Утром совершили короткую прогулку. Имел доклад Муравьева. Ездили к обедне и завтракали одни. Принимал до 3 час. Во время прогулки ковырял лопатой в разных местах, в особенности на Детском острове. После чаю, а также вечером много пришлось читать по иностранным делам; кончил длиннейший доклад по Военному Мин. 30-го марта. Четверг. День стоял отвратительный, шел мокрый снег. Утром погуляли недолго. Перед обедней принял Дурново. Завтракали Ксения и Сандро (деж.). В 2 ч. принял Воронцова. Поехали на Александровскую ст., куда в 4 1/2 подошел поезд дорогой Мама ; вместе доехали до Петербурга. Слава Богу, она видимо поправилась и как будто пополнела. Разбирался и занимался делами — очень хлопотливы последние предпраздничные дни! В 7 ч. пошли к 12-ти Евангелиям, кот. Аликс к счастью хорошо выдержала. После обеда читал по-прежнему. 31-го марта. Пятница. Утром погуляли в саду, кот. теперь нам кажется узкою клеткою после приволья в Царском. Имел доклад Витте. В 12 час. был вынос плащаницы; д. Алексей завтракал после службы. Работал в саду из-за моциона; до этого принял Хилкова с коротким докладом. После чаю занимался. В 7 ч. была служба, к кот. Аликс не пошла. Обедали вчетвером с Мишей. Вечером читал. 1-го апреля. Суббота. Ночью порядочно морозило, но день был солнечный. Давно не чувствовал себя таким свободным, потому что докладов не принимал, а читать к счастью ничего не прислали. В 11 1/2 пошли к обедне. Завтракала Melle de l’Escaille. Поехали поздравить Сандро с днем его рождения и посидели у Ксении. Вернувшись домой, пошел гулять. Аликс занялась краскою яиц с Мишою и Ольгою. Обедали в 8 ч. Вечером обоюдные подарки и разные сюрпризы в яйцах. В 11.50 пошли к заутрене, в первый раз в нашу домашнюю церковь. 2-го апреля. Воскресенье. Служба окончилась в 1 3/4. у Мама: Аликс, Ксения, Сандро и д. Алексей. Спали до 9 ч. Разбирал яйца — хлопотливая и скучная трата времени. В 12 час. началось христосование — Аликс раздавала яйца. Завтракали: д. Владимир и т. Михень с детьми и Георгий (деж.). Поехали по всему семейству с визитами. День стоял ясный, холодный. Пили чай у себя — бедная Аликс устала и к вечерне не пошла. Обедали в 8 ч. По обыкновению читал.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В силу этого, в воскресный день здесь не увидишь пьянства и разгула, какие весьма обычны у нас. Воскресное богослужение в про- —523— тестантских церквах обычно бывает два раза в день: в 10-ть часов утра и в 6-ть часов вечера; причём в церквах от 3 до 5-ти часов обыкновенно бывают ещё занятия с детьми и взрослыми, т. е. воскресная школа. Богослужение посещается очень усердно, если не придёшь в церковь за полчаса ранее, то уже не найдёшь места. Служба начинается звуками органа под общее пение псалмов и молитв, затем идёт чтение из св. Писания (из Апостола или из Ветхого Завета и Евангелия), после этого проповедь и новое пение под звуки органа, молитва Господня, преподание мира всем, осенение знамением креста рукой пастора и пение заключительных молитв. Вечернее богослужение часто бывает даже лучше, чем дневное: оно сопровождается лучшей музыкой и проповедью и приносит человеку высокое эстетическое наслаждение. Но богослужение не ограничивается церквами: оно бывает также в многочисленных религиозных собраниях Берлина, где оно носит или своеобразный отпечаток, как в „Brüdergemeinde“, „Apostolischen Gemeinde“, в котором по образцу 12-ти апостолов И. Христа, учреждены также 12-ть апостолов, носящих очень оригинальную белую одежду, „Chrictus Gemeinde“, „Iesus Gemeinde“, или принимает характер свободных рассуждений о религии, как в „Versammlungslokal der Freireligiösen Gemeinde“ и т. д. Внутренний вид протестантской церкви далеко не так благолепен, как православного храма. Голые стены, изредка украшенные двумя–тремя евангельскими текстами, кафедра для проповедника, несколько возвышенная алтарная абсида без всякого иконостаса лишь с изображением Спасителя, Божией Матери и ангелов, и небольшой столик. Насколько проста внутренность церкви, настолько же прост и костюм пастора: чёрная мантия, похожая на нашу ряску – лишь без широких рукавов – со складками спереди, белый воротничок и четырехугольная, низкая, чёрная шапочка, т. е. точно такой же костюм, какой у немецких юристов, судей и адвокатов, при исполнении ими судебных обязанностей 809 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т.3. С.103–109. [Далее: Польское К., свящ. Апостолы.] 