. Десятое и одиннадцатое Евангелия [повествуют] про положение Христа во гроб, и наконец, последнее, двенадцатое Евангелие, как бы дополнительное, оно уже, можно сказать, “не страстное” о преставлении камня ко гробу, о том, как к камню приложили печать и поставили стражу. Вот таким образом проходит Служба 12-ти Евангелий. После первых пяти Евангелий поются антифоны, то есть песнопения шествия, затем начинается как бы утреня, то есть, 50-й псалом, прокимен, после восьмого Евангелия канон, после девятого стихиры и так далее. Последнее о чём я скажу, это тропари. Один тропарь поётся вначале этой службы, а другой в конце. Они совсем разные даже по настроению. Первый тропарь это “Егда славнии ученицы”, то есть тот же самый, который пелся накануне, то есть получается, что Великая пятница, начинается с событий Великого Четверга. То есть [происходит] то, что я и раньше отмечал: границы между днями как бы стираются, их уже не существует. А в конце поётся тропарь победного содержания и звучания: “Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею кровью”.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

«Тя хранителя стяжав спребытеля, собеседника, святый ангеле, соблюдающа, сопутствующа, спребывающа и спасительная предлагающа присно мне» (п. 5, тр. I). 229 Эта мысль о сотворении неба и земли имеет более распространенное выражение в молитве Ездры (Неем. 9,6): «И рече Ездра: Ты еси Сам Господь един, Ты сотворил еси небо и небо небес и вся вой их, землю и вся елика на ней суть, моря и вся яже в них, и Ты оживлявши вся, и вой небесные поклоняются Тебе». 230 Служба бесплотным силам, глас 2–й, канон, п. I, тр. I. 231 В пс. 77, 49 говорится даже: «послал на них пламень Своего, и негодование и ярость, и бедствие, посольство злых ангелов». Возможно понять это выражение и как относящееся к ангелам–вестникам гнева и наказаний Божиих, и как относящееся собственно к злым духам, которым было попущено проявить свое действие (напр., в искушении сатаною Иова) и тем явиться все–таки орудиями промыслительной силы Божией. 232 Эта общая мысль выражается в каноне бесплотным силам через сравнение ангелов с конями, узды которых держит в руках Своих воссевший на колесницу Господь во спасение мира. «Воссел еси на ангелы якоже на кони, человеколюбие, и приять рукою Твоею вожда их, и спасение бысть еждение Твое, верно Ти вопиющим: слава силе Твоей, Господи». (Гл. 8, п. 4, тр. 1). Это же сравнение применяется, как известно, и к апостолам. 233 Блаж. Августин учил, что мир создан единым актом, сразу, дни же творения соответствуют лишь выявлению в творении вложенных в него семян бытия. 234 Пс. 88, 12–13: Твои небеса и Твоя земля: вселенную и что ее наполняет Ты основал. 235 См. об этом «Купина Неопалимая». 236 Тожественная сила выражений «начало» и «премудрость» устанавливается книгой Притчей Сол. 8, 22 сл., где оба выражения устанавливаются именно в равнозначности своей. 237 Этому софиологическому значению пролога Иоаннова Евангелия не противоречит то особое христологическое, точнее, логологическое ударение, которое, соответственно задач евангелиста, делается им здесь на Второй Ипостаси. При этом выделяется нарочитая обращенность к миру именно этой космоурги–ческой Ипостаси: «вся тем (Словом) быша, и без него ничтоже бысть еже бысть» (хотя в слове быша можно уже уразумевать животворящее действие Духа Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

А Сионская гора от Египта 8 днищ со вьюки, а не скоро 6 днищ. И там близ горы Синайские стоит монастырь Екатерины Христовы мученицы, ограда каменная, есть с Китай град; а в нем 40 храмов, а в монастыре власть – архиепископ греческий. А на Синайскую гору до верху 14000 ступеней, а ступени вси каменныя до верху горы. А приходит трои врата железные, а у всяких врат дают с человека по 4 деньги. А на верху самом поставлен храм, а в нем служба повсядневная. А опричь тех ступеней инуды на гору взойти некуды. Да они же из монастыря кормят на всякой день арапов по 500 человек для того, чтобы не взяли монастыря и греков бы не побивали; а кормят вне града кашею пшенною с маслом з деревянным, а спускают по веревкам з горы до стены в кожаных скатертях. Да во Египте же, близ города, стоит