Судьба Израиля как крест Богоматери Скачать epub pdf Воплощение Сына Божия – «Слово плоть бысть» ( Ин.1,14 ) – соединило Его со всем человеческим родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно совершилось в истории, в определенном месте и времени, чрез посредство «избранного», к тому приуготовленного в церкви ветхозаветной народа. Христос есть «сын Давидов, сын Авраамов», родословная которого проводится, по Матфею, от Авраама до «Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» ( Мф.1:1,16 ). Эта же генеалогия излагается у Луки в восходящем порядке: «Иисус... был, как думали, сын Иосифов... Адамов, Божий» ( Лк.3:23, 38 ). И эта кровная связь с Израилем, запечатленная в генеалогии, раскрывается в Евангелиях как изначальная обращенность Христа именно к Израилю: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15,24 ). Им он проповедовал Царство Божие, в их среде творил чудеса и учил их Сам и чрез учеников Своих. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1,11 ). Между Ним и Израилем назревает внутренний разрыв, который завершается открытой враждой с преданием Его на смерть, воплями: «распни, распни Его». Этот разрыв причиняет собою Господу глубокое страдание, как Он и Сам свидетельствует о том, вместе с призыванием праведного суда на него: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, (что) всё сие придет на род сей, Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» ( Мф.23,35–38 ; Лк.13,34–35 ). Посему в борение Гефсиманское включается и эта скорбь Христова о своем народе, но как бы в ответ на нее раздается то страшное, роковое слово исступления, всегда памятное: Пилат сказал: «неповинен я в крови Праведника Сего, смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:24, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Откр.19:11 .  И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Откр.19:12 .  Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Иоанн видит отверстое небо; такое начало речи говорит о новом и совершенно отдельном видении. Раскрывается самое небо, чтобы дать проход на землю явившемуся белому коню с его всадником. Всадник называется Верным и Истинным. Это имя – несомненно имя Иисуса Христа; оно указывает на постоянные свойства Его отношений к обществу верующих. Обладая такими свойствами, Он является страшным для Его врагов и незыблемою надеждою и утешением для Его почитателей. Чтобы быть праведным судиею, Он обладает глазами, подобными огненному пламени, т. е. Он проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему. О том, что Он не только праведный Судия, но и всемогущий исполнитель Своих приговоров, говорит множество диадим, украшающих Его голову. Это указывает на то, что весь мир принадлежит Ему, должен признать Его власть над собою и подчиниться приговору Его суда. Сообразно свойствам этой природы, Он носит и имя, которого никто не знает, кроме Его Самого: Божественная природа Иисуса Христа в ее сущности и полноте Божественных свойств непостижима для человека. Таинственное имя это находилось на диадимах. Такое предположение подтверждается тем, что собственно диадимы, как принадлежность царского достоинства, говорят о непостижимых свойствах Божественной природы Иисуса Христа. Откр.19:13 .  Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». Всадник является облеченным в одежды, обагренные кровью, – Иисус Христос в окровавленной одежде потому, что Он уже совершил часть Своего суда над грешным человечеством; нечестивые были наказаны страшными казнями, и Вавилон уже погиб. Иисус Христос является в мир второй раз и подобно тому, как о Его первом пришествии сказано было: «Слово плоть бысть», так и при втором пришествии Он назван Словом Божиим, как предвечный Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в Евангелии от Иоанна говорится: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие. Рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от Духа, дух есть» ( Ин.3:5–6 ). XIII. Что ветхое иго отымется и дастся иго новое В псалме втором: «вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их» ( Пс.2:1–3 ). Также в Евангелии от Матфея Господь говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:28–30 ). У