Отвечаю: предел возрастания формы может быть установлен трояко. Во-первых, по причине того, что сама форма имеет некоторую установленную меру, и когда она достигается, дальнейшее приращение этой формы становится невозможным, а если развитие ее продолжается, то в итоге получается какая-то другая форма. Примером этого может служить бледность, которая посредством непрерывного изменения может завершиться или полной белизной, или же – чернотой. Во-вторых, со стороны действователя, сила которого не простирается на дальнейшее возрастание формы в ее субъекте. В-третьих, со стороны субъекта, который оказывается неспособным к дальнейшему совершенствованию. Однако предел, который мог бы воспрепятствовать возрастанию человеческой любви к горнему в то время, когда он находится в состоянии странствующего [в этой жизни], не может быть установлен ни одним из указанных выше способов. В самом деле, сама по себе любовь к горнему не имеет никакого предела своего возрастания, поскольку она суть причастность той беспредельной любви, которой является Святой Дух. И точно так же причина возрастания любви, а именно Бог, обладает бесконечной силой. Да и со стороны субъекта нельзя установить предел этого возрастания, поскольку с каждым возрастанием любви возрастает и способность к дальнейшему возрастанию. Из сказанного очевидно, что возрастанию любви к горнему в нынешней жизни нельзя установить какой-либо предел. Ответ на возражение 1. Возрастание любви к горнему направлено к той цели, которая находится не в этой, а в будущей жизни. Ответ на возражение 2. Возможности разумной твари прирастают расширяющей наши сердца любовью, согласно сказанному [в Писании]: «Сердце наше расширено» ( 2Кор. 6, 11 ), благодаря чему она сохраняет способность к вмещению дальнейшего возрастания. Ответ на возражение 3. Этот аргумент справедлив в отношении тех вещей, которые обладают одним и тем же видом количества, но не в отношении тех, которые обладают различными видами; так, сколько бы линия не увеличивалась, она никогда не достигнет количества поверхности. Но количество любви странствующего, которое связано со знанием веры, не относится к тому же самому виду, что и количество любви блаженного, которое связано с непосредственным видением. Следовательно, приведенный аргумент ничего не доказывает. Раздел 8. МОЖЕТ ЛИ ЛЮБОВЬ К ГОРНЕМУ БЫТЬ СОВЕРШЕННОЙ В НЫНЕШНЕЙ ЖИЗНИ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Искоренить зло и идти вперед за своим Государем, путем мирных реформ отвратить, даже в будущем, всякую возможность потрясений – вот желание Московского дворянства, и оно с доверием обращается к своему Государю, повергая на его благоусмотрение следующие меры, могущие вывести наше отечество из затруднительного положения: 1) Возможно большее расширение выборного начала в государственной службе и больший простор данный местному самоуправлению: при этом, строгое исполнение законов не только подчиненными, но и начальствующими лицами, и строгая отчетность и ответственность пред законом всех и каждого, лично за себя, находящихся на государственной службе. 2) Ограждение прав личных и имушественных всех граждан государства введением устного и гласного судопроизводства и суда присяжных. 3) Прекращение враждебных отношений между дворянством и крестьянством посредством обязательного немедленного разверстания угодий; обеспечение правительством оброков и выкупа с гарантией не 80 процентов, а полной суммы. 4) Обнародование государствевных долгов и смет государственных приходов и расходов, как средство для успокоения умов насчет опасений финансового кризиса. 5) Гласное обсуждение в печати вопросов, касающихся преобразований во всех отраслях, которые Правительство имеет в виду при предстоящей административной и экономической реформе. Вот средства, которые могут содействовать благосостоянию нашего отечества. Не раз Ваше Императорское Величество обращались к, Вашему верному дворянству и оно всегда с готовностью откликалось на призыв своего Государя. Не раз говорили Вы, Государь: я вам верю, верте мне: и всегда дворянство с доверием ожидало исполнения благих начинаний своего царя. В теперешнюю трудную .