В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

В соборе служили священники Михаил Малахов (с 1769), Иосиф Павлушков (в 1774), Никифор Кондратьев (с 1775), Иоаким Попов (с 1784), Лаврентий Новосёлов (с 1790), Илия Левитский (с 1796), Иаков Капустин (в 1800), Давид Родюков (с 1801), Григорий Лукин (с 1804), Алексий Самойлов (с 1810), Иаков Флоровский (с 1815), Василий Лукин (с 1833), Василий Евтифеев (в 1838), прот. Василий Касьянов (с 1839), свящ. Стефан Протопопов (с 1841), свящ. Иоанн Хнюнин (с 1853), прот. Павел Любомудров (с 1857), прот. Евфимий Григорьев (1919-1923). В 1829 г. на полученное от имп. Николая I пособие в Е. м. была возведена каменная ограда с неск. башнями. Во время городского пожара 1869 г. погибли 6 монахинь, постройки Е. м. сильно пострадали. Насельницы, лишенные всего имущества, разместились в сторожке при Верхнеподгорненской ц. близ г. Енисейска, затем в с. Казачинском (ок. 150 км от Енисейска), впоследствии переехали в Красноярск. В 1870 г. Енисейский и Красноярский еп. Павел (Попов) выступил с инициативой упразднения обители, но в том же году указом обер-прокурора Синода Е. м. был возобновлен. На средства членов Енисейского епархиального попечительства купцов И. И. Стахеева, И. Г. Пискунова, Т. И. Щёголевой, др. благотворителей, а также трудами игум. Афанасии (Потёмкиевой) мон-рь был отстроен, в 1871 г. заложили небольшой каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 14 окт. 1872 г. С тех пор мон-рь стал именоваться Иверским (прежний монастырский храм Рождества Христова стал приходским; в 1916 в нем служили священник и псаломщик, приход насчитывал 262 мужчины и 294 женщины). В Иверской ц. служили священники Иоанн Пальмин (в 1872), Иоанн Троицкий (с 1873), Евгений Репьёв (с 1875), Илия Тыжнов (с 1880), Иоанн Вазингер (с 1919). В 1885 г. в Е. м. проживали 45 сестер (10 мантийных монахинь, 6 рясофорных и 4 указные послушницы, 25 насельниц «без определения»), а также епитимийца и 2 работника, в 1907 г.- ок. 55 сестер. В нач. XX в. мон-рь владел 518 дес. земли. При Е. м. существовала богадельня, с сер. XIX в.- школа для девочек, в 1865 г. открылось 3-классное уч-ще для девиц духовного звания, преобразованное в 1888 г. в церковноприходскую школу. Последним законоучителем школы был расстрелянный в 1937 г. духовник обители свящ. И. Вазингер.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке X-XI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-XX вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482). В XVIII – нач. ХХ вв. и 1993-1996 гг. Китаевская пустынь являлась скитом Киево-Печерской Лавры, здесь трудились и были погребены многие подвижники (см. ниже). В 1924-1933 гг. Китаево стало организационным центром для монашеской братии, поэтапно вытесняемой советской властью из Лавры и рассеянной по разным лаврским угодьям (см. ниже). После закрытия обители, ее территорией владел Институт плодово-ягодного хозяйства. В 1965 г. Китаево обрело статус памятника археологии, в 1980-х гг. была предпринята попытка организации здесь археологического заповедника. Церковное возрождение пустыни началось с праздничного богослужения в день Св. Троицы 1990 г. в храме прп. Серафима Саровского. С 1991 г. регулярные богослужения совершались в храме Св. Троицы, который до 2009 г. был приходским. С 1993 г. возрождение монашеской жизни на территории обители вел назначенный из числа насельников Лавры архимандрит Пафнутий (Россоха), принявший в схиме имя Феофил (†1996) в честь прп. Феофила Киевского; для совершения богослужений по монастырскому уставу были отведены храмы свв. 12-ти Апостолов и прп. Серафима Саровского, а также пещерная церковь. В 1996 г. обитель преобразована из скита в самостоятельный монастырь. В 2001 г. братией и прихожанами пустыни была разоблачена сделка администрации техникума пчеловодства, работавшего на территории обители с советских лет, по сдаче одного из корпусов в субаренду законспирированной секте «тамплиеров»; признанный нерентабельным, техникум был закрыт, а часть занимаемых им помещений возвращена монастырю (однако властными структурами до сих пор не предоставлено достойное альтернативное жилье семьям, расквартированным в жилом фонде бывшего комбината). Описание [ править править код ] Основная усадьба [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

