«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Марк Подвижник. Нравственно–подвижнические слова Преподобный Марк Подвижник писал на нравственные темы, но с учётом догматических предпосылок. Развивал учение о грехе и спасении, особо акцентируя на свободе человека. Цель подвига (и тут Марк Подвижник формулирует самую основу мировозрения Церкви) в обожении: «Слово плоть бысть, чтобы и плоть стала словом». Искупление, по Марку Подвижнику, есть, прежде всего победа над смертью и адом. Нравственно–подвижнические слова Слово первое. О законе духовном, 200 глав 1. Поелику вы многократно желали узнать, как закон, по слову Апостола, «духовен есть» (Рим.7,14); и что должны знать, и как поступать желающие сохранять его, то скажем о сем по силе нашей. 2. Во–первых надобно знать, что Бог есть начало (причина), средина и конец всякого блага. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом. 3. Всякое благо даруется нам от Господа, и кто так верует, тот не лишится его. 4. Несомненная вера есть крепкий столп, и Христос бывает всем для верующего. 5. Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой (дело) было по Богу. 6. Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим. 7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом. 8. Кто имеет какое–либо духовное дарование, и состраждет не имеющим оного, тот состраданием сохраняет сей дар. Кичливый же, будучи поражаем помыслами самомнения, теряет оный. 9. Уста смиренномудрого изрекают истину, а кто противоречит ей, тот подобен слуге, ударившему Господа в ланиту. 10. Не будь учеником того, кто хвалит самого себя, чтобы вместо смиренномудрия не научиться гордости. 11. Не возносись в сердце твоем разумением писаний, дабы не впасть умом в дух хулы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

«Под водою живою и чистою, – говорит тот же св. Отец, – разумей животворящее Слово Божье, истинно чистое и греху совершенно непричастное, Которое явилось во плоти как бы в глиняном сосуде; ибо что плоть есть персть и от земли взята, как или с какой стороны может быть это сомнительно? Под землёю же, взятой от скинии, разумей Потерпевшего смерть ради нас, ибо естеству человеческому сие сказано ( Быт.3, 19 )» (тв. ч. 3, стр. 76–77). Гл. 6, 10 и в дéнь осмый да принесéт двá гóрличища или двá птенцá голубина к жерцý пред двéри скинии свидения и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания Гл. 6, 12 И да приведéт áгнца единолетна в преступлéние и должен он… принести однолетнего агнца в жертву повинности «Вместе с птицами приносится также и агнец, чтобы во всём был разумеваем Христос, – говорит тот же св. Отец, – в птицах – как сошедший свыше и с небес, а в агнце – как снизу и от земли, ибо Слово, будучи Богом по естеству, плоть бысть ( Ин.1, 14 )» (тв. ч. 3, стр. 222). Гл. 6, 25 да просветит Госпóдь лицé Своé на тя и помилует тя да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя В этом втором благословении иерея, – по мнению бл. Феодорита (тв. т. 1.стр. 201), – «предрекается пришествие Бога и Спасителя нашего, ибо Его домостроительство по плоти исполнено милосердия, почему даровано нам примирение с Богом, ибо сему научает последующее благословение (ср. Еф.2, 14 )». Гл. 7, 13 и приведóша дáры своя пред Гóспода шéсть колесниц покрытых и дванáдесять волóв и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов По мнению св. Ефрема Сирина , эти «двенадцать волов изображают двенадцать апостолов» Христовых (тв. ч. 6, стр. 547). Гл. 7, 14 фимиáмник един десяти златник, пóлн фимиáма одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением «Фимиамник, исполненный благовоний, – по толкованию того же св. Отца, – изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Во единую святую соборную и апостольскую Церковь . Исповедуем одно крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь. А тех, которые говорят: «было некогда время, когда Его не было», и: «прежде рождения Он не существовал», или: «Он произошел из несуществующаго», или говорят, что Сын Божий произошел от иной ипостаси или существа, что Он текуч и изменяем, – всех этих анафематствует вселенская и апостольская Церковь . Эта самая вера передана нам от святых апостолов и в Церкви святым городом предписана от всех вместе собравшихся в нем святых епископов числом свыше трехсот десяти 182 . 120. Поскольку же в наше время возникли некоторыя иныя одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь , против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единаго Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимаго и видимаго. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденнаго от Бога Отца, единороднаго, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, единосущнаго Отцу, чрез Котораго все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшаго и воплотившагося, то есть рожденнаго совершенно от святыя Марии Приснодевы чрез Духа Святаго, вочеловечившагося, то есть приявшаго совершеннаго человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшаго и приведшаго в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившагося; ибо «Слово плоть бысть» ( Иоан. 1, 14 ), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившаго в единое свое святое совершенство и Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51, 53, 54, 56). «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu». Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1:24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:18-20; ср. также 1 Кор. 2:7-8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» (Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Орлиный взор евангелиста Иоанна видит все секты выходящими из одного общего источника: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Дух заблуждения может принимать различные образцы: то он ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), то он принимает вид ангела светла ( 2Кор.11:13:14 ). Должно также помнить, что и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). То обстоятельство, что члены известной сектантской общины в данное время исповедуют Христа, пришедшего во плоти, не служит ещё доказательством, что дух антихриста чужд им, что они водятся духом истины... История Церкви знает много сект, которые начинали с открытого признания Христа, пришедшего во плоти, и, однако, оканчивали тем, что отвергали Бога явльшегося во плоти ( 1Тим.3:16 ). Объясняется это тем, что основные принципы каждой секты, проведённые в логическом порядке до своих крайних выводов, всегда приводят к отрицанию догмата воплощения. Мы разумеем, конечно, те секты, которые, как, например, наши штундисты, хлысты и др., prima facia признают догмат воплощения. Итак, если будет установлено, что учение данной секты в конечных своих выводах приводит к отрицанию Христа, пришедшего во плоти, то этим ясно будет доказано и то, что секта водится духом антихриста. Это положение мы и примем за критерий, при рассмотрении известных нам сект. Всё христианство заключается в одном универсальном факте: «Слово плоть бысть». Этими словами свят. Иоанна ( Ин.1:14 ) выражена вся сущность евангельского учения. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», – спрашивает Господь Своих учеников. «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф.16:13–16 ). Это исповедание ап. Петра не было результатом рассудочного соображения, но оно возникло по вере, которая, не отдавая себе отчёта, как она к этому приходит, всею душой привязывается к богочеловеческой личности Христа, подобно тому, как грудной ребенок к груди и взору матери. Естественный разум никогда не может понять факта воплощения, почему и ответ Господа Петру был следующий: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). В христианстве всё зависит от того, как человек относится к Личности Искупителя, т. е. видит ли он в Нём Единородного Сына Божия, единосущного Отцу, или нет. Кто не верит факту воплощения Бога, тот не христианин. Церковь утверждается на исповедании: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Кто уклоняется от этого исповедания, хотя бы в самой незначительной степени, тот переходит на сторону противника Христа (антихриста), водится духом заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

120. Поскольку же в наше время возникли некоторые иные одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь, против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимого и видимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, то есть рожденного совершенно от святые Марии Приснодевы чрез Духа Святого, вочеловечившегося, то есть приявшего совершенного человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшего и приведшего в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившегося; ибо Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившего в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшего во плоти и воскресшего, и возшедшего на небеса в том же самом теле, славно возсевшего одесную Отца; имеющего прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца. И в Святого Духа веруем, глаголавшего в Законе и проповедавшего в пророках, и сошедшего на Иордан, глаголющего в апостолах, живущего во святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Они не осмелились прибегнуть к каким-либо крутыми мерами против Христа, но не простили Ему Его поступка, так унизившего их, хранителей храма, в глазах народа. Ревность к святости храма и еще более чудеса, совершенные Господом, привлекли многих к вере Него. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. (Ин. 3:1–21). Чудеса, совершенные Иисусом Христом в Иерусалиме, не могли остаться незамеченными фарисеями, но фарисеи были слишком враждебно настроены против Него, чтобы признать Его посланником от Бога. Только один из всех Иерусалимских фарисеев, по имени Никодим, человек серьезный и искренний, пожелал видеть Христа, чтобы обстоятельно ознакомиться с Его учением. Нерешительный и боязливый, он пришел к Иисусу Христу ночью, чтобы не навлечь на себя неудовольствие других фарисеев. Никодим был раввином и занимал почетное место среди этих учителей народа. Искусный в толковании закона он однако не достаточно ясно понимал его и ожидал Мессии, как основателя нового царства, предназначенного исключительно для потомков Авраама, ревностных в исполнении закона Моисева. «Равви», сказал Никодим «знаю, что Ты от Бога пришедший Учитель, ибо таких знамений, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Иисус Христос знал его сокровенные мысли и прямо сказал, что его понятия о Царствии Божием ложны в самом своем основании. Для Бога не имеют значения ни происхождение человека от Авраама, ни та праведность, которая требовалась раввинами. Для участия в Царствии Божием нужны совсем другия условия:   необходимо для человека духовно возродиться. «Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может видеть Царствия Божия» – сказал Господь. О духовном возрождении человека неоднократно говорится в Священном Писании , но истинный смысл этих слов, очевидно, был не ясен Никодиму. Он недоумевал, как может возродиться человек, доживший до старости. Чтобы быть иным, думал он, человек должен снова начать свою жизнь с самого первого ее момента. Видя искреннее недоумение Никодима, Господь с большей подробностью объясняет ему сказанное: «Истинно говорю тебе, кто не родится водою и Духом, не можетъ внити в Царствие Божие. Рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от Духа дух есть». Плотской человек, если и снова