Обесценивая догматы, многие из образованных людей нашего времени с любовию останавливают свое внимание на нравственном учении Евангелия: в нравственном учении они склонны видеть всю сущность христианства и норму нашей жизни. А между тем христианство в своем существе совсем не есть нравственная система, не этим оно драгоценно и незаменимо для человечества. Самые высокие нравственные истины известны были иудейскому и языческому миру. Христианство, по Евангелию, есть прежде всего исторический беспримерный факт, и поэтому оно незаменимо. Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ), – вот в чем сущность христианства. Вере и догматическим истинам Сам Господь Иисус усвоил первостепенное значение. Когда иудейский законник, искушая Господа, спросил Его: которая из заповедей есть наибольшая в законе, – то Спаситель дал такой ответ: «первейшая из всех заповедей: слыши Израилю, Господь Бог наш Господь един есть! И: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. И вторая подобная ей: возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе» ( Мф. 22:36–40 ; Мк. 12:28–31 ). Заметим, что здесь выражено две самостоятельных заповеди, а не одна в другой заповеди, и что взаимное отношение каждой из двух заповедей Господом ясно обозначено. В своей первосвященнической молитве к Богу Отцу после тайной вечери Спаситель произнес таковые слова: «се же есть живот вечный: да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисус Христа «( Ин. 17:3 ). Сам Иисус Христос положил начало догматствованию Церкви, когда спросил учеников своих: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого» ( Мф. 16:13–19 )? Этим вопросом Он благословил всю работу догматической мысли христианской Церкви. Таким образом нравственное учение и внешняя нравственная деятельность сами по себе, вне догматических основ христианского упования, с евангельской точки зрения, не составляют собой не только сути христианства, но ни одного и из его признаков. Без догмата христианское делание не мыслимо. Как в Ветхом Завете дела любви к ближним отмечены на второй скрижали, так и в Новом Завете им место следует только после любви к Богу. Больше того. «Иже любит отца или матерь, сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10:37 ), сказал Сам Господь Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

По своей свободной воле Адам вкусил запрещенного плода и впал в грех еще до рождения им детей, так что когда он родил детей, он передал им не безгрешное естество, которое было у него первоначально, но греховное, которое он получил с момента грехопадения. Итак, источник бытия сделался зараженным в самом своем начале, корень человеческого естества сделался отравленным ранее, чем хоть одна ветвь или почка произросла от него. Таким образом, когда от Адама произошли дети, то они были подобием его. – «Я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Это подтверждается и опытом. Мы видим, что дурной характер и наклонности проявляются в детях самопроизвольно, когда они еще не подвергались никакому соблазну и не видели никакого дурного примера. Дети даже благочестивых родителей, видевшие от них только добрые примеры, проявляют те же действия греха, как и дети нечестивых родителей. Следовательно, здесь действует зло сокрытое в самом существе человека, которое проникло в него вместе с семенем его бытия, когда он находился в бессознательном состоянии. Это учение о передаче греховного естества чрез естественное рождение и есть то, что называется в догматических системах учением о первородном грехе. Это вполне подтверждается и Св. Писанием. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Однако же, смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» ( Рим.5:12, 14, 19 ). Наконец, Бог во исполнение Своего обетования послал избавление людям. Он явил любовь к людям превосходящую всякое разумение: «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ). По исполнении времен, Единородный Сын Божий был зачат и рожден, не естественным образом, но чудесно, не в грехе, как рождаются все прочие люди, но безгрешным. Родился Единый, о Котором нельзя было сказать, что Он «в беззакониях зачат и во грехе родила Его, Его Мать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

