2006. С. 286). Обе иконы являются такими повторениями. Высказанную, хотя и с оговорками, версию, что оригиналом для иконы Семена Хромого мог быть образ, ныне находящийся в ЦМиАР ( Алфёрова. 2008. С. 231), трудно считать убедительной, поскольку обе иконы разнятся в деталях. Так, на иконе из ЦМиАР воспроизведен более редкий для икон Madre della Consolazione вариант изображения левой стопы Богомладенца - она не симметрична правой стопе, а параллельна лузге иконы; линия каймы мафория по правой стороне в 2 местах (на уровне плеча и ближе к застежке) не имеет логичного продолжения, в районе сгиба на левой руке она значительно упрощена, а по нижнему краю словно обрезана; в орнаменте совмещены греч. и слав. буквы. На иконе Семена Хромого обе стопы Младенца обращены вперед, но возникла путаница с пальцами (из-за чего обе ноги анатомически читаются как правые); мастер не смог верно передать продолжение каймы мафория на стыке с прозрачной тканью слева, но справился с ее линией почти по всему объему сложной драпировки, в т. ч. по низу. В то же время общие черты икон могут свидетельствовать о том, что иконописцы имели перед собой рус. протограф, переработанный с итало-критского образца, а возможно, и сверялись с самим образцом. Напр., не имеет аналогов такая уникальная деталь иконографии обеих рус. икон, как направление взгляда Богомладенца - не на молящегося, не на Мать, а в сторону от Нее. Вторым важным моментом является надпись в свитке Христа. На всех известных итало-критских иконах цитируется текст Евангелия от Луки (Лк 4.18): «ΠΝ(ΕΥΜ)Α Κ(ΥΡΙΟ)Υ Ε/ΠΕΜΕ ΟΥ/ΕΝΕΚ(ΕΝ)/ΕΧΡΙΣΕ...» («Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня») (напр., на иконе Николаоса Зафуриса 2-й пол. XV в. (Музей изобразительных искусств, Сплит)). С ним ничего общего не имеет надпись на рус. иконах: «              » - по варианту иконы из ЦМиАР (в 3 строчки) и с ошибкой на иконе С. Хромого (в слове «  »; в 6 строчек); лит. источник надписи не выявлен, близкий по содержанию гимнографический текст встречается в тропарях воскресных, «по непорочных», строки к-рых обращены к Божией Матери: «Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

103 Если вблизи имеется храм, то антиминс в день освящения до звона переносится с благоговением (без особого чина) в этот храм и полагается там на престоле. 104 Все те молитвы, которые читает архиерей при устроении престола, не читаются священником, поскольку они читаны архиереем при освящении им антиминса. 105 Омовение верхней доски престола с употреблением мыла необязательно, если она новая и чистая. «Поелику мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосв. Николай. В отв. на вопр. старообр. М., 1839). 106 «Приемлют священницы дску трапезы, начальствующий же кропит святой водою столпы или единостолпие, ничтоже глаголя, и укрепляется дска трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается, и паки кропится святой водою... и поливается родостамною («гуляфною водою»), аще есть таже вином, аще ли несть родостамны, вином точию. Таже начальный иерей помазует св. трапезу Миром. Помазуется же святая трапеза святым великим Миром сице: крест сотворит посреди дски трапезныя, и на четырех углах по кресту сотворит» (Чиновник святейшего кир Паисия, папы и патриарха Александрийского. Перев. на слав, яз., лист 12; см. также Большой Требник. Киев, 1862). 107 См. Церковн. ведомости 1903 г., 39, ст. 1500, ч. неофиц. Ср. Большой Требник. Киев, 1862; Чиновник. М., 1798; Требник, 1677 г. В Чиновнике Паисия, патриарха Александрийского, перевед. на слав, яз., говорится: «Таже кропит (священник) алтарь и церковь всю св. водою и помазуют Миром — первое на восток, на алтарной стене над горним местом. Второе над западными дверми. Третие над южными дверми. Четвертое над северными дверми, на стенах крестообразно» (лист 12). 108 См. Дополнительный Требник. 109 «Князи» — это верхние косяки дверей. Смысл этих слов таков: «Двери, поднимите ваши верхи, двери вечные — поднимитесь, ибо входит Царь славы (Господь)». 110 Для освящения Евангелия в Требнике не указаны молитвы. Евангелие, как слово Божие, свято, и потому оно не освящается. Только новый переплет с иконами на Святое Евангелие освящается по чину освящения разных икон (см. Дополнительный Требник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   Если вблизи имеется храм, то антиминс в день освящения до звона переносится с благоговением (без особого чина) в этот храм и полагается там на престоле.    