Капитуляция Болгарии и приход 9 сентября 1944 г. к власти в этой стране прокоммунистического Отечественного фронта привели к ликвидации болгарского военно-административного и духовного управления на Северо-Востоке Греции. Болгарские архиереи покинули эту область еще в августе, а 6–10 сентября 1944 г. из Западной Фракии в Болгарию уехали 120 приходских священников и церковных чиновников 433 . Определенные особенности имела религиозная политика в итальянской зоне оккупации Греции. В отличие от немцев, итальянцы активно использовали местные организации Римско-Католической Церкви (прежде всего, благотворительные), чтобы завоевать терпимость или даже симпатию части населения в занятых странах. Итальянское посольство в Афинах просило, чтобы первое оккупационное правительство аннулировало условия международного соглашения 1926 г., согласно которому Франция имела приоритет в религиозной католической деятельности на Балканах (это соглашение сохраняло существовавший ранее статус французского покровительства католиков в государствах, возникших на территории бывшей Османской империи). В Греции, однако, данное правило никогда не имело силы, так как сразу же после создания независимого греческого государства защита местных католиков была возложена на греческого короля, и таким образом Римско-Католическая Церковь в Греции стала национальной Церковью под защитой государства. Следовательно, ходатайство итальянского посольства не имело реального значения, однако ясно показывал намерение властей Италии использовать католические организации в своей оккупационной политике. В результате деятельность Католической Церкви в Греции в 1940–1944 гг. развивалась во многих социальных и политических сферах. Она началась с аренды ряда зданий под больницы во время греко-итальянской войны и успешного посредничества Папы Римского Пия XII зимой 1940/1941 г. между правительствами воюющих стран с целью предотвращения бомбардировки Афин и Рима. Кроме того, Ватикан и католические епископы Греции ходатайствовали перед оккупационными немецкими и итальянскими властями о смягчении условий содержания греков в концентрационных лагерях и перед царем и премьер-министром Болгарии об улучшении отношения к греческому населению в Восточной Македонии и Западной Фракии. Католические епископы также предложили помощь для решения проблемы доставки продуктов питания городскому населению с использованием дипломатических служб Ватикана. Это привело к посланиям Папы Римского к английскому королю, обращениям послов к оккупационным властям в Греции, а также посредничеству между Афинским архиепископом Дамаскином и английским правительством или греческим послом в Лондоне 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правительство Керенского прекратило субсидии, и в Греции стали опасаться «коммунистического влияния». Новых русских монахов на Афон попросту перестали пускать. В результате ко времени краха СССР в древнем русском монастыре на Афоне осталось всего 27 монахов, в основном глубоких стариков, хотя в 1910 году их было на Святой горе несколько тысяч. Русский монастырь и скиты пришли в запустение, здания разрушались. Автор этих строк был первым советским журналистом – корреспондентом ТАСС, который посетил Афон еще в 1988 году, и тогда в советской печати появилась его первая в атеистическом СССР статья об Афоне и уникальном русском монастыре. После этого автора статьи вызвали в МИД Греции, где заявили, что никакого русского монастыря на Афоне нет: все монастыри – греческие, поскольку все монахи на Святой горе имеют греческие паспорта. С точки зрения современного международного права Афон – территория в составе Греции, самоуправляющаяся на основе собственной Уставной хартии 1924 года. Хартия, в свою очередь, опирается на буллу византийского императора Константина Погоната, передавшего в 676 году Афон в вечную собственность монахам-насельникам. Особый статус Святой горы закреплен в конституции Греции. «В соответствии с его древним привилегированным статусом Афон является самоуправляющейся частью Государства Греция», говорится в ст.105. Управление Афоном совместно осуществляют 20 монастырей, безраздельно владеющих его территорией. Светская власть представлена на Афоне губернатором, ведет административное наблюдение за действиями представителей монастырей и гарантирует сохранение общественного порядка, а также безопасность находящихся на Афоне лиц. В духовном аспекте Афон находится под юрисдикцией Вселенского (Константинопольского) патриарха. Некоторые правоведы говорят о сюзеренстве, либо протекторате Греции над Афоном. В этом толковании Греция и Афон являются суверенными образованиями. Афон делегирует Греции ряд важных полномочий, таких как ведение внешней политики, но сохраняет собственное управление. В 1979 году Греция заключила с Евросоюзом Договор о вступлении в эту организацию, и частью ЕС по умолчанию стала и Святая гора. Была принята отдельная декларация относительно Афона: «Европейский союз признает, что особый статус Афона, гарантированный ст.105 конституции Греции, обусловлен исключительно причинами духовного и религиозного порядка». В 1992 году Греция примкнула к Шенгенскому соглашению об отмене виз и паспортного контроля между государствами-членами ЕС. И здесь была согласована оговорка относительно «Горы Афон»: «Стороны договорились учесть особый статус Афона в процессе применения Шенгенского соглашения», говорится в декларации. Имелась в виду сохранность древней традиции – аватона, которая запрещает доступ на Афон женщин и даже животных женского пола. Его нарушение является преступлением согласно УК Греции и карается тюремным заключением от 2 месяцев до года.

