Я спросил старообрядца: Иконоборцы каким иконам поклонялись и каким не поклонялись? Старообрядец. Я не понял вашего вопроса, – скажите пояснее. Я сказал: Иконы изображаются различными способами и разными веществами, – мозаикою, или, по выражению старых книг, мусиею, то есть составляются из кусочков разноцветных камней или стекол, красками, или, по старому названию, вапами, есть шитые шелком, резные на древе и кости, литые и чеканные, из меди и других металлов. Каким же из всех этих столь различных по веществу икон не поклонялись иконоборцы и каким поклонялись, и седьмой вселенский собор из какого материала изображенным иконам, по вашему мнению, утвердил поклонение и каким не повелел кланяться? Вот о чем мой вопрос. Старообрядец. Что об этом и спрашивать! Иконоборцы не поклонялись никаким вообще иконам, не различая вещества их: потому они и назывались иконоборцами, что отметали всякое икон изображение; также и седьмой вселенский собор утвердил поклонение св. икон, из всякого материала изображенных, и повелел почитать не материал, а самое изображение в честь первообразного. Я сказал: Вы справедливо ответили. Разногласие в учении православных и еретиков-иконоборцев касалось не материала, каким изображать св. иконы и каким не изображать, а самого изображения икон и поклонения иконам, из всякого честного материала воображенным, посему еретики и назывались иконоборцами, а православные иконопочитателями. И если бы православные различали самый материал, из которого только и должны быть изображаемы иконы, дабы соделались достойными поклонения, тогда почтение поклонения восходило бы и на сие вещество; но православные не веществу поклоняются, не доске, или стене, или краскам, но священному изображению, воздая честь изображаемым, как учит и св. Иоанн Дамаскин (Соборник Вел. слово 4-е в неделю первую великого поста, л. 325 об.). Но будьте так терпеливы, ответствуйте мне еще на один вопрос: имели ли православные заботу о лучшем и искуснейшем воображении св. икон или не имели? Старообрядец. Имели. Это показывают и существовавшие в древности иконописные искусства, как например: Рублевское, Строгановское; и Стоглавый собор заповедует писать иконы с добрых образцов, а неискусным мастерам воспрещает писать св. иконы 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Монофелитизм окончательно осуждается на Шестом Вселенском Соборе, где исповедуются два природных действия и две природных воли во Христе (воля и действие имеют природный характер, а не ипостасный). Те из епископов, кто остались неизменно верными своим монофелитским убеждениям, извергаются из епископского сана и изгоняются из Церкви (анафематствуются). Таким образом, рукоположения, совершенные конкретными патриархами (Сергием, Пирром, Петром и Павлом) до их осуждения конкретным Собором, безусловно не рассматриваются как проблематичные, и, конечно, правомыслящие епископы не отвечают за еретические воззрения епископов, от которых они сами получили свою архиерейскую хиротонию (хиротонию получают от Церкви, а не от конкретной личности). Данные экклесиологические реалии были признаны и в ходе работ Седьмого Вселенского Собора в следующей формулировке: «чада за отцов не умирают, но каждый умирает из-за своего собственного греха, и что рукоположение от Бога» . А святитель Иоанн Златоуст ставит этот вопрос и в его обратном прочтении, отмечая: «Что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах» .   11. Седьмой Вселенский Собор По поводу Седьмого Вселенского Собора утверждают, что он немедленно признал и восстановил на епископских кафедрах рукоположенных еретиками-иконоборцами епископов. Но в то же время замалчивается следующий факт: Седьмой Вселенский Собор – это первый Собор, который взялся за церковное решение возникшей иконоборческой ереси и одновременно исповедал веру и образ мыслей Церкви. Но (бывшие иконоборческие) епископы, которые покаялись , были приняты и восстановлены на своих кафедрах, имея рукоположение, которое они получили от Церкви, а не от какой-нибудь еретической общины вне Церкви . Такая же хиротония была и у председателя Седьмого Собора святителя Тарасия. Для того, чтобы еще больше поддержать ту позицию, что Церковь признала архиерейское достоинство, которое происходит от общины, держащейся известной ереси (следовательно, находящейся вне ее), используют фразу из исповедания (бывшего иконоборческого) епископа Никейского Ипатия и «иже с ним епископов».

