Св. митрополит Иона. После бегства м. Исидора, русские епископы, по желанию великого московского князя, собрались и выбрали своим митрополитом рязанского епископа Иону, которого и раньше, еще до Исидора, желали иметь своим первосвятителем. Русские епископы сами посвятили м. Иону, так как в Греции в то время, по случаю нашествия турок, происходили большие смуты и прервались сношения между Русью и Грецией. Великий князь Василий Темный послал в Царьград грамоту, в которой писал, что м. Иона посвящен русскими архиереями по великой нужде, а не по гордости, как и прежде иногда делалось; что русская церковь до скончания века пребудет в православии, всегда будет искать благословения греческого патриарха и во всем будет согласна с ним. С того времени московские митрополиты начали поставляться у себя на Руси своими русскими архиереями и перестали ездить за посвящением в Царьград. Так русская церковь со времени м. Ионы сделалась уже самостоятельною, независимою от константинопольского патриарха. В то же самое время литовский князь добился назначения особого митрополита для западно-русских православных епархий, входивших в состав литовского княжества. Так, со времени м. Ионы, русская, прежде бывшая единая, церковь разделилась надолго на две церкви-митрополии: северо-восточную, или московскую, и юго-западную, или киевскую. Митрополит Иона отличался великим благочестием. В то же самое время он проявил широкую патриотическую деятельность. Вместе с другими русскими иерархами он горячо стоял за установившийся в Москве к тому времени порядок престолонаследия от отца к сыну. Поэтому, он деятельно помогал Василию Темному в борьбе с его противниками и особенно с Димитрием Шемякою. Так, вскоре по вступлении на митрополичью кафедру, Иона писал во все русские области окружную грамоту. В этой грамоте он горячо и сильно обличал клятвопреступление Шемяки, увещевал его сторонников пощадить свои души, не проливать христианской крови, покориться великому князю, причем непокорным угрожал проклятием. Когда затем Шемяка ушел в Новгород, то митрополит Иона несколько раз отправлял туда своих послов с грамотами, в которых убеждал новгородцев не поддерживать Шемяку и не иметь общения с ним, как с отлученным от церкви, если он не примирится с московским великим князем. Митрополит Иона скончался 31 марта 1461 г. Русская церковь причислила его к лику святых. VII. Возвышение Москвы

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Их преследовали за исповедание православной веры. Спасаясь от этих преследований и вообще ограничений своих прав, многие западно-русские князья и люди стали переходить от польско-литовских королей к московскому князю Иоанну III. Из-за этого возгорелась первая война между Иоанном III московским и Казимиром польским. В самом начале войны Казимир умер. Его сын и преемник Александр заключил мир с Иоанном III. При этом Александр уступил Иоанну III области раньше перешедших к нему князей, признал за ним титул «государя всея Руси» и женился на дочери его Елене. Но мир между тестем и зятем был непродолжителен. Нарушителем его явился Александр литовский. Он притеснял жену свою Елену за то, что она не хотела переменить православную веру на католическую, преследовал православных своих подданных, перестал называть Uoahha III «государем всея Руси». Иоанн Ш вынужден был объявить войну своему зятю. Война была весьма удачна для Москвы. Литовцы потерпели несколько поражений. Александр поспешил заключить мир с московским князем. По этому миру Москва получила от Литвы всю северскую область. Покорение турками южных славян и греков. В то время, как Русь постепенно освобождалась от татар, православный восток, на котором жили греки и родственные нам славяне, постепенно подпадал под власть монгольского народа – турок. Турки впервые появились из Азии на Балтийском полуострове еще в XIV в. Они сначала завоевали страны подвластных Греции славянских народов – болгар и сербов. В 1389 году они нанесли жестокое поражение сербам на Коссовом поле. Теперь очередь была за греками. Турки постепенно подходили под Царьград (или Константинополь). В 1453 году они взяли и разрушили этот город, бывший столицею греческого царства. На развалинах этого последнего они основали свою империю, столицею которой сделали тот же Константинополь. Чудный храм во имя св. Софии, некогда поразивший послов Владимира св., был обращен турками в магометанскую мечеть. После покорения турками Греции и разорения ими Константинополя, Русь осталась единственным православным царством, а Москва действительным средоточием православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

