имп. Филипп пожелал совершить молитву в христ. храме Антиохии, вероятно чувствуя угрызения совести за убийство юного имп. Гордиана III, в результате к-рого он пришел к власти. Однако еп. Вавила не позволял императору войти в церковь, пока тот не принесет покаяния за свои преступления ( Евсевий. Церк. ист. VI 34). Сщмч. Вавила погиб ок. 250 г. во время жестоких гонений имп. Деция . В 351 г. мощи сщмч. Вавилы были перенесены в пригород Антиохии Дафну, где цезарь Галл воздвиг ему мартирий. В истории христианства это был 1-й случай перенесения мощей, надежно засвидетельствованный источниками. Следующий епископ Фавий († 253) известен как автор ряда посланий папе Корнелию и Александрийскому архиеп. Дионисию по поводу схизмы новациан , к-рым он, судя по всему, оказывал поддержку. Его преемник Димитриан порвал со схизматиками ( Евсевий. Церк. ист. VII 5). Гонение имп. Валериана (с 257 по 260), по-видимому, не затронуло Антиохию, бывшую в то время ареной боевых действий: в 256 и 260 гг. город дважды захватывали персы; среди угнанных ими пленников был и свт. Димитриан, умерший на чужбине. Воспользовавшись ослаблением рим. могущества в сер. III в. после неудач империи в войне с персами, власть в Сирии захватили правитель араб. гос-ва Пальмиры Оденат и его жена Зиновия. В 260 г. они посадили на епископский престол некоего Павла , уроженца Самосаты, занимавшего высокий пост в финансовом ведомстве. Став епископом, Павел Самосатский сохранил гос. должность. Пользуясь поддержкой могущественных покровителей, он довольно откровенно проповедовал ереси монархианства и адопцианства , отрицавшие полноту божества во Христе. Еп. Павел не менее 3 раз вызывался на суд церковных Соборов, проходивших в Антиохии между 264 и 268 гг. с участием епископов Сирии, Палестины, Аравии, Киликии, Каппадокии, Понта и Ликаонии. Поскольку к сер. III в. Антиохия получила признание как 1-й церковный престол Востока, многие Поместные Антиохийские Соборы получали общецерковное значение. Среди 10, прошедших в Антиохии во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Plato. Phaedo//J. Burnet (ed.). Platonis opera. Vol. 1: St I. 57a –– 118a (TLG). Plato. Phaedrus//J. Burnet (ed.). Platonis opera. Vol. 2. Oxford: Clarendon Press, 1901 (repr.: 1967): St III. 227a –– 279c (TLG). Plato. Philebus//Ibidem: St II. 11a –– 67b (TLG). Plato. Politicus//J. Burnet (ed.). Platonis opera. Vol. 1: St II. 257a –– 311c (TLG). Plato. Sophista//Ibidem: St I. 216a –– 268d (TLG). Plato. Symposium//J. Burnet (ed.). Platonis opera. Vol. 2: St III. 172a –– 223d (TLG). Plato. Timaeus//J. Burnet (ed.). Platonis opera. Vol. 4. Oxford: Clarendon Press, 1902 (repr.: 1968): St III. 17a–92c (TLG). Plato. Theaetetus//J. Burnet (ed.). Platonis opera. Vol. 1: St I. 142a–210d (TLG). Plotinus. Enneades//P. Henry, H.-R. Schwyzer (ed.). Plotini opera, 3 vols. [Museum Lessianum. Series philosophica 33–35. Leiden: Brill, 1: 1951; 2: 1959; 3: 1973]: 1: 48–142, 145–253, 255–417; 2: 3–258, 260–427; 3: 2–328 (TLG). Plutarchus. De animae procreatione in Timaeo//C. Hubert (ed.). Plutarchi moralia. Vol. 6. 