44. Славно духовное подвижничество, но много у него противников. Кто хочет быть совершен в нем, тот не должен быть работен ничему худому. Кто рабствует чему-либо худому, тот далеко отстоит от предела совершенства. 45. Господь наш Иисус Христос, по непостижимому смирению Своему, покрыл Божество Свое человечеством, так что все смотрели на Него как на человека, тогда как Он не человек только был, но Бог вочеловечившийся, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14). Однако же Господь не стал вне Своего Божества чрез Свое воплощение, которое было Ему необходимо для устроения нашего спасения. 46. Многие по глупости своей говорят: мы так же видели Господа Иисуса Христа, как и апостолы; между тем как они состоят в самообольщении и прелести, и очей не имеют, чтоб видеть Господа, как видели Его апостолы. Апостол Павел видел Господа, как видели Его апостолы, которые были с Ним и которые уверовали в Него в то время, когда Он ходил по земле, будучи окружен толпами, смотревшими на Него как на человека. Когда кровоточивая, увидев Его очами сердца, уверовала, что Он есть Бог, и с верою прикоснулась краю одежды Его, – тотчас избавилась от болезни. Он спросил: кто прикоснулся ко Мне, – не потому, чтоб не знал, но потому, что хотел обнаружить веру ее. Хотя апостол Петр говорил: народ угнетает Тебя, и Ты говоришь, кто прикоснулся ко Мне? Но та сама открылась и исповедала, как исцелела. Тогда Господь сказал ей: иди, – вера твоя спасе тя (Лк. 8, 45–48). Видели Господа и Пилат, и Анна, и Каиафа, но как и прочая толпа, которая смотрела на Него без веры, а не как смотрели на Него апостолы: почему никакой не получили пользы от того, что видели Его. Но апостол Павел видел Его очами сердца своего и своею сильнейшею верою, как видела Его кровоточивая, коснувшаяся Его с верою и исцелевшая. 47. Когда престает в человеке царство греха, тогда является душе Бог и очищает ее вместе с телом. Если же царство греха живет в теле, то не может человек видеть Бога, ибо душа его находится в теле и не имеет места в ней свет, который есть видение Бога. Давид говорит: во свете Твоем узрим свет (Пс. 35, 10). Что же это за свет, в котором видит человек свет? Это тот свет, о коем упоминает Господь наш Иисус Христос во Евангелии, – т. е. чтоб весь человек был светел, и не было в нем ни одной части темной (Лк. 11, 36). Господь также сказал: никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27). Сын же не открывает Отца Своего сынам тьмы, но тем, кои пребывают во свете и суть сыны света, коих очи сердечные просветил Он познанием заповедей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вопрос 72. В-третьих, чему учит сей член? Ответ. Учит, что Дух Святый есть Творец Священного Писания, как Ветхого, так и Нового, и что Он изглаголал оное чрез многих посредников. Следовательно, Писание как Ветхого, так и Нового Завета есть учение Святаго Духа. А посему должно верить, что все то, что ни постановили Святые Отцы, на всех Вселенских и Поместных Православных Соборах, где бы они не были составлены, происходит от Духа Святаго, как Апостолы на Соборе своем сказали: изволися Святому Духу и нам ( Деян. 15:28 ). По примеру их и прочие Православные Соборы подобным заключением утвердили свои постановления. Вопрос 73 . Сколько даров Духа Святаго, и какие они? Ответ. Даров семь. О них Писание говорит в Апокалипсисе: и седмь свещников огненных горящих пред престолом, яже суть седмь духов Божиих ( Откр. 4:5 ). Сии дары Духа были, или, лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит Пророк: и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведение и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия ( Ис. 11:2–3 ). Сие подтверждает Евангелист Иоанн, говоря: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, исполнь благодати и истины, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца. И от исполнения Его, мы вси прияхом и благодать возблагодать ( Ин. 1:14, 16 ). Ибо во Христе был Дух, как единосущный Ему по Божеству, Который исполнил Его мудростию и благодатию. по словам: Отроча же растяше, и крепляшеся Духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем ( Лк. 2:40 ). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом. Вопрос 74 . Какой первый дар Святаго Духа? Ответ. Первый дар есть м у д р о с т ь, именно мудрость, сходящая свыше, о которой говорит Апостол: мудрость свыше, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнъ милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна ( Иак. 3:17 ). Сей мудрости противоположна мудрость плотская, по словам Апостола: яко в простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире ( 2Кор. 1:12 ). Против сей плотской и мирской мудрости тот же Апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета ( Ис. 29:14, 33:18 ), говорит: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего ( 1Кор. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

