Примитивная детская мифология незаметно открывает детское сердце для восприятия Божества; дитя живет долго, так сказать, музыкальной стороной этого восприятия, сердцем своим устремляется «горе», хотя сознание детское не оформляет этих переживаний и даже не нуждается в этом некоторое время. Развитие и расширение мифологического понимания природы, загадка появления новых существ и исчезновения прежних, загадка рождения и смерти наростают в сознании ребенка раньше, чем детский ум овладеет идеей Бога, как Творца и Вседержителя: непосредственное чувство с такой силой наполняет детскую душу сознанием «смысла» в бытии — этой основной интуицией религиозной, интуицией простейшего аспекта Божества, что оформление идеи Вседержителя в детском уме лишь заканчивает процесс, шедший в душе. Когда начинается этот процесс интеллектуализирования религиозных чувств, тогда дитя, примыкая к тому, что узнает от окружающих, само начинает создавать религиозные образы. Обыкновенно мы идем дальше того, что в состоянии охватить дитя, еще «не умеющее богословствовать», по замечанию г-жи Шинн. Сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которых они не воспринимают или слабо воспринимают, — как нередко в наше время впадают и в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозной пустыне будто бы охраняет «естественное» развитие души. Целый ряд особенностей детской религиозности объясняется как раз влиянием среды, нередко искажающей то, чем живет душа ребенка. Так, нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все дал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Этот момент узкого утилитаризма в религиозном влиянии среды на детскую душу необычайно вредно отзывается на ней и, между прочим, имеет своеобразное отражение и в детской религиозности. Нередко дети узкоутилитарно глядят на молитву, и на этой почве рано или поздно развивается глубокий религиозный кризис. Будучи христианами, мы вносим нередко в детскую душу дохристианское понятие о Боге—Судии; тайна Божьей Любви, безмерной и прощающей, остается часто закрытой от детской души благодаря этому. Не следует забывать, что дитя склонно и само, не в движениях сердца, но в работе своего маленького ума — к дохристианскому понятию о Праведности в Боге, склонно к формализму и «юридизму», — и это связано и с слабым пониманием чужой и собственной души и отсутствием опыта страданий, впервые уносящих нас к Божественной Любви. Христианская среда должна была бы расширять эту натуральную узость детского сердца, а не укреплять ее, как это часто происходит в наших семьях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=997...

Рубрики Коллекции НЕПАРАДНЫЙ ВОСТОК, 5 мин., 01.11.2010 Поделиться Бывают в жизни события, которые, что называется, ложатся на сердце сами по себе, без всяких наших стараний, и точно так же впечатываются в память —  ощущениями, эмоциями, настроением. Часто в таких событиях много необычного. За последние полтора года я много раз сопровождал Святейшего Патриарха в его поездках, но даже на этом разнообразном фоне недавняя поездка на Дальний Восток стала особенной. Если честно, не так-то просто подобрать слова; тут скорее сформировалось некоторое ощущение на кончиках пальцев... Есть такие вещи, которые важно просто увидеть своими глазами — и просто почувствовать. ...В памяти еще надолго останется дорога до Командорских островов. Дорога — отнюдь не в прямом смысле слова, а в самом что ни на есть расширенном. Сначала несколько часов на военном самолете, потом пересадка — и еще несколько часов, но уже на вертолете. В суровых условиях, с риском — погода не всегда благоприятствовала. В связи с этим мы несколько раз оказывались в ситуации выбора: посетить очередной город или нет. Но Святейший всегда говорил, что нельзя обмануть ожидания людей. И мы отправлялись в путь — и опять погода нелетная, совершенно по Визбору: То взлет, то посадка, То снег, то дожди... Из всей запланированной программы только в один город мы не смогли прилететь —  авторитетнейшие специалисты абсолютно непререкаемым образом запретили нам подниматься в воздух. ...Когда сидишь в Москве, складывается свое, подчас скорее инуитивное представление о том, что такое Дальний Восток, как там люди живут, какие они и как они выглядят и т.д. Но реальность всегда оказывается в той или иной степени другой. Мне с особой силой врезалась в память школа на острове Беринга: дети, учителя, классы. Именно там ощущаешь, что мы — одна страна, один мир, одно общество. С одной стороны, это наше общество достаточно разнородно, потому что включает в себя большие и малые народы с их культурой, в том числе и бытовой, отражающей национальные особенности, а с другой —  есть в нем и своя внутренняя ценностная связь, мировоззренческое единство. Раньше я это понимал и чувствовал, теперь я это знаю.

