235-237 «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига 238-239 239-241 АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 241-242 242-243 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский 243-244 245-246 246-247 244-245 АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) 247-248 АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) 248-250 АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) 250-251 251-252 АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости 252-253 АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах 253-254 254-255 255-256 АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека 256-257 257-258 258-259 259-260 АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии 260-261 261-262 262-263 АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) 263-264 264-265 АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях 265-266 266-267 267-268 270-271 АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида

http://pravenc.ru/vol/i.html

В это жестокое гонение многие отпали от христианства. Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей. В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний. Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский . А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших. Гонение продолжалось только около двух лет. Галл (252–253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, сменившие друг друга епископы. Валериан (253–260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования. Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания. В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы. Галлиен (260–268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество.  Для христиан надолго наступило спокойное время.

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian-v-...

226-227 ГЕРМАН († между 666 и 675), аббат мон-ря Грандис Валлис; совр. Швейцария, прмч. (пам. зап. 21 февр.) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 227-228 ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 228-229 ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские 229-233 233-234 234-235 235-236 ГЕРМАН (Свайко Джозеф; род. 1932), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митр. всей Америки и Канады ( 2002 - 2008) 237-239 ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря 239-241 241-245 245-246 246-247 247-248 ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 248-249 249-250 250-251 251-252 ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец 252-253 ГЕРМАН (Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович; † 1558), архиеп. Полоцкий, Витебский и Мстиславский 253-254 ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) 254-260 260-262 ГЕРМАН III († не позднее нояб. 1278), патриарх К-польский (1265 - 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей 262-263 263-264 264-265 ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские 266-355 266-295 295-334

http://pravenc.ru/vol/xi.html

При Галле (252–253) снова начались гонения на христиан из-за того, что они отказались от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий, но скоро прекратились. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций , сменившие друг друга епископы. Император Валериан (253–260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в 257 г. преследования. Он приказал ссылать в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам созывать собрания. Эдикт не достиг цели. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, как напр., св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский , и христиане по-прежнему собирались на собрания. В 268 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский , принявший мученический венец на глазах паствы. В 259 г., во время войны с персами Валериан был взят в плен и на престол вступил сын его, Галлиен (260–268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христианскому обществу давались дозволенные всем в империи имущественные права. Для христиан надолго наступило спокойное время. Хотя один из последующих императоров, Домиций Аврелиан (270–275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права. Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он принял к своему рассмотрению просьбу тамошних христиан, касавшуюся имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и решил дело в пользу законного епископа. В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Узнав, что Филипп принял христианство, императоры назначили на его место нового правителя. Филипп был избран епископом Александрии. Вскоре по приказу нового правителя он был убит. Клавдия вместе с детьми переехала в Рим, ее сыновья получили высокие должности, а Е. продолжала наставлять дев в христ. вере. При императорах Валериане (253-260) и Галлиене (260-268) возобновились гонения на христиан. Василла, одна из дев, уверовавших во Христа и крестившихся благодаря Е., Проту и Иакинфу, была казнена по приказу имп. Галлиена за отказ выйти замуж. 2 евнуха также были обезглавлены. Е. схватили и повели в храм Артемиды (Дианы) для принесения жертвы, однако храм разрушился еще до того, как она вошла в него. Тогда Е. привязали на шею камень и бросили в Тибр, но камень упал в воду, и дева пошла по воде, как по суше. Из печи, к-рая внезапно остыла, Е. вышла невредимой. После этого мученицу бросили в ров и неск. дней морили голодом, но пища посылалась ей с неба. Спаситель явился Е. и открыл день ее мученичества: она была казнена в праздник Рождества Христова. Святую похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима. После смерти Е. явилась матери и предсказала ее скорую кончину. Текст Мученичества изобилует анахронизмами. В Александрии события происходили во время правления Коммода, в Риме - при императорах Валериане и Галлиене, т. е. почти век спустя. Со временем в сказании о Е. появились имена папы Сотера (162 или 168-170 или 177) и Корнилия (251-253). Евнухи Прот, Иакинф и мц. Василла, по всей видимости, являются историческими личностями, но они не имеют никакого отношения к Е., кроме близкого расположения их захоронений. Отец Е. скорее всего вымышленный персонаж: в древних источниках не содержится сведений об Александрийском епископе или мученике с именем Филипп. Тем не менее Адон и Узуард (IX в.) помещают день памяти Филиппа под 13 сент. (как и в Римском Мартирологе), возможно из-за близости ко дню памяти Прота и Иакинфа (11 сент.). Имя Клавдии, матери Е., упоминается только в римском итинерарии Notitia portarum, где говорится, что оно написано на могиле Е. Почитание

