В послесловии к первопечатному московскому апостолу 1564-го года говорится о заведении в Москве типографии: „повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, и благословением преосвященного Макария митрополита, начаша изыскивати мастерства печатных книг в лето 61 осмыя тысящи, в 30 лето государства его“ 5 . Основываясь на этом, документальном и как бы официальном свидетельстве уже с полной уверенностью относят первые заботы о заведении типографии в Москве к 1553-му году. Но тут странное недоразумение, не совсем понятным для нас образом до сих пор не обратившее на себя (сколько знаем) ничьего внимания. Царь Иван Васильевич начал государствовать в 1533-м году и в 1553-м году было не 30-о, а 20-е лето его государства, так что в предисловии к апостолу несомненная ошибка или в годе от С. М., – „в лето 61“ вместо „в лето 71“, или в годе государства, – „в 30 лето государства“ вместо „в 20 лето государства“. С решительной вероятностью ошибку должно видеть в годе от С. М. и вместо „в лето 61 осмыя тысячи“ читать „в лето 71 осмыя тысячи“, что будет 1563-м годом от Р. X. В том же послесловии говорится, что царь начал помышлять о заведении в Москве типографии после учреждения Казанской епархии (так как при покупке рукописных богослужебных книг для церквей новооткрытой епархии оказалась крайняя неисправность этих книг). Но Казанская епархия учреждена в феврале 1555-го года. Да и сам Иван Федоров, в устранение всяких споров, исправляя потом ошибку, допущенную им в предисловии к московскому апостолу 1564-го года, исправляет ее именно так, как мы указываем; в предисловии к Львовскому апостолу 1573-го года он говорит: „друкарня сия съставися в царствующем граде Москве, в лето 7071, в тридесятое лето государства (благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии)“ 6 . Первые заботы об устроении в Москве типографии начались не в 1553-м году, а позднее; но и не в 1563-м году, а ранее. В последствии к апостолу 1564-го года говорится не о первых, а уже о вторых или вторичных заботах, непосредственно предшествовавших напечатанию апостола и плодом которых было это напечатание последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В пятое лето солнце, дыханием своим согревающее землю, да славословит наше Солнце, Которое сократило широту Свою и умалило силу Свою, чтобы могло взирать на Него и немощное душевное око. Благословенно сияние Его! В шестое лето весь воздух, великолепием своим сообщающий всему красоту, да славословит с нами великого своего Господа, узрев Его младенцем в малом недре. Благословенна слава Его! В седьмое лето ветры и облака, кропящие росу на цветы, да воскликнут с нами, видя, как Сын уничижил величие свое, принял поругание и нечистое заплевание. Благословенно дело искупления Его! В восьмое лето да вознесет хвалу тварь, питающая порождения свои из источников своих. Да поклонится она, видя Сына у Материнской груди и чистого Младенца, питающегося чистым млеком. Благословен благой совет Его! В девятое лето земля да прославляет силу Творца своего, Который вначале вложил в нее семя, чтобы изводила из себя все растения. Видя, что Мария – земля жаждущая – произрастила из себя плод – Сына дивного и чудного, сугубо да восхвалит она Того, Кто есть великое море всех благ. Ему – прославление! В десятое лето да вознесет хвалу гора Синай, таявшая некогда пред Господом своим, видя, что подъемлют камни на Господа ее и камнями мечут в Того, Кто созидает Церковь Свою на камне. Благословенно здание Его! В одиннадцатое лето великое море да славословит Сына, измерившего его горстью, и да удивляется, видя, как Он сходит и в малых водах приемлет крещение для очищения твари. Благословенна доблесть Его! В двенадцатое лето да славословит святой храм, увидев Отрока среди старцев. Умолкли священники, когда в праздник Свой издал глас сам празднственный Агнец. Благословенно снисхождение Его! В тринадцатое лето царские венцы вместе с нами да славословят Царя победителя, Который умер, увенчался терновым венцом и Адаму уготовил великий венец – стояние одесную. Благословен Пославший Его! В четырнадцатое лето египетская Пасха да славословит Пасху, Которая пришла и составила праздник выше всех праздников, вместо фараона