8) Беседы на деянии св. апостолов иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о, печатанные в 1624 г., в киновии Киевской печерской лавры. Под предисловием к сей книге напечатана подпись иеромонаха Захарии Копыстенского, а на первом листе, пред первою беседою изображено, как в соборной церкви, в Антиохии Епископ Флавиан рукополагает «святаго Иоанна хризостома». 9) Минея – апрель, напечатанная в 1625 году, в двенадцатое лето царствования Михаила Феодоровича. 10) Минея – май, напечатанная в 1627 году, в четырнадцатое лето царствования Михаила Феодоровича. По подписи на сей книге видно, что она приложена в собор Павлом, да Андреем, да Григорьем Денисовыми. 11) Минея – июнь, напечатанная в Москве в 1628 г., в пятнадцатый год царства Михаила Феодоровича. 12) Общая минея, напечатанная в Москве в 1629 г., в шестнадцатый год царства Михаила Феодоровича. 13) Минея – август, напечатанная в Москве в 1630 году, в восемнадцатое лето царства Михаила Феодоровича. Эта минея приложена в собор вышепоименованными Павлом, Андреем и Григорьем Денисовыми, записавшими здесь себя «Володимерцами Московские гостинные сотни». 14) Устав «сиречь церковное око», напечатанный в Москве в 1633 году, в двадцатое лето царствования Михаила Феодоровича. 15) Устав, печатанный в Москве 1634 году, в двадцать первое лето царствования Михаила Феодоровича и в пятнадцатый год патриаршества Филарета Никитича. На сей книге по листам подписано: «7151 Великий Господин святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Русии сию книгу устав дал из своей патриаршей келейныя казны в Володимир к церкви Иванна Богослова что на посаде». 16) Октоих (охтай), напечатанный в Москве в 1638 году, в царствование Михаила Феодоровича. 17) Устав, печатанный в Москве в 1641 году, в двадцать восьмое лето царствования Михаила Феодоровича и в восьмое лето патриаршества Иоасафа. В послесловии сей книги напечатано: «начальницы же бышя и творцы сея Божественныя книги, и красьтоделатели слова благолепия церковнаго святый Евфимии великии и Сава освященныи, и Феодосии Киновиарх, и Герасим иже на иордане, и преподобный исповедник Харитон». Затем в самом конце послесловия сказано: «за скудость несмысльства и недоумения, паче же и грубоумия нашего, или нерадения, елико что обрящете неисправно и несовершено вразуме в книге сей, молим вас трудившеися, молите, а не клените, паче же и прощению нас сподобите». Из подписи по листам на сей книге видно, что ее приложили в собор в 1647 г. Иван, Павел, Андрей и Григорий Денисовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Место в Деяниях Событие География Робинсон (1976) Джуитт (1979) Послания (1999) Макрей (2003) Кинер (2013–16) Рождение 2 пол. 10-х гг. Обращение на пути в Дамаск Дамаск Авг-окт.34 Между 31 и 34 Дамаск, Аравия (33–35) Иерусалим Кон.37 Тарс, Сирия, Киликия (35–46) Между 34/35 и 40? Павел в Антиохии Антиохия Ок. 40–47? Второе посещение Иерусалима, во время голода Иерусалим Первое миссионерское путешествие Пергия, Атталия, Антиохия Писидийская, Икония, Листра, Дервия Весна 45-весна 49 Кон.47-сер.48 Апостольский Собор в Иерусалиме Иерусалим Авг-окт.51 Нач.49 Второе миссионерское путешествие Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины, Коринф, Эфес Кон.49 или нач.50-осень 52 Лето 49-лето 51 Третье миссионерское путешествие Эфес, Троада, Македония, Милет, Тир, Кесария Весна 53-весна 58 Авг.51-май 54 Пребывание в Иерусалиме Иерусалим Пребывание в Кесарии Кесария Лето 57-лето 59 Лето 57-лето 59 Лето 54-июнь 56 Путешествие в Рим Сидон, Миры, Крит, Мальта, Сиракузы, Регия, Путеолы Осень 59-зима 60 Осень 59-зима 60 Осень 60-весна 61 Осень 56-зима 57 Первое заключение в Риме Весна 61-весна 63 Май 57-фев.59 Более поздние путешествия, второе заключение в Риме Смерть Зима 67–68 64–67? 23 Cp.: Keener C.S, Acts. Vol. 2. P.1449 (автор, однако. отмечает. что эта датировка – не более чем догадка). 25 Benedktus PP. XVI. Specialis Annus Sacer ad recolendum bis mitlesimum annum a natali die Sancti Pauli Apostoli. P.670. 26 Датой рождения Иисуса Христа принято считать 5–6 годы до Р.Х. О том, каким образом Иисус мог родиться за несколько лет до «Рождества Христова». см. в: Иларион (Алфеев) , митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. С.257–262, гл.5, 2. О возрасте апостолов см.: Там же. С.537, гл.12, 5. 27 См., в частности: Hengel M. Zur urchristlichen Geschichtsschreibung. S.72 (32–34гг.); Jewett R. A Chronology of Paul’s Life. P.30; Hubaut M.A. Paul de Tarse. P.29–57; Baslez M.F. Saint Paul. P.401–405. 