И не сказал только: раждаемое; но: темже и раждаемое, и, чтобы показать, что вышний Бог Слово был в утробе и Сам для Себя образовал Свое человеческое естество во спасение наше, присовокупляет: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. Ибо если бы сказал: Дух Святый внидет в тебя: 225 то можно было бы еще подумать, что не Сын Божий пришел во плоти, но Дух Святой пришел во плоти. А что Слово пришло свыше, о сем Иоанн, уясняя слова благовестия ангельского, говорит: в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:1.3 ). Потом, после сего: и Слово плоть бысть (–14,), и не сказал: Дух плоть быть, не сказал также: родился человек Христос. Ибо божественное Писание со всею несомненностью признает Его Богом и человеком, Богом пришедшим свыше от Бога, и человеком, родившимся от Марии без семени мужского. А кто отступает от сих двух истин, тот не от истины. Гл. 4. Еще в оправдание себя окаянный Феодот говорит: «и Иеремия сказал о Нем: человек есть, и кто познает его ( Иер.17:9 )?» И не ведает отчуждивший сам себя от истины, что, как я сказал, каждое речение имеет свою силу в истолковании. Ибо кто человек, того, без сомнения, знают многие знающие его, то есть: отец и мать, братья и сродники, сожители и соседи, сограждане и домочадцы. А здесь Писание, раскрывая чудесность всего Его дела, хотя назвало Его человеком по причине пришествия во плоти, но словами: кто познает Его? дало знать о непостижимости Его Божества. Ибо никтоже уведал Сына, токмо Отец: ни Отца кто уведал, токмо Сын, и ему же аще откроет ( Мф.11:27 ); посему никто не узнает Его, если Он не откроет. Открывает же Он Святым Духом рабам Своим Божество и славу Свою и Своего Отца, будущую Свою вечную жизнь, Свои тайны и учение, и Свое истинное ради нас пришествие во плоти, а именно – то, что Он – Бог свыше и человек от Марии. Гл. 5. Потом сей же самый Феодот говорит еще: «и Исаия сказал о Нем, что Он человек, в таких словах: человек, ведый терпети болезнь: и видехом его в язве, и во озлоблении, и бесчестен бысть, и не вменися ( Ис.53:2–4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

8. Слово в день Рождества Христова. О благодати Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть ( Ин.1:14–17 ), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. «Каждому из нас, говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова ( Еф.4:7 ). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом!» ( 2Тим.2:1 ). Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского : благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго ( Ин.15:5 ). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ибо, не разумея силы Евангелий, говорят: «как другие евангелисты сказали, что Иисус от лица Ирода обратился в бегство в Египет, а пришедши после бегства, пребывал в Назарете; и потом, по принятии крещения, уходил в пустыню, и после того возвратился, и по возвращении начал проповедовать?» . Гл. 18. «А Евангелие, именуемое Иоанновым», говорят, «говорит ложь. Ибо, после слов: Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ), и еще некоторых немногих, тотчас говорит: брак бысть во Кане Галилейстей (2:1)». А не помнят того сами к себе привлекшие неразумие, что Иоанн, после того, как сказал: Слово плот бысть, и вселися в ны, то есть стало человеком, говорит еще: пришел к Иоанну Крестителю на Иордан и крестился от Него. Свидетельствует о сем сам Иоанн, говоря, что Иоанн Креститель сказал: Сей есть, о немже рех вам (1:30), и еще: видех Духа Святаго сходяща в виде голубя и пребывающа на Нем (–32,33), и: Сей есть вземляй грехи мира (–29). Видишь: Иоанн ничего не забывает в повествовании, а опускает то, о чем было говорено Матфеем. Ибо в этом уже не было нужды, а была нужда в изложении совершенного опровержения тех, которые думали, будто Господь от Марии и в этом мире называется Христом и Сыном Божиим, и будто Он прежде всего простой человек, но постепенно принял название Сына Божия. Посему Иоанн имеет попечение о том, что необходимо, и хотя все велико и необходимо, но он более всего изъясняет небесные тайны вышнего домостроительства. А совсем отдавшиеся заблуждению и слепотствующие умом говорят, будто Евангелие от Иоанна не достойно принятия, 172 потому что не говорит того самого, что говорят прочие Евангелия, – говорю о сорокадневном искушении,– и не удостаивают сие Евангелие принятия. Гл. 19. Пришедши в преемстве евангелистов четвертым, блаженный Иоанн, после Петра и Андрея первый по призванию вместе с братом своим Иаковом, но последний по времени из написавших Евангелие, не заботился излагать то, что прежде него хорошо было изложено, но предпочтительно перед тем, о чем было сказано, избирает то, о чем не было говорено, и о том беседует.