На протяжении 3 веков развалины аббатства, лежавшие в стороне от оживленных торговых путей и городских центров, оставались заброшенными. Попытки ряда зап. ученых доказать, что после ухода цистерцианцев Бельмон был занят сир. монофизитскими монахами, не нашли подтверждения, т. к. они основывались по преимуществу на неверной идентификации происходящей из Б. сир. мелькитской рукописи (Bodl. syr. 87) как яковитской. В османских хозяйственных документах начиная с 1519 г. встречаются скупые ссылки на земли Дейр-эль-Баламанд, имевшие статус тимара, т.е. условного земельного держания, пожалованного владельцу на время несения им воинской службы. Судя по колофонам нек-рых арабо-христ. рукописей, они были переписаны в Б. в кон. XVI в. Несмотря на это, офиц. датой основания Б. считается 1603 г. Именно с этого времени принадлежавшие ему земли из тимара превратились в вакф - неотчуждаемую собственность религ. учреждений. Согласно преданию, митр. Триполи кир Юваким (Иоаким) совместно с Бейрутским митрополитом принял решение основать на руинах цистерцианского Бельмона правосл. обитель. Большую роль в ее создании сыграл представитель известного арабо-христ. рода Сулайман аль-Язиджи, занимавший тогда пост секретаря османского наместника (вали) в Триполи. Первым настоятелем Б. стал Макарий ад-Дирани. Постепенно мон-рь отстроили. Был восстановлен ряд цистерцианских построек, при этом весьма аскетичный по своему первоначальному убранству храм Богоматери был украшен новым алтарем и резным деревянным иконостасом, а зал капитула переделан в ц. св. Георгия. Во 2-й пол. XVII в. возводится алеппское крыло, куда затем переехала типография из Алеппо (Халеба), в XVIII в.- патриаршее крыло, а в XIX - нач. XX в.- комплекс зданий монастырской школы. К сер. XVII в. Б. становится одним из самых значительных мон-рей в Антиохийском Патриархате. Монахи обители поддерживали связи с Россией, известно их послание 1652 г. царю Алексею Михайловичу с просьбой о денежной помощи. Архим. мон-ря Савва сопровождал Антиохийского Патриарха Макария III в его поездке в Россию в 1652-1659 гг. Стараниями Патриарха Макария в 1656 г. 3 мон-рям Сирии, в т. ч. Б., были от имени царя даны жалованные грамоты на получение милостыни из России раз в 7 лет. В 1662 г. Баламандский игум. Неофит приезжал в Москву во главе посольства от Антиохийского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/77414.html

Наиболее важным для церковной истории трудом является соч. «Полная истина об истории патриархов Антиохийской Церкви» ( Al-aqiq al-wfiya fi tah bariqat al-kansa al-ankiyya), известное также под др. названиями, в т. ч. «История патриархов Антиохийского престола» ( Tarkh bariqat al-kursiyy al-ankiyy). Эта летопись, охватывающая период от апостольского века до рукоположения патриарха Даниила (6 авг. 1767), является финальным этапом в развитии правосл. араб. историографии. Хотя исторические сочинения в этой общине создавались и позже, они не были оформлены в последовательный летописный свод или носили провинциальный характер. В основу сочинения М. Б. положил одну из ранних версий трудов патриарха Макария III аз-Заима: перечня Антиохийских патриархов от ап. Петра до прихода крестоносцев и существовавшей изначально как отдельный текст истории патриархов XVI - сер. XVII в. (от правления Иоакима IV до вступления на престол самого Макария). Лакуну между 2 этими хрониками М. Б. заполнил, опираясь на исторические изыскания архидиак. Павла Алеппского о патриархах мамлюкской эпохи. Все свои источники М. Б. переписывал, не подвергая редакторской правке, и т. о. сохранил стилистику текста Макария, представлявшего собой местами незавершенный конспект, где встречаются повторы и «раздвоения» патриархов. Отрезок летописи М. Б. от начала Патриаршества Макария III (1647) до кончины Афанасия III Даббаса (1724) восходит к записям дамасского свящ. Фараха. Самому М. Б. принадлежит финальная часть летописи (1724-1767), составленная на основе устной традиции и личных воспоминаний. История Антиохийских патриархов М. Б. сохранилась в 2 версиях, пространной и краткой, и в довольно большом количестве копий (самая поздняя - 1889), что свидетельствует о ее популярности в арабо-христ. среде. В 40-х гг. XIX в. рус. церковный деятель и ученый архим. Порфирий (Успенский) , получив список этой хроники, заказал ее перевод на греческий и итал. языки и, сличая эти версии, подготовил рус. перевод текста. Он был опубликован в 1874 г. в ж. «Труды Киевской Духовной Академии» под заглавием «Список Антиохийских патриархов». В 1903 г. Салим Кабин издал араб. оригинал летописи на основе единственной поздней рукописи, причем подверг текст стилистической правке и дополнил, доведя до нач. XX в. Впрочем, эта публикация осталась библиографической редкостью, почти не использовавшейся европ. арабистами. Критическое издание памятника, соответствующее совр. научным требованиям, было осуществлено Наилей Таки ад-Дин Каидбей только в 2006 г.

