Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь. Память святой мученицы Ии Святая мученица Ия была родом из города Визада 1 ]; вместе с 9000 христиан взята была она в плен персидским царем Сапором 2 ]. За исповедание Христа она представлена была на суд к начальнику волхвов, который стал принуждать ее отречься от Христа. Но она не склонилась на его увещания и пребыла твердою в истинной вере. За сие заключили ее в темницу и целый год морили голодом. Затем ее вывели из заключения и сильно начали бить суковатыми палками, после чего опять отвели в темницу, где она пробыла пятнадцать лет. По прошествии сего времени, ее опять вывели и так крепко связали веревками ее колена, бедра и руки, что кости ее надломились. Потом начали бить ее ремнями из суровой кожи по чреслам и по чреву и, наконец, отсекли ей главу 3 ]. Память святых мучеников Диодора и Дидима Сии святые мученики были из Лаодикии Сирской. Исповедуя Христову веру, они учили о Христе язычников и многих из них обращали и крестили. За это привели их к правителю Лаодикийскому на суд, и здесь они смело исповедовали Христа. Их предали страшным мучениям, но они не отреклись от Христа, бесстрашно обличали идольскую лесть и укоряли правителя за то, что он, оставив истинного Бога, покланяется ложным богам. С молитвой на устах предали они среди мучений души свои Господу. Память 12 сентября Житие и страдание святого священномученика Автонома Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклитиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), и, оставив Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном селении, называемом Сореос 1 ]. Здесь святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих еллинов к христианской вере. И не мало приобрел он здесь душ Богу, ибо множество народу собиралось в дом Корнилия слушать учение святого Автонома. Он же подобно Апостолам проповедовал Слово Божие со дерзновением, ибо в ней действовал тот же Дух Святой, Который некогда в огненных языках сошел на святых Апостолов. Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. И в той местности он так много людей привел ко святой вере, что дом Корнилия уже не мог вмещать всего собрания верующих, тогда святой Автоном выстроил христианам церковь во имя воеводы небесных сил, святого архистратига Михаила, вручая под его защиту всех новопросвещенных им; сам же, посвятив Корнилия в диакона и поручив ему словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию 2 ], желая и там быть проповедником благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1) Священномученик Автоном, якобы рукоположивший единолично Корнилия (в прологе 12 сентября), жил в IV веке, в царствование Диоклетиана мучителя и, удалившись от гонения из Италии в Вифинию, поселился у некоего жителя Корнилия, которого, как и многих других, с течением времени обратив в христианство, и «поставил» Корнилия епископом. Но один ли он рукополагал Корнилия? – В житии не говорится; следовательно, нет оснований настаивать на том именно, что Автоном совершал хиротонию единолично. Кроме того, слово «поставил» иногда служит только выражением утверждения в том или другом звании. 2) Об епископе Илиодоре в прологе (под 9 апреля) сказано, что он «хотяше преставитися, Дисана пресвитера вмсто себе постави». Но один ли его поставил? – Так же ничего не говорится. То же самое следует сказать 3) и о Стефане, архиерее Сурожском, поставившем вместо себя клирика Филарета (Четьи-Минеи, 15 декабря); да ему и не было надобности нарушать апостольское правило. Он имел подчинённых епископов; в житии его ясно говорится, что он предъ царя съ епископы». 4) Напрасно они ссылаются и на святого Иоанна Златоуста , якобы единолично рукополагавшего в Куксе, месте его изгнания, епископов; ему тем более не было нужды нарушать церковные правила, ибо он и жил в доме Адельфия, епископа Аравийского (Маргарит, в житии его листы 114 и 126). 5) Про Мелетия, патриарха Александрийского, якобы рукополагавшего единолично Гедеона Балабана, говорится намеренная ложь, которая и обличается самым надписанием послания Мелетия: «Гедеону, боголюбезнйшему, епископу львовскому и съ епископы»... Несколько ниже Мелетий говорит: «тмъ-же повелваемъ собору быти епископску». И ещё: «повелваемъ собравшимся прочее епископомъ православнымъ многимъ, аще мощно, аще ли же ни, не мене по отецъ 4-м, иже въ Никеи 318, по 9-му, иже во по 13 и иже в Караген, по 52-му» (Кириллова книга, листы 484, 485 и об.). 6) Указание на Федиму, епископа Амасийского, который рукоположил единолично и даже заочно святого Григория во епископа Кесарийского (Четьи-Минеи, 14 ноября), тем менее может служить к оправданию Амвросия, потому что это событие сверхъестественное, как например, и Феодосий, епископ Кизический, поставил Никона по особому повелению Божию, данному через ангела (Пролог, 23 марта). Амвросию о поставлении Кирилла такого повеления не было слышно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