начнет жить, все же останется с одними низменными плотскими стремленьями, пока высшие духовные стремленья не возьмут в нем перевеса. Тогда человек обновляется и делается восприимчивым к воздействию благодати Святого Духа, сообщающейся в воде крещенья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотями ( Гал. 5:24 ). Распять плоть должно воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло. Мы противимся этому желанию. Вспоминая, как Господь наш Иисус Христос на кресте молился за Своих недругов, и мы начинаем молиться за своего и угашаем таким образом гнев. Вот это и значит, что мы распяли страсть гнева. Пятый член Символа веры Верую во единого Господа Иисуса Христа, воскресшаго в третий день по писанием, аминь. Господь наш Иисус Христос даровал нам доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны для нас, в Своем славном воскресении. Святой ап. Павел пишет: ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. (Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших) ( 1Кор. 15:20 ). А о том, в каком состоянии находился Господь наш Иисус Христос от смерти Своей до воскресения, хорошо сказано в одном пасхальном и литургийном песнопении: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный. Адом на греческом языке называется место, лишенное света. В христианском учении под ним разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединеннаго с ним света и блаженства. А сходил в ад Спаситель наш с целью проповедывать там победу над смертию и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия. Так свидетельствует и слово Божие, говоря: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умершвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Петр. 3:18–19 ). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Монашество – иной путь реализации этого единства. Союз мужа и жены в книге Бытия представляется нерасторжимым, вечным, что связано с бессмертием человека, так как он не должен был умирать, но создан для вечности. Как понимать слова «оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт. 2:24 ), если другого отца, кроме Бога, не было? На примере этого вопроса можно убедиться, что если брать отдельный стих из Священного Писания вне контекста, то можно на его основании сделать самые неожиданные выводы. Этим всегда пользовались родоначальники разных ересей. Если же мы посмотрим на контекст, как это всегда требуется при толковании, то увидим, что эти слова являются продолжением слов Адама, который говорит о жене, что она «плоть от плоти моей и кость от костей моих» ( Быт. 2:23 ).  Во-первых, эти слова могут быть адресованы Адаму, в качестве повеления его потомкам, поскольку уже была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь». Во-вторых, эти слова некоторые толкователи усваивают Моисею, в качестве писателя Книги Бытия давшему некоторый комментарий к постановлению о браке. В Евангелии от Матфея Христос эти слова присваивает Богу ( Мф. 19:5 ). Как бы то ни было, относятся они, конечно, к последующим родам, которые должны произойти от Адама и Евы. Кроме того, по объяснению свт.  Филарета Московского , заповедь прилепиться к жене своей относится к совокупному жительству, но никак не к отношению к отцу или к матери. Если бы эта заповедь говорила об обязанности навсегда оставить и забыть и отца и мать свою, то отчего же Декалог повелевает: «Почитай отца и мать свою» ( Исх. 20:12 )? Как почитать, если человек от них отлепился навсегда? Так что речь идет о вполне определенной стороне дела и противоречия не наблюдается. Блаженный Иероним Стридонский  считал, что здесь заключено пророчество. «Первый человек, Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви,– что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ( Ин.1:1 ). В начале (то есть прежде времени, от вечности) было Слово, и Слово было у Бога (то есть в единении с Богом Отцом), и Слово было Бог 56 . Значение наименования: Сын Божий Единородный . Иисус Христос называется в Символе веры Сыном Божиим Единородным (то есть единственным). Этим названием обозначается то, что Иисус Христос один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – одного существа с Богом Отцом; и, следовательно, Иисус Христос без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые так же называются иногда в св. Писании сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, то есть по особенной милости Божией ( Ин.1:12 ) 57 . Название Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим заимствовано из св. Писания; например, евангелист Иоанн, сказав о предвечном бытии Слова, или Сына Божия, затем говорит: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 ). Слово стало плотью (то есть сделалось совершенным человеком) и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы (то есть ученики Христовы) видели славу Его, как Единородного от Отца. Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил 58 . Личное свойство Сына Божьего . Выражения Символа веры : Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу – направлены против ереси Ария (IV в.), который нечестиво учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен Богом Отцом во времени, сотворен не из Божественной природы, а из ничего, так что Он – не одного существа с Отцом. Словами: Иже от Отца рожденнаго изображается то личное свойство, которым Бог Сын отличается от других Лиц Святой Троицы. В Символе веры не просто сказано, что Сын Божий рожден от Отца, но еще прибавлено: прежде всех век, и это – для того, чтобы кто не подумал, подобно Арию, что было время, когда Сына Божия не было. Рожденный прежде всех век, то есть прежде всякого времени, от вечности, Сын Божий так же вечен, как вечен Бог Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010