44. Славно духовное подвижничество, но много у него противников. Кто хочет быть совершен в нем, тот не должен быть работен ни чему худому. Кто рабствует чему-либо худому, тот далеко отстоит от предела совершенства. 45. Господь наш Иисус Христос, по непостижимому смирению Своему, покрыл Божество Свое человечеством, так что все смотрели на Него, как на человека, тогда как Он не человек только был, но Бог вочеловечившийся, как написано: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ). Однако же Господь не стал вне Своего Божества через Свое воплощение, которое было Ему необходимо для устроения нашего спасения. 46. Многие по глупости своей говорят: мы также видели Господа Иисуса Христа, как и Апостолы; между тем как они состоят в самообольщении и прелести, и очей не имеют, чтоб видеть Господа, как видели Его Апостолы, Апостол Павел видел Господа, как видели Его Апостолы, которые были с Ним и которые уверовали в Него в то время, когда Он ходил по земле, будучи окружен толпами, смотревшими на Него, как на человека. Когда кровоточивая, увидев Его очами сердца, уверовала, что Он есть Бог, и с верою прикоснулась краю одежды Его, – тотчас избавилась от болезни, Он спросил: кто прикоснулся ко Мне, – не потому, что не знал, но потому, что хотел обнаружить веру ее. Хотя Апостол Петр говорил: народ угнетает Тебя, и Ты говоришь, кто прикоснулся ко Мне? Но та сама открылась и исповедала, как исцелела. Тогда Господь сказал ей: «дщи, вера твоя спсе тя: иди в мире» ( Лк.8:45–48 ). Видели Господа и Пилат, и Анна, и Каиафа, но как и прочая толпа, которая смотрела на Него без веры, а не как смотрели на Него Апостолы: почему никакой не получили пользы от того, что видели Его. Но Апостол Павел видел Его очами сердца своего и своей сильнейшей верой, как видела Его кровоточивая, коснувшаяся Его с верою и исцелевшая. 47. Когда престает в человеке царство греха, тогда является душе Бог и очищает ее вместе с телом. Если же царство греха живет в теле, то не может человек видеть Бога, ибо душа его находится в теле и не имеет места в ней свет, который есть видение Бога. Давид говорит: «во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). Что же это за свет, в котором видит человек свет? Это тот свет, о коем упоминает Господь наш Иисус Христос в Евангелии, – т. е. чтоб весь человек был светел, и не было в нем ни одной части темной ( Лк.11:36 ). Господь также сказал: «никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» ( Мф.11:27 ). Сын же не открывает Отца Своего сынам тьмы, но тем, кои пребывают во свете и суть сыны света, коих очи сердечные просветил Он познанием заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Человек, сотворившипнй вечерю велию – Господь Бог; вечеря – Царствие Божие; званные – первосвященники, книжники и др.начальники еврейские; собранные на улицах – простой народ еврейский, собранные по дорогам и под заборами – язычники. Притча о распутном сыне. (Лк. 15:11–32). Царство Христово открыто для всех людей, и если не все люди входят в него, то в этом виноваты они сами. В царстве Христовом нет места только нераскаянным грешникам; но искреннее покаяние отрывает в него доступ даже самому тяжкому преступнику воли Божией. И Отец Небесный с нежной любовью взирает на каждого кающегося грешника. Эта мысль высказана Иисусом Христом в следующей притче. «Человек некий имел два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне достойную часть имения. И раздалил имение. И не по многих днях, собрав все, младший сын отошел в дальнюю страну, и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же прожил все, настал голод великий в стране той, и начал он нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той; и тот послал его на поля свои пасти свиней; и рад был он насытить чрево свое рожцами, кои ели свиньи; но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего в избытках хлебных, а я гибну от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! согрешил я на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; возьми меня в наемники твои. И востав пошел к отцу своему. И еще далече сущаго увидел его отец его, и жалок он стал ему, и нобежав, пал на шею ему и облобызал его. Сын же сказал ему: отче! согрешил я на небо и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим. И сказал отец рабам своим: принесите одежду лучшую и оденьте его и дайте перстень на руку его и сапоги на ноги: и приведите тельца упитаннаго и заколите; станемъ есть и веселиться! ибо сын мой сей мертв был, и ожил; погибал, и обретен. И начали веселиться». «Стариший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, вопрошал; что случилось? Он же сказал ему: брат твой пришел, и заколол отец твой тельца упитаннаго, потому что эдравым его увидел. Разгневался он и не хотел войти. Отец же его, вышед, стал звать его. Но он сказал в ответ отцу: вот, сколько лет я работаю тебе и никогда не преступал заповеди твоей; и мне никогда не дал ты и козленка, чтобы повеселиться мне с друзьями моими; а когда сын твой сей, расточив имение твое с блудницами, пришел, – заколол ты для него тельца упитаннаго. Он же сказал ему: сынъ мой! ты всегда со мною, и все мое – твое есть; возвеселиться же и возрадоваться надо было затем, что брат твой сей мертв был и ожил; погибал, и обретен».