– Это повторить два-три раза. Под конец больную причастить запасными дарами. Еще надо прочитать ей из Евангелия страсти Господни. Напиши также слова из Евангелия от Иоанна: В начале бе Слово и Слово плоть бысть и надень на шею женщины, и пусть все родственники ожидают от Бога благодати выздоровления. – Ну, крокуй (Шагай (укр.)), чадо. Иди до бесноватой. И отныне это будет тебе послушанием до конца твоей земной жизни. И я пошел за послушание работать для Бога. И так стал бесогоном. – Батюшка, а где бес сидит в человеке? Может быть, в душе? – Бес может сидеть в человеке где угодно, но больше в голове. А вот к душе подобраться он не может, потому что в душу может войти только Тот, Кто ее создал. И сказал Бог сатане, отдаю всего тебе человека Иова, только душу его не трогай. И сказал Господь сатане: вот он, в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2, 6). И по слову Божиему всегда есть надежда на исцеление бесноватого. – А вот, батюшка, если исцеление все же не получается, что тогда делать? – Сам Господь дал ответ на твои вопрос: Когда ученики спросили Иисуса: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему. И действительно, вера экзорциста или по-русски – бесогона имеет решающее значение. Или еще может быть, что Бог попускает бесноватого больного еще пострадать для его последующего духовного просветления или совершенствования. – Батюшка, а все же какие есть главные средства врачевания бесноватых? – Можете записать. Их семь. Перечислю по порядку: пост и молитва, паломничество ко святым местам, генеральная исповедь прегрешений, начиная с семи лет, молитвенное делание с многократным осенением себя крестным знамением и набожными размышлениями, праведные обеты, бесоизгнание. И все это венчает принятие Святого Тела и Крови Христовой. И потому чаще причащайтесь. Бес не может пребывать в человеке совместно с принятым Святым Пречистым Телом и Кровью Христовыми. Наконец мы, получив благословение, распрощались с батюшкой и вышли. Недалеко от батюшкиной кельи я увидел обширный, прекрасной постройки дом с большими светлыми окнами и верандой. Я спросил Магду:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

Златоуст, что Христа еще не знали, кто Он был; но о Духе получили уже достаточное понятие. «Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо, если уже вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святого. Посему наказание ваше как здесь, так и там неизбежно» (Злат., ср. Феофил.). – Св. Афанасий Великий говорит в изъяснение сего изречения: «святые писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен и именно – из Божества и человечества, ибо «Слово плоть бысть» ( Ин.1:14 ). Итак, сам Христос именует божество Слова Духом Святым, как и самарянке сказал: «Дух есть Бог» ( Ин.4:24 ), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: «ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин.13:31 )... Почему и говорит: «кто скажет слово на Сына Человеческого», т.е. на тело Его, «простится» ему. Ибо, осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики Его не имели совершенного понятия о божестве Его, пока не снизошел на них Дух Святой в день Пятидесятницы... Но которые хулят Духа Святого, т.е. божество Христово, и говорят, что силою веельзевула Он изгоняет бесов, тем не простится. Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не простится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». – «В сем веке»: время до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда. – «В будущем»: после второго пришествия и суда, – вечность. Мф.12:33 . Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. «Признайте»: собственно – сотворите или сделайте ( ποιη’σατε), «сделайте вместо – назовите» (Евф. 3иг.). «Сказанное имеет такой смысл: никто из вас не обвинял Меня в том, чтобы исцеленные Мною не были точно исцелены; никто не говорил и того, чтобы освободить от беса было дело злое... Если вы хотите порицать дела Мои, пусть будет так; только бы в обвинениях ваших не было несообразности и противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

