Очень ценным архивохранилищем является Политический архив Министерства иностранных дел в Бонне (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn – АА), где хранятся десятки дел с аналитическими записками, отчетами, письмами, телеграммами немецких дипломатических служб о религиозной ситуации в странах Восточной и Центральной Европы, в том числе в Сербии, Хорватии, Греции, Словакии, Венгрии и т.д. (Inland I-D, 4740-4742, 4797-4800 и др.). Третьим важным для темы германским архивом является Федеральный военный архив во Фрейбурге (Bundesarchiv-Militärarchiv Freiburg – BA-MA), материалы которого позволяют исследовать церковную политику военной администрации на оккупированных территориях СССР. В фонде командующих армейскими тыловыми областями хранятся указы, определившие отношение к Русской Православной Церкви военнослужащих вермахта, деятельность в этой области военной администрации и армейских отделов пропаганды (RH 22/7, 171, 272a). А одно из дел составляет доклад о переговорах представителя командующего частями вермахта на Украине с православным епископом Николаевским (RH 22/160). В фонде комендантов тыловых армейских областей были обнаружены интересные документы о деятельности Псковской Православной Духовной Миссии на Северо-Западе России в 1941–1943 гг. (RH 23/281). Материалы Верховного командования армии (ОКХ)/Генерального штаба армии свидетельствуют об определенном внимании, которое ОКХ уделяло церковной проблеме в России. Здесь можно встретить и суждение Восточного отдела иностранной армии о необходимости изменить религиозную политику на Востоке от 25 ноября 1942 г. (RH 2/2089), и подборку подробнейших сведений из прессы, сообщений радио, допросов военнопленных, донесений разведки о церковной жизни в СССР за июль 1944 – апрель 1945 гг. (RH 2/2336), и доклады абвера 1943 г. о настроениях населения в религиозной сфере на Украине и Северо-Западе России (RH 2/2560). В фонде Верховного командования вермахта (ОКВ) привлекают внимание доклады, отчеты, информационные записки отделов пропаганды при командующих армейскими тыловыми областями, содержащие информацию о деятельности различных конфессий на оккупированной территории СССР (RW 4/v. 235, v. 236), а также русской эмигрантской организации НТС в Смоленске (RW 4/v. 254). Подобная же информация имеется в ежемесячных докладах за 16 октября 1941 – 17 июня 1942 гг. командующего частями вермахта на Украине в фонде территориальных командующих в СССР (RW 41/1). Наконец, необходимо упомянуть дело " Вербовка в армию Власова, 1944–45 " , в котором говорится о душепопечении пленных советских солдат и офицеров, хранящееся в фонде лагерей военнопленных, рабочих и строительных команд военнопленных (PH 49/111).

http://religare.ru/2_94013.html

эдонийцы (или эдоняне) – 8. XV, 1, 7 (δωνο) – народ фракийцев (у нижнего течения реки Стримон на северо-востоке нын. Греции), царем, которого был Ликург, 1. Эзоп – см. Эсоп. Эйкур (или Икур?) – 23. VII, 1, 91 (Εορ) – внутренний город Паралии (=Побережья) в области сорингов, у юго-восточного побережья Индии (в южной части Коромандельского берега) и вглубь материка, у среднего и нижнего течения нын. реки Кавери. По градусам у Птолемея – на один градус (500 стадиев) западнее столицы Ортура. Некоторые идентифицируют Эйкур как нын. город Салем=Селам (11°37», 78°08», шт. Тамилнад). Эйрена – 23. VII, 4, 12 (Ερνη. Это греческое название означает «мир» (мирная жизнь)) – один из «1378» островов перед островом Тапробана (нын. Шри-Ланка), которые считают нын. Лаккадивскими (далеко к западу от юго-западного побережья Индии) и Мальдивскими островами (к юго-западу от Индии и Шри-Ланки). Точнее не идентифицируется. Эйринон (или, вероятно, правильнее – Иринон) – 13. 