гора велми велика и высока, выше града, над градом надвисла; как не осыплетца и не подавит тех безбожных турок! И я про ту гору роспрашивал, ради чего под такою страшною горою град поставлен? И они сказали: была де та гора от града за 12 верст и видети была из за великих гор от града. Слово о кузнеце, иже молитвою сотвори воздвигнутися горе и поврещися в Нил реку Во Александрии Египетстей бяше некто златокузнец, славен зело во всем граде том хитрости ради и рукоделия своего. К сему прииде жена некая и моляше его главную сотворити утварь на красоту своего телесе. Бывшу же совоспрошением беседы, и нача глаголати жена, еже ко любодеянию подобна, и блазняшеся златокузнец в помыслех на ню, яко бысть совоспрошению о гресе, и осязанию руками, и помизанию очима, и не подобный смех. Прежде даже не устремися ко греху, и помяну слово евангелское, в нем же месте глаголет: «Аще соблазняет тя рука твоя десная или нога, отсецы ю; или око, избоди е. Лутше бо ти есть клосну внити во царство небесное со единым оком, нежели, целы уды имущу, ввержену быти во езеро огненое». И воззрев на жену, и рече: «Мало ли отпусти, хощу бо сотворити повеленное нам». И ем нож свой, и удари в око свое десное, и рече: «Виждь, господи, яко сохранитель есмь твоих словес; да егда востребую помощи от тебе, не удалися от раба твоего!» И видев жена сотворенное ковачем, и отбежа со страхом, и отъиде в дом свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 342. Канон Ангелу хранителю. Нач. П с въспти спе своего раба сподоби. Тоже в печ. Псалтири. Л. 346 об. Правило ко св. причащению. Канон тот же, что и в печ. Но из молитв нет в общепринятых изданиях: 1-й, которая в 406 стоит на 13 месте, 2-й в 406 на 12 месте, и двух молитв Божией Матери. Одна нач. Препосас чресаа сво нечта. зрю браза прчты ти мтре. Другая: Прчта влчце бце. свте помрачены ми дша. Л. 358 об. Слу г нашему х... по вс дни. Канон сладчайшему Иисусу Феоктиста инока Студийская обители, блаженны и чтение из Апостола и Евангелия. Против 406 л. 320 об. здесь прибавлены стихиры на стиховне и хвалите. Л. 370 об. Служба воскресная 1-го гласа, с одним каноном из октоиха. Л. 386 об. Канон за упокой. Нач. Смртию смрти хв. и стртми стртемь. Л. 394. Тропари и кондаки дневные. Л. 396. Таблицы лунного течения – до 18-й, остальных недостаёт. В правописании часто пишется вм. . 408 (по преж. кат. 713). Псалтирь с возследованием, частью XV, частью XVI в., в 4 д., полууставом, 523 л. По листам, начиная с 9-го, идёт подстрочная подпись: лта зча лты с положи првщенныи митрополи т всеа ри в црко в чтны ризы прты бцы на свое митрополиче двор по свое кртово сщнойноке йсае по го саове дш йн ри з положескимъ сщникомъ й се лтыри не продати ни заложити . Начала недостаёт. На 1 листе оканчивается последование к причащению св. воды. За тем краткие отрывки, из Златоуста, о причащении св. тайн. Л. 3. Разные статьи и молитвы, предваряющие чтение Псалтири; о царе Давиде, об. чинъ аще кто хоще т пти 4 об. о пользе чтения Псалтири. 5. ставъ како глати во дни седмицы, об. – на похвалнои нели и на страстнои. Там же – как оканчивать чтение Псалтири. Л. 7. без заглавия. Устав всем хотящим держати Псалтирь. См. 406. л. 7. Но только начат. Л. 8. Псалтирь, с песнями библейскими. Текст её по 1–3. На конце л. 121 об. приписка: что значит анафема, проклятие и маранафа? Язык этой приписки нецерковный. Маранафа гь пришедыи. мовилъ же имъ аплъ р ч т тако. поне быча мдрыхъ люде. прекращати и превращати рчи. а коринфене тогы рыторе бывше мрьствовали чюдщес. и прще межи собою хв таинств. то аплъ вдавъ. въставилъ ймъ р ч т кра т к. внезап дик. что деи много дивщес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

