3 . Евфимий (Орфанос), митрополит Фессалоникийский, Экзарх Кипра и местоблюститель Австралийской Митрополии 537 ; 4 . Христофор (Ангелопулос), митрополит Месогейский и Островов, Экзарх Балканских стран, секретарь синода 538 ; 5 . Филарет (Мор), митрополит Французский, Экзарх Западной Европы 539 ; 6 . Виссарион (Сотиропулос), митрополит Сиднейский 540 ; 7 . Амвросий (Никифоридис), епископ Филиппийский 541 ; 8 . Афанасий (Вафиадис), епископ Гардикийский 542 ; 9 . Нектарий (Яшунский), епископ Олимпийский, Экзарх Восточной Европы; 10 . Никифор (Гроус), архимандрит, местоблюститель Американской митрополии. IV.10.12. Церковь ИПХ Греции митрополита Авлонского и Виотийского Ангелоса (Анастасиу) Основатель этой малочисленной группы митрополит Авлонский и Виотийский Ангелос (Анастасиу) родился в 1950 году. Образование получил на богословском факультете Афинского университета. Первоначально пребывал в юрисдикции «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции, где в 1975 году был рукоположен во диакона, а в 1978 году – во иерея. В 1996 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Ангелоса во епископа Фессалоникийского. Спустя шесть лет, в 2002 году, епископ Ангелос вошёл в юрисдикцию «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции, где был возведён в сан митрополита с назначением на Авлонскую и Виотийскую кафедру. В январе 2007 года митрополит Ангелос подал на имя архиепископа Афинского Макария (Кавакидиса) прошение о выходе из состава «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции, после чего провозгласил образование собственной старостильнической организации, известной, как церковь ИПХ Греции митрополита Авлонского и Виотийского Ангелоса 543 . К концу 2008 года церковь ИПХ Греции митрополита Авлонского и Виотийского Ангелоса (Анастасиу) вошла в богослужебное общение с целым рядом раскольнических групп. Следует отметить, что ещё 16 октября 2006 года митрополит Ангелос установил общение с предстоятелем «Православной церкви Италии» митрополитом Равеннским и всея Италии Антонием (де Россо) 544 , поддерживавшим тесные контакты с раскольническими «Болгарской православной церковью» юрисдикции «митрополита» Иннокентия, «Черногорской православной церковью», «Македонской православной церковью» и Украинской православной церковью киевского патриархата 545 . В середине 2008 года митрополит Ангелос вступил в богослужебное общение со «Священным Миланским синодом», что позволило ему провести хиротонию второго иерарха своей малочисленной юрисдикции. Им стал епископ Мартириопольский Порфирий, викарий Авлонской митрополии 546 . IV.10.13. « Афанасиевский» синод церкви ИПХ Греции (1995–1998)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По состоянию на конец 2007 года в афонском монастыре Эсфигмен проживало около 150 насельников 712 . Помимо последователей «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции на Святой Горе Афон имеются последователи «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции, объединённые вокруг скита святого Василия 713 . V.1.2. Распространение раскола на канонической территории Константинопольского Патриархата Как следует из вышеизложенного материала, к 2008 году греческий старостильный раскол на канонической территории Константинопольского Патриархата, помимо Афона, был представлен, по преимуществу, на острове Крит. Масштабы распространения схизмы выглядят следующим образом: 1 . Критская митрополия «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции во главе с митрополитом Пирейским и Саламинским Геронтием II (Лударосом), местоблюстителем Критской митрополии; 2 . Критская архиепископия «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции во главе с архиепископом Критским Димитрием (Биффисом); 3 . Критская митрополия «нифонтовского» синода церкви ИПХ Греции во главе с митрополитом Критским Арефой (Антониадисом); 4 . Церковный приход «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции; 5 . Два церковных прихода «кирико-матфеевского» синода церкви ИПХ Греции. Кроме того, с 1998 года в числе иерархии Константинопольского Патриархата состоят митрополит Тианский Паисий (Лулургас) и епископ Апамейский Викентий (Маламатениос), бывшие старостильнические иерархи, которым даровано право совершения богослужений по юлианскому календарю, именующееся у раскольников «старостильной унией» 714 . V.2. Старостильный раскол на канонической территории Александрийского патриархата Как следует из вышеизложенного описания истории и современного состояния многочисленных юрисдикций старостильного раскола, на Африканском континенте, являющемся канонической территорией Александрийского Патриархата, греческий старостильный раскол представлен «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции, «Святой православной церковью Северной