минуту. оно готово еще раз стать твердою опорою около Русского престола и содействовать всеми силами своему Государю в исполнении благих намерений. С этою целью Московское дворянство всеподданнейше просит Ваше Императорское Величество разрешить ему избрать из среды себя коммиссию для обсуждения главных начал, долженствующих лечь в основание будущего устава о выборах, пересмотра устава о земских повинностях и обсуждения вопроса о земском кредите и нуждах земства, с участием в ее работах, так как вопросы эти касаются всего земства, депутатов от других сословий; труды же коммиссии, просмотренные в общем собрании призванных из губерний выборных людей от всех сословий Государства в Москву, как в сердце России, повергнуть на благоусмотрение Вашего Императорского Величества».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Многие невротики говорят о душевном бесчувствии, каком-то внутреннем холоде. Преподобный Серафим Саровский поучал: «Бог есть огнь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника». Мощным психотравмирующим и неврогенным фактором выступает тяжелая болезнь. К сожалению, по-христиански болеть умеют далеко не все. Адекватная, мужественная реакция на недуги встречается редко, гораздо чаще у людей в таких ситуациях возникают невротические реакции. Так, профессор В.П. Зайцев выделяет пять типов подобных реакций на инфаркт миокарда: кардиофобическая реакция : больные боятся за сердце, испытывают страх перед повторным инфарктом миокарда и внезапной смертью; они чрезмерно осторожны, особенно при попытках расширения режима физической активности; усиление страха сопровождается дрожью в теле, слабостью, побледнением кожи, сердцебиением; депрессивная реакция : в психическом состоянии доминируют угнетенное, подавленное состояние, апатия, безнадежность; ипохондрическая реакция : главной ее особенностью является постоянная и явная переоценка тяжести своего состояния, чрезмерная фиксация на состоянии собственного здоровья; истерическая реакция: для нее характерны эгоцентризм, демонстративность, стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать сочувствие; анозогнозическая реакция : отмечается отрицание болезни с игнорированием лечебных рекомендаций и грубыми нарушениями режима. У всякой болезни есть духовные корни, но распознать их подчас бывает невозможно, невроз же выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна, и возникновение этого недуга вследствие душевных терзаний и угрызений совести может быть стремительным. Однако грех лишь создает духовную почву для возникновения невроза, развитие же невротических проявлений зависит от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых трудно учесть.

http://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-du...

Но избави нас, Господи, от таких расширений! Возлюбим лучше всякую тесноту, прописанную Господом во спасение наше! Возлюбим христианские догматы и стесним ими ум свой, заповедав ему умствовать так, а не иначе; возлюбим христианские правила жизни и стесним ими волю свою, понудив ее смиренно и терпеливо нести благое сие иго; возлюбим все руководительные, исправительные и освятительные христианские чины и службы и стесним ими сердце свое, обязав его перенесть вкусы свои от земного и тленного к этому небесному и нетленному. Пусть будет тесновато, так что ни направо, ни налево нельзя уклониться, но зато несомненно, что по этому тесному пути войдем в Царство Небесное. Ведь Царство это есть Царство Господне, и путь к нему начертан Самим Господом, есть ли тут смысл, чтобы желать каких-либо отмен, когда через них непременно собьешься с пути и погибнешь? Утверждаясь на сих понятиях, да не скорбят знакомые ваши, если в учении моем покажется иное строгим, пусть только удостоверяются – Господне ли оно, и когда удостоверятся в том, пусть принимают его все душно, как бы ни было оно строго и стеснительно. Льгот же и послабления в учении и правилах жизни пускай не только не желают, но пусть бегают от них, как от огня вечного, которого не миновать тем, кои выдумывают послабления и льготы и увлекают ими слабодушных вслед за собою. Адские мучения Есть люди, которые не верят, что будет огонь, червь, скрежет зубов и другие телесные мучения в аде, ожидающие грешников. Хорошо, а если будут? Кто верит этому, то ровно ничего не теряет, хоть бы и в самом деле не было таких мучений, а кто не верит, тот будет поражен горьким, но поздним раскаянием, когда придется испытывать то, что так легкомысленно отвергал он на земле. Допустим впрочем, что этого не будет, но ведь нельзя же отвергать, что душа по разлучении с телом останется живою, чувствующею, сознающею себя, и что страсти, которым поблажала она здесь, перейдут с нею и в ту жизнь. Если так, то одного этого будет достаточно, чтобы составить самый мучительный ад. Страсти, которыми жила здесь душа, будут жечь и точить