Кирик и Иулитта, мучч. в Тарсе. 15 июля. 284–305.       Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане и Максимиане Геркулии. 22 дек. Епитект пресв. и Астион монах, мучч. Алмиридские. 7 июля. Мучч. Аназарвские: Марин старец. 18 окт. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий. 5 февр. Валент муч. Анкирский. 18 мая. Аскалон, муч. Антинойский. 20 мая. Мучч. Антиох. в Писидии: Александр, Алфей, Марк, Никон, Неон, Илиодор, Зосима и 30 воинов. 28 сент. Марина. 17 июля. Диодор и Родопиан, мучч. Афродисийские. 29 апр. Филикс, муч. Варкинонский. 22 авг. Мокий пресв., муч. Византийский. 11 мая. Феодотия с тремя чадами и прочими до 120, мучч. Вифинская. 29 июля и 22 дек. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский. 12 сент. Иулиан и 40 другов его, мучч. Галатские. 12 сент. Никандр врач, муч. Египетский. 15 марта. Параскева, великомученица Иконийская. 28 окт. Анастасия, великомученица Иллирийская и другие. 22 дек. Аза н 150 воинов, мучч. Исаврийские. 19 ноября. Капетолина и Еротинда, мучч. Каппад. 27 окт. Евпл диакон, муч. Катанский 11 авг. Дорофея дева, и жены: Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. Кесарийские в Каппадокии. 6 февр. Сисиний, муч. Кизический. 23 ноября. Мучч. Киликийские: 284–305.             Косма и Дамиан, Аравляне, врачи безмездные, и с ними Леонтий, Анфоим и Евтропий. 17 окт. 3осима пустынник. 19 сент. Афанасий комментарисий 4 янв. Феодор еп., и жены: Лукия, Иароя, Киприлла и др. мучч. Киринейские. 4 июля. Александр еп. и другие мучч. Команские. 12 авг. Мина воин, великомуч. Котуанский. 11 ноября. Вит отрок, Модест пестун и Крискентия питательница, мучч. Луканийские. 15 июня. Мучч. Мелитинские: Еодоксий, Зинон, Макарий и др. 6 сент. Иерон, и дружина его, 33 мучч. 7 ноября. Мучч. Никомидийские: Аникита и Фотий. 12 авг. Филетер. 30 дек. Мучч. Никейские: Диомид врач. 16 авг. Антонина. 1 марта. Феврония, преподобномуч. Писивийская. 25 июня. Десять мучч. в Перге Леонтий, Аттий и проч. 1 авг. Епихария, мученица Римская. 27 сент. Святые жены Римские: Прискилла и Лукина. 7 июня. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномучч. Салернские. 6 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Избрание приходских священников и диаконов в то время, как видно из «переписных книг», зависело и от прихожан, которые «приговаривали» кандидата, обыкновенно из сыновей местного священника (наследственность мест священнических была тогда обычным явлением), давали ему от себя «заручную челобитную», т.е. прошение за подписью (за руками) прихожан, для представления Владыке, а Владыка, в случае одобрение представленного кандидата, давал указ о том, чтобы он был «к ставке записан был в книгу». В ожидании посвящения, кандидаты священства проживали в Воронеже. О том, каким порядком это совершалось, можно судить по следующим примерам: сын Николаевского попа села Дубового Воронежского уезда Лукьяна – «Никита 20 лет, приговорен к той же церкви в попы, и о поставлении на его Лукьяново место за старость его дана от мирских людей (т.е. от прихожан) заручная челобитная». Сына Николаевского попа села Рамони Прокофия – «Исидора 18 лет приходские люди приговорили к той же церкви во диаконы и о поставлении дали заручную челобитную». В селе Гремячем Воронежского же уезда дьячек Автоном Попов по смерти отца своего попа того же села Акиндина «приговорен на место отца своего в попы и по указу Преосвященного Арсения Архиепископа и по заручной челобитной к ставке записан в книгу» (т.е. в ту самую «Книгу записную ставленным грамотам Воронежской епархии», которая в настоящее время хранится в подлиннике в С.-Петербурге в библиотеке Академии Наук). Сын попа села Дехтевого Елецкого уезда Симеона Федор «по заручной мирской челобитной живет в Воронеже о поповстве на место отца своего, для того, что он поп обнищал» Впрочем не всегда прихожане приговаривали к своей церкви священников и диаконов из детей своего приходского духовенства: в «переписных книгах» указано несколько случаев, когда намеченный и одобренный кандидат был из другого села; например, приходские люди села Семидесятного Костенского уезда, подали Преосвященному Арсению заручную челобитную о поставлении в попы к ним Алексея, сына попа города Костенка Бориса О сыне другого Костенского попа Бориса же, по имени Василий, была подана челобитная Архиепископу о поставлении его во диакона в Троицкий Боршев монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