Иеремии: «в той день... сокрушу ярем с выи их и узы их расторгну; и не послужат тии ктому чуждим, но послужат тии Господу Богу своему, и Давида царя их возставлю им» ( Иер.30:8–9 ). XIV. Что ветхих пастырей заменят новые У Иезекииля: «сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих и не будут пасти их пастырие... и отъиму овцы Моя из уст их... и упасу я с судом» ( Иез.34:10, 16 ). У Иеремии Господь говорит: «и дам вам пастыри по сердцу Моему, и упасут вас разумом и учением» ( Иер.3:15 ). У Иеремии же: «слышите, языцы, слово Господне и возвестите во островех дальних и рцыте: развеявый Израиля соберет его и снабдит его, яко пастырь стадо свое; яко избави Господь Иакова и изъят его от руки сильнейших его» ( Иер.31:10–11 ). XV. Что Христос будет храмом и домом Божиим, – ветхий храм разорится и постановится новый Во Второй книге Царств: «бысть слово Господне к Нафану глаголя: иди и рцы рабу Моему Давиду: сия глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне... И будет егда исполнятся дние твои и уснеши со отцы твоими, и возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его. Той созиждет дом имени Моему и управлю престол его до века; Аз буду ему во отца и той будет Ми в сына; ... и верен будет дом его и царство его до века предо Мною» ( 2Цар.7:4–5, 7:12–14, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

«Как?» вопрошает святой Иоанн Златоуст : «неужели приятен Ему и принадлежащий к Персам? Если он достоин, то приятен будет так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных и между тем оставленных в презрения? Нет, ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Ибо не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких людей». 293 Историческое учение об Иисусе Христе только напоминается (как несомненно известное всем бывшим с Корнилием) в существенных событиях, а именно в свидетельстве Предтечи Иоанна, крещении, сошествии Духа Святого, называемом помазанием (во всех тех смыслах, для которых совершалось священное помазание), исцелениях и изгнаниях злых духов, в чем особенно явилась Его сила, как Бога. Но Апостол осторожно говорит о Божестве Иисуса Христа, чтобы не подать повода новообращаемым возыметь какое-либо подобие в Иисусе Христе тому, что говорили о богах язычники. Выражение: Бог был с Ним, «ради немощи слушателей менее говорит о лице Иисуса Христа, чем должно» (Златоуст). Но в существе оно свидетельствует и о том единстве Его по существу с Богом Отцом, о котором Евангелист Иоанн выражается: «Слово плоть бысть»Слово было Бог). «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). И глас, бывший при крещении с неба, сказал: •Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). И мудрый Никодим свидетельствовал, что Он не мог бы творить великих чудес, которые творил, если бы не был с Ним Бог ( Ин.3:2 ). Но это пребывание Отца с Сыном не такое, какое было с пророками, например, Моисеем ( Евр.3:3 ), ибо «Аз и Отец едино есма», говорил Сам Иисус Христос. Не без цели особой Апостол Петр упомянул об изгнании злых духов из одержимых ими. В язычестве их власть была особенно сильна. Посему Апостол учит о разрушении царства диавола, хотя и не так ясно, как, например, Апостол Иоанн, говорящий: «сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» ( Ин.3:8 ). 294 Сообщая учение о Христе исторически, Апостол Петр говорит и о свидетелях особенно великих событии, возвещаемых им, как то о всем, что Он совершил в Иудее и Иерусалиме, оканчивая Его смертью на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Начальники были поставлены в большое затруднение. Если, думали они, сказать, что Иоанн был послан от Бога, то спросит, почему же не веровали в него; сказать же, что Иоанн не был посланником Божиим, опасно, потому что народ верит, что он был пророк. Они ответили: «не знаем откуда». «И Я не скажу вам, какою властию сие творю», отвечал Господь. Начальники и старейшины молчали, смущенные своей неудачей. Тогда Господь высказал им, что за их неверие Иоанну, за то, что они отвергли его, как отвергли и других пророков, посылавшихся Богом ранее; за их смертельную вражду к Самому Сыну Божию – они лишаются Царствия Божия, и оно отдается другим народам, достойным