Америки» («Бостонским синодом») и так называемой «Истинно-православной церковью Кении» («ИПЦ Кении»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма примечательное для «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции событие произошло 8 октября 2008 года. В этот день состоялась встреча членов синода с делегацией «Русской Древлеправославной Старообрядческой Церкви», возглавляемой «патриархом Московским и всея Руси» Александром (Калининым). Данная встреча положила начало диалогу «каллиникисткого» синода церкви ИПХ Греции с одной из ветвей русского старообрядческого раскола 528 . К 2008 году в юрисдикции «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции состояли четыре Экзархата. Восточно-Европейский Экзархат, объединяющий церковные приходы в России и Украине, возглавляет епископ Олимпийский Нектарий (Яшунский) 529 . Западно-Европейский Экзархат включает 1 монастырь и 1 приходской храм в Италии; 8 храмов во Франции; 1 храм и 1 скит в Великобритании. Экзархат Балканских стран, возглавляемый митрополитом Месогейским Христофором (Ангелопулосом), включает 1 приходской храм и 1 монастырь в Румынии 530 и 4 храма в Болгарии. Кипрский Экзархат, возглавляемый митрополитом Фессалоникийским Евфимием (Орфаносом), включает 2 приходских храма. В Сиднейской епархии (Австралия) действуют 3 храма и 2 монастыря. В Американской епархии действуют 2 храма. На территории Греции действуют 49 приходских храмов (среди них 1 храм на острове Крит) и 26 монастырей 531 . «Каллиникитский» синод церкви ИПХ Греции поддерживает общение с «Российской православной автономной церковью в Америке», возглавляемой архиепископом Денверским и Колорадским Григорием (Абу-Ассалем) 532 . Официальными печатными органами «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции являются журналы «ρθδοξον Πατερικν Σλπισμα», «γιος γαθγγελος σφιγμεντης» («Святой Благовестник Эсфигменский»), «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΠΑΡΟΥΣΙΑ» («Православное присутствие») 533 . По состоянию на 2008 год «каллиникитский» синод церкви ИПХ Греции включал в себя следующих членов 534 : 1 . Макарий (Кавакидис), архиепископ Афинский и всея Эллады, председатель синода, Глава Восточно-Европейского Экзархата 535 ; 2 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фтиотидский и Фавмакийский 536 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате деятельность Католической Церкви в Греции в 1940–1944 гг. развивалась во многих социальных и политических сферах. Она началась с аренды ряда зданий под больницы во время греко-итальянской войны и успешного посредничества Папы Римского Пия XII зимой 1940/1941 гг. между правительствами воюющих стран с целью предотвращения бомбардировки Афин и Рима. Кроме того­, Ватикан и католические епископы Греции ходатайствовали перед оккупационными немецкими и итальянскими властями о смягчении условий содержания греков в концентрационных лагерях и перед царем и премьер-министром Болгарии об улучшении отношения к греческому­ населению в Восточной Македонии и Западной Фракии. Католические епископы также предложили помощь для решения проблемы доставки продуктов питания городскому населению с использованием дипломатических служб Ватикана. Это привело к появлению посланий Папы Римского к английскому королю, обращений послов к оккупационным властям в Греции, а так же посредничеству между Афинским архиепископом Дамаскином и английским правительством или греческим послом в Лондоне. Учитывая наличие небольшого количества католиков в Греции, итальянские власти в своей религиозной политике уделяли значительное внимание Православной Церкви. В частности, согласно сообщению полномочного представителя III рейха из Афин в германский МИД от 10 июля 1941 г., они пытались предотвратить замену Афинского архиепископа, опасаясь, что это повлечет за собой реструктурирование Элладской Церкви и ее адаптацию к условиям оккупации. Однако им пришлось уступить, когда итальянские власти поняли, что вызовут недовольство греческого населения­, если их причастность к негативному решению такого важного вопроса станет достоянием общественности. Различие религиозной политики итальянских и немецких оккупационных властей соответствовало разным стратегиям Рима и Берлина относительно захваченной Греции. Итальянцы хотели концентрации всей власти в руках объединенных немецко-итальянских вооруженных сил и были против идеи создания греческого оккупационного правительства в Афинах, поскольку планировали аннексировать после войны часть областей Греции, оказавшихся в их зоне оккупации. Так как Элладская Церковь являлась самой сильной и популярной общественной организацией­ в оккупированной Греции, итальянские власти­ не желали замены архиепископа из-за возможного роста и так большого влияния церковного руководства в стране.