погрузила в воды легион, вместо всадников потопила демонов. Благословенно избавление Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В девятое лето земля да прославляет силу Творца своего, Который вначале вложил в нее семя, чтобы изводила из себя все растения. Видя, что Мария, земля жаждущая, произрастила из себя плод — Сына, дивного и чудного, сугубо да восхвалит Она Того, Кто есть великое море всех благ. Ему — прославление! В десятое лето да вознесет хвалу гора Синай, таявшая некогда пред Господом своим, видя, что подъемлют камни на Господа её и камнями мечут в Того, Кто созидает Церковь Свою на камне. Благословенно здание Его! В одиннадцатое лето великое море да славословит Сына, измерившего оное горстью, и да удивляется, видя, как Он сходит и в малых водах приемлет Крещение для очищения твари. Благословенна доблесть Его! В двенадцатое лето да славословит святой храм, увидев Отрока среди старцев. Умолкли священники, когда в праздник Свой издал глас Сам празднственный Агнец. Благословенно снисхождение Его! В тринадцатое лето царские венцы вместе с нами да славословят Царя Победителя, Который умер, увенчался терновым венцом и Адаму уготовил великий венец — стояние одесную. Благословен Пославший Его! В четырнадцатое лето Египетская Пасха да славословит Пасху, Которая пришла и составила праздник выше всех праздников. Вместо фараона погрузила в воды легион, вместо всадников потопила демонов. Благословенно избавление Его! В пятнадцатое лето да славословит агнец, закланный Моисеем, потому что Господь наш не агнца закалает, как Моисей, но Сам заклан и Своей кровью искупил людей. Он — Пастырь всех и умер за всех. Благословен Родитель Его! В шестнадцатое лето да славословит пшеница, таинственно изображающая собой Делателя, Который в неплодную землю посеял плоть Свою. И она возросла выше всего и дала новый хлеб. Благословен Чистый! В семнадцатое лето вертоград да славословит Господа, насадившего его. Он насадил вертоград и насаждениями Его были души. Один вертоград отребил (очистил) Он, а другой, как приносивший кислые грозды, разорил. Благословен Искоренитель! В восемнадцатое лето тем виноградником, который озобал вепрь дивий (Пс. 79:14), то есть опустошил лесной кабан, да славословится истинный виноградник, возделанный Самим Вертоградарем, сохранивший и принесший Ему плоды свои. Благословенно делание Его!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А в летописцах: Константин и Дмитрий, а не един князь Константин, понеже в лето 6834, ещё живу сущу князю Константину, прииде из орды князь Александр Михайлович , с пожалованием от царя и седе на великое княжение в Твери. Егда же князь Александр со татарскаго насилия отъиде в Псков, тогда царь Азбек даде великое княжение тверское князю Константину Михайловичу. По нем же царь Азбек паки даде великое княжение Александру Михайловичу, а по убиению его в орде князя Александра, князь Константин шед в орду, тамо и преставися. 6-е несогласие. В житии написано: по смерти князя Константина зваше князь Василий матерь свою из Твери в Кашин. Зане рече: аще бы и хотел оставити город той и переселитися семо по смерти брата моего, но на кого же оставить вельмож моих и град весь. А в летописцах: по смерти князя Константина в лето 6858, князь Василий седе на великом княжении в Твери, в лето 6865 Князь Василий Михайлович ездил в орду; в лето 6866 прииде из орды в Тверь. 7-е несогласие. В житии написано: преставися преподобная великая княгиня Анна в лето 6846. А в летописцах в лето 6867 (6) ещё жива бяша великая княгиня София и живши в Софийском монастыре. (А при Софии в монастырь созывается, преосвященный Иосиф митрополит, что стоит в Твери, а не в Кашине) и преставилася в лето 6876, а где преставилася в Твери или в Кашине, того в летописях не написано, и оттуда числа преставления в житии не написано, так и не сыскано. 8-е несогласие. В житии написано: прежде преставления княгини Анны в лето 6846, октября во 2-ой день, потом того-же лета сына её князя Василия, Иулия в 27 д., а в Троицком летописце писано, преставление князя Василия Михайловича в лето 6874, а в прочих летописцах в лето 6876, прежде писано о преставлении князя Василия Михайловича. 