(Владим. еп.), постригся там в схиму и жил в непрестанном безмолвии. Скончался он в XIV в. (в 1373 г.). В описи Евфимиева монастыря ему есть особая служба вместе со св. Феодором. Мощи его были перенесены в Суздаль и ныне почивают открыто в Суздальском соборе. 16 . Е. Св. муч. сотника, иже при кресте Господни. Из селения Ардалес, в Каппадокии, присутствуя на страже при распятии Господа и будучи свидетелем Его страданий и смерти и «видя тварь изменяющуюся», «небо тмою многою омрачаемо и землю трясущуся, и камение расседающася, храма же катапетасму (завесу) раздирающуся на двое», присутствуя и при воскресении Господа, – Лонгин оставил поклонение «мертвым кумирам», уверовал в Иисуса Христа и, возвратившись на родину, начал там проповедовать Евангелие, за это воины, посланные по проискам иудеев Пилатом, обезглавили св. Лонгина. Честная глава св. мученика принесена воинами в Иерусалим и за стенами этого города была брошена иудеями без погребения. Впоследствии честная глава, прославленная чудом, была обретена одной ослепшей женщиной, которая при этом получила исцеление. Честная рука св. Лонгина находится ныне в Ватиканском соборе св. ап. Петра (в Риме). Со св. Лонгином пострадали два другие воина, также уверовавшие во Христа, стоя при кресте Его. Кондак, гл. 4. Весело возрадовася Церковь , в памяти днесь приснопамятнаго страдальца Логгина, взывающи: Ты моя держава Христе и утверждение. Ап.( см. 3 янв. Ев. Мф.27:33–54; 113 зач.). См. 3 июля. 17 . Д. Св. пророка Первый из 12-ти меньших пророков (см. 3 янв.), он происходил из колена Иссахарова и пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, царях Иудейских, и Иеровоаме ΙΙ, царе Израильском. Прор. Осия первый записал свои пророчества и тем подал пример позднейшим пророкам. Прозревая «будущая яко настоящая», он предсказал о распространении истинного богопознания по всей земле, прекращении Ааронова священства и ветхозаветных жертв и о возвращении из Египта Младенца Иисуса. Скончался он в глубокой старости, за 820 лет до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Литургия в Пушкине. Чтение 12-ти Евангелий в Пушкине. Беседа: 4 столпа жизни православного подвижника: 1. вера, 2. любовь, 3. отдание себя в волю Божию, 4. смирение. NB! Будущее в руках Божиих, прошедшее – в Книге жизни, настоящее – в наших руках, т. е. творение жизни возможно лишь стоя во Христе, – тем величественнее наша духовная свобода и ведение судеб Божиих, т. е. судеб мира. Пределы духовной свободы – это пределы Вселенной. Идея романа: искра подвижничества высекается от столкновения воли Божией и хотения человеческого; советы и оправдания греха; свобода и рабство миропорядка. 3 плана, круга: вселенский, исторический, бытийный. 10 апреля 1988 г. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Моя третья Пасха. Литургия в Пушкине. Отдохнул в алтаре. И в 6 ч. еще одна литургия. Время – мистическая сущность. Спрашиваю себя: был пост или не был? Служба была или нет? Так придется когда-нибудь спросить и о своей жизни. Что же реально существует? Душа. Очищенная от греха или еще замаранная им. «Ликуй ныне и веселися, Сионе…» – именно ликуй! Это состояние духа, а не временное. … Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог(Евр. 3, 4). 10 июня 1988 г. «Добродетель мы должны почитать не ради других, но ради ее самой». Свт. И. Златоуст Почему мы должны быть добродетельны? Почему мы должны творить добро? Отвечают: потому что это радость для людей; потому что «добро побеждает зло», а значит, лучше быть на стороне сильного; потому что добро – это хорошо, а зло – плохо и т. д. То есть добродетель утверждается логикой, умонастроением. Это приемлемо как первая ступень на лестнице восхождения к добру. Это приемлемо для младенцев, не имеющих чувства навыка в различении добра и зла. Это молоко, а не твердая пища. Если только на этом будет зиждиться понятие добра, то оно зыбко, а во многих случаях – мертво. В нем говорит ум, а сердце молчит. Нужно сердцем ощущать вкус добродетели, ее сладость. Тогда доказательство необходимости добра будет находиться в самом добре. Тогда не надо и доказательств. Я делаю добро и через это убеждаюсь, что следую истине. Я творю добро, потому что это добро. Я люблю добро, и я понимаю, что надо творить добро, – не однозначные выражения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Началась обедня. Великолепная служба, в которой