http://pravenc.ru/text/2563726.html

Оканчиваясь на полуострове между озер, ул. Китаевская разделяет находящуюся здесь усадьбу монастыря на западную и восточную половины. Главные сооружения обители – включая храмы Св. Троицы и свв. 12-ти Апостолов (а также чтимые могилы) – расположены во 2-й из них (на этой же территории были выявлены при раскопках следы цитадели сер. Х – нач. XI в.); отсюда же устроены спуски к озерам – дорога по дамбе между 2-мя нижними озерами ведет к началу бетонного лестничного «серпантина», поднимающегося на террасу у главной пещеры Китай-горы. В западной половине усадьбы обители возвышается новый храм прп. Серафима Саровского. Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь) В 1716 г. князь Дмитрий Голицын воздвиг в пустыни деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. В 1763-1767 гг. ее сменил каменный храм Св. Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского (южный) и свт. Димитрия Ростовского (северный), ныне – архитектурная доминанта монастыря. Постройкой храма руководил трудившийся при Лавре зодчий Степан Ковнир. Исполненный в формах украинского барокко, храм, однако, не сразу обрел свой нынешний вид: в 1853-1854 гг. к 2-м изначальным его куполам были добавлены еще 3 из 5-ти существующих, в 1892 г. архитектор Владимир Николаев укрепил стены контрфорсами и устроил с запада новый притвор. В 1941 г. кровля и купола пострадали от военных действий, а в 1950-х гг. частично обрушились; в 1965 г. храм включили в реестр памятников архитектуры, в 1978 – разработали проект его реставрации, к 1982 – осуществили ее снаружи; в 1990-х гг. внутри был произведен капитальный ремонт, обновлены лики свв. Архангелов Михаила и Гавриила (1874) на западной паре опорных столпов, установлен барочный иконостас (спроектированный реставратором Р. Быковой по описаниям утраченного иконостаса XVIII в.); в 2009-2011 гг. интерьер храма оформлен в псевдовизантийском стиле рубежа XIX-XX вв. (включая замену иконостаса). В 1757 г. пожар уничтожил в обители деревянные кельи и трапезную; в 1758 упоминается новая деревянная трапеза с церковью свтт.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Первой настоятельницей О. М. м. архиеп. Гавриил назначил игум. Виталию из орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря, а казначеей - мон. Сусанну из Николая Чудотворца святителя Лебединского женского монастыря. 9 сент. 1841 г. на отведенном обители участке начались строительные работы. Была сооружена каменная ограда с 4 массивными башнями и небольшая ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы (упразднена ок. 1868), разбит обширный сад. Архиеп. Гавриил передал в дар сестрам список Феодоровской иконы Божией Матери, к-рый поместили в освященном им Феодоровском приделе Михаило-Архангельского храма, а также список Толгской иконы Божией Матери. В мон-ре архиеп. Гавриил заложил колокольню, 31 мая 1842 г.- келейный корпус, а также здание для «сировоспитательного заведения девиц духовного звания». 9 мая 1844 г. состоялось торжественное открытие О. М. м. и «сировоспитательного» заведения с освящением новопостроенных корпусов. О. М. м. задумывался как «училищный» с приютом для сирот. В жен. школе-училище помимо Закона Божия преподавались церковное пение, грамматика, чистописание, рисование, арифметика, основы истории, географии, а также рукоделие. Первоначально в школе состояло до 5 воспитанниц, но к авг. 1844 г. их было уже 39; на каждую монастырь ежегодно отпускал 20 р. серебром. К сер. XIX в. мон-рь и школа сирот содержались за счет «высочайше присвоенного штата» (460 р. 4 к. серебром), помощи Херсонского попечительства о сиротах духовного ведомства (до 1 тыс. р. серебром), на доходы с хуторов Новосиротского и Воскресенского, принадлежавших обители, а также на деньги, полученные от продажи рукоделия монахинь, от кошелькового и кружечного сборов, от платы за пансионерок ( Н. М. 1844. С. 361). После кончины гр. Эдлинг рядом с ее могилой, на участке близ 8-й станции Ср. Фонтана, А. Стурдза построил храм (проект архит. Ф. Моранди), освященный 4 авг. 1846 г. архиеп. Гавриилом в честь Воскресения Христова (впосл. переосвящен во имя равноап. Марии Магдалины). В фамильной усыпальнице храма погребен и сам Стурдза. Вскоре при Воскресенской ц. был устроен скит обители; в нач. 20-х гг. XX в. здесь же существовало монастырское кладбище. На средства Е. П. Демидовой (урожд. Трубецкой; 1853-1917), кнг. Сан-Донато, был приобретен колокол (100 пудов) на колокольню (1891) скитской Воскресенской ц. В иконостасе монастырской Михаило-Архангельской ц. находилась чтимая Казанская икона Божией Матери, завещанная княгине митр. Киевским и Галицким Платоном (Городецким).

