Открытие ума или расширение сердца Почти все книги, посвященные аскетике и читаемые в это время в церкви, первую главу посвящают уединению. Обязательным условием истинной жизни является уход от того, чему мы ошибочно научились, от своих неправильных привычек, от того, что порабощает душу. Тогда мы достигаем четвертого состояния, когда не только в пространство нашей души приходит ближний, мы не только отходим от своего эгоизма, но Сам Бог посещает святилище нашей души. Выражения, которые обычно используют для описания этого состояния, те самые, которые я использовал вначале: открытие ума , когда наш разум немного открывается, и расширение сердца . Выражения единственные в своем роде и столь содержательные! Выражения, два-три раза появляющиеся в Ветхом Завете (см.: Пс. 4, 2; 17, 20; 117, 5; 118, 45) и два раза в одной и той же главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам в Новом Завете (см.: 2 Кор. 6, 11, 13). Один из псалмов говорит: В скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Другой псалом: Изведе мя на широту (Пс. 17, 20). И апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено и распространитесь и вы (2 Кор. 6, 11, 13). Слова широта, пространство имеют два разных значения. В Ветхом Завете это — облегчение, утешение, легкость. Нам трудно, у нас проблемы, и вот Бог облегчает нас. Вот что такое широта. Но в Новом Завете это слово имеет иное значение: открытие нашего сердца и наполнение его любовью, радостью. Зачастую мы так узки! Для обозначения этого есть даже специальные выражения: ограниченный душевно, скучный человек — так говорят о сердце; узколобый человек — так говорят об уме. Один человек не может понять другого или не может его принять. Потому что присутствует такая вот узость, ограниченность. Напротив, человеку благодати, тому, кто умеет прощать, кто умеет уступать, о чем мы говорили, легко раскрыть свой ум и просветиться, исправить свои помыслы и не иметь в них препятствий. Это — стяжание великих добродетелей сердечного мира и мира помыслов, свободы мысли и души, смиренномудрия и, наконец, обитания внутри человека богатства любви.