слилась торжественность архиерейского богослужения, значительность того, что происходило, и удивительное пение 120 человек Петербургского и Тамбовского хоров. Вот малый вход, и весь многочисленный собор служащих (архимандритов и священников было, кажется, 12 пар) запел громкое и властное: «Приидите, поклонимся». Вот митрополит Антоний осеняет народ на четыре стороны пылающими дикирием и трикирием; вот при пении могучем, стихийном, как широкоразлившееся половодье, слов: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти», – шествие тронулось вперед. Я не ожидал, забыл о том, что должно было произойти затем, и потому оно произвело на меня тем сильнейшее впечатление… Шествие окружило катафалк с гробом, архимандриты со священниками подняли гроб и понесли его вслед Евангелию в алтарь. И при раскатах заполнявшего весь храм, рвавшегося наружу пения, сознательной, могучей, спокойной, в своем одушевлении, мольбы и вместе прославления Царя Царей, – при раскатах этого пения старец Серафим вновь входил во «святая святых» земного храма – он, так давно дерзновенно стоящий близко-близко к великому Престолу. Есть события, которые могут захватить скептика, тронуть до слез человека самого хладнокровного, сдержанного. Было что-то неотразимо-действующее и в этой минуте, когда от средины собора старец Серафим в своем гробе медленно приближался к алтарю. Вот вошел среди роя золотых риз под золотыми шапками, вот обходит медленно-медленно вокруг престола, а мощное «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен» – продолжает колыхаться в воздухе, несется в высокий купол, наполняет все углы храма и каждое бьющееся сердце. Вот, опять в Царских дверях показывается гроб и медленно сходит с солеи, а собор по-прежнему звучит словами «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Тя». Вот гроб мимо нас проносят к раке. Среди склоняющихся пред святыней голов я вижу руку, которая быстро протягивает к гробу платок и вытирает им нижнюю доску гроба. Гроб подносят к раке и с некоторым усилием вкладывают его в раку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О, преславнаго упования твоего, отче Петре,/ты бо, приемь шлем спасения,/на камени веры утвердился еси/и ревности начало положил еси/проповеди дерзновенныя/и исповедания неуклоннаго./Темже восхвалим сице уповавшаго,/прославим спасение Обетовавшаго/и воспоим в скорбех Утешающую. О, пламенныя любве твоея, отче Петре,/яже долготерпит и милосердствует,/не ищет своих си и не мыслит зла,/всему веру емлет/вся уповает, вся терпит/и николиже отпадает./Темже восхвалим сице возлюбившаго,/прославим Спасителя, нас искупившаго/и воспоим Богоматерь, Того родившую. О, дивнаго подвига твоего, отче Петре,/поем бо твою крепость, воспеваем терпение,/славим смирение, славословим кротость,/превозносим мудрость, благословим упование,/почитаем любовь, величаем веру,/покланяемся страданием, ублажаем кончину,/почитаем труды, прославляем предстательство,/хваляще Господа Бога/и воспевающе Пречистую Богородицу. Слава, глас 6. Подобен: Т ридневен: Преславное днесь созерцайте чудо,/ума превышшее и словесы неизъяснимое,/дивный бо святитель, доблий мученик,/милостивый отец, добрый пастырь,/благословенный проповедник, богоизбранный архиерей,/богоглаголивый учитель, богодухновенный наставник,/доблественный страдалец, воин Христов непобедимый,/святый священномученик Петр днесь в храме своем нам является. И ныне, глас и подобен тойже: Тридневно предпразднуем Ти,/Богородице Марие,/ведуще, яко на всякий день/помогаеши призывающим Тя./Темже покланяемся Рождеству Твоему,/не лиши нас и Небеснаго Твоего покрова. На Литургии Блаженна от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Римляном, зачало 99 (8, 28–39). Аллилуиа, глас 2: С вященницы Твои облекутся в правду/и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Б ог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Евангелие от Луки, зачало 106, (21, 12–19). Конец: В терпении вашем стяжите души ваша. Причастен: В память вечную будет праведник: Молитва О, святый священномучениче Петре, святителю славный земли Русския, архиерейство, яко чашу смертную, приемый и престол патриарший добре соблюдый, верою вся претерпевый и смирением благодать велию стяжавый!