96 . Волобуев Степан Николаевич – Врач линейного корабля «Синоп» – По избранию – Мирянин от Херсонской епархии – 29 – Харьковский Университет – Одесса, Херсонской губ. (линейный корабль «Синоп»). 97 . Воловей Феодосий Стефанович – Протоиерей, епархиальный миссионер – По избранию – От военного и морского духовенства – 55 – Студент духовной семинарии – Одесса. 98 . Воронин Лев Михайлович – По избранию – Мирянин от Омской епархии – 54 – Образование домашнее – Ишим, Тобольской губернии. 99 . Востоков Александр Александрович – Псаломщик Вознесенской церкви, Усманского уезда – По избранию – Клирик от Тамбовской епархии – 28 – Духовная семинария – С. Куликово, Усманского уезда, Тамбовской епархии. 100 . Востоков Владимир Игнатиевич – Священник Уфимского Кафедрального Собора – По избранию – От Уфимской епархии – 49 – Студент духовной семинарии – Уфа. 101 . Вылков Автоном Иванович – Священник, законоучитель Учительского Института в Кишиневе – По избранию – Клирик от Кишиневской епархии – 39 – Кандидат богословия – Кишинев. 102 . Высоцкий Константин Георгиевич – Сенатор – Член Предсоборного Совета – Университет – Петроград. (Признан выбывшим из состава Собора за неприбытием). 103 . Гавриловский Василий Михайлович – Директор Вольской Учительской Семинарии – По избранию – Мирянин от Саратовской епархии – 53 – Духовная Академия – Вольск, Саратовской епархии. (Сложил полномочия Члена Собора.) 104 . Гаврилов Феофан Григорьевич – Преподаватель Воронежской Духовной Семинарии – По избранию – Мирянин от Воронежской епархии – 47 – Кандидат богословия – Воронеж. Гагарин Феодор Арсеньевич – Мастер валяной обуви – По избранию – Мирянин от Екатеринбургской епархии – 56 – Домашнее образование – Нижне-Салдинский завод, Верхотурского уезда, Пермской губернии. 106 . Галахов Иаков Иаковлевич – Протоиерей, профессор Томского Университета – По избранию – Клирик от Томской епархии – 52 – Магистр богословия – Томск. 107 . Гаранин Тихон Максимович – Староста собора г. Новоузенска – По избранию – Мирянин от Самарской епархии – 54 – Домашнее образование – Новоузенск, Самарской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот старец Бог весть от кого получил деньги на создание этой церкви и на постройку поместительного дома поодаль от нее для моего пребывания в ските в летнюю пору. Оба эти здания стоили более 15000 рублей, кроме утвари и ризницы. За алтарем оной церкви лег костьми блаженный Вонифатий, служивший в свое время в казачьем полку и ходивший в Париж. Преемник его иеросхимонах Иринарх, старец достойный уважения по жизни и по способности зодческой, с моего же благословения построил в ските небольшой дом для себя, каменную хлебопекарню с гостиными покоями над ней, трапезу для скитников с столами по-афонски, складочные клети, конюшню и сделал водопровод от горного источника на далеком пространстве, положив под землей просверленные сосновые бревна. Вода не доведена до самого скита, расположенного на холме, который выше родника ее, но стала несравненно ближе к нему, чем прежде. Сей же старец проложил там-сям новые проездные дороги в Феофановском лесу и насадил много плодовитых дерев. Другой домовитый монах, именем Автоном, заведовавший Феофановскими садами и овощными огородами, смастерил себе домик и около него построил разные хозяйственные клети с ледником. Я любил его и за отличное управление хозяйством и за то, что он приносил мне из своего сада, кроме груш и яблок, такие розовые, наливные и благоухающие сливы, каких я нигде и никогда не видал и не едал. Много, очень много я потрудился, устраивая Михайловский монастырь с имениями его и Феофановское подворье свое. Но так как не все постройки производимы были мной с ведома митрополита, то нашлись люди и между ними консисториалы, которые выставили меня перед ним строителем своевольным. Это было в 1871 году. Тогда он предписал своей консистории осмотреть вое мои постройки. Но она предъявила это предписание его не мне, как настоятелю монастыря, а наместнику моему архимандриту Дамаскину, и понуждала его указать ей все, что построено мной в Михайловской обители и в Феофании. Когда же Дамаскин попросил консисториалов иметь дело не с ним, а со мной, тогда они пожаловались на него митрополиту, что его высокопреподобие не допускает их исполнить владычную резолюцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бородино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Рождества Христова). Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Смоленская церковь построена в 1701 г. Имеет Сергиевский придел. " Свидетель Бородинского сражения " , как указано на мемориальной доске. Действует. Кирпичная церковь в стиле " московского барокко " , построена в 1697-1701 гг. " иждивением вотчинников Т.