http://foma.ru/neparadnyij-vostok.html

Каково же наше представление о русской традиционной школе? У школы должны быть очень ясные представления об общем ее назначении. Нельзя ограничивать назначение школы простым научением грамоте, расширением умственного кругозора детей и подготовкой нужных для общества людей. Образование в школе должно быть не только научным развитием личности, но в первую очередь, воспитанием этой личности. Школа должна помочь ей ответить на главные вопросы бытия: " В чем назначение человека на Земле и смысл его жизни? " , " Что такое Истина, и каковы критерии Добра и зла? " Нравственность всегда имеет свое мировоззренческое основание, это понятие должно быть абсолютным...И именно это мы имеем в виду, когда говорим " русское " и " национальное " . В отсутствии у молодых людей цельного мироощущения, мировоззрения и миропонимания скрывается источник шатания их мыслей и поступков. Из школы должны выходить в полной мере культурные люди, вынесшие в себе интерес к творчеству, реальной практической работе, и по- настоящему просвещенные в сердце. Школьное обучение в традиционной русской школе должно развивать внутренний вкус к Добру, умение распознавать ложь и неправду. 1. Главная традиция русской школы - соединение воспитания и обучения. При этом главным воспитателем ребенка является семья, а учителя помогают семье воспитывать детей; главным преподавателем является учитель, а родители помогают учителю учить, а детям - учиться. Главная задача школьного воспитательного процесса - привить ученику прилежание и добросовестность, скромность и трудолюбие, честность и ответственность, развить его национальное самосознание, как понимание себя частицей одной из наций, несущих свет православной веры, и патриотизм, товарищество и самоотверженность, любовь к ближнему и нравственную принципиальность, соборность и самостоятельность. Эти качества прививаются прежде всего в школьном коллективе. Вот почему единый в вероисповедном и этическом отношении учительский коллектив и организованная, влиятельная родительская общественность в одинаковой мере необходимы для русской школы.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/03...