http://pravoslavie.ru/115687.html

1 . «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции; 2 . «Авксентьевский» Синод Церкви ИПХ Греции; 3 . «Каллиникитский» Синод Церкви ИПХ Греции (« Церковь ИПХ Греции и Зарубежья»); 4 . «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции; 5 . «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции; 6 . «Матфеевско-григорианский» Синод Церкви ИПХ Греции; 7 . «Кирико-матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции; 8 . Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Спартанского Дорофея (Цакоса); 9 . Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Ларисского Афанасия (Посталаса); 10 . «Нифонтовский» Синод Церкви ИПХ Греции. Кроме того, к моменту написания диссертации на канонической территории Элладской Церкви уже прекратили свое существование следующие старостильные юрисдикции: 1 . «Каллистовский» Синод Церкви ИПХ Греции (1979–1986 гг.); 2 . «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.); 3 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Фессалоникийского Хризостома (Киюсиса) (1974–1985 гг.); 4 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Аттикийского и Диавлейского Акакия (Паппаса-младшего) (1974–1985 гг.); 5 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Кикладского Гавриила (Каламисакиса) (1974–1994 гг.); 6 . «Афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1995–1998 гг.). На канонических территориях Поместных Православных Церквей к 2007 г. возникли и получили свое развитие следующие независимые схизматические образования, претендующие на наименование автокефальных, имеющие иерархическое преемство от греческого старостильничества или состоящие с ним в «литургическом» и «каноническом» общении: I. На канонической территории Румынской Православной Церкви: 1 . Румынская Старостильная Церковь юрисдикции митрополита Слатиоарского Власия. II . На канонической территории Болгарской Православной Церкви: 1 . Болгарская Старостильная Церковь юрисдикции епископа Триадистийского Фотия (Сиромахова). III . На канонической территории Американской Православной Церкви: 1 . «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В журнале «Церковные Ведомости» были опубликованы мартовские извещение и послание епископа Аполлинария к пастве Североамериканской епархии. 345 В «Распоряжении по Северо-Американской епархии. Обращение временно Управляющего Северо-Американской русской епархией епископа Аполлинария ко всем причтам и приходам названной епархии», в частности, говорилось: Определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей, от 18/31 марта с.г., Митрополит Платон, получивший в свое время командировку в Северную Америку от Высшего Церковного Управления заграницей для урегулирования церковных дел в Северной Америке, а затем и управление Северо-Американской епархией от Русского Заграничного Синода, но не только не устранивший церковных нестроений, возникших при его предшественниках, а своим стремлением к автокефалии приведший дела церковные в еще большее расстройство, закончившееся признанием Северо-Американским судом лжемитрополита Ивана Кедровского-живоцерковника главою Северо-Американской епархии, и всячески отметавший каноническую власть Архиерейского Собора и Синода – органов высшей временной церковной власти Русской Православной Церкви заграницей, подрывая и дискредитируя их авторитет, а также допустивший и другие незакономерные и антиканонические действия и тем превысивший свою власть епархиального архиерея, – освобожден от управления Северо-Американской епархией, с запрещением ему священнослужения в пределах ее. Впредь до прибытия в Америку постоянного архиерея, временное управление Северо-Американской епархией тем же определением Архиерейского Синода поручено мне. Объявляя о сем во всеобщее сведение, призываю всех пастырей и пасомых Русской Православной Церкви в Америке и Канаде к законопослушности Архиерейским Собору и Синоду, как законным и правомочным органам временной высшей церковной власти Русской Православной Церкви заграницей, и не увлекаться призывами в какую-то «самоопределяющуюся (фактически автокефальную) Американскую Церковь , со всеми пагубными от этой «самоопределяемости» последствиями для нашей единой Православной Русской Церкви. Смиренный Аполлинарий, Епископ Сан-Францисский, временно управляющий Сев.-Американской епархией. 