Приидите, верные, в верхней горнице насладимся гостеприимством Владыки и бессмертной Трапезой, направляя ввысь [свои] мысли и от [Бога] Слова познавая высшее учение. Его мы и величаем. В этот день, когда Спаситель установил таинство Причащения и Своими руками причастил апостолов, следует с особым трепетным чувством подходить к Чаше, размышляя о величии Христовой любви и собственном недостоинстве. Служба 12-ти Евангелий Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол. Страстные Евангелия: 1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери). 2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны). 3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра). 4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата). 5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие). 6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания). 7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть). 8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Плащаница в храме Преображения Господня в Саппоро. По-японски написан тропарь «Благообразный Иосиф…» С 1884 года в течение семи лет в миссии возводится величественный собор Воскресения Христова, способный вместить тысячи верующих. На Пасху 1891 года все жители Токио могли услышать торжественный звон восьми колоколов нового православного собора. В честь Воскресения Христова были освящены церкви еще двух приходов Японии: Отару (остров Хоккайдо) и Кэсэннума (северо-восток острова Хонсю). Пасхальное богослужение в Токио совершалось на японском языке, однако к окончательной шлифовке полного перевода Цветной Триоди святитель Николай и его помощник – православный переводчик Павел Накаи приступили только в 1902 году. К этому времени уже были закончены полный перевод Евангелия (1901 год), служба первой седмицы Великого поста и сокращенная служба на каждый день Страстной седмицы. «Когда будет переписано, все еще раз прочитаем, и – в печать! Вечером начат перевод Пентикостариона. Благослови Боже!» – запишет в своем дневнике епископ Николай 25 апреля/8 мая 1902 года. Через год архипастырь с удовлетворением отмечает результаты ежедневной многочасовой работы: «Принесли из переплета Пентикостария двести экземпляров и пасхальной службы пятьдесят экземпляров для скорейшей рассылки по церквам. К Пасхе, конечно, во все церкви поспеет» (17/30 марта 1903 года). Изданная в 1903 году сокращенная Цветная Триодь содержала 568 страниц крупного формата. «В ночь до пасхального богослужения миссийский дом, по обычаю, полон людьми, их шумом и движением. В крестовой церкви приходы соперничают в украшении… куличей и яиц. В соборе перед плащаницей тихо читают Деяния… За четверть часа до 12-ти начинают убирать плащаницу, в 12 часов ровно начинается богослужение. Читается только начало повечерья. Потом открываются царские врата, поют “Воскресение Твое Христе Спасе”, и совершается крестный ход вокруг собора. Когда после литии входят в собор, он полон светом паникадил, и начинается совершение чудной пасхальной заутрени. На небе, конечно, в это время еще радостней празднуют Воскресенье Христово, но и на земле хорошо бы было, если бы почаще давалась людям вот такая радость, которую вот сегодня испытывали они, как и всегда испытывают в этот день и в эту заутреню и следующую за ней литургию… Кончилось все богослужение в половине 4-го часа», – пишет архиепископ Николай о Пасхе 1908 года в токийском соборе. По обычаю, после литургии архипастырь дарил каждому прихожанину по пасхальному яйцу (в разные годы бывало роздано от 600 до 1000 яиц). Затем происходило торжественное разговенье, после – поздравление учащихся и преподавателей школ миссии, визиты к членам посольства и русским жителям Токио, а уже вечером – служение пасхальной вечерни.

