1805 Никея главный город Антиохии, в котором были первый и седьмой Вселенские соборы: первый в 325 г. при Константине Великом , под председательством Евстафия, архиепископа Антиохийского; собор осудил Ария, составил Символ веры до 8-го члена, установил время Пасхи, установил первенство епископов Рима, Александрии и Антиохии и издал 20 церковных правил; седьмой Вселенский собор был в 787 г. при императрице Ирине под председательством Цареградского патриарха Тарасия, он осудил иконоборцев и в 22-х правилах утвердил церковные порядки. 1806 Геенна – место вечных мучений. Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха были сожигаемы дети (3 Царст. 11:17; 4 Царст. 16:3–4.) После отмены Иосиею сего ужасного жертвоприношения (4 Царст. 23:10) в долину Енном сваливались трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота, где всё это сожигалось. 1808 Аполлония – город в Иллирии, неподалеку от моря, славившийся процветанием наук во время римского владычества. 1809 Асклипий или Эскулап – Бог врачебного искусства – сын Аполлона и дочери Фессопийского царя Корониссы. Его изображали в виде почтенного, бородатого мужа с важным и благосклонным выражением лица, в белой одежде с жезлом, вокруг которого вьётся змея. Иногда, кроме змеи, с Эскулапом изображали петуха, которой был посвящен сему Богу. 1810 Аполлон – сын Зевса и Латоны – брат Артемиды, бог света; Аполлону верование древних дало в удел вечную и неизменную юность и силу, знаменуя этим вечно юную мощь света и тепла. Он изображался в образе прекрасного, сильного юноши с луком или изогнутым пастушечьим посохом, в руках и с колчаном со стрелами за спиной. Иногда в руке лира (музыкальный инструмент). Ноги без обуви или в нарядных сандалиях, на голове лавровой венок. 1811 Иракл или Геркулес – знаменитейший герой греческий, сьн Зевса и Алкмены, супруги царя Амфитриона. Его изображали обыкновенно в виде необычайно развитого, крепкого мужа, в самую цветущую пору возраста, нагим или в львиной шкуре с курчавой головой и с тяжелой дубиной в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

811 Английский официальный оригинал документа: doc_20160921_sinodality-primacy_en.html. Перевод на русский сделан составителем. 817 4 канон Первого Вселенского Собора (Никея, 325 г.): «Епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам. Если же сие неудобно, или по надлежащей необходимости, или по дальности пути: по крайней мере три в одно место соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершать рукоположение. Утверждать [kyros] же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту». Ср. также Апостольское правило, 1: «Епископ должен быть рукоположен двумя или тремя епископами». 818 Первый Вселенский Собор (Никея, 325 г.), канон 4; также канон 6: «Если кто без соизволения митрополита, поставлен будет епископом: о таковом великий Собор определил, что он не должен быть епископом». 819 Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.), канон 12: «Град же, который по царским грамотам почтен именованиям митрополии, единою честью да довольствуется, так как и епископ управляющий его церковью, с сохранением собственных прав истинной [kata aletheian] митрополии». 820 Седьмой Вселенский Собор (Никея II, 787 г.), канон 11 предоставляет митрополитам право назначать казначеев своих викарных епископов, если епископы не предусматривают этого. 821 Ср. Антиохийский собор (327 г.), канон 9: «Подобает епископам в каждой провинции [eparchia] подчиняться епископу, который председательствует в митрополии». 822 Ср. Первый Вселенский Собор (Никея, 325 г.), канон 6: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества [presbeia] Церквей»; Второй Вселенский Собор (Константинополь, 381 г.), канон 3: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести [presbeia tes times] по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим»; Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.), канон 28: «Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества [presbeia]: поскольку то был царствующий град.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

