Развитие мысли легко представить, но никакого специального сверх банного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и также произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни  концентрация на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений  и прямо нас предостерегает. Вечер Великого четверга связан со службой также весьма известной и в том числе и в русской литературной традиции, неоднократной описанной в классических произведениях, это служба 12-ти евангелий , или служба, где вспоминаются последовательно страдания Христа — на этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного писания, которое рассказывает о  событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе. И вот эти 12 отрывков получили название 12-ти евангелий. Это, повторю, никак не означает умножение числа евангелистов или введение каких-то апокрифов в богослужение. Это очень значимая служба,  также, как и служба четверга утром, на которую призываются к участию все так или иначе  осознающие себя церковными православными христианами, а приглашаются, конечно, и те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции. Следующий день — Великая пятница , день, когда воспоминается распятие и смерть Господа Иисуса Христа. Два главных богослужения во всех православных храмах.  Дневное в районе двух часов дня почти везде —  вечерня, во время которой выносится плащаница. Плащаница — это иконописная, чаще вышитая на ткани , иногда печатным способом изготовленная икона , где изображается Христос,  положение его во гроб в окружении ближайших учеников , иногда ангелов, но, повторю, главным сюжетом этой иконы является положение Спасителя во гроб.  В западной традиции аналогом этого является всем известная пиета. Плащаница пользуется особой любовью и почитанием церковного народа. В этот день она выносится на середину храма  и будет пребывать там до вечера субботы. И есть добрая благочестивая традиция, о ней, в частности, пишет И.С. Шмелев в своих книгах, в субботу совершать прогулку добрую по храмам города, где ты живешь, и подходить, смотреть, прикладываться к плащанице и так хранить себя от излишнего рассеяния и суеты, и помогать себе внутренне собраться на главном.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovi...

В песнопениях, положенных между чтениями Евангелий, Святая Церковь говорит об относящихся к этому времени страшных событиях и раскрывает их духовный смысл. В Иерусалимской Церкви в первые века христианства служба эта совершалась всю ночь и Евангелие читалось в пяти местах: на Елеонской горе, где Господь учил учеников перед Своими страданиями, в Гефсимании, где Он был взят, и на Голгофе, где Он был распят. Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве. Последуем и мы вслед за церковными песнопениями, ведущими нас по следам Спасителя, и углубимся в смысл совершаемого в храме. " Внимательно прослушав историю страданий Иисуса Христа,— говорит протоиерей Валентин Амфитеатров,— поймете, что грехи создали крест. Гвозди, которыми Он был пригвожден,— наши грехи, терны, из коих сплетен был Его венец,— все наши же грехи! " [ 5 ]. " Все, что совершилось на древе крестном,— пишет святитель Григорий Богослов,— было врачеванием нашей немощи Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,— за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные — за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на крест — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за худое владычество, смерть — за смерть, тьма — за погребение и возвращение в землю для света " [ 6 ]. А святитель Афанасий Великий поясняет: " Если Иисус Христос пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и наше проклятие, то каким другим образом мог бы Он принять на Себя проклятие если бы не претерпел смерти, предназначенной проклятым? А это и есть Крест, ибо написано: проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве] (Втор. 21, 23) " [ 7 ]. Чтение 12-ти Страстных Евангелий Распятие Это чтение составлено из всех четырех Евангелистов. Песнопения 15-ти антифонов в промежутках между чтениями лишь дополняют и поясняют течение Евангельских событий. Вся служба, кроме Евангельских чтений, поется в знак великого духовного торжества. Евангельские чтения выбраны так, чтобы осветить страдания Спасителя с разных сторон, представить их последовательные этапы.