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«На дворе был разведен костер, около которого грелись воины и слуги. Холод весенней ночи заставил и Петра подойти к огню. Одна рабыня, привратница, увидев его, спросила, не из учеников ли он Иисуса? Петр промолчал. Женщина продолжала утверждать, что он был с Иисусом Галилеянином. Петр отрекся, говоря, что не знает Иисуса, и поспешил скрыться в тени притвора. Когда, спустя некоторое время, он опять подошел к огню, женщина снова увидала его и стала говорить окружающим, что он был с Иисусом. Петръ уже с клятвой вторично отрекся от Христа. Тут выступил один из рабов, родственник того самаго Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал, что и он припоминает, что видел его при выходе из Гефсиманского сада. Напрасно Петр уверял, что он не был в саду, ему не верили, да и реч его обличала в нем галилеянина. В сильном замешательстве Петр начал божиться и клясться, что он совсем не знает Иисуса. В это время послышалось пение петуха. Петр оглянулся, и взгляд его встретился со взглядом Господа, выводимого из первосвященнического дома. Мгновенно припомнились Петру слова Господни, что не пропоет петух, как он уже отречется от Него трижды. Мучимый стыдом и раскаянием, он вышел со двора и горько плакал. Погибель Иуды. (Мф. 22:3–10). Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял свою ошибку, понял, что его мечты об ожидаемых выгодах в царстве Мессии не осуществятся, что он напрасно погубил Неповинного. На предателя напало глубокое отчаяние. Он пошел к первосвященникам, чтобы возвратить полученные сребреники, но те не приняли их. Они не хотели осквернять рук деньгами, имевшими такое постыдное назначение, и на слова Иуды, что он согрешил, предав кровь неповинную, отвечали с холодным пренебрежением: а нам что до того? ты сделал, ты и в ответе. Иуда бросил сребреники на пол и в отчаянии пошел и удавился. Первосвященники не решились вложить брошенные деньги в сокровищницу храма, как нечистые, и употребили их на покупку земли для погребения странников, так как в устройстве такого кладбища была настоятельная потребность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Господь всегда высоко ставил общественную молитву, Сам часто посещал и храм, и синагогу, но для частной Своей молитвы обыкновенно удалялся в какое-либо уединенное место. Как поступал Он  Сам, так заповедал поступать и Своим последователям. Осудив лицемерную молитву фарисеев, Господь говорил: «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив двери твои, помолись Отцу твоему, Иже в тайне; и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнее, как язычники, ибо мнят они, что в многоглаголании своем будут услышаны. Не подобьтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем ваша нужда, прежде прошения вашего». Молитесь же так: «Отче наш, Иже на небасах! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, как на небеси, и на земли; хлаб наш насущный дай нам днесь, и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукаваго. Твое есть царство и сила и слава во веки» Дав этот образец вседневной молитвы, Господь присовокупил: «Если отпущаете человекам согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; если же не отпущаете человекам согрешения их, и Отец ваш не отпустит вам согрешений ваших». Существенное значение в религиозной жизни имеет пост. Строгое отношение к посту свидетельствует о религиозной настроенности. Поэтому фарисеи, желавшие прослыть людьми религиозными, прибегали к разным уловкам, чтобы их подвиг поста был на виду у всех. Во время поста они придавали лицу унылое, скорбное выражение, не умывались, не помазывали маслом головы и не причесывали волос, одевались в худшие, разорванные одежды и посыпали голову пеплом. В таком виде они появлялись пред людьми, лицемерно показывая свое сердечное сокрушение. Осудил Господь это лицемерие и говорил, что поститься нужно не пред людьми, но пред Отцем Небесным, не на показ, а в тайниках сердца. «И Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно». Д.  