http://bogoslov.ru/article/1089182

После выхода из «афанасиевского» синода епископ Антоний (Граббе) совершил попытку войти в состав епископата Российской православной автономной церкви, однако ему было отказано, и на протяжении последующих трёх лет он вёл независимое и не обременённое какой-либо юрисдикционной принадлежностью существование. В 2001 году он снова подал прошение о присоединении в синод РПАЦ, которое и было удовлетворено 557 . Епископ Нектарий (Агрителлис) не вошёл ни в какую юрисдикцию, начав независимое существование. IV.10.14. «Синод противостоящих» церкви ИПХ Греции в 1985–2008 годы После того, как в январе 1985 года состоялась консолидация иерархов «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции вокруг новоизбранного Архиепископа Афинского Хризостома (Киюсиса), митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) и митрополит Сицилийский Иоанн (Баскиу) 558 , входившие в «каллистовский» синод церкви ИПХ Греции, отказались от объединения и образовали «Синод противостоящих» церкви ИПХ Греции. Новоучреждённая раскольническая юрисдикция сохранила церковное общение с Румынской православной старостильной церковью, установленное «каллистовским» синодом ещё в 1979 году. Председателем «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции был избран митрополит Оропосский Киприан (Куцумбас), занимающий эту должность и до сего дня. Спустя год митрополитами Киприаном (Кацумбасом) и Иоанном (Баскиу) были проведены хиротонии новых архиереев для окормления церковных общин данной группировки, находившихся как в Греции, так и в Африке, Америке и Западной Европе 559 . В частности, в 1986 году были рукоположены: 1 . темнокожий африканский епископ Кенийский Георгий 560 ; 2 . епископ Ореойский (позднее Этнийский) Хризостом (Гонсалес); 3 . епископ Лакедемонийский Симеон (Манихофер); 4 . епископ Христианупольский Хризостом (Марлаасс). Архиерейские хиротонии совершались в «Синоде противостоящих» Церкви ИПХ Греции и в последующие годы. Так, в 1991 году был рукоположен епископ Фотикийский Авксентий (Цабан), в 1993 году епископ Мефонский Амвросий (Байрд) и епископ Сиднейский Хризостом (Алемагос), в 1995 году епископ Нуорский Михаил (Пирента), в 2000 году епископ Макариуполийский Иоанн, а в 2004 году епископ Лунийский Силуан (Ливи) 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После патриарха Мелетия многим государствам и церквам в качестве наследия остался долгий период религиозно-политической нестабильности и дипломатических интриг, последствия которых не изжиты до сегодняшнего дня. Блефтериос Венизелос (1864–1936 гг.) – влиятельный политический деятель нач. XX в., премьер-министр Греции 1910–1933 гг. 29 июня 1917 г. Греция вступила в войну на стороне Антанты против коалиции Германия-Турция. В 1919 г. она оказалась в числе стран- победительниц, а поражение Турции принесло небывалый успех политической партии, возглавляемой премьер-министром Греции Елефтериосом Венизелосом. К Греции были присоединены Фракия, Малая Азия с центром в Смирне и европейский берег Дарданелл. От новой границы Греции до Константинополя оставалось 30 километров. Это был момент, когда греки вплотную приблизились к осуществлению «Великой идеи восстановления Византии». С целью не допустить в Малую Азию итальянцев, руководство Антанты и Греции способствовало введению в Смирну греческой армии и развязыванию греко-турецкой войны. Стамбул был оккупирован союзными войсками. Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Дорофей обращается к великим державам с предложением уничтожить турецкое государство. В ещё более активной форме эти идеи проводил племянник Венизелоса, патриарх Константинопольский Мелетий (1922–1923 гг.). После смерти греческого короля Александра в 1921 г. и поражения на выборах в Греции партии Венизелоса на греческом троне утвердился Константин. Одновременно Грецию перестали поддерживать союзники, у которых были основания считать, что король Константин поддерживал Германию. Передовая греческая армия, находящаяся вблизи Анкары, была разбита войсками генерала Мустафы Кемаля, а в августе 1922 года турецкие войска перешли в наступление и в течение короткого периода времени все греческие дивизии были разбиты. Неосуществлённая идея «Восстановления Византии» Елефтериоса Венизелоса закончилась не только поражением Греции, но и страшной национальной катастрофой, унесшей сотни тысяч жизней мирных жителей как с греческой, так и с турецкой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Поскольку митрополит Месогейский Кирик в 1995–2005 годы являлся Экзархом «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции в России, то ему удалось сохранить власть над частью Российского Экзархата. В результате этого как «матфеевским», так и «кирико-матфеевским» синодами были провозглашены собственные Российские