95 «Если с именем еретика – говорит католический епископ, известный Ereppel – должно быть соединяемо представление о человеке, который заблуждается в догмате, то невозможно не приложить это название к Оригену . Но если такое название должно прилагать только к человеку, который обнаруживает намерение остаться при своем заблуждении, несмотря на осуждение этого заблуждения церковью, то кто же может приложить это название к Оригену – который никогда не сопротивлялся определению церкви?» (См. Origène, t. II, p. 443). Нельзя также не обратить внимания и на то, что шестой и седьмой Вселенские соборы не совсем тождественно выражаются об осуждении Оригена . Именно, седьмой: «анафематствуем бредни Оригена , как это сделал пятый Вселенский собор» (Деян. Всел. Соб. VII, 592). Шестой: «наш вселенский собор присоединился к голосу пятого св. собора, собранного против Оригена – »отверг самоизмышленные догматы нечестия«. (Деян. Всел. Соб. VI, 467). Но в другом месте тот же собор: «признаем... изречения 160 богоносных отцов, которые соборно анафематствовали Оригена (и других), воспроизводивших языческие басни» (ibd. 580). Следоват. последующие Вселенские соборы, говоря об осуждении Оригена , выражаются – то как об осуждении его идей («бредни, басни, измышленные догматы») и следов. сочинений, идеи эти в себе заключавших, то как будто бы и вместе с тем об осуждении самой личности Оригена , – По-видимому, мысли о том, что осуждены были «оригеновския мысли и оригениане», а не личность Оригена, держится и пр. Филарет Чернигов. (Истор. учение об отцах, ч. I, стр. 239), хотя, в виду известной спорности предмета, первоначальное осуждение Оригена пр. Филарет приписывает не V Вселенскому собору, а частному собору 543 года (ibd.). 98 Какое употребление давалось иногда церковному отлучению в римской церкви средних веков, это показывает следующее: так называемые апостолические нотарии, совершавшие всякого рода нотариальные акты, в долговых обязательствах имели право прибавлять: et nisi debitor satis fecerit statim post denuntiationem, sententiae excommunicationis se submittet, eam incursurus nisi solverit. Это условие носило обыкновенно название: super obligatione de nisi. Против этого впервые вооружилась галликанская церковь , объявив вовсе церкви несвойственным брать на себя обязательство отлучать от церкви неуплативших долги и вообще право совершать гражданские акты cum obligatione de nisi, в знаменитых Libertates ecclesiae gallicanae, § 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Как и в богословии, это был упадок, несмотря на внешний «прогресс» искусства, перешедшего на основу «натурального» восприятия мира. Тем не менее появление этого направления и в дальнейшем закономерность его существования в Церкви считаются тем более нормальными, что каноническая православная иконопись якобы никогда не была определена как единственное возможное выражение православного вероучения. Седьмой Вселенский Собор якобы не определил, каким должен быть церковный образ по своему характеру, т.е. не узаконил никакого «стиля» 16 . Следовательно, не придерживаясь определенного «стиля», мы не вступаем в противоречие с православным вероучением. Согласиться с тем, что догмат иконопочитания применим к любой форме искусства, конечно, нельзя. Само утверждение, что Седьмой Вселенский Собор не определил характера церковного образа, основано на недоразумении, вытекающем из невнимательного чтения Деяний и Ороса Собора. Напомним, что одной из причин иконоборчества было именно проникновение в церковное искусство чуждых ему элементов светского искусства того времени, и нельзя предполагать, чтобы Собор игнорировал аргументы иконоборцев в этом направлении. И действительно, отцы Собора очень определенно про- тивуполагают икону тому, что иконой не является. Приведем один пример: «Как изображающий живописно человека не делает его через это бездушным, а напротив, человек остается одухотворенным и картина называется его портретом вследствие ее сходства, так и мы, делая икону, плоть Господа исповедуем обоготворенную и икону признаем не за что-либо другое, как за икону представляющую подобие первообраза. Потому-то икона получает и само имя Господа; через это только она находится в общении с Ним; по тому же самому она и досточтима, и свята» 17 . Преподобный Феодор Студит , со свойственным ему темпераментом, выражает ту же мысль более определенно и ярко: «Его (Христа) изображение не в подобии человека тленного, что порицается у апостола, но в подобии человека нетленного, как Он сам ранее сказал, а именно нетленного. Ибо, как говорит великий Петр, не осталась душа Его во аде, ни плоть Его виде истления 18 , потому что Христос не просто человек, но сделавшийся человеком Бог» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