«Свидетельство не может быть монологом — оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор. 6.11)» (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора). Для организации полноценной катехизации взрослых желательно (за исключением особых случаев) со временем перейти от практики еженедельного крещения к практике еженедельной относительно продолжительной подготовки ко крещению — с тем, чтобы со временем, возможно, отойти от практики еженедельного и ежедневного крещения, при которой смысл Таинства не ясен воспринимающим его, а подготовка невозможна в силу отсутствия достаточного времени. В наше время оптимальным видится организация Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4–6 раз в год. Только при таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и после прохождения ими первого этапа оглашения формировать группы из искренне желающих и ответственных оглашаемых для подготовки их к самому крещению (первому причащению). Для работы с такой группой между крещениями есть два–три месяца, что вполне достаточно. В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Она может быть осуществлена в ходе проведения нескольких тематических бесед. Их количество определяется исходя из пастырской рассудительности и заботы, о желающих глубже познать веру. Содержание оглашения — описание цикла из 12 бесед. В нашей епархиальной программе оглашения мы предлагаем цикл из двенадцати бесед. Беседы целесообразно проводить каждую неделю по одной беседе с назначением домашнего задания. Таким образом, весь цикл занимает три месяца. Дидактическая часть цикла складывается из четырех блоков, каждый блок содержит 3 беседы. Первый блок состоит из бесед, посвященных выяснению и уточнению с оглашаемыми  смысла жизни человека с точки зрения Священного Писания и Православной веры. В беседах необходимо на основе примеров из Священного Писания помочь оглашаемому соотнести его жизненный опыт (мировоззрение) с библейскими категориями и понятиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Действительно, как бы ни была широка свобода перехода из православия в инославие, раскол или секту, но если, пастырь учителен, если он ревностно работает и трудится в храме, школе и по домам, если для всех ясно, что у него Бог в сердце и делах, в чужих и своих, в общественных и личных, в публичных и домашних, то он является для своих пасомых самым надёжнейшим оградителем св. веры, вдохновителем благочестия, руководителем добродетели и не даст распудить своё стадо; так как тот, кто научен и укреплён в православной вере, кто проникся её возвышенностью и истинностью, тот не изменит св. Православной Церкви и навсегда останется ей верным, несмотря на множество и разнообразие искушений к отпадению. Но, при недостаточности религиозного просвещения и назидания, при слабом проявлении пастырской душепопечительности, образуется та среда, в которой в наше время легко могут зарождаться и развиваться колебания и заблуждения в вере, завершаясь отпадением от православия, не запрещаемым, как было прежде, уголовным законом. Чтобы ограждать чад Православной Церкви от искушений со стороны её врагов, чтобы предупредить возможность уклонения кого-либо из пасомых от православия, первым пастырским долгом в настоящее время и должно признать утверждение в вере всех без исключения пасомых чрез наставление словом и делом истинам св. веры и правилам благочестия. Но особенности настоящего времени таковы, что, помимо расширения, и для одного только укрепления ограды св. Православной Церкви, недостаточно деятельности, хотя бы и самой энергичной, одного только приходского духовенства, без направления и руководства его со стороны особых учреждений и специальных должностных лиц, без объединения его разрозненных сил и без содействия ему самих верующих. Натиск на ограду св. Церкви со стороны католичества и протестантства, широкий поток многочисленных и крайне разнообразных старообрядческих толков, и рационалистических сект, повсеместно рассеянных в нашем отечестве, разливающееся заметными ручьями неверие, особенно среди нашей интеллигенции, – делают в настоящее время неотложно необходимой защиту православной веры и Церкви от пропаганды инославия, раскола, сектантства и неверия (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Служил я громогласно, вопреки врагу, и совершил литургию, благодарение Богу, победоносно, при кознях врага! (Молил Бога усердною верою пред святым Его Телом и Кровию о восполнении нужд храма Его святого.) . Многоядение и многопитие наше есть сила врага нашего бесплотного, орудие крепкое, которое мы даем ему сами в руки. Отзыв М. Бритнева о проповеди митрополита Григория 36 , которую я говорил в Великий Пяток при выносе плащаницы, показывает, что слово Божие действует различно на сердца человеческие, смотря по качеству сердец: одних приводит к умилению, а других к злобе, как и проповеди Самого Господа Иисуса Христа в одних возбуждали дух покаяния, а других ожесточали: простой народ услаждался ими, а книжники и фарисеи надрывались от злобы при слушании их. Так и теперь: утывшие, утолстевшие и расширевшие 37 купцы и некоторые из богатых и ученых века сего озлобляются на проповедника за правдивое и сильное слово, а простой народ услаждается. Это доказывает ту святую истину, что священник не должен льстить вкусу своих прихожан и [должен] без смущения, благодаря Бога, переносить укоризны людей, преданных гордости и тщеславию, да и вообще все напасти переносить мужественно, ибо диавол, враг истины, возбуждает на проповедника истины множество различных браней. Надо твердо стоять на камне Христе и не колебаться, не возмущаться, не озлобляться, но быть ровным и спокойным, зная, что в мире, как в море, бывает то тихо, то бурливо. Ярость на ближнего и ругательство на него за его неисправность или дерзость происходят от недостатка в сердце уважения и любви к личности человека вообще, к его нравственному достоинству и, значит, от гордости, от непредусмотрительности и от не очень благоразумной и не сдерживаемой хорошо ревности. Помяни, чей ты сан носишь? Христов. Помяни, что все люди – овцы Христовы, напоенные Его Духом, и овцы твои; ты же – пастырь; не взирай на лица их: все они одинаково овцы. 13 апреля Понедельник Светлой Седмицы. Благодарю Тя, Господи, яко нынешний день по молитве моей сотворил еси со мною чудные дела, даровав мне благодать совершить после борьбы внутренней с противными силами литургию громогласно, благодатно, мирно, и причаститься неосужденно, и причастить неискусозлобных младенцев. Благодарю Тя, яко даровал еси победити внутреннюю злобу на чтеца по молитве моей и огорчение на одну женщину, неблагоискусно поднесшую младенца к причащению Святой Крови. Благодарю Тя, яко Тобою все козни противника побеждаю. Славлю благостыню и силу Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это вовсе не есть торжество сентиментальности, иронически представленной Гоголем в образах Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны ( " Старосветские помещики " ); здоровая нормальная любовь мужа и жены не только не нуждается в эгоистическом отделении от других, но наоборот, создает особую чуткость к другим людям. Нежная забота мужа и жены друг о друге невольно и естественно создает такую же нежную заботу о других людях: сбросив в семье силу эгоизма, и муж, и жена, каждый сам по себе, становится открытым в своем сердце для всех людей.  От благостной связанности друг с другом у обоих супругов рождается социальная чуткость - отсюда величайшее значение семьи в развитии социальных отношений . Для поверхностного и внешнего взора эта огромная сила социально творческой обращенности семьи к миру прикрыта (особенно в наше время) внешней экономической отдельностью каждой семьи. Суровые социальные, экономические условия превращают каждую семью в замкнутый мир, создают подлинный семейный эгоизм. Все это следствие влияния внешних условий, не дающих развернуться тем социально творческим движениям, которые рождаются из глубины семейной жизни. И все же, несмотря на силу экономических и социальных перегородок, источником того тепла, который побеждает холод социальных отношений, смягчает их и движет к " братству " (уподобляя социальные отношения тоже семье), является то тепло, которое накапливается у самой основы семейной жизни. Тайна семьи, о которой говорил апостол Павел, есть вообще тайна духовного  расширения , которое рождается из самых недр семейной жизни. Конечно, глубочайшее значение имеет здесь рождение детей, которое не только несет с собой радость, но и реализует чувство " полноты " , которое так ярко выступает тогда, когда муж и жена становятся " родителями " : появление в семье детей есть действительно  реальное вхождение в сферу бесконечного бытия . От поколения к поколению, от родителей к детям, которым предстоит в свое время тоже стать " родителями " , тянется непрерывное единство человечества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=997...