П. и П.Т.Савеловых " . Реставрировалась в 1961-63 годах под руководством Н.И.Иванова. Верхний, главный престол был посвящен Рождеству Христову, нижний - Смоленской иконе Божией Матери. Однако в материалах епархии именуется " Смоленской церковью " , очевидно, сейчас богослужения проходят в нижнем храме. Придел прп. Сергия Радонежского. Церковь Рождества Христова (в 1839 г. переосвященная во имя Смоленской Божией Матери) - ценный памятник архитектуры. Она была построена в 1697 - 1701 гг. На заливном лугу у подножия холма и у стен церкви происходили схватки, в которых особо отличились гвардейцы-егеря бригады Н.В.Вуича и матросы Гвардейского экипажа во главе с мичманом М.Н.Лермонтовым. Церковь долго сохраняла пробоины от артиллерийских снарядов. В 1930 г. церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена. В 1961 - 1963 гг. была проведена реставрация церкви, после чего использовалась как выставочный зал. С 1989 г. церковь Смоленской иконы Божией Матери вновь действует. После реставрации некоторые детали церкви выглядят не так, как на фотографиях Прокудина-Горского. Над крыльцом теперь - не купол, а шатер. Исчезла такая интересная, необычная деталь, как деревянное гульбище, опоясывавшее церковь на уровне второго этажа (в XIX веке застекленное цветным стеклом). Источник: сайт ps-spb2008.narod.ru В начале XVII ст. в Колоцком стане Можайского уезда находился Воздвиженский погост на царской земле, здесь стояла приходская церковь Воздвижения честного креста Господня с приделом Николая чудотворца, сожженная в 1612 г. Литвою. Около этого погоста расположено было сельцо Бородино, принадлежавшее Коноплевым. В 1666 г. полсельца Бородина принадлежало Тимофею Петровичу Савелову, который получил его в приданое от тестя Дмитрия Онуфриевича Коноплева, а другую половину Савелов приобрел в 1672 г. у Онуфрия Михайловича Коноплева. Землею Воздвиженской церкви в 1676 г. владел на правах арендатора Т. П. Савелов. Сын его, стольник Петр Савелов построил в сельце Бородине каменную двухэтажную церковь Рождества Христова с приделом внизу преп. Сергия, которая освящена в 1701 г. и к ней приписана земля сгоревшей Воздвиженской церкви в количестве 31 десятины. После Петра Тимофеевича Савелова владели селом его вдова Евфимия Семеновна и его братья Тимофей и Афанасий, потом дети последних Петр Тимофеевич, Автоном и Алексей Афанасьевичи.

http://sobory.ru/article/?object=00458

Вдобавок, когда Карл сделал нападение, сильный снег бил прямо в лицо русским. Шведы овладели русскими укреплениями, и русские пустились в бегство. Шереметев был из первых. Множество русских потонуло в воде при переправе. Главнокомандующий герцог фон Круи и другие иноземцы побежали в шведское войско и сдались. Только Преображенский и Семеновский полки, да генерал Адам Вейде, немец русской службы, защищались несколько времени. Тогда русские генералы: князь Яков Долгорукий, князь Иван Юрьевич Трубецкой, имеретийский царевич Александр, Автоном Михайлович Головин, оставшись почти без войска, сдались на условиях свободного выхода; но, под предлогом утайки и отправления вперед казны, они были объявлены военнопленными вместе с офицерами, которых число простиралось до 79 человек. Вся артиллерия досталась победителю. Русские гибли тогда не только от неприятельского оружия, но еще и от голода, и холода. Из числа бежавших до 6000 погибло на пути к Новгороду. Карл не понял Петра: он презирал русских, судил о них по нарвским беглецам и не пошел далее войной против России, как некоторые ему советовали, а составил план разделаться со своим главным врагом - Августом. Петр, получив известие о поражении, не упал духом, а напротив, сознавал, что иначе быть не могло, приписывал несчастье недостатку обучения и порядка в войске и с большей кипучей деятельностью принялся за меры улучшений. В ожидании нападения неприятеля, в близких к границе городах: в Новгороде, Пскове, Псково-Печерском монастыре Петр приказал наскоро делать укрепления, высылал на работу не только солдат и жителей мужского пола, но даже женщин, священников и причетников, так что несколько времени в церквах, кроме соборов, не было богослужения. Приказано к весне набирать новые полки, а думному дьяку Виниусу, который прежде заведовал почтовым делом, приготовить новые орудия и при этом отбирать у церквей и монастырей колокола для переливки на пушки. Обычная русская лень много мешала скорому производству работы, зато Петр жестоко наказывал всякое неповиновение и уклонение от его воли: приказывал бить кнутом за неявку к работам, вешать взяточников и грозил смертью бурмистрам за медленное исполнение требований Виниуса - надзирателя артиллерии.