9/23 1927 г. Сан-Франциско, Калифорния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вселенский патриарх Варфоломей встретился с русскими и украинскими детьми 31 августа, 2010. Ирина Ахундова Более ста ребят из Москвы, Югорска, Нягани, Советского, Перми, поселка Алябьевский, Алушты, Евпатории, Севастополя, Симферополя, Ялты и поселка Чернополье после летних каникул в Греции вернулись в Россию и Крым. Завершилась четвертая в этом году смена православного лагеря Фивской и Левадийской митрополии Элладской Православной Церкви, которая в течение ряда лет проводит благотворительную программу «Мост любви». Более ста ребят из Москвы, Югорска, Нягани, Советского, Перми, поселка Алябьевский, Алушты, Евпатории, Севастополя, Симферополя, Ялты и поселка Чернополье после летних каникул в Греции вернулись в Россию и Крым. Завершилась четвертая в этом году смена православного лагеря Фивской и Левадийской митрополии Элладской Православной Церкви, которая в течение ряда лет проводит благотворительную программу «Мост любви». Руководит программой и лагерем игумен одного из древнейших монастырей Греции – монастыря Преображения Господня Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос). В детском православном лагере, который действует с 1971 года, побывали тысячи детей из Греции, Сербии, Польши, Румынии, Иордании, Украины, Белоруссии, Узбекистана и России. Организатором паломничества детей из России и Крыма по святым местам православной Эллады седьмой год является отец Нектарий, который много лет возглавляет молодёжный центр в Фивах. Он является автором книги и одним из создателей документального фильма о святителе и исповеднике Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском, которого очень почитают в Греции. Смена длилась с 8 по 25 августа и включала в себя два этапа – паломничество по святым местам Греции и жизнь на территории лагеря, расположенного на склоне горы Парнас. Началось и закончилось путешествие по Греции в столице Турции Стамбуле, где дети посетили грандиозный собор Святой Софии Премудрости Божией (Айя-София – бывший патриарший православный собор, впоследствии – мечеть, ныне – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии), монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и храм в Патриархии, где ребята посетили утреннюю и вечернюю службы и встретились с Вселенским Константинопольским патриархом Варфоломеем. Они привезли фотографии храма с двуглавым орлом на Царских вратах (это герб Византии), общее фото с Патриархом Варфоломеем и яркие рюкзачки, подаренные им.

http://pravmir.ru/vselenskij-patriarx-va...

Летом 1991 года иеромонах Гурий вступил в переговоры с руководством «Святой православной церкви Северной Америки» («Бостонского синода») (автономной структуры в составе «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции). По благословению архиепископа Афинского Авксентия (Пастраса), председателя «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции, митрополит Кефалонийский Максим (Валлианатос), в сослужении епископов Ефрема Бостонского и Макария Торонтского, хиротонисали 15/28 июля 1991 года архимандрита Гурия (Павлова) во епископа Казанского. Вскоре Гурий был назначен руководителем новоучреждённого Экзархата «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции в России. Однако он никак не реализовал себя в «епископском» служении, устранившись от проведения не только архиерейских, но священнических и диаконских хиротоний. Вплоть до своей кончины, последовавшей 7 января 1996 года, «епископ Казанский» Гурий Павлов воздерживался как от общения с «авксентьевским» синодом церкви ИПХ Греции, так и с лидерами российского катакомбного движения. Группировка Гурия, насчитывавшая около 5 тысяч человек, отличалась своей многонациональностью, включая в себя как русских, так и немцев, татар (кряшенов), чувашей, якутов, хантов, манси и представителей других народов Русского Севера 745 . В 1995 году «авксентьевским» синодом был назначен новый глава Российского Экзархата, которым стал клирик «Бостонского синода» протоиерей Виктор Мелехов, постоянно проживающий в США. Регулярно посещая Россию, протоиерей Виктор занимался «окормлением» Свято-Серафимовской общины, созданной при Московском подворье «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции, а также организацией приходов в других регионах. Некоторое время Московское подворье издавало информационный бюллетень «Воздвижение». После того, как в 1996 году произошёл разрыв взаимоотношений «Бостонского синода» с «авксентьевским» синодом церкви ИПХ Греции, протоиерей Виктор Мелехов сохранил свою прежнюю подчинённость «Бостонскому синоду» 746 . Однако часть «катакомбных» приходов за ним не последовала, что создало условия для продолжения существования Российского Экзархата «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Официальный