В июле 1881 г. Иоаким III подтвердил кириархальные права В. Л. и поддержал молдав. братию. В 1882 г. был подписан договор между скитом и В. Л., к-рым молдаване и валахи (румыны) уравнивались в правах. В том же году построено 4-этажное здание с юж. стороны. Кириакон был освящен 21 мая 1886 г. в честь Крещения Господня. В 1888 г. скит признан румын. под покровительством румын. кор. Кароля I, права молдав. монахов были ущемлены. Главная святыня - Икона Божией Матери Продромитисса. 1863 г.   В нач. XX в. численность братии достигала 100 чел., из них 30 происходили из Трансильвании, 50 - из Валахии и 25 - из Молдовы. При четвертом игум. Антипе (Динеску), в 1904 г., скит сильно пострадал от землетрясения. Существовавший за счет доходов от подворий на территории Греции и Румынии, после их конфискации греч. (1923) и коммунистическим румын. правительствами (после второй мировой войны) скит пришел в крайний упадок. В 1976 г. там оставалось 12 монахов. С 1980 г. он начал восстанавливаться, в 1998-2000 гг. были обновлены фрески кириакона. В наст. время под рук. игум. Петрония (с 1989) в скиту подвизаются 25 насельников (из них 7 священников).   Главные святыни - частица главы св. Иоанна Предтечи, хранимая по афонскому обычаю в алтаре, и чудотворная икона Божией Матери Продромитиссы, написанная по заказу мон-ря в Яссах в 1863 г.     В храме-часовне, примыкающем к монастырской ограде, в иконостасе находится икона Спасителя; Его взгляд стал грозным после нашествия турок, обратившихся в бегство при виде иконы. В скитской б-ке ок. 200 рукописей и 5 тыс. экз. книг, мн. принадлежали иером. Нифонту, известному духовнику сер. XIX в. Одна из самых ценных рукописей «История афонских монастырей» написана подвизавшимся в скиту румын. иером. Иринархом (Сишманом) (1845-1920). Из 10 томов сохранилось 8, рукопись украшена миниатюрами и декоративным орнаментом. Помимо сведений об афонских мон-рях в «Истории» приводятся данные о румын. присутствии в каждом из них. В 1852 году монахи из Молдавии Нифон и Нектарий купили здесь келью на деньги молдавского митрополита Софрония и воеводы Гика. Они построили храм Иоанна Предтечи и кельи вокруг него. В 1856 году Константинопольский патриарх Кирилл VII особым указом признал братство как общежительный скит.

http://isihazm.ru/?id=534

Интерьер Петропавловского собора в Казани. Фотография. 2011 г. Интерьер Петропавловского собора в Казани. Фотография. 2011 г. В 80-х - сер. 90-х гг. XVIII в. границы епархий приводились в соответствие с границами губерний. Значительная территория перешла из Казанской епархии в Вятскую. К кон. XVIII в. территория Казанской епархии включала Казанскую, Симбирскую, Оренбургскую губернии. В 1799 г. от Казанской епархии была отделена Оренбургская кафедра, в ведение к-рой были переданы современные Башкирия, Оренбургская, Челябинская, Курганская области, юго-восток Татарстана, Западно-Казахстанская обл. Казахстана. После создания в 1832 г. Симбирской кафедры (см. Симбирская и Мелекесская епархия ) территория Казанской епархии была ограничена Казанской губ., включавшей больше половины территорий совр. Татарстана, Марий Эл , кроме сев. и вост. районов, сев. часть Чувашии, небольшую часть Ульяновской обл. на левом берегу Волги. Значительная часть территории совр. Татарстана в XIX - нач. XX в. входила в состав др. епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский р-ны), Самарской (см. Самарская и Сызранская епархия ) (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский р-ны), Симбирской (Буинский, Дрожжановский р-ны), Уфимской (см. Уфимская и Стерлитамакская епархия ) (совр. г. Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский р-ны). В 1920 г. была создана Татарская АССР (в границах совр. Татарстана), включившая территории, ранее входившие в Казанскую, Вятскую, Самарскую, Симбирскую, Уфимскую губернии. К 1925 г. все приходы др. епархий, оказавшиеся на территории Татарии, перешли под управление Казанских архипастырей. Небольшое количество приходов на юге бывш. Казанской губ. оказались в Симбирской и Самарской епархиях. В 1920 г. были созданы также Марийская и Чувашская автономные области, в состав к-рых вошла значительная часть территории бывш. Казанской губ. Приходы Чувашии в 1922 г. стали частью Симбирской епархии. Марийская автономная обл. принадлежала Казанской епархии до 1929 г., затем территория совр. Марий Эл вошла в состав Нижегородского края и в церковном отношении подчинилась Нижегородским архиереям, в 1957-1993 гг. вновь являлась частью Казанской епархии.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В XIX - нач. XX в. доходы мон-ря состояли из штатной суммы: в кон. XIX в.- 243 р. 45 к., в нач. XX в.- 337 р. 43 к. Сумма неокладных доходов изменялась: в 1850 г.- 1234 р. серебром, в 1862 г.- 5560 р., в 1903 г.- 19 864 р. Капитал мон-ря в кредитных учреждениях, заключавшийся в ценных бумагах, составлял: в 1850 г.- 34 625 р., в 1862 г.- 71 890 р., в 1903 г.- 205 940 р. В нач. XX в. мон-рь владел землей: под строениями - 4-5 дес., пахотной - 64 дес. 383 саженями, сенокосной - 89 дес. 508 саженями, под лесом - 110 дес. 657 саженями. А. В. Маштафаров Со 2-й пол. XVI в. Г. м. стал местом ссылки и пострига именитых особ; ок. 40 княжеских, боярских и дворянских фамилий связаны с историей мон-ря. Здесь проживала инокиня Евдокия (кнг. Евфросиния Андреевна Старицкая), принявшая постриг 5 авг. 1563 г. на Афанасьевском подворье Кириллова мон-ря в Москве. В 1568-1569 гг. весь род Старицких, в т. ч. инокиня Евдокия, попал в царскую опалу. Согласно Пискаревскому летописцу XVII в., 11 окт. 1570 г. царь Иоанн Грозный «велел ее уморити в судне, в ызбе в дыму» (ПСРЛ. Т. 34. С. 195). Инокиня Евдокия была погребена в московском в честь Вознесения Господня мон-ре , на надгробии указана дата смерти - 30 окт. (см.: Гиршберг В. П. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.//НЭ. 1960. Вып. 1. С. 60). В «Синодике опальных» Иоанна Грозного сказано, что вместе с княгиней-инокиней погибло «12 человек и с старицами, которые с нею были». По версии, изложенной в Синодике Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в.), инокиня Евдокия (Старицкая) была утоплена в Шексне вместе с инокинями Марией и Александрой (РНБ ОР. Q. IV. 2, 15). Смоленская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. (КБМЗ) Смоленская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. (КБМЗ) Среди игумений Г. м. под 1586 г. упоминается 4-я супруга царя Иоанна Грозного Дария (Колтовская) . В Г. м. пребывали в ссылке 2-я супруга царевича Иоанна Иоанновича Пелагея Михайловна Соловая (упом. в 1586-1598), последняя супруга Иоанна Грозного Мария Феодоровна Нагая (упом. в 1591), дочь царя Бориса Годунова царевна Ксения, принявшая постриг с именем Ольга (упом. в 1606). В 1601 г. в Г. м. находилась в ссылке кнг. Марфа Никитична Черкасская (урожд. Романова) с племянником-отроком буд. царем Михаилом Феодоровичем Романовым.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца в Тунисе. 1901 г. Кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца в Тунисе. 1901 г. Тунис. В 1647 г. в столице Туниса по инициативе Александрийского патриарха Иоанникия (1645-1657) была основана ц. прп. Антония Великого и вокруг нее сформировалась греч. община. Со 2-й пол. XVII до кон. XVIII в. на о-ве Джерба также существовала греч. община при ц. вмч. Георгия Победоносца. Возрождение греч. общин в Сев. Африке началось с сер. XIX в., с развитием промысла ловли губок. В это время появились общины на Джербе и в Сфаксе. В нач. ХХ в. число греков в Тунисе достигло 60 тыс. чел. В нач. 90-х гг. XX в. греч. диаспора в Тунисе (гл. обр. в городах Тунис и Сфакс) включала 60 чел.; в наст. время она уменьшилась до 30 чел., из к-рых 10 живут в столице страны. Марокко. Греч. эмиграция в эту страну (в основном с о-ва Лесбос) началась после первой мировой войны. В 1927 г. в Касабланке была открыта часовня Благовещения Пресв. Богородицы, а в 1931 г.