Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:17 мин. Размер 5.5 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в память об историческом событии – обретении царицей Еленой около 326 года в Иерусалиме того Креста, на котором был распят Иисус Христос. Но у этого праздника есть еще и другая идея – это прикосновение ко кресту, материальному символу страданий Иисуса Христа, на котором Он умер, но потом воскрес; ко кресту, который был орудием римской казни, но силой Божией стал для верующих исцеляющим средством и проводником к Воскресению. Христиане первых трех веков использовали много разных символов, которые могли указывать на имя и на спасительное значение проповеди, жизни и смерти Иисуса Христа. Это и символ «Доброго Пастыря», и «корабля» спасения, и «якоря» веры, и рыбы, в греческом названии которой отражались заглавные буквы фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Образ креста в первые три века не был единственным и самым популярным среди христиан. Но он стал таковым благодаря особому явлению свыше равноапостольному царю Константину. Перед решающей битвой с полками правителя Италии Максенция в 312 году императору Константину, который в тот момент еще не был крещен, явилось с неба знамение образа креста с надписью: «Сим победиши». После этого явления Константин приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу в битве у Мильвийского моста. Знамение с неба и чудесная победа подтолкнули Константина к тому, чтобы отправить свою мать Елену в Иерусалим на поиски исторического Креста, того самого, на котором был распят Христос. А после обретения Креста по распоряжению Константина на месте Голгофы и Гроба Господня был построен храмовый комплекс в честь Воскресения Христова. Комплекс церквей освятили в 336 году неспроста около 13 сентября. Тем самым словно проводилась параллель между событиями освящения иерусалимской церкви и ветхозаветного храма, построенного Соломоном примерно в это же время года. А 14 сентября Иерусалимский патриарх торжественно вынес часть древа Креста Господня, чтобы молящиеся могли его увидеть и к нему прикоснуться. День 14 сентября по юлианскому календарю (27 сентября – по григорианскому) словно шел в параллель с 14 нисана – днем распятия Спасителя на Кресте.

http://pravoslavie.ru/82482.html

В редакцию портала «Православие.ру»: Уважаемая редакция! Спасибо за открытие на портале «Православие.ру» и на сайте Сретенской духовной семинарии рубрики «Приглашение к дискуссии», предоставляющей возможность высказаться по актуальным вопросам современной церковной жизни. Прошу опубликовать мою статью. С уважением, доцент Московской духовной академии Р.М. Конь I. Предисловие В современном русском богословии наметилась странная тенденция ревизии догматического учения Православной Церкви под благовидным предлогом достижения христианского единства в расколотом мире. Одним из таких направлений поиска единства является попытка пересмотра отношения к римо-католическому лжеучению Филиокве (об исхождении Святого Духа «и от Сына»), осужденному Православной Церковью как ересь. Согласно вере Православной Церкви, Святой Дух исходит от Отца, однако католики исказили эту веру, прибавив к ней ложное учение о том, что Святой Дух исходит еще «и от Сына». Эта прибавка к Символу веры на латинском языке пишется Filioque (Филиокве). К каким трагическим духовным последствиям ведет эта ересь, мы сейчас вдаваться не будем, отметим лишь, что всякому студенту семинарии известно, что Филиокве является одним из принципиальных догматических отличий католичества от Православия. Однако некоторые современные православные богословы не оставляют попыток выдать Филиокве всего лишь за историческое недоразумение с позиций современного представления о богословии. Именно так поступает принятый во время ректорства в Московской духовной академии архиепископа Амвросия (Ермакова) (ныне ректор Сретенской духовной семинарии) Олег Давыдов, доселе никому не известный, но в 2019 году занявший на кафедре богословия МДА должность профессора и считающий себя специалистом в области православного богословия, при том что он не имеет даже семинарского образования, а его зачисление на работу в МДА противоречило требованиям «Положения об ученых званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви» Учебного Комитета РПЦ . Удивительно, что О. Давыдов принят в МДА без прохождения конкурса на кафедре, а прот. П. Великанов выдвинул его кандидатуру на голосование на Ученом совете МДА, представив дело так, будто О. Давыдов прошел конкурс. Все это говорит о том, что тогдашнее руководство МДА во главе с уважаемым архиепископом Амвросием было весьма заинтересовано в кандидатуре этого преподавателя.