http://pravoslavie.ru/78516.html

" Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими " - мы уподобляемся Апостолам, которых Господь причастил в Горнице, когда установил Таинство Причащения. Далее: " не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " - я никогда не был твоим врагом и не предам, как Иуда лобзанием, но сподоби причаститься, Господи. В этих словах молитвы воспоминаются страсти Христовы: и распятие, и разбойник на кресте: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " . " Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела " - человек перед причащением должен особенно благоговеть, подготовить себя к этому событию, потому что он принимает Самого Спасителя. И если мы к этому подходим легкомысленно, только как к ритуалу, то это будет нам не полезно, а будет " в суд и во осуждение " . Недавно причащал молодого мужчину, ему сорок с небольшим, он уже почти приговорен к смерти, причастил его, а дня через три встретил его родных, и мне говорят: " Знаете, батюшка, ему стало легче, поесть попросил, ободрился и просит еще его причастить " . А ведь давно уже есть не мог, но человек получил облегчение духовное, значит, какая - то благодать коснулась его в принятии Святых Христовых Тайн, раз пошло немного на поправку. Слава Богу, значит, Господь его посетил. К великому сожалению, бывает, заставляют причаститься, а человек понятия не имеет, что это такое, какое это великое Таинство. Молитва перед причащением - одна из очень сильных молитв, сакральная. Здесь собрана вся душа верующего человека, обращенная к Богу в этой молитве. Это очень нужная и умная молитва Иоанна Златоустого, все в ней продумано. Но это Господь дает. Мы так не умеем, не можем так, как составляли молитву великие Святители Божии. Какой путь далее был у Христа? Потом Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Получается, фактическое начало Страстной седмицы с четверга. Мы были в Гефсимании, видели эти деревья, где спали Апостолы, камень, на котором Он молился один. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал такой знак предательства - лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников. Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году: утреня с чтением 12 - ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Ныне служба 12-ти Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из всех четырех Евангелий. Эти отрывки повествуют о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением Его и приставлением воинской стражи к Его гробу. Согласно указанию современного русского Типикона, во время чтения каждого Евангелия все молящиеся должны держать в руках зажженные свечи . “Вынесение” же из храма и особое почитание “четвергового огня” относится к числу народных традиций, связанных у восточных славян с Великим Четвергом. Обязательно ли мыться в Чистый четверг? В народном быту в Страстной четверг совершалось множество языческих по своей сути ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год . Говоря о восприятии Великого четверга в русской народной традиции, В. Г. Холодная отмечает: “Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий четверг иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта… В 19 в. обрядность Чистого четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручиться поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие” .

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

Православная иконография и гимнография Существуют православные иконы преподобного Галла. Составлена служба и акафист (на французском языке). Свидетельство о почитании у православных сегодня Преподобный Галл почитается как один из апостолов Швейцарии православными Австрии, Швейцарии, Англии, Франции, Ирландии и США.   Преподобный Колумбан Люксейский (игумен Луксовийский и Боббийский) († 23 ноября 615 года)     B VI beke Ирландия пережила настоящий расцвет святости: монахи тысячами приходили, чтобы предаться подвигам аскезы, и объединялись в огромные монастырские общины, подобно отцам Египта, Сирии и Палестины. Любовь к Богу гнала их от мира и побуждала совершать необыкновенные подвиги умерщвления плоти, за что Господь ниспослал им Свою благодать и дар чудотворения. Эти непоколебимые в вере монахи были сердцем Ирландской Церкви и много сделали для распространения и укоренения христианства на Западе в ту эпоху. Одной из самых ярких фигур в этом ряду является, конечно, святой Колумбан, неутомимый исполнитель воли Божией. Он родился около 540 года в области Лейнстер, на юго-востоке Ирландии. С детства Колумбан изучал светские науки, к чему ирландские христиане относились с большим уважением, и проявил незаурядные способности. Но, будучи томим страстями и осознав тщету земной славы, Колумбан пришел к старцу Синелу, ученику игумена Фин­ниана. Наставник приобщил Колумбана к изучению Священного Писания и аскетической жизни. Затем он стал монахом в Бангоре, самой знаменитой обители Ирландии, где завершил постижение монашеской премудрости под руководством игумена Комгалла. Около 590 года Колумбан, как и многие подвижники того времени, услышал призыв Божий покинуть отчизну и близких и отправиться в добровольное изгнание, чтобы обратить ко Христу другие народы. Тогда в сопровождении 12-ти учеников он отправился в Галлию и, ведомый Промыслом, стал проповедовать Евангелие и призывать к покаянию. В этой странствующей общине «все было общим. Настолько сильны были в них терпение, снисходительность и милосердие, что невозможно было усомниться в том, что кроткий Господь пребывает среди них… Настолько велика была благодать, исходящая от блаженного, что ему было достаточно расположиться в доме на короткое время, чтобы привлечь все души к вере».

http://e-vestnik.ru/analytics/zhitiya_sv...

