епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Еретики же македониане сидят особо и разговаривают между собою. Третий Святой Вселенский Собор,. бывший в Ефесе при Феодосии младшем, в 431 году, и состоявший из 200 отцов, против Нестория пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Феодосий младший на престоле, юный, с бородою едва показавшеюся, и по обе стороны его – святой Кирилл Александрийский , Ювеналий Иерусалимский и другие святители и отцы. Пред ними стоят Несторий пожилой, в архиерейской одежде и единомышленные с ним еретики. Четвертый Святой Вселенский Собор,. бывший в Халкидоне при Маркиане в 451 году, и состоявший из 630 отцов, против Евтихия и Диоскора пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Маркиан, старец, на престоле, окруженный сановниками, имеющими на головах златочервленые повязки (скиадии) и по обе стороны его – святой Анатолий, патриарх Константинопольский, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, епископы Пасхазин и Луцензий и пресвитер Вонифатий – поверенные местоблюстители Льва папы римского и другие святители и отцы. Пред ними стоят Диоскор в архиерейском облачении и Евтихий и разговаривают с ними. Пятый Святой Вселенский Собор,. бывший при Иустиниане Благоверном в 551 году и состоявший из 165 отцов, против учения Оригена пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Иустиниан на престоле и по обе стороны от него – Вигилий, папа римский, Евтихий Константинопольский и другие отцы. Пред ними стоят еретики и разговаривают с ними. Шестой Святой Вселенский Собор,. бывший В Константинополе при Константине Погонате в 680 году и состоявший из 160 отцов, против Онория, Сергия и Пирра пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Константин Погонат, с проседью в длинной раздвоенной бороде, на престоле, за которым видны копьеносцы, и по обе стороны от него – св. Георгий патриарх Константинопольский и папские местоблюстители, Феодор и Георгий, и другие отцы. С ними разговаривают еретики. Седьмой, никейский второй, Святой Вселенский Собор, бывший при Константине и Ирине, против иконоборцев в 787 году и состоящий из 350 отцов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Почему этот собор называется Перво-вторым, или Двукратным? Нужно думать, что это наименование составлено по образу названия одного из прежних соборов, который известен как «Пято-шестой». Древние, однако, не ясно понимали, по какой именно причине собор 861 года получил вышеуказанное название. Так, толкователь церковных правил Зонара говорит: «Читающих это надписание (двукратный) приводит в недоумение, почему настоящий собор, будучи одним, называется двукратным? Рассказывают, что когда собор собрался в храме Свв. Апостолов и православные вступили в рассуждения с инославными (!), то первые оказались более сильными и хотели предать письмени то, о чем было рассуждаемо; но еретики не допустили написать решения, дабы не показаться побежденными и отринутыми от общения с верными, почему произвели такой беспорядок и возмущение, что даже обнажили мечи и совершили убийство. Так и кончилось это первое собрание, не получив видимого завершения. Затем, через несколько времени опять состоялось второе собрание в том же храме, и снова начались рассуждения о тех же предметах; тогда-то и написано было то, что говорено было относительно догматов. Вот почему, говорят, настоящий собор и поименован двукратным». То же мнение повторяет Вальсамон (Правила Поместных соборов с толкованиями, М., 1878. С. 1688–1689. Общ. люб. дух. просвещ.). Но ничего такого из истории собора 861 года неизвестно, поэтому рассуждения Зонары и Вальсамона нужно признать неосновательными. Очевидно, эти писатели смешали обстоятельства деятельности собора 861 года с обстоятельствами, при каких происходил седьмой Вселенский собор (что Зонара говорит о соборе Двукратном, то было, действительно, с сейчас названным собором). Ученый канонист Гефеле думает, что собор назван так потому, что он делился на два отдела: один был посвящен рассуждениям об Игнатии, а другой об иконоборцах, почему деяния этого собора, посланные в Рим, заключены были в двух разных томах (Hefele. Op. cit. IV. S. 230, 233–234). Но объяснение это трудно принять потому, что отделы деятельности собора не могут составлять собою отдельных соборов, что выражается наименованием «Перво-второй». Вероятнее объяснение Гергенрётера, который полагает, что так как прежде 861 года был другой собор в Константинополе в 858 году, тоже в храме Свв. Апостолов, для рассуждения о действиях Игнатия, который, лишившись кафедры, стал противодействовать новому патриарху – Фотию, то дальнейший собор (861 г.) и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй, или Двукратный (Hergenrother. Op. cit. Bd. I. S. 438).