Экзархаты 691 . Неканоничность «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции юрисдикции архиепископа Николая (Месиаракиса) митрополит Кирик основывает на критике хиротесий 1971 года, произведённых иерархами РПЦЗ над «матфеевскими» митрополитами. Такое деяние митрополит Кирик расценивает как непозволительное сомнение в действительности апостольского преемства у архиереев, поставленных архиепископом Матфеем (Карпафакисом), из чего следует, что старое поколение «матфеевской» иерархии погрязло в отступничестве от чистоты хранимого предания. С целью демонстрации собственной исключительности в хранении неповреждённого исповедания истинного Православия глава «кирико-матфеевского» синода церкви ИПХ Греции предал анафеме не только архиепископа Афинского Николая (Месиаракиса) и всех согласных с ними архиереев, но и пребывавшего на покое бывшего архиепископа Афинского Андрея (Анестиса) 692 . Последнее обстоятельство позволяет предположить неискренность митрополита Кирика в первоначальном отстаивании интересов архиепископа Андрея, уволенного на покой без соблюдения принципа пожизненности пребывания на посту первоиерарха «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции. По состоянию на начало 2008 года в «кирико-матфеевском» синоде церкви ИПХ Греции состоял только один архиерей, которым являлся митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис) 693 . Ранее входивший в состав данной юрисдикции митрополит Ларисский и Тирнавский Панарет (Вагианас), умер 22 ноября 2004 года 694 . Среди общего числа раскольнических старостильных юрисдикций «кирико-матфеевский» синод церкви ИПХ Греции представлялся наиболее бесперспективным по причине малочисленности и абсолютной изолированности от других раскольнических групп. Однако в начале мая 2008 года митрополит Месогейский Кирик (Кондояннис) вступил в церковное общение с пребывавшей доселе в полной безвестности так называемой «Истинно-православной церковью Румынии» («ИПЦ Румынии») 695 . Установление литургического общения с означенной румынской схизматической группировкой позволило митрополиту Кирику не только выйти из состояния абсолютной изолированности от всего христианского мира, но и инициировать формирование сообщества раскольнических юрисдикций, уподобляя их семье Поместных Православных Церквей. В течение нескольких месяцев второй половины 2008 года митрополит Месогейский Кирик (Кондояннис), при участии и поддержке иерархов «ИПЦ Румынии», провёл архиерейские хиротонии в новообразованные «Истинно-православную церковь Кипра», «Истинно-православную церковь Кении» и «Истинно-православную церковь России». Последняя была создана на базе Российского Экзархата «кирико-матфеевского» синода церкви ИПХ Греции 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данное обстоятельство способствовало тому, что в состав новообразованного «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции вошла часть приходов «матфеевского» Российского Экзархата. В ответ на это действие «матфеевский» синод церкви ИПХ Греции, возглавляемый архиепископом Афинским Андреем (Анестисом), образовал собственный Российский Экзархат, препоручив его управление Митрополиту Месогейскому и Лавреотикийскому Кирику (Кондояннису) 764 . V.3.1.7. «Истинно-православная церковь России» (бывший Российский Экзархат «кирико-матфеевского» синода церкви ИПХ Греции) В 2003 году митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис), Экзарх «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции в России, возглавил церковную оппозицию новоизбранному «матфеевскому» архиепископу Афинскому Николаю (Месиаракису). Противостояние породило к 2005 году новый раскол в «матфеевской» юрисдикции, что самым непосредственным образом отразилось на Российском Экзархате «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции. В ноябре 2004 года митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик совершил очередное посещение России, приуроченное десятилетию со дня кончины Епифания Чернова. Во время данного визита митрополит Кирик провёл собрание духовенства и мирян Российского Экзархата «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции. В собрании, проходившем 15 ноября 2005 года в храме Свято-Покровского скита на Северном Кавказе, приняли участие священнослужители и миряне, представлявшие 14 «катакомбных» приходских общин. В ходе совещания митрополит Кирик рассказал о своём противостоянии новоизбранному «матфеевскому» архиепископу Афинскому Николаю (Месиаракису). Объявив последнего в незаконном избрании, митрополит Кирик был всецело поддержан «российской паствой». Кроме того, участники совещания высказали своё одобрение позиции митрополита Кирика, касающейся отрицания необходимости «хиротесий», совершённых архиереями РПЦЗ над «матфеевскими» иерархами в 1971 году. В итоговом заявлении совещания