21 февраля 2018 г. 17:56 Протодиакон Евангел Лу Яфу Протодиакон Евангел Лу Яфу  · (21.04.1927–05.03.2017) Пятого марта после продолжительной болезни на 90-м году жизни в Шанхае скончался старейший клирик Китайской Автономной Православной Церкви протодиакон Евангел Лу Яфу. Лу Яфу родился 21 апреля 1927 года в Пекине в семье полицейского. Родители проживали неподалеку от стен Северного подворья (Бэйгуань) Российской духовной миссии в Китае. В возрасте примерно семи лет мальчик был крещен по настоянию его матери, православной христианки Анисии Чан Дэшань. В китайско-русской начальной школе Бэйгуаня митрофорный протоиерей Михаил Ло Минчжи и русские монахини учили Евангела русскому языку, под руководством протодиакона Евмения Ин Хунфу он осваивал церковнославянский. Затем Лу Яфу продолжил обучение в вечерней школе католического университета Фужэнь в Пекине.  В 1950/1951 учебном году Евангел Лу в числе первых пятнадцати студентов окончил годичные курсы по подготовке священнослужителей, организованные Российской духовной миссией в Китае. На курсах изучались среди прочих предметов Священное Писание Ветхого и Нового Завета, богословие, церковное пение, церковнославянский и русский языки. Соучениками Евангела Лу были будущие видные клирики Китайской Православной Церкви, которым было суждено впоследствии пострадать в годы гонений. Отец Евангел был рукоположен в сан диакона в июне 1950 года начальником XX Российской духовной миссии в Китае архиепископом Пекинским и Китайским Виктором (Святиным; †1966) в крестовом Иннокентьевском храме начальников миссии. 26 сентября 1950 года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил епископа Тяньцзиньского Симеона (Ду; †1965) управлять Шанхайской епархией, и диакон Евангел последовал за владыкой в Шанхай. В 1951 году он был возведен в сан протодиакона. Священником отец Евангел стать не стремился, по присущей ему скромности считая себя недостойным нести пастырское служение. Его мать говорила ему: «Чем тяжелее крест на шее, тем тяжелее нести крест в жизни».

http://e-vestnik.ru/obituaries/protodiak...

В ноябре 1956 года Священный Синод Московского Патриархата даровал автономию Китайской Православной Церкви. Начиная с этого времени отец Евангел представлял епископа Шанхайского Симеона в Народном политическом консультативном совете Шанхая, участвовал в различных официальных мероприятиях. Протодиакон Евангел служил в кафедральном соборе Шанхая в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Но вскоре после кончины епископа Симеона в 1965 году все шанхайские храмы были закрыты. Наступало десятилетие «великой пролетарской культурной революции». Китайская Православная Церковь переживала суровые испытания. Религиозная жизнь в стране была фактически поставлена вне закона. Православные храмы были закрыты, значительная часть из них — разрушена. Лу Яфу был направлен на работу в городское управление по делам недвижимости, где трудился до пенсии. Однако и в этих стесненных обстоятельствах отец Евангел хранил в сердце огонь веры, совершал молитвы на дому, старался поддерживать общение с остававшимися в живых собратьями-священнослужителями, не теряя надежды на милость Божию и ожидая будущих изменений в стране. В период «политики реформ и открытости» Дэн Сяопина удалось добиться возобновления богослужений в Покровском храме Харбина. С 1986 года до своей смерти в 2000 году их совершал священник Григорий Чжу Шипу. Позднее при участии местных властей удалось воссоздать три храма в районах проживания русского этнического меньшинства: Синьцзяне и Внутренней Монголии. Но своих священников у этих общин нет до сих пор. В 2005 году для духовного окормления российских соотечественников в Шанхай прибыл клирик Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Киселевич. Он начал совершать богослужения на территории Генерального консульства России, а в праздничные дни, по согласованию с городскими властями, в арендуемом для богослужений Никольском храме, построенном в 1935 году русскими беженцами в память об императоре-исповеднике Николае II. 15 июня 2008 года, на праздник Пятидесятницы, протодиакон Евангел вместе с проживавшим в Шанхае священником Михаилом Ван Цюаньшэном († 2015) впервые смог принять участие в Божественной литургии в Российском генеральном консульстве. В этот праздничный день отцу протодиакону была вручена медаль преподобного Сергия Радонежского (I степени), которой его удостоил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С этого времени отец Евангел, когда позволяло здоровье, принимал участие в богослужениях, совершаемых протоиереем Алексием Киселевичем в Шанхае, приобщался святых Христовых таин.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protodiak...