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Разделы портала «Азбука веры» Слово стало плотию – (греч. Λγος σαρξ εγενετο – церк.слав. «Слово плоть бысть») – известный стих Пролога Евангелия от Иоанна ( Ин.1:14 ), повествующий о воплощении Единородного Сына Божьего , Божественного Слова (Логоса), извещающий о принятии Им человеческого естества: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» . Божественное Слово (греч. Λγος) восприняло в Себя весь состав человеческого естества (природы), основной особенностью которого является телесное существование, тело, плоть. Именно поэтому евангелист Иоанн делает смысловой акцент на слове плоть (греч. σαρξ), рассматривая принятие плоти как синоним реального вочеловечивания. Евангелист Иоанн применил в этом стихе своеобразный поэтический прием – синекдоху, то есть такой речевой оборот, когда на целое (человеческое естество) указано через его характерную часть (тело). «Плоть» – это последний предел вочеловечения: не только душа, но и тело «восприняты  Христом ». Слово «плоть» обозначает здесь именно всю человеческую природу в ее целом», – говорит православный богослов В. Н. Лосский . «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Здесь начинается третья часть пролога, в которой евангелист пришествие Логоса определяет точнее как воплощение и изображает полноту спасения, какое принес с Собою воплотившийся Логос. И Слово стало плотью. Продолжая речь о Логосе и Его появлении в мире, евангелист говорит, что Логос стал плотью, т.е. человеком (выражение «плоть» обычно в Священном Писании обозначает человека в полном смысле этого слова – с телом и душою (Ср. Быт.6:13 ; Ис.40:5 и др.). При этом однако евангелист не дает ни малейшего намека на то, чтобы с воплощением Своим Слово потерпело какое-нибудь умаление в Своей божеской природе. Умаление касалось только формы существования, а не сущности. Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нем пребывали неслиянно и нераздельно.

http://azbyka.ru/slovo-stalo-plotiyu

Ибо говорится: И узрит всякая плоть спасение Божие, – разумеется, всякая верующая плоть, согласно [словам]: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2:17), то есть на верующую [плоть]. Ведь не всякая плоть узрит спасение Божие, поскольку [этого не случится] с плотью нечестивцев, как то делает явным истинное Слово: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26:10), но, уточняя, [лишь] всякая верующая плоть. (день посещения сайта 17 сентября 2011 года) «Слышав же некий от возлежащих с ним сия, рече ему: блажен, иже снесть обед в Царствии Божии. Он же рече ему: человек некий сотвори вечерю велию и зва многи: и посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся. И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих и имам нужду изыти и видети е: молютися, имей мя отречена. И другий рече: супруг волов купих пять и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена И другий рече: жену поях и сего ради не могу приити. И пришед раб той поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищыя и бедныя и слепыя и хромыя введи семо. И рече раб: господи, бысть якоже повелел еси, и еще место есть. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой: глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных. Идяху же с ним народи мнози: и обращься рече к ним : аще кто грядет ко мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может мой быти ученик: и иже не носит креста своего и вслед мене грядет, не может мой быти ученик » (Лк. 14: 16-27). «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете » (Лк.