того. Эти слова были пояснены притчами. Притча о непослушном сыне и раскаявшемся. (Мф. 21:28–32). У одного человека было два сына. Он послал их работать винограднике. Первый отказался работать, но потом раскаялся и пошел, а второй дал слово идти и не пошел. Таково содержание притчи, сказанной Господом первосвященникам и старейшинам иудейским. Сказав притчу, Господь спросил, какой сын, по их мнению, исполнил волю отца? Они, не подозревая того, что под первым сыном Христос разумеет мытарей и других грешников, а под вторым – их, первосвященников, старейшин и вообще начальников иудейских, отвечали, что исполнил волю отца первый сын. Тогда Иисус Христос открыл им смысл притчи, сказав, что мытари и вообще грешники предварят их в Царствии Божием, так как раскаялись, услыша проповедь Иоанна, а они, руководители народа, отвергнув Иоанна, тем самым показали, что они не повинуются Самому Господу Богу. Притча о злых виноградарях. (Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19). «Человек некий» говорил Господь, обращаясь к начальникам иудейским « насадил виноградник, оградою обнес его и, предав его виноградарям, отшел. Когда же приблизилось время плодов, послал рабов своих к делателям принять плоды его; делатели же, схватив рабов его, иного били, иного убили, а иного камнями побили. Опять послал он других слуг, больше прежняго; и с ними сотворили тоже. Наконец, послал к ним сына своего, говоря: постыдятся сына моего. Но делатели, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем достоянием его. И, схватив его, извели вон из виноградника и убили. Итак, когда прийдет господин виноградника, что сотворит делателям тем?» – спросил Господь. Начальники иудейские отвечали, что злых виноградарей он погубит и, взяв от них виноградник, передаст его иным. Тогда Господь сказал: «или никогда не читали вы сего писания: камень тот, что отвергли строители, тот самый стал во главу угла: от Господа сталось сие, и дивно в очах наших?» 19

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Царствие Божие достигается усиленными подвигами, в него входят тесными вратами, а широки врата и пространный путь ведутъ к погибели. «Итакъ», заключил Господь свою проповедь «всякаго, кто слышит слова Мои и творит их, уподоблю мужу мудрому, кто построил дом свой на камне: и пошел дождь, и разлились реки и подули ветры и устремились на дом тот, и не пал, ибо основан был на камне. А всяк, кто слышит сии слова Мои и не творит их, уподобится человеку безумному, что построил дом свой на песке. И пошел дождь, и хлынули реки, и подули ветры и налегли на дом тот, и он пал, и было разрушение его велие». Господь кончил. Слова Его, раскрывшие великие истины, возвещенные со властью совсем не были похожи на публичные речи раввинов, обыкновенно пустые, бессодержательные. И весь народ дивился Его учению. Исцеление слуги сотника в Капернауме. (Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10). После нагорной проповеди Иисус Христос возвратился в Капернаум. Ирод Антипа держал в этом городе отряд войска под командой сотника. Сотник был язычник, но подобно многим другим почитал единого Бога. Он почтительно относился к вере народа еврейского и выстроил в Капернауме синагогу. Чудеса, совершенные Господом над многими болящими, были ему известны, и у него явилась мысль просить Иисуса Христа об исцелении своего слуги, который в то время был болен. Как язычник, он считал себя недостойным этой милости и потому обратился к посредству старейшин города. Старейшины не сочли возможным отказать в просьбе. Они пошли к Иисусу Христу и убедительно просили Его прийти в дом сотника и исцелить больного. «Он достоин чтобы Ты это сделал для него» – говорили они «ибо он любит народ наш и синагогу нам построил». Иисус Христос пошел. Когда Он приближался к дому, сотник, не ожидавший такой чести, поспешно выслал к Нему друзей своих. От имени сотника они сказали: «Не трудись, Господи! Недостоин я, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе, но изреки слово, и исцелеет отрок мой. Ибо я человек подвластный, и у себя имею под властью воинов, и говорю одному: иди, и он идет; и другому: приди, и он приходит; и рабу моему: сотвори сие, и сотворит».