Все те молитвы, которые читает архиерей при устроении престола, не читаются священником, поскольку они читаны архиереем при освящении им антиминса.    Омовение верхней доски престола с употреблением мыла необязательно, если она новая и чистая. «Поелику мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосв. Николай. В отв. на вопр. старообр. М., 1839).    «Приемлют священницы дску трапезы, начальствующий же кропит святой водою столпы или единостолпие, ничтоже глаголя, и укрепляется дска трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается, и паки кропится святой водою... и поливается родостамною («гуляфною водою»), аще есть таже вином, аще ли несть родостамны, вином точию. Таже начальный иерей помазует св. трапезу Миром. Помазуется же святая трапеза святым великим Миром сице: крест сотворит посреди дски трапезныя, и на четырех углах по кресту сотворит» (Чиновник святейшего кир Паисия, папы и патриарха Александрийского. Перев. на слав, яз., лист 12; см. также Большой Требник. Киев, 1862).    См. Церковн. ведомости 1903 г., 39, ст. 1500, ч. неофиц. Ср. Большой Требник. Киев, 1862; Чиновник. М., 1798; Требник, 1677 г. В Чиновнике Паисия, патриарха Александрийского, перевед. на слав, яз., говорится: «Таже кропит (священник) алтарь и церковь всю св. водою и помазуют Миром — первое на восток, на алтарной стене над горним местом. Второе над западными дверми. Третие над южными дверми. Четвертое над северными дверми, на стенах крестообразно» (лист 12).    См. Дополнительный Требник.    «Князи» — это верхние косяки дверей. Смысл этих слов таков: «Двери, поднимите ваши верхи, двери вечные — поднимитесь, ибо входит Царь славы (Господь)».    Для освящения Евангелия в Требнике не указаны молитвы. Евангелие, как слово Божие, свято, и потому оно не освящается. Только новый переплет с иконами на Святое Евангелие освящается по чину освящения разных икон (см. Дополнительный Требник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

305 Контора семинарии в представлении просила на основании прежних лет дозволить отпустить учекиков на вакацию с 15 июля до 21 августа; резолюция Платона: «можем уволить до 1 сентября, чтоб с оного непременно все были в собрании, и учение начать», Арх. Тр. сем. 1776 г. N1. 306 О том, как происходили дистуты в духовных училищах см. Истор. М. Слав. Грек. Лат. Акад. стр. 184 – 186, 343, – 345. 308 Представляем богословские тезисы 1777 года. Theses Theologicae, iunctim propositae ad publicas disputaliones, ad quas cum summa observantia litterarum favtores invitat seminarium Lavrae s. s. Trinitatis. 1) Тройственное есть человека состояние: установление (institutionis), отпадение и восстановление. 2) А что человек находится в состояния отпадения греховном и весьма бедственном, то явствует, 3) из несходственности человческого естества с концами (finibus) своими и Божиим законом. 4) Из сей несходственности человек грешит хотением, или нехотением, или преступлением, или упущением; или против себя, или против других, всегда против Бога, 5) Которой, поскольку есть Существо пресовершенейшее u праведнейший беззаконий Судия, налагает человеку казнь, 6) или лучше сказать, человек сам себя подвергает смерти вечной, 7) которая состоит в лишении всех тех благ , коими человек одарен бьл в состоянии своего установления 8) Ибо и сам человеческий разум понимает, что премилосердный Бог таким человека сотворить не мог , каким он ныне есть. 9) И что должен бы он быть праведный, преподобный. Богу подобищийся и доджен бы он с Богом быть соединен, а не в разрыве, жить, а не умирать. 10) Ибо сею смертию вечно должно погибать. 11) Таким образом весь человеческий род погибать долженствовал, поскольку первый грех и бедствие есть повсемественное. 12) Но Бог новым творением умилосердился над человеком; ибо по неописанной Своей к роду человеческому любви, 13) премудрые употребить средства, 14) утешив его новым упованием и состоянием восстановления. 15) И поскольку естественный закон сделался недовольным к πриобретению истинного блогополучия, то 16) належала нужда во откровении, 17) коего содержание есть Христос , вера, наше спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1412 См. об этом самый конец работы: Лосев А. Ф. Историческое значение Ареопагитик//Вопросы философии. 2000. 3. С. 71–83 (переизд.: Он же. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита … СПб., 2009. С. 120–141). Ср.: Polemis I. Notes on Two Texts Dealing with the Palamite Controversy//Realia Byzantina/Hrsg. v. S. Kotzabassi und G. Mavromatis. Berlin; New York, 2009 (Byzantinisch es Arch iv; 22). P. 207–212 (здесь: 209–212). 