http://pravoslavie.ru/101773.html

Человек – малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. – И так на каждом шагу познавай присутствие Божие. Слава Тебе, Всесвятый, животворящий Душе, от Отца исходяй и в Сыне присно почиваяй, нераздельный от Отца и Сына! Слава Тебе, Сыне Божий, о Дусе Божии изгонявший бесов и Им спасение наше строяй, освящаяй, умудряяй, укрепляяй нас! Слава Тебе, Отче, благоволяй о нас присно в Сыне Духом Святым! Нераздельная Троица Единица, – помилуй нас! Близки дети, образы отца и матери, сердцу родителей: еще ближе люди, особенно христиане – образы Божии – сердцу Божию. – Внешнее подобие детей родителям, а часто и внутреннее, напоминает нам о внутреннем подобии нашем Богу. Всякое место есть место Божия присутствия и Божия владычества; отсюда несомненно, что очами икон Господь взирает на нас и устами икон, как собственными, может вещать нам. Оттого, что Господь на всяком месте, крест Его чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными и во всяком случае местами благодатного Его присутствия. Мысль моя свободно проникает здания с их стенами, горы, моря, небо и землю, и по мысли человек есть подобие Божества, которое есть Дух бесконечный и всюду сущий. Бог ли не проникает всего и не наполняет всего, как Творец всего? В молитве дышит надежда, и молитва без надежды – греховная молитва. Есть ли Ангелы-хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа необыкновенно деятельна и не может не действовать; мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра; как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла – это мы чувствуем в себе, и Св. Писание о том свидетельствует: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1559.  Человек — малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. — И так на каждом шагу познавай присутствие Божие. 1560.  Слава тебе, Всесвятый, животворящий Душе, от Отца исходяй и в Сыне присно почиваяй, нераздельный от Отца и Сына! Слава Тебе, Сыне Божий, о Дусе Божии изгонявый бесов и Им спасение наше строяй, освящаяй, умудряяй, укрепляяй нас! Слава Тебе, Отче, благоволяй о нас присно в Сыне Духом Святым! Нераздельная Троица Единица, — помилуй нас! 1561.  Близки дети, образы отца и матери, сердцу родителей: еще ближе люди, особенно христиане — образы Божии — сердцу Божию. — Внешнее подобие детей родителям, а часто и внутреннее, напоминает нам о внутреннем подобии нашем Богу. 1562.  Всякое место есть место Божия присутствия и Божия владычества; отсюда несомненно, что очами икон Господь взирает на нас и устами икон, как собственными, может вещать нам. Оттого, что Господь на всяком месте, крест его чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными и во всяком случае местами благодатного Его присутствия. 1563.  Мысль моя свободно проникает здания с их стенами, горы, моря, небо и землю, и по мысли человек есть подобие Божества, которое есть Дух бесконечный и всюду сущий. Бог ли не проникает всего и не наполняет всего, как Творец всего? 1564.  В молитве дышит надежда, и молитва без надежды — греховная молитва. 1565.  Есть ли Ангелы хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа необыкновенно деятельна и не может не действовать; мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра; как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла — это мы чувствуем в себе, и Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Такой была наша малая бело-иноческая палатка в Белой Церкви. У нас были и добровольные сотрудники в разных местах Югославии и других странах, даже в Америке. Они добровольно распространяли слово Божие и наши духовные издания, поначалу очень тощенькие. Распространение не было связано с материальными условиями. Тут была свобода у нас. Всякий мог получить от нас Евангелие и духовную литературу, когда хотел (оплата книг считалась жертвой). Уже в начале своего священства я увидел огромную нужду в духовной литературе. Духовная литература – это почти бесконечное умножение пастырского труда, ног и слов. Пред нами – и после нас – она входит во все дома, начиная и продолжая наше дело. Рассуждая так, я начал понемногу, на свои скудные материальные средства, выпускать брошюрки, печатая их в небольшой русской типографии братьев Филоновых в Новом Саду. Я назвал это издательство «Борьба за Церковь », ведь в России в эти дни шла борьба смертная против Церкви. Набиравшие вручную, братья Филоновы были и хозяевами, и работниками типографии. Так началось нужное для моего пастырства дело, соединявшее в себе миссионерский, благотворительный, писательский и издательский труд. Я видел, что пастырю нельзя обойтись без религиозной литературы. Нужны живые слова уст, но личное общение с людьми всегда очень ограниченно. Духовные же книги, или хотя бы листок, преодолевают время и пространство. Религиозная книга есть расширение (почти безграничное) пастырской любви и заботы о человеческой душе, пастырского присутствия в этой душе. Чрез печатное слово пастырь тысячу раз входит в дом и в сердце человека. Расширение моей пастырской работы началось с проявления моей «литературной жилки». Я потянулся к литературному выявлению и утверждению веры. Первой книгой, мною выпущенной в Белой Церкви, был сборник моих религиозных статей, печатавшихся в белградской русской газете « Церковь и мир». Вышедший только что из «мира» и нашедший Церковь , я в своих статьях открывал эту Белую Христову Церковь на примерах жизни, истории и литературы. За этой книжкой последовала другая (впоследствии несколько раз переиздававшаяся в разных странах, и не только на русском языке) – мое краткое «нерациональное» объяснение Евангелий о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Сами подложные сочинения, нами перечисленные, показывают уже, что имя Павла еще в первые века христианства было именем, вызывающим уважение. Из одних названий, коими христианские писатели старались выразить величие и доблесть Павловой души, может составиться целое Слово в похвалу этому Апостолу. Церковь присвоила ему вместе с Петром наименование первоверховного, но по апостольским трудам всегда признавала его первым из Апостолов. Святитель Иоанн Златоуст, кажется, никогда не был так красноречив, как тогда, когда рассуждал о Павле. Он написал ему несколько похвальных Слов, с особым тщанием изъяснял его послания, называл его своим учителем, посвятил ему (если верить преданию) свои толкования на Священное Писание, весьма часто и в беседах, и в других сочинениях обращался к Павловым деяниям, подражал ему в образе мыслей и в самих выражениях. Вот слова, которыми он заключает свое толкование на Послание к Римлянам и которыми столь же прилично будет и нам заключить Павлово жизнеописание: " Кто даст мне ныне прикоснуться к телу Павла, прильнуть ко гробу его и увидеть прах этого тела, которое восполнило в себе недостаток скорбей Христовых, носило на себе язвы Господа своего? …Да узрю прах тех уст, кои изрекли блаженные слова: я желал бы сам быть отлучен от Христа за братьев моих (Рим. 9, 3), кои вещали пред царями и не стыдились…чрез кои Христос провещал великие и неизреченные тайны, большие, нежели возвестил Сам… Чего не совершали сии уста? Демонов изгоняли от грехов избавляли, заграждали уста мучителям, связывали язык философов, вселенную обратили к Богу, варварам внушили любомудрие, все, что на земле, преобразовали, располагали по воле всем, что на небе, связывая и разрешая по данной им власти. Желал бы видеть я прах и оного сердца, которое всякий может смело, не погрешая, назвать сердцем вселенной… Так пространно было сие сердце, что могло вмещать целые города, племена и народы . Сердце наше расширено (2 Кор. 6, 11), — говорит он… Сердце, которое жило новою, а не этою нашею жизнию: уже не я живу,  — говорит он, — но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Итак, сердце Павла было сердцем Христовым, скрижалями Духа Святаго, книгою благодати…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 5 дней информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Молитва должна быть бескорыстной         Молитва должна быть бескорыстной       Прежде всего, отбросьте, удалите от себя корыстолюбие (идиотелиа). Молитва должна быть бескорыстной. Пусть все будет втайне, бескорыстно. То есть не думайте, что, если вы сосредо­точите ум, благодать придет в сердце и оно взыграет радости. Не молитесь с таким расчетом, но молитесь просто (аплотита) и со смирением.   Пусть все будет во славу Бо­жию! Что я вам говорил о соловье? Он поет, а его ни­кто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Пре­дайте себя на служение Богу тайно.   Тем не менее, будьте внимательны! Как мы сказали, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Научитесь молиться так, чтобы наше злое«Я» (о какос эавтос) даже не узнало об этом. (Калька с греч.: «Пусть не замечает этого наше злое«Я».) Живите в раю – научитесь не видеть зла, и пусть не знает об этом наше злое «Я», пусть не завидует. И не забывайте, что есть у супротивного и зависть.     Подготовка к молитве Подготовка к молитве заключается еще и в том, чтобы сохра­нять заповеди Божий. Изгоняйте страсти: осуждение, гнев… - и другие, но изгоняйте их мягко!  Я хочу сказать, не бросайтесь сразу на зло, но, лучше всего, презирая страсть, обращайтесь к Богу с лю­бовью.

