Здесь вводится двойная ориентация: силою боговоплощения плоть Христова является сшедшей с небес, но она же есть и плоть евхаристического преложения, которая подается причащающимся. Но дальнейшее раскрытие этой мысли, как и следовало ожидать, вызывает в слушателях лишь новое недоумение и раздражение: «Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (6:52). Они действительно могли здесь спорить, ибо было почему: легко ли вместить плотскому разуму мысль о таинственном вкушении Плоти Христовой. Ведь пред этим даже не учением, но самым свершением, оказались ученики на Тайной Вечери, когда принимали Св. Тайны, как хлеб и вино, из рук самого пред ними во плоти предстоящего Господа, произносящего заверяющие слова: «приимите, ядите, сие есть тело Мое... пейте от нее все, сия есть кровь Моя». Если даже они и могли тогда недоумевать о смысле этого свершения, то сила его открылась в них как превозмогающая. Но в беседе Капернаумской они слышали еще только учение, ранее самого свершения; поэтому лишь у избранных, в частности в душе возлюбленного ученика, таинственные слова эти отлагались как зерно будущего евхаристического богословия, которое он уже на закате жизни был призван явить в своем Евангелии. О таковой спасительной силе Боговоплощения далее и свидетельствует Христос в евхаристическом с Ним соединении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» (6:54–57). И далее еще раз повторяется (по-иоанновски) мысль о единении Сына с Отцом: «как послал Меня живый Отец, так и Я живу Отцом, так и идущий Меня жить будет Мною» (6.57). Боговоплощение имеет силу соединения божеского и человеческого начала в единой жизни во Христе, это же соединение осуществляется и евхаристически, чрез вкушение Плоти Христовой, которая уже несет в себе это соединение естеств (согласно догмату Халкидонскому). Это именно и содержит в себе, как в зерне, боговдохновенное слово Пролога: «И Слово плоть бысть и вселися в ны». Эту истину носил в себе и осознавал возлюбленный ученик Христов, очевидно уже и тогда, когда слушатели Его – одни соблазнялись и негодующе роптали: «какие странные слова, и кто может это слушать» (6:60, 66), и даже отходили от Него, другие лишь смущенно молчали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Почему Иоанн Богослов, чтоб яснее это представить, прибавляет далее: бе Свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна (Ин. 1:9, 10). От начала, говорит, был всюду Бог, который просвещает и животворит всякаго человека, грядущаго в мир. И прежде создания мира был Он. И все было у Бога, прежде проявления в бытии. Потом, когда создал Бог чувственный мир сей, то не отдалился от него местом, потому что есть везде сый и вся исполняяй; но из всего сущаго в мире, ничто не приблизилось к Нему по естеству и славе божества Его. Бог, будучи не отдален от всего сущаго, явно есть во всем, и однакожь никто не знает Его, как говорит Господь наш: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже волит Сын открыти (Мф. 11:27). Итак Бог, который был в мире и не был познаваем от него, пришел, говорит, во своя, и свои Его не прияша. Своими называет Он мир и людей, сущих в мире, и потому, что есть Творец и Владыка их, и по сродству, в какое вступил с людьми через свое вочеловечение. Размысли же добре о том, что мы сказали, и познай что Бог–Слово, в начале сый у Бога и Отца, имеющий жизнь в Себе и все создавший, и сущий светом, просвещающим всякаго человека, Он самый, который был прежде бытия мира и создал мир, который есть в мире и не познается миром и не объемлется им, — Он пришел в мир и соделался человеком, да явится яко Бог и познается, как есть, тем, которые приемлют Его, яко Бога, с верою и соблюдают заповеди Его. Почему св. Евангелист и говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:12—14). На–те! Вот вам зеркало, о коем я сказал прежде, — эти самыя слова! И посмотрите, прошу вас, какая точность в словах Евангелиста! Как ясно обозначает он признаки, по которым познаются верные, чтоб мы и самих себя могли познавать, и ближних своих! Елицы же, говорит, прияша Его, разумеется, посредством веры, и исповедали Его Богом, а не человеком только, даде им область, через крещение чадами Божиими быти, освободив их от тиранства диавола; так чтоб они не только были верными, но, если восхотят жить и по заповедям Его, чтоб к вере притяжали и святость через делание заповедей Его, как и в другом месте говорит Господь: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Этим то же сказано, что и у апостола Павла: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол 1:16). Или в другом месте: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр 1, 10). Или еще: «один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (ср.: 1 Кор 8, 6). Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сущий, — Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его (свт. Иларий в трактате о Троице). Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом. Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые». ( Святитель Феофан Затворник, Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа )   В самых первых строчках Библии мы видим упоминание о Христе как о Творце Вселенной, от Которого она зависит. И при этом именно Он, участвовавший в творении Вселенной и всей природы, которую мы видим вокруг, воплотился в Младенце, родившемся в хлеву. Вот как говорится об этом в песнопениях праздника Рождества Христова:                                   Стихиры шестого часа Слыши, Небо, и внуши, земле,/да подвижатся основания,/да приимут трепет преисподняя:/яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание,/и Иже державною рукою создавый тварь,/утробы зрится здание./О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия!/Яко неиспытаны судьбы Его/и неизследовани путие Его.   Слушай, небо, и внимай, земля,/да потрясутся её основания,/да охватит трепет преисподнюю:/ибо Бог и Творец вошел в образующуюся плоть,/и Создавший мощною рукою все творение/как произведение чрева созерцается./О, глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия!/Как непостижимы суды Его/и неисследимы пути Его!   Сей Бог наш,/не вменится ин к Нему,/родивыйся от Девы, и с человеки поживе;/во яслех убогих/Сын Единородный лежащь видится человек/и пеленами повивается, иже славы Господь./И волхвом звезда возвещает в Его поклонение./И мы поим: Троице Святая, спаси души наша.

http://blog.predanie.ru/article/sotvoren...

Когда же предвозвещено было Аврааму имевшее быть по времени в Египте потомкам его, то есть Израилю, притеснение и чудесное избавление, то сказано, «зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченным». Ибо прежде исполнения обетованного воссиял данный чрез Моисея закон, заключавший в себе для слушателей его длинные повествования о рабстве израильтян и об искуплении. В последние же времена века, и как бы к вечеру «Слово плоть бысть». Ибо это, думаю я, и ничто иное значит то, что Божественное и неизреченное естество, как бы в виде огня, прошло между рассеченными на части животными. Но «бысть», сказано, «дым» огненный, «и печь» огненная, «и пламя огня»: потому что честное таинство вочеловечения поистине соделалось для людей, не желающих веровать и склонных к необузданности, печью и пламенем, и невыносимейшим из всех и высшим наказанием. Так и об израильтянах, которые, неразумно оскорбляя таинство Христово, изобличаемы были, как худоумные и надменные, Давид говорит Отцу всяческих и Богу: «положити их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господи, гневом Твоим смятеши я, и снесть их огнь» ( Пс. 20, 10 ). Под временем же «лица Отчаго» по справедливости разумеется время вочеловечения, если и Лице, и образ Бога и Отца есть Сын. Итак жестокий пламень и пещь ожидает тех, которые хотят отвергать тайну вочеловечения Единородного: познавшим же «явление Его», как написано ( 2Тим. 4, 8 ), Он будет светильником, сияющим в темноте, рассеявающим густоту мрака диавольского и не допускающим того, чтобы собрание чтителей Его претыкалось на встречающиеся соблазны. Так нам именовал Сына Бог и Отец и устами Исаии, говоря: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62, 1 ). Ибо спасением и правдою от Бога и Отца соделался для нас Сын, если истинно то, что в Нем мы получаем оправдание и, побеждая издревле владычествовавшую над нами смерть, возвращаемся к нетлению, и преобразуемся в то состояние, в каком природа наша была в начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Если бы Апостол сказал: о Сыне Своем, каков Он чрез воскресение из мертвых 17 , то указывал бы на одного Сына; но он говорит: о сыне Своем (сделавшемся таковым) чрез воскресение от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Однако, кто