1415 Здесь и ниже как деятельность (слав. действо) передается энергия ( νργεια), которую нужно отличать от деятельности в практическом смысле ( πρ ξις) (В. Б.). 1416 Правильное ударение добрóта ( καλ ν) – красота, прежде всего нравственная, как в Добротолюбии ( Φιλο– καλ α) (В. Б.). 1418 «Если же Бог таков, то Он может быть ясно созерцаем по подобию» в переводе Леонтьева (совершенно неправильно). «Если же таковой Бог, то Он будет по достоинству явно созерцателем» у Лосева. 1419 Слово «Бог» ( θε ς) Каллист производит, вслед за долгой античной и святоотеческой традицией, от θεομαι – «созерцаю» (Н. Л., А. Д.). 1420 Во всех переводах «созерцательной силы», как будто бы в греческом тексте стояло θεατικς (или θεωρητικς), в то время как в греч. Добротолюбии другое чтение – «божественной силы» ( θεωτικς). Скорее всего, Каллист употребил именно последнее выражение, встречающееся из всех святоотеческих текстов только у Пс.- Дионисия Ареопагита , О небесной иерархии, III, 2 и VI, 1//Vol. 2, р. 18: 8 и 26: 3 Htil; PG 3, 165 А 14 и 200 С 3 (В. Б., А. Д.). 1442 Перевод Лосева: «В том поэтому забота, чтобы в Божественности Духа возводить ум к единому премирному. И уж конечно, не так, чтобы единое проповедовать, а обращение и воззрение ума [к Нему] – отвергать». 1443 Здесь и далее слово τ ατιατ Леонтьев переводит «создания», а Лосев – «причинённые создания». Буквально выражение означает «[существа], имеющие причину [своего бытия]», то есть не самобытные, а тварные. 1447 Перевод Леонтьева, в последней фразе мной отредактированный. Аналогичные рассуждения см. в 3-й и 4-й гл. I-й кн. прп. Иоанна Дамаскина Точное изложение православной веры. Вариант Леонтьева, правильный посути, двусмыслен по форме из-за игнорирования особенностей русского синтаксиса: «Если же (это) и так, то что такое движущее, как не подчиненное другому началу, так как оно безначально». Перевод Лосева навряд ли возможен: «Если же получило начало, то и движимо. Что нужды искать двинувшее и приведшее в бытие? Оно будет недвижным, поскольку оно движущее, ибо если нет, то что будет двигать не подчиненное другому началу, поскольку безначальное?»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Для Самуила «грехом» является то, что он перестанет молиться за людей. А в следующих двух местах Сам Бог говорит о силе молитв Своих угодников: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ), и: «ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). А вот подобные слова уже из Нового Завета: «Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» ( Деян.8:24 ). Когда апостол Петр находился в темнице, его вывел из нее Ангел Божий. Интересно? как об этом говорит книга Деяний: «Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» ( Деян.12:5 ). И Ангел Божий был послан для спасения Петра именно по молитвам за него всей Церкви! Поэтому вполне естественно, когда мы просим друг друга помолиться о себе, подаем записки, чтобы имена наших родных и близких были помянуты в Церкви, всем собранием верующих людей. Иногда «Свидетели Иеговы» говорят, что праведник может молиться и ходатайствовать за других, но только будучи живым. После смерти он уже ничем не может помочь. Но в Ветхом Завете мы видим, как от прикосновения к костям («мощам» – слав.) Воскрес умерший человек: «... когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 2Цар.13:21 ). Из всех таких свидетельств Писания можно заключить, что молитва и обращение к святым, а также их молитва о нас не просто допустима, но и необходима. Как мы увидели, Священное Писание учит тому достаточно ясно. Глава 16. Молитва об умерших Первое упоминание о ходатайстве перед Богом за умерших мы можем найти во второй Маккавейской книге (неканонической): «принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:45 ). Поскольку эта книга не каноническая, то нужно увидеть пример того, что остальная Библия все же учит о молитве за умерших людей. «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ) – говорится в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Эту промонофизитскую идею обличал в своё время преподобный Максим Грек . Он подчёркивал, что Плоть Христа по Воскресении не превратилась в Божество, не утратила человеческих очертаний, не увеличилась до бесконечных размеров; что она по-прежнему остаётся описуемой и ограниченной в