http://pravoslavie.ru/48769.html

впервые собрались на интимный съезд его участники, обезпокоенные духовным вырождением протестантизма). Его цель – возстановление конкретности в проповеди Евангелия; они, так сказать – провозвестники в Германии апостольского и древне-церковного христианского реализма  120 . «Слово плоть бысть» – отсюда следует искупление, начало освящения всего человека, в полном его составе, душевном и телесном. Раз слово «плоть бысть» и истинно пострадало на кресте, раз Сын Божий истинно воскрес в прославленном теле воскресения Своего, то как можем мы держаться псевдо-спиритуализма 19-го века, возобновляющего горделивыя заблуждения гностиков и презирающего телесное естество? Христос воплощением Своим, крестом и воскресением освятил всего человека. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа и что вы не свои?..» И не только души и тела наши, но и вся ткань жизни нашей должна непрестанно освящаться во славу Бога Отца, через Господа Иисуса Христа». Из этих основ христианского реализма, от этой проповеди освящения всего человека, души и тела, силою Воплотившегося, Распятого и Воскресшего, что является вместе с тем началом освящения твари – ибо «семенем» освящения мира явилось воплощение Сына Божия, пока, наконец, вся тварь не будет избавлена от рабства тления в свободу и славу детей Божиих» –  от этих глубоко-православных и глубоко новозаветных апостольских основ миросозерцания вытекает для Stählln " а и его друзей с одной стороны понимание снова великого значения христианского аскетизма, как именно процесса освящения и внешнего нашего человека (понимание аскетизма было совершенно утрачено в протестантстве), а с другой стороны, новое (и вместе с тем старое!) понимание таинства, понимание великого значения Таинства Евхаристии, как освящение тварного начала силою Духа Божия, что весьма приближает эту группу к православному миросозерцанию. В этом они сходны с кафолически и сакраментально настроенными англиканами, стремящимися вернуться к полноте наследия древней Церкви  121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еккл.4:4 . Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа! И видел я весь труд, и вместе весь подвиг дела: ибо зависть мужу от товарища его. И это суета и томление духа. Потом обратился я к другому и видел всю силу и славу трудящихся, и усмотрел, что благо одного есть зло для другого, так как завистник мучится чужим счастьем, а пользующийся славою открыт для козней. Ибо, что суетнее, что ничтожнее, что презреннее того, что люди не бедствия свои оплакивают, не о грехах своих скорбят, а завидуют тем, кто лучше их? Еккл.4:5 . Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Глупый сложил руки свои, и съедает плоть свою. Здесь изображается тот же ленивец, что и в Притчах ( Прит.24 ). Он сложил руки на груди своей, и вот к нему, как скорый гонец, приходит бедность и от чрезвычайного голода (как гиперболически сказано здесь) он съедает плоть свою; он думает, что лучше иметь одну горсть муки и жить в праздности и лености, чем трудясь жить с полными руками. Все это развивает с целью показать, что тот, кто трудится и иметь что-нибудь в мире, открыт для зависти, а тот, кто хочет жить праздно, удручён бедностью, и что оба они несчастны, когда один терпит из-за богатства, а другой угнетён нуждою вследствие бедности. И истинно так. Кто завидует чужому счастью, кого обуяло как бы умоисступление, кто принял зависть в сердце свое и воспитал ее в груди своей, тот съедает душу свою и плоть свою. Ибо, чем более счастливым видит он того, кому завидует, тем более сам томится и чахнет и мало-помалу тает от ревности и зависти. Иначе: слово «руки» часто употребляется в смысле дел, как, например, и «бысть слово Господне рукою Аггеа» ( Аг.1:1 ), или того или другого пророка, так как он совершил такие дела, что стал достоин, чтобы в деле его было слово Господне. Согласно с этим и оное Давидово: «научаяй руце мои на ополчение» ( Пс.143:1 ). Таким образом, глупый сложил руки свои значит: опустил руки, не хотел протягивать их, поэтому он и не ест трудов рук своих, которых не имеет, а съедает плоть свою, живя по мудрованию плоти и скудно питаясь делами плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь вводится двойная ориентация: силою боговоплощения плоть Христова является сшедшей с небес, но она же есть и плоть евхаристического преложения, которая подается причащающимся. Но дальнейшее раскрытие этой мысли, как и следовало ожидать, вызывает в слушателях лишь новое недоумение и раздражение: «Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (6:52). Они действительно могли здесь спорить, ибо было почему: легко ли вместить плотскому разуму мысль о таинственном вкушении Плоти Христовой. Ведь пред этим даже не учением, но самым свершением, оказались ученики на Тайной Вечери, когда принимали Св. Тайны, как хлеб и вино, из рук самого пред ними во плоти предстоящего Господа, произносящего заверяющие слова: «приимите, ядите, сие есть тело Мое... пейте от нее все, сия есть кровь Моя». Если даже они и могли тогда недоумевать о смысле этого свершения, то сила его открылась в них как превозмогающая. Но в беседе Капернаумской они слышали еще только учение, ранее самого свершения; поэтому