8: 7–8). Речь идет не просто о захвате Самарии войсками, но о событии мирового масштаба. Мы помним о землетрясении, которое было во время распятия, и о той всемирной катастрофе, которой нам представляется Второе пришествие Спасителя. Одним из признаков последних времен, о которых говорит пророк Амос, будет жажда Слова Божия: « Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8: 11–12). Пророк говорит, что Господь Бог коснется земли, и она растает, и восплачут все живущие на ней (Ам. 9: 5). « Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь» (Ам. 9: 8). Сохранится остаток, который спасется, несмотря на то что избранный народ осужден, и вот этот остаток и будет участником в радостном царстве Мессии. Заключительное благословение . В самом конце книги Господь обещает через пророка радость и благословение. Он говорит: « В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Ам. 9: 11–12). Здесь пророчество о возвещении имени Господня среди народов, об устроении Церкви новозаветной и о призвании в Церковь язычников, которые нередко в Писании называются Едомом. Блаженный Феодорит толкует это пророчество следующим образом: «Господь наш Иисус Христос, ведя род Свой по плоти от Давида, исполнил обетование, изреченное Давиду, потому что “ Слово плоть бысть и вселися в ны” (Ин. 1: 14), восприяв на Себя скинию от Давида. Посему, пророческое слово справедливо сказует, что Давиду возграждена будет скиния не на малое время, но на все дни века. Ибо таковые обетования даны были Богом всяческих блаженному Давиду: “ и положу во век семя его, и престол его яко дние неба” (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Каков смысл этого сооружения? Скиния – образ Боговоплощения. «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. ‹...› Это и есть Единородный Бог, объемлющий Собою вселенную, но и среди нас устроивший Свою скинию» 118 . Когда евангелист Иоанн говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин. 1:14 ), это «вселися в ны» может быть истолковано как «поставил Свой шатер посреди нас». Скиния стояла посреди стана Израильского. Если вы прочитаете внимательно его описание, то увидите, что израильтяне располагались так, что их стан в плане представлял собою крест, и в центре этого креста находилась скиния ( Числ. 2 ). Скиния была символом пребывания Бога среди народа израильского, ее осеняло облако и наполняла слава Господня ( Исх. 40:35 ). В каноне на Воздвижение (песнь 4, тропарь 3) говорится: «Священнии ополчаются четверочастнии людие, предходяще образом свидетельства скинии, крестообразными чинми прославляеми». Устройство скинии, разные ее детали и цвета тканей  прообразовали Тело Христово, свидетельствовали, что это пребывание осуществится через Воплощение.  Но Тело Христово есть и Церковь . Явление Бога в скинии пророчески изображает устройство Богом Церкви, через которую он явил на земле свое грядущее Царство. Этот же образ присутствует в пророческих видениях Апокалипсиса. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» ( Апок. 21:3 ). Иногда устройство скинии толкуется как пророчество о Божией Матери, в Которую вселился Бог Слово. Существуют два обычных апостольских зачала на Богородичные праздники: первое – это послание к филиппийцам ( 2:5–11 ) о первенстве и самоуничижении Христовом, второе – послание к евреям ( 9:1–7 ), в котором как раз и говорится о скинии. Во-первых, потому, что скиния прообразовала Саму Божию Матерь, во-вторых, потому что Богородица послужила делу Боговоплощения, которое пророческим образом изображалось этой скинией. 5.15. Освящение скинии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

О Господнем Преображении Скачать epub pdf Праздник Преображения Господня один из великих праздников Церкви. И это – событие, о котором подробно говорят три первых евангелиста, Матфей, Марк и Лука, так же как и самоочевидец его, св. апостол Петр в своем втором послании. Только три, из избранных избраннейшие апостолы: Петр, Иаков и Иоанн, сподобились быть его свидетелями. Можно удивляться, что св. апостол Иоанн, написавший Евангелие и бывший свидетелем Преображения Господня, не дал подробного описания его. Но Евангелие от Иоанна, написанное значительно позже прочих Евангелий, ставит своей целью восполнять свидетельства других евангелистов. Видя же три подробные и совершенно истинные описания этого святого события, св. Иоанн не счел нужным повторять его. Но он не оставил этого преславного и благодатного явления без упоминания о нем в своем Евангелии. Как указывают некоторые свв. отцы, о Преображении говорит св. Иоанн во вдохновенных ярких строках, которые мы слышим в священнейшие часы Пасхальной ночи: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины». Св. апостол Петр, также самоочевидец Преображения, более подробно говорит о нем во II-oм своем послании к своим духовным чадам и пасомым: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепотной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали будучи с Нем на святой горе...» ( 2Петр. 1, 16–18 ). Полную картину Преображения дают нам три евангелиста, из которых ни один не был свидетелем самого события. За 40 дней до Своих страданий Господь, желая укрепить веру Своих учеников, чтобы они не поколебались, когда Его подвергнут оскорблениям, унижению и мукам, просиял паче солнца. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное» – разъясняет нам св. Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Глава I «Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы " " (Ап. Павел). Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел). «Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь . «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» ( Дeяh. II, 24,32 ) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия. Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь , «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь , отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