Учение о неосуждении других. Люди склонны подмечать недостатки у своих ближних и в то же время не замечать собственных. Господь учит быть строгим к себе и снисходительным к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда и при каких обстоятельствах было это явление – евангелисты не передают. Очень вероятно, что Господь явился Петру вскоре же после явления Своего муроносицам, и может быть тоже в саду Гефсиманском. Выслушав о явлении Господа Петру, Лука и Клеопа рассказали, что произошло с ними в дороге и как узнали они Господа при преломлении Им хлеба. Явление Иисуса Христа апостолам в Иерусалиме. (Мк. 16:  14; Лк. 26; 36–48; Ин. 20: 19–29). Вечером того дня, в который воскресший Господь явился женам-мироносицам, апостолы, собрались все вместе. Не было одного Фомы. Во время вечерней трапезы, когда они возлежали за столом, внезапно Сам Иисус Христос стал посреди их и сказал: «мир вам!» Между апостолами пред этим шел разговор о явлениях воскресшего Господа, бывших в тот день, тем не менее, при виде Его Самого стол внезапно, когда в двери никто не входил и они оставались на запоре, им стало страшно. Они подумали, что видят дух Его. «Что смущены вы и почто помышления входят в сердца ваши?» сказал Господь: «осяжите Меня и смотрите: дух плоти и костей не имеет, как у Меня видите». С этими словами Он показал им язвы на руках и на ногах и рану в ребрах. Собственными глазами апостолы убедились, что пред ними не дух, а Сам Господь их и Учитель. Радость была столь велика, что они боялись верить даже собственным глазам. Чтобы не оставить в них ни малейшего сомнения въ Своемъ воскресенш, Господь потребовалъ, чтобы Ему дали какой-либо пищи, какая найдется. Ему подали печеной рыбы и сотового меда. Он взял и ел. Сомнений больше не могло быть: пред ними был Господь. Господь сказал: «Я говорил вам, еще быв с вами, что подобает совершиться всему, написанному в Законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах о Мне». И апостолам вдруг стали ясны и понятны все пророчества о Спасителе. Господь продолжал: «так писано, и так подобало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». При этом Он дунул и сказал: «примите Духа Святаго: кому отпустите грехи, отпустятся им, на ком оставите, останутся». После этих слов Господь вдруг стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Петр, услышав такие речи, вышел вместе с другими апостолами к народу и сказал: «Иудеи и все находящееся в Иерусалиме! вслушайтесь внимательнее в мои слова. Да будет вам известно, что мы не пьяны, как вы думаете. Вы видите исполнение того, что было предсказано пророком». Вслед за тем он напомнил народу пророчество Иоиля о сошествии Святого Духа 28 , и продолжал: «Израильтяне! выслушайте слова мои: Иисуса Назорея, Котораго Бог прославил знамениями и чудесами, вы убили, пригвоздивши ко кресту. Но Бог воскресил Его, как то и было предсказано пророком Давидом и чему мы сами все свидетели. Он вознесся к Отцу и, приняв от Отца обещаннаго Святаго Духа, послал теперь Его на нас, что вы и видите и слышите. Итак, знайте, что Бог соделал Господом и Христом Того Самаго Иисуса, Котораго вы распяли». И необычное явление бури, и внезапно обнаружившийся у апостолов дар знания языков, и вдохновенная речь Петра – произвели сильное впечатление на народ. Из толпы послышались вопросы: «братья! что же нам делать?»  «Покайтесь», отвечал Петр «и пусть каждый крестится во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов. Тогда и вы получите дар Святаго Духа». В тот день крестилось около трех тысяч человек. VIII. Дополнение к священной истории Нового Завета. Обращение Савла. ( Дeяh. IX ). После сошествия Св.Духа апостолы, исполненные Его силой, начали дело всемирной проповеди Евангелия. Прежде всего они начали открыто и безбоязненно проповедывать о Христе в Иерусалиме. Напрасно иудейские начальники старались принудить их к молчанию и уговорами, и заключением в темнице, апостолы не оставляли проповеди. И их учение, и особенно чудеса, совершаемые ими именем Иисуса Христа, привлекали к ним множество народа, и мпогие делались христианами. Чтобы помешать успеху проповеди апостолов, первосвященники и книжники с фарисеями воздвигли гонение на всех, кто веровал во Христа. Это побудило многих христиан удалиться из Иерусалима. Но везде, куда ни приходили, они проповедовали о Христе, и вера Христова быстро распространялась в окрестных странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010