http://pravoslavie.ru/131999.html

В РИА «Новости» прошла пресс-конференция « " Пензенское сидение " : кто виноват и что делать» 21 ноября 2007 г. 18:55 В среду 21 ноября в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), посвященная проблеме сектантов, укрывающихся с двадцатых чисел октября в вырытой ими пещере вблизи деревни Погановка (б. Дуркино) Пензенской области. В пресс-конференции участвовали президент РАЦИРС, профессор, заведующий кафедрой сектоведения Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) А.Л. Дворкин, ответственный секретарь РАЦИРС доцент ПСТГУ священник Лев Семенов и психолог А.А. Виноградова. Ведущая пресс-конференции старший продюсер пресс-центра РАМИ РИА «Новости» Надежда Балинова выразила общую обеспокоенность российской общественности событиями в Пензенской области, где псевдоправославная группа сектантов по указанию своего лидера — жителя деревни Погановка Петра Кузнецова, самочинно именующегося «отцом Петром» или «схимонахом Максимом», укрылись в вырытой ими заранее пещере в ожидании объявленного лидером сектантской группы в мае 2008 г. «прихода Антихриста». Общее число «сидельцев» — 29 человек, среди них четверо детей, младшему из которых менее полутора лет. Пресс-конференция открылась вступительным словом профессора А.Л. Дворкина, в котором он описал сложившуюся ситуацию, привел основные характеристики экстремистского псевдоправославного движения, к которому принадлежит погановская секта, и назвал целый ряд других подобных сект. Затем свое вступительное слово произнес священник Лев Семенов. Он отметил, что в СМИ возникла своего рода полемика по поводу того, как квалифицировать ушедших под землю людей: как сектантов или как православных верующих. В качестве важнейшего квалифицирующего признака священник указал на меру следования членов группы Священному Писанию. Так, попытку лидера сектантской группы «объявить на май 2008 г. конец света», он назвал принципиально несовместимой со словами Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…» (Мф. 24:36). В равной мере противоречит православному Символу веры претензия членов этой группы называться «настоящей Русской Православной Церковью», поскольку к Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неприложимы эпитеты «настоящая», «истинная» и т. п., которые обычно свойственны лишь неканоническим образованиям, не обладающим апостольским преемством и потому безблагодатным.

http://patriarchia.ru/db/text/327470.htm...

Детский сад и поезд в ад 16.02.2021 12:51:34 Сергей Львович Худиев Манифест Константина Богомолова « Похищение Европы 2.0», вызвал некоторое бурление, и это понятно. Он написал, что «прогрессивное общество приняло на себя роль новых штурмовиков, с помощью которых то же государство сверхэффективно борется с инакомыслием» и вообще «Благодаря стечению обстоятельств мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти». Консервативные авторы уже годы говорят о том, что на Западе все более утверждается идеология столь же тоталитарная, как и марксизм-ленинизм, это, особенно у англоязычных комментаторов, общее место - но они не ломают никому картину мира, им, агентам реакции и приверженцам средневековых предрассудков, так и полагается говорить. Но когда неладное начинают замечать люди, которых никак нельзя назвать столпами консервативного благочестия, это вызывает сильное раздражение. Вроде бы представитель богемы, свой человек - а говорит такие контрреволюционные вещи. В России это имеет свой оттенок - интеллигенция видит себя частью Запада, и именно там ищет образцы для подражания. Ее мировосприятие построено на противопоставлении «плохая Россия - хороший Запад», и, даже если автор кидает положенный камень в Россию, поминая «въевшиеся в генетическую память лагерный страх, стукачество, а также молчание и насилие как способы выживания», критика положения дел на Западе воспринимается как хула на святыню. Это вызывает волну комментариев, авторы которых хотят подчеркнуть свою приверженность интеллигентскому символу веры - Запад есть свет, а Россия мрак, и нечего тут. Любые западные моды следует горячо одобрять и всячески перенимать. В этом отношении характерен ответ Богомолову, напечатанный в той же «Новой газете», в которой было помещено его письмо. Ответ состоит из двух написанных кириллицей английских слов - «ок, бумер». Этот, уже несколько устаревший американский оборот означает примерно «да ладно, дедуля», и используется молодыми людьми, желающими отмахнуться от ворчливого старика. Что же, краткость сестра таланта, и нам следует ожидать, что следующий разбор аргументов против нынешних идеологических мод сведется к простому «гы».

http://radonezh.ru/2021/02/16/detskiy-sa...