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потому Петр от камня, а не камень от Петра; равно как и Христос не от христианина, но христианин от Христа получил имя“ (sermo LXXVI in Math. с. 14; сн. serm in die Pentecostes). Тоже самое объяснение бл. Августин повторил в Retractiones (lib. I, с 21), в которой исправлял или замечал погрешности своих многочисленных сочинений. Самого Иисуса Христа под камнем разумел блаж. Иероним (на Μф. VII, 26 и XVI, 18 – XVI ч. его твор. в рус. пер.), блаж. Феодорит (на 1Кор. 3 гл) и др. 804 Такое понимание высказывали Тертуллиан (De praescript. haerer с. 21. 22. 36; Monog. с. S; De pudic. с. 21), Киприан (О единстве церкви, – II ч 179 стр в рус. пер.: пис. 57, к Януар. о крещ. ерет; пис. 58, к Квинту; пис. 60, к Юбаяну), Фирмиллиан кесар. (в пис. к св. Киприану), Ориген (на Ucx. V бес.; на Mamф. XVI гл.; сн. Евеев. Ц. ист. VI 25). Ориген при этом сильно настаивал, что «камень есть всякий последователь Христов”, подобный по твердости веры ап. Петру (на Eфec. V гл). Сюда же можно относить Григория Б. (сл. 32 – III ч. 149 стр. по изд. 1844 г.) и Василия В. (На Uc. II, 2 ; Прот. Евн. 2 кн. – III ч. 54 стр. по изд. 1891 г). Западным богословием для решения вопроса: кого или что именно нужно разуметь под камнем? – прибегнули и к такому своеобразному приему: постарались точно определить количество древних отцев и учителей церкви, державшихся того или другого мнения. По подсчету французского богослова Лонуа (Launoy) оказалось, что 44 под «камнем“ разумеют «веру в божество Христово”, какую только что исповедал Петр, или «лице Христа”, и только 17 относят это слово к лицу Петра (см. у Овербека. Бесспорные преимущества и пр. Хр. Чт. 1882 г. II т. 177 стр.). Таким образом, даже и современный западный способ решения вопросов по большинству голосов говорит против папизма. 805 В первый раз: γαπς Με πλεον τοτων, т. е. Любишь ли глубокою, вечною любовью и больше других апостолов; во второй просто: γαπς Με, и, наконец: φιλες Με – любишь ли хотя личною привязанностью, дружескою преданностью. 806 «Трижды отвергся еси Христа, темже вопрошением трикратны исцеляет твое согрешение, Петре преславне, и утверждение показует многих колеблющихся”, – говорится в наших ц -богослужебных книгах в согласии с древним отеческим преданием (Служба 16 Янв. кан. п VII, ст. 1) 807 Защитники папизма иногда указывают еще на то, что в евангелиях ап. Петр называется первым, напр., в словах св. Матфея: первый Симон называемый Петром (10:2) У св. Марка (3:16) и Луки (6:14) при исчислении имен 12-ти апостолов первым поставлен ап Петр, а ев. Иоанн указывает, что Иисус Христос при первом взгляде на Симона дал ему имя Кифа (1:42) Но первенство само по себе не есть власть и не есть преимущество, соединенное с каким-либо особым правом, – как первенство в семье сына не дает ему каких-либо особых преимуществ пред следующими за ним братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Слова: клеврет ти есмь, убеждают, что служба для спасения людей одинакова и Ангелов и святых Божиих человеков. И потому если она считается равною, когда сии последние находятся еще в теле смертном, то может ли она не быть такою же в блаженном их состоянии, которое есть продолжение святых мыслей, чувств и деятельности здешнего мира, только несравнимо более чистых, светлых, усовершенствованных и освященных? XXII. Новое видение Господа Иисуса Христа, как Победителя В Апокалипсисе – этой сокровищнице тайн Божиих находится пять явлений Господа нашего Иисуса Христа. В первом Он виден был, как небесный первосвященник, Глава и Пастыреначальник всех, кому Он вверял управлять Церковью Своей и пасти стадо носящих священное Его имя (1:12–20). Второе изображало Его в виде Агнца, как бы закланного, то есть, как Искупителя людей, Который восприемлет от Отца Своего небесного власть над всем миром и живущими в нем (5:6–14). В третьем Он показался Иоанну под тем же иносказательным видом Агнца, стоящим на Сионе, посреди многочисленных девственников, избраннейших святых людей, проведших жизнь чистейшую и непорочную, будучи Сам, во время Своего пребывания на земле, образцом высочайшей чистоты и непорочности, и следовательно как Бого-человек, Святый святых, приемлющий в царство Свое тех, которые подражали Ему в чистоте и непорочности (14:1–5). В четвертом явлении Иоанн увидел Господа Иисуса Христа на светлом облаке, увенчанного многими золотыми венцами, с серпом в руке в ознаменование того, что Он верховный Повелитель, владычествующий над судьбою всех народов и царств так же, как и над судьбою