" Аз есмь первый и последний, и живый. И был мертв, и се жив во веки веков, аминь. И имею ключи от ада и смерти» ( Откр.1:17,18 ). О почести горнего призвания Печатается по изданию: Сергиевские листки. 9 (21). 1933. С. 2–11. В Евангелии есть трудные и суровые слова, – боится, укрывается от них косное и немощное сердце... Страшит и смущает максимализм евангельского идеала. «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – говорил Господь ( Ин.13:15 ). И апостол повторял христианам: «Кто говорит, что в Нем пребывает, должен так поступать, как поступал Он» ( 1Ин.2:6 ). Это кажется невозможным... «Так кто же может спастись?» – недоумевали ученики. Но именно это «невозможное» и требуется от каждого христианина: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» ( Мф.5:48 ). От каждого христианина требуется «последование» Христу, и требуется безусловно: «Ко всем сказал: кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет крест свой, и следует за Мной» ( Лк.9:23 ). Строгость заповеди скрепляется величием обетования: «и где есмь Я, там и слуга Мой будет...» ( Ин.12:26 ). – Так открывается единый и единственный христианский путь, – скорбный путь к славе... И слава страшит еще более скорби. Высшая радость христианской веры – в том, что «Слово плоть бысть...» ( Ин.1:14 ). Это было абсолютное богоявление, абсолютное Откровение, – Откровение Божественной премудрости и любви. И Откровение не только о Боге, но и о человеке... Ибо Сын Божий стал и Сыном человеческим... Во Христе, как Богочеловеке, открывается смысл человеческого бытия; и не только открывается, но осуществляется... Во Христе исполняется человеческая природа, – и пересозидается, воссозидается, новотворится... Сбывается человеческая судьба, свершается изначальный и предвечный совет Божий об устроении человека. В этом смысле Христос есть «Последний Адам» ( 1Кор.15:45 ), – то есть истинный человек; и в Нем – мера и предел человеческой жизни. «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим», – говорил св. Ириней Лионский . И в этом – спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Чудный Павле! Но если ты уже знаешь, что узы и скорби ждут тебя в Иерусалиме, (хотя и не ведаешь от кого и за что, так как ты ни пред кем ни в чем невинен), и если знаешь сие не по догадкам и заключениям, которые, хотя выводятся из обстоятельств, могут оказаться не верными чрез перемену, или от не точного познания обстоятельств, но знаешь по свидетельству Духа Святого, изрекаемому Его Пророками, в непогрешительности коего ты не можешь сомневаться: кто же тебя гонит в Иерусалим, когда ты еще на свободе? Никто, говорит он, кроме того, что я связан Духом. «Связан духом, гряду в Иерусалим». Что такое «связан духом»? Неужели подлинно Дух влечет в Иерусалим на страдания, как узника в темницу? – Нет. Ибо мы видим, что когда люди, ему преданные, со слезами «молили» его «не восходити ему в Иерусалим», он отвечал не то, что делает сие по необходимости, по неволе, но утверждал, что делает то, что хочет, и к чему готов по доброй воле. «Отвещав же Павел, и рече: что творите плачуще и сокрушающе ми сердце? аз бо не точию связан быти хощу, но и умрети во Иерусалиме готов есмь за имя Господа Иисуса» ( Дeяh. XXI. 12–13 ). Каким же образом сей, – не знаю, как назвать его, – свободный, может быть, невольник, «связан» был «духом», так что шел во Иерусалим на страдание, как агнец на жертву, и был однакоже так доволен в сем состоянии, как агнец на тучной пажити? Павел был связан и веден духом, подобно тому, «как Иисус возведен бысть духом в пустыню по своем крещении» ( Мф. 4:1 ). Под сие полномощное водительство и управление духа, подошел Святой Павел, деятельно следуя тому же умозрению, и тем же правилам, которые преподавал другим, когда говорил христианам: «Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ) и потому «Духа не угашайте» ( 1Сол. 5:19 ); – «аще живем духом, духом и да ходим» ( Гaл. V. 25 ); – «духом ходите, и похоти плотския не совершайте» ( Гaл. V. 16 ), подобно как и Св. Петр учил души очищать «в послушании истины духом» ( 1Nemp. I. 22 ). По той мере, как отказывают в удовлетворении похотям плоти, плоть умирает для греха, и дух оживает для правды, или добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1Ин.4:3 .  