- часовня свт. Мелетия. В Фесе действовала ц. Пресв. Богородицы. Общины, процветавшие в 20-х гг. ХХ в., пришли в упадок после второй мировой войны. В 30-40-х гг. ХХ в. в Марокко проживало 1200 греков, большинство из них - в Касабланке, остальные - в Фесе, Мекнесе, Тазе и Уджде. Среди них помимо торговцев были ремесленники (в т. ч. плотники) и строители, к-рые происходили гл. обр. с о-ва Карпатос. После получения Марокко независимости (1956) начался массовый отъезд греков, пик которого пришелся на 1962-1971 гг. В нач. 90-х гг. ХХ в. в Марокко оставалось ок. 180 греков, большинство из них проживало в Касабланке. Алжир. Во 2-й пол. XVII в. здесь возникла греч. община и была построена ц. Пресв. Богородицы в г. Алжир (нек-рые источники называют ее ц. вмч. Георгия Победоносца), упоминания о к-рых прекращаются в посл. десятилетия XVIII в. В наст. время следов этой церкви не осталось. Греки снова появились в Алжире в период первой мировой войны, но были немногочисленны (ок. 100 чел., гл. обр. в городах Оран и Алжир) и не организовали общины. В 70-х гг. ХХ в. в стране проживало примерно 30 греков, в нач. 90-х гг. ХХ в.- 20.

http://pravenc.ru/text/1681205.html

Благовещенский собор и колокольня. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2002 г. Благовещенский собор и колокольня. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2002 г. В 1625 г. в В. м. проживали игумен, 2 священника, диакон, 20 монахов; в 1764 г.- игумен, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха, вдовый священник, а также 2 отставных военных. В XVII - нач. XVIII в. настоятели В. м. выполняли различные церковно-адм. функции. Указом патриарха Иосифа от 20 марта 1650 г. строитель В. м. осуществлял надзор за совершением богослужений в храмах Ярополчской вол., в 1661/62 г. участвовал в сборе окладных и неокладных доходов с духовенства. В 1890 г. в В. м. была учреждена архимандрития, в 1906 г. в мон-ре проживали архимандрит, 4 иеромонаха, иеродиакон, священник, 12 послушников. В XVII в. В. м. владел небольшими малодоходными угодьями. В 1652 г. по просьбе игум. Моисея царь Алексей Михайлович повелел выдавать В. м. 13 р. 20 алтын 4 деньги на свечи, воск, ладан, вино, а также денежную ругу игумену (3 р.), священникам, диакону, монахам (по 1 р.) и хлебную ругу. В XVII в. В. м. владел на р. Лух 2 мельницами, к-рые в нач. XVIII в. были отобраны у мон-ря, и назначена денежная (94 р.) и хлебная (по 81 четв. ржи и 50 четв. овса) руга, к-рая выдавалась нерегулярно. В 1730-1731 гг. мельницы были возвращены мон-рю. В 1764 г. все угодья оставались во владениях мон-ря, а в XIX в. большая их часть сдавалась в аренду. Приписанная к В. м. с 1695 г. Моисеева пуст. к сер. XVIII в. пришла в упадок, в ней были разбиты яблоневый и вишневый сады. К нач. XX в. на ее месте находилось старообрядческое кладбище. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. В. м. получал из казны 300 р. ассигнациями. На 1 янв. 1916 г. капитал мон-ря составлял 30 875 р. Среди вкладчиков В. м. были царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, сестры царя Ирина и Татьяна Михайловны, митр. Казанский и Свияжский Корнилий , протопоп Стефан Вонифатьев, келарь Авраамий (Палицын) , муромский храмоздатель Богдан Цветной. В кон. июля 1866 г. в В. м. останавливался свт. Феофан Затворник .

