«Господи!» сказал Фома, «не ведаем, куда идешь, и как можем путь ведать?» «Я есмь путь, и истина, и жизнь», сказал Господь: «никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня». Филипп сказал: «Господи! покажи нам Отца, и довольно нам». «Столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп?» отвечал Господь: «видевший Меня, видел Отца; и как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве не веруешь, что Я во Отце, и Отец во Мне? Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите. И я умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Духа истины. Он научит вас всему и воспомянет вам все, что Я говорил вам. Не оставлю вас сирыми: приду к вамъ. Еще мало, и мир уже не увидитъ Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу и вы живы будете. Да не смущается сердце ваше и не устрашается. Возстаньте, идем отсюда». С этими словами Господь вышел из-за стола и направился к выходу. За ним последовали и ученики Его, запев пасхальное словословие, заканчивавшееся словами: «благословен грядый во имя Господне». Когда все вышли из комнаты и направились к Гефсиманскому саду по дороге, проложенной среди виноградииков, Господь снова начал говорить: «Я есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть; всякую ветвь у Меня, не творящую плода, отсекает, и всякую, творящую плод, очищает, да множайший плод принесет. Как ветвь не может плод сотворить сама собою, если не будетъ на лозе: такъ и вы, если во Мне не пребудете. Я есмь лоза, вы же – ветви. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сия есть заповедь Моя – да любите друг друга, как Я возлюбил васъ; больше той любви нет, кто душу положит за другов своих. Вы – други Мои, когда творите, что Я заповедаю вам. Сие заповедаю вамъ – да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, ведайте, что Меня прежде вас возненавидел. Сие сказал Я вам, да не соблазнитеся. От синагог отлучат вас; но придет час, когда всяк убивающий вас возмнит, что службу приносит Богу; и сие сотворят потому, что не познали ни Отца, ни Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

В Галилее апостолы оставались недолго, и в сороковой день по воскресении опять были в Иерусалиме. В этот день Господь явился им в последний раз и сказал, что Он посылает их с проповедью Евангелия во все концы мира. Кто уверует и крестится, будет спасен, а кто не уверует – будет осужден. Верующие получат силу творить чудеса. «Но вы», сказал Он «сидите во граде Иерусалимском доколе не облечетеся силою свыше». Апостолы спросили: «Господи! не теперь ли возстановляешь Ты царство Израилю?» «Не вам знать времена и лета, что Отец положил в Своей власти», сказал Господь. «Но вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и но всей земле до последних пределов!» После этого Господь вывел их из города и пошел по дороге к Вифании. На Елеонской горе Он остановился, поднял руки и благословил их. Благословляя, Господь отделился от земли и стал тихо возноситься на небо. Ни одно явление воскресшего Господа не было похоже на это последнее. Во все предшествующее время Он как внезапно являлся, так же внезапно делался невидим, так что никто не мог сказать, откуда Он пришел и куда удалился. На этот же раз апостолы все видели, как Он отделился от земли и возносился на небо. В глубоком молчании они благоговейно созерцали вознесение Господа. Они видели, как светлое облако, этот знакомый им знак присутствия Божия, скрыло Христа от взоров их. Не видя более Его, они смотрели на облако, как вдруг явились два Ангела в блестящих одеждах и сказали: «мужи Галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же прийдет как видели Его восходящаго на небо». Утешенные этим видением, апостолы возвратились в Иерусалим с великой радостью. Они теперь уже не могли сомневаться, что Иисусъ Христос есть Мессия-Спаситель, что вся Его земная жизнь, Его страдания, крестная смерть, воскресение и вознесение на небо – все исполнилось именно так, как предсказано было заранее пророками. Избрание Матфея в число двенадцати апостолов. (Деян. 1:15–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Однажды Иису Христос учил народ, во множестве собравшийся к тому дому, где Он был. Народ теснился не только внутри дома, а сплошной стеной стоял и снаружи у открытых дверей и окон. В это время четыре человека принесли на носилках больного, совершенно расслабленного, в надежде, что Господь исцелить его. Пройти с носилками в дом сквозь толпу не представлялось возможности. Тогда по наружной лестнице, имевшейся у каждого дома, они влезли на кровлю и подняли туда свою ношу. Плоские кровли домов Востока устраивались так, что в хорошую летнюю погоду ими можно было пользоваться как открытым балконом. Для этого, кроме наружной лестницы, в некоторых домах существовали особые отверстия в потолке, которые в холодное время и вообще когда в них не было надобности, закрывались и замазывались глиной. Четыре