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В Храме Христа Спасителя состоялся прием по случаю седьмой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла 1 февраля 2016 г. 20:45 1 февраля 2016 года, в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по окончании праздничного богослужения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась братская трапеза. Святейшего Владыку поздравили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел , Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион . От лица представителей Поместных Православных Церквей с приветствием обратился митрополит Филиппопольский Нифон ( Антиохийский Патриархат ): «Ваше Святейшество! От всех нас, представителей Поместных Православных Церквей при Вашем Святом Престоле, примите сердечные поздравления с днем Вашей интронизации,  днем, который является значимым не только для истории Русской Церкви, но и для всего православного мира. Этот год промыслом Божиим — особый для Православной Церкви, которая высоко ценит Ваш весомый вклад в подготовку Всеправославного Собора, намеченного на ближайшее лето. Ваше незабываемое выступление в первый день подготовительного заседания Предстоятелей Церквей было молитвенным. … Освяти нас истиною Твоею (Ин. 17:17) — звучало лейтмотивом Вашего слова и задало определенный настрой, побуждающий присутствующих повторять про себя слова апостола: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4:16). Мы все принадлежим к великой православной вселенской семье, и ее единство — наиважнейшая задача, которую ныне стараются решить все Предстоятели, готовящие Всеправославный Собор. Эта подготовка должна консолидировать всю силу христианской мысли, дабы единым сердцем и едиными устами право славить Бога, следуя каноническому Преданию. Оттого мы с надеждой взираем на Вас как обладающего энциклопедическими знаниями и колоссальным опытом, зная, что с жезлом, который Вы получили, беря на себя бремя патриаршества, Вы обрели духовную помощь своих предшественников, стоящих на страже правды и защищающих истину ценой своей жизни. Ваша жизнь ныне — это служение правде и ответственность за путь церковного корабля.

http://patriarchia.ru/db/text/4363250.ht...

Таким образом, в двадцать седьмой год царствования императора Флавия Константина Августа, в 13 г. его консульства, в седьмой день ноябрьских ид, в палате дворца, называемой Трулло, в присутствии императора и придворных чинов, все собравшиеся епископы начали свои заседания, направив все свои усилия к утверждению непоколебимого правила веры 27 . Прежде всего 28 говорили много монофелиты в защиту своего учения. Они прибегали к неправильным толкованиям, искажениям, даже к вымыслам и высказали много нелепостей, украшенных примесью кое-чего истинного. После того, как легко распознаны и отвергнуты были все эти уловки и ухищрения, предложены были собором и папскими легатами послания, сначала Агафона, потом собора римского 29 . Так как они проникнуты были духом евангельского благочестия, то весь собор изъявил им свое сочувствие и одобрение 30 .... Здесь Феодор, епископ города Мелитены, скорее, кажется, по невежеству, чем по дерзости, предложил покорнейшее прошение о том, чтобы не делалось определения о двух волях. Отцы, один за другим, стали настаивать на том, чтобы он объявил своих наставников, от которых научился такому богохульству, и он действительно обнаружил беззаконие и обман некоторых лиц. Тогда же обнаружилась ересь Макария, предстоятеля антиохийского. Император попросил его (причем взоры всех