http://pravoslavie.ru/41340.html

Потому, кстати, в эти дни и продолжается «физический пост» — пищевые ограничения, отказ от развлечений. Уже не для того, чтобы «качать духовные мышцы», а просто не время сейчас для радостей и удовольствий. Когда у тебя умирает близкий человек — тоже как-то не до вкусностей и «культурных мероприятий». Но главное, конечно, не в отказе от деликатесов. Главное — это службы Страстной седмицы , помогающие нам «настроиться на волну», хоть в какой-то степени почувствовать то, что чувствовали две тысячи лет назад апостолы и их Учитель. Две тысячи лет — это много, конечно, но литургическое время не совпадает с физическим. И действительно, в эти дни что-то такое разлито в воздухе… какое-то напряжение, как перед грозой. Вроде все как обычно — то же небо над головой, та же давка в метро, те же проблемы на работе, те же лица вокруг… И, тем не менее, что-то неуловимо меняется, что-то сдвигается в мире. На Страстной такая «наэлектризованность души» свойственна многим. Но это не какая-то экзальтированность, не «психическая индукция», и даже прямой связи с богослужениями может не быть. К примеру, несколько лет назад я на Страстной сильно заболел и вообще не мог присутствовать ни на одной службе — а «наэлектризованность» (или, лучше сказать, сопричастность) ощущал не менее остро, чем раньше. Но если говорить о церковных службах этой седмицы, то для меня самая сильная, самая «настраивающая» — утреня Великой Пятницы со чтением 12-ти Евангелий. Кстати, субъективно для меня это самая тяжелая служба, даже физически, домой я после нее приползаю еле живой. С другой стороны, усталость что-то сдвигает в мозгах, и бывают моменты (увы, короткие), когда очень остро чувствуешь некоторые вещи. Пожалуй, из всех чтений этой службы для меня пронзительнее всего — история с петухом, то есть отречение Петра . Каждый раз я представляю себя на его месте. Вот, всё кончено, вдребезги надежды и мечты, зло этого мира опять победило, и, кажется, навсегда. Полный, казалось бы, мировоззренческий кризис, в душе все перевернулось — и на этом фоне просыпается обычная человеческая осторожность.