Архиереем же он был — думаю, без преувеличения — уникальным. Несколько освоившись со своим новым служением, он без всякого лукавства и рисовки говорил мне, что оно ему очень нравится. Но нравилось ему именно пастырство — возможность, обустраивая церковную жизнь, проповедовать Христа и дарить людям любовь и добро, — а вовсе не архиерейская власть, почет и деньги. Высокий сан нисколько не изменил ни его простого и открытого характера, ни строгого отношения к своему монашеству. Владыка остался бессребреником, совершенно нестяжательным человеком. Бывая в Москве, он всегда приходил в Данилов монастырь, и было видно, какую радость доставляет ему общение с братией. В этом общении никогда не чувствовалось натянутости, искусственной дистанции; с ним запросто можно было попить чаю, поболтать о том, о сем; владыка говорил, что он отдыхает душой в таком братском общении. Как-то в один из его приездов в Москву я попросил владыку послужить на монастырском подворье, настоятелем которого я являюсь. Получив соответствующее благословение священноначалия, владыка приехал — и в нашем крошечном храме состоялась первая и единственная на сегодняшний день архиерейская служба. Она запомнилась всем прежде всего не-обыкновенной простотой и какой-то молитвенной легкостью. Владыка служил иерейским чином, не было ни орлецов, ни дикириев с трикириями, ни иподиаконов с рипидами, ни громогласного протодиакона, ни прочих атрибутов сложного чина архиерейской службы, — но было ощущение полноты Церкви, евангельской радости и глубины Литургии. После службы за общей приходской трапезой владыка запросто общался с нашими старушками, совершенно очаровав всех своей лаской и открытостью. Не могу не отметить, что владыка, будучи человеком очень традиционных и даже консервативных взглядов, обладал широтой души и прекрасной «церковной интуицией», что позволяло ему принимать самые разные точки зрения, если он видел в них реальную пользу для Церкви, — он не боялся мнимых «угроз для православия». Владыка интересовался опытом реабилитации алкоголиков по программе «12-ти шагов» — в нашем монастыре много лет этот метод реально помогает людям выздоравливать от их тяжкого недуга; видя добрые плоды от этой программы, владыка не усомнился поддержать игумена Иону (Займовского), который ведет в монастыре реабилитационную деятельность, и с его помощью ввел группы самопомощи у себя в епархии. Он очень поддерживал меня и поощрял к занятиям церковной публицистикой, хотя со многими моими «полемическими заострениями» согласен не был.

http://e-vestnik.ru/obituaries/episkop_y...

В 1996 г. президент компании РУС г. Калуги, уроженец этих мест, Александр Анатольевич Васильков предпринял попытку восстановить храм. Был сделан ремонт верхней части стены, покрыт железом купол и крыша первого яруса церкви. Изготовлены и застеклены новые рамы. Установлен временный деревянный крест на купол. 26 июля 2001 г. церковное здание передано Калужской епархии. После банкротства АПК " Брынский " летом 2009 г. новый владелец начал реставрацию храма. Работы ведутся по проекту московской организации " Проектстройсервис " строителями из Москвы под руководством мастера В.Н. Гонтова. Благотворительную помощь оказывает Е.А. Айвазян. Как пишет историк родного края Анатолий Иванович Львов: " Начало положено. Жители села живут надеждой на скорейшее восстановление храма и открытия в Брыни прихода, а прихожане ждут своего духовного пастыря. " Виталий Легостаев, Аркадий Шатохин. " Храмы Жиздринского уезда " . Село Брынь является центром сельского поселения Думиничского района. До конца 18 века оно принадлежало промышленнику Алексею Демидову. Деревянная церковь, построенная его отцом и освященная в честь Преображения Господня, прослужила почти век. В 1846 году в с. Брынь строится каменная церковь. Средства на строительство выделяет статский советник Андрей Рябинин. Церковь построен была в виде двухярусной ротонды, имела 3 входа. Внутри находилось 12 колонн, на которые опирался верхний ярус. Стены и потолки были расписаны картинами на евангельские сюжеты. Балкон с резными изящными перилами располагался на высоте 4-х метров. Два года спустя, была построена колокольня. Самый тяжелый колокол был весом более 200 пудов. Еще позже на церковные средства построены двухэтажный дом для священников и одноэтажный для дьякона. При церкви работала церковно-приходская школа. В 1910 году приход церкви Спаса Преображения состоял из 6-ти деревень. В 1937 году церковь закрыли, с колокольни сняли колокола, но служба продолжалась. Во время войны взорвали колокольню. Из церкви сделали зерносклад. Восстановление храма Преображения Господня в с.Брынь началось в 1996 году предпринимателем из этих мест. В 2001 году церковь передана Калужской Епархии. Реставрация продолжается. Церковь действует.