представитель круиза в России г-н Феодор Цацанидис заверил присутствующих в том, что при поддержке г-на Консула сделает все возможное, чтобы все паломники без проблем получили визы, и круиз состоялся. Поскольку круиз пройдет под эгидой Посольства и Генерального консульства Греции, г-н Иоаннис Плотас возглавил комиссию, в которую входит также руководитель международного пресс-клуба Центрального дома журналиста, член Союза журналистов России Нина Борисовна Лесина и автор проекта «Первый в истории паломнический круиз к святыням Греции. Православное путешествие» г-н Алексис Хатзис – советник компании по международным отношениям, который много лет возглавлял офис по туризму в Греции. По словам г-на Алексиса Хатзиса, среди именитых паломников будут такие наследники древних русских родов, как, например, княгиня Ксения Юсупова с супругом, которые передают православные традиции из поколения в поколение. В ближайшее время в Париже состоится встреча с главой русского дворянства князем Оболенским. «У нас очень много общего. В Греции почитают Иоанна Русского, Серафима Саровского, святителя Луку (Войно-Ясенецкого)», – подчеркнул Алексис Хатзис. – Но Грецию нужно заслужить. А моя подруга говорит, что Греция нужна всем!». Алексис Хатзис рассказал о том, что инициатором проекта, посвященного паломничеству россиян в Грецию, является покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время одной из встреч в Чистом переулке Его Святейшество сказал об идее расширения духовной культуры россиян, о том, что каждый русский паломник мечтает посетить святыни Греции, священную землю горы Афон. Отныне дважды в год – в мае и сентябре – паломники смогут совершать паломничества к святыням Греции. На вопрос редактора «Журнала Московской Патриархии» Алексея Реутского, в чем состоит уникальность проекта, ведь паломничества в Грецию организуются постоянно, г-н Хатзис ответил так: «Во время круиза паломники смогут за 9 дней посетить большинство православных святынь Греции, начав путешествие в Турции. Практически никогда не было поклонения мощам Иоанна Русского и мощам на святой горе Афон. Были отдельные поездки – в основном из царской России, когда в монастыре святого Целителя Пантелеимона было 2000 монахов. Сейчас их всего 150 человек. Упомянул г-н Хатзис и стадионы в Олимпии и Афинах, где произошло возрождение Олимпиады.

http://pravmir.ru/irina-axundova-uzhe-go...

Приезд президента сверхмощной державы на Афон расценивается православными греками как колоссальная поддержка православия и народного духа, на фоне очередных уступок содомскому Евросоюзу, урезания прав церкви в Греции, проблем мигрантов, фальсификации дела против афонского архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря. А ведь Россия не попятилась под давлением ЕС, защитила архимандрита и христиан Востока. Встреча президента России вместе с русским патриархом с императорскими почестями, по своей помпезности, организованности и величию, проходившая на глазах у президента Греции, имела неоднозначный намек для последнего. И с этим придется считаться. Сильное влияние Церкви в Греции все же остается, и прибытие православного президента на Афон - это дополнительный козырь в руках Церкви и ее влияния на власть. Стоит вспомнить, что духовенство Греции активно лоббировало перед Россией снятия взаимных санкций и даже добилось небольших успехов на некоторую продукцию. Неудивительно, что на встрече было большое количество высшего духовенства Греции, среди которых даже была конкурентная борьба за то, чтобы попасть на встречу. Безусловно, животрепещущая тема - это конфликт с Турцией. Вряд ли эту тему можно было обойти. Это связано как с историческим противостоянием между турками и греками, так и с пророчествами афонских старцев о роли России в будущем, ее войне с Турцией, о будущем Царе Помазаннике Божьем. Как во время прошлой поездки Путина на Афон, так и в ходе нынешней монахи об этом открыто говорили. Не секрет, что многие представители духовенства Греции открыто, пользуясь историческим моментом, конфликтом Турции с Россией, выступали за военный конфликт с Турцией. Это поддержал ряд радикальных партий, а некоторые даже провоцировали развязку войны. Как кулуарно среди духовенства, так и открыто в греческой прессе звучат восторженно чаяния и восхищение: «Нам бы такого Императора, как Путин!». И эти монархические настрои совсем не новы для Греции, тем более в условиях кризиса.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/30/pu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как повлияет смена правящей партии в Греции на положение Церкви? 