34 Jewett R.A. Chronology of Paul " s Life (схема помещена в конце книги и не имеет пагинации). Выстраивая хронологию жизни Павла, Джуитт отдает предпочтение Павловым посланиям как первичному источнику перед книгой Деяний как вторичным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3663 ... «яко сень скоро преходит и яко цвет скоро увядает»... – Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 3673 ...предаде честную свою и ангелом говейную душу... в лето 6846-е, месяца октомврия во 2 день. – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «7 несогласие»: «В Житии: преставися преподобная великая княгиня Анна в лето 6846. А в летописцах: в лето 6866 еще жива бяше великая княгиня Софиа и живяше в Софиине монастырь (а про Софиин монастырь сказывает преосвященный Иосиф митрополит, что стоит в Тфери, а не в Кашине), а преставися в лето 6876. А где преставися, во Тфери или в Кашине, и в кое число – того в летописцах не написано. А откуду числа преставлениа в Житии написаны, того не сыскано» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 3). 3678 Сын же ея, благоверный и великий князь Василий, такожде и той житие свое благочестно и мирно препроводил, и мирно к Богу отъиде того же лета, месяца июния в 24 день. – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «8 несогласие»: «В Житии написано прежде преставление княгини Анны в лето 6846 октовриа в 2 день, потом того же лета сына ея князя Василиа июлиа в 24 день. А в Троицком летописце писано преставление князя Василиа Михайловича в лето 6874. А в прочих летописцах – в лето 6876. Прежде писано преставление князя Василиа Михайловича, потом, того же лета, великия княгини Софии, матере его. А в кое число коего месяца кий их преставися – того в летописцах не обретеся» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 3). 3680 Чудо о явлении преподобные матере нашея благоверныя великия княгини-инокини Анны, како явися пономарю Герасиму. – Чудо явления Анны Кашинской пономарю Герасиму было рассмотрено на соборе 1677 г., причём изложено было несколько иначе, нежели в Агиографическом цикле: «В Кашине городе старе Варламъ, что был в мире в Кашине в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы поп Василей, сказал по евангелской заповеди Господни, вправду: служил, де, он в той соборной церкви лете с тридцать, а отец ево, Варламов, поп Василей же у тое ж церкви служил преж ево лете с пятъдесят, а ныне, де, у тое церкви служит сын его, Варламов, поп Василей же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Первая – яко зваше князь Василий по смерти князя Константина, а в том же житии княгини Анны написано: яко преставися великая княгиня в лето 6846, а по летописным книгам князь Константин уехал в Орду в лето 6854 и того лета там и преставися, и по тому списанию жития преставления вел. кн. бысть прежде смерти кн. Константина, осению леты. И како можно звати князю Василию по смерти Константина за много лет прежде умершую? Вторая лжи: яко зваше князь Василий матерь свою из Твери в Кашин, во отечество ея и яко она преиде в отчество свое Кашин. Сия явленнейшая лжа; понеже по летописным книгам отчество вел. кн. Анны Ростов, а не Кашин, дщи бо бяше князя Дмитрия Борисовича Ростовскаго, а не Кашинских боляр; по летописным же древним книгам, по смерти князя Константина, в лето 6857 поступил кн. Всеволод Александрович княжеством Тверским дяде своему кн. Василию Мих. и князь Василий сяде на великое княжение в Твери. И паки в лето 6867 кн. Василий Мих. прииде из Орды во Тверь, а в то 6867 лето живяше вел. кн. София в Софийском монастыре, и потом в лето 6871 князь Вас. Мих. Тверской ходил ратию на племянника своего кн. Михаила Александровича к Микулину полю. В лето 6874 в Твери бысть размирье князю Василию Мих. с племянником своим князем Мих. Алекс., от сего явлено, яко господствование князь Василий Мих. в Твери. И почто было князю Василию звати матерь свою в Кашин, самому в городе Твери сущу? «Еще третия лжа обретеся написанна в житии: яко мощи великия княгини никакоже тлению причастны, и паки, тлению не токмо мощи, но и ризы не причастны. К сему поп Василий и отец его старец Варлаам, забывше святого Софрония патриарха Иерусалимскаго глаголюща: не буди на святыя лгати, в сказках своих солгаша, глаголюще, яко рука правая вел. кн. лежание на персех согбенная, но благословлящи, и яко архимандрит Сильвестр руки персты распростирал. Василий поп сказал: и паки