40 (Ειρινν; Малый – μιρν; Большой – μγα) – нын. Большой Качский Ранн (=Ринн), 24°05», 70°10», и Малый Канский Ранн, 23°35», 71°15», сейчас обширная солончаковая заболоченная низменная равнина к востоку от дельты Инда (в Пакистане) и главным образом (далее к востоку) в северной части п-ва Кач (шт. Гуджарат, в Индии), соединенная на западе узким каналом с Аравийским морем, а на востоке – с заливом Кач, сухая при северо-восточном муссоне, затопляемая при юго-западном муссоне водами приливов с моря и дождей (глубиной до 2 м). К северу простирается пустыня Тар. Заболачивание Качского Ранна связано с опусканием территории после Качского землетрясения 1819 г. Раньше это был залив Аравийского моря, всегда судоходный, но мелководный (недостаточный для больших судов), и считается, что раньше Инд впадал в этот залив. Название «Эйринон (Иринон» возводят к санскритскому (лагуна; грязная земля; солончак; пустыня) или araya (дикая местность, пустыня). Эйрон (или Ирон) – 17б. 21, 9 – гора около побережья к западу от дельты Инда, названная после острова Крокалы (см.) и до Гавани Александра (нын.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мавретания – 11. VIII, 32 – древняя область (страна) на северо-западном побережье Африки, населенная берберийскими племенами (приблизительно на территории нын. Марокко и западной части Алжира; не современная Мавритания в Западной Африке). В III в. до н. э. большая часть территории Мавретании находилась под властью Карфагена; в 45 г. н. э. завоевана Римом. мавры – 20з – жители Мавретании. С конца V в. до н. э. мавры поставляли Карфагену наемников. Мавсол – 15ж. XXV, 1 (Μαυσωλς) – по этой (явно вымышленной) легенде, прежнее название реки Инд (см. Инд, 2), названной по имени Мавсола, сына Гелиоса (бога Солнца). Магарис – 23. VII, 1, 79 (Μαγαρς) – город в области салакенов, не идентифицируется; локализуется в нын. области Малайагири в горной области на юге нын. штата Орисса (по всей видимости, имеется в виду «в области горы Малайагири»? Гора Малайагири, 21°23», 85°16», находится в северной части Ориссы, но относится к дистрикту Дхенканал; центр этого дистрикта город Дхенканал, 20°40», 85°40», находится скорее на юго-востоке Ориссы). маги – 8. XV, 1, 68. 11. XXXVII, 147; 155; 185. 18в. 19. IV, 32, 4. 21а. 15. 21б. 23. VII, 1, 65; 74. 24. I, 15, 71. 27. I, 1; 9; III, 7; IX, 11, 61. 29а. IV, 20, 38. XXIII, 32–33. 41 – в античных источниках это жрецы и жреческая каста древней Персии и Мидии, которые обычно сопоставляются с жрецами и жреческими кастами других стран и религий (брахманы, халдеи, друиды и т.д.), а часто магами называют индийских, халдейских и других жрецов. Поскольку жрецы-маги занимались делами религии, астрологией, предсказаниями, наукой, мистическими вопросами, то с эллинистического времени в Греции и в Риме магов стали считать колдунами, гадателями, чародеями и шарлатанами. Мнения о происхождении магов, их древнейшей религии и отношении к зороастризму у современных исследователей разные (во всяком случае, считают, что они приняли зороастризм в V в. до н. э.). В античной литературе магов, как и брахманов и халдеев, часто называют «народом», «племенем» (θνος), т. е. подразумевается, что какое-то племя народа выделилось в жреческую касту. Некоторые считают, что в действительности название жреческой касты было перенесено на племя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следовательно, к половине XVIII в. к прежним псковским епархиальным городам прибавились три города: Рига, Аренсбург и Митава. С присоединением их к Псковской епархии, Рижский залив с островом Эзелем сделался естественной юго-западной границей ее. В новых границах Псковская епархия оказалась очень значительной, выдвинувшись за государственную границу в пределы Курляндии, где стоял г. Митава... Восточная граница с Новгородской епархией у нее осталась прежняя. К концу 30-х гг. XVIII в. в Псковской епархии насчитывалось 198 храмов, из них 184 в 5 городах Новгородской губернии (Псков, Изборск, Гдов, Остров с пригородами и Опочка с пригородами) и 14 в пяти городах Рижской губернии (Лифляндии?) (Рига, Ревель, Дерпт, Пернов, Нарва с Иван-городом). 554 Число монастырей сравнительно с количеством церквей было даже очень значительным, а именно – 28 мужских и 15 женских. По числу монастырей Псковская епархия уступала немногим – Синодальной области, Новгородской, Вологодской, Казанской и некоторым другим епархиям. 