Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник , которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли , но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому. Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым . Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон» , а по-русски «Кормчая Книга» , которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка). СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси , возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Под именем канонов Трулльского Собора известны 102 правила, которые охватывают все основные темы церковного права, представляя собой своего рода целостный свод церковноправовых норм. В них затрагивается тема вступления в Церковь (31, 59, 78, 84), присоединения раскольников и еретиков к Православию (95). Значительное место в них отведено статусу клириков – их обязанностям и иерархической дисциплине (7, 14–17, 22, 23, 31, 34, 37), браку клириков (6, 12, 26, 48), а также образу жизни клириков и мирян, их поведению в обществе и дома (5, 9–11, 24, 27, 62, 77, 80); отцы Собора определяют епитимии клирикам и мирянам, совершающим те или иные тяжкие грехи, например умерщвление плода во чреве матери (аборт), содержание притонов, обращение за помощью к волшебникам и так далее (61, 65, 86, 91, 92). Немало правил посвящено монашествующим и монастырям (40–47, 49), территориальному размежеванию Церквей – их юрисдикции и каноническим границам (20, 38), Соборам – их созыву и месту в жизни Церкви (8, 25), церковному учительству (19, 63, 64, 70). Целый ряд правил Собора касается богослужения (29, 52, 58, 90, 101), совершения Евхаристии (32), соблюдения благочиния в храмах и святых местах (69, 74–76, 88), иконописания (82, 100). Трулльский Собор также установил основы брачного права Православной Церкви (53, 54, 72, 87, 93, 98). Кроме того, отцы Собора также произвели ревизию действующих источников канонического права; ими были отвергнуты испорченные тексты, утвержден состав канонических сборников, исправлены и дополнены прежние правила (2). Седьмой Вселенский Собор (Никейский второй) Седьмой Вселенский Собор был созван императрицей Ириной в Нике в 787 году и посвящен ереси иконоборчества. Этому предшествовали многие годы преследований и жестоких гонений на почитателей святых икон при нескольких императорах, начиная с Льва Исаврянина. Собор продолжался 12 дней, на нем присутствовало 367 епископов. После тщательного изучения апостольского и отеческого предания, а также тех мест Священного Писания , которые относятся к почитанию святых и их священных изображений, отцы Собора вынесли определение, утверждающее и объясняющее почитание святых икон, и произнесли анафему на всех, отвергающих древние предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Итак, ваше обвинение против церкви, аки бы она не последует определениям седьмого вселенского собора, к церкви не относится, а падает на вас самих. Собор сей заповедал почитать священные изображения, но материала исключительно потребного для оных не определил, и даже ясно заповедал не материал почитать во св. изображении, но самое изображение; а вы для образования перстами Св. Троицы и двух естеств во Христе, требуете употреблять исключительно те, а не другие персты, и таким образом, вопреки учению собора, требуете почитать самое вещество изображения, т.е. известные и известным образом сложенные персты, так что единственно из-за перстов отделяетесь и от св. церкви. Собор вселенский седьмой ревновал о чести образа Владычня, а вы ревнуете не за образование только Св. Троицы и двух во Христе естеств перстосложением, но за самое перстосложение, за самые персты, и являетесь не иконопочитателями, в смысле соборного определения, а перстопочитателями. И таким образом седьмой вселенский собор служит обличителем и обвинителем для вас, а не для церкви православной, которая, согласно его учению, образуя посредством сложения перстов Св. Троицу и два во Христе естества, не усвояет чести, или силы и значения самым перстам, и употребляя для сего образования троеперстие, не отвергает и двуперстия, даже дозволяет оное к употреблению для ищущих единения с нею в вере и священноначалии. 48 Стоглав, соборный ответ о живописцах и о честных иконах (гл.43): «Подобает иконописцем... с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Богоматери... по образу и по подобию по существу, смотря на образы древних живописцев, и знаменовати с добрых образцов... А которые по се время писали иконы неучася, самовольством и самоволкою... ино тем запрещение положити, чтоб училися у добрых мастеров... А Божия образы во укор и в поношение не давати». Читать далее Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888./Часть. 