человека быстро раскопали глиняную смазку, сняли настилку и в образовавшееся отверстие спустили больного на веревках, привязанных к одру, внутрь дома, к ногам Господа. Одного прикосновения, одного слова было достаточно, чтобы расслабленный получил полное исцеление, но Господь хотел прежде всего облегчить душу страдальца и сказалъ ему: «отпущаются тебе, грехи твои!». Книжники и фарисеи усмотрели в этих. словах богохульство. Вслух они ничего не сказали, но подумали, что прощать грехи может только Бог . Помышления книжников и фарисеев были открыты Господу, и Он сказал: «что вы помышляете в сердцах ваших? что удобнее: сказать –   отпущаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» И чтобы знали они, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, Он сказал расслабленному: «встань, возьми одр твой и иди в дом твой». Тотчас расслабленный встал, взял постель и, славя Бога, вышел из дому среди объятой ужасом, расступившейся пред ним толпы. «Никогда ничего такого мы не видали» – говорили одни, а другие прославляли Бога, давшего такое могущество человеку. Проповедь Иисуса Христа в синагоге Назарета. (Лк. 4:16–30). Иисус Христос учил народ большей частью под открытым небом, но нередко заходил для проповеди в синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Господь открывает людям, что все они без различия  – братья между собой, так как все – дети одного Отца Небесного; все они одинаково дороги Ему. Между братьями не должно быть врагов, все должны любить друг друга и взаимно помогать, всегда имея пред собой, как высочайший идеал, безконечное совершенство Отца Небесного. «Любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за творящих вам напасть и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небеснаго. Он благ и к неблагодарным и злым, солнцем своим сияет и на злых, и на благих и дождь посылает на праведных и на не праведных. И если вы любите любящих вас, какая вам награда? И если приветливы только к друзьям вашим, что творите особливое? Не то ли же и язычники творят? Будьте же вы совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Г. Учение о милостыне, о молитве и о посте. Раввины высоко ставили милостыню, но они неправильно думали, что милостыня сама по себе, независимо от побуждений творящего ее, составляет заслугу пред Богом. Поэтому считалась добродетелью всякая, даже такая милостыня, которая подавалась лицемерно, с целью получить лишь награду от Бога и похвалу от людей. Некоторые раздавали милостыню нарочно на людных улицах и площадях, чтобы прославиться своей щедростью. Господь осудил это лицемерие. Значение милостыни Он определил не количеством ее, а искренним расположением сердца благотворителя. «Внемлите» – сказал Он «милостыни ваши не творите пред человеками, чтобы видели вас; иначе мзды (награды) не будет вам от Отца вашего Небеснаго. А когда творишь милостыню, пусть шуйца (левая рука) твоя не ведает, что творит десница (правая рука) твоя, да будет милостыня твоя в тайне; и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно». Не менее чем милостыня, нуждалась в обновлении и сама молитва . Фарисеи как благотворили, так и молились напоказ. Они старались о том, чтобы в часы, назначенные для молитвы, быть на народе и публично показать свою набожность, с каковой целью удлиняли свои молитвы и в синагогах занимали самые видные места.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Про Иоанна шли самые разнообразные толки: одни считали его Мессией, другие пророком Ильей, иные Иеремией. Явление этих пророков, по верованию евреев, должно было предшествовать явлению Мессии. Взятый на небо Илия должен опять сойти на землю и приготовить людей к принятию Спасителя. Такое верование создалось на основании неправильно понятого пророчества Малахии о явлении Предтечи, духом и силою подобного Илии. О пророке Иеремии сохранялось сказанише, что при разрушании Иерусалимского храма халдеями, пророк по особенному указанию свыше взял Ковчег Завета и поместил его в некотором сокровенном месте до пришествия Мессии. Открытие этой великой святыни последует пред самым явлением Спасителя и откроет ее никто иной, а именно пророкъ Иеремия, который тогда воскреснет. Когда посланные из Иерусалима спросили Иоаина, – кто он? Креститель, прежде всего, прямо заявил, что он не Христос. «Кто же ты ?» – спросили они: «Илия?» – «Нет», ответил Иоанн. «Ты пророк?» – продолжали они допрос, разумея Иеремию. Иоанн опять отвечал: «Нет». – " Так кто же ты? Что скажешь ты о себе, чтобы нам дать ответ пославшим нас?» Иоанн отвечал: «Я глас вопиющего в пустыни. Исправьте путь Господень, как сказал пророк Исаия». 