1. Leipzig: Teubner, 1954 (repr.: 1959): 143–188 (TLG). Plutarchus. De E apud Delphos//W. Sieveking (ed.). Plutarchi moralia. Vol. 3. Leipzig: Teubner, 1929 (repr.: 1972): 1–24 (TLG). Plutarchus. De fato [Sp.]//W. Sieveking (ed.). Plutarchi moralia. Vol. 3. Leipzig: Teubner, 1929 (repr.: 1972): 445–460 (TLG). Plutarchus. De Iside et Osiride//W. Sieveking (ed.). Plutarchi moralia. Vol. 2. 3. Leipzig: Teubner, 1935 (repr.: 1971): 1–80 (TLG). Porphyrius. Ες τ ρμονικ Πτολεμαου πμνημα//I. Düring (ed.). Porphyrios. Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Göteborg: Elanders, 1932: 3–174 (TLG). Porphyrius. Fragmenta. Volume-Jacoby#-F 2 b, 260, F fragment//F. Jacoby (ed.). Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrH) #260. Leiden: Brill, 1923–1958 (repr.: 1954–1969): 2B: 1208–1213, 1220–1229 (TLG). Porphyrius. In Platonis Timaeum commentaria (fragmenta)//A. R. Sodano (ed.). Porphyrii in Platonis Timaeum commentariorum fragmenta. Milan: Istituto Editoriale Cisalpino, 1964: 1–48, 60–69 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

557. “L’apport des liturgies d’Orient à l’intelligence du culte chrétien,” in Paul De Clerck (ed.), La liturgie, lieu théologique (Sciences théologiques et religieuses, Paris: Beauchesne 1999) 97-122. 558. Review of Metropolitan Andrei Sheptytsky, Words of the Servant of God (Seniors Club, Ukrainian Catholic Brotherhood of Canada, Toronto: The Basilian Press 1995) OCP 65 (1999) 203-204. 559. Review of Paul Robert Magosci, Our People. Carpatho-Rusyns and their Descendants in North America (Multicultural History Society of Ontario, Toronto: University of Toronto Press 1994) OCP 65 (1999) 208. 560. Review of Opportunity Realized. The Greek Catholic Union’s First One Hundred Years 1892-1992 (Greek Catholic Union of the U.S.A., Beaver, Pennsylvania 1994) OCP 65 (1999) 210-211. 561. Review of L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1-263). Edizione a cura di Stefano Parenti ed Elena Velkovska (BELS 80, Rome: Edizioni liturgiche 1995) OCP 65 (1999) 227-231. 562. Review of Nicolau Cabàsilas, La Vida en Crist. Introducció d’Antonis Fyrigos, Traducció de Nolasc del Molar (Clàssics del Cristianisme 42, Barcelona: Edicions Proa 1993) OCP 65 (1999) 253-254.   2000 г. 563. “Orientalische-Katholische Theologie: Fällige Wiedergeburt nach langwieriger Schwangerschaft.” Festvortrag zur Eröffnung des Collegium Orientale in Eichstätt, 31. Oktober 1999, CCOr 2/1 (2000) 10-31. 564. (Соредактор), Crossroad of Cultures. Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler, edited by Hans-Jürgen Feulner, Elena Velkovska, and Robert F. Taft, S.J. (OCA 260, Rome: PIO 2000) 744 pp. 565. “Introduction. Gabriele Winkler at Sixty. Vita et Opera,” in Crossroad of Cultures. Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler, edited by Hans-Jürgen Feulner, Elena Velkovska, and Robert F. Taft, S.J. (OCA 260, Rome: PIO 2000) 11-29. 566. “The bhmativkion in the 6/7th c. Narration of the Abbots John and Sophronius (BHGNA 1438w). An Exercise in Comparative Liturgy,” in Crossroad of Cultures. Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler, edited by Hans-Jürgen Feulner, Elena Velkovska, and Robert F. Taft, S.J. (OCA 260, Rome: PIO 2000) 675-692.