111 В гимнографии эта идея выражается образами Солнца (Христа) и лучей (апостолов), от Него исходящих: «Лучу яко Солнце Правды испусти тя Христос, просветити всю землю, апостоле славный» (Минея Общая. Служба апостолу. Седален во 2-й кафисме), «Яко лучи блистающими зарями духовными, в мир послани бысте» (Минея Общая, служба апостолам, стихира на Господи, воззвах). 138 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Деяния святых апостолов с толкованием текста. – М.: Новая книга; Ковчег, 1998. С.64. [Далее: Феофилакт, блж. Деяния святых апостолов...]. 151 Вопрос об авторстве послания Иакова достаточно сложен. Есть мнение, что оно написано не апостолом из 12-ти Иаковом Алфеевым, а Иаковом Праведным, Братом Господним, первым епископом Иерусалима. 161 Феофан Затворит, свт . Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам. – Репр. воспр. изд. 1892 г. (М.). – М.: Паломник; Правило веры, 1998. С.327. [Далее: Феофан Затворник , свт. Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам.] 165 Например, ап. Павел о своей борьбе «со страстью и похотью тела» пишет: «...усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Писали апостолы и о брани с лукавыми духами: «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ); «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). 171 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Святое Евангелие от Луки с толкованием. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. С.115. 175 Сведения о св.ап. Петре взяты из: Аверкий (Таушев) , архиеп. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Иэд-во ПСТБИ, 1999. С.77–78 [Далее: Аверкий (Таушев) , архиеп. Апостол.]; Никифор, архим. Библейская энциклопедия: В 2 т. – М., 1892. Т.2. С.69–70. [Далее: Никифор, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чтение 12-ти Страстных Евангелий Это чтение составлено из всех четырех Евангелистов. Песнопения 15-ти антифонов в промежутках между чтениями лишь дополняют и поясняют течение Евангельских событий. Вся служба кроме Евангельских чтений поется в знак великого духовного торжества. Евангельские чтения выбраны так, чтобы осветить страдания Спасителя с разных сторон, представить их последовательные этапы. Прежде чем показать Христа окровавленного, нагого, распятого и погребаемого, святая Церковь являет нам образ Богочеловека во всем Его величии и красоте. Верующие должны знать, Кто приносится в жертву, Кто будет терпеть “оплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть”: Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем… (Ин 13:31). Чтобы постигнуть глубину уничижения Христа, нужно понять, насколько это возможно для человека смертного, Его высоту и Его Божество. Первое Евангелие Святых Страстей есть поэтому как бы словесная икона Бога Слова, возлежащего на “Пасхе распятия” и готового на смерть. Видя безмерное уничижение своего Господа и Спасителя, Церковь вместе с тем зрит и славу Его. Уже первое Евангелие начинается словами Спасителя о Его прославлении: Ныне про­славился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Эта слава, как некое световидное облако, окутывает ныне стоящий пред нами возвышенный Крест. Как некогда гору Синай и древнюю скинию, окружает она и Голгофу. И чем сильнее та скорбь, о которой повествует Евангель­ский рассказ, тем сильнее звучит прославление Христа в песнопениях. Сущность Бога есть любовь, поэтому она прославляется даже в страданиях Спасителя. Слава любви есть ее жертвенность. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Христос кладет Свою душу за друзей Своих и именует их: Вы друзья Мои (Ин 15:14). Господь принес людям полноту знания. Обитающая в Нем телесно полнота Божества через единение любящих в Нем раскрывает знание о самом важном и ценном — о Боге. Любящие друг друга во Христе получают откровение о сущности Божией. Ибо, пребывая во Христовой любви, они тем самым пребывают в триипостасном Божестве. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). Приходом же Отца ниспосылается Святой Дух, Который от Отца исходит и свидетельствует о Сыне (Ин 15:26).