из Курской Смирницкий , Иван Иванович из Воронежской Чехович , Иван Павлович из Волынской Скворцов , Михаил Иванович из Киевской Булгаревич , Григорий Косьмич из Могилевской Понятовский , Евграф Петрович из Харьковской из Могилевской Песоцкий , Александр Яковлевич из Харьковской Орлов , Николай Акимович из Киевской Козачковский , Авксентий (иеромонах) из Подольской Козловский , Иван Адамович из Могилевской Нурцеладзе , Димитрий Петрович из Тифлисской Аракин , Григорий Гаврилович из Орловской Максимович , Андрей Яковлевич из Полтавской Федотов , Андрей Андреевич из Воронежской Урываев , Галактион (иеромонах) из Воронежской Булгаков , Семён Алексеевич из Курской Младшие кандидаты Алексинский , Осип Степанович из Владимирской Воскобойников , Гимнасий (иером.) из Харьковской Ковалевский , Аполлон Иванович из Харьковской Пушнов , Михаил Аверкиевич из Киевской Мишта , Трофим Миронович из Полтавской Мартыновский , Леонид Иванович из Подольской из Полтавской Горбатовский , Артемий Кононович из Черниговской Соколов , Иван Семёнович из Смоленской Тучинский , Николай Павлович из Екатеринославской Брянцев , Евгений Дмитриевич из Орловской Угринович , Алексей Дмитриевич из Херсонской Крыжановский , Константин Гаврилович из Астраханской Генецкий , Емельян Авксентьевич из Кишинёвской Бунин , Афанасий Алексеевич из Орловской Суходольский , Автоном Иванович из Киевской Мухин , Иван Михайлович из Харьковской Бояров , Николай Константинович из Екатеринославской Выбыли Гогоцкий Виктор Подольской Козловский Махаил Киевской Умерли Сенаторский Никандр Киевской Смирнов Иван Воронежской Поспехов Ксенофонт Владимирской Кобылякский Петр Киевской Ковалёв Алексй Смоленской Преображенский Василий Калужской Курс пятнадцатый. 1849–1851 г. В следствие предложения обер-прокурора св. Синода от 30 июня 1847 года, в состав пятнадцатого академического курса вытребовано было из семинарий следующее число воспитанников: Из Киевской (с волонтёрами) Екатеринославской (с волонтёрами) Орловской (с волонтёрами) Полтавской (с волонтёрами)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же наступили трудные для Владыки времена, ему часто приходилось самому открывать ворота в церковный двор – сторожа «забывали» открывать их. Автоном Семенович в то время был лишен должности старосты. Первая встреча с Владыкой потрясла, перевернула всю мою жизнь и определила дальнейший ее ход. Будучи невоцерковленным человеком, я изредка забегала в храм, чтобы поставить свечу, послушать церковное пение. И вот однажды перед работой я зашла в храм на утреннее богослужение, прошла вперед и обмерла. На амвоне стоял священник, величественный и строгий. Поражали одухотворенное лицо, благородство облика, достоинство, мягкость и гармония в движениях. «В этом храме особая благодать, ведь с нами на молитве всегда Царица Небесная», – он указал на икону Божией Матери «Взыскание погибших». Так начиналась проповедь . Помню, что речь его была безукоризненной, мысль выражалась точно и, главное, доступно. Он говорил о талантах, которые не следует зарывать в землю; о том, что надо развивать те способности, которые даровал человеку Бог, и в заключение прочитал несколько поэтических строк... Это был человек из неведомого мне мира, и было ясно, что здесь, в Церкви, есть что-то тайное, глубокое, что постиг и знает этот прекрасный человек, и что я на пороге новой жизни... После службы я вышла из храма и подошла к группе людей у ворот. Во дворе стояла машина, толпились люди. Я осторожно спросила стоявшую рядом пожилую женщину: «Скажите, пожалуйста, когда будет служить батюшка, который служил сегодня?». «Это не батюшка, – мягко и в то же время с оттенком превосходства поправила она меня, – это Владыка, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим». В дальнейшем, когда я стала прихожанкой этого храма, приходилось часто видеть Владыку Питирима на богослужениях, и я, как и другие, после службы шла во двор и ждала, когда он выйдет и благословит всех нас. Владыка не любил этих массовых ожиданий и провожаний, гневался, часто намеренно долго задерживался. Ему хотелось после службы побыть в тишине, незаметно уехать, но это было невозможно. Женское обожание, порой назойливое, сопровождало Владыку всю жизнь – и в городских и отдаленных сельских приходах, и в дальних странах. Однажды, в день его Ангела – 10 августа, небольшая группа прихожан поднялась к нему в келию, чтобы поздравить, и кто-то спросил: «Владыка! Что мы можем для Вас сделать?..» «Самое большее, что вы можете сделать для меня, – это не ждать меня во дворе после службы», – мягко ответил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