http://bogoslov.ru/person/525392

Глава 10 Дан.10:1 . В лето третие Кира царя персскаго, слово открыся Даниилу, ему же прозвася имя Валтасар. Иным кажется, что в показании года сделана ошибка, и в начале писавший книгу поставил: «в лето третие», вместо: в лето первое. А доказательством сему сказанное блаженным Даниилом вскоре по начале пророчества: «и бысть Даниил даже до перваго лета Кира царя» ( Дан. 1, 21 ). Ибо, говорят, если Даниил жил до первого только года царствования Кирова; то как же видит откровение в третий год? Но думаю, что в первом месте означается не время определенное, и жизнь блаженного Даниила не ограничивается первым годом царствования Кирова. Да и там сказано не собственно до первого «( πρ τθ)», но до одного »( νς)», года царствования Кирова. И мне кажется, что Пророк сим хочет читающим пророческое писание показать, что дожил он и до Кира царя персидского, который, сделав свободными пленных Иудеев повелел им, если кто хочет, возвратиться и отечество и воздвигнуть божественный храм. А сие даст ясно нам видеть и святый Ангел, вскоре после сего вступивший в беседу с Даниилом, ибо говорит: и было «в первое лето Кирово, стах в державу и крепость» ( Дан. 11, 1 ), то есть, едва только воцарился Кир, как употреблены мною все меры, чтобы освободить народ из плена. И в конце книги сказано: «прия Кир Персянин царство, и бяше Даниил сожительствующ с царем, и славен паче всех другов его» ( Дан. 14, 1. 2 ). Так «по» всему оказывается верным сие число: «третие лето». Поэтому «в лето третие Кира царя персскаго, слово открыся Даниилу, ему же прозвася имя Валтасар». И истинно слово, и сила велика, и разум дадеся ему в ведении. Пророк справедливо называет сие словом и видением; потому что видел святых Ангелов, слышал их беседующих, и в точности дознал будущее. Сказует же, что «слово истинно», чтобы все без сомнения прияли, что будет наречено. Дан.10:2 . В тыя дни аз Даниил бех рыдая три седмицы дней. Дан.10:3 . Хлеба вожделеннаго не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя, и мастию не помазахся до исполнения трех седмиц дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Причины оставления Иоанном кафедры, по-видимому, следует искать все же в особенностях внутренней жизни Новгорода 1-й трети XII в., когда общественно-политическое устройство города коренным образом менялось: началось становление института выборного посадничества, полномочия которого заметно ограничивали княжескую власть, произошло обретение Новгородом «вольности в князьях». Этим процессам в немалой степени способствовала позиция Мстислава Владимировича и зависимого от него в своей политике Всеволода Мстиславича, стремившихся сделать Новгород, как и Киев, своим наследственным владением, что приводило как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам князей новгородскому боярству. Одной из важнейших уступок стало согласие на поставление посадников из новгородцев. В 20-х гг. XII в. между князем Всеволодом и новгородцами шла борьба за поставление посадника. В 1120 г. из Киева в Новгород был прислан посадник Борис, в 1128 г. новгородцы «вдаша посадничество» своему ставленнику Мирославу Гюрятиничу, но вскоре посадником стал близкий родственник князя Мстислава новгородец Завид Дмитрович, к весне 1129 г. уже скончавшийся. Приведу ключевые для реконструкции дальнейших событий мартовские статьи 1129/1130 и 1130/1131 гг. полностью по Синодальному списку НПЛ с вариантами в случае существенных расхождений по Комиссионному списку: «В лето 6637. Въниде [прииде Ком.] ис Кыева Данил посадницит Новугороду. В лето 6638. Иде Всеволод с новгородьци на Чюдь зиме, в говение, и самы исеце, а хоромы пожьже, а жены и дети приведе домовь. В то же лето ходи Кыеву к отцю. В то же лето коньця церковь святого Иоанна. В се же лето, идуце и-замория с Гот, потопи лодии 7, и сами истопоша и товар, а друзии вылезоша, нъ нази; а из Дони придоша сторови. В се же лето отвьржеся архепископ Иоанн Новагорода [Новгородчкыи, седе лет 20 Ком.], и поставиша архепископа Нифонта, мужа свята и зело боящяся Бога; и приде Новугороду месяця генваря в 1 день, на святого Василья, на обедьнюю; а Петрилу даша посадницат Новугороду» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