http://pravenc.ru/text/187019.html

113-118 105-113 «LUX MUNDI» [лат. «свет миру»], сборник из 12 статей англ. теологов, изданный в 1889 г. под ред. Ч. Гора 118-122 122-124 ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства 124-156 157-199 199-201 201-204 204-205 205-206 206-207 208-211 МААЛУЛА сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один последних очагов бытования арамейского языка 211-214 214-215 МАБИЛЬОН Жан (1632 - 1707), франц. бенедиктинец, член конгрегации мавристов, историк, автор трудов по вспомогательным историческим дисциплинам - палеографии и дипломатике 216-218 МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение 218-219 219-223 МАВРА (кон. IV - сер. V в.), прп. К-польская (пам. 31 окт.; пам. зап. 30 нояб.), диаконисса, игумения мон-ря мц. Мавры (К-поль). Сподвижница прп. Домники 223-224 МАВРА Васильевна Моисеева (1875 - 1937), мц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 224-229 МАВРИКИЙ (Полетаев Михаил Владимирович; 1880- 1937), архим., прмч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 229-237 237-238 238-241 241-244 244-252 252-253 253-256 256-257 257-260 260-268 268-272 МАГДАЛИНА (Забелина Мария Сергеевна; 1863 - 1931), монахиня, прмц. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 272-274 274-275 275-276 «MAGNIFICAT» жанр католич. и протестант. церковной музыки, песнопение на текст библейской песни «Величит душа моя Господа» 276-278 278-282 282-292 292-293 293-294 294-296 МАЗАРИНИ [правильнее Маццарини или Маццарино] Джулио Раймондо (1602-1661), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV 297-301 МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии 301-305 МАЗДАКИЗМ религиозно-философское учение, возникшее в Персии (на территории совр. Ирана) на рубеже V и VI вв.

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

Скифы – согласно ранневизантийским авторам, жители Причерноморья, а также народы, обитавшие на Дону, Днепре и Дунае; нередко идентифицировались с кочевниками Восточной Европы или с русскими 15, 16, 18–20, 22, 24, 25, 27–30, 33, 37, 44, 65, 68, 83, 85, 91, 95, 109, 125, 134, 135, 137, 186–189, 194, 196–203, 205–208, 210, 211, 213, 221–227, 229–232, 235, 253–255, 257–260, 263, 265, 270– 273, 275–280, 283–286, 288–290, 292–297, 302–306, 308, 311, 313–315 Склавиния – область расселения славянских племен 105, 167 Склавины (склавы, славины) – древние славяне 67, 70, 72–78, 90–93, 95,111–113, 118, 119 Скопис – город, возможно, совр. Злокучане у Скопле 104 Скопле – см. Скопис Славины – см. Склавины Славяне 43, 44. 67, 69, 70, 72, 73, 91, 93–106, 108, 111, 112. 115, 122, 131, 150, 156, 158, 160, 161, 167, 171, 177, 194, 228 Словакия 69 Смирна – город в Малой Азии, совр. Измир 121 Смоленск (Смолескон) – см. Милиниска Созополь – город в Болгарии 253 Солунцев (Солунца) монастырь – см. Св. Пантелеймона монастырь Солунь – см. Фессалоника Сондис – город во Фракии 50 Сотириуполь – возможно, совр. Сухуми 150 Соуздали (Суздаль) – древнерусский город 248, 251, 265 София – см. Сердика Сплит – см. Салона Споры – термин, обозначающий славян, тесно связанных с гуннами 73 Средняя Азия 310 Срем – плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Савва; также город, совр. Сремска Митровица 260, 270–272 Сремска Митровица – см. Сирмий Старая Ладога – древнерусский город на оз. Нево 158 Старица – река, правый приток Северного Донца 169 Старокайдацкий порог – см. Эссупи Стен (Стеной) – пролив Босфор 135, 180 Стеной – см. Стен Стринав – см. Тернов Струкун (Напрези, Лишний или Вольный порог) – один из днепровских порогов 164 Суздаль – см. Соуздали Сузы – город, резиденция древних персидских царей 265 Сула – река, левый приток Днепра 167 Сулина – см. Селина Сурский порог – см. Улворси Сухуми – см. Севастополь, Сотириуполь Тавр – в византийских источниках наименование Тавриды и областей к северу от нее 218, 235, 265