555 Что касается попытки назначения викария в Псковскую епархию, в лице епископа Варлаама (1723 г.), то это назначение вызывалось не обширностью епархии, а положением Феофана Прокоповича , архиепископа Псковского, как синодального вице-президента. При том же эту попытку нельзя назвать серьезным делом. 556 Изменения территорий северо-западных русских окраинных епархий Новгородской и Псковской к концу первой половины ХИШ в. стоит в зависимости с одной стороны от новых приобретений в Прибалтийском крае, Корелии и в Финляндии, с другой – от образования С.-Петербургской епархии на территории новой Синодальной области. Изменение состава и территорий центральных и даже окраинных юго-восточных русских епархий в 40-х и 50-х годах XVIII в. находится в зависимости от распадения огромнейшей бывшей Патриаршей Московской области и образования на её территории нескольких новых епархий. Раньше было сделано несколько общих замечаний об управлении бывшей Патриаршей областью, переименованной в Синодальную, и о том, что старая столица и патриаршая кафедра оставались без своего архиерея более сорока лет, так как местоблюститель патриаршего престола м. Стефан Яворский занимал Рязанскую кафедру. Последующие управители обширнейшей Московской Синодальной области в архиерейском сане также имели свои особые самостоятельные кафедры и епархии. Выходцы из Греции и Грузии – архиереи, которых Москва охотно принимала и кормила, иногда по несколько человек сразу, были только пособниками в посвящении ставленников и участниками в служении русским архиереям, временно управлявшим Московской областью в качестве председателей Московской Синодального правления Канцелярии и в Московской Дикастерии. Епископы, жившие при гробах государей для их поминовения, (архангельские) также не касались епархиальных дел, Кроме посвящения ставленников, получая особое жалование за свою специальную службу. 557 При множестве архиереев Москва, по-прежнему, все еще оставалась без своего архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По описанию области пиратов у Птолемея (с многими городами, эмпориями и главным городом Мусопаллис) получается, что это было государство (?). Может быть, в этой области действовали пираты, по которым она и была названа областью пиратов (?), хотя в древности в других местах были целые области (с городами), занимавшиеся пиратством. См. также лесты. пирриха – 26. XIV, 631а–в (πυρρχη) – военный танец в вооружении (мимическая военная игра) в Древней Греции. Здесь Афиней (II–III вв. н. э.) перед этим говорит, что этот танец сохранился только у лакедемонян (Спарта) как «предварительное упражнение в войне», т. е. пирриха в его времена стала скорее театральным танцем, изображавшим миф о Дионисе. Пиррон, 1, – 27. IX, 11, 61–63 (Πρρων) – сын Плистарха, из Элиды (область на северо-западе Пелопоннеса), греческий философ (ок. 360–271 гг. до н. э.), основатель школы скептической философии; по этому сообщению Диогена Лаертского (см. также словарь «Суда», под словом «Пиррон»), он сопровождал своего учителя Анаксарха в походе Александра Македонского в Индию, где и пришел к своему учению под влиянием индийских гимнософистов. Это сообщение обычно принимается как достоверный факт (хотя, в чем именно проявилось это влияние конкретно, не объясняется, а перечисленные принципы этого учения носят довольно общий характер). Пиррон, 2, – 13. 58 (Πυρρоν ρος – гора Пиррон) – гора на самом юге Индии; обычно идентифицируется как нын. Кардамоновы горы (южная часть гор Западные Гаты; центр – 09°30», 77°00»; простираются до самого юга Индии). Некоторые считают, что Пиррон соответствует «Красным рифам», побережью в штате Керала (у юго-западной оконечности Индии) в районе нын. Варкаллай (08°40», 76°50») и Андженго или побережью (тоже «Красные рифы») ниже города Коллам (=Квилон, 08°53», 76°36»). Упоминается только здесь. Греческое слово πυρρς означает «огненно-красный», «ярко-красный», «рыжий». Если это название греческое, то оно должно означать «Красные горы». Писандр – 8. XV, 