Астуриканы – народ в Азиатской Сарматии 194 Атаул – народ в Восточной Европе 272 Атлантическое море 106 Атмоны – народ неясного, возможно, германского происхождения 108 Аттика – область в Греции 57, 85, 164 Аттикит см. Антикит Аумон – город в Боспорском царстве 278 Афины – греч. город в Аттике 86, 89, 90, 125, 126, 162, 163, 164 Африка – один из трех известных в античности континентов 197, 208 Ахайя – римская провинция в Греции 256, 258 Ахеи (ахейцы, агеи) – народ на кавказском берегу Черного моря 95, 116, 121, 122, 144, 152, 154, 195, 228, 247 Ахейская гавань – местность в Северо-Западном Причерноморье 241 Ахеунт – река в Северо-Восточном Причерноморье в районе Сочи 147 Ахея – населенный пункт в Северо-Восточном Причерноморье 121, 129, 147, 247 Ахиаллис – местность в Северо-Восточном Причерноморье 277 Ахиллий (Ахиллово селение) – греч. поселение на северо-западном по- бережье Таманского полуострова 114, 119, 192 Ахиллов Бег (Дромос) – совр. Тендровская коса у северо-западного по- бережья Крымского полуострова 47, 54, 69, 99, 110, 143, 148, 184, 187, 209, 232, 241 Ахиллов остров см. Белый остров Бавнония – остров в Балтийском море 245 Бадатий – город в Крыму 189 Бактрианы (бактрийцы) – жители Бактрии, страны в Средней Азии 103, 222, 276 Бактрия (Бактрийское царство) – страна в Средней Азии 223 Балкия (Басилия) – остров в Балтийском море 245, 246 Бангис – река в Центральной Европе, впадающая в Балтийское море 281 Бараний Лоб (греч. Криу Метопон) – мыс Ай-Тодор на южном побережье Крыма 94, 95, 105, 111, 122, 143, 188, 231, 242, 244 Басгидас – город в Северо-Восточном Причерноморье 277 Басилиды (греч. «царские») – обозначение царских скифов 232, 234, 242, 244 Басилия см. Балкия Бассаринон – местность в Восточном Причерноморье 278 Бастарны (бастерны) – народ в низовьях Дуная и Днестра 104, 106, 108, 143, 152, 186, 187, 214, 216, 241, 246, 249, 256 Батраха – город в Азиатской Сарматии 195 Баты (Бат) – гавань и греч. город на кавказском берегу Черного моря в районе совр. г. Новороссийска 122, 192

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Велико-Тырново – см. Тернов Венгрия (Туркия) – 44, 149, 171, 252, 255, 260, 261, 265–269, 271–273, 275, 305, 306, 308, 309, 313 Венгры («турки», «гунны», «пеонцы», мадьяры, угры) – 149, 153, 154, 157, 170, 172, 190, 196, 219–221, 229, 260–262, 268, 270–273, 279 Вервианы (древляне) – союз восточно-славянских племен, населявший территорию между Днепром, Горынью и верховьями Южного Буга 167 Веррия – город недалеко от Фессалоники 311 Верроя (Вероя) – город в Болгарии, совр. Боруй 254, 277, 285, 302 Версиникия – византийская крепость к северо-востоку от Адрианополя 176 Веручи – см. Леанди Вестготы (визиготы) – германское племя 24, 31, 60, 63, 83, 84, 108, 109 Визáнтий – см. Константинополь Византийцы – см. Ромеи Византия (Византийская империя, Романия) –13, 15, 26, 41, 48, 65, 66, 68, 74, 77, 81, 92, 94, 97, 107–109, 117, 123, 124, 131, 140, 143, 147, 148, 150, 152–154, 157, 158, 160, 163, 166–170, 186, 189–191, 193, 194, 217,      219, 234, 235, 247, 253–255, 257, 258, 260, 261, 265–272, 275, 276, 293, 302, 315 Византия – см. Константинополь Визиготы – см. Вестготы Визия (Виза) – город во Фракии, совр. Виза 288, 290, 295 Виотия (Беотия) – область в Греции 30 Витичев – сторожевая крепость, охранявшая брод через Днепр под Киевом 148, 161 Вифиния – область на северо-западе Малой Азии 16, 88,180 Вифсаида – город в древней Галилее 16 Владимир (Великий) – город в Северо-Восточной Руси 248, 251 Владимир (Волынский) – город, столица Владимиро-Волынского княжества 251 Влахерны – северо-западный пригород Константинополя со знаменитой церковью Богородицы 198 Влахи (волохи) – население левобережья Дуная 275, 281, 283–286, 289, 290, 294, 297, 298 Волга – см. Атель Волниг – см. Варуфорос Волохи – см. Влахи Волхов – река на северо-западе европейской части России 159 Волынь – Владимиро-Волынское княжество 271, 272 Волыняне – восточно-славянское племя 167 Вольный порог – см. Струкун Ворея – город во Фракии 299 Вороталмат – см. Талмат Воск (Воско) – крепость в Италии 264 Воспор (Боспор, Пантикапей) – город на Крымском полуострове, совр. Керчь 137, 138