9-е несогласие. В житии в трёх местах написано: мощи никакоже тлению причастны; а по осмотру и свидетельству преосвятителя Иосифа митрополита рязанского и муромского, преосвятителя Симеона архиепископа тверского и кашинского и архимандрита и протопопа, мощи в разных местах истлеша и разрушишася.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В 1541 году в Новгороде был сильный пожар, при этом «сгорело всех храмов Божиих 20 и 2 церкви» 634 . Одновременно сильно пострадал двор ревельских купцов. Последовавшие позднее с их стороны иски и разбирательства сопровождались апелляцией к святителю Макарию, ставшему вскоре Митрополитом 635 . В 1541 году был завершен первый этап по составлению Четьих Миней, и святитель Макарий дал в Софийский собор комплект Четьих Миней, предприняв уникальную попытку в истории нашей культуры – собрать воедино все чтомые духовные книги на Руси. Во вкладной записи он писал: «В лето 7049 – девятое во Христолюбивое Царство святейшаго царя и государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодръжца и государя нашего в восмое лето государьства его. В первое ж надесятое лето от рожества его. Се яз смиренный Макарие архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею Четью месяць Сентябрь и прочиих дванадесяти Минеи Четьих. Во святую великую в соборную церковь святыя Софея неизреченныа Премудрости Божия того ж преславущаго Великого Новаграда в шестенадесяте лето святительства и паствы своего смирениа на память своей души и по своих родителех в вечной поминок. И да никто ж сию святую книгу Четью Минею освоит или от святыя церкви Премудрости Божий насильством въсхитит, таковый да судится яко преобидник и похищник Божиа Церкви не токмо зде, но и в будущий век, а прочитаай и приемля сию святую книгу Минею Четью по благословению архиепископа или церковного чиноначальника велику души пользу приемлет, не токмо себе, но и прочим послушающим со внимание в славу Божию аминь» 636 . Святитель благоволил обители, устроенной на острове в Белом озере. Кроме ранее изготовленных часов, он в 1542 году дал туда книжный вклад, о чем свидетельствует вкладная запись: «В лето 7050 месяца генваря в 25 день в Христолюбивое царство Великаго царя государя нашего и Великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в десятое лето господарства его, а от рождества его во второенадесят лето и при его отцы при Святейшем Иоасафе Митрополите всея Русии, в третьее лето святительства его сию святую великую книгу учителную нарицаемую Никон преподобный, да пятьдесят рублев московскую денег дал в дом Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в честную обитель святых великих чюдотворцов преподобных отец наших Саватея и Изосимы начальников тое святые обители во общий Соловецкий монастырь господин Пресвященный Макарий архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Пскова на память своей души и по своих родителех в вечной поминок, в шестоенадесять лето святительства своего при духовном настоятеле тое святые обители игумене Алексее яже о Христе з братьею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы, ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы и июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы. 1143. Святцы , в восьмушку, 248 лл., полууставом переходящим в скоропись разных почерков XVII и начала XVIII вв., с черными заставками, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов в средине рукописи между листами: 183 и 184, 189 и 190, 196 и 197, 208 и 209, 214 и 215, 221 и 222. Состав: 1) последование церковнаго пения, собрания вселетняго по уставу лавры преподобнаго отца нашего Саввы Освященнаго (1–108). Месяцеслов без тропарей и кондаков и уставных замечаний, но о святых сообщаются краткия биографическия данные. Из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь, убит в лето 6524; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский, «бе в лето 6677»; сентября 9 – Иосиф Волоцкий , «создавший обитель в лето 7024»; сентября 16 – Киприан митрополит, «успе в лето 6914»; сентября 18 – Аркадий архиепископ Новгородский; сентября 19 – Феодор Смоленекий князь, «успе в лето 8807, бяше же сын Ростиславль, яко быти ему десятому от святаго великаго князя Владимира крестившаго Русскую