II. Автоном Гопанович. Терентий Мочульский. Михаил Марченко. Иван Полянский. 15. Фома Куциевский. Даниил Диковский. Иван Заиончевский. Георгий Турчановский. Петр Созонович. 20. Иоаким Федоров. Димитрий Пальковский. Павел Пестриченко. Иларион Заводовский. Василий Попруженко. 25. Федор Селецкий. Филлипп Черный. Андрей Горянов. Василий Бужиницкий. Григорий Полонский. 30. Алексей Дюков. Павел Тишковский. Иван Калашников. Петр Троцинский. Лука Загоруйченко. 35. Павел Дармостук. III 36.Николай Силин. 1853 I. Василий Никольский. Агафоник Кильчевский. Николай Игнатьев. Андрей Шеневский. 5. Сильвестр Демиденко. Егор Кошевский. Андрей Демидович. Зиновий Симонов. Михаил Жежеленко. 10. Филипп Ситницкий. Димитрий Лубинский. Митрофан Лубинский. Яков Лисогоров. Леонид Сорокин. 15.Анастасий Корочанский. II. Василий Романов. Николай Тарчевский. Диомид Гаевский. Иван Данильченко. 20. Дамиан Синицкий. Александр Романовский. Иван Сорокин. Василий Диаковский. Григорий Семашкевич. 25. Григорий Молчанов. Григорий Семененко. Петр Петрученко. Сампсон Зиновьев. Димитрий Барвинский. 30. Асинкрит Погорелов. Иосиф Дерманский. Михаил Погорельский. Иван Стратонович. Иван Черняховский. 35. Матфей Молдованов. Петр Алексеев. Иосиф Калишевский. Иван Чебалдов. 1855 I. Иларион Лозянов. Василий Никифоров. Федор Туровский. Филипп Каймакан. 5. Константин Крыжановский. Поликарп Швачко. Трофим Волков. Петр Перекрестов. Андрей Жежеленко. 10. Петр Смирнов. Аполлон Щербаков. Константин Гинкулов. Эраст Рыбчинский. Тимофей Пономарев. 15. Алексей Голоскевич. Димитрий Гутарович. Михаил Запорожский. II. Илья Артисевич. Егор Щербаков. 20. Иван Гончаров. Александр Попруженко. Илья Иващенко. Илья Грабенко. Давид Дармостук. 25. Феодор Никулин. Андрей Левитский. Петр Юрьев. Афанасий Орлов. Василий Дометьев. 30.Иван Высикирский. Павел Михайловский. Митрофан Швачко. Владимир Пасхалов. Аверкий Клеоповский 35. Феодор Паномарев. Андрей Брюховский. Иван Иванов. Иван Исааков. Николай Дымов. Иван Киселевич. III. Трофим Молчановский. Илья Сорокин. Алексей Нериевский. 44. Григорий Тарановский. 1857

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Детищем митрополита Питирима был Издательский отдел Московского Патриархата. В январе 1962 года архимандрит Питирим был назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Я – живой свидетель, как он принимал издательство. Небольшое помещение в Новодевичьем монастыре, несколько полуподвальных помещений под склады, немного сотрудников, одна выработавшая свой срок машина «Победа» – вот и всё, что принял отец Питирим. Будучи помощником инспектора, а затем и инспектором Московской Духовной академии, отец Питирим предложил мне поработать у него во время Рождественских каникул. Я не посмел отказаться, предварительно поехал и посмотрел машину. При виде изношенной, просевшей машины и рядом сидящего пожилого и обиженного судьбой человека, я задумался. А когда я посмотрел и прощупал всё содержимое машины, понял, что ей давно пора быть на свалке. Приехав в Академию, я доложил, что на таком утиле работать невозможно, тем более в Москве. Отец Питирим внимательно меня выслушал и безобидно сказал (он, конечно, знал состояние машины): «Автоном Семенович, я с тобой согласен, но я имел в виду, что ты водитель военных лет и что для этих водителей нет преград». Вот тут я и задумался, что он прав: приходилось ездить без света всю войну, на плохой резине, с разбитым лобовым стеклом. И это меня задело. «Хорошо, – говорю, – отец инспектор, машина будет работать». Попросил слесаря из Патриархии, чтобы он мне помог сделать тормоза и свет, и выехал на линию. Две недели возил бухгалтера в банк и выполнял некоторые поручения, за что получил от отца Константина благодарность. Вот так у нас с ним началась трудовая дружба. Позже мне приходилось с отцом Константином бывать на их даче в Калистове. Простой рубленый дом, где проживала в то время его мама Ольга Васильевна с его сестрами. Бывал и на улице Чаплыгина в Москве, где также проживали сестры Владыки. Принимал участие в траурных событиях – похоронах братьев и сестер на Даниловском кладбище. Много приходилось совершать различных поездок, во многом принимать участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Здание консистории было недавней постройки. Несколько десятков лет – с момента основания – консистория снимала помещение у частных лиц. Земля под строительство