48 Игнатий греченин, владыка Резанский, поставлен бысть в патриархи на Москве при Гришке Отрепьеве. И как убили Гришку и его отставили. 49 Ермоген митрополит Казанский поставлен в патриархи на Москве в лето 7114 июля в 3 день при царе Василии, лежит в Чюдове преставися в лето 7120 ген[варя] в 17 день. 50 Филарет митрополит Ростовский пришол из Литвы в лето 7127 июня в 14 день. Того же году поставлен на Москве в патриархи Феофаном патриархом Иеросалимским, преставися в лето 7142 октяб[ря] в 1 день во вторник за час до ночи, лежит у Пречистой. 51 Иоасаф архиепископ Псковский поставлен в патриархи на Москве Киприаном митрополитом Новгороцким с прочими архиереи, преставися в лето 7149 нояб[ря] в 29 день, лежит у Пречистой. 52 Иосиф архимарит Симоновской поставлен в патриархи на Москве Аффонием митрополитом Новгороцким в лето 7642 826 . Заключение В данном сборнике представлены в хронологическом порядке очерки о всех митрополитах Русской Церкви XVI в., начиная с митрополита Симона, правление которого приходится на стык XV–XVI вв. Время их деятельности охватывает период с 1495 по 1586 г., т. е. более 90 лет. Их деятельность протекала при Московских государях Иоанне III (1462–1505), Василии III (1505–1533), Иоанне IV (1533–1584), которого митрополит Макарий венчал в 1547 г. царским венцом, и Феодоре Иоанновиче (1584–1598). Двое из рассмотренных первосятителей были архиереями до своей интронизации: святитель Макарий был поставлен из архиепископов Великого Новгорода, а митрополит Антоний из Полоцких архиепископов. Три первосвятителя были избраны из игуменов Троице-Сергиева монастыря: Симон, Иоасаф и Кирилл; митрополит Варлаам из московского Симонова, Даниил из Иосифова, Афанасий из Чудова, Филипп из Соловецкого и Дионисий из Хутынского. После своей кончины в кремлевском Успенском соборе были погребены только митрополит Симон и затем святитель Макарий, а остальные в различных монастырях: митрополит Варлаам в Спасо-Каменном, митрополит Даниил в Иосифо-Волоколамском, митрополит Иоасаф в Троице-Сергиевом, митрополит Афанасий в Чудовом (хотя в Успенском соборе в Кремле имеется его гробница, изготовленная в XIX в.), святитель Филипп в Тверском Отроче (в 1591 г. его останки были перенесены на Соловки, а в 1652 г. в Успенский собор в Кремле), митрополит Кирилл – в Новинском, митрополит Антоний в Новоспасском и митрополит Дионисий в Новгородском Тихвинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Подле сей гробницы находятся еще три сомнительные, без надписей; но по некоторым летописям значат 461 : На XXIII-й гробн.: «Великого Князя Юрья Данииловича Московского, который был на великом княжении девять лет, убит в Орде от Князя Дмитрия Михайловича Тферскаго, в 1326 году: тело его, по повелению Царя Азбяка Ординскаго, привезено в Москву и погребено в церкви Святаго Архангела Михаила, Петром Митрополитом, в первую субботу Великого поста, того же года» 462 . На XXIV-й гробн.: Князя Ивана Ивановича Малаго. О сем Князе в письменном Хронографе находятся следующее: «В лето 6872 (1364) преставись Князь Иван Иванович, глаголемый Малый, брат Князя Дмитрия Ивановича, и положен бысть на Москве, в церкви Архангела Михайла на площади». Свидетельство сие подтверждает изображение на стене ангела его С. Иоанна Богослова. На XXV-й гробн.: Как между Князьями Удельными, погребенными в сем соборе, не находится Галицкаго Князя Димитрия, по свидетельству летописи 