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

Поспите, отдохните, чтобы эти ночи провести в молитве. Впереди три ночи бодрствования – Страстей, Погребения, Воскресения. Не перемолитесь! Чередуйте: труд – отдых. Чтобы радостно, легко, благодатно было, как во время чтения Великого покаянного канона («стояние Марии Египетской» совершали ночью). Готовьтесь к священному Таинству. Как приготовитесь, такая и благодать». 19 апреля/2 мая 2002 г. Великий Четверток. Утром правило, акафист ко причащению, литургия. Пели «Вечери Твоея тайныя». Все в храме причащались, чувствовалось единение всей Церкви. После трапезы был отдых. В 14 часов начался чин омовения ног возле Святых врат перед Васильевским храмом. Омовение совершал батюшка Зосима, Евангелие читал иеродиакон Феодосий. В чине участвовали игумены Савва и Хрисанф, иеросхимонах Лазарь, иеромонахи Лаврентий, Иона, Иов, Феофан, Никодим, Спиридон, Никон, Фаддей, игумен Кукша. Слова апостола Петра читал игумен Савва. Батюшка уже не мог ходить, поэтому священников поочередно подводили к нему, и он омывал ноги. В 24 часа (с четверга на Великую Пятницу) в обители совершалась служба с чином чтения 12-ти страстных Евангелий. Половина Евангелий была прочитана в Свято-Васильевском храме, а затем с пением прокимна «Разделиша ризы Моя» молящиеся пошли крестным ходом в храм Всех русских святых. Шли все в тишине, неся зажженные свечи. Погода была безветренная, поэтому свечи не гасли. В начале шествия шли хоругвеносцы, затем певчие (они весь крестный ход пели прокимен), затем священники несли крест, а потом все молящиеся строем. Трудно описать чувство, тронувшее сердца людей. Каждый в меру своих возможностей прикоснулся к тайне Христовых страданий. Служба прошла молитвенно, очень торжественно. В Трапезном храме пропели светилен «Разбойника благоразумного» (пели по очереди сестры и братия). На «Хвалитных стихирах» так же чинно, как и шли, вернулись в Васильевский храм. Там прочитали последнее Евангелие и закончили службу к пяти часам утра. Батюшка произнес краткую проповедь: ... «Господь долготерпит. Нас давно растоптать пора за наше нечестие. Но Он ждет нашего покаяния. Как благоразумный разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем....» «Сегодня же будеши со Мною в рай.» Вот плод долготерпения Божия. И нам, Господи, дай терпения, когда изнемогать будем, помоги до конца все претерпеть и войти в Царствие Небесное!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 марта/7 апреля 1904. Великий четверток и праздник Благовещения. До 9-ти часов предпричастные молитвы; с 9-ти Литургия. Учащиеся и из города человек 40 приобщались. О. Василий Усуи из Одавара пишет, что у него в Церкви в воскресенье 50 человек было; это он находит утешительным; значит, христиане ободрились. Полиция хорошо оберегает Церковь ; да и губернатор провинции дал строгий наказ, чтоб христиан не беспокоили; в школах тоже учителя говорили речи учащимся, что дурно обращаться с христианскими учениками и ученицами нехорошо, чтоб вперед не делали этого. У о. Иоанна Катакура по Церквам все спокойно, нигде гонений на христиан нет, но и успеха проповеди нет. О. Игнатий Мукояма хочет перевести Давида Касе из Акуцу в Сукагава, а Фому Ооцуки из Сукагава в Акуцу, так как оба они на своих теперешних местах совершенно безуспешны, а Давида Касе христиане Акуцу не любят. Ладно! Но Давида Касе едва ли полюбят где-нибудь; а Фома Ооцуки едва ли где-нибудь перестанет лениться. Савва Ямазаки описывает посещение его Церкви в Наканиеда о. Иоанном Катакура, по болезни их собственного священника о. Петра Сасагава. 113 человек было исповедников и причастников. За Всенощной сегодня 12 Евангелий читали отцы Роман Циба, Семен Юкава и Феодор Мидзуно (о. Петр Кано отправился в Такасаки). Ирмосы: Трипеснец, «К тебе утренюю» так плохо переложены, и так дурно их пели, что на 3-х первых пениях всю душу вытянули; я не выдержал и пошел сказать, чтоб после конченного тянутия начального раза 8-й песни прямо читали 9-е Евангелие, что и сделали. Служба кончилась ровно в 9 часов, шла три часа; а если б пели все ирмосы, то протянулась бы еще полчаса. 