http://pravmir.ru/pered-rassvetom/

31 августа – Положение пояса Пресвятыя Богородицы. После успения Божией Матери пояс Ее переходил из рук в руки. В V веке при имп. Аркадии он был перенесен из Иерусалима в Константинополь. В X веке от него получила чудесное исцеление императрица Зоя, после чего пояс был торжественно положен в золотом ковчеге и установлен праздник. Праздники средние Эти праздники, отмеченные в Типиконе знаком креста, однако им бдение не совершается, но совершается, кроме Великого славословия, еще и полиелей. Особенности их в 47 главе Типикона указываются следующие: на вечерни поется «Блажен муж» (вместо обычной рядовой кафизмы), на «Господи воззвах» стихиры из Минеи на 6, от произволения же на 8, и чтения три, то есть паремии на вечерни, стихиры на стиховне из Минеи (а не из Октоиха, как на повседневной и славословной службе). На утрени полиелей, величание и чтение Евангелия, канон на 8 и Великое славословие. Эти праздники так и называются «Полиелейными». К числу полиелейных праздников относятся: Служба каждого из 12-ти апостолов; 14 ноября – Св. ап. Филиппа этот праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст, или заговены на Рождественский пост, который поэтому называют иногда Филипповым постом, а в просторечии у нас – «филипповкой». Если, однако, этот день придется в среду или пяток, тогда заговены бывают накануне 13 ноября. 24 февраля – Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи. По отсечении, глава Предтечи была скрыта Иродиадой в бесчестном месте. Узнав об этом, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя, тайно взяла честную главу, заключила ее в сосуде и погребла в поместии Иродове на горе Елеонской. В первый раз св. глава обретена была там двумя иноками, приходившими при имп. Константине Великом из Константинополя в Иерусалим на поклонение свв. местам. От них она перешла к одному гражданину Емесы, потом к арианину иноку Евстасию, который скрыл ее в земле. Спустя несколько лет в 452 г. она была обретена вторично Маркелом, настоятелем обители, где жил Евстафий, и перенесена из Емесы в Константинополь. При иконоборцах тайно была отнесена в Комары и скрыта в землю. Там при имп. Михаиле и императрице Феодоре, по восстановлении иконопочитания, она была в третий раз обретена и опять принесена в Константинополь. Третье обретение празднуется 25 мая – праздник также полиелейный, как и 24 февраля. Праздник 24 февраля случается со среды мясопустной до вторника 4-ой седмицы Вел. поста. Устав службы указан различный, в зависимости от того, приходится ли этот день в седмицу мясопустную, в седмицу сырную или в воскресные, субботние или будничные дни Великого поста. Если этот праздник случается в будничные дни Великого поста, то совершается литургия Преждеосвященных Даров, а если случится на первой седмице поста, то служба его переносится на неделю Сыропустную или на субботу первой седмицы поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Канон на плач Богородицы – творение Семиона Логофета (183 об.–195 об.); 21) Пречистей Богородяце Собору (195 об.–203 об.); 22) Сретению Господа Иисуса Христа. (203 об.–211 об.); 23) общий святым чудотворцем Казанским архиепискуму Гурию и епискуму Варсунофию (212–221 об.); 24) Всем Святым (222–236); 25) Святым Отцем иже в Никеи (236–246 об.); 26) мученице Екатерине (246 об.–259 об.); 27) святым апостолам (260–266 об.); 28) певаем по вся дни (266 об.–275 об.); 29) Нерукотворенному Образу (275 об.–286 об.); 30) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется на всякый день, где молния страшная бывает и гром (286 об.–301 об.); 31) трем святителем киевским Петру и Алексею и Ионе (302–310 об.); 32) 12-ти апостолом, нося краегранесие сицево: Христовы почитая мудрыя апостолы (310 об.–320), отличный от находящагося на лл. 260–266 об.); 33) святому Иоанну, духовна поют Златоуста – творение Феофана (320 об.–333 об.); 24) святому Ильи (333 об.–341 об.); 35) трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (342–350 об.); 36) святыя великия Христовы мученицы Парасковеи (350 об.–358 об.); 37) по вся дни общий Всем Святым (358 об.–380), отличный от предыдушаго; в стихирах и тропарях перечисляются имена святых помесячно; на л.л. 377 об.–380 об. Блаженны с апостольским и евангельским чтениями по вся дни; 38) последование утрени в неделю Пасхи (382–395); 39) служба Господу нашему Иисусу Христу в бездождие (396–406); 40) последование второе певаемо Богородици о бездождии, творение Филофея патриарха Константина града (406–420); 41) служба Пресвятей Богородицы ведра деля. Начало по обычаю якоже и в первой службе о бездождии писана назади (420–430); 42) ин канон за бездождие (430–442); 43) канон молебен како подобает пети за творящих милостыню (442 об.–454); 44) канон молебен ко Господу Богу нашему за князя и за люди певаемый в брани против сопостат находящих на ны (455–476); 45) канон молебен Господу Богу Иисусу Христу и Пресвятой Богородицы Матери Господни при разлучении душе от теле вся правоверного (476–486); 46) канон како пети подобает за умершаго (486 об.–495); 47) канон исповедником: Гурию, Самону и Авиву (496–503 об.); 48) канон великомученице Варваре, без начала (504–512).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «В мори путие Твои...»; стих: «Глас грома Твоего...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предварят...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил...». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ради рождейся...». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 7-й: «Ужас бе видети...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 2-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Егда к себе грядуща...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 5-й: «Руку твою прикоснувшуюся...» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1-е прошение: «Великому Господину...», 2-е прошение: «Всем православным христианом...». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена...», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже...», поется это песнопение также трижды.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4й: «В мори путие Твои…»; стих: «Глас грома Твоего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предварят…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4й: «Во струях днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил…». Чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды), и начинает 9й час. Во время чтения псалмов 9го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4й: «Возвращашеся иногда Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ради рождейся…». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1й лик – тропарь, глас 7й: «Ужас бе видети…», 2й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 2й: «Сего ради помянух Тя…», 1й лик – тропарь, глас тот же: «Егда к себе грядуща…». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже…», 2й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 5й: «Руку твою прикоснувшуюся…» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1е прошение: «Великому Господину…», 2е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже…», поется это песнопение также трижды.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Далее – стихира Андрея Критского, которая звучит от уст Самого Господа, от Господа Иисуса Христа. Вот какое дерзновение имеется у песнотворцев, чтобы такие слова сказать: «ПлещИ моя (то есть плечи) дах на раны,/лица же Моего не отвратих от заплеваний,/судищу Пилатову предстах/и Крест претерпех за спасение мира». Как ёмко, четко, страшно и прекрасно Андрей Критский от уст Самого Господа сказал… Реальное участие Заканчивается 12-е Евангелие, очень краткое. Первого часа вечером не бывает, а утром служатся Великие царские часы. Все расходятся по домам, идут аккуратно со своими свечками. Идешь, держишь свечку в руке, а вокруг ничего не видно. Вот моя сестра однажды шла-шла-шла по улице, сбилась с дорожки, а там столб стоял фонарный, без света. Она – бац! – головой прямо в столб, потому что шла и на свечу только и смотрела. Все смеялись: «Что такое?», а она так шла, что ничего вокруг себя не видела… И дети конечно… Для них удивительно памятна и очень дорога бывает эта великая служба, Стояние 12-ти Евангелий. Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях. Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова произносит: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человоколюбец». А что делает мама? Все идут домой, усталые, замученные, но все радостные и веселые – веселые духовным весельем. Идут домой. Дети, конечно, есть дети… А что делает мама? Мама делает невероятное: она не спит три ночи подряд. Нужно испечь кулич, на следующий день – приготовить пасху, в Великую Субботу – яйца красить, а еще нужно что-то такое организовать…