И здесь действительно все то же самое, что ранее говорилось о епископах, принимавших участие во Втором Вселенском Соборе и рукоположенных Акакием Кесарийским и прочими из числа омиев, аномиев и омиусиан. Монофелитизм окончательно осуждается на Шестом Вселенском Соборе, где исповедуются два природных действия и две природных воли во Христе (воля и действие имеют природный характер, а не ипостасный). Те из епископов, кто остались неизменно верными своим монофелитским убеждениям, извергаются из епископского сана и изгоняются из Церкви (анафематствуются). Таким образом, рукоположения, совершенные конкретными патриархами (Сергием, Пирром, Петром и Павлом) до их осуждения конкретным Собором, безусловно не рассматриваются как проблематичные, и, конечно, правомыслящие епископы не отвечают за еретические воззрения епископов, от которых они сами получили свою архиерейскую хиротонию (хиротонию получают от Церкви, а не от конкретной личности). Данные экклесиологические реалии были признаны и в ходе работ Седьмого Вселенского Собора в следующей формулировке: «чада за отцов не умирают, но каждый умирает из-за своего собственного греха, и что рукоположение от А святитель Иоанн Златоуст ставит этот вопрос и в его обратном прочтении, отмечая: «Что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих 11. Седьмой Вселенский Собор По поводу Седьмого Вселенского Собора утверждают, что он немедленно признал и восстановил на епископских кафедрах рукоположенных еретиками-иконоборцами епископов. Но в то же время замалчивается следующий факт: Седьмой Вселенский Собор — это первый Собор, который взялся за церковное решение возникшей иконоборческой ереси и одновременно исповедал веру и образ мыслей Церкви. Но (бывшие иконоборческие) епископы, которые покаялись, были приняты и восстановлены на своих кафедрах, имея рукоположение, которое они получили от Церкви, а не от какой-нибудь еретической общины вне Церкви. Такая же хиротония была и у председателя Седьмого Собора святителя Тарасия.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Первую важнейшую причину отделения старообрядцев от православной церкви Денисов поставляет таким образом не в отменении крестного на себе изображение, чего действительно и не было, и не в отменении образования перстами Св. Троицы и воплощения Господня, чего также не было, но в замене одних перстов другими для этого образования, в изменении служащего к тому материала, подобно как бы красок, или вап, в иконном изображении, ибо и здесь иное есть самое изображение, икона, и иное – вещество, материал, служащий для иконы. Посему Денисов полагает в догмат веры не образуемое перстами учение, но самые персты, если в изменении церковию перстов для крестного знамения полагает первую и главную причину отделения от неё старообрядцев: ибо только из-за перемены догматов могло быть правильное и законное их отделение от церкви. Но где и каким писанием предано, которым вселенским собором утверждено, чтобы не образуемое учение, а материалы, служащие к его образованию, как здесь персты, полагать за догмат веры? Почитание святых икон Седьмой Вселенский собор утвердил, но того, чтобы каким-либо одним материалом или из одного какого-либо вещества делать иконное изображение, святый собор не постановил. Он повелел на стенах, и досках, и священных сосудах изображать св. образы. Если на стенах, то ясно, что и на каменных; на досках – значит на дереве; на священных сосудах – значит на металлах. Повелевая таким образом всяким честным и прочным материалом изображать св. иконы, Седьмой Вселенский собор ясно показал, что не усвояет значения самому веществу икон, тогда как если бы собором повелено было изображать св. иконы только одним каким-либо материалом, то постановление это могло бы подать мысль, что вместе с иконою и самый этот материал должен удостаиваться почитания и поклонения. Согласно постановлению вселенского собора, св. церковь и поныне всяким честным и прочным материалом изображает св. иконы: вапами, мозаикою, металлом, шитьём на тканях – свидетельствуя сим, что не почитает материал икон, но самое иконное изображение в честь первообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В изображении иконостаса на помещаемой ниже иконе Симона Ушакова, изображающей Седьмой вселенский собор (T. XX, 109), согласно прилагаемому рисунку 25, видим мы образчик иконостаса двухъярусного, при чем второй пояс состоит только из Деисуса, поставленного посреди преграды. Двухъярусный иконостас на иконе Седьмой вселенский собор, С. Ушакова. Присланные