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною», сказал Господь, и Петр сейчас же изменил свое решение; «Господи!», сказал он «не ноги мои токмо, но и руки, и главу». «Омовенному нужно только ноги умыть, весь же он чист», сказал Господь и прибавил, обращаясь ко всем: «и вы чисты, но не все». Это быль намек предателю, что его замысел известен Господу. Когда омовение ног было кончено, Иисус Христос надел верхнюю одежду и, заняв Свое место за столом, сказал: «знаете ли что сотворил Я вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом, и правду говорите: таков Я есмь. Итак, если Я умыл ноги ваши, Господь и Учитель, и вы должны друг другу умывать ноги; образ дал Я вам, чтоб и вы поступали так же, как Я сотворил вам». Вечеря началась. Присутствие предателя и его лицемерное смирение возмутило дух Господа, и Он сказал прямо: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Ученики уже не в первый раз слышали, что в среде их скрывается предатель, но их пламенная любовь к Господу была так велика, что они не допускали возможности такого злого умысла. Полагая, что Господь разумеет какое-нибудь неосторожное слово или необдуманный поступок одного из них они начали один за другим спрашивать: «не я ли, Господи?» Иисус Христос сказал: «кто омочит со Мною руку в блюдо, тот предаст Меня; но Сын Человеческий идет, как писано о Нем; горе же человеку тому, кем Сын Человеческий предается; лучше было бы, когда бы не родился человек тот». Ученики поняли, что Господь говорит об умышленном предательстве и с тревогой начали переговариваться, кто же из них может стать предателем? Петр не мог оставаться в тяжелой неизвестности и дал знак Иоанну, возлежавшему около Христа, чтобы сиросил Его, кто предатель? Иоанн спросил, и Господь ответил, но так тихо, что другие ученики не слыхали Его слов: «тот, кому Я, омочив хлеб, подам», и омочив кусок хлеба, подал его Иуде Искариотскому. «Не я ли, Учитель?» спросил предатель, принимая кусок и видя, что все взоры устремлены на него. «Ты сказал», попрежнему тихо ответил Господь и громко прибавил: «что творишь, твори скоро!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

На пути в Капернаум ученики вели между собой разговор о царстве Мессии и о тех преимуществах, которые получать они в этом царстве. При этом у них произошел спор о том, кто из них более достоин получить высшие почести. Господь знал, о чем они спорят, но до времени молчал. Когда они были уже в городе, Он спросил, о чем они спорили дорогой? Ученики не сразу ответили, так как понимали, что спора их не одобрит Господь. Тогда Иисус Христос сел и, подозвав всех двенадцать учеников, стал говорить: «Кто хочет быть первым, будь из всех последний и всем слуга». При этих словах Он подозвал бывшее тут дитя, поставил его около Себя, обнял и продолжал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не внидете в Царство Небесное. Итак, кто смирится, как отроча сие, тот и больше в Царствии Небесном, и кто приимет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня приемлет; а кто соблазнит единаго из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, когда бы повесили ему мельничный жернов на шею и потонул бы в пучине морской. Горе миру от соблазнов; нужно прийти соблазнам: но горе человеку тому, от кого соблазн приходит». После итого Иисус Христос сказал: «Если согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего, если же не послушает, пойми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, поведай церкви, а если и церкви не послушаетъ, то будет он тебе как язычник и мытар. Истинно говорю вам, что свяжете на земли, связано будет и на небеси и что разрешите на земле, будет разрешено на небесах». Этими словами Господь всех Своих учеников облек такою же властью прощать грехи людей, какую Он раньше дал апостолу Петру, после того как тот первый открыто исповедал Его Сыном Божиим. Притча о милосердом царе и о безжалостном должнике. (Мф. 18:21–33). Заповедь Господа о прощении обид напомнила апостолу Петру учение о том же предмете раввинов. Они говорили, что оскорбление можно прощать до трех раз, а в четвертый раз прощать уже нельзя. Поэтому он обратился к Иисусу Христу с вопросом, сколько раз нужно прощать обиды, довольно ли прощать до семи раз?