В житии св. священномученика Автонома находим поучительные для сектантов, не почитающих св. мощей, свидетельства о нетлении тел угодников Божиих: «Приникши иногда очима в гроб мученический, говорит Метафраст, зрех святыя его мощи, не побеждены пробывшия силою смерти. Глава со власы неповрежденна, и лицо его цело, кожа крепка не погубиша власов вежди его, точию очи смежены. Все тело его целы содержит своя составы». Раскольники, приемлющие австрийское или белокриницкое священство, утверждают, на основании Пролога, что священномуч. Автоном († 313 г.) единолично поставил в епископы Кормилия. Но из одного краткого и неясного выражения нельзя с решительностью заключать, что сщмч. Автоном единолично поставил Корнилия во епископы, пот. что выражение «поставил» не значит рукоположил: иногда оно означает определение, решение о поставлении на священную степень какого-либо лица, иногда восвождение поставленного уже епископа на престол другой епархии. Впрочем, если он и единолично поставил в епископы, то это был случай исключительный, а исключительные, «смотрительные» случаи в обдержность не приемлются (Матф. Прав. сост. 2, гл. 3, л. 102). 13 . Память обновления храма Воскресения Христова. Предпразднество Воздвижения честного и животворящего Креста . Сщмчч.: Корнилия сотника и Иулиана пресвитера; прп. Петра, иже во Атрои, мчч.: Илии, Зотика, Лукиана, Валериана, Макровия, Гордиана, Кронида, Леонтия, Серапиона, Селевка и Стратоника. В житии священномуч. Корнилия Сотника, этого самовидца и свидетеля апостольского времени находим свидетельство об употреблении свеч при христианском погребении. Св. Корнилий был первый христианин из язычников, крещенный апостолом Петром ( Деян.10 ) и погребенный верующими со свечами. 14 . Воздвижение честного и животворящего Креста . Успение свт. Иоанна, архиеп. Константинограда, Златоустого; мч. Папы. 15 . Вкмч. Никиты, прп. Филофея пресвитера, мч. Порфирия; обретение мощей свт. Акакия, еп. Мелитинского, и св. первомуч. архидиакона Стефана; мчч.: Феодота, Асклиады и Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Когда эти мысли, извлечённые из евангельского авторитета, были одобрены этим священным чином, то, по определению собора, на Астерия возложена была (обязанность) заботиться... (о приведении этого определения в исполнение) на востоке, а на западе это поручено было Евсевию“. ( Деян. 7 вселен. собора, изд. 1891 г., 54–55 стр.). О том же, т. е., что Евсевий был послан собором, говорится и у Барония (лето Господне 378, ч. 10, 11 и 12). – Ясно, как Божий день, что в то время, когда жили Афанасий и Евсевий, на исправление Церквей, повреждённых арианами, собирались соборы, которые и давали некоторым (в том числе Афанасию и Евсевию) поручения и полномочия исправлять повреждённые ересью Церкви, ставить для них иереев и диаконов. – Значит, что делали Афанасий и Евсевий, – делали не самовольно, а по приказанию соборов св. отцов, имели посланничество, чего не имел ваш Амвросий, а главное, повторяю, нигде не говорится, что Евсевий и др. единолично рукополагали епископов. Ссылаетесь на священномученика Автонома, который, якобы, рукоположил единолично Корнилия (Пролог 12 сентября). Св. священномученик Автоном жил в IV веке, в царствование Диоклитиана мучителя. По сказанию Минеи (12 сентября), он, удалившись из Италии от гонения в Вифанию, нашёл некое место, называемое Сореос, где поселился у одного жителя, по имени Корнилия, проповедал там христианство между язычниками, много обратил их ко Христу, устроил у них церковь во имя Архистратига Божия Михаила и поставил к ней означенного Корнилия сначала диаконом, потом пресвитером и, наконец, епископом. – Но один ли он рукополагал в епископа Корнилия, этого в житии не говорится, и вы строите свои догадки. После каждого поставления в чин Корнилия Автоном, как говорится в житии его (см. Четьи- Минеи), удалялся из Сореоса в другие страны – в Ликаонию, в Исаврию, в