26 марта/8 апреля 1904. Великая пятница. Достодолжно отправлены иереями все службы. О. Фома Маки описывает обзор своих Церквей на острове Сикоку. Христиане исповедались и приобщились Святых Тайн. У Фомы Такеока он крестил 8 возрастных и детей. В Икеда находит благоплодную почву, но делатель – Симеон Огава – совсем изленился: и раз в месяц не посещает этот город из Вакамаци, несмотря на то, что дорожные получает отсюда исправно. Петр Какехаси в Муя тоже всегда бесплоден, не иначе, как от лености. Пишет о. Фома, что журил своих катехизаторов за бездеятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Антония и остался в числе братии. Ни угрозы, ни ласки и просьбы отца, ни слезы матери и молодой жены – ничто не могло изменить его решения. За добродетельную жизнь он был поставлен от пр. Антония первым игуменом Печерской обители. При нем была испрошена у вел. князя земля над пещерами и здесь была построена первая наружная церковь для братии. Вскоре пр. Варлаам, по воле вел. князя Изяслава (во св. крещении Димитрия), устроившего обитель св. великомуч. Димитрия, принял (в 1057 г.) настоятельство над братией этой обители. Продолжая вести строгую подвижническую жизнь и ревностно заботясь о спасении руководимых им иноков, пр. Варлаам путешествовал ко святым местам в Иерусалим, а чрез несколько времени в Царьград. Возвращаясь из этого последнего путешествия, пр. Варлаам от изнурения не мог дойти до Киева, а дошел только «до града Володимера (на Волыни) и вниде в монастырь ту сущий близь, иже нарицают Святая Гора (см. Волын. еп.), и ту успе с миром о Господе, конец житию прият», около 1065 т., заповедав перенести тело свое в Киев. Это его завещание было исполнено, и его честные мощи доныне почивают в Антониевой пещере, «точащия источник чудес приснотекущий». Ему есть особая служба со всенощным бдением. См. 28 сент. См. 5 мар. Грузин. – Пр. отца Uлapioha чудотворца. Из рода Кахетинских князей Вачнадзевых, испрошенный у Бога молитвами своих родителей. Он воспитывался: в благочестии и уже отроком знал наизусть св. Евангелие. По влечению к иноческой жизни он 12-ти лет был пострижен в нарочито для него основанном монастыре в Кахетии, откуда, будучи 16-ти лет, удалился в Давидогареджийскую обитель (см. Груз. еп.), высек там в скале пещеру (существующую и доныне) и 10 лет провел здесь в строгих подвигах. Слух о его подвижничестве распространился по всей Грузии, и множество народа всякого звания приходило посмотреть на него и послушать его наставления. Доставленный пришедшим к нему однажды епископом Ниноцмидским в иерея, св. Иларион был избран братией обители в настоятели. За его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5-ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского , так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером. Июнь 24-го июня – Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. – Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это – великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без какихлибо особенностей. 29-го июня – Святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. – Этих двух апостолов св. Церковь особенно чтит и выделяет из ряда других – Петра, яко апостолов предначальника, то есть начавшего первым апостольское служение, Павла, яко паче инех потрудившася, более других потрудившегося для проповеди Евангелия. Оба этих великих апостола окончили свою жизнь в один день – 29 июня 67 года мученическою смертью в Риме при императоре Нероне: св. Петр был распят на кресте головою вниз, а св. Павел, как римский гражданин, был усечен мечем. По некоторым другим сказаниям, св. Павел был усечен через год после муч. конч. св. Петра, в тот же день, в 68 году. Это – великий праздник, который имеет один день попразднства. На следующий день 30 июня совершается вместе с тем и Собор 12-ти апостолов. К празднику свв. апостолов Петра и Павла верующие подготовляются особым постом, который называется Апостольским, или Петровым постом. Начинается он с понедельника после Недели всех святых. Вследствие этого, он бывает в разные годы, в зависимости от дня празднования Пасхи (от которой зависит празднование недели Всех Святых, бывающей всегда в следующий за Пятидесятницей воскресный день), то длиннее, то короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5–ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского, так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером. Июнь 24–го июня — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это — великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без каких-либо особенностей. 