сделался сыном Божиим чрез воскресение Христа, это яснее показывает (в словах): о Сыне Своем, бывшем (Ему) от семени Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии. Ибо не Господь (Иисус Христос) наш предназначен в Сына Божия, так как Он Бог и равен Отцу, и кто из чего создан, тот то и есть 18 . — Но тот, которому Бог говорит в крещении, по свидетельству Луки: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя 19 ; тот от семени Давидова, кто соединился с начальствующим Духом и сам соделался сыном Божиим, чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа, то есть пока воскресает во Христе семя Давидово, — а не Тот, о Котором сам Давид сказал: рече (так говорит) Господь Господеви моему (Пс 109:1). И так, двое 20 стали одною плотью, Слово плоть бысть (Ин 1:14) и плоть сделалась Богом, так как мы не от крови, но от Бога родились. Апостол говорит: будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф 5:31–32). Ибо одно семя (unumsemen) обетовал Бог Аврааму, чтобы все те, которые соединятся со Христом, были одно (unus) во Христе, как говорит Апостол: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе. Аще ли вы Христовы 21 : убо Авраамле семя есте, и по обетованию наследницы (Гал 3:28–29). Но есть разница между едино (unum) есте и едино (unus) есте. Одно суть двое, всякий раз, как они соединяются друг с другом волею, как и Господь говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30). А всякий раз, как они соединяются телесно и сливаются в одну плоть, они суть одно тело. Итак, во главе Своей Он — Сын Божий, и, Бог в теле Своем, Он есть сын человеческий 22 , который ежедневно приходит раждаясь и возрастает в святой храм Божий. Ибо храм двучастен, и одна из частей его, хотя бы и была построена из больших камней, разрушается: и не останется в нем камня на камне. Этого непрестанного явления нам нужно остерегаться до тех пор, пока Церковь не удалится из среды его.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

Учение о воплощении и вочеловечении Сына Божия. Обещанный Спаситель пришел на землю не вскоре по грехопадении первых людей, а по истечении довольно продолжительного времени. Необходимо было, чтобы люди в продолжении веков на опыте сознали всю глубину своего нравственного падения и свое бессилие спасти себя, и тем охотнее возжелали высшей Божественной помощи, тем усерднее приняли ее, когда она будет подана им свыше. Кроме того, надлежало постепенно сообщить людям те признаки, по которым они могли бы узнать своего Спасителя, надо было путем постепенного духовного воспитания подготовить человечество к усвоению того высокого учения, какое должен был принести на землю Божественный Искупитель. Когда же настало определенное Богом время ( Гал.4:4 ), Единородный сын Божий воплотился от Духа свята и Марии Девы и вочеловечился. Под словом воплощение разумеется то, что Сын Божий принял на Себя человеческую плоть, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Самое слово воплощение заимствовано из слов евангелиста Иоанна Богослова: Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Слово стало плотью. О воплощении Сына Божия от Духа Свята и Марии Девы в св. Писании говорится следующее. Когда св. Дева жила в доме Иосифа в Назарете, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что от нее родится Иисус – Спаситель мира. Услыхав это, Пресвятая Дева спросила ангела: Како будет сие, идеже мужа не знаю ( Лк.1:34 )? Как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий ( Лк.1:35 ). Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое (безгрешное, чистое) наречется Сыном Божиим. В Символе веры о Сыне Божием не только сказано, что Он воплотился, но еще прибавлено, что Он вочеловечился; это сделано для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял только одну плоть, или тело 65 , но, чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души, во всем подобного нам, кроме греха 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не надейтесь на себя, не обещайте многого, но бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Некоторые под искушением понимают здесь отречение. Мф.26:41 .  Дух убо бодр, плоть же немощна. Дух бодр, плоть же немощна. Дух бодр и смело идет против опасности, а плоть, как немощная, страшится и убегает. Поэтому нужно не гордиться, обращая внимание на бодрость духа, а быть смиренным, видя немощь плоти. Мф.26:42 .  