землю»; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, «вкупе пострадаша от нечестиваго царя Батыя в лето 6753»; сентября 25 – «успение преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежского в лето 6900. Бяше же Сергие родом ростовец рода болярского преже пострижения своево исшед в пустыню созда обитель в ней же и пострижеся ту и преставися в седмьдесят осмое лето жызни своея. И память преподобныя матери нашеа Ефросинии дщере святого великого князя Михаила Черниговского»; сентября 27 – Савватий Соловецкий, «прииде на остров Соловецкий в лето 6943»; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 2 – Андрей юродивый, «родом бе словянин»; октября 4 – «обретение честных мощей иже во святых отца нашего Гуриа архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверского новых чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лето 771-е (1263) ноября в 14 день преставися великий князь Александр Ярославич Невский, во иноцех и в схиме, и положен бысть во Владимире в церкви Рожества Пресвятыя Богородицы. Сего сынове Василий, Димитрий, Андрей, Данила Московский. И по нем начаша княжити в Русской земли братия и сынове его и сын его, великий князь Данила Московский. В та же лета Быша на Русскую землю от татар насильства и зла многа. Быша же сынове великого князя Даниила Московского Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. Бысть же княжении сынов Александровых и великого князя Даниила Московского лет 40. Сей великий князь Даниил паче возлюби в Москве жительствовати, и созда его паче первого, и граждани насели, бе бо добродетелен и нищелюбив, по премногу и к Богу имяше веру, и молитву, и слезы велия; и от того прославися и паче Москва-град. Пожит же на Москве князь великий Данила Александрович лет 12, и преставися в лето 811 (1303) марта в 4 день, и положен бысть во своем ему в Даниловском монастыре. По нем начаша княжити в Русской земли сродичи и сынве его и бысть княжения их лет 25. В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит, поставлен Афанасием, патриархом Цареградским. А лето 831 (1323) заложена бысть на Москве церковь каменна соборная Успение Пресвятыя Богородицы. Тое же зимы и преставися преосвященный Петр, митрополит Киевский и всея России, декабря в 21 день в 3 час нощи, и положен бысть в церкви Святыя Богородицы, юже сам созда. В лето 836 (1328) седе на великом княжении владимирском и московском сын его, князь Иван Данилович, зовомый Калита. И того же лета заложена бысть церковь каменна святого Иоанна списателя Лествицы. Той же великий князь Иван Данилович в лето 838 (1330) постави на Москве церковь каменну Преображения Господне у своего двора. В лето 841 (1333) единем летом князь великий Иван Данилович содела церковь каменну архистратига Михаила. Той же великий князь Иван Данилович в лето 847 (1339) содела около Москвы новый деревян град и укрепи его зело паче первого. Во дни же княжения его бысть на России тишина велия. И начася ему писати величество великий князь Иван Данилович Владимирский и Московский и всея России. В лето 6819 (1311) преставися князь великий Иван Данилович Калита марта в 31 день, и положен бысть на Москве во Архангеле. С его сынове Симеон, Иван, Андрей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Гробницы Российских Государей Начиная от южных церковных дверей, идучи к западной стене, находятся три гробницы рядом, на коих следующие надписи вязью: Первый ряд. На I-й гробнице от стены: «В лето 6849 (1341) Марта в 31, преставись Благоверный Князь Великий Иван Данилович». на II-й гробн.: «В лето 6861 (1353) Апреля в 26, преставись Благоверный Князь Великий Семион Иванович, сын Великого Князя Ивана Данииловича 455 ». На III-й гробн.: «Лета 7072 (1565) Ноября в 25 день, преставися Благоверный Князь Георгий Васильевич Московской, на память Святаго Свящеиномученика Климента Папы Римскаго и Петра Александрийскаго , в вторый час нощи». На боку сей третьей гробницы написано: «Иже глубинами мудростию человеколюбне вся строя, еже на ползу всем подавая, един Содетелю, покой, Господи, душа усопших». Второй ряд. На IV-й гробн.: «В Лето 6867 (1358) Ноября в 13, преставись Благоверный Христолюбивый Князь Великий Иван Иванович, другой сын Ивана