http://mospat.ru/ru/articles/87403/

Как было сказано выше, Память Святых 6-ти Вселенских Соборов празднуется в воскресенье 16/29 октября: или в ближайшее воскресенье. Седьмой Вселенский Собор. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787-ом году и был собран против иконоборцев. Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Так как он хотел привлечь магометан - которые не имели икон - к христианству, то он начал постепенно гонение на икон и иконопочитателей. На этом соборе была отвергнута иконоборческая ересь. Память Святых Отец 7-го Вселенскаго Собора празднуется в воскресенье 11/24 октября или в ближайшее воскресенье. После Седьмого Вселенского Собора иконоборчество снова возникло и около 25 лет еще волновало церковь. Почитание икон было окончательно установлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842-ом году. На этом Соборе, в честь этого утверждения, был установлен праздник Торжество Православия. Праздник Торжество Православия празднуется в первое воскресенье Великого поста. Вопросы. (1) Что такое Вселенский Собор? (2) Почему созывались Вселенские Соборы? (3) По какому примеру созывались Вселенские Соборы? (4) Сколько было Вселенских Соборов? (5) Что было выработано на Первом и Втором Вселенских Соборах? (6) Что было решено на Седьмом? (7) Что еще вырабатывалось на всех Вселенских Соборах? 4.3 Отделившиеся восточные церкви (25.1) Некоторые восточные церкви, в силу разных сложных обстоятельств, во время Вселенских соборов, отделились от союза с Православной Церковью. Армяно-Григорьянская церковь. В половине 5-го века армяне терпели бедствия от персов, и сам католикос (первенствующий епископ) их был замучен в плену, в 451 г. Из за этого, они не смогли быть на 4-ом Вселенском Соборе. (На этом соборе была отвергнута ересь монофизитов, которые утверждали что в Иисусе Христе есть только божеское естество). Кроме того до армян начали доходить ложные слухи, что на этом соборе был оправдан еретик Несторий. (Несторий утверждал что Иисус Христос был человеком в котором обитал Бог, как в храме. Эта ересь была отвергнута 3-им Вселенским Собором).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Олег Стеняев, протоиерей Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор 787-го года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас... Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше Сегодняшнее Евангелие за Божественной литургией, Евангелие от Матфея девятнадцатая глава, с шестнадцатого стиха и ниже. Здесь мы находим следующее повествование: " И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? " Проповедь в День первоверховных апостолов Петра и Павла Сегодняшний день Святая церковь вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. Это были очень разные люди. Что мы знаем об апостоле Петре? Он был по профессии рыбак, галилейский рыбак, который имел семью. Слово в День Святой Троицы Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Слово в День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия Сей день Святая Церковь вспоминает равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Сии столпы веры нашей даровали нам славянскую азбуку, которая объединяет разные славянские народы и племена. Великими трудами и усилиями они добились того, чтобы эти буквы вошли в нашу жизнь. Проповедь в Неделю о расслабленном Сегодняшнее Новозаветное чтение за Божественной Литургией в Евангелии и Апостоле рассказывают о двух чудесных исцелениях людей и об одном исцелении из мертвых. Сегодня мы читаем из Деяний святых апостолов девятую главу с тридцать второго стиха и ниже.

http://azbyka.ru/propovedi/1/oleg-stenya...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Олег Стеняев, протоиерей Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор 787-го года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас... Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше Сегодняшнее Евангелие за Божественной литургией, Евангелие от Матфея девятнадцатая глава, с шестнадцатого стиха и ниже. Здесь мы находим следующее повествование: " И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? " Проповедь в День первоверховных апостолов Петра и Павла Сегодняшний день Святая церковь вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. Это были очень разные люди. Что мы знаем об апостоле Петре? Он был по профессии рыбак, галилейский рыбак, который имел семью. Слово в День Святой Троицы Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Слово в День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия Сей день Святая Церковь вспоминает равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Сии столпы веры нашей даровали нам славянскую азбуку, которая объединяет разные славянские народы и племена. Великими трудами и усилиями они добились того, чтобы эти буквы вошли в нашу жизнь. Проповедь в Неделю о расслабленном Сегодняшнее Новозаветное чтение за Божественной Литургией в Евангелии и Апостоле рассказывают о двух чудесных исцелениях людей и об одном исцелении из мертвых. Сегодня мы читаем из Деяний святых апостолов девятую главу с тридцать второго стиха и ниже.

http://azbyka.ru/propovedi/1/oleg-stenya...