1, 9 (Πεσανδρος) – греческий эпический поэт, предположительно VI в. до н. э., автор эпической поэмы о подвигах Геракла (не сохранилась), в которой, как считают, совершенно изменилось прежнее представление об этом герое (здесь Геракл вооружен только простой палицей и покрыт только львиной шкурой, в отличие от его прежнего вооружения героических времен). Писандра ставили после Гомера и Гесиода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходя к истории славян в конце VI в., мы встречаемся с двумя фактами, свидетельствующими о том, что в последние годы Юстиниана и при его преемниках отношения славян к империи существенно изменились в двояком отношении: а) точкой отправления для славянских нападений на имперские области не служит более правый берег Дуная, а самый Балканский полуостров, в значительной — части уже занятый славянами; б) цель славянских домогательств к империи становится ясно и определенно совершенно новая, именно завоевание Солуни, захват островов и Греции и угрозы овладеть Константинополем, к которому они приближались и с суши, и с моря. Эта сторона дела выясняется, главным образом, на основании актов великомученика Димитрия и патрона города Солуни, которые только в последнее время стали предметом внимания историков, хотя в общем далеко еще не исчерпаны для истории славянского движения в VI и VII вв. В VI и VII вв., к которым относятся славянские набеги, Солунь занимала на Балканском полуострове исключительное положение. Она считалась по своему политическому, военному и торговому состоянию важнейшим из провинциальных городов империи и, несомненно, оправдывала свою славу первого города после Константинополя. Занимая прекрасное положение на море и владея лучшею гаванью Эгейского моря, Солунь в то же время имела все выгоды хорошо расположенного сухопутного места, т. к. стояла на большой римской дороге Via Egnatia, соединявшей Константинополь с Драчем. Независимо от того, географическое образование западной части Балканского полуострова способствовало тому, чтобы соединить Солунь с остальной Европой посредством Вардара, Дрина и Моравы. Все эти условия обеспечивали Солуни первостепенное положение на Балканском полуострове уже в древнее время. Из римской эпохи Солунь перешла в византийскую, не утратив своих преимуществ: в Солуни был центр гражданского и церковного управления Иллириком, здесь сосредоточивались общеимперские таможенные учреждения. Будучи административным центром для обширной области, Солунь владела весьма оживленными торговыми сношениями почти со всем тогда известным миром. Здесь происходил обмен товаров, шедших с севера, из Италии и Франции, из Александрии и Египта; сюда свозились европейские сырые товары и юЖ-ные и восточные: золото, драгоценные камни, шелковые ткани и восточные пряности. Хорошо возделанные земли в окрестности доставляли городу необходимые для жизни продукты, а на кораблях подвозились предметы роскоши. Население города было весьма значительное и весьма вероятно, что в лучшее время достигало 200000.

http://sedmitza.ru/lib/text/442778/

Бейра – 10. 10, 22 (лемма) (Beira) – город, отождествляемый с городом Базиры (см.). Бекара – см. Бакара. Бел – 6а. III, 42. 42. К 2016 г. до н. э. – главный бог Вавилона (позднее – Ваал, Баал; от общесемитского бога Балу; «владыка», «господин»), с которым был отождествлен Мардук. В греческой традиции Бел – первый царь Ассирии, предшественник Нина и Семирамиды (по другой традиции, до Нина были еще другие цари). Бог Бел отождествлялся греками с Зевсом, Гелиосом, Паном, но только Цицерон здесь отождествляет Бела в Индии с Геркулесом, хотя к Индии Бел не имеет отношения. Античные авторы часто говорят о Геракле (Геркулесе) в Индии, которого сейчас по-разному отождествляют с индийскими богами (см. Геракл). Пытаясь связать Геракла с Белом в Индии, приводят имя Баларамы, мощного героя (старшего брата Кришны); его основным оружием был плуг. С Гераклом греки отождествляли Мелькарта, главного бога Финикии, который, как предполагают, воспринял некоторые черты Баала. Белеокур – 23. VII, 1, 