http://sedmitza.ru/text/443442.html

Долгие семейные молитвы, чтение Евангелия были обыденным явлением у Корниловых. Позднее, в начальном училище, Закон Божий стал любимым предметом Лавра. Уже будучи офицером, часть жалования, пересылаемого сестре, Лавр Георгиевич просил отдавать в местный православный храм. Военная карьера у братьев не сложилась. Старший - Александр был исключен из Омской военной прогимназии за «предерзостное поведение», ушел из дома и умер в нищете. Другой брат - Андрей, окончил прогимназию, но, получив назначение в Мариинскую гарнизонную команду, стал «вечным поручиком», и скончался вскоре после отставки, в 35 лет. Брат Автоном, тихий и очень одаренный мальчик, был болен эпилепсией, не смог получить законченное образование, чуждался семьи и умер в 30 лет. Брат Яков поступил вместе с Лавром в Омский кадетский корпус, успешно учился, но скоропостижно скончался от пневмонии в декабре 1887 г. Старшая сестра Вера - любимица семьи, во всем помогала матери. Лавр и Анна были ее самыми близкими друзьями. «…Лавр нежно любил сестру: он был на последнем курсе в училище, когда эта труженица умерла. Смерть ее тяжело отозвалась на Лавре, он был потрясен ею… Сестра служила в нашей семье связующим звеном нового поколения со старым…». Только младший брат Петр смог добиться успехов в военном деле, закончив Казанское пехотное юнкерское училище и курсы восточных языков при штабе Туркестанского военного округа. Лавр рано начал читать. Самыми любимыми стали лубочные картинки про Суворова, Кутузова и Скобелева и «взрослые» иллюстрированные номера «Нивы», посвященные сражениям русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Из самодельных солдатиков братья разыгрывали настоящие сражения. После окончания начального училища в 1882 г. Лавр уехал из Каркарлинской станицы в пограничный город Зайсан. Сюда переехала и вся семья. Многодневный, трудный переезд по степи, песни и легенды киргизов-проводников надолго остались в детской памяти. Отец стал служить у начальника гарнизона переводчиком и купил дом вблизи военного городка.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

6) О разрешении адвентистам открытия глазной больницы в автоном[ной] области Немцев Поволжья. 7) О разрешении Клинскому, Московскому (Синоду), Вятскому, Иркутскому церковным Управлениям издания религиозных журналов. 8) О разрешении на 10-е декабря в Москве старообрядческого съезда. Слушали: Постановили: 1. О заграничных церквах. 1. а) Все находящиеся при посольствах церкви (домашние) – закрыть. 6) Поручить т. Тучкову принять через Синод меры к образованию во Франции обновленческих общин, используя для этого священника Соколовского, каковым постепенно и в производить передачу церквей 345 . в) Поручить НКИД собрать точные сведения о французском законодательстве, касающемся церкви, и доложить таковое на одном из следующих заседаний. г) г При проведении работы по передаче церквей от одних общин к другим к закрытию таковых д не прибегать и вообще церквей, кроме посольских (домашних), – не закрывать. 2. О католиках. (Доклад т. ЧИЧЕРИНА. 2. Поручить т. КРАСИКОВУ, ЧИЧЕРИНУ и МЕНЖИНСКОМУ в 2-недельный срок просмотреть разработанный НКЮ и ОГПУ проект об ограничении прав католического духовенства, находящегося в СССР е , и в окончательной редакции провести через соответствующую инстанцию. 3. О Палестинском обществе. 3. Поручить рассмотреть и решить вопрос т.т. КРАСИКОВУ, ЧИЧЕРИНУ и МЕНЖИНСКОМУ. 4. О повестке съезда корреспондентов газ[еты] «Безбожник» (докл[ад] т. Ярославского). 4. а) Признать необходимым созвать съезд корреспондентов газеты «Безбожник». 6) Просить Оргбюро ЦК утвердить след[ующий] порядок дня съезда: 1. Отчет редакции газеты «Безбожник». 2. Отчет временного совета ОДГБ. 3. Методы и содержание антир[елигиозной] пропаганды в городе и в деревне 4. О культах СССР. 5. О сектантских течениях в СССР. 6. Что и как писать корреспондентам «Безбожник» в антирелигиоз[ной] печати. 7. Образовательные учреждения и антирелиг[иозная] пропаганда. 