каждого человека. По Его воле люди, народы и царства возрастают и возвышаются, равно по той же святой воле за грехи и беззакония приходят в расстройство, падают и гибнут – вот как бы и брошен на них небесный сокрушительный серп (14:14–16). Наконец пятое явление Господа Иисуса Иисуса Христа в воинственном виде, как победителя и Царя царей, составляет предмет настоящего созерцания. И видех небо отверзсто, и се конь бел, и седяй на нем, верен и истинен, и правосудный и воинственный (19 ст. 11). Замечено нами, что конь означает войну, а конь белый победу. Сидящий на коне не назван никаким именем, а сказаны только отличительные Его свойства: Он верен, истинен, правосуден и воинственен. Довольно для нас этих очертаний, чтобы понять, кто этот победоносный Всадник; это – Господь наш Иисус Христос. В ближайшем смысле Он один только истинен и верен, потому что Он есть высочайшая истина ( Ин.14:6 ), – верен в обещаниях, и точен в исполнении. Он один правосуден без всякого лицеприятия, по словам вечные Его истины: суд Мой праведен есть (там. 5:30). Он кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ), но воинственен против нарушителей Его законов и злоупотребителей благости Его и милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Такое чтение акафистов можно слышать в определенные дни недели в лаврах и больших монастырях. Был третий час ночи, когда мы возвратились в гостиницу. Масса сильных и разнообразных впечатлений, испытанных за минувший день, отгоняла сон, а заснуть хотелось поскорее, так как назавтра ожидались новые и, быть может, еще более сильные и глубокие впечатления. Утром 19 числа (в субботу) во всех монастырских церквах отслужены ранние обедни, за которыми было множество причастников. К монастырским воротам придвинулась масса богомольцев, с трудом сдерживаемая полицией. В ограду монастырскую возможно было пустить только малую часть ее. Высокоторжественно было служение в этот день поздней литургии, благовест к которой раздался ровно в 8 часов. В четверть девятого, в предшествии певчих и иподиаконов, вошел в храм митрополит. Вскоре за сим прибыли Государь, Государыни и все бывшие в Сарове Члены Царской Семьи. Литургию, вместе с митрополитом Антонием, служили архиепископ Димитрий и епископы Назарий и Иннокентий. На всех участвовавших в служении литургии было то же облачение, что и вчера за всенощной, получившее название «серафимовского» (на нем, как было сказано, по золотому фону вытканы серебром изображения серафимов). Собор был полон молящихся. Тут были министры, свита, губернские власти, земские начальники. Достаточное место отведено было и для народа. Из допущенных в церковь больных иные сидели, другие лежали около стен. Богослужение шло обычным порядком до малого входа с Евангелием. Когда же запели «приидите, поклонимся...» и митрополит осенил на четыре стороны предстоящих трикирием и дикирием, архимандриты подошли к гробу-колоде, вынули из него кипарисовый гроб со святыми мощами и, при пении: «во святых дивен сый, поющия Ти», понесли его в алтарь. Умилительно-торжественна была эта минута. Вся церковь опустилась на колени и не поднималась с них, пока гроб обносили вокруг престола и потом принесли к стоящей под сенью каменной (мраморной) раке. Диаконы сначала опустили в раку наружный дубовый гроб. Митрополит, архиереи и архимандриты в этот гроб опустили гроб с мощами. Как накануне во время крестного хода с мощами, так и ныне при несении мощей по храму, было несколько поразительных случаев исцеления. Накануне, например, крестьянская девица Астраханской губернии и уезда, села Промысловки, Вера Чернышева, 29 лет, находившаяся 5 лет в параличном состоянии, со сведенными ногами, сама встала и начала ходить без посторонней помощи. Ныне исцелилась подверженная каталепсии 12-летняя дочь московского купца Масленникова, два уже года ни слова не говорившая. Медицинские средства, в данном случае дорого оплаченные, никакой помощи больной не оказывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Но бывали случаи, когда служба 12-ти тропарей соединялась не с часами, а с вечерней и утреней, входя почти целиком в их состав. Это обстоятельство отразилось и на современной практике, которая включает в состав антифонов св. страстей пять часовых тропарей из числа 12-ти и один богородичен, по смыслу своему мало подходящие ко времени последования св. страстей и говорящие о священных