. область Римской империи, обнимавшая собою все восточное побережье Адриатического моря с лежащими за ним местностями (нынешняя Далмация, Босния и Албания). — Авлон — город в Иллирии, при Адриатическом море. . селением преподобного Антония была деревня Кома, находившаяся на северной границе Фиваиды (южной области Египта), в Гераклеопольской области. — Антоний родился в 251 году. Родители его были коптские христиане. . Афанасий Александрийский родился около 297 года, незадолго до жестокого гонения Диоклетиана на христиан, о котором у него, однако, не осталось личных воспоминаний. . Макарий называется «египетским» в отличие от другого, соименного и современного ему подвижника, который родился и большую часть жизни провел в городе Александрии, и поэтому называется «Александрийским» или «городским». За свою же святость и мудрость Макарий Египетский называется «Великим». Родился он около 301 года. . чего и называется «Александрийским» или городским. Рождение его относится к 295 году. . цветущий населенный город в области Вифинии, на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии. . Керкира — ныне Корфу, на Ионийском море, близ западного берега северной Греции. — Св. Арсений был первым архиепископом на о. Корфу. . горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. . правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников. . сербскому прологу XIII века, эти мученики называются: Енен, Нирен и Пень. . лат. Maximus — соответствует греческому, что значит величайший. На соответствие имени святого Максима с его личными качествами и его жизнью указываете его ученик, преподобный Анастасий, в своем письме к Феодору, пресвитеру Гангрскому. — Святой Максим родился около 580 года. При втором допросе в Константинополе, бывшем в 655 году, он сказал, что ему 75 лет.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

( < < back) древняя римская мера жидкости, вместимостью в две с лишком настоящих бутылки. ( < < back) равнялось нашим 690 саженям. ( < < back) преп. Пахомия Великого. ( < < back) или Фессалоники — весьма значительный древний город Македонии — лежал в глубине большого Солунского или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением. ( < < back) ее 31 декабря. ( < < back) его 5 марта. ( < < back) ее 9 ноября. ( < < back) преподобного Макария Александрийского последовала около 395 года — Подобно преподобному Макарию египетскому, и преподобный Макарий Александрийский был церковным писателем. С его именем известны доселе: 1) правило монашеское в 30 главах; 2) письмо к инокам; 3) слово об исходе души и о состоянии по смерти. ( < < back) Память святой мученицы Евфрасии цветущий населенный город в области Вифинии, на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии. ( < < back) Галерий, зять и соправитель императора Диоклетиана (284–305 г.), и после император восточной половины Римской империи (с 305–311 г.). ( < < back) мученицы Евфрасии последовала в 303 году. ( < < back) Память святого Арсения, архиепископа Керкирского Керкира — ныне Корфу, на Ионийском море, близ западного берега северной Греции. — Св. Арсений был первым архиепископом на о. Корфу. ( < < back) своею ученостью патриарх константинопольский Фотий, ведший с святым Арсением переписку, в своих письмах к нему выражает глубокое удивление, как к мужу высокой духовной жизни, который знаком и с греческою литературою. — Святой Арсений известен и как писатель: им составлены канон на елеосвящение, похвальное слово апостолу Андрею и описание страдальческой кончины великомученицы Варвары. ( < < back) Порфирородный, Византийский император, царствовал с 780–797 год. ( < < back) древнейший, знаменитый и богатый город Ахаии; лежал в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называвшего Куронто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И все вместе признаёмся тебе, что очень любим тебя. Генерал воздушного флота в отставке Василе Иоанн Епископ Афанасий (Евтич), Сербия. Поучения благого старца Клеопы 98 В сентябре месяце 1976 года мы были в Румынии, этой соседней нам православной стране братского нам по вере