появилась, когда возникла угроза перемещения епископской кафедры в Ташкент. Под строительство консистории в Верном Городская Дума в 1898 году сделала безвозмездный отвод нескольких участков 417 . По усиленному ходатайству епископа Туркестанского Димитрия Синод отпустил на строительство денег. В 1914 году здание консистории было, наконец, построено, и преосвященный Иннокентий торжественно освятил его. Бывшую Туркестанскую консисторию можно видеть и в наши дни. Здание стоит в самом центре Алма-Аты, на углу улиц Пушкинской и Виноградова, где архитектурных напоминаний о Верном почти не осталось. Долгое время в нём располагался Институт математики республиканской Академии наук, а с распадом СССР и возникновением Республики Казахстан его облюбовало канадское посольство. В июне 1918 года консистория вынуждена была перебраться в помещение Архиерейского дома, а в бывших консисторских кабинетах разместился Семиреченский Областной отдел записей браков и рождений − ЗАГС. В числе сотрудников советского учреждения оказались бывшие работники консистории: протоиерей Иоанн Николаевич Соколов, священник Иоанн Иоаннович Уверов, бывший консисторский чиновник Автоном Авксентьевич Синякович, архивариус консистории Косма Михайлович Скупченко. По данным на 9 декабря 1918 года, в числе сотрудников ЗАГСа состоял Иван Семёнович Шемановский, он же архимандрит Иринарх 418 . Видимо, в таком составе штат ЗАГСа укомплектовался после расстрела Пимена и упразднения консистории. Во всяком случае, в августе 1918 года священник Иоанн Уверов числился консисторским служащим при Архиерейском подворье. Первым по декрету был национализирован причтовый дом кафедрального собора, находившийся неподалеку от собора на северо-западной оконечности Пушкинского парка (ныне парк им. 28-ми гвардейцев-панфиловцев Алма-Аты). Здесь получила прописку Чрезвычайная следственная комиссия ревтрибунала. 20 июля 1918 года возникла угроза закрытия одной из двух церквей Иссык-Кульского монастыря. Пржевальский благочиннический церковный совет вышел в облисполком с заявлением о том, что монастырю требуются обе церкви, «так как обращение хотя одной из них в школу весьма опечалит и оскорбит местное православное население в его религиозных чувствах». Облисполком не знал, как поступить, и предоставил уездному комитету действовать на своё усмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

На первых листах скорописью: Сия книга глаголемая Старчество чернаго диякона (место с именем оторвано) Борисоглебсково монастыря, что в Дмитрове на посаде. 809. (1874.) Сборник, устав красивый, XVII века, в четверть, 295 листов. л. 1 Главы книги сея, числом 5. л. 2. Послание печальным человеком (в оглав. прибавл: от божеств. Писания на утешение). Нач. Господину имрк. Слышали есмы от тебя, господине, что ты великою печалию одержим бысть, и мы, господише, молим тя, остани сего права. л. 19. Толкование о кадиле, что есть кадило. То же, что в пред. л. 11. л. 21 об. Глава 3, в оглавлении: О житии человеком, заключает отрывок о видении ангела, пишуща входящая в церковь . л. 22 об. Послание в Кирилов монастырь Царя и Вел. Князя Иоанна Васильевича, игумену Козме, около 1578 года. См. Акт. истор. т. 1, 204, стр. 372. (Листы 129–131 порожние). л. 132. Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание иже во святых отца нашего Филиппа, митр. московскаго и всея России чюдотворца. Автор неизвестен. См. 697 л. 21. Подписи разными скороп. почерками. На первом порожнем листе: Книга боярина Михаила Петровича Головина; по листам внизу: Сия книга столника Автамона Михаиловича Головина; на втором порожнем листе: Книга житие св. Филиппа дана в Свято-Троицкую Сергиеву лавру вкладом морскаго флоту порутчиком Сергием Автономовичем Головиным. Михаил Головин сконч. 1689, сын его Автоном 1720 г., внук Сергий, неизвестно когда, в 1734 г. продал двор свой в Спб. под лаврское Фонтанное подворье. См. 2672. 810. (1909.) Сборник, скороп., XVII века, в четверть, 385 листов. Для киноварных заглавий во всей рукописи оставлены порожние места. л. 1. Описание св. и великия соборныя церкве преч. Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в преименитом и великом граде Владимире, и о мощех благоверных великих князей и великих княгинь и чад их и преосвящ. Максима митрополита и епископов владимирских, кто где погребен, и проч. л. 7. Нач. В лето 5803 царствующу в Риме благодетелному великому Костянтину Флавию. Рассказ об основании Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