29–го июня — Святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. — Этих двух апостолов св. Церковь особенно чтит и выделяет из ряда других — Петра, яко апостолов предначальника, то есть начавшего первым апостольское служение, Павла, яко паче инех потрудившася, более других потрудившегося для проповеди Евангелия. Оба этих великих апостола окончили свою жизнь в один день — 29 июня 67 года мученическою смертью в Риме при императоре Нероне: св. Петр был распят на кресте головою вниз, а св. Павел, как римский гражданин, был усечен мечем. По некоторым другим сказаниям, св. Павел был усечен через год после муч. конч. св. Петра, в тот же день, в 68 году. Это — великий праздник, который имеет один день попразднства. На следующий день 30 июня совершается вместе с тем и Собор 12–ти апостолов. К празднику свв. апостолов Петра и Павла верующие подготовляются особым постом, который называется Апостольским, или Петровым постом. Начинается он с понедельника после Недели всех святых. Вследствие этого, он бывает в разные годы, в зависимости от дня празднования Пасхи (от которой зависит празднование недели Всех Святых, бывающей всегда в следующий за Пятидесятницей воскресный день), то длиннее, то короче.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Так описывает паломница IV века особое последование великого пятка. Средоточием этого последования является служба, совершавшаяся у Креста от шестого до девятого часа, соответственно времени крестных страданий Господа. В состав службы входят чтения – из псалмов, из Апостола и Евангелия; читаются также места из пророков, или паремии; после чего опять читается Евангелие. Чтения постоянно чередуются с молитвами и сопровождаются песнопениями. «И так, от часа шестого до часа девятого постоянно в таком порядке происходят чтения и поются песни». Таким образом ряд чтений возобновлялся в одной и той же наперед установленной последовательности. Значит, здесь мы имеем дело с определенным чином. Паломница не говорит раздельно о каждом часе; но в ее описании довольно ясно предполагается совершение всех часов. Чтения, молитвы и песнопения, положенные по чину между шестым и девятым часом, вполне соответствуют последованию 12-ти тропарей, соединенному со службой третьего и шестого часа; девятый час совершался особо в Мартириуме, как об этом определенно говорит паломница. Совсем нет указания на первый час. Однако, имея в виду смысл и значение службы этого часа, а также время и место воспоминаемого в ней события, не трудно выделить и первый час из общего богослужебного последования великой пятницы. Он, по-видимому, примыкал к всенощному бдению. «И когда придут к Кресту, – рассказывает паломница о богослужении в ночь с четверга на пятницу, – то начинается уже почти дневной свет. Тут снова читается то место из Евангелия, где Господь приводится к Пилату, читается и целиком все, что, как написано, Пилат говорил Господу и иудеям. Потом епископ обращается с речью к народу», ободряя его, в виду новых молитвенных подвигов 340 . И время, и воспоминание заставляет видеть здесь службу первого часа: «тогда же (на службе первого часа), – по словам обращения к Читателю благочестивому в начале Псалтири, – лет есть во уме разсуждати, яко в то время Христос Спаситель наш веден бяше в претор к Пилату – бе бо тогда утро, – и елика тамо пострада, ради спасения и просвещения нашего» ( Матф. 27:1 ; Марк. 15:1 ) 341 . Кроме того, подобно службе третьего и шестого часа, указанная служба совершается тоже у Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010