83 (Р: Βελεοορου, р. π.; Η: Βαλεοορου – Балеокур) – царь, резиденцией которого был город Гиппокура; идентифицируется как царь Вилиявакура, монеты которого найдены в районе города Колхапур (16°42», 74°13») на самом юго-западе штата Махараштра. См. Сараган. белила – 11. XXXV, 49 – здесь: свинцовые белила. бельгийский – 11. XVI, 161 (тростник). – Бельгика – область Галлии, на территории северо-востока Франции, между Сеной и Рейном. Бенагур – 23. VII, 1, 79 (Βηνγουρον) – город в области салакенов, не идентифицирован. Бенд – 23. VII, 1, 6; 32; 82; 83 (Βνδας; в издании Ноббе в § 32 – Βνδας) – река, устье которой находится на берегу в области Ариака саденов. Идентификации предлагаются очень разные (локализации – на большом береговом пространстве к северу и к югу от Бомбея), даже с теми реками, которые текут с запада на восток (например, как нын. реки Бхима=Бхимнад, приток, 16°24», 77°18», Кришны). См. Нанагун. Беотия, беотийцы – 7. IV, 3, 1–2 – область в Средней Грециисеверу от Аттики), родина Диониса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закинт (Закинф) – 2б. р. 46а. – нын. остров Закинф (или Занте) около северо-западного берега Пелопоннеса (в Греции), с залежами асфальта, нефти, которыми пользовались уже в древности. Залив синов – 23.1, 13, 1; VII, 3, 1; 3 ( τν Σινν λπος) – идентифицируется как нын. Тонкинский залив (сейчас залив Бакбо) Южно-Китайского моря, у берегов северной части Вьетнама и Китая (центр залива – 20°00», 108°00»). Залив синов отождествляют с Большим заливом (см.), считая, что это два разных названия для одного залива, и, поскольку Птолемей называет и Большой залив, и Залив синов как разные, полагают, что он пользовался разными источниками, где этот залив был назван по-разному (у Маркиана, IV–V вв. н. э., в «Перипле Внешнего моря», 46, говорится: λπος μγιστος, αλομενος Σινν λπος – «самый большой [или: очень большой=величайший] залив, называемый Заливом синов»). Зарадр – см. Зададр. заранги – 11. VI, 94 (Zarangae) – см. дранги. Зараспад – 11. VI, 94 (Zaraspadum) – город, который Плиний относит к области (=сатрапии) Ариана (к западу от Инда), но обычно его локализуют в области Дрангиана (см. дранги); он упоминается только здесь, точно не идентифицируется, локализуется на юго-западе нын. Афганистана. Однако в тексте Плиния много неясного. Здесь в большинстве рукописей читается: (...) Prophthasia, oppidum Zaraspadum, Drangae (...) – «Профтасия, город Зараспад, дранги (...)». Это выражение oppidum Zaraspadum можно понимать и как название народа: «город зараспадов»; в таком случае это могло бы быть приложением к предыдущему «Профтасия», т. е.: «Профтасия, город зараспадов». Но и у самого Плиния (VI, 61), и у других античных авторов Профтасия названа Prophthasia Drangarum – «Профтасия дрангов» и т. п. Здесь, в § 94, есть и чтение Zarasparum, т. е. «город зараспов " (?). Зарманохег – 8. XV, 1, 73; он же, без имени – XV, 1, 4 (Ζαρμανοχγας) – индийский «мудрец» (σοφιστς), прибывший в составе индийского посольства к Августу в 20 г. до н. э. и сжегший себя на костре в Афинах (см. также Калан). У Диона Кассия 28. LIV, 9, 10) он же назван именем Зармар (Ζρμαρος). У Страбона в других рукописях читается: Ζαρμανοχνης; Ζρμαρος χγαν. Некоторые полагают, что χγαν – название положения, звания (духовного). По мнению других, следует читать Zarmanus, которое здесь передает Garmanus, т. е. гарман=сраман (см.), и считают, что это буддийский аскет; причем все это именование считают искаженной передачей индийского ramacrya, где cry означает «духовный руководитель» или «наставник».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комотини (греч. Κομοτην) – город на северо-востоке современной Греции, главный город нома Родопи, а также административной области Восточная Македония и Фракия. 158 Гратианополь (Грационополь, греч. Γρατιανοπολις или Γρατζιανος) – город в 13 км от Комотини, ныне селение Гратини (греч. Γρατιν). 159 Момчил (Момчил Юнак, воевода Момчил, болг. Момчил, греч. Μομιτλας; ум. 7 июля 1345 г.) – сын болгарского крестьянина, разбойник, впоследствии воевода и независимый болгарский правитель в Родопах и области Меропы, герой южнославянского эпоса. 