Паки вторицею шед помолися, глаголя: Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Марк написал, что Спаситель сказал то же слово, что и прежде ( Мк.14:39 ). Вероятно, что Он сказал и то, и другое. Мф.26:43 .  И пришед обрете их паки спящих: беста бо им очи отяготене. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. Отяжелели не только от сна, но и от печали, как сказал Лука ( Лк.22:45 ), так как они уже были убеждены в смерти Спасителя. Марк ( Мк.14:40 ) сказал: «и не ведяху, что быша Ему отвещали». Мф.26:44 .  И оставль их, шед паки, помолися третицею, тожде слово рек. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Молился второй и третий раз, показывая, что должно чаще молиться и не ослабевать. Приходит во второй раз к ученикам, чтобы изобличить слабость их. Так как после упрека они не только не исправились, но так заспались, что не могли даже отвечать Ему. Поэтому Спаситель даже не порицал их в этот раз. Лука ( Лк.22, 43–44 ) сказал подробнее, именно – что «явися же Ему Ангел с небесе, укрепляя Его», т.е. призывающий Его, как человека, крепиться и мужаться, – и что, находясь в подвиге, прилежнее молился, чтобы и мы во время опасности молились прилежнее, – и что «бысть же пот Его яко капли» ( θρομβοι) «крове каплющыя на землю»; θρομβοι – куски, т.е. густые капли крови. Этим сказал не то, что Иисус Христос потел кровью, а то, что от этих предсмертных мук появился у него сильный пот.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И Господь услышал моление пророков. Отец не презрел гибнущего рода человеческого, послал врачом с небес Сына Своего. Предвечное Слово — Сын Божий силой Своего творчества составил Себе плоть в утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству сделался сыном и по естеству человеческому. От Девы родился Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и не слитных естествах, Божественном и человеческом. Божественное естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, а человеческое естество, несмотря на свое не слитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Чтобы даровать всем людям спасение от власти греха и смерти, наш Спаситель Иисус Христос — а Иисус (по- еврейски Иешуа, сокращенное от Иегошуа) именно и означает «Спаситель»; Христос, как и еврейское Мессия (Машиах), значит «Помазанный» — облекся в тело, иначе — воплотился. Спаситель принял не только тело человеческое, но и все естество человека, то есть и тело, и душу, став полностью человеком, иначе говоря — вочеловечился. Но почему Господь наш Иисус Христос пришел во плоти и вочеловечился? Иначе Он был бы для нас недоступен, объясняет святитель Кирилл Иерусалимский. Мы не можем видеть Его таким, каков Он Сам в Себе, и Он вочеловечился, чтобы мы таким образом сподобились насладиться Им. Господь снисшел в огне на гору Синайскую, и народ не мог вынести этого и сказал пророку Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20, 19). И еще: «Есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня… и осталась жива?» (Втор. 5, 26). Если и услышав глас глаголющего Бога, можно умереть, то тем более увидев Его. Чему удивляться, когда сам пророк Моисей сказал: «Я в страхе и трепете» (Евр. 12, 21)? Разве мог пришедший для спасения стать причиной гибели, потому что невыносимо было бы для людей Его пришествие? Пророк Даниил не вынес явления Ангела; а ты стерпишь лицезрение Владыки Ангелов? — спрашивает святитель Кирилл. Явился Архангел Гавриил, и пророк Даниил упал ниц. И каков был явившийся, в каком пред- стал образе? Лицо его было как молния, а не как солнце; очи же его как светильники огненные, а не как печь огненная; глас словес его как глас народа (Дан. 10, 6), а не как глас двадцати легионов Ангелов. Однако же пророк пал на землю и при всем этом ничего не отвечал, пока не прикоснулось к нему подобие руки человеческой (Дан. 10, 10), и лишь когда явившийся принял человеческий облик, Даниил заговорил. И что же сказал? «От этого видения внутренности мои повернулись во мне… во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» (Дан. 10,16-17). Если явившийся Архангел отнял у пророка голос и силу, то явление Бога оставит ли дыхание? Итак, поскольку была опытно доказана немощь наша, Господь воспринял на Себя то, чего требовал человек.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