Закрыть Огонь, собор и мы Владимир Семенко   00:22 23.04.2019 1374 Время на чтение 8 минут Нотр-Дам сгорел. Такого, каким он был, никогда больше не будет, как не будет целого афинского Парфенона, разрушенных талибами статуй Будды и множества православных храмов, уничтоженных в Косово боевиками албанской наркомафии с помощью натовских карателей. Либеральное «общество», которому всякое христианство, нравственная серьезность, моральные устои, «духовные скрепы» (над которыми кто только из них не стебался), да и религия вообще в лучшем случае глубоко безразличны, ритуально возрыдало над утратой «бесценного памятника европейской культуры». Другой культуры, кроме так называемой европейской, для них, разумеется, не существует. Загадочный пожар Нотр-Дама стал поводом для российских либералов лишний раз отметиться в своей верности либерально-русофобскому «символу веры». Дошло до того, что один из постоянных героев различных телешоу высказался в том плане, что утрата великого храма - куда большая трагедия для человечества, чем сожжение «второсортного генетического материала» в Одессе. Понятно, что такого рода «героев» регулярно выпускают на ТВ для того, чтобы выгоднее «оттенить» тех, кто играет там роль «патриотов», но все же хамство г-на Сытина - что-то из ряда вон. Такие персонажи, как он или Невзоров с их зашкаливающей ненавистью к России и православной вере, рождают стойкую мысль о психической патологии. Впрочем, разве ее не рождают многочисленные «культуртрегеры», лауреаты всевозможных многочисленных премий, что творят свои кощунства и непотребства за счет бюджета? Рыданий и стенаний никогда не бывает, когда горят шедевры древнерусской храмовой архитектуры или когда целенаправленно уничтожаются православные святыни там, где люди не желают признавать правила игры, установленные хозяевами глобального мира. С «непоправимой утратой» Европы надо как-то разобраться спокойно и систематически. Затянувшиеся еще со времен Шпенглера похороны старой Европы - достояние скорее сугубо интеллектуального дискурса на рафинированных научных и научно-публицистических площадках либо принадлежность возвышенных эмоций отдельно взятых и столь же рафинированных интеллектуалов, на этой самой старой Европе воспитанных. Эпигонствовать и переносить такого рода эмоции и рассуждения в повседневное медиапространство - не самая лучшая идея. Право рыдать над гибелью прекрасного старого мира, несущего на себе необычайно стойкую печать того давнего-давнего времени, когда старушка была еще христианской - надо еще заслужить. Те, для кого повседневным «культурным» контекстом является постмодернистское извращенчество, а Серебреников, Учитель и Лунгин воспринимаются как великие деятели искусства, к «европейским ценностям» в их высоком и давно уже реально не существующем смысле, никакого отношения не имеют.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/23/ogo...

Захара Прилепина называют модным писателем, и это весьма необычно, потому что «модными» у нас считаются либерально мыслящие люди. Прилепин же один из главных противников российских либералов, да к тому же патриот и – что совсем шокирует прогрессивную общественность – православный. Как относится писатель к нападкам на Русскую Церковь, какое место отводит Православию в современной истории, почему катиться в тартарары для нашего человека – благо, и зачем надо было писать роман о Соловках, – об этом Захар Прилепин рассказал сайту « Православие.Ру ». Захар Прилепин    – Захар, вас, по-моему, редко спрашивают о религии. – Да, не очень часто. Но я недавно давал интервью по поводу старообрядцев. – Я слышал, некоторые вас к ним причисляют. – Нет, я к старообрядцам никакого отношения не имею (смеется) . – Захар, вы наверняка видите, что общество разделилось на два лагеря. Православных и либералов. Одни говорят, что на Православие идут гонения и объявлена информационная война, другие говорят… – …что православные начинают их давить, да-да… – Именно. Что вы думаете по этому поводу? – Я в этой теме не специалист, но как человек верующий могу сказать вот что. Безусловно, для квазилиберального, «прогрессивного» в кавычках мышления Православие является одним из опасных факторов, находящихся в числе русского патернализма, доверия к государству, любви, условно говоря, к Достоевскому и Есенину, к почвеннической литературе. В числе российского национального патриотизма (равно – милитаризма), то есть того самого пресловутого «патриотического угара», который их всё время раздражает и пугает. В числе российского соборного чувства, которое они всячески высмеивают. И вот, Православие – оно как купол над всем этим, оно всё это объединяет, за всем этим смотрит и всё это охраняет. И серьезной части российских либералов всё это кажется враждебным на физиологическом уровне, потому что это противоречит их символу веры, их проповеди индивидуализма, их европейским ценностям, их пониманию гуманизма, их пониманию человечности и толерантности.