св. Афанасием из Греции вышепоименованные семь икон в конце XIV в. тоже поставлены были над царскими вратами, и к ним были добавлены еще иконы двух апостолов, чтобы сделать пояс этот сплошным. Изображать Деисус с ангелами и апостолами на предалтарной преграде было в обычае в древней Греции: так, например, по Симеону Фессалоникийскому († 1428 г.), на предалтарной преграде изображался Спаситель, по сторонам его Божия Матерь и Креститель, далее ангелы, апостолы и прочие святые 77 . По указанно летописей, первоначальный иконостас Благовещенской церкви на Великокняжеском дворе украшен был драгоценным Деисусом письма Рублева; на поклонной стороне стояла чудная цареградская икона Спас в белой ризнице (Софийск. временник, 1, 418. Благовещенский собор в Москве, И. С., М. 1854, 21). Таким образом, образуется второй пояс иконостаса, Деисусный или, иначе называемый, апостольский, а также святительский. Это последнее название получил пояс от прибавления в нем к иконам Деисус, архангелов и апостолов еще и икон святителей, как, например, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , святителей Московских и т. д. В издаваемом иконостасе, например, в этом поясе помещены следующие изображения: Господа Вседержителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, свв. архангелов Гавриила и Михаила, апост. Петра, Павла, Андрея, Иоанна и святителей Василия Великаго , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Николая Чудотворца, Петра, Алексия, Ионы и Леонтия Ростовского. Этот второй пояс иконостаса существовал в неполной, т.-е. несплошной форме, как мы указывали выше, в конце XIV века. Сплошная же его форма была вы звана надбавкой третьяго пояса – праздничного и, вероятно, вскоре, или даже одновременно, пророческого, что мы уже встречаем в начале XVI века и, как исключение, даже несколько ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Восьмой Вселенский. Как не превратить Собор в пародию?.. Что такое происходит, из-за чего Собор нельзя отложить еще как минимум на год? 13 июня, 2016 Что такое происходит, из-за чего Собор нельзя отложить еще как минимум на год? Каждый день появляется неожиданная новая информация по запланированному на 18 — 27 июня этого года Всеправославному Собору. И сейчас уже не очевидно, состоится ли он в назначенное время. А, может быть, в назначенное время и не нужно? Размышляет Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик РАХ, директор Научного Центра восточнохристианской культуры, зав. отделом Института мировой культуры МГУ. Алексей Лидов. Фото Анны Гальпериной Готовящийся Собор неслучайно многие называют Восьмым Вселенским. Напомню, что Седьмой Вселенский собор состоялся в конце VIII beka, в 787 году, то есть почти 13 веков назад. И один этот факт говорит о том, что речь идет о событии историческом, имеющим огромное значение. Но может ли в принципе иметь место Восьмой Вселенский собор, если в нем не будут участвовать несколько важнейших православных Церквей? Мы знаем, что от участия в Соборе уже категорически отказался Антиохийский Патриархат, отказалась Болгарская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь. У целого ряда поместных Православных Церквей — множество вопросов. И многие вполне не двусмысленно предлагают отложить Собор и доработать вопросы, которые вызывают споры и разночтения. Насколько я понимаю, на данный момент это и позиция Русской Православной Церкви, от которой, мы должны отдавать в этом отчет, зависит многое. Очевидно, что если Русская Православная Церковь откажется принять участие в Соборе, то можно сказать, что Вселенского или Всеправославного собора не будет. А если и будет, то он станет некой пародией, что само по себе гораздо хуже, чем отсутствие любого собора. То есть, провалить этот колоссальный проект через неучастие в нем важнейших Православных Церквей — гораздо хуже, чем если бы процесс его организации вообще не начинался. Поэтому предложение отложить Собор и объявить то, что должно произойти на острове Крит буквально через неделю, новым предсоборным совещанием для обсуждения накопившихся вопросов и острых проблем мне представляется самым правильным и компромиссным решением. Да, в этом компромиссном решении будут ущемлены некоторые личные амбиции и пострадают отдельные, скажем осторожно, политические проекты некоторых иерархов мирового православия. Но, здесь просто надо понять цену, понять, что эти амбиции и степень ущерба, который может быть нанесен, совершенно несоизмеримы.