пространстве. Являясь «обоженной» с самого момента Боговоплощения, благодаря ипостасному соединению с Божеством и общению свойств двух природ 1003 , по Воскресении Плоть Господа стала «обоженной» в том смысле, что, сбросив с себя добровольное иго безукоризненных страстей, стала «нетленной, безсмертной», «безстрастной» и «неизнуряемой» 1004 . Но она по-прежнему осталась человеческой плотью. Следовательно, она материальна и ограничена в пространстве. Ныне Господь восседает в Своём человеческом естестве на «описуемом престоле» одесную Бога Отца 1005 . В сознании Максима Грека слово «одесную» обладает символическим значением, поскольку Бог Отец не воплощался и потому к Нему неприложимы пространственные характеристики. Но слово «престол», на котором восседает вознесшийся на небо Христос, святой отец по-видимому соединяет с некоторой материальностью, качества и происхождения которой он не объясняет. Мысль отца здесь такова: Христос, воскреснув, не лишился человеческого естества, прославленного, но единосущного нам, поэтому в отношении к Нему слово «восседает» подразумевает не только аллегорический, но также и буквальный смысл. Эта идея выражена и у преподобного Иоанна Дамаскина . Он пишет: «..мы утверждаем, что Христос телесным образом сел по правую руку (слав. «одесную». – В.Ш.) Бога и Отца, но о правой руке Отца говорим не в местном смысле (т.е. не в смысле пространства). Ибо каким образом Неописуемый мог бы иметь правую руку, ограниченную местом? Ибо правая рука и левая принадлежат тому, что ограничено. Но под правой рукой Отца разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий, как Бог и как единосущный с Отцом, находясь прежде веков, «в последок дний» ( Евр. 1:2 ) воплотившись, пребывает и телесным образом, так как Плоть Его прославлена вместе с Ним; ибо Он вместе с Плотью Его приветствуется единым поклонением со стороны всякой твари» 1006 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

И это сказав, и больше того, стал невидим, и несчастный принял смерть через повешение, поруганный бесом из-за своего высокоумия. Итак, остережемся и мы просить у Бога того, что выше нас, и обязываться делать то, что выполнить не в силах. Лучше же всего шествовать царским путем, чрез что возможем, не уклоняясь на десно, ни на шуе, спастись от наступившего лукавого века, имея смирение во всем. Комментарии 2 . …убивает ее – В версии В убийство девицы происходит позднее. 2 . …и снова говорит помысел – В версии В далее: «Вот придел воин и не найдет отрока. Ибо ты убил отрока. Встань и убей девицу и, взяв это сокровище, беги в чужую страну, чтобы не попасть в руки властей (militis)». То есть дается более серьезная мотивировка дальнейших перемещений монаха. Слова: «Поскольку докучал помысел» – опущены. 2  . ...строит на эти деньги церковь  – Ευκτριου ( ευκτριος οκος), лат. capella, слав, «молельня» – часовня или небольшая церковь , так же как и  μαρτυρου (в отличие от церквей,  εκκλησαι, имевших значительно больший размер и предназначавшихся собственно для собрания верующих). 3 .. ..чтобы взявший или жену скончавшегося, или дочь, вступал в эту должность – Вортли, комментатор новеллы, считает, что этот обычай есть наследие реформ Диоклетиана. В версии В сказано более подробно: «Ибо было условие в той стране и правило, чтобы, когда умирает кто из военных чинов или из патрикиев, в этом месте постановлено было, что кто принимал жену умершего или кто брал за себя его дочь, тот исполнял его должность». 4 . …возвращения доверенного ему и требуемого – В версии В правитель потребовал от монаха-палача расписку, содержащую список того, что, по его словам, было отдано: «И он сказал: «Это было все. Он принес мне это, но, придя, унес спустя немного времени. И я отдал ему все без задержки». Сказал ему правитель: «Даже ты свидетельствуешь, что он принес тебе. Не напишешь ли ты список того и свидетельство, что он забрал это снова у тебя? " ». 279 BHG 1076с; ср. Луг Духовный 47; PG 87/3, 2901C-D) (е codice Monacensi gr. 318, ff. 127–128v [=M]) и Новый Митерикон, нов. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, результат таинства елеосвящения по вере – как телесное исцеление болящего, так и прощение грехов 307 – простятся ему (φεθσεται ατ) – букв.: будут прощены Богом – на такое понимание указывает пассивный залог глагола φεθσεται 308 . 5:16 16 ξομολογεσθε ον λλλοις τς μαρτας κα εχεσθε πρ λλλων, πως αθτε. πολ σχει δησις δικαου νεργουμνη. 