ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Вы говорите вопиющую неправду, противники, вместе со своим начальником Кальвином, о том, что будто бы Первенствующая Церковь не имела святых икон в течение пяти столетий, начиная от Христа и Апостолов. Во обличение вашей лжи приведу много доказательств. ПЕРВОЕ: Образ Нерукотворный Христа Бога нашего, о котором есть много свидетельств: об этом писали Евагрий в Книге 4, в главе 26, Метафраст в житии Великого Константина, Дамаскин об иконах, Созомен и прочие. Также этому посвящено празднество Нерукотворного Образа 16 августа. ВТОРОЕ: Богородичная Икона, изображенная Апостолом Святым Лукой. Об этом упоминают Метафраст в житии Святого Луки, Никифор и прочие, и святой Дамаскин также пишет об иконописи Луки, говоря: «Посмотрите на благовестника и Апостола Луку, не Пречистой ли Приснодевы Марии честную икону он написал и к Феофилу отправил», смотри в «Соборнике», лист 327, на обороте. ТРЕТЬЕ: Икона Христова, которую сделала кровоточивая жена после своего исцеления в знак своей благодарности. Этот образ видели все, начиная от Апостолов и Самого Христа. Об этом пишут Евсевий в Книге седьмой, в главе 14, Созомен в Книге пятой, в главе 20, Дамаскин в Слове первом об иконах, Феофилакт в толковании на главу 4 от Матфея. ЧЕТВЕРТОЕ: Икона Христова, созданная Никодимом и перенесшая оскорбления от Иудеев, у которой совершались премногие чудеса. Об этом пишет Афанасий в Слове о страдании иконы Христовой, в главе 4. Также об этом упоминает Седьмой Вселенский Собор в правиле 4. ПЯТОЕ: Икона святых Апостолов Петра и Павла, которую святой Сильвестр показал Великому Константину, желающему принять веру Христову. Метафраст, в житии святого Сильвестра, от 2 января. ШЕСТОЕ: Беру в свидетели всех святых Отцов, о которых упоминалось в первой части, в четвертой главе: Дионисия, современника Апостолов, Василия Великого , Григория Богослова ( Григория Назианзина ), Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Леонтия Неапольского и других почитателей и защитников святых икон, живших в четвертом столетии от Рождества Христова, о которых упоминает и Седьмой Святой Вселенский Никейский Собор в действии 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Догматические определения, каноны, а также судебные решения утверждались подписями всех епископов. Императорское утверждение принятых на Соборе постановлений наделяло их силой государственных законов, нарушение которых каралось светской властью. Веру в непогрешимость Вселенских Соборов выражали святые отцы Церкви: «Слово Божие через Вселенский (Никейский) Собор пребывает (остается) на веки» (св. Афанасий Великий ). «Исповедуйте веру, изложенную отцами нашими, сошедшимися в Никее, и не отвергайте ни одного из никейских изречений (постановлений), но знайте, что провозгласили это триста восемнадцать отцов по беспрекословному согласию и не без внушения Святого Духа» (св. Василий Великий ). Тексты догматических определений, канонов, судебных писем и посланий Вселенских Соборов сегодня помещены в сборнике под названием «Деяния Вселенских Соборов», а тексты канонов отдельно можно найти в «Книге правил». Православная Церковь признаёт семь В сел енски х Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 г. при императоре Константине Великом . Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 г. при императоре Феодосии Великом. Третий Вселенский Собор проходил в Ефесе в 431 г. при императоре Феодосии II Mлaдшeм. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 г. при императоре Маркиане. Пятый Вселенский Собор был созван в Константинополе в 553 г. при знаменитом императоре Юстиниане I Beлukoм. Шестой Вселенский Собор проходил в Константинополе в 680 г. при императоре Константине IV Norohame. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 г. при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара). Символ веры Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1 u II Вселенских Соборах: Никейском и Константинопольском (иначе Цареградском), поэтому оно еще называется Никео-Цареградским Символом веры.