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН († I в.), сщмч. (пам. 30 окт., пам. визант. 31 окт.), еп. Сиракузский. Этому святому посвящен ряд источников, наиболее ранним из к-рых является кондак гимнографа Григория, жившего во 2-й пол. VII в. Вторым по времени создания произведением в честь М. служит Похвальное слово (BHG, N 1030). Его обычно датируют периодом между нач. VIII и сер.- кон. IX в. ( Longo. 2003. Р. 78; Re. 2011. Р. 232); гипотеза А. Мессины о появлении этого текста в норманнский период, в кон. XI - нач. XII в., не получила широкого распространения. Легенды об апостольском происхождении Сицилийской Церкви возникли довольно поздно, по крайней мере о них не упоминается ранее кон. VII в., когда было составлено Житие свт. Зосимы Сиракузского († 662). В этом произведении говорится о почитании на острове мц. Лукии , но сведений о М. и его апостольской миссии нет. Впервые эта легенда появляется в Похвальном слове М. (BHG, N 1030) и в Житии сщмч. Панкратия Тавроменийского (BHG, N 1410). В Похвальном слове говорится, что из Антиохии ап. Петр послал учеников на проповедь в разные страны. М. был рукоположен им во епископа и отправлен в Сиракузы на Сицилию. Он поселился на краю города в пещере Пелопия, «где ныне находится драгоценная гробница святого и источает множество чудесных исцелений» (ActaSS. 1698. P. 789). Недалеко от пещеры, к югу, в сторону моря, была расположена синагога. М. выбрал эту пещеру для жительства, считая, что соседство поможет обращению иудеев. Послушать его собиралось множество народа, и он творил чудеса именем Христовым. М. обратил жителей-язычников в христианство, разрушил идольские капища и воздвиг христ. храмы. Однако проповедь М. вызвала ненависть местных иудеев, к-рые убили епископа. Автора Похвального слова не смущает, что ученик ап. Петра пострадал при имп. Валериане (253-260) и имп. Галлиене (260-268, соправитель отца с 253), начавших гонения христиан ок. 258 г. (ActaSS. 1698. P. 790). Он отмечает, что при Валериане пострадал и Либертин, еп. Акрагантский (BHL, N 4909; пам. зап. 3 нояб.). Много лет спустя Сиракузский еп. Феодосий (упом. в источниках в 680-681), собрав народ и духовенство, отправился крестным ходом в пещеру, где был похоронен М., воздвиг там св. престол, освятил его и совершил Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/2562342.html