9 Последние слова ясно говорили посланным о личности Крестителя, так как им хорошо было известно, что это пророчество относится именно к Предтече Спасителя. Но книжники и фарисеи, составлявшие посольство, не могли допустить, чтобы такое великое событие, как явление Предтечи Мессии могло совершиться помимо их учаетия и даже без их ведома. В деятельности Иоанна они усмотрели лишь нарушение порядка, что и поставили ему на вид, сказав: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?». Тогда Иоанн сказал им с большей ясностью: «Я крещу водою, но среди вас стоит, Кого вы не знаете. Он и есть Грядущий за мною, и у Него недостоин я развязать ремень сапога Его». На другой день после этого допроса, когда Иоанн опять стоял на берегу Иордана, он увидал проходившего тут Иисуса Христа и, указывая на Него народу, сказал: «Се, Агнец Божий, подъемлющий грехи мира. Я не знал Его, но для того я пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я не знал Его, но Тот, Кто послал меня крестить, сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот крещает Духом Святым. И я видел и свидетельствую, что Дух, в виде голубя сходил с неба и пребывал на Нем, и утверждаю, что Он – Сын Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

В страхе и волнении ученики следовали за Господом. Они знали, что Господь идет на страдания, но у них все еще оставалась неясная надежда, что после страданий откроется на земле царство Мессии, и они сядут на двенадцати престолах судить Израиля, как говорил Господь. И вот двое из них, Иаков и Иоанн, опередив других, подошли к Иисусу Христу, с целью высказать пред Ним свои сокровенные желания. Сами они не решались говорить и избрали посредницей мать свою Саломию. Кланяясь Иисусу Христу, Саломия говорила, что хочет обратиться к Нему с некоторой просьбой. «Чего ты хочешь?» – спросил Господь. «Скажи», отвечала Саломия «чтобы сели сии два сына мои  – один одесную Тебя, а другой ошуюю Тебя во Царствии Твоем». Господь отвечал: «не ведаете вы чего просите. Можете ли пить чашу, что Я буду пить, или крещением коим Я крещаюсь, креститься?» –  «Можем», простосердечно отвечали оба брата. Господь подтвердил, что действительно в будущем им предстоит пить чашу страданий и умереть мученической смертью , но –  прибавил Он «сесть одесную Меня и ошуюю Меня – то не Мне дать вам, но кому уготовано Отцем Моим». Просьба сыновей Зеведея привела в негодование других учеников. Господь подозвал их и высказал, как неправильно они понимают Царетвие Божие, продолжая смотреть на него, как на земное владычество. «Ведомо вамъ», говорил Он «что князи народов господствугот над ними и вельможи обладают ими, но между вами да не будет так: но кто хочет между вами быть болышим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет вам раб; и Сын Человеческий не пришел для того, чтобы служили Ему, но послужить и дать душу Свою в избавление за многих». Обращеше Закхея мытаря. (Лк. 19:1–10) Иисус Христос приближался к Иерихону. Большая толпа народа, среди которой было много богомольцев, направлявшихся в Иерусалим на праздник Пасхи окружала Господа. Иерихон был торговым городом и в нем жило много мытарей, во главе которых стоял один еврей, по имени Закхей. Иисус Христос редко ироходил этими местами, и Его мало знали здесь, хотя слух о Нем, о Его чудесных делах распространился повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Дорогой, когда они разговаривали между собой о событиях последних дней, к ним присоединился Спутник. Вслушиваясь в разговор, Он спросил, о чем они рассуждаютъ и отчего так печальны? Клеопа удивился, что Он не знает, что произошло в эти дни в Иерусалиме, и на вопросъ что же именно произошло, вместе с Лукой стал рассказывать об Иисусе Назарянине. Они говорили, что это был пророк, муж сильный делом и словом пред Богом и всеми людьми, рассказали, как архиереи и старейшины осудили Его на смерть и как распяли Его. «А мы было надеялись», говорили они «что Он пришел избавить Израиля; но вот уже третий день ныне, как все то было. Но и жены некие из наших ужаснули нас, бывшие рано у гроба: они не нашли тела Его и, придя, говорили, что видели Ангелов, сказавших, что Он жив. И пошли иные из нас ко гробу и нашли все так, как и жены говорили; Самого же не видели». Спутник сказал, что так и подобало пострадать Христу и войти в славу Свою. Он стал приводить им слова пророков, начиная с Моисея, которые предсказывали о Мессии, что именно чрез страдания Он войдет в славу Свою. Речь Спутника так была жива и убедительна, что Лука и Клеопа почувствовали к Нему благоговейное почтение. В разговорах незаметно подошли к Еммаусу. Заметив, что спутник намеревается идти далее, они стали Его приглашать остаться с ними, так как становилось уже поздно и день клонился к вечеру. Спутник согласился и вошел с ними в дом. Когда был приготовлен ужин, и все трое возлежали за столом, Он взял хлеб, благословил, преломил и подал Луке и Клеопе. К величайшему их удивлению все это Он делал именно так, как делал Иисус Христос. Изумленные, всмотрелись они в Него и еще более удивились, увидав, что это Сам Господь. Лишь только они узнали Его, Он стал невидим. Тотчас встали они из-за стола и, не смотря на наступпвший