обратились на Макария) высказать свое мнение относительно рассматриваемого предмета. Напитанный превратными учениями, он стал утверждать, что воля Христа и действие Его богомужные ( θεανδρικη), т. е. богочеловеческие. Легаты и отцы собора старались отвратить его от заблуждения и неразумия многочисленными свидетельствами святых отцов. Не успевши в этом, так как Макарий противополагал истинным свидетельствам подложные, чистым испорченные, его предали анафеме и низвергли с антиохийского престола, избрав на его место Феофана сицилиянина, мужа испытанной честности и веры 31 . После всего этого провозглашена была единодушная и строгая анафема 32 всем монофелитам и их вождям, в числе которых был и нечестивейший Полихроний 33 , пытавшийся, для подтверждения и усиления монофелитской секты, воскресить мертвеца посредством магических и вредоносных заклинаний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Лаодикийский собор, бывший в 346 году, повелевает: «не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся (найдутся) иудействующие, да будут анафема (отлучены) от Христа» (Правило 29-е). Об обязательном почитании воскресного дня говорят также правила Первого (20-е) и Шестого (90-е) вселенских соборов. Голос же вселенского собора есть голос предстоятелей всей Христовой Церкви, о которой Сам Спаситель сказал: кто «не послушает Церкви, будет тебе, как язычник и мытарь»! (Мф. 18:17). Подумай, заблудший брат, что празднуя еврейскую субботу, ты напрасно гоняешься за тенью; желая почитанием субботы угодить Богу, ты оскорбляешь воскресшего Христа, унижаешь преславное Его воскресение, а отделяясь из-за субботы от Христовой Церкви, навеки губишь свою грешную душу, ибо «если кто и подвизается, учит ап. Павел, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2:5 ). 6 Примечание. «Почему, спрашивает св. Иоан Златоуст, 8-й день становится выше 7-го? Дети обрезываются в 8 день потому, что в 8 день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в 6 день? Почему не в 9 или 10? Ясен 8 день, в который воскресает Христос. И так, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием» (Слово о сретении Господа нашего Иисуса Христа. Твор. И. Златоуста, т. II. стр. 875). 7 Примечание. В некоторых переводах Библии стоит: «за субботы», чем еще сильнее отвергается всякая суббота, во всех ее видах: седьмой субботний день, седьмой субботний год. юбилейные субботние годы —49—й и 50-й; словом, отвергаются все еврейские субботы. 8 Примечание. День воскресный, как видно это из церковной истории, христиане называли еще «днем Господним» и «днем Солнца», разумея под Солнцем Христа, именуемого «Солнцем правды». Название «день Господень» (по гречески «кириаки имера») сходно с наименованием «вечеря Господня» ( 1Кор. 11:20 ) – (по гречески «кириакон дипнон»), иначе: «вечеря Христова». Следовательно, «день Господень» то же, что «день Христов», каковым никогда не может быть ветхая суббота, в которую Христос лежал в гробу. «Днем Господним», или «днем Христовым» может быть назван только день славы Христа, то есть «день воскресный».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

После смерти императора Льва его сын Константин Копроним с еще большей настойчивостью и жестокостью продолжил преследовать иконопочитание. Он хотел осудить и уничтожить иконопочитание как ересь. Несколько лет Константин готовился к созыву церковного собора. За эти годы происходил подбор на епископские кафедры согласных с ним лиц. Когда все было подготовлено, иерархия по зову императора прибыла в столицу. Покорившись воле своего кесаря, епископат определил, что иконопочитание есть идолопоклонство. Определения лжесобора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Не останавливаясь на иконопочитании, Копроним пошел дальше. Он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. По его приказу мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море. Монастыри были обращены в казармы или конюшни. Монахи изгнаны, а те, кто открыто порицал действия императора и защищал иконопочитание, предавались мучительной смерти. После смерти Константина его сын Лев Хазар, по завещанию отца, должен был продолжить