http://pravenc.ru/text/161157.html

В сер. XIX в. на территории совр. В. о. жили ок. 100 протестантов, значительное увеличение их числа произошло в нач. XX в. в результате переселения крестьян из зап. губерний в ходе Столыпинской аграрной реформы, в частности в Никольском у. к 1912 г. поселились более тыс. эстонцев-лютеран. Самоопределение Прибалтийских гос-в после 1918 г. вызвало возвращение эстонцев и латышей в Прибалтику. В 1822 г. упоминается лютеран. община в Вел. Устюге, по-видимому прекратившая существование к сер. XIX в. С 1824 г. известен лютеран. приход в Вологде, 27 дек. 1898 г. в губ. центре была освящена лютеран. ц. в честь Вознесения Господня, в к-рой служил пастор, приезжавший из Ярославля. Осенью 1924 г. кирха была закрыта и передана Латышскому клубу, затем различным общественным орг-циям. В кон. 80-х гг. на территории В. о. действовали 2 общины баптистов , по 1 общине адвентистов седьмого дня и методистов , группы пятидесятников . В 1991 г. в В. о. получило регистрацию объединение евангельских христиан . В наст. время на территории В. о. зарегистрированы 16 объединений христиан веры евангельской (пятидесятников), 6 общин евангельских христиан, 3 - евангельских христиан-баптистов, 3 - адвентистов седьмого дня. В Череповце при общине пятидесятников «Добрая весть» работают приют для детей и гимназия. Иудаизм В кон. XIX в. в Вологде действовала синагога, к-рая была закрыта властями в сер. 20-х гг. В наст. время на территории В. о. зарегистрирована община ортодоксальных иудеев, входящих в Федерацию евр. общин России. Ист.: Памятная кн. Вологодской губ. на 1875 и 1876 гг. Вологда, 1875; Памятная кн. Новгородской губ. на 1876 г. Новгород, 1876; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 2001. Ч. 1. Вып. 4: Книжная традиция Кубеноозерья. С. 3-14, 70-75; Население Вологодской обл.: Стат. сб. Вологда, 2004. Лит.: Суворов Н. Вологда в нач. XVIII ст.: Топогр. и стат. очерк//Памятная кн. Вологодской губ. на 1861 г. Вологда, 1862. С. 1-104; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992; Власова И. В. Вологодская земля и ее население: Этнич. история XII-XX вв.//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 47-62; Перевалов В. А. , Безгодов А. А. Старообрядцы в Вологодском у. во 2-й пол. XVII в. (неизв. эпизод из ранней истории старообрядчества)//Старообрядчество: история, культура, современность: Мат-лы. М., 2000; Тяпин И. Н. Старообрядчество в Вологде (XVIII - нач. XX в.)//Вологда: Краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 218-231; Клюкинова Ю. Г. Католич. диаспора в Вологодской губ. сер. XIX - нач. XX в.//Региональные аспекты ист. пути Православия: арх., ист., методология исслед. Вологда, 2001.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Упразднение Синозерского мон-ря стало причиной упадка почитания Е. В 1778 г. новгородское епархиальное начальство запрашивало свящ. Троицко-Благовещенской ц. Прокопия Иванова о том, «как положены мощи» Е. и «в котором месяце и числе исправляют празднество». На это последовал ответ, что празднество святому не исправляется, а служатся панихиды по просьбе прихожан. В 1847 г. свящ. церкви в с. Долоцком Евфимий, исцелившийся по молитве к Е., составил молитву преподобномученику. Предметом почитания паломников в XIX в. было хранившееся в Троицко-Благовещенской ц. схимническое облачение святого, в к-ром он, по преданию, принял мученическую кончину (в лит-ре кон. XIX - нач. XX в. высказывалось предположение, что Е. был пострижен в схиму прп. Гурием Шалочским). В сер. XIX в. в иконостасе Троицкой ц., слева от царских врат, находился образ Благовещения Пресв. Богородицы, к-рый, по преданию, Е. установил в Благовещенской ц. (анонимное соч. «Поездка в упраздненную Синозерскую пустынь, ныне