сгибал, а отец его Варлаам сказал, не согласно ему Василию: яко персты по разгибению сами согнулися по прежнему. «И в сем третьем писании подобает всякому имущему здравоумное чувство рассудка внимати. Первое: по басням дьячка Никифора писанным в житии великой княгини яко мощи и риза тлению не причастны, обличися же не правое писание его от свидетельствующих архиереев, яко мощи в розных местах истлеша и разрушася, ризы же истлеша и токмо в останке часть креста шитаго шелком на куколе, да часть аналава схимническаго, да свивальнаго пояса лишь, и то все истлело, принятися не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В том лете Господнем приятном не солнце, но око Господне светити будет: и призрю на вы, и благословлю вас. Бе малое стадо Господне, обещает е умножити: и умножу вас. А на сем все благословение Господне: буду вам Бог, а вы будете Ми людие. Сие благословение получити, аще в повелениях Моих ходити, и заповеди Моя сотворите. Яко ты праведника благословиши, Господи; в новом лете праведник, яко финикс процветет ( Пс.5 ). Егда Господа послушаем, небо имамы злато, звездами украшено, егда же преслушаем Его, положит небо нам яко железно, падут на ны стрелы изощены с небесе. Сотворит землю яко медяну, и не даст плода своего: будет земля ваша пуста, и дворы ваши пусты. Церковь, яко обрученная Христу дева, угождающая своему Господеви, приемлет венец, егоже Христос подает лету: и от святых, аки от благоуханных цветов, соплетает. В лете различные святые растут, яко цветы к венцу угодные. Лето новое, благословением Господним израстит нам вино ново. Како сего вина имамы употребляти, благий виноград делатель, Христос; научает нас: никтоже вливает вина нова в мехи ветхи, аме же ни, расторгнет новое вино мехи, и само излиется, и меси погибнут ( Лк.5 ): но вино ново в мехи нови вливати достоит, и обое соблюдется. Ветхого человека, яко мех ветхий, отрините, приимите на себе нового человека, новый мех: да на новое лето, новое вино влиет, и напившеся, воспойте Господеви песнь нову. На новое лето, егда благословляет Бог венец лету, венценосец, девственник написа словеса Бога слова: заповедь нову даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13 ). Имать сие новое лето теплою любовию друг к другу сепло быти. Сотвори теплое лето, Христе, солнце правды, да несть, иже укрыстся теплоты его: да лето Твое от тепла знаем. О сем (рекл еси) разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою; о сем разумеют вси новое лето, аще теплотою любве друг к другу наг висяше на древе. Благословением Твоим, в лете даде плод лучший райского древа. Вкусив бо, Адам, от древа райского, умре: от плода же сего древа ядшии живут во веки.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Закрыть Лето красное приспело Александр Раков   Протоиерей Иоанн Миронов   00:18 22.06.2010 480 Время на чтение 7 минут Александр Раков в гостях у духовника редакции, дорогого нашего отца Иоанна Миронова. - Батюшка! Наступила благословенная пора лета, которого измученные непривычно суровой зимой петербуржцы ждали как манны небесной... Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с летним отдыхом... - Что же, лето... Это самое чудное время года. И зимушку прославляет Пушкин : «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», и лето тоже... Нас и весна-то радует потому, что лето близко. Птичка-ласточка весной приносит весть, что лето на пороге, рассказывает нам о далёких странах, где вечное лето. И радуемся мы пробуждению природы, зелёной травке, первому цветочку, одуванчику, и ландышам, и нарциссикам, и тюльпанчикам, и сирень уже набирает грозди, чтобы свою показать красоту... Всё, всё даёт нам радость. Из одной и той же земли - такие разные цветочки... - Это Господь, батюшка, даёт нам понять... -...Господь говорит: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лк.12:27). - Поговорим, батюшка, о людях... Семья наша отдыхает в деревне, а поблизости нет церкви. Что нам летом делать по воскресеньям и в церковные праздники? - Я всегда говорю: молиться Иисусовой молитвой. Поливаешь ли цветы, полешь ли грядку: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», - всё время повторяй... Или хозяйка обед готовит - тоже надо с молитвой... Есть хорошая русская пословица: «Терпенье и труд всё перетрут», - а я лучше скажу: «Молитва и труд всё перетрут». - А можно ли на дачном участке работать в воскресенье? - Нет, лучше почитать духовную литературу, а уж после обеда можно что-нибудь нетрудное сделать: полить цветочки, например... И всё с молитвой... Но бездельничать всё равно нельзя: не валяться всё воскресенье на диване, а открыть Божественную книгу: Святых Отцов или Евангелие, - чтобы немножко проверить себя, понять, в каком состоянии твоя душа...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