событиях вечера в. пятницы (см., напр., антифон 12: «Днесь церковная завеса», «Сия глаголет Господь иудеом», «Законоположницы израилевы»; антифон 15: «Днесь висит на древе»). Древние памятники указывают гораздо больше точек соприкосновения между утреней и вечерней – с одной стороны, и царскими часами – с другой. Припомним только предписание Евергетидского Типикона о распределении тропарей и чтений царских часов Рождества и Богоявления между вечерней и утреней, если навечерие случалось в субботу или воскресение и служба часов отменялась (см. выше, гл. 6, часть 3 «Песенный чин»). Подобным же образом некоторые другие памятники указывают петь на утрене и на вечерне в. пятка стихиры из числа 12-ти тропарей. На вечерне в этих случаях обычно приводится 8 часовых тропарей: 2, 4, 5, 6, 8 или 9, 10, 11 и 12 376 , а на утрене встречаются иногда и все 12 тропарей; при этом в Барбериновской Триоди 484 они распределяются между антифонными (пять), хвалитными и стиховными (семь) песнопениями утрени, а в Синайской Триоди 736 все отнесены к хвалитным утренним стихирам 377 . – Напротив, в Орб. и Хлуд. Триодях относятся к часам тропари 8-го антифона св. страстей: «Рцыте беззаконнии» и «Да распнется»; а богородичен этого антифона («Яко не имамы дерзновения») – часовой по преимуществу. Кроме того, в составе часов в. пятницы и четверга можно находить все седальны службы св. страстей, за исключением первого, а также тропарь «Егда славнии» 378 . Наконец, из числа 12-ти евангелий св. страстей пять или даже шесть (с 5-го по 9-е, а иногда и 12-е) входят в состав евангельских чтений на часах. Если к этому прибавить еще «блаженны», исполнение которых положено и на страстях, и на изобразительных, примыкающих к часам, то окажется, что едва ли не половина состава службы св. страстей повторяется на часах. Совпадение в данном случае объясняется тем, что обе службы широко воспользовались содержанием чина 12-ти тропарей, который, утратив свою самостоятельность, присоединялся то к утрене, то к часам, и таким образом устанавливал между ними общую связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В этом отношении прежде всего останавливают на себе внимание Типографские рукописи 138/255 (Триодь XI–XII в.) и 147/305 (Стихирарь XII в.). Часы великой пятницы имеют здесь надписание: «слоуж(ба) двоюнадесяте треп(арю), поющихся в великыи пяток на часех, – творение Софрония архиепископа». Порядок службы обычный; но состав ее имеет особенности. Прежде всего указываются иные псалмы 360 ; за ними идут отдельные тропари со стихами и – богородичны. На 1-м часе тропарь обычный; стихи те же, что и в Типогр. 137; на Слава и ныне – богородичен: «Иже твое застоупление приобретше». На 3-м часе положен тропарь, названный в Типогр. 137 «седальным» («На купарисе»); стихи: «Пригвоздиша роуце» ( Пс. 27:17 ) и «Разделиша ризы» ( Пс. 27:19 ); Слава и ныне: «Жзл силы стяжавше». На 6-м часе указан нынешний тропарь 3-го часа («Господи, осудиша Тя»); стихи: «Спаси мя, Боже; яко внидоша воды» ( Пс. 68:2 ) и «Поношение причая (чаяше?) душа» ( Пс. 68:21 ); богородичен: «Нарекыи благословеноую Матер». На 9-м часе тропарь обычный («Видя разбойник»); стихи: «Уподобихся нисходящим» ( Пс. 87:5 ) и «Положиша мя в рове» ( Пс. 87:7 ): богородичен: «Агньца и пастыря и спаса миру». После богородичных поются «тропари страстей», с двумя стихами каждый. Тропари – обычные и расположены по три на каждом часе в обычном порядке; лишь 11-й и 12-й переставлены один на место другого. Стихи частью обычные, но большею частью те же, что и в Святогробском Типиконе 1122 года. Прокимны и стихи на 1-м и 3-м часе – обычные, на 6-м – нынешние припевы к тропарям ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м – прокимен: Разделиша ризы (обычный припев), а стих: Видящии мя вон бежаша ( Пс. 30:12 ). Чтения все – обычные; но евангелия, по большей части, короче нынешних. После евангелия – Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40, – «и так кончат вся часы». В конце 9-го часа – «Святый Боже, и блаженная, и Господи помилуй 30, и отпоущение» 361 . Рассматриваемая «служба 12-ти тропарей» занимает совершенно самостоятельное положение в отношении часов. Взаимоотношение их, по смыслу надписания, выражается лишь в том, что «служба 12-ти тропарей» исполняется «на часех» (при чем почти всецело покрывает их).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010