ее, как огонь и червь, и терзать ее непрерывными и неотвратимыми мучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Жизнь духовная невидима и сообщается нам по нашей вере в невидимую, личную жизнь – в Бога; то проводник жизни в наше сердце есть живая искренняя вера наша в Бога». «При неверии чему-нибудь истинному, святому, ум обыкновенно затмевается, сердце неверное поражается страхом и теснотою, а при искренней вере ощущает радость, спокойствие, широту или расширение в себе жизни, так что и ум делается светлым и далеко зрящим. Да, страдания сердца при неверии во что-либо истинное, святое есть верный признак истины того, во что оно не верует». Разум – слуга сердца «Помним: разум – слуга сердца, которое есть жизнь наша; если он ведет к истине, к миру, радости, к жизни, – он исполняет свое назначение, он истина; если к сомнению, к беспокойству, томлению, унынию, мраку, – он уклоняется от своего назначения и непременно лжив (лжеименного разума). Если сердце от веры во что-либо чувствует покой, усладу, легкость, – этого и довольно; от рассудка же не надо и требовать доказательств в истине этого предмета; он несомненно истинен, в том сердце уверяет своею жизнью, ибо цель всех разысканий есть истина и жизнь». Когда найдет смятение «Когда сердце твое уклонится в помышления лукавства, и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнул ось с камня веры, тогда скажи себе внутренно: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокаиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него – мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без креста Господня я давно был бы жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни, крест мой и утешение мое». Беда маловерия «Возопив отец отрочати, со слезами глаголаше: верую, Господи, помози моему неверию» ( Мк.9:24 ). Какое горе! Отовсюду тесно и сына жалко, да и веры нет в сердце: нельзя не плакать. И вот со слезами говорит: верую, Господи, помози моему неверию. Так и с нами: беда грозит, а веры в сердце, отвращающей беды, нет; как не оплачешь свою двойную беду! А многие имеют каменное сердце и не чувствуют потребности в вере для своего избавления от беды».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но все-таки значительно больше в каждом из нас того, что школа нам дала хорошего, того блага, которое она нам принесла. И мы очень часто об этом забываем. А это, в общем-то, чудовищная несправедливость. Потому что школа каждого из нас формировала, очень многому научила. В школе мы столкнулись с разными педагогами и администраторами. Там были статисты, там были люди, которые просто работали, люди, которые относились к нам просто как к «учащимся единицам». Но все равно у каждого из нас в школе были талантливые люди, которые вложили в нас свое сердце, свое время, свой человеческий опыт. Трагедия этих людей, трагедия любого хорошего педагога мне стала понятна, только когда я уже много лет был священником. А педагог, как и священник – это человек, который сталкивается с проблемой: работать формально или работать так, как положено. Есть у апостола Павла такие слова, он пишет к коринфянам: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2 Кор. 6:11,12). Настоящий педагог – человек, сердце которого расширено и в котором не тесно любому ребенку. Только такой педагог, только такой священник, только такой врач, который умеет принимать в сердце человека, а не встречать и отмахиваться от него формально, становится хорошим врачом, священником, педагогом. И такой человек обязательно испытывает боль. Причем из всех троих педагог испытывает наибольшую боль, потому что он долго, в течение иногда многих лет вкладывается в детей, формирует их личности и потом теряет с ними всякую связь. Дети, вырастая, считают, что они никому ничего не должны. Они считают, что все, что у них есть, все хорошие навыки, в том числе интеллектуальные, душевные, – это то, что принадлежит только им. Они не понимают, что в них это вложено чужим трудом. Что это огромная работа других людей, которые могли бы этого не делать. Но сделали просто из любви к ним, из любви к профессии. Человек не чувствует благодарности и просто уходит. Педагог – это человек, который весь свой педагогический век вкладывается практически без всякого для себя отклика, без всякого отзвука. Дети вырастают, у них свои заботы. Очень редко бывает, чтобы через 20, через 30 лет человек пришел и поблагодарил своего педагога. Об этом есть прекрасное письмо у владыки Иоанна (Шаховского) к учительнице.