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательнее имя Тирренцев. Оно связывает Италию с северо-восточными берегами и островами Греции и с западными берегами малой Азии; оно часто находится в соединении с именем Пеласгов (Тиррено-Пеласги), не будучи названием какой-нибудь отрасли этого древнего племени; наконец, оно принадлежит народу, очевидно, мореплавательному, торговавшему и грабившему на морях, народу кровожадному по нравам, а ещё более по религии, народу образованному и стоящему далеко выше других жителей не только Италии, но и старой Эллады. За отсутствием положительных свидетельств и говорящих памятников невозможно определить истинную связь этой семьи с какой-нибудь другой, более прославленной и известной семьёй человеческой; но по всем вероятностям, разумная критика должна искать начала Тирренцам в областях кушитского развития. Туда принадлежат и рассказы о таинственном учителе Тагесе 238 , так живо напоминающие рассказ о кушитском Оаннессе вавилонском, и предания об изгнании Тирренцев из их родины за отказ пожертвовать богам десятую часть младенцев, и многие другие обстоятельства. Первые места, в которых являются Тирренцы, и сказание об их бегстве из Лидии, заставляют предполагать в них колонию южную, уже органически слившуюся с западно-иранскими старожилами западных берегов малой Азии. Опровержение лидийского происхождения Тирренцев, взятое из молчания Ксанфа Лидийского 239 , не заслуживает ровно никакого внимания. Это предание относится к такой эпохе, которой Ксанф был по всей вероятности чужд, к эпохе предшествовавшей и восточно-иранской колонизации берегов эвксинских и эгейских, и ниниво-ассирийской колонизации, положившей начало собственно ливийскому царству, следовательно, Ксанфовым летописям. Довольно замечательно, что Лидия, принявшая в древности население с берегов Тигриса, была также впоследствии хранительницей средне-иранского учения и таинственных книг чистого Зороастризма 240 . Итак, не Разенам, основателям народа, пришельцам из горной Ретии и кровным братьям славянского племени, но Тирренцам, выходцам юго-западной Азии, должно приписать большую часть религиозных и художественных направлений древней Этрурии, её строительность, её свирепые и тёмные верования, её мрачные гадания и особенно высокое значение её жреческого сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иеронимов) 5, именно: 22 июня, 30 авг., 4, 16 и 23 сент. На Лаодикию, по двум указаниям Фригийскую, три: 23 и 26 июня и 9 октября; на Синнаду во Фригии 4, именно: 30 июня, 19 июля, 13 авг. и 20 сент.; на Низивию три: 23 мая, 15 и 30 июля; на Мелитину армянскую 3, именно: 7 янв., 3 мая и 21 ноября; на Никею 2:19 и 27 января; на Халкидон 2:17 сент. и 13 окт.; на Азию 2:23 февр. и 16 окт.; на Орфу (Едессу) 2:2 сентяб., 15 ноября; на Кесарию Палестинскую 2:16 февр. и 30 мая; затем, по одному дню: в Александрии на Иссе 3 сент., в Галатии 15 сент., в Вифинии, вернее, в Афинах 18 мая, в Иераполе во Фригии 25 окт., в Евмении во Фригии 27 окт., в Илиополе 6 янв., в Пергаме 13 апреля, в Афродисии в Карии 30 апр., в Листре 23 мая. Много внесено мучеников из областей Балканского полуострова. Восточное влияние на эти области началось с первых времен христианства из Греции и Македонии, и из колоний греческих на юге на Средиземном море, на востоке на Понте Евксинском. Со времени Диоклетиана, перенесшего свою резиденцию в Никомидию, это влияние еще более усилилось. Разделив империю на западную и восточную, он страны Балканского полуострова отнес к восточной империи, вручив управление иллирийскими провинциями своему помощнику Галерию, жестокому ненавистнику христиан, который имел пребывание в Сирмии. Император Константин, разделив римскую империю на четыре префектуры: восточную, Иллирийскую, Италийскую и Гальскую, а сии на диоцезы и провинции, отнес Фракию к восточной префектуре, обнимавшей Азиатские области и Египет. Иллирийская префектура восточная обнимала области Македонию, Иллирию и Дакию; в состав Македонии входили провинция Ахайя и часть греческих островов. В состав Италийской префектуры входили, между прочим, области: два Норика, две Паннонии, Далмация, Савия и Валерия рипенская. Таким образом, к Италийской префектуре отнесена только сравнительно небольшая северо-западная часть