http://isihazm.ru/?id=1202

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) О молитве Иисусовой в наше время О молитве Иисусовой в наше время В беседе корреспондента c о. Феодором Гигнадзе была поднята тема Иисусовой молитвы. Мы попросили отца Феодора в отдельной статье рассказать о необходимости для мирян творить Иисусову молитву. Что значит, что мы христиане? Мы не просто верующие и религиозные, то есть уверенные в бытии Бога и соблюдающие ради угождения Богу определённые правила. Христиане – те из нас, кто знает, что Бог пришёл как человек, мы Его увидели глазами сердца, и благодать нам объявила (ср. Мф. 16, 17), что перед нами Тот, Кто создал вселенную и нас, Кем существует всё сущее, Им бьется наше сердце и сердца наших близких, Он – это основание всего (Ин. 1, 3–4). Увидев всё это, мы не можем постоянно не лицезреть Его, встать к Нему спиной, на некоторое время отдалиться от Него и делать свои дела (и наши дела в Его руках). Кроме такого прагматического подхода, Он касается нашего сердца любовью (ср. Откр. 3, 20), даёт нам почувствовать истинную жизнь (ср. Ин. 10, 28) и счастье (ср. Мф. 11, 6). Вместе с этим в литургическом богослужении Он даёт нам Себя Самого, делает нас органической частью Себя (ср. Ин. 6, 51) и настраивает нас на благодарственную, то есть евхаристическую жизнь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=306...

Все эти Евангельские слепцы, прокажённые, согбенные и блудницы, дети и мытари, старцы и покойники были для Господа ближними, своими. И это не просто красивая метафора. Евангелие лишь приоткрывает нам то, что святой Павел назвал превосходящей разумение любовью Христовой (см. Еф 3:19). Его любовь — любовь, превосходящая законы и предписания; любовь, для которой каждый человек слишком жив и слишком важен; любовь, для которой нет каждого и всякого, но есть ближний мой, его живая боль и его живая история, ближний, для которого расширено сердце моё (2 Кор 6:11). Каким бы оправданным ни был наш ропот, как бы справедливы ни были наши жалобы на жизнь, Евангельское откровение говорит нам, что Господь слышит каждый наш вздох. Как и Евангельские современники Спасителя, мы тоже свои Богу: вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф 2:19), говорит святой Павел. И наш опыт радости и страдания, наши ошибки и наше покаяние Господь знает — мы не чужие Ему: “не таится от Тебе, Боже мой, Творче мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая”. Мы купаемся в любви Божией и должны делиться ею со своими ближними. И сделать первый шаг в любви к ближнему очень просто. В Послании к Римлянам мы читаем: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим 12:10). Какие простые слова! И с этой апостольской простоты мы можем без каких-то обходных путей и сложных построений приблизиться к нашим близким, открыть их для себя, открыть для них своё сердце, даже — разбудить их сердечность. А много ли нежности и предупредительности в нашем общении? Чаще всего мы даже не замечаем, насколько бываем резки и как жестоки наши слова и поступки. В наше рациональное и бессердечное время человек порой даже стесняется своей нежности и сердечности, стыдится говорить от сердца и быть предупредительным. Но кто, как не мы, народ Божий, чада, Богом возлюбленные, должны хранить и нести людям эту сердечность, эти простые, но подлинно человеческие отношения? Простое внимание и участие, вежливость и предупредительность, оказывается, способны не только наших ближних сделать для нас подлинно живыми, но и нам самим дают почувствовать дыхание подлинной жизни в нашем, как иногда кажется, нелепом и призрачном существовании.

http://pravmir.ru/propovedi-v-nedelyu-fo...