Разделы портала «Азбука веры» Православные проповеди Сборник христианских проповедей Самое популярное Сейчас в разделе 40  чел. Всего просмотров 5.9 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь»... Апостольские поучения Предлагаемый вниманию читателей сборник «Апостольские поучения» включает в себя проповеди, в которых отец Авраам обращается к толкованию посланий святых апостолов. В своих рассуждениях он опирается на экзегетические труды известного греческого богослова – профессора Панайотиса Трембеласа (1886–1977), собравшего комментарии святых отцов и богословов позднего времени на весь Новый Завет. Добро и зло в нашей жизни В предлагаемый читателю сборник (второй выпуск) вошли проповеди, интервью и беседы, датированные последним десятилетием ушедшего века. Часть из них прозвучала в радиоэфире или публиковалась ранее. Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор 787-го года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Риторика — это логика и рациональность Что же такое риторика? Некоторые об этой науке говорят так: во-первых, как научить человека врать и краснобайствовать; во-вторых, о риторике еще иногда говорят: есть в институтах такая наука об ораторском искусстве. Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас... Проповеди протоиерея Вячеслава Харинова Начиная с древних времен, люди и сообщества пытались продемонстрировать свое могущество, показать свое превосходство над природой, показать свою духовную и физическую мощь другим сообществам путем создания гигантских сооружений. Мы можем проследить это от мегалитов Древнего Мира, от Стоунхеджа… Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/page/6

VIII век Иконоборчество и Седьмой Вселенский Собор Необходимым отличием любого православного храма является наличие икон. Изображения, которые Церковь стала позднее называть священными, стали появляться в местах богослужения с первых веков христианства. Одни из первых икон мы видим в римских катакомбах. Повсеместно же почитание икон вошло в церковную жизнь к V веку. Однако нередко в народной жизни почитание священных изображений принимало искаженные формы. Церковь , преодолевая язычество, порой сталкивалось с заблуждениями, которые граничили с идолопоклонством. Это не могло не волновать отцов Церкви. Видя искаженные формы почитания икон, некоторые священнослужители прямо называли иконопочитание идолослужением. Такое отношение к иконам разделял и император Лев Исаврянин. Задумав истребить иконопочитание, император полагал, что это поможет ему вернуть утраченные империей области, а иудеи и мусульмане, не почитающие изображений, сблизятся с христианством. Уничтожение икон император начал в 726 году, издав указ против поклонения им. Он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться. Распоряжению императора воспротивился патриарх Константинопольский Герман. Патриарха поддержал и Римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. Предостережения не подействовали. В 730 году император велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, но толпа не дала закончить издевательство. Народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен. По указу императора иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны. Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах восточной части империи. В Сирии, которая находилась под властью мусульман, а также в Риме Лев не мог заставить выполнить свой указ. Против гонения выступил знаменитый Иоанн Дамаскин , бывший статс-секретарем при халифе Дамасском. Его замечательные слова в защиту святых икон привлекли всеобщее внимание. Желая отомстить Иоанну, Лев оклеветал его, написав халифу, что его министр – изменник. Впоследствии Иоанн принял монашество и удалился в один из палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

(5) Кто одного Христа разделяет на две ипостаси, отчасти считая Его Сыном Божиим, а отчасти Сыном Девы Марии, а не одним и тем же, и исповедует, что единение между ними совершилось относительное, и потому изображает Его на иконе, как имеющего особенную ипостась, заимствованную от Девы, – анафема. (6) Кто пишет на иконе плоть, обоготворенную соединением ее с Богом Словом, как будто бы отделяя ее от воспринявшего и обоготворившего ее Божества и делая ее таким образом как бы необоготворенною, – анафема. (7) Кто Бога Слова, сущего во образе Божием и в Своей ипостаси приявшего зрак раба и соделавшегося во всем нам подобным кроме греха, старается изобразить посредством вещественных красок, то есть как будто бы Он был простой человек, и отделить Его от неотделимого и неизменяемого Божества, и таким образом как бы вводит четверичность во Святую и Живоначальную Троицу, – анафема» . Иначе говоря, Сын Божий неописуем и после вочеловечивания (2), так как при попытке изобразить плоть Христа, она мысленно отделяется от ипостаси Бога Слова (4), а это разделяет единого Христа на две ипостаси, вводя отдельную человеческую ипостась – Сына Марии (5), которая становится четвертой ипостасью в Св.Троице (7), что суть ересь Нестория. С другой стороны, Христос неописуем, потому что Он есть Бог и Человек, а невозможно изобразить Его божество – «свойства Бога Слова по воплощении» (1), так как нельзя изобразить на иконе Его обоженную плоть (6), а значит на иконе неизобразимо «нераздельное и ипостасное соединение» божества и человечества Христа и потому изображенный не может быть назван Христом (3). 6. Опровержение анафематизмов лжесобора об иконе Христа Седьмой Вселенский собор дал богословский ответ на приведенные выше анафематизмы ороса лжесобора. На первые два анафематизма, отвергающих описуемость Христа по плоти отцы православного Собора отвечают: мы знаем, что «плоть, воспринятая Богом Словом, имеет другое естество, отличное от существа Бога Слова». «Божественный апостол Павел желая проповедать единосущие Сына и Бога Слова с Богом и Отцом, не нашел ничего свойственнее и приличнее, как провозгласить Сына образом Отчей ипостаси» (ср.