С января 1927 г. вновь назначен еп. Сарапульским. С мая 1928 г. – правящий Орловской епархии, но уже 4/IX-1928 г. уволен за штат. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с совещательным голосом. В 1932 году возведён в сан архиепископа по случаю юбилея десятилетия обновленчества. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14; 6. С. 4. ФАОС дело 142. Кат-АМ 240. Кат-ЯВ 196. С. 95–96. Кат-ЕС С. 21, п/п 13. [Кат-ГУБ. С. 984.] НИКОЛАЙ (Русанов) Архиепископ Бузулукский, викарий Самарской епархии По Кат-ЯВ родился 10/V –1862 г. По Кат-ЕС родился в 1864 году. Окончил Саратовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. 1886 г. – кандидат богословия. Женат. С 1886 г. – помощник инспектора Саратовской духовной семинарии. С 1888 г. – священник Самарского собора. С 1909 г. – настоятель и законоучитель в г. Саратове, где и овдовел. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. По Кат-ЯВ хиротонисан 14/XI-1926 г. во епископа при Спасской церкви г. Рыбинска. По Кат-ЕС хиротонисан в августе 1927 г. во еп. Бузулукского и Бугурусланского, Самарской епархии. Хиротонию совершал обновленческий митрополит Вениамин (Муратовский) и другие архиереи в Москве, в храме Христа Спасителя, без пострижения в монашество. По Кат-ЯВ – с сентября 1927 г. еп. Острожский, вик. Воронежской епархии. С июня 1928 г. – еп. Тобольский. С августа 1928 г. – еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии. В 1928 г. возведен в сан архиепископа. В 1929 г. уволен за штат. По Кат-ЕС с 1930 г. на покое, проживал в Ленинграде, где и скончался 6/IV-1933 г. Ilo Кат-АМ в 1922 г. обновленческим съездом избран еп. Казанским, но назначение не состоялось. И лишь в 1926 г. он получил от первоиерарха митр. Вениамина хиротонию во еп. Рыбинского автоном. общины. В 1927 г. по единогласному избранию пленума Св. Синода в 1927 г. перемещён во еп. Острожского, вик. Воронежской епархии. По Кат-ЕС один из первых деятелей по изъятию церковных ценностей на голодающих в Поволжье в 1922 году. ТРУДЫ: Первые страницы обновления//Вестник Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Состоятельное русское купечество не скупилось на богатые вклады для церкви. Много жертвовали на храм известные рижские семьи: Мухиных. Камкиных, Шутовых, Бочаговых, а также купцы Иосиф Энько. Василий Шелковников, Иван Окунев, Автоном Несадомов, Дмитрий Кожуров, Пастухов, Григорий Долбежев, Петр Севастеев. Значительные пожертвования сделаны женой купца Александра Гомова. Купеческий род Мухиных (скульптор Вера Мухина из этого рода) был известен не только своим состоянием, но и щедрой благотворительностью. Они были постоянными жертвователями на добрые дела. После смерти в 1892 году главного благотворителя, Ивана Матвеевича Мухина, долгое время потомки этого рода продолжали помогать храму. До постройки нового рижского Кафедрального собора, Благовещенская церковь была одной из лучших православных церквей Риги, как по величине, так и по благоустройству и украшению. При первых рижских епископах в ней постоянно совершались Архиерейские богослужения. От храма пли крестные ходы на реку Даугаву для освящения воды в установленные Церковью праздники. С августа 2004 года настоятелем храма служит митрофорный протоиерей Иаков Присяжнюк, который одновременно является ключарем рижского кафедрального собора Рождества Христова и Рижскоградским благочинным. Батюшка прилагает большие усилия к благоукрашению прекрасного,старинного храма, который является сегодня старейшим православным храмом Риги. Уникальное деревянное здание бережно реставрируется, его внутренний вид отличается редким благолепием. Верующие рижане очень любят эту намоленную церковь, и в будни и праздники здесь многолюдно. В храме ежедневно утром и вечером совершаются богослужения. Сегодня, кроме настоятеля, в Благовещенском приходе несут послушание еще семь священников и диакон. В дни престольных праздников храма Высокопреосвященнейший митрополит Рижский и всея Латвии Александр ежегодно совершает праздничные богослужения, которые собирают огромное количество верующих. Стало традицией совершать Божественную литургию и торжественный молебен в храме перед началом международной конференции «Церковь, семья и школа». В Благовещенском храме проходит ежегодная исповедь рижскоградского духовенства.