3. - 519 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вне этого и дальше этого никто из нас не имеет права простирать свой ум, так как это может кончиться весьма и весьма печально, в особенности, когда речь идет о столь возвышеннейшем предмете, как абсолютная непостижимость, беспредельность, надмирность Божества. Вопрос. В иконостасе одного собора Господь изображен в виде старца, что это значит? Ответ. На иконе, называемой " Новозаветная Троица " , Бог Отец изображается в виде старца, Господь Иисус Христос - в том облике, в каком Он воплотился (хотя это не каноническое по стилю изображение), а Бог Дух Святой - в виде голубя. С древнейших времен в православной традиции изображения Духа Святого в виде голубя были очень распространены и разнообразны. Известно, например, что когда святитель Василий Великий совершал Божественную литургию (а раньше, как вы знаете, над престолом была сень - некие кровы, укрепленные на колоннах), в момент схождения Духа Святого на Святые Дары во время Евхаристии серебряный объемный голубь, находившийся под сенью, трижды позвякивал в знак того, что благодать сошла; когда же этого не происходило, святитель понимал, что Таинство не совершилось. Был случай, когда служащий с ним дьякон во время Литургии рассеялся и позвякивания не было; святитель Василий стал наблюдать, что происходит вокруг него, увидел дьякона, смотрящего в сторону, сделал ему замечание, потом вновь начал молиться, и голубь трижды звякнул. Об этом случае говорится в материалах Седьмого Вселенского Собора. Как мы видим, изображения Духа Святого в виде голубя существовали с древних времен. Изображения Бога в виде старца тоже появились давно, хотя и позднее. Тем не менее нельзя считать, что если что-либо является древним, то оно обязательно и истинно. Например, изображения Бога в виде старца осуждались: Шестой Вселенский Собор, в одном из своих правил, и посвященный иконопочитанию Седьмой Вселенский Собор запретили символическое изображение. Шестой Собор запретил изображать Господа Иисуса Христа в виде агнца, Седьмой подтвердил это запрещение и проповедал иконописный реализм, как теперь его называют современные богословы, то есть изображение только тех событий, которые имели место в действительности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так как в Reg. 2951 читается записка Иоанна о начале иконоборства, читанная им на соборе 787 года, то надо признать одно из двух: или эта записка была составлена им уже раньше для другого собора – именно для того же собора против Косьмы епифанийского 269 , –или же оригинал Reg. писан около или после 787 года. Мы полагаем, что вернее первое предположение: записка составлена не в 787, а в 764 году 270 . Иоанн синкелл прибыль в Константинополь не при Константине V, а только около 786 года, как удостоверено современными документами 271 ; итак, все известия об исповедничестве Иоанна-синкелла-Дамаскина при Константине V суть чистая легенда. Мы видели выше, что D (и С) составлено вне империи, а А, напротив в Константинополе; D около 767, С до 775, а А, вероятно, в последние года перед седьмым вселенским собором. Если D и было послано Константину V, то, вероятно, оно было им уничтожено, как Лев III уничтожил подлинные письма к себе Григориев II и III римских. Весьма вероятно поэтому, что D и С были вновь принесены сюда в 786 г. самим автором, синкеллом Иоанном, и здесь, вероятно в бурный период 786/7 года, после того, как иконоборцы в 786 г. «сорвали» православный собор, D было кем-то (едва ли самим Иоанном) переделано и дополнено до редакции А. Если остаться при нашей датировке оригинала Paris. 1115, то возможно, .что роль синкелла Иоанна на соборе была весьма важная, хотя и невидная. Paris. 1115 представляет собою целую «паноплию» против иконоборцев и вообще еретиков, искажавших догмат об истинном вочеловечении 272 , и заключает в себе свод почти всех тех свидетельств, которыми воспользовался седьмой вселенский собор. Если его оригинал точно был написан в 775 году и привезен в Византию Иоанном, то возможно, что он, автор Σ, был и составителем этого свода, которым воспользовался седьмой вселенский собор 273 . Это тем вероятнее, что в διλογος στηλιτευτικς, в конце ιε главы, он выражает намерение составить свод свидетельств св. отцов в защиту иконопочитания (Migne 109, 513С).