лишь у избранных, в частности в душе возлюбленного ученика, таинственные слова эти отлагались как зерно будущего евхаристического богословия, которое он уже на закате жизни был призван явить в своем Евангелии. О таковой спасительной силе Боговоплощения далее и свидетельствует Христос в евхаристическом с Ним соединении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» (6:54–57). И далее еще раз повторяется (по-иоанновски) мысль о единении Сына с Отцом: «как послал Меня живый Отец, так и Я живу Отцом, так и идущий Меня жить будет Мною» (6.57). Боговоплощение имеет силу соединения божеского и человеческого начала в единой жизни во Христе, это же соединение осуществляется и евхаристически, чрез вкушение Плоти Христовой, которая уже несет в себе это соединение естеств (согласно догмату Халкидонскому). Это именно и содержит в себе, как в зерне, боговдохновенное слово Пролога: «И Слово плоть бысть и вселися в ны». Эту истину носил в себе и осознавал возлюбленный ученик Христов, очевидно уже и тогда, когда слушатели Его – одни соблазнялись и негодующе роптали: «какие странные слова, и кто может это слушать» (6:60, 66), и даже отходили от Него, другие лишь смущенно молчали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; сие творите в Мое воспоминание (Мф.26,27-28). Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Сына человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, дондеже приидет Итак, если Слово Божие - живо и действенно (Евр.4,32) и вся, елика восхоте Господь, сотвори (Пс.134,6); если Он сказал: да будет свет, и бысть, да будет твердь, и бысть (Быт.1,3,6); если словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс.32,6); если небо и земля, огонь и воздух и все украшение их совершены словом Господним, а также и это благороднейшее живое существо - человек; если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду - Своею кровью? Он сказал в начале: да произведет земля бытие травное (Быт.1,11), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным поведением. (Так и здесь) Бог сказал: сие есть Тело Мое; и сие есть Кровь Моя; и сие творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному поведению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так сказано: дондеже приидет (1Кор.11,26); и через призывание является дождь для этого нового земледелия, - осеняющая сила Св. Духа. Ибо, как Бог все, что Он сотворил, сотворил действием Святаго Духа, так и ныне действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры. Како будет сие, говорит святая Дева, идеже мужа не знаю (Лк.1,34). Архангел Гавриил отвечает: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя (Лк.1,35). И ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода - кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это, что превыше разума и Хлеб же и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, которая с неудовольствием отвращается от многою, что совершается несогласно с обычаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/932/...

Почему Иоанн Богослов, чтоб яснее это представить, прибавляет далее: бе Свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна (Ин. 1:9, 10). От начала, говорит, был всюду Бог, который просвещает и животворит всякаго человека, грядущаго в мир. И прежде создания мира был Он. И все было у Бога, прежде проявления в бытии. Потом, когда создал Бог чувственный мир сей, то не отдалился от него местом, потому что есть везде сый и вся исполняяй; но из всего сущаго в мире, ничто не приблизилось к Нему по естеству и славе божества Его. Бог, будучи не отдален от всего сущаго, явно есть во всем, и однакожь никто не знает Его, как говорит Господь наш: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже волит Сын открыти (Мф. 11:27). Итак Бог, который был в мире и не был познаваем от него, пришел, говорит, во своя, и свои Его не прияша. Своими называет Он мир и людей, сущих в мире, и потому, что есть Творец и Владыка их, и по сродству, в какое вступил с людьми через свое вочеловечение. Размысли же добре о том, что мы сказали, и познай что Бог–Слово, в начале сый у Бога и Отца, имеющий жизнь в Себе и все создавший, и сущий светом, просвещающим всякаго человека, Он самый, который был прежде бытия мира и создал мир, который есть в мире и не познается миром и не объемлется им, — Он пришел в мир и соделался человеком, да явится яко Бог и познается, как есть, тем, которые приемлют Его, яко Бога, с верою и соблюдают заповеди Его. Почему св. Евангелист и говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:12—14). На–те! Вот вам зеркало, о коем я сказал прежде, — эти самыя слова! И посмотрите, прошу вас, какая точность в словах Евангелиста! Как ясно обозначает он признаки, по которым познаются верные, чтоб мы и самих себя могли познавать, и ближних своих! Елицы же, говорит, прияша Его, разумеется, посредством веры, и исповедали Его Богом, а не человеком только, даде им область, через крещение чадами Божиими быти, освободив их от тиранства диавола; так чтоб они не только были верными, но, если восхотят жить и по заповедям Его, чтоб к вере притяжали и святость через делание заповедей Его, как и в другом месте говорит Господь: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010