8. Ряд лекций – докладов по вопросам антирел[игиозной] пропаганды ( Церковь и государство, наука и религия, религия и РКП(б) и др.). в) Состав съезда (приблизительно) 100 корреспондентов газеты «Безбожник». г) Срок съезда – конец января – начало февраля 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поступивши карантинным священником в том же году в охтенскую церковь , он, благодаря ходатайству пред начальством и заискиванию пред прихожанами, сумел здесь сделаться штатным, ухитрился, в 1760 году, передать Большеохтенское место своему зятю Матфею Соколовскому, а сам перешел священником к Вознесенской церкви. Матфей Соколовский был родом малоросс. Он в 1758 году прибыл из Киева в Петербург; нигде не обучался, но какими-то путями попал в дьячки в Преображенскую церковь , в Киево-печерской крепости. И вот в июле того же года он подал прошение архиепископу Сильвестру об определении его дьячком к Большеохтенской Свято-Духовской церкви. При этом прописал, что женат он на двоюродной сестре охтенского священника вдовца Автонома Карпова – Агафии Автономовой, и женился с тем, что бы быть при охтенской церкви дьячком, а когда священник от церкви выбудет, то и священником на его место. Священник Автоном Карпов, с своей стороны, заявил, что он уступает Соколовскому свой собственный дом на Охте, с огородного землею, в потомственное владение. Архиепископ исполнил желание просителя и определил его дьячком (архив конс. 4494): в том же году, в декабре месяце, он был рукоположен во диаконы, а в 1760 году, по выбытии Автонома Карпова, определен был священником на его место. Другим карантинным священником был Феодор Никифоров, после смерти которого в 1761 году, был определен из наличных священников Михаил Дмитриев «так как», сказано в указе духовной консистории, от 6 апреля 1761 года, за 367, «при оной Троицкой церкви священников обретается трое», и так как упомянутый священник и определен на место священника Феодора Никифорова. По прекращении эпидемии и уничтожении карантинов и третья священническая вакансия, как вызванная исключительными обстоятельствами и временными распоряжениями, была закрыта. В 1773 году, 24 мая, упоминается об увольнении, по слабости здоровья и по обещанию, на покой в монастырь священника Луки Матвеева. Самым выдающимся пастырем из среды охтенских священнослужителей конца прошедшего и начала нынешнего столетия и по своему уму, и по своей энергической миссионерской деятельности против раскола, был протоиерей Андрей Иоаннов Журавлев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Присланный Вашим Преосвященством в письме от 29 марта алфавитный список святых с вычеркнутыми Вами значениями имен я просмотрел. Я всецело приветствую сделанное Вами. Рассматривая перевод имен святых нашего календаря, нельзя не увидеть, что здесь дело велось людьми, не знающими ни гимнографии, ни агиологии, что называется по-школярски. Люди брали то или иное имя святого, находили в греческом словаре соответствующее ему слово и приписывали одно из значений, которое давалось этому слову в словаре. Почему Акакий –незлобивый, а не невинный? Почему Амвросий – бессмертный, а не нетленный или божественный? Ведь μβροσα – божественная пища, доставляющая услаждение, нетление, отраду. Таких примеров можно привести много. Мне кажется, что начатое Вами дело следовало бы еще продолжить, так как еще есть ряд имен, которые ничего не говорят ни уму, ни сердцу. Напр[имер], Авда – слуга, Аверкий – удерживающий (неизвестно кого или что), Авкт – умноженный (чем?), Автоном – самозаконник (!), Авундий – изобильный, Аэтий –орел, Акила – тоже орел, Антипатр – вместо отца, Марк – сухой и т. д. Мне кажется, что большинство этих бессмысленных переводов следовало бы исключить и оставить только перевод отдельных еврейских имен – напр[имер], Адам, Моисей, Авдий, Иоанн, Захария, Анна и других им подобных, – которые имели определенный религиозный смысл в ветхозаветном иудействе и с этим значением давались младенцам. Из греческих же и латинских переводов следовало бы оставить только такие, которые