1086, конец –1087, -начало (?) борьба Алексея с Илханом 1087, весна – поход Челгу на Византию 1087, 1 августа – солнечное затмение во время переговоров с печенегами 1087, лето – Алексей выступает в Адрианополь 1087 (?) – осуждение ереси Нила 1087 (?) – осуждение ереси Влахернита 1087, август –1090, начало- поражение Алексея от печенегов у Силистры, два мирных договора с печенегами 1087, сентябрь – – рождение императора Иоанна Комнина 1088, август 1088–1089 (?) – захват Чаканом островов и прибрежных городов 1089 (?) – изгнание Льва Халкидонского 1089 (?) – появление Лжедиогена 1089, конец-1090, начало (?)- встреча Алексея с Робертом Фризским 1090, весна – приход печенегов в Хариополь; поражение архонтопулов 1090, лето – прибытие всадников Роберта Фризского 1090, лето-осень – борьба Алексея с печенегами во Фракии 1090, осень-зима – экспедиция Константина Далассина против Чакана ок. 1090 – паломничество Петра Пустынника в Иерусалим 1091, начало – наступление печенегов на Константинополь 1091, 16–19 февраля – экспедиция Алексея в Хировакхи 1091, 29 апреля – окончательное поражение печенегов 1091, май – заговор Ариева и Умбертопула 1091, после мая (?) – разбирательство дела Иоанна Комнина 1091, лето-осень – кампания Алексея против сербов 1091, лето-осень – бегство Григория Гавры из Константинополя 1091, осень – укрепление Алексеем границ с Сербией 1091 – посольство Алексея к Урбану II 1091 (?) – назначение Феофилакта архиепископом Болгарским 1091 (?) – коронация Иоанна Комнина 1091–1092, осень-зима – подготовка Алексея к борьбе с Чаканом 1092, начало – вызов Иоанна Дуки из Диррахия 1092, весна – экспедиция Иоанна Дуки против Чакана 1092, лето – карательная экспедиция на Крит и Кипр 1092, лето-осень – обмен посланиями между Алексеем и Мелик-Шахом 1092, ноябрь – смерть Мелик-Шаха 1092 – избрание Килич-Арслана никейским султаном 1092 (?) – заседания синода, осудившего Льва Халкидонского 1092 (?) – переход Лжедиогена к куманам 1093, зима-весна – экспедиция Константина Далассина против Чакана; гибель Чакана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Первообразное предначертание законов составляется или по особенному Высочайшему усмотрению и непосредственному повелению, или же приемлет начало свое от общего течения дел, когда при рассмотрении оных в правительствующем Сенате, в Святейшем Синоде и в министерствах признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон, или составить новое постановление. В сем случае места сии подносят предположения их установленным порядком на Высочайшее благоусмотрение». Рассматриваемое изменение 253 ст. Кон. Устава совершено этим же обычным законным порядком и конечно не обратило бы на себя никакого особенного внимания, как дело совершенно обычное, если бы не касалось предмета, составляющая животрепещущий жизненный интерес. Вот в этом-то и дело! – воскликнут ревнители Евангелия. «То болезненное чувство, которое – заключает свою статью один из этих ревнителей – приходится испытывать при чтении 253 статьи в ее новой редакции, усиливается еще неожиданностью появления ее, так как до опубликования ее она не была сообщена российским иерархам для отобрания их авторитетного мнения по этому вопросу». Значит, по мнению «сущего в Китае» законоведа, для изменения 253 ст. Уст. Дух. Кон. нужно было созвать едва не поместный собор Российских иерархов! Неудобоприемлемо и жестоко сие слово. Неужели Консисторский Устав и в частности его 253-я статья старой редакции такая церковная святыня, что касаться ее и очищать ее от мусора могут только святые руки Российских иерархов? По нашему же мнению, ни самым первоначальным, чернорабочим творцам его – канцелярским чиновникам, ни ревизовавшим его преосвященным архиереям сороковых годов, ни окончательно редактировавшим его членам Св. Синода, ни самой Высочайшей Власти, благоволившей законодательно санкционировать эту работу, и на ум не приходило, что эта работа есть такая церковная святыня. – Однако же – возразят нам читатели – Консисторский Устав есть законодательное уложение, на точном основании которого производятся с 1841 г. и до сего дня управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской церкви, именуемом епархии 3 – стало быть он есть святыня церковная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Кому понадобилась такая „новая“ статья закона? Своевольным преступникам, необузданным развратникам? Но Церковь святая зачем привлекается к потворству в разрушении семейного союза православных? Какой ответ дадим мы вопрошающим нас о святости церковного брака? Народ Русский, исстари усвоил браку название закона, – говорят: „закон совершить“ а теперь как он назовёт новые браки по ст. 253-й? Мы, призванные здесь, в чужой стране, блюсти святость догматов православной веры, смущаемся при мысли о новом законе, не имеем оснований для оправдания его пред людьми, даже недавно отставшими от язычества; мы покрываемся стыдом, ужасаемся за последствия, к которым неминуемо ведёт применение нового закона. То болезненное чувство, которое приходится испытывать при чтении 253-ей статьи в её новой редакции, усиливается ещё неожиданностью появления её, так как до опубликования её она не была сообщена российским иерархам для отобрания их авторитетного мнения по этому вопросу. Статья, как легко может убедиться читатель, написана от души, проникнута искренним чувством и священным энтузиазмом героя, ратующего за торжество Евангелия и страдающего от унижения Его... Консисторским Уставом в его новой редакции. Для поражения последнего автор вооружился Святыми Словами Ев. Лк.16:18 и, по-видимому, разгромил наповал... обновлённую статью 253 Уст. Дух. Кон. Так ли это однако же? Эту ли статью он разгромил, или нечто иное? Вникая в течение мыслей почтенного автора, укрывшего своё имя для чего-то – ибо разумение закона есть – по приточнику – весьма доброе дело, стыдиться коего отнюдь не следует – мы пришли к убеждению, что его непобедимое оружие – святые слова Евангелия – ударило не по обновлённой —720— 253 ст. Консисторского Устава, а по чему-то совершенно иному. Позволим себе поделиться с читателями Богослов. Вестника этим убеждением. Обратимся сначала к Консисторскому Уставу, как в первоначальной его редакции 1841 г., так и в самой позднейшей – сего 1904 г. и поставим вопросы: когда и как он возник и что он такое по существу своему?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот в 376 году Василий Великий вновь пишет письма к западным (242 п.), и к Италийским и Галльским (243 п.) епископам и шлет их с Дорофеем. Это посольство было как бы запоздавшим ответом на просьбу западных епископов через Евагрия прислать посланных и письма на Запад (138 п. 873 г.), посему Василий Великий и делает оговорку, что восточные епископы шлют одного Дорофея (с которым отправился и западный посол – Санктиссим, как видно, из 253 п.), а не нескольких епископов, потому что положение дел на Востоке не дозволяет ни одному епископу отлучаться от своей паствы без опасности для нее со стороны еретиков (см. кон. 243-го п.). В названных письмах св. Василий Великий от лица православных епископов Востока изображает бедствия Восточной Церкви и, как-бы вскользь укоряя западных епископов за равнодушие 5 , просит их, чтобы они или через западного императора улучшили их положение 6 , или, в крайнем случай, прислали к ним на Восток нескольких епископов с Запада " посетить и утешить скорбящих и своими глазами увидеть бедствия Востока» 7 . Это посещение Востока западными епископами, по словам св. Василия, потому необходимо, что голос западных епископов как лиц посторонних и известных ревностью по Православию произведет большее действие на Восток, чем слово епископов восточных, с которым свыклись на Востоке (см. 242 п.). Что было получено от западных епископов в ответ на приведенное послание к ним с Востока? Об этом можно судить по отрывкам из писем Василия Великого : к антиохийским пресвитерам (253 п. 376 г.), к Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской (254 п. 376 г.) и к Виту, епископу Карров (255 п. 376 г.). В этих письмах Василий Великий пишет, что послание их на Запад произвело благоприятное действие и что, по свидетельству прибывшего с Запада Санктиссима, западные епископы отнеслись весьма сочувственно к бедствиям Восточной Церкви (см. 253 – 255 пп.). Можно думать, что западные епископы в своих письмах, посланных на Восток с Санктиссимом (см. 253 – 255 пп.), обещали даже прислать кого-либо для обозрения восточных церквей, так как Василий Великий в 377 году писал на Запад: «Хотя раны наши остаются такими же» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010