463 , положеннаго здесь в 1441 году: то, вероятно, крайняя к стене гробница покрывает его тело; пред нею на стене изображен в схиме Князь Дмитрий Александрович 464 . От западной стены, идучи к северным дверям, подле стены: На XXVI-й гробн.: «В лето 7044 (1536) Августа в 3, преставись Благоверный Князь Георгий Иванович Дмитровский». На XXVII-й гробн.: «В лето 6934 (1425) Ноября в 5 преставися Благоверный Князь Андрей Владимирович Донского». На XXVIII-й гробн.: «В лето 7002 (1493) Ноября в 6, преставись Благоверной Князь Андрей Васильевич Углецкой большей». От северных дверей к иконостасу: На XXIX-й гробн.: «В лето 6970 (1462) преставися Благоверный Князь Василей Ярославич» 465 . На боку сей гробницы вырезано: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы своя в селех избранных ти; аще бо и согрешиша вси, но не отступиша от тебе». От южных алтарных дверей, подле иконостаса, к южной стене, три гробницы рядом: На ХХХ-й гробн.: «В лето 6970 (1462) Марта в 28, преставися Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Васильевич». На XXXI-й гробн.:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Кирик прочел в собрании правил – правило заменять епитимии литургиями: «10 литургий, говорит правило, избавит от наказания за грехи 4 месяцей».Св. Нифонт сказал с негодованием: «что это такое? Царь, или богатые, согрешая, будут давать деньги за службу, а сами будут оставаться без всякой эпитимии». И при чтении другого правила, так же не умного, заметил: «эта книга стоит того, чтобы сжечь ее» 123 . Так, не все старое – свято. И пример св. Нифонта показывает, что пастыри церкви поступают свято, осуждая иное старое в старых книгах. В заключение жизнеописания Нифонта скажем еще, что он заключил собою ряд святителей, которые после Иоакима преимущественно избирались из Печерских подвижников, и своим благочестием в течении с лишком ста лет украшали Новгородскую святительскую кафедру. Опочив телом на месте первых своих подвигов, Нифонт, как будто, положил завет – не давать беспокойному мятежному Новгороду владык из мирных отшельников Печерских. И действительно, после его уже ни один Печерский подвижник не восседал на кафедре Новгородской. Из современных Нифонту происшествий в Новгороде, замечательны следующие: «В лето 6650 приходиша Емь, и воеваша область Новгородскую, избиша я Ладожане 400, и непустиша ни мужь. В то же лето приходи Свьиский князь с епископом в 60 шнек на гость, иже из заморья шли в 3 ладьях, и бишася, неуспеша ничтоже, и отлучиша их три ладье, избиша их полутораста» 124 . «В лето 6651, стояше вся осенина дждева от Госпожина дни до Корочюна, текло, дъжгь; и бы вода велика вельми в Волхове и всюде, сено и дрва разнесе; озеро морози в нощь, и растрьза ветр, и внесе в Волхово, и поломи мост, 4 городне отинудь без знатбе занесе. В то же лето оженися Святоплк в Новгороде, приведе жену из Маравы, межи Рожеством и Крещением. В то же лето ходиша Корела на Емь, и отбежаша две лоньу бити» 125 . «В лето 6653, стояста две недели плне яко искря жгуще, тепле велми, переже жатвы; потом наиде дъжгь, яко невидехом ясна дни ни до зимы, и много бы уиме жить и сена неуделаша, а вода бы больши третьего лета на ту осень; а на зиму не бысть снега велика, ни ясна дни, и до марта» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Ура! 28 июля, 9 часов вечера, был он в Сийской обители , отстоял молебен Антонию, обозрел монастырь, разговаривал с настоятелем и братией и отправился далее в сопровождении народа. 1 августа опять вечером государь Александр проехал [из] Архангельска обратно в Петербург мимо Сийской обители, но в монастырь ехать не соизволил. Наши лошади и ямщики возили [от] Ваймуги до Сельца. И так мы, северные жители, соизволили смотреть нашего государя, кроткого и простого, и разбившаго Наполеона, взявшего Парижь. Ура, ура, ура! 1820 год Емца вскрылась 7 мая, стала 18 ноября. Весна холодная, сев поздний. Лето прекрасное, жатва […], страда сытая, ягод много. Зима студеная […] 1821 год Емца вскрылась 9 апреля, 25 ноября встала. Весна холодная, вода небольшая. Лето хорошее, страда прекрасная. Осень сухая, урожай хороший. Зима холодная. 