Балканского полуострова. С возведением Византии в столицу империи в 326–330 годах влияние восточное греческое на страны Балканского полуострова еще более усилилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После разгрома Киева татарами (в декабре 1240 г.) Киевская кафедра оставалась некоторое время праздною. Воспользовавшись смутными обстоятельствами, Иоасаф, епископ Угровский, сделал было попытку самовольно занять эту кафедру. Но его попытка, как известно, кончилась неудачно; Иоасаф не только не добился митрополичьего престола, а даже лишен был и своей кафедры, которая после этого была перенесена из Угровска в Холм 3 . На кафедру же Киевской митрополии, по желанно Галицкого князя, был избран Кирилл, который в летописи под 1243 г. называется уже митрополитом 4 . После трехлетнего управления русскою церковью в качестве митрополита «нареченного», Кирилл в 1246 г. отправился в Грецию (в Никею) для посвящения и после продолжительного путешествия уже около 1250 г. возвратился в Киев в качестве действительного первосвятителя русской церкви 5 . В чем состояли первые действия м. Кирилла по прибытии в Киев – не известно. Из летописей видно только, что при своей кафедре Кирилл на этот раз жил очень недолгое время. Он не мог найти удобного пристанища в своем кафедральном городе. Киев к этому времени не успел еще оправиться от татарского погрома и лежал почти в развалинах. Софийский собор, Десятинная церковь и Печерская лавра были разорены и опустошены. В самом Киеве насчитывалось только около двух сот домов, и было весьма мало жителей, а частые нападения татар на южные области делали пребывание в Киеве небезопасным. С другой стороны, на северо-востоке, где начала сосредоточиваться в это время жизнь, присутствие митрополита было более необходимо, чем на юге. Поэтому в 1250 г., т. е. вскоре после возвращения из Греции, м. Кирилл оставил Киев и отправился в северо-восточную Русь 6 . Здесь он остался надолго, надлежит думать, еще и потому, что северный Владимирский великий князь благочестивый и верный православию Александр Невский внушал ему больше любви и надежды, чем Галицкий Даниил Романович, завязавший сношения с папою в рискованном расчете на помощь против татар. Местом своего пребывания на севере Киевский иерарх избрал Владимир Суздальский, считавшийся великокняжеским столом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

(40) (...) До Индийской земли Азия обитаема, а от нее на востоке – уже пустыня, и никто не может сказать, что же представляет собой та часть. (...) (44) Большая часть Азии была открыта Дарием, который, желая узнать, где река Инд (это вторая из всех рек, в которой водятся крокодилы 44 ) впадает в море, посылает на кораблях в числе прочих, в правдивость которых он верил, и Скилака кариандийца. Отправившись из города Каспатир и Пактийской земли, они плыли вниз по реке на восток в море, а плывя по морю на запад, они на тридцатый месяц прибывают в то место, откуда царь египтян отправил финикийцев, о которых я сказал выше 45 , совершить плавание вокруг Ливии. После того как они совершили плавание вокруг, Дарий и индов покорил, и этим морем стал пользоваться. (...) V (3) Народ фракийцев – самый многочисленный, во всяком случае, после индов, из всех людей. (...) VII (65) Инды 46 были одеты в одежды, сделанные из древесной шерсти, луки у них были тростниковые и стрелы тростниковые с железными наконечниками. Снаряжены были инды вот так, а в войске они были подчинены Фарназатру, сыну Артабата. (...) (86) (...) Инды 47 вооружены были так же, как пешие инды, а ехали верхом и на колесницах; в колесницы были впряжены кони и дикие ослы. (...) 35 Речь идет о разделении Дарием своей державы на 10 сатрапий и обложении их податью (см. III, 89 сл.). 36 Полагают, что под «зерном» (у Геродота σπρμα – букв. «семя») имеется в виду рис или просо (ср. ниже, § 100; ср. Афиней. III. 110Е: τ ν Аθιоπ γινμενoν νπρμα – «рождающееся в Эфиопии семя»). 37 По всей видимости, это нужно понимать как, «часть востоку от Индтйской земли» (и ниже – так же); некоторые так и понимают (?). 38 Аристотель (Historia animalium. III, 22 и De generatione animalium. II, 22) отмечает это сообщение Геродота как неверное. 