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Поэтому и св. иконы имеют нечто общее с идолами: «еже бо иконе быти делом рук человеческих, падати на землю, прахом или дымом очерненней быти, очи имети, и не видети; уши имети, и не слышати: ноздрями не обоняти; руками не осязати; ногами не ходити; ветхостию растлети, окраденней быти, и прочая. Сия вся прилична суть и кумиром» (124 а ). Но в других отношениях иконы весьма отличны от идолов. Св. иконы изображают истинных и действительных лиц, чего нельзя сказать об идолах; иконы имеют начало от Самого Бога, а идолы «от демонов, и от человек Бога истинного не познавших». Идол есть «подобие человека коего скверна, нечестива, богомерзка... Икона же Святая есть изображение Христа Спасителя нашего, истинного Бога»... Идолы имеют свое начало от царя Халдейского Нина, сына Вилова, а св. иконы от Самого Бога, повелевшего Моисею сотворить кивот завета, храм свидения, двух золотых херувимов и др. (124 а –126 б ). (Гл. VI). 6. Протестанты указывают на некоторые соборы, будто бы запретившие иконопочитание: Влахериский, Еливеритский и Франкфуртский. Но первый собор по многим причинам был неправильный, а относительно двух последних среди римлян существуют различные мнения. Так, собор Еливеритский одни считают неправильным, другие постановление его против иконопочитания признают подложным, а иные относят его только к иконам, изображаемым на стенах. Относительно Франкфуртского собора одни думают, что на нем отвергнут был не седьмой вселенский собор, а собор иконоборческий – Копронимов. Другие же держатся того мнения, что на этом соборе потому не принято было определение седьмого вселенского собора об иконах, что ложно было истолковано в смысле установления собором латрии (127 б –130 а ). (Гл. VII). 7. Протестанты приводят изречения некоторых св. отцев церкви, будто бы доказывающие их иконоборческие взгляды. Но относительно всех мест из творений св. отцев церкви, которые толкуются протестантами в смысле не благоприятном для иконопочитания, можно сказать то же, что седьмой вселенский собор говорит относительно Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Дева-мученица Иулия, За Христа Владыку распятая, Призывала силу Божию, Силу Древа Всечестнаго. Из шести жестоких ран Кровью землю обагрила; На Владыку уповала, Свою веру не скрывала. И Христос ее не утаил, Всему ясно объявил, В Царстве горнего бессмертия Поселил в чертоге праведных. Испустила душу Иулия: Словно голубь белокрылый, Взмыв из уст ее правдивых, На высоты воспарил. Люди это наблюдали, Громогласно восклицали: «Горе судиям неправым, Кровь невинную пролившим!» 3. Святые 15 000 мучеников . Были обезглавлены в Персии за веру Христову. 4. Св. мученик Афиноген . Составитель вечернего песнопения «Свете тихий» . Скончался за Христа в огне и удостоился вечной славы в Царстве Божием. 5. Воспоминание шести Вселенских Соборов . Сие общее воспоминание первых шести Вселенских Соборов совершается на неделе с 13 по 19 июля. Рассуждение Вселенские Соборы суть величайшие арены борьбы Православия с ересями. Под сей датой Церковь творит общее воспоминание первых шести Соборов. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 году (в нем участвовало 318 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 29 мая и в седьмое воскресенье по Пасхе. Сей Собор опроверг ересь Ария против Бога Сына. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году (в нем участвовало 150 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 22 мая. Сей Собор опроверг ересь Македония против Бога Духа Святого. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году (в нем участвовало 200 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 9 сентября. Сей Собор опроверг ересь Нестория против Пресвятой Богородицы. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 году (в нем участвовало 630 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 16 июля. Сей Собор опроверг монофизитскую ересь. Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 553 году (в нем участвовало 160 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 25 июля. Сей Собор опроверг ересь Оригена [и Феодора Мопсуестийского. – Пер.]. Шестой Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 680–681 и в 691 годах (в нем участвовало 170 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 23 января. Сей Собор опроверг монофелитскую ересь. Седьмой же Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 787 году (в нем участвовало 367 святых отцов), вспоминается не в этот день, а 11 октября [однако празднование , согласно уставу, бывает в Неделю предыдущую или приидущую , то есть в предыдущее либо в последующее воскресенье. – Пер.]. Сей Собор опроверг иконоборческую ересь. На всех Вселенских Соборах действием Святого Духа осуждены все [в ту пору существовавшие. – Пер.] ереси и навсегда утверждена православная вера 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