При перемещении из Екатеринбурга в Люблин преосвященный Модест заказал в екатеринбургском женском монастыре ризу для зиновинской иконы Богоматери. Эту ризу, шитую золотом и украшенную сибирскими камнями, преосвященный Модест возложил на икону зиновинской Богоматери, когда был в Зиновинцах проездом из Екатеринбурга в Холм. Когда же, по воле Божией, преосвященный Модест в 1885 году был перемещён на нижегородскую кафедру, тогда сделалось возможным приступить к постройке каменного храма на кладбище в с. Зиновинцах. Оба брата, преосвященный Модест и священник Хрисанф Стрельбицкий, перешедший уже из Махновки в с. Дашковцы, решили устроить в Зиновинцах кирпичный завод и по плану, утверждённому преосвященным Донатом, епископом подольским, решили строить каменный храм. Для закладки храма преосвященный Модест приезжал из Нижнего Новгорода в 1888 г. в м. июле. При закладке, в восточной части храма, в основание положен был в ящик крест с мощами и несколько камней с елеонской и иерусалимской горы. Для выделывания кирпича были вызваны рабочие из Нижнего Новгорода; строитель церкви тоже был оттуда. Но при осмотре церкви в 1890 г. оказалась трещина в стене, и после разбора стены выяснилось, что фундамент был плохо положен. Поэтому все стены в две сажени вышины были разобраны, исключая алтарной части, и положено снова строить храм лучше прежнего. По молитвам Богоматери, преосвященный Модест 25 ноября 1889 г. был переведён из Нижнего на волынскую кафедру. Здесь, вблизи родины, удобнее стало следить за постройкою храма. Строителем каменных работ избран житомирский житель Погорелов. Наблюдателем за работами, кроме протоиерея Хрисанфа Стрельбицкого и его зятя, зиновинского священника Николая Смирнова, состоял эконом архиерейского житомирского дома, иеромонах Автоном. По милости Божией, храм вчёрне окончен в 1893 г. Окончание его ознаменовано тем, что 8 июля этого года преосвященный Модест, прибывши из Житомира в Зиновинцы, освятил колокола для новой церкви. Всех колоколов, поднятых на колокольню – 11; куплены в Киеве на заводе Финдляндского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

В нашем храме Владыка отпевал многих видных деятелей. Неожиданная трагическая смерть журналиста Владислава Листьева потрясла множество людей. Десятки камер кино– и фотожурналистов снимали отпевание, которое совершал митрополит Питирим. В храме по благословению Патриарха Пимена проходили съемки фильма «Багратион» – снимали венчание полководца. Съемка шла несколько дней при участии многих артистов. По завершению картины режиссер, он же исполнитель роли Багратиона, на встрече в Издательском отделе благодарил Владыку Питирима за оказанное содействие в работе над фильмом, а потом похвалил и меня. Приятно вспомнить, как митрополит Питирим в нашем храме принимал поздравления в связи со своим 70-летием от различных организаций и видных деятелей. Поздравления длились несколько часов. Много было у Владыки поклонников и людей, любящих его за преданность вере христианской, за его молитвы, за любовь к прихожанам. Люди видели в нем верного пастыря, призывающего их ко спасению. Будучи председателем Приходского совета храма, я мог видеть, как к нему приходило много молодежи, некоторые впоследствии становились иподиаконами, а затем и священнослужителями. И вот на девятый день после кончины Владыки Питирима все батюшки, рукоположенные им в сан священника, пришли на Даниловское кладбище на могилу своего духовного наставника и долго и слезно молились о его упокоении. Я молился вместе с ними и вспоминал весь пройденный путь митрополита Питирима, как истинного иерарха Русской Православной Церкви и верного сына Отечества, который оставил неизгладимый след в сердцах многих христиан и его сподвижников. Вечная ему память! Автоном Климашин , кандидат богословия, председатель Приходского совета храма в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке Читать далее Источник: Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 552 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Феодорит свидетельствует, что епископы Рима и Антиохии признавали его действительным епископом 543 . Известны, наконец, и другие примеры: Автоном, епископ Вифинии, поставил себе единолично преемником Корнилия 544 , Евсевий Самосатский во время гонения, бывшего при Валенте, проходя Сирию и Киликию, рукополагал единолично не только диаконов и пресвитеров, но и епископов, Августин с дозволения папы Григория Великого , по свидетельству Беды, единолично рукоположил во епископа Мелита Лондонского и Юста Рочестерского и проч. 545 . Подобного же рода примеры, хотя и немногочисленные, можно находить и в истории русской церкви. Известно, например, что 10-го апреля 1794-го года в неделю Ваий американский миссионер архимандрит Иосаф Болотов был хиротонисан во епископа Кадьякского одним Иркутским епископом Вениамином 546 . Более возражений должны возбуждать на первый взгляд суждения представителей американско-епископальной церкви относительно посвящений per saltum, т. е. посвящений в епископский сан помимо