вечер, пошли обратно в Иерусалим. В Иерусалиме они застали апостолов и других учеников Христовых всех вместе. Между ними шел оживленный разговор о том, что Господь действительно воскрес и явился Симону-Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Не за доброе дело», отвечали они, «но за хулу, что Ты человеком будучи, творишь Себя Богом». «Когда Мне не веруете, – сказал Господь «делам Моим веруйте; тогда уразумеете и уверуете, что Отец во Мне и Я в Нем». При последних словах Господа фарисеи снова схватили камни и хотели вывести Его из храма и побить, но Он уклонился и скрылся в народе. После того Иисус Христос удалился со Своими учениками из Иерусалима и прошел в Перею. Воскрешение Лазаря. (Ин. 11). Во время пребывания Иисуса Христа в пределах Переи, в Вифании  Марфу и Марию постигло большое горе: тяжко захворал их брат Лазарь. Болезнь усилилась, и сестры поспешили известить об этом Иисуса Христа в надежде, что Он придет и исцелит больного. Целый день должны были употребить посланные на дорогу, пока пришли к Иисусу Христу. Онъ выслушал и отпустил их сказав, что эта болезнь, не к смерти, а к славе Божией. Между тем Лазарь умер. После ухода посланных прошло два дня. На третий день Господь объявил ученикам, что Он намерен идти в Иудею. Ученики смутились так как, не ожидали ничего хорошего от этого путешествия. «Учитель!» – сказали они «недавно иудеи хотели побить Тебя камнями, а Ты опять идешь туда?»  Иисус Христос отвечал, что пока не настало предопределенное время, ничто не может помешать Его деятельности и вслед затем прибавил: «Лазарь друг наш уснул, но иду разбужу его». Думал, что Он говорит об обыкновенном сне, который для больного часто служит хорошим признаком выздоровления, ученики заметили, что если уснул, то выздоровеет. Тогда Господь прямо сказал  им: «Лазарь умер; и Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали: но пойдем к нему». Ученики видели, что Господь не изменит Своего решения. Одно мгновение они колебались как поступить в виду явной опасности, угрожающей и Ему и им в Иудее. Наконец, Фома сказал с глубокой скорбью: «Пойдем и мы умрем с Ним». Был уже четвертый день со смерти Лазаря, когда Господь пришел в Вифанию. В доме умершего собралось несколько друзей, чтоб разделить горе Марфы и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Человек некий шел от Иерусалима в Иерихон и попал на разбойников, и они раздели его до нага и изранив его ушли, оставив его едва жива. По случаю же священник некий шел путем тем и, видев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел и, посмотрев, прошел мимо; Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, приступив, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив его на своего осла, привез в гостинницу и позаботился о нем; а на утро, отъезжая, вынул два сребреника, дал гостиннику и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что лишнее, я когда возвращусь, отдам тебе. Кто из тех трех, думаешь, был ближний впадшему в разбойников?» Раввин отвечал: «сотворивший милостъ с ним». «Иди» – сказал Господь «и ты твори тоже». Притча о любостяжательном богаче. (Лк. 12:13–21). Однажды во время беседы Иисуса Христа с народом кто-то стал просить, чтобы Он велел брату поделиться с ним наследством. Господь отказал, сказав: «кто Меня поставил судить или делить вас? Но берегитесь любостяжания, ибо и в изобилии ничья жизнь не зависитъ от имения его». При этом Он сказал следующую притчу: «У человека некоего богатого уродилась нива; и помышлял в себе так: как мне быть, что некуда собрать всех плодов моих? И сказал: вот что сделаю: разорю житницы мои и построю болышия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселися. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою потребуютъ у тебя; а все, что ты заготовил, кому достанется? Таков тот», прибавил Господь «кто собирает себе, а не в Бога богатеет». Исцеление слепорожденного. ( Ин. 9:1–38 ). В одном из притворов храма Иисус Христос обратил внимание на человека, слепого от рождения. Евреи верили, что несчастия в жизни, болезни и увечья постигают человека исключительно за грехи его или родителей, а в некоторых случаях даже и ближайших предков; веровали также, что Бог карает человека иногда прежде его рождения. Увидав, что слепорожденный привлек к себе внимание Иисуса Христа, ученики спросили Его: «Равви! кто согрешил – сей ли, или родители его, что родился он слепым?» Господь сказал: «ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем». При этих словах Он плюнул на землю и образовавшимся брением помазал очи слепому и велел ему идти к Силоамской купели и умыться. Слепой исполнил повеление и глаза его прозрели. Чудо было столь поразительно, что многие выражали сомнение, тот ли это человек, которого они привыкли видеть слепым, и заставили его подробно рассказать, каким образом он получил исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010