Даниловича» 456 . На V гробн.: «В лето 6897 (1389) Майе в 19, преставися Благоверный Князь Дмитрий Иванович Донской» 457 . На VI-й гробн.: «В лето 7029 (1521) Февраля в 14, преставись Благоверный Князь Дмитрий Иванович Углецкой». На боку сей гробницы следующее:«Мертвым и живым Боже, умерщвлей смерть и жизнь возстанием си всем подая, Христе, покой рабы своя, ихже проставил еси». Третий ряд. На VII-й гробн.: «В лето 6933 (1425) году, Февраля в 27 день, преставись Благоверной Князь Великий Василий Димитриевич». На VIII-й гробн.: «В лето 6998 (1490) Марта в 7, преставись Благоверный Князь Великий Иван Иванович, сын Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии» 458 . На IX-й гробн.: «В лето 7012 (1504) Февраля в 14, преставись Благоверный Князь Великий Дмитрий Иванович, внук Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии» 459 . На боку сей гробницы вырезано: «Кая житейская пища пребывает печали непричастна ? Кая ли слава стоит на земли?» От южной стены, идучи к западным дверям, в углу, две гробницы рядом. На Х-й гробн.: «В лето 6861 (1353) Июня в 6, преставись Благоверный Князь Андреи Иванович, третий сын Великого Князя Ивана Даниловича».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Скачать epub pdf БОГОМАТЕРЬ Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! Заключительное слово на III Вселенском Соборе ( 113, 252 ) . От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня три громкие таинства, которые совершились в тишине Божией. Священномученик Игнатий Богоносец ( 113, 253 ) . Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей. Мученик Иустин Философ ( 113, 253 ) . Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства. Святитель Григорий Нисский ( 113, 253 ) . Сказавшая слова: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1, 38 ) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева ( Ис. 7, 14 ) Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 253 ) . Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа – не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 253 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Велисарий – византийский полководец 66, 76 Велосис (Бела) – венгерский бан 261 Вивиан – отец Адамантия 53 Викентий – пресвитер 18 Вильгельм – см. Гильельм Витон – пресвитер 18 Владимир I (Святой) – великий князь киевский (978–1015) 159, 182,183,186, 215, 217, 235, 236 Владимир II Мономах – великий князь киевский (1113–1125) 246, 252, 261, 270 Владимир (Владимирко) Галицкий – первый князь единого Галицкого княжества (ум. 1153) 252, 260, 261, 266, 275 Владимир Ярославин – русский князь 235 Владислав II Чешский – чешский (богемский) король (1140–1173) 265, 271, 272 Владислав – «тавроскифский династ», один из русских князей 253, 270 Волк (Вук) Неманич – сын жупана Стефана Немяни 290 Володарь Ростиславич – князь звенигородский, затем перемышльский (ум. 1124) 261, 267 Вонос – телохранитель императора Маврикия 105 Всеволод Юрьевич – русский князь (1154–1212) 270 Вусалв – приближенный Февдериха 57 Вышата – русский воевода 235 Гавриил – клирик, византийский посланник к венграм 157 Гадло А. В. 168 Гайна – византийский полководец, гот 25, 34, Галла Плацидия – дочь императора Феодосия I и сестра императоров Гонория и Аркадия 59–63 Галлиен – римский император (253–268) 22 Гарах – арабский военачальник 125 Гардизи – персидский историк 167, 257 Геза (Гейза) – см. Яза Генесий – византийский историк 216 Генрих Дандуло (Энрико Дандоло) – венецианский дож (1192–1205) 291, 303 Генрих – см. Эррик Гентзон (Гензон) – византийский полководец 102, 113 Гентон – гот 56 Георгий (Юрий Долгорукий) – князь ростово-суздальский и великий князь киевский (1190-е–1157) 252, 253, 260, 270 Георгий Акрополит – византийский чиновник, ученый, историк (ок. 1217–1282) 300–302, 304, 305 Георгий Амастридский – святой, архиепископ (род. 750–760, ум. 802–807) 129, 130, 137, 208 Георгий Кедрин – византийский хронист 216 Георгий Маниак – византийский полководец, поднявший мятеж против императора 237 Георгий Монах – византийский хронист 107, 182 Георгий Пахимер – византийский ученый, историк 314 Георгий Победоносец – святой, великомученик 227

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010