Клавдиополь – проповедовал там христианство и опять возвращался, а Диоклитиан-мучитель был в это время в Никомидии, и слуги его искали Автонома на мучение. Во время этого гонения много было мучеников епископов, например, Никомидийский епископ Анфим и другие, как о том пишет в своей книге Евсевий (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пр. Феофан исповедник († ок. 300 г.), не будучи священником, совершал крещение, но делал это вследствие крайней нужды. А то, что допускается по нужде, составляет исключение из закона и не может быть правилом. «Еже через правил, говорит Матфей Правильник, не приносится во указ или в притчу... Несть закон Церкви скудное» (сост. 2 гл. 3, л. 102). Св. Феофан при Кирее, Керине и Нумердане потерпел раны за исповедание Христово. Скончался мирно (ок. 301 г.), проведши в постничестве около 75 л. Такое долголетие св. подвижников поста ясно говорит, что посты не изнурительны для человека. 10. Мч. Минодоры, Митродоры, Нимфодоры; св. Пульхерии цар., ап. Апеллия, Лукия, Климента; мч. Варипсава, п. Петра, Павла, еп. никийск., п. Иоасафа (кп. Андрея, 1453). Св. Петр был защитником иконопочитания при Льве Армянине. 11. П. Феодоры, Евфросина; мц. Ии; м. Диодора, Дидима, Димитрия, Димитриана: мц. Еванфии; пер. мощ. п. Сергия и Германа, валаам. чудотв. Мучч. Диодор и Дидим, по сказанию Пролога, совершали крещение, хотя и не были священниками. Но пример их не оправдывает практики раскольников-безпоповцев, потому что Диодор и Дидим крестили вследствие крайней нужды, во время гонений; а раскольники-безпоповцы живут в мирное и спокойное время и такой нужды не испытывают. 12. Отдание праздн. Рождества Пресвятой Богородицы. Свм. Автонома, Корнута; м. Иулиана, Феодора; п. Вассиана тиксенск. (1624), прв. Симеона всрхотурск. (1642). В житии св. священномученика Автонома находим поучительные для сектантов, не почитающих св. мощей, свидетельства о нетлении тел угодников Божиих: «Приникши иногда очима в гроб мученический, говорит Метафраст, зрех святые его мощи, но побеждены пребывшие силой смерти. Глава со власы не повреждена, и лице его цело, кожа крепка не погубиша власов вежди его, точию очи смежены. Все тело его цело содержит свои составы». Раскольники, приемлющие австрийское или белокриницкое священство, утверждают на основании Пролога, что священномуч. Автоном († 313 г.) единолично поставил в епископы Корнилия. Но из одного краткого и неясного выражения нельзя с решительностью заключать, что св.-муч. Автоном единолично поставил Корнилия в епископы, потому что выражение «поставил» не значит рукоположил: иногда оно означает определение, решение о поставление на священную степень какого-либо лица, иногда возвождение поставленного уже епископа на престол другой епархии. Впрочем, если он и единолично поставил в епископы, то это был случай исключительный, а исключительные, «смотрительные» случаи в обдержность не приемлются (Матф. Прав. сост. 2, гл. 3, л. 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Преподобный Евфросин служил братии одного из монастырей на поварне. Ему приходилось иметь много поруганий и скорбей от некоторых из братии, но Он все переносил с великим смирением и послушанием, пребывая в то же время в посте и молитве. Этим и угодил Богу. Мученица Ия была взята в плен персидским царем Сапором II в Визаде в 362 г. Ее мучили и умертвили мечом. По мнению некоторых, Ия почитается за одно лицо со св. Евдокией, память которой 4-го августа. Мученики Дюдор и Дидим происходили из сирской Лаодикии. Они обратили многих из язычников к христианской вере. Правитель Лаодикии потребовал их к себе на суд и убеждал оставить христианскую веру и принять языческую; но святые уговаривали его самого принять христианство. Тогда замучили их. Мученик Димитрий был князем города Скенсии, в Геллеспонте. Он мучил св. Корнилия сотника (читать под 13 сентября), но был сам обращен ко Христу вместе с женой Еванфией и сыном Димитрианом. Они все трое были уморены голодом за веру. Перенесение мощей Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, из Новгорода в их обитель. Чит. о них под 28 июня. Память трех жен, обретенных в пустынной горе. Это были: жена константинопольского сановника, которая после смерти своего мужа, желая укрыться от света, удалилась с двумя служанками в пустыню, и все три, поселившись в горной расселине, провела здесь 11 лет в строгих подвигах и никем невидимые. Перед смертью их обрел игумен находившегося на горе монастыря и причастил св. Христовых Таин. Имена сих жен остались неизвестными. 