40 40 В Греции торговля на рынках прекращалась в полдень (около 12 час.), когда начинался зной. 41 Отмечают, что эти климатические условия характерны для узких горных долин Ладакха: после полудня солнце исчезает и наступает холод (Ладакх=Малый Тибет – область на северо-востоке штата Джамму и Кашмир; и хребет Ладакх, в Индии, к северу от Гималаев, центр – 34°00», 78°00»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Атель (Атил, Итиль) – р. Волга 116, 160, 168–170 Атропатена – см. Адраиг Атталия – город в Памфилии на берегу Средиземного моря 253, 312 Афины – город в Аттике 26, 136 Афира – город на Мраморном море близ Константинополя 294, 297 Афон – гора и полуостров в восточной Греции 136, 241, 250, 268 Африка – часть света 21, 60, 66, 67, 69, 76, 97 Ахайя – область Греции 16, 58 Ахейцы – жители Ахайи 18 Ахело – см. Анхиал Баба Ески – см. Булгарофига Багдад – см. Вавилон Балаклава – см. Символ Балканы – см. Гем Балтика – см. Океан Баранья морда, мыс – полуостров в Черном море, совр. Таманский п-ов 116 Барбоши – город, с которым иногда отождествляют древний Туррис 73 Бари – город в Юго-Восточной Италии, в области Апулия 263 Барлетта – город в Юго-Восточной Италии, в области Апулия 38, 262 Барцеллона – город на северо-востоке Иберийского полуострова, совр. Барселона 62 Бега – река в Венгрии, с которой иногда отождествляют р. Дрикон (Дрекон, Дрикку) 43 Бейрут – город на восточном побережье Средиземного моря 66 Белгород – город близ Киева, совр. Белгородка 248, 251 Белгород-Днестровский – см. Аспрокастрон Белград – см. Сингидон Белые гунны (эфталиты) – объединение кочевых племен тюркского или восточно-иранского происхождения 68 Берегава – ущелье в Болгарии 118 Березань – см. Св. Эферий Берзилия – вероятно, область в Северном Дагестане 117 Бессарабия – область в Молдавии 108 Бессы – фракийское племя 121 Блеммии – кочевой народ хамитского происхождения, населявший правый берег Нила 17 Блеммия – область на правом берегу Нила, населенная блеммиями 17 Болгария – см. Булгария Болгары – см. Булгары Большой Ров – оборонительная линия в северных пределах Византийской империи 219 Борилла-Лонгос – местность к северу от г. Кастория 313 Боруй – см. Верроя Борча – приток Дуная 259 Боспор – см. Воспор Босфор – пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным 88, 115, 180, 191, 192, 198 Босфор Киммерийский (Киммерийский пролив] – совр. Керченский пролив и г. Керчь 88, 110, 116, 119, 192, 194, 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

157 Колоссы – город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. 159 Коринф – древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахали прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет около 5000 жителей. 161 Солунь, или Фесалоника, – весьма значительный, древний город Македонии, лежал в глубине большого Солунского, или Фермейского, залива при Эгейском море (Архипелаг). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением. 163 Галатия – небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов – воинственных племен Галльского или Кельтического происхождения. 164 Виенна – ныне Виеннь – древняя римская колония и потом столица различных государств, основанных германскими племенами, расположена на левом берегу р. Роны. В настоящее время город богат остатками римских древностей. 167 Карфаген – древнейшая, знаменитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. до Р. X. На развалинах древнего Карфагена при первых Римских императорах возник новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. 168 Паннония – одна из значительных придунайских областей Римской империи; ныне Паннония составляет часть Венгрии. 172 Одисса – город в Мизии, в северо-западной части Малой Азии, ныне Варна – пристань у северо-восточной покатности Балкан, на берегу Черного моря, имеет более 25 000 жителей. 