http://sobory.ru/article/?object=06106

«Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского), или Петроградского Вениамина (Казанского)...» – прочитал Введенский на листке. – А теперь уходите... – сказал патриарх. Этим и завершилась первая встреча обновленцев с патриархом... А патриарха Тихона видели на следующий день на всенощной... «Пошел сегодня на Патриаршее подворье, – записал 13 мая в своем дневнике москвич Никита Окунев. – Прекрасная, “правильная” служба, как в небольшом монастыре незабвенного старого обихода. Служил простой иеромонах с одним иеродиаконом, но на правом клиросе звучное и умелое пение, на левом – знаменитейший чтец, молодой человек с редким по красоте голосом и изумительной дикцией. Когда ему приходилось петь, ему вторил подворский патриарший архидиакон Автоном, не ахти какой басище, но певец складный и умеющий. В общем, очень хорошо, но и очень грустно. В алтаре всю всенощную стоял сам Патриарх, как простой богомолец. Его можно было видеть, став за левым клиросом, в те моменты, когда открывались Царские Врата. Он стоял направо, в стороне от Престола, в простой рясе и без парамана. Так вот он и на суде предстал “высокий и стройный”. Грустно было смотреть на такое, может быть, и любезное его сердцу, но теперь, безусловно, вынужденное смирение главы Русской Православной Церкви. А паства? “Боголюбивая” Москва, где же она? Отчего она не потянулась в эти дни именно сюда, в этот уютный и скромный храм, в этот русский Ватикан? Ведь все знают, все читают, что на Патриарха спущена вся свора спецов по богохульству. Все смутно ждут крайнего утеснения Святейшего отца. Ясно, что ему подготавливают всякие поношения и лишения, вплоть до “высшей меры наказания”. Так чего же не шли взглянуть на Патриарха в такие черные и тяжелые для него дни?» 76 Глава 5 Рапорт о достигнутых группой Введенского «успехах» совершенно не удовлетворил Евгения Александровича Тучкова. Человек он был умный, в людях разбирался хорошо. И обмануть его, выдав желаемое за действительное, было трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6]. В книге, безусловно, присутствуют черты и других литературных жанров (например, приключенческого романа), однако «житийные мотивы в романе Николая Островского " Как закалялась сталь " несут на себе значительную нагрузку. Безусловная интенция автора - изобразить Павла Корчагина человеком не просто исключительным, а вообще святым - проявилась в использовании повествовательной модели, свойственной житиям» (Краснова Н.А.) с. 8]. Конкретные мотивы житийной литературы в романе описаны и классифицированы; их система взаимодействует с системой персонажей, системой ценностей и другими значимыми элементами произведения. Ключевую роль в романе «Как закалялась сталь» играет мотив противостояния с. 8]. В контексте настоящей работы первостепенное значение имеет образ Павки Корчагина (а также других революционеров-подвижников) как «коммунистических святых». Роман Островского всеми своими элементами (начиная с названия) являет образец воплощения в художественном слове социалистической квазирелигии. Павел Корчагин и другие положительные герои книги бедны, с детства они сталкиваются с жестокостью окружающего мира. Холод, голод, изнурительный труд, боль и увечья в романе являются фоном и необходимым условием совершающегося подвига человеческой воли. В ходе повествования постоянно ставится акцент на претерпеваемых героями страданиях. Пережитые муки - одна из наиболее характерных черт героев- революционеров не только в романе Островского, но и в социалистическом искусстве в целом, даже в наиболее популярных его формах («В голоде и в холоде жизнь его прошла/Но недаром пролита кровь его была» -- «Песня о Щорсе» 1935 г., слова Михаила Голодного Герой-революционер не только мучается сам, но и остро сострадает горю других бедняков. Видя страдания невинных (насилие над женщинами, еврейские погромы), Павка становится на путь преобразования окружающего мира и самого себя. Преданность делу революции рождается из недовольства существующим миропорядком и жажды справедливости с. 19]. При этом в романе утверждается презрение к обывателю (Автоном Петрович), равнодушному к страданию народа и ставящему превыше всего собственные безопасность и комфорт с.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/30/...