Пр. Елладия , почивающего в затворе. (Служба ему обща). Пр. Иеремии прозорливого, почивющего в затворе. (окт. 5. Служба с Дамианом). Преподобномуч. Моисея угрина. (июля 26. Служба с полиелеем). Пр. Иоанна многострадального. (июля 26. Служба с полиелеем). Пр. Марка гробокопателя. (дек. 29. Служба с Феофилом). Пр. Николы святоши, князя черниговского. (окт. 14. Служба с полиеелем). Пр. Григория чудотворца. (янв. 8. Служба с полиелем). Пр. Онисима , почивающего в затворе. (Служба ему обща). Пр. Матфея прозорливого, почивающего в затворе. (окт. 5. Служба ему с Дамианом). Пр. Исаии чудотворца. (мая 15. Служба обща). Пр. Авраамия трудолюбивого. Служба ему обща. Пр. Нифонта , еп. новгородского. (апр. 8. Служба ему со славословием). Пр. Силвестра . (янв. 1. Служба обща). Пр. Пимена постника. (авг. 27. Служба ему с Букшею). Пр. Онуфрия молчаливого. (июля 21. Служба обща). Пр. Анатолия . (июля 3. Служба обща). Пр. Алипия иконописца. (авг. 17. Служба ему со славословием). Пр. Сисоя , почивающего в затворе. (Служба обща). Пр. Феофила , почивающего в затворе. (Служба обща). Пр. Арефы , почивающего в затворе. (окт. 24. Служба ему обща). Пр. Спиридона просфорника. (окт. 31. Служба ему обща). Пр. Онисифора исповедника. (нояб. 9. Служба ему обща). Пр. Симона , еп. суждальского. (мая 10. Служба с полиелеем). Пр. Никона , игумена печерского. (марта 23. Служба обща). Пр. Феофана постника. (окт. 11. Служба обща). Пр. Макария . (января 19. Служба обща). Преподобномуч. Анастасия диакона. (янв. 22. Служба обща). Святых дванадесяти мастеров зодчих церкви печерской, почивающих вкупе. Пр. Аврамия , почивающего в затворе. (Служба ему обща). Пр. Исаакия , подвизавшегося в затворе. (февр. 14. Служба с полиелеем). Пр. Илии муромца. (дек. 19. Служба ему обща). Св. муч. Иоанна младенца. (Служба обща). Пр. Никона сухого.(дек. 11. Служба с октонхом). Пр. Ефрема , еп. переяславского. (января 28. Служба с полиелеем). Пр. Тита иеромонаха. (февр.27. Служба обща). Всех преподобных отец в пещере пр. Антония нетленными мощами почивающих числом 73, в том числе 9 в затворе. Тех святых отец, которые имеют нарочитую церковную службу, числом 27, которым же показана обща служба, тех числом 33. Святой же Иулиании деве и двенадесятим зодчим церкви печерской служба непоказана. Святые показаны выше по порядку от входа в ближнюю пещеру до выхода. Память их общая празднуется еще во вторую неделю великого поста вместе с преподобными дальния, Феодосиевой пещеры. (См. 28 авг.). Общий канон святым ближней пещеры написан в конце в. В антониевой пещере во время Кальнофойского (1638 г.) открыто почивали еще мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010