румынского народа. Мы ездили туда для участия в совещании, посвященном христианскому воспитанию. По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынии Иустиниана и митрополита Молдовы Высокопреосвященного Иустина эта встреча проводилась в семинарии неподалеку от монастыря Нямц в Молдове, северо-восточной области Румынии. Из Бухареста мы на автобусе поехали на север. Доехав наконец до Карпат, мы остановились для краткого отдыха в горном монастыре Синая, основанном монахами Синайской горы, обосновавшимися здесь в древние века. Далее мы поехали через величественные ущелья и живописные горные перевалы, на севере пересекли Карпаты и спустились по Молдавской возвышенности к монастырю Нямц (в понедельник вечером, 6 сентября). На следующий день мы прежде всего поклонились святыням этой святой обители и были на Божественной Литургии, которая совершалась в соборном храме, а затем в семинарии начались беседы по христианскому воспитанию и образованию. Продолжались они до пятницы, и много хорошего было высказано на этом совещании. Каждый из участников хотел внести свой вклад в эту сложную и ответственную тему и нашу насущную задачу. Но как при многих разговорах забыть о самом Православии и не погрешить? Об этом издавна спрашивали себя еще наши отцы. Отца Амфилохия, меня и еще нескольких братий, православных из Греции и других стран, больше этого совещания интересовали монахи из скитов монастыря Нямц, особенно известный молдавский Старец-исихаст отец Клеопа из уединенного монастыря Сихастрия. Об отце Клеопе, пустыннике, мы слышали еще до нашего приезда в Румынию. Рассказывали нам о нем в Афинах седовласый и мудрый румынский протоиерей отец Думитру Стэнилоае, и наш юный афинский друг Панайотис Нелас, оба богословски и духовно связанные со святогорскими и молдавскими пустынниками-исихастами. А святогорско-модцавская исихастская связь отнюдь не случайна и не нова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Митрополит Сереский Нигрита отметил, что большевизм является возвращением к хаосу. Митрополит Халкидский Ириней в свою очередь указал, что борьба германского рейха против большевизма освободит Церковь в советской России, так как большевизм и масонская плутократия являются источниками разнообразных махинаций и лжи, кровопролития и разорения, от которых сейчас страдает человечество: «Мы желаем полного успеха немецкому оружию». Наконец митрополит Олимпийский заявил: «Все цивилизованное человечество с волнением и болью следит за страшным гонением веры, за неслыханным азиатским варварством в отношении к христианской и другим религиям в советской России. В связи с этим гонением уничтожено много религиозно-художественных памятников византийско-христианской культуры, а жертв большевистского варварства насчитывается несколько миллионов. Эти явления вызвали большинство цивилизованных наций на самооборону и принудили их занять определенное положение в отношении этого феномена». В Великую Пятницу, накануне Пасхи 1943 г., Салоникский митрополит Геннадиос в своей проповеди выразил немцам глубокую благодарность за их отношение к грекам и призвал свою паству помолиться вместе с ним «за всех тех, кто сейчас стоит на восточном фронте с оружием в руках в борьбе против безбожного большевизма, и которые этим дают возможность греческому народу исповедовать свою христианскую веру и спокойно праздновать великий греческий праздник». [xxvi] Такая позиция ряда митрополитов северо-восточной Греции во многом объяснялась их надеждой с помощью немцев смягчить религиозную политику болгарских оккупационных властей. Согласно соглашению от 24 апреля 1941 г. Восточная Македония и Западная (Беломорская, Эгейская) Фракия с прилегавшими островами Тасос и Самотраки — за исключением греко-турецкой пограничной области в Эвросе — перешли под болгарскую юрисдикцию (большая часть этих территорий принадлежали Болгарии до ее поражения в годы Первой мировой войны). Однако Германия не признала все болгарские претензии, в частности на Салоники и прилегающую область (там проживали 15-20 тыс. болгар и македонцев). Правда вследствие постепенного ослабления Италии значение Болгарии в немецких планах со временем выросло. Так, в начале июля 1943 г. болгарские войска под немецким командованием оккупировали Центральную Македонию, за исключением г. Салоники и Святой Горы Афон, где оставались до сентября 1944 г.