http://bogoslov.ru/article/6192821

Основанием второго сборника, или седьмой книги постановлений Апостольских, служит упомянутое «Учение 12-ти Апостолов», к которому добавлены несколько образцов молитв и руководственных указаний для крещения. Пользуясь «Учением 12-ти Апостолов», составитель седьмой книги тоже был, кажется, полуарианин, так как в ней заметны полуарианские мысли, а может быть, это сделал тот же самый, который редактировал, в теперешней редакции, и первые шесть книг Апостольских постановлений 1022 . В основание третьего сборника или восьмой книги Апостольских постановлений положены разные сочинения, которые собраны были в то же самое время, когда и первые два сборника, т.е. первых шесть книг и седьмая 1023 . Время это, когда весь сборник Апостольских постановлений, в нынешней редакции, редактирован был, не может быть отнесено позже IV века 1024 . Ввиду того, что главной основой этого сборника было вышеупомянутое сочинение, приписываемое Клименту, компилятор и поставил в заглавии сборника имя Климента, чтобы показать, будто весь сборник принадлежит перу Климента, чем думал придать сборнику большую важность. Сборник Апостольских постановлений дает нам полную картину устройства, управления и жизни церкви в первые три века христианства, почему этот сборник и имеет особенно важное значение для церковного права 1025 . Нам известно определение Трулльского Собора по вопросу об этих постановлениях, однако, собор этим не отрицает решительно значения этих постановлений, так как признает, что их основание составляет «благолепная красота божественного учения»; собор лишь предупреждает интересующихся этими книгами, что книги эти, каковыми они были в их время, не могут служить руководством для епископов, а должны быть отвергнуты; однако собор не говорит, что их надо отвергнуть и тогда, когда они очищены будут от всего, что не строго православно в них. Что в этом смысле церковь понимала определение Трулльского Собора, свидетельством служит множество рукописей этих постановлений из последующего времени 1026 , на основании чего можно заключить, что эти постановления употреблялись в практике церковной, конечно очищенные от всего, что в них было неправославного; и история не говорит нам, чтобы против этого употребления церковь когда-либо восставала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

И потом твердо закрепиша, яко во исповедании веры не прилагати оного приложения и от Сына. И прокляли тех, иже прилагали что, или уймовали. Воспоминает о сем соборе и Бароний в лето 1807. 481 Сильвестр папеж имене того вторый, символ Никейский константинопольский, приложением нарушив и вредив. И посланий соединительных от римских папежев к патриархам по-прежнему не послал. Попрал святых вселенских соборов предания, презрел прежде себя бывших римских епископов, на таковых попрателей соборно уложивших проклятие, мимо правду, мимо достоинство, мимо Божие и людское право, сие еже на вечное наслаждение, и ненарушимое хранение, и на исповедание сообщения. И на указание известное соединения церкви Христовой от святых отцов преданое, седмократным проклятьем соборным на тех, иже прилагают или отнимают, нарушить подвизалися, еже было повелено отменивше, и приложением исказивше, не без духа гордости любоначалия. Сими же всеми большую подал вину отступлению, в нем же и стоит доднесь со всеми своими. 4) Катехизис Великий 482 Потом и от вселенских соборов, иже глаголаша о священном символе сице: иже аще убавит что, или прибавит к сему сложению соборному никейскому и цареградскому, аще причетник, да извержется, аще ли мирский человек, да отлучится. И паки аще кто пременяет, или паки переписует, сие сложение: еже верую во единого Бога, да будет проклят. 5) Книга Зиновия мниха, ученика преподобного Максима Грека 483 Святой же седьмой великий собор заклял не просто всякую книгу не писать, но святой веры изображения иной не писать. Но всем христианам крепко держать изображение веры, которую написали те отцы первого вселенского собора и к тому ни приложить что, ни отнять от того, что есть в верую во единого Бога Отца Вседержителя. Не седьмой же только собор это заклял, но прежде его святой вселенский собор проклял пишущих новое что в «верую», паче изложенного изображения от святых отец, первого вселенского собора, иже в Никее бывшего. Бысть же заклятие таковое вины ради сея: царь Константин, сын великого Константина, развратился от Евсевия митрополита, в арианство впал, покусился превратить святой веры изображение, которое святые отцы изложили.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010