а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Решительным признаком истинного пророка или учителя христианского Апостол выставляет исповедание им явления Бога во плоти в лице Господа Иисуса Христа: это основной догмат христианства, в прологе Евангелия Иоанна выраженный в словах: « Слово плоть бысть» ( Ин 1:14 ). Напротив, отвергающий эту основную истину Боговоплощения тем самым показывает, что он не от Бога, а от диавола и антихриста: таковы были, напр., докеты, о которых упоминает св. Ириней Лионский , а также, вероятно, и другие подобные лжеучители такого же антихристианского духа. Антихрист в строгом и тесном смысле слова еще не пришел, но дух антихриста уже во многих лжеучителях действует. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие» (Феофил.). Точнее и ближе определить лжеучение обличаемых затруднительно, но во всяком случае это – не гностические еретические учения II века, а не развившиеся еще в систему лжеучения I века. 1Ин.4:4 .  Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 1Ин.4:5 .  Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 1Ин.4:6 .  Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. В утешение и подкрепление верующих Апостол возвещает им, что победа истинного учения евангельского над лжеучением несомненна (ср. ниже 1Ин.5:4 ), так как Дух Божий или Дух Христов, обитающий в верных, безмерно больше того духа воли, который действует в боговраждебном мире вообще, в особенности же в лжеучителях. Это апостольское утешение верующим вполне соответствует изречению Самого Господа к ученикам в Его прощальной беседе: « дерзайте, ибо Я победил мир» ( Ин 16:33 ), и подобно этому обетованию Господа, сильно было внести полное ободрение в сердца христиан. Но пастырская любовь и попечение Апостола обращает и на другую сторону дела. Апостол «дает им еще другой признак для узнания лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самых верных. Некоторые из них, естественно, могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают, ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, т. е., учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, т. е. развратные развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно и посему знает Бога и готов слушать нас» (Феофил.). В последних словах ст. 6 Апостол, суммируя все сказанное о различении духов, «как бы прилагает печать к сказанному» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

б) Вообще, в видимой нами природе есть много-много образов, или подобий воскресения мертвых. Обновление природы с открытием весны, оживление растений, пробуждение от спячки замерших на зиму животных, преобразование некоторых животных после замирания в другие виды, напр., гусеницы в бабочку и пр., разве все это не указывает на возможность воскресения мертвых, при конце этого видимого мира, при воздействии на них могущественной силы Божией? в) Еще в ветхом завете один пророк Божий удостоился предзреть дивное явление воскресения мертвых действием могущественного слова Божия. «Была на мне рука Господня, говорит пророк Божий Иезекииль, и поставила меня среди поля, и это поле было полно мертвых костей человеческих, и кости сухи очень. И сказал мне Господь: сыне человечь! прорцы на эти кости и скажи им: кости сухия, слышите слово Господне... И я сказал, как заповедал мне Господь, и когда я говорил, сделался трус и соединились кость к кости, каждая к своему составу, и на них явились жилы и росла на них плоть и явилась кожа, но еще духа в них не было. И сказал мне Господь: прорцы, сыне человечь, о духе и вдуни на мертвыя сия и да оживут. И я сказал так, как было мне повелено, и ожили мертвые и стали на ногах своих, и был великий, великий собор» ( Иез. 37, 1–11 ). г) Что все мертвые воскреснут, для этого мы имеем ручательство и в том, что Иисус Христос воскрес. «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть», т.е. положил начало нашему воскресению, говорит св. ап. Павел ( 1Кор. 15, 20 ). После сего не безумно ли сомневаться в истине воскресения мертвых? Воскрес Христос, первенец из умерших: воскреснем и мы. д) Затем, ручательством тому служат неоднократно совершавшиеся воскресения силою Христовою: так Иисус Христос во время Своей земной жизни, воскресил дочь князя Иаира, – сына вдовы наинской, – четырехдневного мертвеца Лазаря; во время крестной смерти Иисуса Христа, по свидетельству евангелиста Матфея, «гробы отверзошася и многа телеса усопших святых восташа и изшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град и явишася мнозем» ( Матф. 27, 52–53 ). И святые апостолы, облеченные силою Христовою, воскрешали мертвых; так, ап. Петр воскресил в Иоппии (Яффе нынешней) девицу Тавифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010