http://bogoslov.ru/article/1063529

находилась к северу от Греции, от северо-восточной области ее Фессалии. Сирия — западная область Азии, тянувшаяся от Средиземного моря до Евфрата. Персия находилась в южной части Иранского плоскогорья, между р. Тигром, Персидским заливом и Каспийским морем. Мидия — западная часть Ирана, к югу от Каспийского моря, на границах к западу — с Ассирией и Великой Арменией, к югу — с Персией, к востоку с Парфией. Парфия — большая страна в Азии, к юго-востоку от Каспийского моря и далее на восток до Индийского моря. Эфиопия лежала в Африке на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния. св. Апостола и Евангелиста Матфея последовала по преданию около 60 г. по Р. Х. Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского нынешний Никсар, знаменитая по своей красоте, уже сравнительно поздно выстроенная столица Понта Полемониака, на севере Малой Азии, на р. Ликусе; особенно известна по происходившему там (уже по смерти св. Григория) церковному собору (в 315 г.). еллинской премудростью разумеется здесь языческая ученость, языческое образование. Отец св. Григория Неокесарийского был язычник и воспитал сына в язычестве. Отец подготовлял из него адвоката, а потому св. Григорий (в мире Феодор) изучил хорошо законы и тогдашний язык законов — латинский, и решился, наконец, ехать в Рим, чтобы там более ознакомиться с римским правом. Но Промысл Божий устроил жизнь его иначе: он должен был вместе с братом сопровождать сестру свою в Кесарию; оттуда он после отправился для изучения законоведения в Берит, а оттуда отправился в славившуюся тогда своею образованностью Александрию. знаменитая столица Египта, в то время славилась своей широкой цветущей образованностью. Особенно в то время процветала философия и медицина. Наравне с образованностью языческою, процветала и богословская образованность христианская. Знаменитая Александрийская школа, считавшая в своих рядах множество замечательнейших ученых того века, привлекала в свои стены массу слушателей не только из христиан, но и из язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ростислав Мстиславич был Новгородским князем до тех пор, пока Киевляне после смерти Юрия Владимировича во второй раз не призвали его на свой престол. Уезжая, он оставил у них сына, Святослава. Беспокойные Новгородцы изгнали бы и этого молодого князя, но через некоторое время помирились с ним. Ростислав Мстиславич, беспокоясь об участи этого сына, незадолго до своей кончины поехал в Новгород и взял клятву с его подданных в том, что они никогда не будут искать другого князя и разлучатся со Святославом только в результате его смерти. После этой клятвы Новгородцы, казалось, успокоились. Увидим, надолго ли? Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года Когда почти все князья южной России ссорились за Киевский престол, в северо-восточной ее части жил князь, еще в молодые годы удивлявший всех своей храбростью и умом. Этим князем был мужественный Андрей, сын Юрия Владимировича Долгорукого. Вы уже слышали о нем, милые читатели, — вспомните рассказ о начале Москвы. Князь Андрей, родившийся и выросший в Суздальской области, не любил Киев, поскольку он вечно был причиной княжеских споров, и редко ездил туда, даже тогда, когда великим Киевским князем был его отец Юрий. Он отказался и от новых уделов, которые отец давал ему на юге, и, уезжая в последний раз из Киева, взял с собой только образ Божьей Матери, привезенный из Греции одним греческим купцом по имени Пирогощи. Говорят, образ этот был писан евангелистом Лукой. Андрей ехал из Киева на свою родину в город Владимир-Залесский, основанный его знаменитым дедом, Мономахом. Огорчаясь из-за ссор князей и видя, что все несчастья Русской земли происходят от разделения ее на многие уделы, умный Андрей ехал во Владимир с тем намерением, чтобы поселиться там и всеми силами стараться изменить обычай князей делить свои владения между братьями и сыновьями и по крайней мере для своих детей оставить сильное и счастливое княжество под властью одного государя. С такими благодетельными для нашего Отечества мыслями князь Андрей подъезжал к Владимиру с драгоценным образом Божьей Матери. За одиннадцать верст от этого города лошадь, на которой везли образ, вдруг остановилась и никак не хотела идти далее. Князь, который, как и все наши предки, был очень набожен и богобоязнен, посчитал это происшествие не простым случаем, а определением Божьим: он велел построить на том месте, где остановилась лошадь, церковь во имя Рождества Богоматери и поставил в ней образ Ее. Потом построил тут для себя дворец и монастырь для монахов. Бояре и Владимирские жители также строили дома на любимом государевом месте, так что скоро целый город появился около церкви. Андрей назвал его Боголюбовым. Он очень любил этот город.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