http://pravmir.ru/nas-radi-raspyatogo-pr...

Он еще в храме Иоанна Предтечи, помню, перед исповедью всегда нечто такое замечательное скажет. Тогда много желающих исповедоваться собиралось. Как ты их сотню, а то и больше за час поисповедуешь? Он и обращался с такой проникновенной речью, что люди уже, слушая, каялись. Стоят, плачут. Им достаточно было уже одно-два слова, подойдя к аналою с Евангелием и крестом, сказать — и душа тут же облегчение от недугов, от тягот своих получала, с которыми человек пришел в этот раз, а может быть, и жил годами. Другой бы спасовал Но в батюшке и без слов какая-то сила мира пребывала, действовала через него. Помню, как-то у нас в Царицыно были Крещенские дни. Очередь за водой в километр. Служба уже закончилась. Какой-то мужчина протиснулся. Крупный, высокий, лет 35-ти… Видно, что не в себе. Встал в сторонке и начал раздеваться... догола. Мы его одежду собираем, выпроваживаем его. Ушел. А вечером возвращается… Садится в позе лотоса — и опять за свое. Снял с себя ботинки, куртку, свитер... Обычная реакция — прогнать со скандалом. Пошел я к отцу Георгию. Он в алтаре был, уставший. Весь день — освящение воды, огромное количество людей, давка. А до этого исповедь, служба. И это уже был третий напряженный день: собор Иоанна Предтечи — 20 января. Рассказываю батюшке, а он… Вздохнул, конечно, потому что даже вставать тяжело было, так вымотался. Но поднялся, вышел из алтаря, прошел еще сквозь теснящий, требующий благословения и каких-то ответов народ… Подошел к мужчине, взял его свитер, ботинки и спокойно так похлопал: — Ну, пойдем на исповедь, — и отвел его к кому-то из отцов, тех, что всё еще у аналоев стояли, пристроил. И тот тихо так, как агнец, повиновался. Подойди к нему кто-нибудь из рьяных — столько шуму бы поднялось, милицию бы позвали. Людям недуховным всё бы силовым путем решать. А в ответ — агрессия, на нее — еще больший вал злобы и т.д., и понеслось! А в Евангелии-то по-другому написано: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Забываем? А отец Георгий вот так жил. Для него насилие над кем-то в любых его формах дико. Что бы кто из нас ни учудил. Он умел обращаться с людьми даже в самом тяжелом состоянии. «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3; Мф. 12:20). А ведь тут явно был человек в психическом расстройстве. Но это же — человек.

http://pravoslavie.ru/130916.html

6 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится. 7 Трипеснцы утрени четверга 5-й седмицы поются в свое время. См.: Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава. 8 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545), ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 172–174). 9 Ср.: Триодь Постная, припев к дополнительному тропарю 2-го трипеснца на утрене седмичных дней; Типикон, 25 марта; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59. 10 Седальны Триоди (апостолов), глас 8-й: «Светила богозрачная…», «Апостольская двоенадесятице…», и Богородичен: «Непостижимаго Бога…» (см. по 3-й песни Великого канона) поются на утрене четверга 5-й седмицы. 11 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 12 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору, допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску). 13 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени Великого канона, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному. Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш…» вместо тропаря «В храме стояще…» – кондак «Душе моя…». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», при этом по «Благо есть…» сохранять обычный тропарь «В храме стояще…», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010