http://pravoslavie.ru/74274.html

Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей о предстоящем Всеправославном Соборе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_108818.html 15 апреля 2016 Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей о предстоящем Всеправославном Соборе Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4431309.html Официальный сайт Московского Патриархата В связи с поступающими в адрес различных церковных учреждений обращениями, касающимися предстоящего Всеправославного Собора, официальный сайт Русской Православной Церкви публикует официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Святой и Великий Собор Православной Церкви, проведение которого на острове Крит запланировано на период с 18 по 27 июня 2016 года, не будет обсуждать догматических вопросов, которые уже обсуждены Вселенскими Соборами. Созыв Всеправославного Собора не связан и с влиянием тех или иных политических сил или общемировых процессов, поскольку его подготовка, продолжающаяся с 1961 года, началась и развивалась в совсем иных исторических и политических условиях. Предстоящий Собор не является и не может явиться " Восьмым Вселенским Собором " . Многие церковные писатели древности, в том числе почитаемые в лике святых, именовали Восьмым Вселенским собор, состоявшийся в Константинополе в 879-880 годах, на котором были осуждены добавления к Символу веры. Что же касается Собора, который созывается на Крите, то, как ясно заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года, предстоящий Собор " мы не называем Вселенским. В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй " . Предметом рассмотрения Всеправославного Собора станут лишь те вопросы, которые в силу исторических причин не получили общепризнанного решения в церковном праве, как, например, вопрос о сотрудничестве в духовном окормлении православных верующих, проживающих за пределами канонических границ Поместных Православных Церквей. Святой и Великий Собор также призван выразить согласованное и авторитетное мнение Православной Церкви по некоторым актуальным проблемам современного мира.

http://religare.ru/2_108818_1_21.html

Пн роз " яснення церковних зв " про Всеправославний Собор 15 2016 р. 11:10 В связи с поступающими в адрес различных церковных учреждений обращениями, касающимися предстоящего Всеправославного Собора, официальный сайт Русской Православной Церкви публикует официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата. Святой и Великий Собор Православной Церкви, проведение которого на острове Крит запланировано на период с 18 по 27 июня 2016 года, не будет обсуждать догматических вопросов, которые уже обсуждены Вселенскими Соборами. Созыв Всеправославного Собора не связан и с влиянием тех или иных политических сил или общемировых процессов, поскольку его подготовка, продолжающаяся с 1961 года, началась и развивалась в совсем иных исторических и политических условиях. Предстоящий Собор не является и не может явиться «Восьмым Вселенским Собором». Многие церковные писатели древности, в том числе почитаемые в лике святых, именовали Восьмым Вселенским собор, состоявшийся в Константинополе в 879-880 годах, на котором были осуждены добавления к Символу веры. Что же касается Собора, который созывается на Крите, то, как ясно заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года, предстоящий Собор  «мы не называем Вселенским. В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй» . Предметом рассмотрения Всеправославного Собора станут лишь те вопросы, которые в силу исторических причин не получили общепризнанного решения в церковном праве, как, например, вопрос о сотрудничестве в духовном окормлении православных верующих, проживающих за пределами канонических границ Поместных Православных Церквей. Святой и Великий Собор также призван выразить согласованное и авторитетное мнение Православной Церкви по некоторым актуальным проблемам современного мира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4431311...