Постановление Епархиального собрания города Москвы от 21 декабря 2018 года 21 декабря 2018 г. 17:23 21 декабря 2018 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание города Москвы. 1. Члены епархиального собрания города Москвы возносят благодарение Пастыреначальнику и Господу Иисусу Христу за обильную помощь, непрестанно подаваемую архиереям, клирикам и мирянам Первопрестольного града в служении Церкви Православной. 2. В преддверии десятилетия восхождения Святейшего Патриарха Кирилла на архиерейскую кафедру Московских Первосвятителей паства Его Святейшества с сыновней благодарностью обращает к нему искренние слова поздравлений с пожеланием крепости сил в дальнейших трудах в Винограднике Божием. Архиереи, клирики, монашествующие и миряне Московской епархии выражают поддержку своему правящему архиерею в условиях, когда его служение как кормчего Московского Патриархата отягчено беззакониями Константинополя, восставшего против церковного единства. 3. Духовенство, монашествующие и миряне Московской епархии обращаются к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, епископату, клиру, насельникам и насельницам обителей, а также ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви со следующими словами: «Досточтимые владыки, отцы, братья и сестры! Мы восхищаемся Вашим мужеством, твердостью в вере, духовным дерзновением. Мы непрестанно молимся о вас. Уста наши отверсты к вам, , сердце наше расширено (2 Кор. 6:11). Да дарует вам Господь терпение и крепость в испытаниях, да избавит Он вас от постигших обстояний, да исправит и да пременит на благое омраченные сердца всех тех, кто вносит смуту в жизнь народа Божия благословенной украинской земли!» 4. Московское епархиальное собрание благодарит мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, а также сотрудников Правительства Москвы за внимание к нуждам православных горожан, в том числе за неизменное попечение о строительстве и реставрации храмов. В связи с имевшими в истекшем году противоправными деяниями, собрание просит московские власти во взаимодействии с представителями Церкви разработать меры по защите монастырей, храмов и иных приходских зданий от террористической угрозы и от вандализма.

http://patriarchia.ru/db/text/5327719.ht...