313 Таврианида (Таврика) – современный Крымский полуостров. Уже Геродот при описании Скифии упоминает Таврику (Her. Hist. IV. 99). 315 Фракия – область на юго-востоке Балканского полуострова, простиравшаяся от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до реки Аксий, служившей границей Фракии с Македонией (современная Болгария и европейская Турция). 316 Македония, расположенная на севере Греции, первоначально была царством. В 146 г. до н. э. она стала римской провинцией, позднее появился диоцез Македония, в который входили на рубеже IV–V вв. провинции Эпир Новый и Старый, Македония Первая и Вторая, Фессалия, Ахайя (Эллада), Крит. 318 Поскольку в «Хронике» Ипполита Колхида упоминается также дважды, то второе ее упоминание в «Пасхальной хронике» нельзя считать lapsus calami. Комментаторы Ипполита, опираясь на место наименования и разночтения в рукописях, предлагают вместо Κολχς – Μολοσσς (Молоссия). Молоссия – область в центральном Эпире. 319 Фессалия – район на северо-востоке Древней Греции. На рубеже IV-V вв. входила как провинция в диоцез Македония. 320 Западная и Восточная Локрида находились в Центральной Греции. Западная Локрида на севере Коринфского залива называлась Озольской. Восточная Локрида была разделена на две области – Эпикнемидскую и Опунтскую Локриду, которые находились берегу Евбейского пролива. 321 Беотия – историческая область в центральной части Древней Греции, граничащая с Аттикой, Мегаридой, Фокидой и Локридой. 322 Этолия – горная область в центральной Элладе, которая с III в. до н. э. начинает играть значительную роль в борьбе греков с Македонией и Римом. 323 Аттика – историческая область с центром в Афинах, расположенная на юго-восточной стороне одноименного полуострова средней Греции и имеющая границы на севере с Беотией, на западе с Мегаридой. 324 Ахайя (Ахея) – историческая область на полуострове Пелопоннес, которая граничила с Аркадией, Элидой, Сикеоном. В III в. до н. э. возникает ахейский союз, который подпал под власть Македонии. В римское время провинцией Ахайей называли территорию всего Пелопоннеса и Средней Греции без Акарнании. На рубеже IV–V вв. входила как провинция в диоцез Македония.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Иобар – см. Иоман. Иогана (или Йогана?) – 23. VII, 4, 3 (ωγνα) – город на о-ве Тапробана (нын. Шри-Ланка), на северо-западном побережье; идентифицируется как нынешний Kalaar (сейчас, как кажется, нет такого названия; может быть, оно связано с названием реки Кала, Калл Ару, устье которой находится на северо-западном побережье – 08°18», 79°50»; на острове очень много подобных названий). Может быть, название связано с санскрит, словом Yojana (йоджана) – индийская мера длины (ок. 15 или 16 км)? Иоман – 11. VI, 63; 69; 73. 17б. 8, 5 (lomanes; ωμνης – здесь у Арриана конъектура, вместо рукописного βρης (sic) – Иобар) – отождествляется с рекой Диамун (см.), т. е.=нын. Джамна. Иомуса – 23. VII, 1, 46 (μουσα) – город в области пандоуев вдоль реки Бидасп (нын. Джелам), в северо-западной Индии (в Пенджабе); предположительно локализуется около нын. Nurjamal (Нурджамал; здесь у реки Джелам сейчас есть два одноименных населенных пункта: 32°33», 73°43» и 32°41», 73°42», Пакистан). ион – 11. XXXVII, 170 (ion=греч. ον – фиалка) – гемма у индийцев фиалкового цвета; не идентифицируется. ионийское наречие – 26. р. 45а – диалект ионийцев, одного из трех основных племен Древней Греции (другие два – эолийцы и дорийцы). Здесь имеется в виду диалект греческих жителей Ионии на западном побережье Малой Азии. Иринон – см. Эйринон. Исагур – 23. VII, 1, 45 (Р: σγουρος; Η: θγουρος – Итагур) – город в области Уарса, между Индом и Бидаспом (нын. река Джелам), у Инда; в этой области указаны два города: Таксила (нын. Таксила, 33°45», 72°50», сейчас в Пакистане, к востоку от Инда) и чуть к северо-западу от нее (по градусам у Птолемея) – Исагур. Исагур идентифицируется как нын. город Gurys (это старые данные, XIX в., и Gurys определяется как «главный город», Hauptstadt [нем.]. Может быть, сейчас другое название? Также по старым данным XIX в., есть Gurys, очень далеко к северо-западу от Таксилы, на самом севере нын. штата Джамму и Кашмир, и определяется он как возвышенная долина, где протекает верхнее течение реки Кишанганга, впадающей в Джелам, 34°21», 73°31», там, где течет эта река в штате Джамму и Кашмир, сейчас есть населенный пункт Gurais, 34°38», 74°54», но едва ли это тот Gurys, который указан выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010