Синозерский погост» - РНБ. F.IV.905. Л. 10 об.). Имя Е. было включено в опубликованный Синодом в 1903 г. «Верный месяцеслов всех русских святых», после чего в синозерской Троицкой ц. начали служить молебны с пением тропаря Е. и чтением молитвы святому. Ходатайство окружного съезда духовенства в нач. XX в., поддержанное викарием Новгородской епископии еп. Феодосием (Феодосиевым), о восстановлении почитания Е. не было поддержано Синодом. Повторное ходатайство имело место в 1911 г. В результате по решению Синода от 29 июня 1912 г. Е. был канонизирован к общероссийскому почитанию. На торжества, прошедшие под председательством архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) , съехалось ок. 30 тыс. паломников, поздравительную телеграмму прислал имп. св. Николай II Александрович . В нач. XX в. в Новгородской епархии действовало братство во имя Е. Несмотря на то что все храмы и колокольня обители в XX в. сгорели (ц. ап. Иоанна Богослова - в 1944, Троицко-Благовещенская ц.- в 1960), паломничество в бывш. пустынь не прекращалось и продолжается в наст. время, у св. колодца неоднократно совершались и совершаются исцеления по молитвам к Е. В Краеведческом музее муниципального Центра истории и культуры Чагодощенского р-на (открыт в 1994) ведется запись о чудотворениях Е. в XX-XXI вв. Имя преподобномученика было включено в Собор Новгородских святых, празднование которому восстановлено в 1981 г. (известно с 1831), в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 марта 2004 г. М. Ю. Хрусталёв, много потрудившийся для организации возвращения Церкви мощей Е., написал акафист святому. 14 окт. 2001 г. на месте Старой пуст. поставлена посвященная Е. часовня.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Фотография Проскудина-Горского. 1911 г. Утрата активных оборонительных функций для большинства древнерус. К., связанная с расширением границ страны в кон. XVII-XVIII в. и развитием наступательно-оборонительных родов войск, привела к их обветшанию и утратам. Однако К. долго еще влияли на планировку древнерус. городов, свой облик сохраняли их валы. В Твери земляные остатки К. XIV в. исчезли в нач. XIX в.; сохранились валы сер. XII в. в К. Переславля-Залесского, Суздаля, а также в столицах удельных княжеств вокруг Москвы - в Можайске и Дмитрове. В XIX в. с древнерус. К. было связано возрождение интереса к национальному прошлому и памятникам его искусства. 31 дек. 1826 г. был издан указ имп. Николая I, согласно которому в ведение Мин-ва внутренних дел были переданы обязанности охранять и исследовать памятники старины, прежде всего крепости и замки. С этого времени производятся обмеры и описания К. в древнейших российских городах, на 2-ю четв.- сер. XIX в. приходятся обширные работы по реставрации и ремонту К. в крупнейших городах империи: Москве, Н. Новгороде, Пскове, Казани. Под впечатлением древней архитектуры К. в сер.- 2-й пол. XIX в. развивался в России архитектурный стиль историзма. Археологическое исследование большинства К. в рус. городах, а также выявление новых стало возможным в XX в., оно позволило оценить этапы развития не только крепостной архитектуры в различные периоды истории Др. Руси, но и степень политической и экономической зрелости гос-ва. На протяжении 50-80-х гг. XX в. восстановление и реставрация нек-рых древнейших К. были связаны с именами выдающихся архитекторов-реставраторов, как, напр., Г. М. Штендера - в Новгороде, С. Л. Агафонова - в Н. Новгороде. Научное изучение наиболее важных К., прежде всего Московского, проведено не в полной мере. В наст. время большинство сохранившихся К. функционируют как музеи, в нек-рых по-прежнему размещаются адм. органы управления и кафедральные храмы. Ист.: Летопись по Лаврентьевскому списку: Фототип. изд. СПб., 1872.