борьбу с иконами. Но Лев оказался человеком слабохарактерным. Большое влияние на него имела его жена Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Под ее покровительством изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константинополе, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания. Только найдя в спальне Ирины иконы, Лев начал было крутыми мерами подавлять иконопочитание, но в том же году умер. По малолетству его сына управление государством взяла в свои руки Ирина. Она решительно объявила себя защитницей икон. Новым Константинопольским патриархом был избран Тарасий, приверженец иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри. В 787 году Ирина созвала Седьмой Вселенский Собор. Согласно его постановлению, иконопочитание было восстановлено. Отцы Собора разделили понятия «служение» и «поклонение». Было определено, что «служение» подобает одному лишь Богу. Иконам же подобает «поклонение». Поклоняясь образу, верующие воздают честь Первообразу – Христу, Богородице и святым. Иконоборчество не сразу сдало свои позиции, оно еще 25 лет волновало Церковь . Лишь при императрице Феодоре оно было окончательно преодолено. В честь этой победы был установлен праздник Торжества Православия, который совершается в Православной Церкви в первое воскресенье Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В изображении иконостаса на помещаемой ниже иконе Симона Ушакова, изображающей Седьмой вселенский собор­, (T. XX, 109), согласно прилагаемому рисунку 25, видим мы образчик иконостаса двухъярусного, причем второй пояс состоит только из Деисуса, поставленного посреди преграды. иконостас на иконе Седьмой вселенский собор, С. Ушакова Присланные св. Афанасием из Греции вышепоименованные семь икон в конце XIV в. тоже поставлены были над царскими вратами, и к ним были добавлены еще иконы двух апостолов, чтобы сделать пояс этот сплошным. Изображать Деисус с ангелами и апостолами на предъалтарной преград было в обычае в древней Греции: так, например, по Симеону Фессалоникийскому († 1428 г.), на предъалтарной преграде изображался Спаситель, по сторонам его Божия Матерь и Креститель, далее ангелы, апостолы и прочие святые 77 . По указанию летописей, первоначальный иконостас Благовещенской церкви на Великокняжеском дворе украшен был драгоценным Деисусом письма Рублева; на поклонной стороне стояла чудная цареградская икона Спас в белый ризице (Софийск. временник, 1, 418. Благовещенский собор в Москве, И. С., М. 1854, 21). Таким образом, образуется второй пояс иконостаса, Деисусный или, иначе называемый, апостольский, а также святительский. Это последнее название получил пояс от прибавления в нем к иконам Деисус, архангелов и апостолов еще и икон святителей, как, например, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , святителей Московских и т. д. В издаваемом иконостасе, например, в этом поясе помещены следующие изображения: Господа Вседержителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, свв. архангелов Гавриила и Михаила, апост. Петра, Павла, Андрея, Иоанна и святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Николая Чудотворца, Петра, Алексия, Ионы и Леонтия Ростовского. Этот второй пояс иконостаса существовал в неполной, т. е. несплошной форме, как мы указывали выше, в конце XIV века. Сплошная же его форма была вызвана надбавкой третьего пояса – праздничного и, вероятно, вскоре, или даже одновременно, пророческого, что мы уже встрчаемъ в начале XVI века и, как исключение, даже несколько ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Прежде всего учение об исхождении Святого Духа от Отца было, как подчеркивает патриарх Фотий, утверждено шестью Вселенскими Соборами: «Вторым из семи святых и Вселенских Соборов было точно определено, что Святой Дух исходит от Отца; это (учение) принял третий (Вселенский Собор), подтвердил четвертый, с (этим учением) был согласен пятый, его проповедал шестой, его запечатлел светлыми подвигами седьмой». Внесение каких бы то ни было изменений в Символ веры , утвержденный авторитетом Вселенских Соборов, с точки зрения восточных отцов, недопустимо. Святитель Григорий Палама , обращаясь