или отражены в церковных песнопениях, напр[имер], Василий – царский, см. тропарь Василию Вел[икому]: «Царское священие, отче преподобне...», Климент – виноградная лоза, или же такие, которые своим значением указывали бы их носителям на их христианское призвание, напр[имер], Феодор –Божий дар, Кириак – Господень, Вонифатий – благотворец и т. п. Но что может говорить перевод имени Лот – покрывало, Антипатр – против отца и т. д.? Я думаю, что поскольку Вы, дорогой Владыка, знаете в совершенстве агиологию и гимнографию как никто иной из членов нашей Комиссии, Вам придется приложить труд и отобрать те переводы имен, которые отражены в песнопениях, а прочее все просмотреть коллективно на заседании Комиссии. Список я сегодня же посылаю Дмитрию Петровичу Огитскому 786 , как Вы просите.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Поныне видны остатки вала, составлявшего вместе со рвом и деревянным полисадом крепость Богодухова. В 1785 г. так описывали эту крепость: «в том городе земляной вал в окружности на 481 сажень, вышиною от горизонта в одну сажень, шириною в заложении в три сажени; вокруг его сухой ров глубиною в три сажени, шириною на пять саж. сделанный в давних годах, стоит на ровном месте; в нем церковь деревянная соборная во имя Успения Пресв. Богородицы». В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: «служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы». Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской, а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698–1712 и Герасим Степанов 1715–1729, а после того были Антоний Волкевич 1733–1736; Автоном Захаржевский 1750–1760 гг. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже. Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богод?хова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г. и при котором в 1710 г. видим двух священников. По местному преданию первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Симон Зилот, ап. из 12. 10 мая. Аристовул, ап. из 70, епископ. 16 марта. Вавилон Египетский. Зосима епископ, 6 века, Синаит. 4 июня. Вавилон в Халдее. Полихроний, еписк. и муч. при Декии. 30 июля. Иоанн пустынник, 9 века. 9 июля. Валентия, Валенсия, в Испании. Викентий, диакон Августопол.. муч. при Диоклетиане. 11 ноября. Варвалисс, Barbalissus, в Сирии, на Евфрате. Сергий муч., ок. 303 года. 7 окт. Варкинона, Барселона, в Испании . Евлалия девица и Филикс, мучч. при Диоклетиане. 22 авг. Верия, Берия, В er оеа, в Македонии . Карп, из 70, епископ. 26 мая. Верона, в северной Италии. Зинон еписк., муч. ок. 260. 12 апр. Вивл, в Финикии. Марк, из 70, епископ. 27 сент. Акилина мученица, 290 года. 13 июня. Византия, в Фракии. Стахий, из 70, епископ. 31 окт. Лукиллиан, четыре отрока и девица Павла, мучч. при Аврелиане. 3 июня. Акикий сотник, муч. ок. 303. 7 мая. Мокин, пресв. Амфипольский, муч. при Диоклетиане. 11 мая. Елевферий, Византианин, муч. при Максимиане. 4 авг. Наталия, супруга Адриана, муч. Никомид. 26 авг. (Продолжение в Царьграде). Вирит, Berytus, в Финикии , ныне Бейрут. Кварт, из 70, епископ. 10 ноября. Фаддей, из 70. 21 авг. Вифания, близ Иерусалима. Лазарь Четверодневный. 17 окт. Марфа и Мария, сестры Лазаря. В нед. Мироносиц. Вифания. Автоном, еп. Итал., муч. при Диоклетиане. 12 сент. Феодотия с тремя чадами, и проч. до 120, мучч. при Диоклетиане. 20 июля. Минодора, Митродора и Нимфодора, мучч. при Максимиане. 10 сент. Стратон, муч. 13 сент. Аврамий преп., затворник, ок. 370, и блаж. Мария, племянница его. 20 окт. Авксентий преп., ок. 470. 11 февр. Вендимиан преп., ученик его. 1 февр. Мария преп., с отцом своим Евгением. 12 февр. Исихий преп., ум. 790. 5 марта. Анна преп., подвизавшаяся под именем Евфимиана в 8 в. 20 окт. Иоанникий Великий, преп., ум. 846. 4 ноября. Фома Дефуркин, преп. 9 в., настоятель обители на Сангаре. 10 дек. Вифлеем, в Иудее . Рождество Иисуса Христа. 25 дек. Обрезание. 1 янв. Поклонение волхвов. 25 дек. Избиение 14,000 младенцев от Ирода. 29 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010