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Признавайтесь (ξομολογεσθε – слав.: исповедайте) друг перед другом в проступках (λλλοις τ παραπτματα) – в разных греховных падениях. Вряд ли здесь идет речь о таинстве покаяния, или исповеди; апостол говорит лишь о простом признании христиан друг перед другом своих грехов для взаимного примирения, утешения, облегчения, совета 309 . Такое исповедание может проходить в форме доверительной беседы. В аскетической практике православного монашества такая беседа называется «откровением помыслов». Очень важно не просто открыть свой грех , но поделиться с кем-то своими чувствами, мыслями, «проговорить» свою проблему – к примеру, такая практика сейчас активно используется в группах самопомощи (АА, Ал-Анон и др.). После такого доверительного общения естественной будет молитва друг за друга – чтобы исцелиться (πως αθτε) – так же: восстановиться, вылечиться, поправить свое здоровье. Своих сил часто недостаточно, поэтому особую силу имеет церковная общественная молитва . Опыт такой молитвы необходим для единого организма, Тела Христова, которым является Церковь 310 . Много может усиленная молитва праведного (πολ σχει 311 δησις δικαου νεργουμνη) – т.е. молитва праведника проявляет себя как действенная, эффективная молитва , приносящая обильные плоды 312 . Преподобный Максим Исповедник : «Я думаю, что двумя способами становится действенной молитва праведника. Первый – когда молящийся приносит эту молитву Богу вместе с [праведными] делами по заповеди [Господней]; молитва не должна быть просто словесной, превращаясь в пустое сотрясение воздуха (ибо тогда она становится бесполезной инесостоятельной), но деятельной и живой, одушевляемой различными способами [осуществления] заповедей. Ибо суть молитвы и моления ясно обнаруживается в исполнении добродетелей; и потому праведник обладает сильной и всемогущей молитвой, что она споспешествует заповедями. Второй же способ – когда нуждающийся в молении праведника и сам осуществляет дела молитвы, исправляя свою прежнюю жизнь и делая моление праведника сильным, поскольку оно обретает [еще большую] мощь благодаря его доброму изменению образа своей жизни. Ведь нет никакой пользы в молении праведника, если тот, кто нуждается в этом молении, с удовольствием предается грехам» 313 . 5:17–18

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Конец наступит после парусии, ибо «Слово, из Отца исшедшее, снова возвратившись в Отца, не будет более существовать» (Ibid. 15. 27). Основание для такого учения еретики усматривали в 15-й гл. Послания ап. Павла к Коринфянам: Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (ст. 25) и «когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему...» (ст. 28). Ошибочность понимания 1-го текста свт. Кирилл устанавливает посредством анализа слова «доколе» (слав. «дондеже») (объяснение этого слова см. в ст. Богородица ). Позиция здравого смысла, к-рой он придерживается, позволяет ему обнаружить неприемлемость толкования и 2-го текста. «Нечестивейшие из всех! - восклицает свт. Кирилл.- Вы, сотворенные Христом, будете существовать. Неужели же прекратится бытие Христа, Которым вы и все произведено?» «Покорение» Сына Отцу не означает прекращения существования Сына. Не означает оно и того, что Сын «начнет повиноваться Отцу» только с момента парусии, «ибо Он всегда угодное Ему творит… Он не раб, который по принуждению покоряется, но Сын, который повинуется по воле и из любви» ( Суг. Hieros. Catech. 15. 29-30). Свт. Василий Великий , называя последний день вещественного мира днем «невечерним» и «нескончаемым», сравнивает его с первым днем существования мира, поскольку оба они имеют общие особенности. Первый полагает начало тварному миру; последний - миру обновленному. И тот и другой не исчисляются часами и имеют «сродство с веком». Они - «едины» (т. е. единственны и неповторимы). «Моисей, чтобы возвести мысль к будущей жизни, наименовал «единым» сей образ века, сей начаток дней (т. е. первый день мира.- М. И.)... «Единым» является и день парусии, находящийся «вне сего седмичного времени. Поэтому назовешь ли его «днем» или «веком», выразишь одно и то же понятие; скажешь ли, что это - день или что это - состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли «веком», он будет единственный, а не многократный» ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 2). Пришествие Христа не будет «местным»; его следует ожидать «во всей вселенной» ( Basil.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010