http://pravenc.ru/text/2459011.html

П. Дорога из Нижнего до Вологды: Путевые записки//Москвитянин. 1841. Ч. 6. 11. С. 252). Лит.: Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. СПб., 1872. Т. 3. С. 179; 1873. Т. 4. С. 45-50; Максимов С. В. Год на Севере. М., 18904. С. 131-138; он же. Избр. произведения: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 138-143; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПбДА, 1879-1909 гг. СПб., 1909. С. 74-75; Смирнова О. Книги из коллекции судиславского купца-старообрядца Н. Папулина в фонде редких изданий Костромской обл. науч. б-ки//«Русь во веки не погибнет»: Мир старообрядчества: Книжность, традиция, культура. Кострома, 2000. С. 10-16; Пивоварова Н. В. Об одном эпизоде из истории «борьбы с расколом» в сер. XIX в.: Судиславские моленные Н. А. Папулина и их судьба по документам РГИА//Старообрядчество в России (XVII-XIX вв.). М., 2004. Вып. 3. С. 358-384; она же. «Дневные дозорные записи о московских раскольниках» как источник по истории икон Благовещенского собора Сольвычегодска: Факты и вымысел//Культурное наследие Рус. Севера. СПб., 2009. С. 101-111; она же. «Благочестивых князей собор испражнен стался Папулиным»? (К истории распродаж памятников строгановского искусства)//История собирания, хранения и реставрации памятников древнерус. искусства: Сб. ст. по мат-лам науч. конф. М., 2012. С. 121-132; она же. Старообрядческая икона в историко-культурном контексте XVIII - нач. XX в.: Опыт сист. анализа. М., 2017. С. 16, 66-67, 92-100, 172, 222, 223, 253, 254, 262; Львова Н. В. Коммерческая, общественная и религиозная деятельность судиславской купеческой династии Папулиных. Кострома, 2005; Наградов И. С. Старообрядческий мир Костромской губ. (2-я четв. XIX - нач. XX в.). Кострома, 2008. С. 87-95; он же. Расколоть «раскол»: Гос. конфессиональная политика и ее влияние на развитие старообрядчества во 2-й четв. XIX - 1-й четв. XX в.: (На мат-лах Костромской и Ярославской губерний). Кострома, 2013. С. 219-227; Кабанов А. Е. Старообрядцы владимирских и костромских земель. Иваново, 2010. С. 41-42, 144-145, 150-151; Горохова О. В. Судиславский купец Н. А. Папулин и его б-ка//Музей и церковь в контексте сохранения нац. наследия. СПб., 2013. С. 67-70; Пивоварова Н. В., Сысоева Т. Л. Запечатленные образы: «Сольвычегодский след» в коллекции Пермской худож. галереи//Вклад: Худож. наследие Строгановых XVI-XVII вв. в музеях Сольвычегодска и Пермского края. Пермь, 2017. С. 675-677, 683, 684-685.

http://pravenc.ru/text/2578959.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010