10.07.2019 615 На состоявшихся в Греции парламентских выборах победу одержала партия «Новая демократия» во главе с выпускником Гарварда Кириакосом Мицотакисом, получившая 40% голосов и 158 депутатских мест из 300. Правившая доселе «левая» партия «Сириза» во главе с Алексисом Ципрасом набрала 31,5% (86 мест). Напомним, в предшествующем периоде Ципрас и «Сириза» добились принятия ряда законов, направленных на умаление значения Православия в жизни греческого общества (в т. ч. в образовательной сфере), а также антисемейных законов. По просьбе Аналитического центра свт. Василия Великого политические изменения в Элладе прокомментировал православный учёный Афанасий Зоитакис: «На первый взгляд, победа партии «Новая демократия» на парламентских выборах в Греции - явление позитивное. Дело в том, что за эту политическую силу всегда голосуют консервативно настроенные люди - те, кто отстаивает традиционные ценности (семья, Отечество, вера православная). Но излишнего оптимизма по этому поводу испытывать не стоит. Дело в том, что, во-первых, партия «Новая демократия» очень неоднородная. Там есть политики, которые настроены пророссийски и с симпатией относятся к Православной Церкви - как бывший премьер-министр Костас Караманлис, при котором отношения России и Греции были на самой высокой точке. Но есть и политики, которые традиционно связаны с американским лобби, в том числе лидер партии Кириакос Мицотакис - человек, который получил образование на Западе, сестра которого в своё время была министром иностранных дел и вела проамериканскую политику. Что касается Православной Церкви. С одной стороны, «Новая демократия» обещала не проводить антицерковную политику, пыталась привлечь на свою сторону православно ориентированный электорат (которого в Греции по-прежнему достаточно много). Но не стоит забывать, что у Греции ограниченный суверенитет, многие решения принимаются вопреки воле народа и под давлением внешних центров вдияния - ЕС, МВФ, США. Греция фактически лишена части суверенитета. И пакет антинародных, антиправославных законов будет продолжать приниматься. Уже приватизирована значительная часть государственного имущества, уже приняты законы о свободной смене пола, свободном сожительстве и т. д. И надо сказать, что даже в партии «Новая демократия» часть депутатов голосовала за закон о смене пола.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/11/kak_...

Вмешательство нового военного правительства в чисто церковные дела братской Церкви Эллады, подлежащие согласно практике и канонам Православной Церкви исключительному ведению епископской власти , весьма смутило совесть православных русских людей. В связи с этим 17 мая 1967 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I направил королю эллинов Константину телеграмму, в которой выразил глубокое огорчение происходившими событиями «на земле возлюбленной нами древней Эллады», но вместе с тем выразил и надежду на восстановление «в Греции демократических основ жизни общества» . Комментарий последним церковным событиям в Греции дал митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим в интервью корреспонденту «Литературной газеты». Отвечая на вопрос корреспондента, митрополит Никодим сказал: «Должен Вас предупредить, что я не хотел бы вмешиваться во внутренние дела Элладской Православной Церкви, поскольку избрание нового Главы — внутреннее дело каждой Автокефальной Церкви. К тому же мы не имеем еще официального извещения от Православной Церкви Греции по этому вопросу. Но я и сегодня уже могу сказать, что нас смущает вмешательство нового военного правительства в чисто церковные дела. Без решения всех епископов Греции произведено сокращение числа членов Священного Синода Греческой Церкви. Без решения всех епископов Греции принят закон о максимальном возрасте для Предстоятеля Церкви и правящих иерархов, несмотря на то что возраст епископа и клира является вопросом не государственной, а внутренней церковной компетенции. Архиепископа Хризостома низложили с престола не решением собора всех епископов, а только лишь решением Синода из 8 человек. Как известно, в Греции Православная Церковь является государственной и, следовательно, члены нового правительства принадлежат к Православной Церкви. Тем более, достойно сожаления столь бесцеремонное и беззаконное их обращение с Православной Церковью и ее священными канонами. Подобное вмешательство в церковные дела является еще одним недостойным деянием военной клики в Греции, еще одним свидетельством ее стремления подавить всякую демократию в стране.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010