Но всякое тепло греет прежде всего там, где оно находится, и постепенно распространяется от центра к периферии. Апостол Павел, который был готов пожертвовать своим вечным спасением за благо своих единоплеменников, писал коринфской общине: Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас ( 2Кор. 6:11–12 ). Только тот, кто любит родной народ, способен полюбить и другие народы. Относясь равнодушно к своему отечеству, космополит, следовательно, равнодушно относится и к своему ближнему. Отвлеченно рассуждая о достоинстве человека вообще, представляясь болеющим за недостатки и действия всего человечества, он не хочет знать действительных общественных нужд, порой не исполняет простейших обязанностей в обществе и поэтому есть, в сущности, низкий себялюбец. Кто говорит, что любит дальнего, а к ближнему холоден и сух, тот любовью к человечеству демагогически прикрывает отсутствие любви к ближнему. «Равная» любовь ко всем народам, которую проповедуют космополиты и которая, по свидетельству опыта, обыкновенно переходит у них в отрицание своего отечества, совершенно несовместима с христианским учением и вытекающими из него обязанностями христианина по отношению к своему народу. Ибо самоотверженно заботясь о пользе своего отечества и своих сограждан, полагая душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ), христианин не только не отрекается от главной своей цели – спасения для Царствия Божия, – но, напротив, приближается к ней. Нравственно чистая, добрая и полезная для общества жизнь гражданина есть тот достойный путь, по которому христианин – член общества должен постоянно следовать к своему вечному назначению. Как тело и душа, несмотря на полное различие их природы, тесно, гармонично связаны между собой и составляют одного человека, так и мир земной и мир небесный, духовный, находятся во взаимообщении и представляют воплощение единого плана Творца о жизни, деятельности и блаженстве человека. Нельзя быть гражданами Небес, не став прежде добрыми гражданами земли. Жизнь в обществе есть земное благодатное поприще деятельности христианина и среда осуществления Царства Божия в душах верующих во Христа ( 1Тим. 2:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

... «нелицемерное братолюбие» есть также более, чем природное, оно есть действие новозаветной заповеди любви, потому что братолюбие, то есть любовь особо нежная и близкая по крови распространяется не на братьев лишь по крови, но преимущественно по Духу. «Потому узнают, что вы Мои ученики, что любовь имеете между собою». Такая любовь, начавшись, приобретает все более тотальный характер, как в экстенсивном, так и в интенсивном значении. «Сердце наше расширено», – пишет апостол Павел ( 2Кор.6,11 ), и это значит, что оно включает все большее число людей свободное служение, по личному выбору, может осуществляться лишь в духе любви. ...первая заповедь по порядку Божественному должна оставаться первой и на деле, для личности, иначе исполнение второй заповеди искажается, и весь строй нравственной жизни личности выстраивается ложно. Вторая заповедь искажается потому, что обычно в таких случаях исполняется выборочно, «партийно»: любовь к «своим» чаще всего связана с крайней неприязнью к «чужим». Нравственный строй личности выстраивается ложно, так как игнорируются Божественные, то есть объективно необходимые для человека предписания. Соблюдение заповедей как практическое основание и проверка исполнения заповеди о любви, понятны и психологически: чем выше степень полноты самоотдачи и жертвенно добрых отношений одной личности к другой, тем естественнее и сильнее стремление выполнять желания (заповеди) этой другой Личности, тем сильнее связь личностей друг с другом. ... даже если в ком-то можно видеть несомненные, почти демонстративные, и практически собранные в полноте признаки любви к Богу, но для полноты недостает лишь одного, но важнейшего – любви к ближнему, – все остальные признаки ничего не значат и ни о чем не свидетельствуют. Любовь к Богу в таком случае иллюзорна. ... речь идет о гораздо большем, чем о простом нравственном сравнении или уподоблении, но о том едином смысле всех действий любви, который и решает значимость конкретной человеческой личности. Любовь или есть или нет ее, и когда она есть, она неизбежно распространяется и на Бога и на Его создания, преимущественно же на те, что являются Его образами

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010