http://pravenc.ru/text/2578189.html

С XV в. сохранились сведения об особых категориях служилых людей - государевых певчих дьяках , П. митрополита всея Руси (с кон. XVI в.- патриаршие певчие ) и архиерейских певчих . Значительное число П. (до 20) могли включать клиросы крупнейших рус. монастырей. Как и в греческой церковно-певческой традиции, первый П. именовался особым термином - «начальный певец» или головщик (напр.: «Таж поет головшик прав(аго) лик(а)» - РГБ. Ф. 379. 27. Л. 148 об., 2-я пол. XVII в.). В XVIII - нач. XX в., когда ведущими церковными хорами России стали Придворная певческая капелла в С.-Петербурге и Синодальный хор в Москве, для обозначения руководителя П. в употребление вошли термины «учитель пения» (в капелле) и «регент». П. с древности были только мужчины (за исключением жен. мон-рей); в кон. XIX в. под влиянием Запада смешанные церковные хоры стали появляться и в России, одним из первых таких коллективов был хор А. А. Архангельского . На Западе в древности право петь в церкви предоставлялось (напр., правилами Турского Собора 567 г.) также только клирикам, до X в. существовал особый чин посвящения П. Терминами «psalmista» и «cantor» часто обозначался солист, исполнявший начала песнопений и стихи, в то время как отвечавший ему хор назывался «schola cantorum» (букв.- школа певцов). С VIII в. в соборах и мон-рях к обязанностям П. прибавились подготовка к совершению богослужения и обучение юных певчих. Соответственно его должность могла называться «praecentor» (первый певец), «prior scholae cantorum» (начальник хора/школы певцов), а в папском клире - «primicerius» (примикирий), «archicantor» или «magister». В средние века в соборах П. (мог называться и pr(a)ecentor) управлял хором и был 2-м лицом в капитуле после декана ; по этим должностям назывались половины хора (decani и cantoris), чередовавшиеся через неделю в ведущей роли в богослужении или исполнявшие песнопения антифонно; эти названия сохранились в англиканских церковных хорах. В Германии в лютеран. общинах наименование «Kantor» получил церковный дирижер, муз. руководитель и преподаватель церковной школы (гимназии), в обязанности к-рого стало входить и муз. сопровождение гражданских церемоний; из Германии это название, а также функции распространились в Прибалтику, Скандинавские страны и Словакию. В Германии такая должность просуществовала до сер.- кон. XVIII в. В Римско-католической Церкви после II Ватиканского Собора стала вновь усиливаться роль П. в связи с возрождением общенародного пения.