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Плотски изобразитеся по нам, иже прежде бесплотный, не отвергнися зрака, даруя нам божественное изображение». В словах тропаря говорится о том, что изображение дается на спасение душам нашим. Смысл этих слов заключается в том, что изображение Спасителева образа на убрусе, а вслед ему всякое священное изображение, имеет двойственный смысл, является образом и путем спасения и дается нам на спасение. Подобно тому, как вочеловечение Свое Спаситель совершил нас ради человек и нашего ради спасения. В чем же спасительный смысл святого изображения, в чем заключался спасительный смысл напечатления Спасителем Своего Лика на убрусе? В том, что в образе Христовом божественное неразрывно и непреложно сопряжено с человеческим. Итак, икона есть видимое и осязаемое свидетельство припряжения сотворенного человеческого начала нетленному божественному бытию. В своих определениях Седьмой Вселенский Собор неоднократно указывает, каким должно быть почитание святых икон, каким образом икона может быть спасительна. Основной смысл почитания икон Собор полагает не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок или мозаичных плиток, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа Невидимому Первообразу Богу. Такое исповедание почитания икон Седьмым Вселенским Собором ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее – быть светлыми вратами неизреченных тайн, путем божественного восхождения. Седьмой Вселенский Собор и отцы Церкви, творения которых имели особое значение на Соборе, в особенности, быть может, св. Иоанн Дамаскин , подчеркивают именно такой смысл почитания икон. В основном, для отцов Собора икона Христа и икона Божией Матери, в особенности, когда Она изображена с Младенцем, является свидетельством истинности вочеловечения Христова. Есть и другой смысл такой неразлучности икон Христа и Матери Божией. Как указывает Л. Успенский , икона Христа есть образ вочеловечившегося Бога, икона же Божией Матери есть совершенный образ обоженного человека, на чем покоится наше спасение. Слово стало плоть, дабы сделать человека сопричастным Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

И IV Вселенский собор, испытывая необходимость из-за монофизитской ереси добавить к общему Символу выражение о двух природах вочеловечившегося Слова, этого, однако, не сделал. Подобным образом из-за противоположно мысливших еретиков чувствовали нужду добавить выражения к Символу и V Вселенский собор – о вечности наказания, и шестой – о двух энергиях, и седьмой – о поклонении святым иконам. Однако они не дерзнули этого сделать, но сохранили общий Символ веры в неизменном виде. И это несмотря на то, что данные выражения не были прибавлением к Символу, касающимся веры, но раскрывали то, что изложено в Символе сокращенно, были только прибавлением слов. Почему же не дерзнули? Всецело из благоговения и перед святыней Символа никейских отцов, и перед определением III Вселенского собора, который предает анафеме любое прибавление к Символу, касается ли оно веры или слов. Так и Западной Церкви подобало бы с благоговением отнестись к этой самой святыне Символа никейских отцов и к этому определению III Вселенского собора, в подражание священным Соборам, и не включать в Символ противозаконное добавление «и от Сына» (filioque). Его одного хватило, чтобы отделить западных от восточных, разжечь между ними жесточайшую распрю и принести столько ужасного и достойного многих слез. Все это описано в рассказах и книгах. Западные, впрочем, говорят, что как II Вселенский собор не согрешил, сделав добавление к Символу I Вселенского собора, так и Западная Церковь не согрешила, допустив такое добавление. Но нужно сказать, что в этом сходстве вовсе нет ничего сходного. II Вселенский собор, обладая тем же достоинством, что и I Вселенский, сделал добавление собственно и главным образом потому, что предыдущим Вселенским собором не было запрещено делать добавления к Символу. И хотя Сардикийский собор, состоявшийся до II Вселенского, запретил излагать другую веру помимо Никейской, он все-таки – и потому, что был частным и Поместным, и потому, что сказал это не для православного Вселенского собора, a для ариан, излагавших другую веру против единосущия, – не брал на себя обязанность быть учителем II Вселенского собора, представлявшего собой Кафолическую Церковь (ибо Поместный и частный собор всегда подчиняется Вселенскому, а не наоборот).