В конце 251 года Декий Траян был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время стихло. При Галле, преемнике Декия (252–253 гг.) 42 , началось было снова гонение на христиан по поводу того, что они отказались от языческих жертвоприношений, назначенных императором для умилостивления богов по случаю общественных бедствий, но скоро прекратилось. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, бывшие один за другим епископами. Император Валериан (253–260 гг.) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но по влиянию своего друга, Макриана, фанатика-язычника, в 257 году начал преследовать христиан. Чтобы ослабить христианские общества, Валериан первым эдиктом 257 года приказал ссылать в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам составлять собрания. Эдикт не достиг цели – сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, например, святой Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский , и христиане по-прежнему составляли собрания. Поэтому в 258 году последовал второй эдикт, которым повелевалось: всех епископов, пресвитеров и диаконов казнить, сенаторов и всадников, если они по лишении всех прав и имущества остаются христианами, обезглавливать чрез усечение мечом; знатных женщин, если они остаются христианками, по лишении имущества ссылать в заточение; находящихся на службе при дворе лишать прав и имения и в оковах отправлять на работы в царские поместья. О низших классах общества в эдикте даже не упоминалось, так как с ними и всегда поступали жестоко. После такого распоряжения началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были: епископ Римский Сикст II с четырьмя диаконами Римской Церкви, святой Киприан, епископ Карфагенский, принявший мученический венец на глазах своей паствы, как «враг римских богов и глава преследуемого общества», и множество других епископов, пресвитеров, диаконов и простых верующих. В 259 году 43 , во время войны с персами, Валериан был взят в плен и на престол вступил сын его Галлиен (260–268 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В патриаршем Чудовом монастыре в 70–х годах XVII в. был составлен поистине грандиозный летописный свод, в основу которого были положены Никоновская летопись (по списку БАН, 32.14.8), Троицкий сборник и другие источники . Под 6900 г. помещено житие Сергия Радонежского, совпадающее с Троицким сборником (но текст исправнее обоих известных списков). Заголовок по списку Виф. 34: «Повесть о преподобнм Сергии игумене». Поскольку со времени последнего исследования о своде были обнаружены новые списки, а для более точной датировки привлечены приходо–расходные книги Патриаршего Казенного приказа за последнюю треть XVII — начало XVIII в., то мы даем заново описание рукописей летописного свода 70–х годов XVII в.: 1) РГБ, ф. 556 (Собрание Вифанской духовной семинарии), 34 (т. 1, л. 347 об. — 349) — 70—80–е годы XVII в. Состоит из двух томов, написанных в развернутый лист, на 38 (Оглавление) + 851 (Основной текст) листах (в Оглавлении и Основном тексте отдельные нумерации). В переписывании текста принимали участие десять писцов: Первый почерк: Оглавление (л. 1 — 38 об.), л. 65—91 об., 97—134, 212 — 226 об., 251 об. — 253, 254, 255 об., 259 об. — 260 об., 261 об. — 262, 267 — 428 об., 432 об. — 445 об., 457 — 541 об., 599 об. — 603, 603 об. — 641, 645—678, 686 об. — 749 об., 779—810 об., 814 — 814 об., 820 — 852 об. Второй почерк: л. 1 — 64 об., 134 об. — 203 об. Третий почерк: л. 92 — 96 об., 542—548. Четвертый почерк: л. 428 об. — 432 об. Пятый почерк: л. 204 — 211 об., 227—251, 253 об. — 254, 254—255, 255 об. — 259 об., 260 об. — 261, 262 об. — 266 об. Шестой почерк: л. 446—457. Седьмой почерк: л. 588 — 599 об., 603 — 603 об. Восьмой почерк: л. 641 — 644 об. Девятый почерк: л. 678—680, 680 об. — 686, 811 — 813 об., 815 — 819 об.; приписки на полях л. 833 — 833 об., 840 об. Десятый почерк: л. 750—779. Филиграни: Герб Амстердама, под ним лигатура из букв V и H (чистый л. I); Герб Амстердама, под ним лигатура из букв F и С, контрамарка из букв PD (л. 1—31 Оглавления за исключением некоторых листов) — типа Черчилль, 11 (1670 г.), Дианова и Костюхина, 154 (1671 г.);

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010