http://pravenc.ru/text/2579890.html

«Сказание...» сохранилось в единственном списке стишного Пролога на сент.-февр. особого состава (РГБ. Григор. Ф. 87. 24/М. 1706. Л. 19 об.- 22); до 70-х гг. XX в. (а в зарубежной лит-ре до сих пор) этот список было принято датировать XVI в. Однако водяные знаки на бумаге («три полумесяца» с буквами МА под трилистником) относят его ко 2-й четв. XVII в., т. к. идентичный знак содержится в славяно-молдав. списке 1637-1642 гг. огласительных поучений Феодора Студита (РГБ. Егор. 949). В стишной Пролог также входило «Воспоминание отчасти святыя горы Афонския...» (26 дек.; Л. 12 об.- 16 об.), что свидетельствует о святогорском происхождении рукописи или ее оригинала; не исключено, что кодекс содержал и др. афонские повести. Судя по почерку и выдержанной среднеболг. (тырновской) орфографии, рукопись могла быть написана молдав. писцом на Афоне. Однако молдав. происхождение кодекса практически исключено, потому что стишной Пролог как самостоятельный памятник (а не при служебных Минеях) в Молдавии не переписывался. Рукопись, из которой тексты были изъяты В. И. Григоровичем, в сер. 40-х гг. XIX в. находилась, судя по помете на отрывках, в с. Шипка (вероятно, в ц. св. равноапостольных Константина и Елены, где путешественник отметил наличие неск. рукописей, см.: Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. М., 1877 2. С. 143-144). Основная часть кодекса скорее всего погибла в 1877 г., во время русско-тур. войны, когда Шипка, занимающая важное стратегическое положение, была полностью разрушена (см.: Иречек К. Пътувания по България. София, 1974. С. 270-272). Описанные в «Сказании...» события отнесены автором к «древним временам», что позволяет датировать текст не ранее 1-й трети XIV в.; в лит-ре памятник чаще датируют кон. XIII в., периодом после смерти имп. Михаила VIII (1282; обзор мнений см.: Иванова. 1987). Включение данного текста в Пролог вместе с «Воспоминанием отчасти святыя горы Афонския...», слав. перевод которого появился в нач. XVI в., допускает возможность дополнительного редактирования в этот период. Сюжет в проложном «Сказании...» ограничивается только зографским эпизодом попытки введения унии на Афоне: сообщаются дата (год, месяц и число) и обстоятельства мучения, имена монахов и подробности гибели б-ки и ризницы. Одним из вероятных источников «Сказания...» послужил несохранившийся древний братский синодик Зографского мон-ря, в который были вписаны имена преподобномучеников. Автор «Сказания...» хорошо знаком с лит. принципами дометафрастовских мученичеств; в конце текста З. п. уподобляются ближневост. преподобномученикам, пострадавшим от язычников в IV в. на Синае и в Раифе и в VI в. в лавре св. Саввы Освященного.

http://pravenc.ru/text/199953.html

К сер. 60-х гг. произошло разделение по специальностям: классы живописи, скульптуры, архитектуры и гравирования, расширился круг общеобразовательных предметов (география, мифология, геометрия и др.). Эти нововведения были закреплены в Уставе 1764 г., тогда же по инициативе И. И. Бецкого учреждается Воспитательное уч-ще для детей 5-6 лет. Во 2-й пол. XVIII в. сформировались методы и приемы академического образования с разделением жанров, закрепившиеся в учебном процессе вплоть до кон. XIX в. Главным звеном в системе обучения являлись академические программы - специальные задания для учащихся, оцениваемые преподавательской комиссией. Задания выполнялись каждый месяц (рисунок, барельеф, чертеж), каждое полугодие и в выпускном классе (произведение на заданную тему). По итогам заданий вручались серебряные и золотые медали 1-го и 2-го достоинства. Академические программы выполняли также пенсионеры (получившие право на заграничную поездку в Италию или Францию) и преподаватели, претендующие на более высокие посты. В 1840 г. принимается новый Устав А. х., по к-рому упраздняется Воспитательное уч-ще. После реформы 1893 г. вместо классов с дежурными профессорами создаются мастерские под руководством ведущих педагогов. С 1918 г. обучение происходило в индивидуальных мастерских. В 1947 г. созданы отд-ния монументально-декоративной живописи. В 1987 г. возобновилось вручение академических медалей за дипломные работы. До нач. XX в. А. х. была главным научно-творческим центром, подготовившим наиболее выдающихся рус. художников и архитекторов XVIII-XIX вв. Становление художественного опыта было связано с понятиями «академизм», «академическая школа» и определялось эстетикой классицизма, принятой за норму и образец для обучения в этот период. С сер. XIX в. эти нормы стали восприниматься как консервативные («Бунт 14-ти» и возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870)). К кон. XIX в. стилистический диапазон академических работ значительно расширился, появились произведения реалистического и символистского направления.

http://pravenc.ru/text/63762.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010