http://pravmir.ru/vosmoy-vselensky-kak-n...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святоотеческое богословие иконы. Часть 3. Седьмой Вселенский собор о святости иконы (787 г.) В статье религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция» Владимира Ивановича Немыченкова анализируется учение иконоборцев и иконопочитателей, преимущественно на материале деяний Седьмого Вселенского собора. Сравнивается учение иконоборческого лжесобора в Иерии (754 г.) и императора-иконоборца Константина Копронима. Приводятся опровержения отцов Вселенского собора положений учения лжесобора, относящиеся к иконе Христа (обвинения иконопочитателей в ереси Нестория, Ария, Диоскора, Евтихия и Севера; утверждения о неописуемости и неизобразимости Христа; обвинения во введении в Святую Троицу четвертой ипостаси; учение о Евхаристических Дарах как образе Христа). Излагается учение собора о тождестве поклонения образу и первообразу. Приводятся опровержения анафематизмов (догматических определений) лжесобора в адрес иконопочитателей (об иконе Христа). Излагается православное учение о почитании икон Богородицы и святых. Подробно анализируется значение имени и внешнего подобия изображенного на иконе для ее сакрального статуса (с примерами не надписанных священных изображений). В заключение перечислены основные положения богословия иконоборцев и учения отцов Вселенского собора. Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) В предыдущей статье о богословии иконы свт. Германа Константинопольского был процитирован объемный орос Седьмого вселенского собора (787 г.) – положительное учение соборных отцов об иконопочитании. Приводились также положения учения святителя, которые легли в основу соборного ороса. Статьи автора, посвященные богословию иконы святых отцов околособорного периода – прп. Иоанна Дамаскина (ум. до 754 г.) и свт. Феодора Абу Курры (ок. 750 – ок. 830) , были опубликованы ранее.

http://bogoslov.ru/article/6192821

Собор против папы Николая I . В 867 г. патриарх Фотий обнародовал знаменитую энциклику (окружное послание), в которой были указаны следующие латинские уклонения от церковных правил и символа: 1) пост в субботу, 2) употребление в пищу сыра и яиц на первой неделе св. Четыредесятницы, 3) отвращение от священников, живущих в браке, 4) отвержение миропомазания, совершаемого священниками, и 5) наконец, прибавку к Символу веры Filioque, т. е. что Дух Святый исходит и от Сына, противоречившую Св. Писанию, писаниям свв. Отцов и вносящую некоторый дуализм в понятие о Пресвятой Троице. Этим же посланием Фотий созвал собор, который составился в 867 г. и на котором латинские нововведения были торжественно осуждены, и сам папа низложен и предан анафеме. Собор 869 г., мнимый вселенский . Этот собор составился в церкви Св. Софии, сначала из 12 епископов, число которых потом постепенно возросло до 70, а потом до 109 (в последнем заседании). Было два самозванных представителя других патриархов: Антиохийского и Иерусалимского. На этом соборе Фотий был торжественно осужден и предан анафеме. На восьмом заседании сожжены были акты соборов 861 и 867 годов и осуждены иконоборцы. Наконец, в десятом заседании преданы анафеме все прежде бывшие еретики, в том числе и папа Гонорий. Кроме того, в этом же заседании изданы по латинской редакции 27, а по греческой 14 церковных правил. На этом соборе папа признан орудием Святого Духа и не подсудным, даже Вселенскому Собору. Собор в храме Св. Софии . Этот собор состоялся в 879 г. в храме св. Софии, в Константинополе, под председательством Фотия, из 383 епископов, в присутствии папских легатов и представителей всех патриархов. Собор имел две цели: торжественное восстановление Фотия и осуждение собора 869 г. – с одной стороны и осуждение всяких изменений в Символе, – с другой. Фотий на нем был восстановлен. Собор этот утвердил против иконоборцев Седьмой Вселенский Собор, издал 3 правила и составил определение, осуждающее какие бы то ни было прибавки к Символу веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010