174 Македония находилась к северу от Греции, между Иллирией, Фракией, Эгейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом. Во времена Апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такова судьба и таково мало признанное влияние кельтского населения в Англии. Общая связь Иверцев с племенем и просвещением сиро-финикийским в Испании, в западной Греции и в дальней Ирландии заставляет предполагать, что и Сиканы не были чужды торговым и дружеским сношениям с юго-восточной Азией. Многие следы пещерного поклонения и жертв человеческих, сопровождаемых финикийскими обрядами, особенно в областях приморских (как в предании об Эриксе и других), указывают на продолжительное влияние Финикии. Зависело ли оно от сродства Сикелиотов с приливанскими мореплавателями или от отставших семей сиканских – неизвестно; но нет сомнения, что оно осталось не совсем бесплодным в позднейшем развитии италийского образования и в таинственно созерцательном характере эллино-италийских школ, резко отделяющихся от чисто-эллинских и живо напоминающих все особенности умственной жизни Кушитов. Важнее для науки исторической стихии, слившиеся в состав молодого Рима: стихии этрурская, латинская, сабинская и оскская. Этрурия сама была, без всякого сомнения, не одно составное целое. Множество её имён, Этрурия, Тусция, Тиррения, уже свидетельствует о слиянии разных племён. Имя же народное Разена, никогда не бывшее именем государства 237 , указывает на народонаселение или подпавшее чужой власти, или не наложившее имени своего своей земли, следовательно, не смыкавшееся самобытно в государственную форму. Много великолепных памятников, много внешних свидетельств, много неразгаданных письмен осталось от древних Этрурцев; но язык их остаётся ещё неразрешённой задачей, и если бы даже критика добилась смысла в сохранившихся надписях, возродился бы новый вопрос о том, кому из народов древней Этрурии принадлежало новооткрытое наречие. Для беспристрастного и добросовестного исследователя тождество Разен, некогда владевших всей северо-западной Италией, и горных Ретийцев, у которых они впоследствии времени искали спасения от гальского насилия, не подвержено сомнению, точно так же, как и тождество Ретийцев (и их братьев Вендов Великих или Винделиков) с великим племенем фрако-иллирийским. Таким образом, очевидно, что вся северная Италия, как на западе, где жили Разены, так и на востоке, где жили Венды, принадлежала вполне могучей восточной отрасли иранского племени, отрасли вано-бактрийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

К сожалению, все это не приведено в порядок, а потому и мало доступно большинству читателей. Результаты частных работ мало обобщены. Во всей русской, да н во всей европейской литературе – нет ни одного сочинения, полно и цельно обнимающего политическую историю славянских народов. О церковной истории нечего и говорить. Здесь еще не было даже и попытки выделить и представить в живой связи, в цельном очерке, факты религиозной истории славянства. По необходимости здесь приходится начинать с азбуки, довольствоваться па первых порах обобщением самых элементарных сведений. Считаем особенно благовременным напомнить читателям о религиозной судьбе славянства именно в настоящее время. 14 февраля нынешнего года будет тысячелетняя память кончины великого просветителя славян св. Кирилла. Чем-то отзовется этот день в судьбе славянства, и чем-то отзовется славянство на этот день... I. Распространение христианства между южными и западными славянскими племенами до св. Кирилла и Мефодия. Славянские племена издавна (полагают, еще века с VIII или VII до P. X.) населяли северо-восточную половину Европы, т. е. большую часть европейских областей русского государства и те области австрийской и турецкой империи, какие они и теперь занимают. На запад Европы в древности поселения славян простирались даже гораздо далее, нежели теперь простираются. На юго-запад, по берегам Адриатического моря, поселения славян доходили до Венеции. В древней Паннонии., нынешней Венгрии, искони население было славянское; мадьяры утвердились здесь уже в X веке. Прибалтийские области нынешней Пруссии – между Вислою и Эльбою (Лабою) населены были славянами; здесь жили некогда сильные славянские племена- венды, лютичи, бодричи и др., почти совсем исчезнувшие, т. е. утратившие свою народность. Христианство между славянскими племенами, особенно близко прилежащими к Греции и Риму, начало распространяться весьма рано. В Паннонии, Иллирии, Далмации, Македонии, Фракии, у славян при-дунайских христианство существовало по местам с самых времен апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010