2 . Теория эволюции показывает, что «весьма многие из них (загадок) уже покорены нашим умом, что можно на протяжении всего развития человечества показать беспрестанное возрастание исследующих сил ума, постоянное расширение понимания сил природы, что и указывает на очень большую вероятность решения мировых загадок нашими правнуками». 3 . «Из утешительной уверенности в будущей победе мы можем почерпнуть силу для САМООГРАНИЧЕНИЯ в настоящем». (См. у Минто 36 «источники ошибок пр.). 4 . «Взгляд на победу человечества в далеком будущем над загадками и силами вселенной должен также подбодрить наше усердие и в то же время повысить наше чувство ответственности». 5 . Новая цель жизни в сотрудничестве и в борьбе за успехи познания природы. 6 . «Мы составляем звено в одной большой цепи, которая вечно движется вперед». 7 . Мужество, не боящееся смерти. 24 авг. 1911. Ст. Каменская 24 авг. 1911 I. 5. Религия и наука Вопрос о взаимоотношении религии и науки можно рассмотреть, перенеся его на более широкий масштаб рассмотрения взаимного отношения между верой и знанием, ибо как вера есть сущность религии, так наука невозможна без знания. Но вера и знание есть функции сердца и рассудка. Следовательно, чтобы решить вопрос о взаимном отношении религии и науки, рассмотрим А. сердце и рассудок, как органы психической жизни человека, а затем B. веру и знание, как функции этих органов. А. Сердце и рассудок есть существенно необходимые органы «духовного человека», ибо только из них да еще из способности приводить их в движение (воли) и состоит человек. Тот, кто изучал психологию, знает о так называемом единстве психических явлений. Примеры. Вспомните, как вы ребенком бегали в церковь . Вспомните, как вы ходили в церковь , сделавшись юношей и научившись сознательно понимать всю важность богослужения. Когда я был в 8 классе гимназии, у меня занимались по латыни две гимназистки. Идя на урок, я переживал (хотя и не слишком ярко) настроение, в которое входили следующие многочисленные элементы: 1 . Сознание пользы, приносимой ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Кроме этого, на армянском языке есть два письма – одно Павлу от Коринфян, другое – к ним от Павла. Сочинитель думал, без сомнения, восполнить мнимую потерю Павлова Послания, которого, по-видимому, никогда не существовало ( 1Кор. 5, 9 ). Сами подложные сочинения, нами перечисленные, показывают уже, что имя Павла еще в первые века христианства было именем, вызывающим уважение. Из одних названий, коими христианские писатели старались выразить величие и доблесть Павловой души, может составиться целое Слово в похвалу этому Апостолу. Церковь присвоила ему вместе с Петром наименование «первоверховного», но по апостольским трудам всегда признавала его первым из Апостолов. Святитель Иоанн Златоуст , кажется, никогда не был так красноречив, как тогда, когда рассуждал о Павле. Он написал ему несколько похвальных Слов, с особым тщанием изъяснял его послания, называл его своим учителем, посвятил ему (если верить преданию) свои толкования на Священное Писание , весьма часто и в беседах, и в других сочинениях обращался к Павловым деяниям, подражал ему в образе мыслей и в самих выражениях. Вот слова, которыми он заключает свое толкование на Послание к Римлянам и которыми столь же прилично будет и нам заключить Павлово жизнеописание: «Кто даст мне ныне прикоснуться к телу Павла, прильнуть ко гробу его и увидеть прах этого тела, которое восполнило в себе недостаток скорбей Христовых, носило на себе язвы Господа своего? …Да узрю прах тех уст, кои изрекли блаженные слова: «я желал бы сам быть отлучен... от Христа за братьев моих» ( Рим. 9, 3 ), кои вещали пред царями и не стыдились…чрез кои Христос провещал великие и неизреченные тайны, большие, нежели возвестил Сам... Чего не совершали сии уста? Демонов изгоняли от грехов избавляли, заграждали уста мучителям, связывали язык философов, вселенную обратили к Богу, варварам внушили любомудрие, все, что на земле, преобразовали, располагали по воле всем, что на небе, связывая и разрешая по данной им власти. Желал бы видеть я прах и оного сердца, которое всякий может смело, не погрешая, назвать сердцем вселенной… Так пространно было сие сердце, что могло вмещать целые города, племена и народы. «Сердце наше расширено» ( 2Кор. 6, 11 ), – говорит он… Сердце, которое жило новою, а не этою нашею жизнию: «уже не я живу, – говорит он, – но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). Итак, сердце Павла было сердцем Христовым, скрижалями Духа Святаго, книгою благодати…

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010