V. История богословской мысли аа) преимущественно на востоке. – a) Завершение «богословской» стадии. 1. Первый вселенский собор. 2. Второй вселенский собор. 3. Заблуждения, возникшие под влиянием борьбы против арианства. α) Доктрина Маркелла анкирского. β) Доктрина Фотина сирмийского. γ) Доктрина Аполлинария лаодикийского. – δ «Христологическая» стадия. 1. Третий вселенский собор. 2. Четвертый вселенский собор. 3. Спор о догматическом авторитете вселенского четвертого собора, α) Твердая политика Маркиана и Льва I. Codex encyclius. β) Униональные попытки. «νωτικον» Зенона. «Акакианская схизма». γ) Распадение монофиситства на толки, δ) Торжество православия при Юстине. Осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима, ε) Спор о выражении: «Един святыя Троицы пострада», ς) Униональные стремления Юстиниана I . η) Спор о «трех главах». 4. Пятый вселенский собор, α) Итоги церковной политики Юстиниана I. β) Церковная политика его преемников, γ) Завершение «христологической» стадии; αα) Причины, объясняющие возникновение монофелитства, ββ) История спора. 5. Шестой вселенский собор, а) Следствия шестого•вселенского собора на западе и на востоке.–с) Иконоборчество. 1. Причины явления. Его характер. 2. Иконоборцы первой генерации – «христианообвинители». 3. Седьмой вселенский собор. 4. Причины возобновления иконоборчества. 5. Иконоборцы второй генерации. 6. Торжество православия. 7. Отношение запада к седьмому вселенскому собору. –бб) История богословской мысли на западе. – а) Споры «христологические». 1. Заблуждение пресвитера Лепория. 2. Адоптиане. – b) Спор о приснодевстве Богоматери. 1. Гельвидий. 2. Боноз. – с) Споры о взаимном отношении свободы и благодати. 1. Пелагианство. – d) Спор оригенистический между Иеронимом и Руфином. – е) Споры по вопросам церковного обряда и аскетики. 1. Иовиниан. 2. Вигилянтий. – f) Спор sui generis. 1. Прискиллиан. – вв) Борьба церкви против заблуждений с дуалистическою основою. 1. Манихеи. 2. Дуалистический элемент в заблуждениях Евстафия севастийского. 3. Ипсистарии. 4. Евхиты (мессалиане). α) в IV–V веке; β) в XI веке. 5. Павликиане. 6. Афинганы. 7. Аревурды. 8. Приложение: Богомилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Четвёртое. Вперёд вышел Василий, митрополит Мартирупольский, представитель Антиохийского Патриарха, и передал Константинопольскому Патриарху послание Иерусалимского Патриарха Илии, недавно возведённого на престол. В послании было сказано, что так называемые представители патриарших престолов на Соборе против Фотия на самом деле были «послами сарацин». Поэтому Собор постановил так: «Определяем, что бывший против святейшего Патриарха Фотия Собор в Риме при блаженнейшем Папе Адриане и бывший в Константинополе Собор против того же святейшего Фотия совершенно отвергаются и отрицаются, и не должны числиться и значиться среди святейших Соборов, и вообще не должны называться Соборами. Да не будет такого! Не может быть святым Собор, введший в заблуждение святую Церковь Христову и отлучивший святейшего Патриарха Фотия от причастия честнаго Тела и Крови». Пятое. На Собор был вызван митрополит Смирны Митрофан, чтобы дать ответ о своих раскольничьих действиях. Ведь Митрофан отказывался признать избрание Фотия. Так как митрополит Митрофан притворился, что он болен, к нему были посланы три митрополита. Он не дал никакого вразумительного ответа и был отлучён, как раскольник. В этот же день были приняты три соборных правила. Первое: то, что отверг и ан      афематствовал Иоанн, Римский Епископ, то осуждает и Константинопольский Патриарх Фотий, и напротив, то, что отвергает и анафематствует Фотий, это и Римский епископ осуждает. Второе: епископ, низложенный со своей кафедры, является простым монахом и не может заново стать епископом. Третье: светская власть не может применять насилие к духовным лицам. Анафемам были подвергнуты иконоборцы и тем самым подтверждены результаты Седьмого Вселенского Собора. То есть Седьмой Вселенский Собор был поставлен в число других Вселенских Соборов и впервые получил официальное название «Седьмой Вселенский». Это было необходимо, потому что некоторые из западных клириков заявляли, что не принимают определений Седьмого Вселенского Собора о необходимости воздавать поклонение честным иконам. После этого папские легаты и представители Патриархов подписали документ, утвердив восстановление Фотия на патриаршем престоле и подвергнув анафеме всё, что было написано против Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