представители приходских общин Российского Экзархата «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции отказались от подчинения архиепископу Афинскому Николаю (Месиаракису) и декларировали свою юрисдикционную зависимость только от мирополита Кирика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижние части алтарной апсиды облицованы мрамором и мозаической росписи не имеют. Направо от главной апсиды, в диаконнике изображения св. Николая (в малой апсиде), св. Елевферия и Афанасия (в арке), а в арке возле иконостаса – двух диаконов Евпла и Лаврентия, в виде прекрасных юношей. Свод этой малой апсиды украшен древнехристианскою монограммою имени Иисуса Христа, вероятно, уже утратившею к тому времени свое первоначальное значение. В левой (от зрителя) малой апсиде, где помещается жертвенник, Иоанн Предтеча в виде сурового аскета; возле него, в арке, два святителя, Сильвестр и Анфим; в сводике та же монограмма, а в арке иконостасной – св. Руфин и неизвестный. В средней части храма: в куполе колоссальное изображение Господа Вседержителя, напоминающее Пантократора в константинопольской Кахрие-Джами, с благословляющею десницею: лик строгий, на лбу и около носа глубокие складки, густые темные волосы падают на плечи; верхняя одежда синяя, а нижняя серая, проложенная золотом. Ниже Вседержителя – ряд пророков, среди которых обращают на себя внимание Иеремия – мужественный старец, Давид и Соломон в диадимах. Под куполом, в парусах сводов, в том месте, где обычно помещались и помещаются евангелисты, здесь находятся изображения благовещения (СВ), рождества Христова (ЮВ), крещения (ЮЗ) и преображения (СЗ). На северо-западном столбе вход в Иерусалим, на юго-восточном – сошествие во ад и явление ангела св. женам у гроба Иисуса Христа; на юго-западном – уверение Фомы, на северо-восточном – распятие Иисуса Христа. На южной стене – медальонные изображения мучеников; на западной, над входом, успение Богоматери. Во внутреннем притворе отдельные изображения святых: Акиндина, Елпидифора, Анемподиста и др.; во внешнем – тайная вечеря (восточн. стор.), введение во храм Пресвятой Богородицы (там же), сретение (южн. ст.) и явление Бога Аврааму в виде трех странников (сев. стор.). С отмеченными двумя росписями греческих храмов следует сопоставить мозаическую роспись бывшего Храма Спасителя в загородном константинопольском монастыре, превращенного в мечеть Кахрие-Джами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В 5 м к северо–западу от фундамента колокольни вдоль ограды наблюдаются остатки хозяйственных сооружений в виде двух больших ям глубиной до 2 м. Первая от колокольни размером 8,8×5,2 м ориентирована по линии юго–юго–запад северо–северо–восток. Основная часть сооружения имела подчетырехугольную форму, с северной стороны к ней примыкал узкий вход. Вторая впадина (8×5,2 м) ориентирована в направлении северо–запад юго–восток. Возможно, это остатки построек начала XIX в.: деревянного ледника и погреба–ямы на кирпичном фундаменте, упоминаемых страховой описью 1913 г. Некоторое несовпадение размеров, вероятно, может быть связано с перестройками советского периода и аморфностью очертаний в настоящее время. На берегу в 76 м к юго–востоку от колокольни обнаружены остатки каменной кладки со связующим раствором. На видах монастыря второй половины XIX в. здесь находилась небольшая четырехугольная часовня. В 45,6 м северо–восточнее церкви Захария и Елизаветы, у самой границы леса обнаружены нижние венцы бревенчатой постройки размерами 8,8×6 м. К какому периоду строительства оно относится и каково его назначение неизвестно. В 30,4 м от северо–западного угла церкви Захария и Елизаветы зафиксирован фундамент (14×8,8 м), ориентированный в направлении север–юг. Максимальная высота каменной кладки (0,93 м) отмечена на южной стенке фундамента и сходит на нет по направлению к северной, нивелируя поверхность. Ориентировка фундамента указывает на его «жилой» характер, а не на культовый. Манера кладки, в которой он выполнен, аналогична зафиксированным фундаментам братского корпуса и двум сооружениям на второй поляне. Это позволяет отнести их строительство примерно к одному времени к началу XIX в. В процессе исследования удалось выяснить, что в основе этого фундамента находится часть фундамента Троицкой церкви. Точные размеры церкви неизвестны. Насколько можно судить по остаткам кладки ее длина без алтарной части составляла около 20,8 м, ширина соответствовала длине более позднего фундамента 14 м. К востоку от него на месте алтарной части наблюдается яма (11,2×10 м). Каково было назначение сооружения, возведенного на месте Троицкой церкви, неизвестно. По свидетельствам очевидцев, в наше время на данном фундаменте располагалось здание больницы.

http://sobory.ru/article/?object=25610

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010