к латинянам, пишет: «Как вы смеете говорить то, что не было сказано дерзновенно проповедавшими истины, что не возвестил Дух, возвестивший всякую истину, что не засвидетельствовал и о чем не поведал Тот, Кто известил своих друзей обо всем, что слышал от Отца, Кто пришел для того, чтобы свидетельствовать об истине? Как вы смеете вводить чуждую прибавку в определение веры, которое совместно написали избранные отцы, духодвижимо собранные для этого, написали Символ неложного мнения об Отце и Сыне и Святом Духе и передали его, как пробный камень истинного богопознания и неизменное исповедание всем избранным править слово истины?.. По нашему мнению, вначале надо убрать вашу прибавку, а затем – обсуждать, от Сына ли или не от Сына Дух Святой, и утверждать, соответствует ли это явленное (суждение) богоносцам». Святитель Марк Ефесский ссылался на постановление IV Вселенского Собора о Никео-Константинопольском Символе веры : «Довлеет для полного познания благочестия и утверждения – святой сей и блаженный Божественной благодати Символ, ибо он совершенно учит об Отце и Сыне и Святом Духе». Тот же Собор постановил, что «никому не допускается вносить иную веру, т.е. писать, или составлять, или учить, или вносить. Дерзнувших же писать или составлять иную веру, таковых, если они епископы или клирики, – отчуждать епископов от епископства и клириков от клира, а если миряне, – анафематствовать их». Седьмой Вселенский Собор постановил: «Мы держимся законов Церкви; мы соблюдаем определения отцов; мы прибавляющих или убавляющих нечто от Церкви анафематствуем... Если кто все Предание церковное писаное и неписаное презрит, да будет анафема». Комментируя эти соборные акты, Марк Ефесский на Ферраро-Флорентийском соборе говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

То есть Ирина получила поддержку в том числе и Запада в тот момент и старую гвардию она отправила, всех очень щедро одарив, заключив мир, отправила всех на пенсию. Набираются новые люди и благодаря этому уже в следующем 787 году и проходит Седьмой вселенский собор, который благодаря такой очень твердой позиции самой императрицы и той партии, которая возвращается в Константинополь, окончательно формирует догмат, именно там на этом соборе мы черпаем тот фундамент богословский на котором зиждется почитание святых икон, святых мощей, что мы поклоняемся, как правильно почитать святые иконы и святые мощи, что мы поклоняемся не краскам, а первообразу. Что воздавая честь иконе – мы воздаем честь первообразу. Это все Седьмой вселенский собор. Его значимость настолько была велика вообще для Церкви, что первая неделя поста, которая называется Торжество православия, как раз этому собору иконопочитания и посвящается. И опять же подчеркну, что это не торжество религиозного искусства, а именно торжество той мысли халкидонской о том, что Господь Иисус Христос был не только совершенный Бог, но и совершенный человек. А то, что было видимо, можно и изображать. Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   В традиции Русской православной Церкви один из самых теплых церковных праздников – это Покров пресвятой Богородицы 14 октября, когда вспоминают об историческом событии, происшедшем в Константинополе в IX веке, о заступничестве Божьей Матери, переживают религиозно то, что видел святой Андрей, как мы поем «на воздухе» – Покров пресвятой Богородицы над всеми верующими. Но быть может, менее известный факт для по крайней мере восточных христиан о том, что и в западной церкви в настоящий момент, в городе Шартре находится святыня, которая связана с пресвятой Богородицей, которая называется также – покров. По-французски: «saint voile» – святая вуаль. Вуаль – это покров. История обретения этой святыни и то, как она оказалась в Шартре, она в каком-то смысле слова объединяет пространство единой Церкви, потому что оказывается эта святыня там в IX веке, я имею в виду город Шартр, покров пресвятой Богородицы и связана непосредственно с Божьей Матерью и о нем упоминание, как в восточных источниках, так и разумеется в западных.

http://academy.foma.ru/tag/pochitanie-sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010