12-е число Священномученик Автоном жил в III веке. Он был епископом в Италии. Когда в его время Диоклетиан открыл гонение на христиан, то он, для пользы других, удалился из Италии в Вифинию и, проповедуя здесь, крестил многих из язычников. Проповедовал он и в других местах. В одном месте, в его присутствии, новопросвещенные христиане разрушили языческий храм. Чтобы отомстить за это, оставшееся в язычестве напали на христиан в то время, когда они были в храме за литургией, которую совершал Автоном. Христиан разогнали, а Автонома убили. В последствии времени мощи его были найдены нетленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Однажды местные жители, оставшиеся в неверии, совершали праздник одному из своих скверных идолов и, принося жертву бесам, ликовали в своем идольском храме; тогда христиане, которых в то время было уже много, собравшись, пришли к празднующим язычникам, ниспровергли их жертвенники и разбили всех идолов, храм же их разрушили до основания. Сим они показали неверным, что боги их ничтожны, ибо они не могут сопротивляться, когда их сокрушают, и не вопиют, если их разбивают. Язычники, разгневавшись на христиан за такое тяжкое посрамление, решили отомстить им за сокрушение своих идолов и стали ждать удобного для сего времени. Узнав однажды тот день, когда служитель Господень Автоном должен был в выстроенной им церкви архистратига Михаила в городе Сореос приносить бескровную жертву Богу, они из Лимны вместе с язычниками других окрестных сел собрались в бесчисленном количестве и тайно приготовились внезапно напасть на храм Божий и убить пастыря христиан, святого Автонома, что им и удалось исполнить. Во время совершения Божественной литургии язычники во множестве напали на церковь: одни из них имели в руках оружие, другие палки или камни; они разогнали из церкви всех бывших там христиан и бесчеловечно убили святого Автонома: они замучили его в алтаре, так что последний весь обагрился святою его кровью. Так, принося бескровную жертву, святитель сам был принесен как кровавая жертва в пренебесный жертвенник 5 ]. Убив святого Автонома, язычники набросали на него множество камней, коими они его убили. Совершив торжество в честь того, что отомстили христианам за поругание своих богов, все они разошлись. И лежал святитель убитым, — и было тогда великое смущение в церкви и неутешный плач верующих по причине убиения их отца и доброго пастыря. Некая же диаконисса, по имени Мария, взяв святое тело священномученика, с благоговением предала его погребению. По прошествии многих лет по погребении святого Автонома, в то время, когда Константин Великий вступил на престол, некий вельможа, по имени Севириан, послан был царем в Александрию. Боясь морского волнения, он поехал не морем, но сушею по берегу моря. По смотрению Божию пришлось им идти мимо того места, где лежало тело священномученика Автонома; и вдруг лошади сразу остановились и никак не могли ехать далее. Как их ни били бичами, ни одна не могла двинуться с места; их облегчили от тяжестей, которые они везли, но и тогда они не могли продолжать путь: как будто какая невидимая рука их удерживала; и был Севириан в большом недоумении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В житиях Святых встречаются подобные примеры, когда бессловесные животные открывали людям волю Божию о Его святых угодниках. Мученик Иакинф (3 июля) «Новопросвещенный христианин, взяв ковчег с мощами Святого и запечатав его, отослал его с надежными людьми в Кесарию каппадокийскую; при этом он приказал отправленным с ковчегом людям пустить мулов (везших ковчег) одних , когда они приблизятся к городу; там, где они остановятся, должны быть положены мощи, ибо так приказал Святой. Когда же посланные с мощами верные люди подошли к городу Кесарии и находились близ ворот, называвшихся Севастианскими, то пустили мулов без провожатых. Никем не управляемые, последние подошли к дому, в котором родился мученик » с. 47]. Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (1 июня) «Погребли его, согласно его завещанию, в Сосковце. Тело его везли на муле. В одном месте мул этот остановился и не хотел идти дальше . Там поставили потом часовню. Тогда преподобный Амфилохий распорядился привести другого мула, особенно любимого покойным, и он довез тело своего господина до места его последнего упокоения » с. 339]. Преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа) «Старец Адриан был в Москве и вместе с преподобным Геннадием был восприемником царевны Анны, дочери царя Uoahha IV . Но на обратном пути, в 30 верстах от обители, он был мученически убит злодеями, которые хотели завладеть царскими дарами. Тщетно ожидало его осиротевшее братство, ничего не знавшее о случившемся. Но через два года Преподобный явился старцам своей обители, рассказал им о своей кончине и велел инокам отпрячь белого коня одного земледельца, пустить его и идти за ним, пока он не остановится. Конь привел их к останкам под грудой мха » с. 471]. Священномученик Автоном (12 сентября) «По смотрению Божьему, пришлось им идти мимо того места, где лежало тело священномученика Автонома; и вдруг лошади сразу остановились и никак не могли ехать далее. Как их ни били бичами, ни одна не могла двинуться с места; их облегчили от тяжестей, которые они везли, но и тогда они не могли продолжать путь: как будто какая невидимая рука их удерживала; и был Севириан в большом недоумении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви. В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор. В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека – богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого – святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв. В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом (284–305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви. Новый император Константин Великий (324–337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир. Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с Севирианом ехал некий благочестивый муж, который был наделен даром прозревать тайны Божии. Он сказал Севириану: — Следует тебе на сем месте воздвигнуть церковь тому мученику, тело коего здесь погребено; и если ты дашь обет сделать сие, то увидишь, что лошади твои быстро пойдут далее. Севириан с радостью обещал сделать это, и лошади его действительно тотчас же тронулись и быстро побежали. Севириан же, до возвращения своего из Александрии, построил на том месте небольшой молитвенный храм в честь святого мученика; а возвратившись воздвиг над гробом его прекрасную церковь. По прошествии многих лет, один священник, не зная, что в сей церкви под землею лежат святые мощи святого Автонома, разобрал ее вследствие ветхости, а новую построил на другом месте, близ моря 6 ]. То же место, где под спудом лежали мощи святого, было шестьдесят лет пусто, — до самой смерти византийского царя Зинона 7 ], — и никто не знал о том многоценном сокровище, которое было сокрыто в недрах земли. В то время один из царских телохранителей, по имени Иоанн, исполняя некое царское повеление, находился в вышеупомянутых местностях — в г. Сореосе и Лимне; он однажды пошел на охоту и случилось, что на том самом месте, где некогда стояла церковь над мощами святого, он увидел зайца и, натянув лук и пустив стрелу, убил его; убив много и других зверей, он возвратился домой. Но вот ночью, когда он уже спал на одре своем, явился ему во сне священномученик Автоном и повелел ему создать церковь на том самом месте, где накануне он убил зайца. Иоанн проснувшись решил приложить всё свое старание, чтобы исполнить повеленное ему и в скором времени создал дивную церковь во имя священномученика Автонома; мощи же его обрел в земле целыми и совершенно нетленными, и от них стало совершаться много чудес, и многие больные получили здесь исцеление. О самом обретении мощей святого Автонома блаженный Симеон Метафраст 8 ] говорит так: — Видя достославного подвижника, препобеждающего свойства человеческой природы, я встал на славословие Божие; и вот, приникая некогда очами в гроб святого мученика Автонома, я узрел, что его святые мощи остаются непобежденными силою смерти. Смерть, похваляющаяся в три дня разрушить весь состав живого существа, не могла, в продолжение столь многих лет, уничтожить ни одного волоса у сего славного мужа. Глава его и волосы были невредимы, лицо цело, кожа крепка, — не истлел ни один волос на ресницах его: лишь очи его сомкнулись. И когда я глядел на него, мне казалось, что смерть заставила его лишь хранить молчание, а всё его тело и все его составы сохраняет целыми: ни с головы его ничто не отпало, ни от прочих частей тела ничто не отделилось. Так прославляет Господь тех, кои прославляют Его в святых телесах своих. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010