восполнил образовавшийся вследствие этого пробел в церковной дисциплине и, таким образом, сделался как бы органическим дополнением к пятому и к шестому вселенским соборам. Наконец этот же собор называется восточными богословами шестым вселенским собором, т. е. прямо сливается с собором 680 г. в один собор. Строго говоря, называть собор 692 г. шестым вселенским собором можно лишь в том же несобственном смысле, в каком этот же самый собор называется пято-шестым: как он не может быть вместе пятым и шестым, так не может быть и шестым, потому что шестой собор был в 680 г. Но в качестве дополнения к тому и другому, он в несобственном смысле назывался то пято-шестым 675 , то просто шестым вселенским собором. Невозможность слияния трулльского собора 692 г. с собором 680 г. и признания того и другого за один и тот же вселенский собор вытекает: 1) из того, что тот и другой соборы разделены между собой значительным промежутком времени – в 12 лет, 2) собор 680 г. был созван Константином Погонатом, а собор 692 г. созван другим императором, Юстинианом Ринотметом, 3) на соборе 692 г. членами были, за исключением небольшой части, не те епископы, которые участвовали в заседаниях собора 680 г., 4) в числе членов собора 692 г. не было представителей от римского папы 676 . Хотя собор вселенский седьмой, составлявшийся в Никее в 787 г. признал 677 каноны трулльского за каноны шестого вселенского собора; но это признание свидетельствует лишь о том, что на востоке весьма рано оба собора 680 и 692 г. ставились между собой в связь. Для признания какого-либо собора вселенским мало, чтобы позднейший собор назвал его вселенским, а требуется, чтобы данный собор был действительно всей церковью признан за вселенский. Семь вселенских соборов неразделенной церкви потому и называются вселенскими, что они признаны в качестве таковых всей христианской церковью, и восточной, и западной. Трулльский же собор 692 г. не только не был признан на западе в качестве вселенского 678 , но и не мог быть признан, потому что некоторые его постановления прямо направлены были против разных обрядов римской церкви 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Нравоучение христианское превосходно раскрыто и объяснено у отцов Церкви 114 ; сверх того, для искоренения худых нравов и обычаев, многие правила постановлены на Соборах. Так запрещены христианам обычаи язычников, их клятвы, суеверие и волшебство (Шестой Вселенский Собор), их празднества и зрелища (Карфагенский Собор). Предписано хранение постов, установленных Церковию (Гангрский Собор). Постановлено причащаться Святых Таин, не вкушая пищи (Анкирский Собор), в чистоте душевной и телесной (Карфагенский Собор). Положены строгие правила против человекоубийства, отравы младенца в утробе (Шестой Вселенский Собо); против святокупства (Четвертый Вселенский Собор), мздоимства духовных (Седьмой Вселенский Собор), против лихоимства ростовщиков (Сардикийский Собор) и других пороков. Запрещено вступать в брак в близком родстве – до 4-й степ. Включительно (Шестой Вселенский Собор), и проч. История ересей § 28. В области чистого учения апостольского в сем периоде весьма часто возрастали семена ересей – плод мудрований человеческих и страстей. Всего больше терпела Церковь от ариан, македониан, монофизитов, монофелитов и пелагиан. I. Арий, возбужденный завистию к сверстнику своему епископу Александрийскому, учил противно ему, отвергая вечность Сына Божия, и произвел самое опасное разделение в Церкви. Осужденный Соборами, он успел однако преклонить к себе благоволение Константина Великого и довел Святого Афанасия до заточения, † 336. После Константина, соборы тщетно старались восстановить мир Церкви. Константий гнал православных; Юлиан дал всем свободу; Валент был арианин. Наконец Феодосий повелел держаться одной Никейской веры, а последующие императоры изгнали ариан из империи. Тогда арианство распространилось у готфов, вандалов, бургундов, лонгобардов, и уже в 7-м веке истребилось. Ариане разделялись на ариан чистых, или аномеев (νμοιοι) 115 , и полуариан, которые сына Божия называли подобным по существу Отцу (μοιοσιος), а не единосущным (μοσιος). II. Македоний полуариан, за ересь выгнанный из Константинополя, в заточении распространял новую ересь отрицая Божество Святого Духа. Последователи