http://pravmir.ru/uchitel-v-serdtse-koto...

О том же Св. Иоанна Златоуста «Кто даст мне ныне, да обниму тело Павлово, да повергнусь на гроб его, да узрю прах того тела, в коем восполнилось лишение скорбей Христовых, которое носило на себе язвы Господа своего; – да узрю прах тех уст, кои изрекли блаженные оные слова: «я желал бы сам быть отлучен от Христа за братьев моих» ( Римл. 9, 3 ), – кои вещали пред царями и не стыдились... чрез коих Христос провещал величайшие тайны, большие нежели чрез Себя Самого... Чего ни совершали сии уста? Демонов изгоняли, грехи разрешали, тиранов приводили к молчанию, связывали языки философов, вселенную обратили к Богу, варварам внушили любомудрие, все, что на земле, привели в порядок, располагали по воле всем, что на небе, связывали, разрешали, по данной им власти. Желал бы видеть прах и оного сердца, которое всякий может смело назвать сердцем вселенныя... Так пространно было сие сердце, что могло вмещать: целые города, области, народы. Ибо он говорит: сердце наше расширено. Сердце, которое жило новою жизнию, не сею нашею: уже не я живу, говорит, ? живет во мне Христос ( Гал. 2, 20 ). Итак, сердце Павла было сердцем Христовым, скрижалями Духа Святого, книгою благодати... Желал бы видеть и прах рук, узами связанных, возложением преподававших Духа Святого, написавших сии строки: смотрите, как много написал я вам своею рукою ( Гал. 6, 11 ), оных, говорю, рук, кои увидев, ехидна упала в огонь. Желал бы видеть прах очей, претерпевших счастливую слепоту и снова прозревших для блага всего мира, удостоившихся видеть телесно Иисуса Христа, очей, кои, земное видя, не видели, а созерцали невидимое, кои сна не знали, в полунощи были бодры, в коих не было никакой зависти. Желал бы видеть и прах ног, кои, не утруждаясь, проходили вселенную, которые были забиты в колоду, но освобождены землетрясением. Чему можно уподобить слова его: морю или океану? Ничто не может сравниться с ними? Потоки их гораздо обильнее, чище и глубже моря, так что не погрешил бы, кто назвал бы сердце Павловои морем и небом, – небом по чистоте, морем по глубине.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

нет, не юлите. Вы говорили о канонизированных мучениках? Кто-то из них в ваших глаза - всего лишь антисоветчик, следовательно неправильно канонизирован? Ведь Вы об этом говорили, сетуя. что это стало возможно только после перестройки? 8. Re: ФЕОР предупреждает о рисках расширенного преподавания православия в школах Вульгарная, пошлая статья. Ксения Балакина судя по всему, да, именно ухудшить ситуацию. 7. Ответ на 6., Блинов: именно " святых антисоветчиков " .Поясните, кого же это вы имеете в виду?Присоединяюсь, поясните! Это верующие люди (священники, монахи и т.д.), которые не молились за советскую власть и не помогали ей, как это делали патриархи Тихон, Сергий, Алексий и иже с ними, а наоборот - прикрываясь верой в Бога, боролись с властью, Церковью и паствой за нежелание с 1917 года обустраивать и следовать в мир " малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов " . Классический пример: " Для нас опасен не митрополит Сергий или патриарх Тихон, перешедшие на сторону советской власти, а те, кто их поддерживает грубой силой. Не будь на их стороне карательного органа, они и их единомышленники давно были бы посрамлены, и народ отошел бы от них, как от изменников и предателей Христовой Церкви. Многие пастыри и миряне предполагали вскоре одержать победу над сергианским отступничеством и теперь, не видя внешнего успеха в своей духовной борьбе, разочаровываются и начинают сомневаться в истинности и спасительности своего отхождения от митрополита Сергия и единомысленного с ним епископата и духовенства. Да не смущается же сердце ваше! Наше отхождение от митрополита Сергия имеет в своей основе не какой-либо мелочный каприз или чье-либо оскорбленное самолюбие, а ... Из истории Церкви Христовой видно, что почти все борцы за правду Христову погибали в борьбе, и что только после их смерти торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством. " Епископ-священномученик Нектарий. 6. Ответ на 3., Lucia: именно " святых антисоветчиков " .Поясните, кого же это вы имеете в виду?