161 Этноним не поддается идентификации. Он не встречается больше ни у Григоры, ни у других авторов. Также и в прежних переводах к нему нет никаких комментариев. Ван Дитен просто дает транслитерацию «Patribalai», не находя немецкого аналога. 162 Мосинополь (греч. Μοσυνπολις, болг. Мосинопол или Месинопол) – город неподалеку от Комотини, на Эгнатиевой дороге, разрушенный болгарским царем Калояном в 1207 г. 164 Пифион (греч. Пθιον или μπθιον) – замок на невысокой горе около современной одноименной деревни, расположенной близ турецкой границы. Знаменитый своими неприступными стенами, замок был построен Кантакузином в 1330–40-х годах. Он сохранился до наших дней и является одним из выдающихся памятников фортификационного зодчества. 165 Гебр (Эврос, Марица, греч. βρος, болг. Марица) – одна из крупнейших рек на Балканском полуострове. Берет свое начало в южной Болгарии, в восточной части Рильских гор, впадает в Эгейское море. 168 Богомилы – еретическое антиклерикальное движение, возникшее на Балканах в X в. и просуществовавшее до XV в. Название происходит от имени основателя, болгарского попа Богомила (болг. Поп Богомил). Подобно мессалианам, богомилы отрицали церковную иерархию и таинства и настаивали на суровой аскезе как на единственном средстве приближения к Богу. 172 Текст этого Томоса, так и называемого византинистами Τμος γγραφος (не путать с известным Святогорским Томосом, написанным Григорием Паламой в 1340 г.!), долгие годы считавшийся утерянным, был обнаружен и издан по двум рукописям в конце прошлого века итальянским исследователем Антонио Риго. См.: A. Rigo, «L " assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili», Cristianesimo nella storia 5 (1984), p. 475–506.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надубандагар – см. Наадуба. Накадуба – см. Накадума. Накадума – 23. VII, 4, 10 (Р: Νααδομα; Η: Ναδουβα – Накадуба) – внутренний город на о-ве Тапробана (нын. Шри-Ланка); не идентифицируется (предположительно локализуют в юго-западной области острова). Наксос – 2б. р. 46а. – самый большой из Кикладских островов Греции, в южной части Эгейского моря, особенно славившийся вином и мрамором. Источник с вином на Наксосе, как и другие упомянутые здесь, известен и по другим античным сообщениям; легенда, по-видимому, связана с тем, что главным богом этого острова был Дионис, бог вина. Наллура – 23. VII, 1, 85 (Р: Ναλλορα; Η: Νρουλλα – Нарулла) – внутренний город области Лимирика (у юго-западного побережья Индии=Малабарского берега), на западе от реки Псевдостом (см.); сейчас предположительно идентифицируется как нын. Nallur (Наллуру), в 11 милях к юго-западу от города Пенуконда (14°05», 77°36», на юго-западе штата Андхра-Прадеш; дравид, r – «город»; в южной Индии много местностей с названием Nallr). Налопатана – 49. XI, 16 (Ναλοπτανα) – эмпорий в Мале, на юго-западном побережье Индии; не идентифицируется (прежняя идентификация – нын. город Каннанур, 11°52», 75°22», на побережье, на севере штата Керала). Слово paana означает «город». Намад – 13. 42 (Νμαδος, Νμ(μ)αδος или Ναμνδιος – конъектуры; рукописное чтение – Λαμναος, Ламнай?); 43 (sc. – «устье реки у Баригаз»); 44 (sc. – «реки до Баригаз»). 23. VII, 1, 5; 31; 62; 63 (sc.); 65 (Ναμδης) – река, впадающая в Баригазский залив (нын. Камбейский залив, у северо-западного побережья Индии); идентифицируется как нын. река Нарбада=Нармада, впадающая (21°43», 73°06») в Камбейский залив к югу от Бхаруча (древних Баригаз); истоки – в хребте Майкал (центр – 22°30», 81°30»), на юге восточной части штата Мадхья-Прадеш, около города Амаркантак (22°40», 81°44»); длина указывается от 1250 до 1400 км. Сообщение Птолемея 23; § 31) о том, что Намад соединяется с рекой Мофид (=нын. река Махи, если эта идентификация верна), считается ошибочным и даже противоречивым, поскольку сам же Птолемей в § 4 указывает самостоятельное устье реки Мофид.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010