поиск:   разделы   рассылка Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей о предстоящем Всеправославном Соборе В связи с поступающими в адрес различных церковных учреждений обращениями, касающимися предстоящего Всеправославного Собора, официальный сайт Русской Православной Церкви публикует официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Святой и Великий Собор Православной Церкви, проведение которого на острове Крит запланировано на период с 18 по 27 июня 2016 года, не будет обсуждать догматических вопросов, которые уже обсуждены Вселенскими Соборами. Созыв Всеправославного Собора не связан и с влиянием тех или иных политических сил или общемировых процессов, поскольку его подготовка, продолжающаяся с 1961 года, началась и развивалась в совсем иных исторических и политических условиях. Предстоящий Собор не является и не может явиться " Восьмым Вселенским Собором " . Многие церковные писатели древности, в том числе почитаемые в лике святых, именовали Восьмым Вселенским собор, состоявшийся в Константинополе в 879-880 годах, на котором были осуждены добавления к Символу веры. Что же касается Собора, который созывается на Крите, то, как ясно заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года, предстоящий Собор " мы не называем Вселенским. В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй " . Предметом рассмотрения Всеправославного Собора станут лишь те вопросы, которые в силу исторических причин не получили общепризнанного решения в церковном праве, как, например, вопрос о сотрудничестве в духовном окормлении православных верующих, проживающих за пределами канонических границ Поместных Православных Церквей. Святой и Великий Собор также призван выразить согласованное и авторитетное мнение Православной Церкви по некоторым актуальным проблемам современного мира.

http://religare.ru/2_108818.html

Содержание Марк, епископ Митрополии Ефесской, православным христианам, живущим на твердой земле и на островах, о Господе радоватися!   Те, которые хотели поработить нас в злое рабство и вовлечь в Вавилон Латинских обрядов и исповеданий, не могли привести это в исполнение, убедясь как в невероятности, так и в невозможности успеха; почему, как они, так и последователи их, оставшись на половине пути, не прибыли и не стали ни тем, ни другим; отступили от Иерусалима — «лицезрения мира» и от горы Сиона — твердой и неподвижной Веры (Ис. 28:16; 1Пет.2:7). Называемые от многих Латино-мудрствующими — они невольно сделались Вавилонянами, и по этому справедливо названы Греко-Латинами. Сии люди могут быть уподоблены баснословным иппокентаврам, этим получеловекам, ибо они вместе с Латинами исповедуют, якобы Святый Дух исходит и от Сына, и что Сын есть виновник бытия Святаго Духа — таково их учение; с другой стороны они, вместе с нами, признают исхождение Святаго Духа от Отца; с Латинами они утверждают правильность и справедливость сделанного прибавления к символу веры; с нами — они не утверждают оного; но можно ли сказать, что сделанное прибавление справедливо и правильно? С ними они говорят, что и в опресноках тело Христово, а с нами они не дерзнули бы причаститься оных. Не приводит ли это к тому заключению, что они не ищут истины, которую, имев в руках, они пренебрегли, присоединясь к Латинам, но что они хотят переплавить чистое золото в поддельное и не заботятся основать истинное единение. Но подлежит разсмотрению, каким образом они соединились.    Всякая вещь, соединяющаяся с другою, соединяется чрез известное посредство. Они основывают свое соединение на исповедании исхождения Святаго Духа, посредством объяснения, что Оный получает свое начало также и от Сына. Все же другое в их веровании разнствует, и ничего у них вместе не сходится, нет ни посредства, ни чего либо общего; но они читают еще и теперь совершенно различные два символа, как прежде соединения; равно и литургия совершается ими двояко и различно, как на опресноках, так и на хлебе квасном; также крещение совершается различным образом: одно освящает чрез тройственное погружение, другое чрез обливание сверху темени; в одном случае помазывают миром, в другом — не употребляют оного; двояки и разнообразны во всех отношениях обряды, посты и церковные постановления и многое подобное. Какое же это единение, которое доныне не представляет ничего ясного и понятного,и как они соединились, желая уберечь свои обряды, но не сохранив отеческие предания? Но вот их хитросплетенные речи: «Никогда Греческая Церковь не говорила, что Святый Дух исходит единственно от Отца, но просто: от Отца, и это выражение не исключает Сына; поэтому, как мы были соединены прежде, так равно соединены и теперь». Горе заблуждающимся! Горе слепотствующим!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010