1822 год Емца вскрылась от льда 22 апр[еля], стала 12 декаб[ря]. Весна холодная, Сев поздний. Лето неприятное, дождливое; страда очень мокрая. Морозом хлеб побило, семян от этого году нету, брали в магазеях своих. Сено гнилое тяжело и скоту, пало его очень много от худою корму. В магазею, которая была у Никольской церкви, с урожайных лет крестьяне ссыпали запасные семена с хороших лет. Зима холодная. 1823 год Емцы ледоход 29 марта, стала 15 ноября. Весна приятная, тихая; вода порядочная, рыба ловится хорошо, лещи в Задворском озере. Сев ранний, лето жаркое с дождями; страда хорошая, хлеб родился очень белый и хороший. Большое изобилие всего, старики не помнят такого хорошего году. Осень прекрасная, зима морозная, ясная. 1824 год, год выс[окос]ный Река Емца вскрылась 17 апр[еля], стала 1 ноября. Весна хорошая, сев обыкновенный. Лето хорошее, страда холодная. Осень студеная, урожай средний. Зима с жестокими мороза[ми]. В Емецк[е] начали строить колокольну: копали рвы и заваливали камнем основание. Прихожане работали с усердием. Она была начата отдельно от церкви, потом соединена папертью, где вверх лестницы идут в церковь. 1825 год Емца вышла 4 апр[еля], стала осенью 7 ноября. Весна сухая, студеная; засев был хороший и урожай тоже всему. Лето приятное, нуды много, страда сыра и нетеплая. Осень дождливая, ветроносная. Зима обыкновенная.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

На 1 л. приписка: переведено в лето 7032 (1524) в Москве в 20-е лето государства вел. князя Василия Ивановича при митр. Данииле, «умышлением и промышлением и проторы и повелением самого того святителя, во 2-е лето святительства его, разумом же и наказанием премудрейшаго старца Максима». На 2 л.: «но молим вы и нас не забывайте, пишущих сиа и его же трудом и потом сиа переведеся многогрешного инока Селивана»... См. Описание сей библиотеки, сост. архим. Амфилохием, М. 1876 г., стр. 129; Описание монастыря, сост. архим. Леонидом, М. 1876 г., стр. 343 и Описание ркпп. монастырей Волоколамского, Новоиерусалимского и др., сост. П. М. Строевым и изд. обществом древней письменности, Спб., 1891 г., стр. 245, 39. О сказании ничего не говорится. Ркпп. 80 и 81. Те же беседы, XVI в., 420 и 361 лл. Ркпп. принадлежали Кириллову монастырю. О сказании ничего не говорится. См. ibidem у архим. Амфилохия, стр. 129–130, у архим. Леонида стр. 343 и у П. М. Строева в Описании рукописей монастырских стр. 245–246, 40 и 41. Ркп. 82. Те же беседы на Евангелие Иоанна, 1545 г., 505 лл. На 1 об.: в лето 7033 переведена Максимом греком при помощи «толмачей латинских» Власия и Димитрия, повелением и тщанием вел. князя Василия Ивановича, благословением и советом митр. Варлаама; писцами были Михаил Медоварцов и Селиван инок и инии доброписци и споспешницы их. На 105: написана книга в лето 7053 в Москве, в 12-е лето государства вел. князя Ивана Васильевича, повелением Вас. Мих. Тучкова-Морозова. Книга принадлежала Кириллову монастырю. О сказании ничего не говорится. См. ibidem у архим. Амфилохия стр. 130131, у архим. Леонида стр. 343 и у Π. М. Строева в Библиологическом Словаре, стр. 200 –201 и в Описании ркпп. монастырских, Спб., 1891 г., стр. 244–245, 38. IV. В с. Поречье Московской губернии, в собрании графа А. С. Уварова 126) Ркп. 246 (29). Слова Максима грека , XVI в., 173 (из библиотеки И. П. Сахарова). Сказания о Максиме греке никакого нет. Счета глав в ркп. нет, но их всего ок. 36 (рукопись без конца).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010