Далее еретик присовокупляет к сему следующие слова: Господь в Евангелии от Луки во время молитвы изображается, как бывший в подвизе. Он покрывался потом; и бысть, говорится, пот Его, яко капли крове каплющия на землю; и явися ему Ангел Господень укрепляя Его ( Лк.22:43,44,45 ). Итак, эти ловцы слов, как бы нашедши предлог для нападения на врага, быстро устремившись на нас, возражают, говоря: видишь ли, что Он нуждался и в силе Ангелов; ибо Ангел укрепил Его, ибо Он был в подвизе. Но не знают они, что если бы с Господом не было всего этого и не изрек бы Он: да будет не моя воля, а твоя; если бы Он не был в подвизе, если бы у Него не изливалось пота на теле, то пришествие Христа во плоти было бы кажущимся и мнение Манихеев и Маркионитов о призрачности оного было бы благовидным; плотское пришествие Его было бы только по видимости, а не в самой истине. Но все это, для утверждения нашей жизни, всецело восприял на себя Господь по домостроительству и произносил некоторые выражения, как подобострастный человек, не притворно, но по истине, как например: не моя воля да будет, дабы показать, что Он принял истинную плоть, и дабы обличить тех, которые говорят, что Он не имел человеческого ума, равно как и тех, которые не признают, что Он имел действительную плоть. О! как божественное Слово, стоя посреди сынов мрака, освещает сынов истины! Посмотри, как много полезного в этих словах. У существ бесплотных не бывает пота; а тем, что Он имел его, показал, что у Него истинная плоть и что не видимость только плоти соединилась с божеством; ибо без души и ума не бывает подвига. Тем, что Он был в подвиге, показал, что Он совмещал в Себе и душу, и тело, и ум, – от чего и является подвиг. И опять словами: не Моя воля, но Твоя, показал, что в Нем по истине ум человеческий, но безгрешный. Ибо Божество Его, так как Он всегда во Отце и Отец в Сыне и Сын в Святом Духе, имеет все в совершенстве и ничем не разнится мысль Сына от мысли Отца, так же как и мысль Отца от мысли Сына: равно как и мысль Духа Святого ни чем не отлична от мысли Отца и Сына. Ибо если бы Сын хотел того, чего не хочет Отец, то Он был бы, как и мы, простым человеком, и по воле меньшим Отца. Но не так на самом деле; да не будет сего. Повествуя о себе, как о подобострастном человеке, Он показывает, что пришествие Его во плоти было истинным и вочеловечение совершенным, для того, чтобы наше спасение было полным, и мы не понимали одно вместо другого и не уклонялись от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В том же 1816 году Филаретом написано и издано «Начертание церковно-библейской истории». 2 июня его назначили членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии, а 16 июня он утвержден членом совета Императорского человеколюбивого общества. Это общество было создано императрицей Марией Федоровной для помощи бедным и на протяжении ста лет затем много сделало для улучшения жизни нуждающихся. Но главное, чем он полностью увлечен в том году, конечно же перевод. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так начинается Евангелие от Иоанна. «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» – «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца». Слово в данном случае – божественная сущность, воплотившаяся во Христе. Но не будет кощунством сказать, что русское слово нашло свое лучшее воплощение в начале XIX столетия и в величественном труде Карамзина, и в синодальном переводе Нового Завета, осуществленном Филаретом (Дроздовым) . «Вряд ли кто решится утверждать, что этот русский текст Евангелия, известный нам под именем Синодального перевода, имел, да и имеет в России меньшее распространение, чем произведения Пушкина. Даже в советское время, и даже классики марксизма сплошь и рядом цитировали эту Великую книгу не в меньшей степени, чем отрывки из стихов нашего прославленного поэта. И русская Библия, ставшая в середине XIX века настольной книгой в каждой семье, ничуть не меньше повлияла на формирование лексических норм современного русского литературного языка», – пишет архимандрит Геннадий (Гоголев). Работа шла год. Наконец четыре Евангелия были представлены на суд Синода, члены которого ознакомились с переводом, сделали несколько замечаний и высказались за публикацию. Но выход книги Филарет встречал уже не архимандритом, а епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010