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А история с Василием, епископом Гортинским, происходившим с Крита, который был представителем папы и всей Римской Церкви, показывает, что собор этот был вселенским. Видно это и из постановлений самого собора, в которых он себя часто называет вселенским. Вряд ли столь великое множество Отцов, [живших во времена этого собора и после него,] могли попасться в сети столь откровенной лжи. Вот что говорит и святой и вселенский Седьмой собор в своем первом правиле: «Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими ( Евр. 13:5 )» 27 . Если же Седьмой собор говорит о правилах всехвальных апостолов и святых и вселенских шести соборов, а тот собор, который в собственном смысле называется Шестым, канонами не занимался вовсе, разве не ясно, что речь идет о правилах того собора, который как бы восполнил недостающее на Шестом? А то, что презирающие канонические постановления предаются анафеме, разве не устрашает, разве не трогает даже каменное сердце? А ведь римский епископ также признавал истинность этих канонов, пока церковные дела еще пребывали в мире; папа Адриан писал патриарху Тарасию и восхвалял его за то, что он был верен каноническим определениям этого собора. Об этом читайте в Деяниях Седьмого собора, в послании папы Адриана к Тарасию Константинопольскому : «В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания священного символа и признания всех шести святых соборов, достойную похвалы и удивления ревность о священных и честных иконах; так как в послании сказано: „приемлю и шесть святых соборов со всеми их канонами, которые законно и божественным образом провозглашены ими: потому что в этих канонах между прочим сказано: на некоторых живописях честных икон изображается агнец, указуемый перстом Предтечи, который был принят за образ благодати, потому что посредством закона предуказал нам истинного агнца, Христа Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

Заявив, что в данном случае дело касается лишь седьмого вселенского собора, т. е. 2-го Никейского 787-го года, д-р Голль, прежде всего, кратко излагает сущность его определения по вопросу об иконопочитании заключающуюся, как известно, в различении понятий: «λατρεα» и «Προσκνησις». Западная церковь , разъясняет автор, на Франкфуртском соборе (794 г.) отвергла собор Никейский только потому, что, благодаря неточному переводу, приписала этому собору ту ложную мысль, что будто бы он предписывал поклонение иконам в смысле их обоготворения. В действительности же Франкфуртский собор в своем учении об иконопочитании был вполне согласен с собором Никейским, так как оба они одинаково настаивали на той мысли, что поклонение должно воздаваться не самим иконам, а тем, кто изображен на них. Еще задолго до эпохи реформации седьмой собор был уже надлежащим образом понят на западе и принят всею церковью в качестве вселенского. He подлежит сомнению, что молчаливо или подразумевательно (implicitly) он принят был и церковью Англии. Вопрос, таким образом, в том, было ли это принятие отвергнуто со времени реформации? He следует отвечать на этот вопрос ссылками на мнения отдельных богословов–писателей. Англия в XVI столетии не устанавливала какую-либо новую религию и не принимала на себя задачу пересмотреть вновь (de novo) все основы церковного учения. Все, что хранила английская церковь дотоле, осталось у неё и впредь, за исключением лишь того, что было изменено её специальными определениями. Относительного седьмого собора англиканская церковь в эпоху реформации не высказалась ни за ни против, а следовательно её отношение к нему осталось таким же, каким было до реформации. Нужно, конечно, признать, что многие из англиканских писателей отвергали седьмой собор; но в этом случае, они были жертвою того же недоразумения, как и собор Франкфуртский. При чем их образ действий вызван был теми суевериями, с которыми сопряжено было иконопочитание в церкви римской.... С преуспеянием в нашей среде более просвещенного кафолического настроения, взгляд на этот, как и на другие вопросы стал яснее и правильное употребление икон стало быстро распространяться. Истинное учение седьмого собора уразумели лучше и различные англиканские журналы, включая, в том числе руководящий орган англиканского исповедания „Church Quarterly Review», выступили за признание семи вселенских соборов. Нужно, однако, заметить, заключает автор, что наш народ, по природе своей, менее способен к внешним излияниям своих чувств, чем люди востока. С нашей стороны, падение ниц пред иконами, как это делают восточные, имело бы тот именно смысл, какой осужден седьмым собором как λατρεα. От нас можно ожидать лишь почтительного употребления икон и изображений, как вспомогательных средств для возбуждения нашего благоговения к Богу, как единственному предмету поклонения, а этим и осуществляется тот основной принцип, который утвержден седьмым собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010