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Человек - малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. - И так на каждом шагу познавай присутствие Божие. Запись 1560 Слава тебе, Всесвятый, животворящий Душе, от Отца исходяй и в Сыне присно почиваяй, нераздельный от Отца и Сына! Слава Тебе, Сыне Божий, о Дусе Божии изгонявый бесов и Им спасение наше строяй, освящаяй, умудряяй, укрепляяй нас! Слава Тебе, Отче, благоволяй о нас присно в Сыне Духом Святым! Нераздельная Троица Единица, - помилуй нас! Запись 1561 Близки дети, образы отца и матери, сердцу родителей: еще ближе люди, особенно христиане - образы Божии - сердцу Божию. - Внешнее подобие детей родителям, а часто и внутреннее, напоминает нам о внутреннем подобии нашем Богу. Запись 1562 Всякое место есть место Божия присутствия и Божия владычества; отсюда несомненно, что очами икон Господь взирает на нас и устами икон, как собственными, может вещать нам. Оттого, что Господь на всяком месте, крест его чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными и во всяком случае местами благодатного Его присутствия. Запись 1563 Мысль моя свободно проникает здания с их стенами, горы, моря, небо и землю, и по мысли человек есть подобие Божества, которое есть Дух бесконечный и всюду сущий. Бог ли не проникает всего и не наполняет всего, как Творец всего? Запись 1564 В молитве дышит надежда, и молитва без надежды - греховная молитва. Записи 1565-1574 Есть ли Ангелы хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа необыкновенно деятельна и не может не действовать; мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра; как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла - это мы чувствуем в себе, и Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И в-четвертых, правоверный христианин должен непрестанно озабочиваться возрождением и расширением в сердце своем любви к Богу чрез ежечасные размышления: сколь безмерны милосердие и любовь Его к нам, являемые в храмах святых. В них, не смотря на наше недостоинство, непрестанно предлагаются нам тело и кровь Христовы, чтобы мы, вкушая пречистое тело и пия животворящую кровь, всецело соединялись с Его Божественным естеством, как говорит сам Господь наш: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Дивное, невыразимо утешительное предложение нам любви Божией! Кто измерит глубину милосердия Божия к человекам?.. Самые силы небесные ублажают нашу участь, желая проникнуть в сию тайну предлагаемого нам святого Причастия! Сердце всякого должно таять от благоговения пред таким предложением, радоваться сему предложению, желать предлагаемого! Разве только люди нечестивые, обрекшие себя на погибель вечную, будут чужды сему. Люди радуются, когда земный царь приглашает их к своему столу, предлагая на нем драгоценные яства, пресыщающие одно тело, тогда как душа их, быть может, остается в гладе духовном. Не паче ли же должно возрадоваться, в благоговейном чувстве благодарности, когда Царь царствующих и Господь господствующих призывает к своей трапезе, предлагая на ней то, что драгоценнее неба и земли, или всего мира, т. е., собственное тело и собственную кровь Свою, достойное принятие и вкушение которых питает душу и теснее соединяет человека со Христом. О, да иссохнет сердце наше, если не будет оно пламенеть желанием предлагаемой нам чаши спасения, – и если перестанет источать чувства благодарения Богу и пламенной любви к Нему, за пренебесные дары Его! Да не разленимся же, возлюбленные, взываю к вам гласом великого Отца Церкви, богомудрого святителя Иоанна Златоустог о, которым некогда возбуждал он христиан: «да не разленимся, братия, толикия сподоблени бывше любви и чести! Не зрите ли отрочат, с коликим усердием емлются сосцу, с коликим устремлением водружают тамо уста свои? С толиким и мы да приступаем к трапезе сей и к сосцу чаши духовныя, паче же и со множайшим желанием – да привлечем, яко ссущие младенцы, Духа благодати».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010