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Иуда съел поданный кусок и, ожесточенный, удалился. Ученики не знали истинных намерений предателя и думали, что он пошел исполнить какое-либо поручение, данное Господом. Была уже ночь, когда Иуда удалился. Вечеря приходила к концу. Иисус Христос взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «приимите ядите: Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу с красным вином, разбавленным водой, и подал ее ученикам со словами: пийте от нея вси: сие есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите», прибавил Госиодь, «в Мое воспоминание». В благоговейном безмолвии вкусили ученики тела и крови Господа. «Дети!»  сказал Господь, «еще с вами мало Мне быть. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; о сем уразумеютъ все, что Мои ученики вы, когда любовь иметь будете между собою». Петр спросил: «Господи! куда идешь Ты?» «Куда Я иду», отвечал Господь, «ты не можешь ныне по Мне идти; а после по Мне пойдешь». «Господи!» продолжал Петр «зачем не могу я ныне по Тебе идти? ньне душу мою за Тебя положу». «Душу ли твою за Меня положишь? Истинно говорю тебе: не возгласит петел, как отречешься ты от Меня трижды», отвечал Господь. «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», с живостью воскликнул Петр. Тоже повторили и другие ученики. Господь стал говорить ученикам об ожидающих их опасностях, но они понимали Его не достаточно ясно, и Он прервал свою речь. Вечеря кончилась, но Господь оставался в горнице. Он в последний раз был вместе с учениками и желал сказать им Свое прощальное слово. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками. (Ин. 14–16). Когда Пасхальная вечеря кончилась, Господь начал Свою прощальную беседу с учениками. «Да не смущается сердце ваше», говорит Он «веруйте в Бога и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. Когда бы не так – сказал бы вам: иду уготовать место вам. И когда пойду и уготовлю место вам, опять прийду и возьму вас к Себе, да будете и вы там, где Я. И куда иду Я, вы знаете, и путь знаете».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Господь ответил, что самаряне почитают свою гору без достаточных оснований, а Иудеи покланяются в Иерусалиме на основании Божественных обетований. «Но»  –  сказал Он «грядет час и настал уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною. Бог есть дух, и кто поклоняется Ему, должен поклоняться и истиною». Самарянка не возвысилась до этих высоких понятий. Ее опечалило, что Христос отдает предпочтение Иерусалиму, и в тоже время ей стало ясно, что решение вековых споров иудеев с самарянами можетъ дать один Мессия. «Я знаю» –  сказала она «что придет Мессия; когда Он придет, Он возвестит нам все». Господь прямо сказал ей, что Мессия пришел и в эту минуту говорит с ней. Женщина ничего не сказала и, бросив водонос, побежала в город. Между тем возвратились ученики и крайне удивились, видя Иисуса Христа, беседующего с самарянкой. Но никто из них не осмелился высказать Ему какое-либо замечание. Они предложили Ему пищу, но Он не принял, сказав: «пища Моя – творить волю Пославшаго Меня и совершить дело Его». В это время на полях показались толпы народа – это самаряне спешили увидеть Иисуса Христа, об удивительных словах Которого поведала им женщина. Смотря на эти приближающиеся толпы, так стремительно шедшие слушать слово Божие, Господь сказал ученикам: «не вы ли говорите, что еще четыре месяца и наступит жатва? И Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве?» Действительно, жители самарянскаго города оказались очень восприимчивыми к Слову Божию. Никакого чуда Господь не совершил пред ними, а многие уверовали в Него, благодаря лишь свидетельству женщины об Его всеведении. А в течение двух дней, что пробыл у них Господь по их просьбе, уверовало в Него еще более народу. «Уже не по твоим речам веруем, говорили женщине, а потому, что сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира – Христос». Иисус Христос после этой остановки отправился далее, в Галилею. Исцеление сына царедворца и расслабленного в Капернауме. (Ин. 4:46–53; Лк. 5:17–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010