его (духоборцы) при Валенте были гонимы самими арианами. Осуженные на 2-м Вселенском Соборе, они изгнаны из столицы и после более не упоминаются 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Исихастская духовность не может дать ответ на каждую проблему нынешнего дня; его может дать только само Евангелие. Однако духовность эта столь актуальна для нас именно потому, что она соответствует библейскому пониманию Бога и человека и еще потому, что полная свобода ее благочестия от всего внешнего сосредоточена только на единственной реальности – на Иисусе, воплощенном Сыне Божием. Непрекращающаяся жизнь исихастской традиции в восточной Церкви – не деспотическая абсолютизация какой-то определенной школы духовности; она – абсолютная преданность единому на потребу в христианской жизни. Только в этом смысле мы и можем говорить об Иисусовой молитве как о проявлении православной духовной жизни. Синхронистическая таблица Восток Собор апостолов в Иерусалиме Путешествия св. Павла Мученичества Петра и Павла в Риме ок. 100 Кончина Иоанна Основание Константинополя, “Нового Рима” Первый Вселенский собор в Никее Второй Вселенский собор в Константинополе ок.400 Третий Вселенский собор в Эфесе ок. 435 ок. 450 Отделение монофизитов: коптов, эфиопов, сирийцев, армян. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне Конец Римской империи на Западе Кончина св. Бенедикта Пятый Вселенский собор в Константинополе Юстиниан завоевывает Италию и Африку ок. 587 590–604 680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе Трулльский собор (пято-шестой) Начало иконоборчества Седьмой Вселенский собор в Никее Карал обвиняет греков в ереси (Libri Carolini) Карл коронован как император в Риме Торжество православия над иконоборчеством Папа Николай отказывается признать Фотия патриархом Крещение болгар Папа Николай I осужден Фотием 879–880 Переговоры между Фотием и папой Иоанном VIII. Константинопольский собор Крещение Руси Филиокве добавляется к Символу вере в Риме Отлучение Михаила Керулария легатами папы Льва IX 1073–1085 Папа Григорий VII 1198–1216 Папа Иннокентий III Завоевание Константинополя крестоносцами Кончина Франциска Ассизского Монголы в Киеве Михаил VIII Палеолог освобождает Константинополь Уния Лионского собора; Кончина Фомы Аквинского; Кончина Бонавентуры

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Академик Е. Е. Голубинский 131 по этому делу заключает: «собственно говоря, Висковатый был прав и ошибался только в том, что ссылался на седьмой Вселенский Собор. Не седьмой Вселенский собор, а отчасти шестой Вселенский собор, главным же образом отцы и учители церкви прежде и после седьмого Вселенского собора, защищавшие иконопочитание от иконоборцев, указывая цель и назначение икон и отстраняя деланные против них возражения, говорят, что иконы должны быть изображением действительных лиц и действительных событий, так, чтобы иконописание представляло из себя в строгом смысле слова живопись историческую (было, так сказать, историею в красках)». «Но, – прибавляет академик Е. Е. Голубинский , – иконописцы греческие уже давно выступили из этих тесных пределов на свободу творчества, и значительной части икон, против которых восставал Висковатый, могли быть указаны многочисленные существовавшие образцы, каковое указание и сделал митрополит в своем ответе Висковатому. Греческих образцов некоторых икон митрополит не мог указать, потому что иконы, т. е. сюжеты, были заимствованы новгородскими иконописцами от живописцев западных. Но иконописцы писали их с существовавших у них подлинников и митрополит думал, что эти подлинники взяты с древних образцов греческих». Академик Голубинский, руководясь логикою догматических отношений, более или менее, угадал, кто был в данном споре прав, но мы в настоящее время уже могли бы, руководясь историческим анализом сюжетов, прийти к точным и подробным историческим объяснениям всех недоумений Висковатого и осторожных обходов, на которые был вынужден собор, дабы оправдать, действительно существовавшие в данном случае, новые вымыслы. Академик Буслаев свел «сомнения» Висковатого к 4-м общим пунктам. Во 1-х, Висковатый слишком придерживался восточной старины, был против всякого расширения круга иконописных представлений, и не допуская творчества, желал, чтобы сюжеты религиозной живописи были писаны на один образец и смущался, видя в иконах разные переводы тождественных сюжетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010