посредствующих степеней – пресвитерской и диаконской. На первый взгляд правила древней церкви решительно говорят против подобного рода практики, утверждаемой американскими богословами. Во втором правиле первого вселенского собора говорится: „так как многое, или по нужде, или по разным побуждениям человеческим сделано было (в церкви) вопреки церковным правилам, как, напр., люди, недавно обратившиеся к вере от язычества и малое время состоявшие в оглашении, поспешно были приводимы к духовной купели и тотчас по крещении возводились на епископство или пресвитерство, то за благо признано, чтобы впредь ничего такого не было» 547 … Соответственно этому собор Сардикийский 10-м правилом требует, чтобы совершалось „точное и тщательное наблюдение..., дабы если удостоивается епископства богатый или ученый светского звания, не поставлять его, пока он не пройдет служения чтеца, диакона и пресвитера, чтобы он, если признан будет достойным, постепенно проходя каждую степень, достигал высоты епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

После отбытия срока ссылки Д., к-рому было запрещено возвращение в Крым, поселился в Мелитополе. Через нек-рое время стал настоятелем Алексиевской ц. пос. Круча (близ Мелитополя). Власти через соглядатаев следили за служением Д., к-рый не переставал проповедовать слово Божие, как подсказывала ему пастырская совесть. Так, он говорил прихожанам, что «живой человек выше класса» и требует помощи и сострадания независимо от социального происхождения. Последние проповеди Д. звучали для властей прямым обличением: «Добродетель и благочестие попираются, а пороки и нечестие торжествуют, но суд Божий ждет всех нечестивцев, если они преследуют благочестие». 5 июля 1935 г. Д. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и отправлен в мелитопольскую тюрьму. На следствии Д. держался мужественно, не скрывал своих взглядов, во время последнего допроса сказал, что считает социализм несовместимым с религией. Пребывание в тюрьме подорвало силы Д. 9 сент. его перевели в тюремную больницу, где он вскоре скончался. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Автоном. Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 6380; Ф. Р-663. Оп. 10. Д. 390; Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 07739, 08098; Архив ГУ СБУ по Запорожской обл. Д. 3379-955. Лит.: Доненко Н. , прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. Кн. 2. С. 91-96, 389-438. Прот. Николай Доненко Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/178033.html

– Но если бы изображать здесь духовные достоинства Киевских протоиереев, иереев, диаконов, клириков, каких привел Господь знавать мне, недостало бы времени…. Припомню здесь только кратко пока, что великое украшение для духовенства Киевского составлял собою незабвенный Инок – Герой, Преосвященный Епископ Александр! Он был урожденец Киевской Епархии, воспитанник Киевской Духовной академии – и состоял по первоначальной службе своей в сельском Духовенстве Киевской Епархии. И в настоящее время есть не мало конечно между сельскими пастырями Киевской Епархии пастырей истинно добрых. Из них мне известен один такой великий светильник, какому дал-бы Бог украсить любой приход и в столичном Киеве! Без сомнения не один же он хорош в сельском духовенстве. Есть не мало других светящих и говорящих светильников…. Из клириков Киевских незабвенны мне останутся Псаломщик Киево-Соф. Кафедрального Собора Федор Иванович, 80-ти от роду лет скончавшийся о Господе. Каждый раз, когда приходилось мне встречать приснопамятного сего старца, припоминалось мне изречение покойного Архиепископа Костромского Платона: «причетники наши прежних времен многие были настоящие патриархи по жизни и уважению, какого заслужили они». Другого причетника Киевского не забуду по его замечательной кончине, какою завершилась недолголетняя жизнь добродетельного сего клирика, по имени Терентия (умер 40 лет от роду). Когда в числе посетителей лежавшего на одре смертной болезни посетила благочестивая супруга Настоятеля Храма, при котором состоял чтецом Терений, умиравший с радостию изрек ей: «смотрите матушка – протоиерейша: вот пришла сюда святыя девы и жены мироносицы. Видите ли вы их?...» Вскоре за сим видением небесных посетительниц душа благоговейного песнопевца церковного отлетела в собор горних песнопевцев славы Триипостасного. Из оо. Диаконов Киевских приснопамятен для меня останется по своему искреннему благочестию и примерно трезвенной и труженической жизни О. Автоном Вишневский, скончавшийся в 1882 году. – Но увлеченный нитию собственных воспоминаний, я уклонился несколько от главного предмета речи моей – бесед Владыки ВП.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010