http://sobory.ru/article/?object=04187

Приидите, верные, в верхней горнице насладимся гостеприимством Владыки и бессмертной Трапезой, направляя ввысь [свои] мысли и от [Бога] Слова познавая высшее учение. Его мы и величаем. В этот день, когда Спаситель установил таинство Причащения и Своими руками причастил апостолов, следует с особым трепетным чувством подходить к Чаше, размышляя о величии Христовой любви и собственном недостоинстве. Служба 12-ти Евангелий Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол. Страстные Евангелия: 1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери). 2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны). 3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра). 4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата). 5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие). 6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания). 7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть). 8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Плащаница в храме Преображения Господня в Саппоро. По-японски написан тропарь «Благообразный Иосиф…» С 1884 года в течение семи лет в миссии возводится величественный собор Воскресения Христова, способный вместить тысячи верующих. На Пасху 1891 года все жители Токио могли услышать торжественный звон восьми колоколов нового православного собора. В честь Воскресения Христова были освящены церкви еще двух приходов Японии: Отару (остров Хоккайдо) и Кэсэннума (северо-восток острова Хонсю). Пасхальное богослужение в Токио совершалось на японском языке, однако к окончательной шлифовке полного перевода Цветной Триоди святитель Николай и его помощник – православный переводчик Павел Накаи приступили только в 1902 году. К этому времени уже были закончены полный перевод Евангелия (1901 год), служба первой седмицы Великого поста и сокращенная служба на каждый день Страстной седмицы. «Когда будет переписано, все еще раз прочитаем, и – в печать! Вечером начат перевод Пентикостариона. Благослови Боже!» – запишет в своем дневнике епископ Николай 25 апреля/8 мая 1902 года. Через год архипастырь с удовлетворением отмечает результаты ежедневной многочасовой работы: «Принесли из переплета Пентикостария двести экземпляров и пасхальной службы пятьдесят экземпляров для скорейшей рассылки по церквам. К Пасхе, конечно, во все церкви поспеет» (17/30 марта 1903 года). Изданная в 1903 году сокращенная Цветная Триодь содержала 568 страниц крупного формата. «В ночь до пасхального богослужения миссийский дом, по обычаю, полон людьми, их шумом и движением. В крестовой церкви приходы соперничают в украшении… куличей и яиц. В соборе перед плащаницей тихо читают Деяния… За четверть часа до 12-ти начинают убирать плащаницу, в 12 часов ровно начинается богослужение. Читается только начало повечерья. Потом открываются царские врата, поют “Воскресение Твое Христе Спасе”, и совершается крестный ход вокруг собора. Когда после литии входят в собор, он полон светом паникадил, и начинается совершение чудной пасхальной заутрени. На небе, конечно, в это время еще радостней празднуют Воскресенье Христово, но и на земле хорошо бы было, если бы почаще давалась людям вот такая радость, которую вот сегодня испытывали они, как и всегда испытывают в этот день и в эту заутреню и следующую за ней литургию… Кончилось все богослужение в половине 4-го часа», – пишет архиепископ Николай о Пасхе 1908 года в токийском соборе. По обычаю, после литургии архипастырь дарил каждому прихожанину по пасхальному яйцу (в разные годы бывало роздано от 600 до 1000 яиц). Затем происходило торжественное разговенье, после – поздравление учащихся и преподавателей школ миссии, визиты к членам посольства и русским жителям Токио, а уже вечером – служение пасхальной вечерни.

http://pravoslavie.ru/41340.html

Потому, кстати, в эти дни и продолжается «физический пост» — пищевые ограничения, отказ от развлечений. Уже не для того, чтобы «качать духовные мышцы», а просто не время сейчас для радостей и удовольствий. Когда у тебя умирает близкий человек — тоже как-то не до вкусностей и «культурных мероприятий». Но главное, конечно, не в отказе от деликатесов. Главное — это службы Страстной седмицы , помогающие нам «настроиться на волну», хоть в какой-то степени почувствовать то, что чувствовали две тысячи лет назад апостолы и их Учитель. Две тысячи лет — это много, конечно, но литургическое время не совпадает с физическим. И действительно, в эти дни что-то такое разлито в воздухе… какое-то напряжение, как перед грозой. Вроде все как обычно — то же небо над головой, та же давка в метро, те же проблемы на работе, те же лица вокруг… И, тем не менее, что-то неуловимо меняется, что-то сдвигается в мире. На Страстной такая «наэлектризованность души» свойственна многим. Но это не какая-то экзальтированность, не «психическая индукция», и даже прямой связи с богослужениями может не быть. К примеру, несколько лет назад я на Страстной сильно заболел и вообще не мог присутствовать ни на одной службе — а «наэлектризованность» (или, лучше сказать, сопричастность) ощущал не менее остро, чем раньше. Но если говорить о церковных службах этой седмицы, то для меня самая сильная, самая «настраивающая» — утреня Великой Пятницы со чтением 12-ти Евангелий. Кстати, субъективно для меня это самая тяжелая служба, даже физически, домой я после нее приползаю еле живой. С другой стороны, усталость что-то сдвигает в мозгах, и бывают моменты (увы, короткие), когда очень остро чувствуешь некоторые вещи. Пожалуй, из всех чтений этой службы для меня пронзительнее всего — история с петухом, то есть отречение Петра . Каждый раз я представляю себя на его месте. Вот, всё кончено, вдребезги надежды и мечты, зло этого мира опять победило, и, кажется, навсегда. Полный, казалось бы, мировоззренческий кризис, в душе все перевернулось — и на этом фоне просыпается обычная человеческая осторожность.

http://pravmir.ru/pered-rassvetom/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010