Когда я пришел, то, честно говоря, испугался своего нового послушания — там было все очень запущено в тот момент. Росписи храма закрашены, окна не открываются, потеют, нет никакого водоснабжения, подсобных помещений. Левый алтарь в честь пророка Елисея просел. Требовал ремонта пол. А ведь храм-то не рядовой. Он находится в центре Москвы, сюда и в те годы приходили многие известные москвичи и иностранные туристы. Одним словом, я ужаснулся от того объема работа, который здесь нужно было сделать. Но Святейший Патриарх Пимен сказал мне: «С Божьей помощью все у тебя получится». И я приступил к работе, возглавив приходской совет храма. И действительно, многое мы сделали за те 14 лет, что я здесь работал. Отреставрировали все иконы, позолотили иконостас, переложили пол. Приглашали специалистов из метростроя, завезли несколько машин бетона, выровняли левый придел. Боролись с водой в подвалах. Вы не поверите, но в течение нескольких лет два огромных насоса круглосуточно откачивали эту воду! В общем, всего не перескажешь. Вспоминаю, как накануне праздника в честь иконы «Взыскание погибших» — а это главная святыня храма — Патриарх Пимен обязательно приезжал вечером. Это была уже традиция. Святейший очень любил побыть здесь в тишине — очень ему нравилось в храме, когда там все восстановили. В этом храме я работал до 1996 года. — Автоном Семенович, вы и сейчас активны, бодры и, как говорят, очень пунктуальны — не пропускаете ни одной церковной службы. Как вам это удается? — Вы знаете, я не чувствую своего возраста. Вот уже седьмой год я несу клиросное послушание в храме Живоначальной Троицы в Серебряниках. Ради этого послушания регулярно езжу из Пушкино в Москву. А кроме того 25 лет пою в мужском хоре ветеранов Великой Отечественной войны. Дважды в неделю в реабилитационном комплексе для ветеранов Вооруженных Сил на Олимпийском проспекте у нас проходят репетиции, часто мы выступаем с концертами. Стараюсь никого ни в чем не подводить. Поначалу товарищи по хору, узнав, что я пою на клиросе, относились ко мне сдержанно, а теперь — с уважением.

http://e-vestnik.ru/society/syn_otechest...

Что ж касается до придворных церквей, то в делах Придворного Архива встречаем 1680 г. Января 1 память о сделании в Оружейной Палате гладких деревянных иконостасов в Измайловскую соборную церковь Покрова Богородицы и в дворцовые: Всех Святых и Св. Иоасафа Царевича, писали и золотили Лазарь Иванов сотоварищи; а 1679 г. Царские изографы Иван Мировский, Яков Иванов, Василий Познанский, Карп Золотарев и Автоном Иванов писали в новопостроенную церковь св. иконы с позолоченными венцами. В день храмового праздника Октября 1, 1679 г. собор этот освящен в присутствии Царя храмоздателя и всего Августейшего двора Патриархом Иоакимом. Покровский собор в селе Измайлове В плане и фасаде храм этот сходен с Московским Успенским собором, который послужил ему образцем. Толстые его стены (в 3½ аршина) со всех четырех сторон сведены тремя полукружиями, коих тимпаны, или кокошники испещрены разноцветными кахелями. Главы его прежде покрывал чешуйчатый гонт, а теперь железо. У трех главных входов пристроены были три каменные крыльца с теремчатыми верхами на кувшинообразных столпах, об одиннадцати ступенях. Для соединения собора с тремя четырехэтажными флигелями и для укрепления стен его, пожертвовано южным и северным крыльцами; ибо ето огромное здание другой уже век держится более крепостью раствора и железными связями, чем мелким фундаментом, не доходящим до материка. К восточной части собора, состоящей из трех полукружий, примыкает корпус с коридором, обнимающим алтарь. Сии три корпуса, соединенные с храмом, составляют военную богадельню, о коей скажем в последствии. Внутренность храма отличается простотой и величием размеров, удобством и целесоответственностью в расположении, равно и достаточным освещением из трибуна и стенных окон. Стрельчатые его своды покоятся на четырех четырехгранных столпах, между коими прежде были деревянные хоры; у правого столпа против иконостаса стояло Царское место. Длинные окны собора в два света; прежде в них вставлены были слюдяные оконницы. Помост, или солея алтаря возвышен на три ступени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010